История

Успенская церковь, более известная под названием Васильевской по приделу в ней в честь св. Василия великаго. На месте Васил. храма прежде существовал женский монастырь, основанный вероятно в, в 14 веке, так как ныне существующий Воскресенский у П. Норбекова под 1625 годом называется "Новодевичьим", т.е. построенным недавно (сравнительно с васильевским). Под 1373 годом у Карамзина (История росс. государства, т. V, стр. 31) разсказывается о разорении Торжка Тверским великим князем Михаилом Александровичем во время его войны с велик. Московск. князем Димитрием Иоанновичем Донским. В описании разорения Торжка упоминаются монахини (подвергшиеся оскорблениям и смерти). После Тверского разорения Васильевский монастырь вторично был возстановлен и существовал до нашествия литвы, от которой эта обитель сильно пострадала. После литов. разорения Васильевск. монастырь вторично был возобновлен, но при этом из женскаго был обращен в мужской; в нем немного было братии и настоятелями его были строители (а не игумены), из коих известны: Лаврентий, Иосиф 1-й (1621), Иосиф 2-й (1667), Сергий (1676), Исайя (1682), Макарий (1683) и Иосаф (1684-1689). В 1690 г. Васил. монастырь снова был обращен в женский и приписан к Новот. Воскресенскому. Июня 15 1690 (7198) года игумения Иустина доносила Новгородск. митрополиту Корнилию, что в ея Воскрес. монастыре в "общежительстве стариц многое число, а жить им негде, потому-то оне проживают в Торжке и в уезде, в мирских домах не монастырским устроением"; и в том же (1690) били челом тому же митрополиту (Корнилию) того Воскресен. девича монастыря вкладчики, чтобы "Васильевский монастырь для утешения сестер приписать к тому Воскресен. девичу монастырю и учинить ево девичьим монастырем". И по этой просьбе выдана от митрополита Корнилия грамота, которою повелевалось "тот Васильевский монастырь (по малобратству его, - в нем в то время был строитель и два старца) учинить девичьим монастырем и ведать в Воскресенском девиче монастыре с отчины, и со крестьяны, и со всеми угодьи, и в тот монастырь из Воскресен. девича монастыря стариц, которых доведется, также в Торжку и в уезде собрав в мирских домех стариц же, перевести в тот Васил. монастырь и учинить его девичьим монастырем и устроить по монастырскому чину во общежительство. И ведать их всем и расправу чинить тебе, игуменьи Устиньи, по совету с сестрами, и впредь кто иные игуменьи будут, а пищу и одежду им старицам учинить в том Васильевском монастыре против Воскресенск. монастыря, а чтобы в Торжку и в уезде в мирских домех стариц нигде не было и безчиния никакого от них не явилось". Васил. монастырь, как видно, в то время был весьма беден и ы упадке; в нем церкви были деревянныя, приходившия в ветхость, с деревянными же же на столбах колокольнями. В 1760 году вместо деревянной церкви в Васильевск. (приписном) монастыре была построена каменная во имя честнаго Успения Божией Матери с приделами св. Василия Великаго и св. Алексия, Моск. митрополита. Эта и доныне существующая церковь была освящена по грамоте Новгор. митрополита Димитрия при игумении Марфе (в 1760 г.). По учреждении монастырских штатов в 1764 году, Васильевский монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь.

О церкви святаго Василия в описании новоторжских церквей иеромонаха Илиодора (1860) сказано: "Васильевская, каменная, с каменною колокольнею, одноэтажная, обнесенная с юговостока каменною с железными решетками оградою, в коей стоит каменный церковный дом для жительства священника; настоящая церковь - во имя Успения Божией Матери, а придельная теплая с двумя престолами: во имя святителя Василия Великаго, по имени коего и церковь именуется Васильевскою, и Алексия, Московскаго митрополита. Сия церковь, будучи приписным девичьим монастырем с 1690 года, на место древней деревянной с деревянною колокольней и с таковою же оградой бывшей, в 1760 г. была сооружена игумениею Марфою 3-ею при Тверском архиепископе Афанасии, по блпагославению Новгород. архиепископа Димитрия; и тогда же на старом антиминсе 1733 года, архиепископом Новгородским Феофаном священнодействованым, была освящена Борисоглеб. архимандритом Наркиссом. В 1764 году Васильевский приписной монастырь был уничтожен, а церковь обращена в приходскую. В сей церкви имеются древния храмовыя иконы писания древняго иконнаго. В 1840 г. сия церковь была возобновлена стенным живописным письмом на алфреско, новыми иконостасами и частью образами иконнаго писания; а придельные храмы распространены, перестроены и тогда же освящены..." (стр. 133). В настоящее время левый придел посвящен св. Василию Великому, а правый - в честь Божией Матери Скорбящих радости. Хотя Васильевская церковь одна из древнейших в Торжке, но в ней не много осталось старины. Из икон замечательны: местночтимая икона свят. Николая со множеством на полях ея чудес; икона св. Василия Великаго старинная, замечательная по металлической ризе изящной работы; икона преподобнаго Сергия Радонежскаго и друг. На колокольне находится колокол, из надписи на коем видно, что он отлит в 1767 году к церкви святых Жен Мироносиц, тщанием приходского священника (?). В Торжке, как видно из писц. книг 1625 г., существовал Миронос. женский монастырь; но он был в 1814 г. разобран. Бывшая в Васильевской церкви старинная на холсте плащаница была передана (16 нояб. 1901 г.) приход. священником в Тверской губернский музей

Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. - Тверь, 1903.

 

Храм был закрыт для богослужений в 1932 г. Возвращен прихожанам в 2012 году.

25 августа 2012 г. в Успенской (Васильевской) церкви г. Торжка было совершено Всенощное бдение, впервые после долгих лет запустения. В Воскресение, 26 августа состоялась Божественная Литургия. Богослужение совершил настоятель храма иерей Роман Иванов в сослужении настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери села Рашкино Торжокского района иерея Александра Рабцуна.

08.03.2019 г. настоятелем храма назначен иерей Максим Мищенко.

 

 

Успенская церковь, более известная под названием Васильевской по приделу в ней в честь св. Василия великаго. На месте Васил. храма прежде существовал женский монастырь, основанный вероятно в, в 14 веке, так как ныне существующий Воскресенский у П. Норбекова под 1625 годом называется "Новодевичьим", т.е. построенным недавно (сравнительно с васильевским). Под 1373 годом у Карамзина (История росс. государства, т. V, стр. 31) разсказывается о разорении Торжка Тверским великим князем Михаилом Александровичем во время его войны с велик. Московск. князем Димитрием Иоанновичем Донским. В описании разорения Торжка упоминаются монахини (подвергшиеся оскорблениям и смерти). После Тверского разорения Васильевский монастырь вторично был возстановлен и существовал до нашествия литвы, от которой эта обитель сильно пострадала. После литов. разорения Васильевск. монастырь вторично был возобновлен, но при этом из женскаго был обращен в мужской; в нем немного было братии и настоятелями его были строители (а не игумены), из коих известны: Лаврентий, Иосиф 1-й (1621), Иосиф 2-й (1667), Сергий (1676), Исайя (1682), Макарий (1683) и Иосаф (1684-1689). В 1690 г. Васил. монастырь снова был обращен в женский и приписан к Новот. Воскресенскому. Июня 15 1690 (7198) года игумения Иустина доносила Новгородск. митрополиту Корнилию, что в ея Воскрес. монастыре в "общежительстве стариц многое число, а жить им негде, потому-то оне проживают в Торжке и в уезде, в мирских домах не монастырским устроением"; и в том же (1690) били челом тому же митрополиту (Корнилию) того Воскресен. девича монастыря вкладчики, чтобы "Васильевский монастырь для утешения сестер приписать к тому Воскресен. девичу монастырю и учинить ево девичьим монастырем". И по этой просьбе выдана от митрополита Корнилия грамота, которою повелевалось "тот Васильевский монастырь (по малобратству его, - в нем в то время был строитель и два старца) учинить девичьим монастырем и ведать в Воскресенском девиче монастыре с отчины, и со крестьяны, и со всеми угодьи, и в тот монастырь из Воскресен. девича монастыря стариц, которых доведется, также в Торжку и в уезде собрав в мирских домех стариц же, перевести в тот Васил. монастырь и учинить его девичьим монастырем и устроить по монастырскому чину во общежительство. И ведать их всем и расправу чинить тебе, игуменьи Устиньи, по совету с сестрами, и впредь кто иные игуменьи будут, а пищу и одежду им старицам учинить в том Васильевском монастыре против Воскресенск. монастыря, а чтобы в Торжку и в уезде в мирских домех стариц нигде не было и безчиния никакого от них не явилось". Васил. монастырь, как видно, в то время был весьма беден и ы упадке; в нем церкви были деревянныя, приходившия в ветхость, с деревянными же же на столбах колокольнями. В 1760 году вместо деревянной церкви в Васильевск. (приписном) монастыре была построена каменная во имя честнаго Успения Божией Матери с приделами св. Василия Великаго и св. Алексия, Моск. митрополита. Эта и доныне существующая церковь была освящена по грамоте Новгор. митрополита Димитрия при игумении Марфе (в 1760 г.). По учреждении монастырских штатов в 1764 году, Васильевский монастырь был упразднен и обращен в приходскую церковь.