Параграф I II III Между источниками для жизни и деятельности пр. Антония, первое место занимает написанная Афанасием архиепископ. александрийским биография св. Антония под названием: «βίος καἱ πολιτεία τοῦ ὁσίου πατρὁς ήμῶν Ἀντονίου συηηραφεἱ΄ς καἱ ἁποσταλεἱς πρὁς τοὑς ὲν ρη ξένη μονάχους"1, обыкновенно называемая «vitas. Antonii». Относительно того, в какое время это сочинение написано св. Афанасием, существуют различные мнения. Одни, как напр. Бароний2, Росвейд3, основываясь на том, что в жизнеописании ничего не говорится о свидании пр. Антония с Павлом Фивейским, а также на свидетельстве блаж. Иеронима о римлянки Маркелле, «изучавшей жизнь Антония и Пахомия чрез Афанасия, тогда как еще был жив…
Содержание Местоположение обители Историческое обозрение обители Период первый Период второй Настоящее состояние монастыря Св. храмы и часовня Прочие здания внутри и вне монастыря Вкладная книга и синодики Достопримечательные церковные вещи и ризница Ризница Старопечатные книги Чем владел и владеет монастырь Принадлежность иерархическая, настоятельство, число и состав братства Список настоятелей Настоятели XVII столетия Настоятели XVII столетия  Местоположение обители Белевская Жабынская, Введенская пустынь, именуется Белевской по близлежащему уездному городу Белеву, Жабынской по речке того же имени, Вытекающей из кладезя Жабынца, при котором она основана, на древнем Жабынском городище, а Введенской по главному храму обители. Пустынь сия стоит на правом берегу реки Оки,…
Подвижник просвещения: Алексей Дмитриевич Червяков – архивист, историк, педагог Наталья Николаевна Блохина, к. мед. н., старший научный сотрудник Национального научно-исследовательского института общественного здоровья РАМН Анатолий Аркадьевич Турилов, к. ист. н., старший научный сотрудник института славяноведения РАН Статья опубликована в « Вестнике церковной истории». 2008. № 4. С. 211–222  3 апреля 2007 г. на 60-м году жизни окончил свой земной путь замечательный человек - хранитель и исследователь отечественного рукописного наследия, подвижник право славного просвещения Алексей Дмитриевич Червяков. Алексей Дмитриевич родился 12 августа 1947 г. в старинной московской семье, известной с ХУIII в. Более 23 лет он проработал в Государственной библиотеке имени…
«Драгоценнейший памятник пастырской деятельности». Праздничные послания преп. Амвросия Оптинского. Варвара Викторовна Каширина, доктор филолог. наук Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010 Праздничные послания относятся к жанру духовной эпистолярной литературы. Духовная переписка имеет ряд особенностей. Основная тема письма – указание пути к христианскому спасению и совершенствованию, поэтому письмо приобретает обобщающий характер. В первую очередь, это духовное послание, а потом уже факт личной переписки. Практика публикации духовного эпистолярного наследия была распространена в XIX веке, о значении писем свидетельствовал тот факт, что многие из них публиковались еще при жизни адресатов. Причем, при…
Содержание Предисловие 1. Молодость о. Леонида. Пребывание его в Оптиной пустыни, в Белых Берегах, на Валааме и в Свирском монастыре 2. Переход о. Леонида в Оптину пустынь. – Введение старчества 3. Противники старчества. – Гонение на старца о. Леонида в 1835–1836 г. 4. Об отличительных свойствах и духовных дарованиях старца Леонида. Келейная его жизнь 5. Рассказы о старце Леониде духовных его детей и знавших его лиц 6. Гонение 1839–1841 г. на старца о. Леонида и на Белевских его учениц 7. Рассказ инока Парфения. Последние дни и кончина старца Леонида Приложения 1. Вопросы ученика и ответы старца 2. Вопросы другого ученика…
1. Даю сии правила, как изречет их Господь устами моими, для тех, кои хотят подклониться под тяжелое иго отшельничества. Должно повиноваться сим заповедям, и кто нарушит хоть одну из них, тот «мний наречется в царствии небесном» (Мф. 5, 19). А) ВНЕШНЕЕ ТЕЧЕНИЕ И ВНЕШНИЕ ПОРЯДКИ ТАКОЙ ЖИЗНИ а) Удаление от мiра и от сожительства с людьми. 1. Кто хочет спастись (в мiроотречном образе жизни), пусть не остается в доме своем и не живет в том городе, в котором грешил, также пусть не посещает родителей своих и ближних по плоти: ибо от этого бывает вред душе и гибнут плоды жизни. 2.…
(Составлено по воспоминаниям и творениям Владыки и по разсказам его бывших подчиненных, сослуживцев и учеников). Содержание Детство Гимназия В Духовной Академии и диссертация Принятие монашества и первые годы службы Ректор Московской Духовной Академии В Казани В Уфе На Волынской кафедре В Харькове Революция Всероссийский Церковный Собор Избрание Киевским Митрополитом и заключение На Юге России и заграницей В Югославии Детство. 17 марта 1863 года, в день преподобнаго Алексия, человека Божия, в дворянской усадьбе, в с. Ватагино Крестицкаго уезда, Новгородской губернии, в семье Храповицких, принадлежавшей к старинному русскому роду, родился третий сын – Алексий, наш будущий Владыка – Блаженнейший Антоний, Митрополит Киевский…
Оптина пустынь в 1911 году глазами валаамского паломника Лариса Ивановна Алехина, кандидат филолог. наук, зав. сектором рукописных и старопечатных книг Музея имени Андрея Рублева Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010 Немалую ценность имеют воспоминания о посещении Оптиной пустыни, но еще более важными представляются путевые записки, сделанные во время паломничества, в которых отражены непосредственные впечатления, не сглаженные временем, практически дословно переданы разговоры со старцами и братией, зафиксированы детали, смысл которых может открыться через годы. А если таким паломником оказывается к тому же монашествующий, то значение его записок трудно переоценить. Такие…
Содержание Значение Исповеди для Христиан Душевное настроение самого духовника Влияние исповеди Внешние условия разумной исповеди Духовное руководство Духовное Врачевание, Неверие и Маловерие Духовная мнительность Страх сознаться в грехе Самооправдание Духовная прелесть Недуги воли и сердца. Гнев Гордыня и тщеславие Седьмая Заповедь Пьянство Прочие страсти и отдельные грехи Зависть Сребролюбие Особые грехи Грехи против ближних Грехи против Бога Грехи против собственной души Епитимии  Митрополит Антоний (Алексей Павлович Храповицкий. 1863–1936) происходил из старинной новгородской дворянской семьи. Монашеский постриг он принял будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной Академии, а в 1885 г., в год окончания Академии, был рукоположен во иеромонаха. Свою преподавательскую деятельность митрополит Антоний…
Как часто в наше время приходится православному христианину слышать хулу на Крест Христов! Сектанты называют православных неразумными и идолопоклонниками за почитание священных изображений – икон и святого Креста. «Креста нельзя почитать, – говорят они, – потому что крест Богом проклят: «Проклят всяк, висящий на древе» (Гал. 3:13). Кто из нас стал бы почитать дерево, на котором повесили нашего отца? – А православные почитают именно такое дерево». Но нам есть, что ответить на эти сектантские возражения. Православные не идолопоклонники: идолопоклонниками называются люди, которые сами изображения признают за божество. Например, сделают изображение наподобие человека и верят, что это изображение и есть всемогущий,…
1. Люди обычно именуются умными, по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни по истине должны именоваться умными людьми. 2. Истинно умный человек одну имеет заботу, вседушно повиноваться и угождать Богу всячески. Тому и единственно тому поучает он душу свою, как бы благоугодить Богу, благодаря Его за Его благое промышление, в каких бы ни находился случайностях…
Вступительное замечание Обряд обрезания среди народа еврейского Сретение Господне История праздника Богослужение праздника Народные обычаи в день Сретения История второго Иерусалимского храма от его основания и до последних дней Площадь храма с ее постройками в настоящее время Впечатление паломника Вступительное замечание По предвечному Совету Божию спасение падшего человека должно было совершиться искуплением явив¬шегося в мир во плоти Сына Божия. Воплощение или рождение Искупителя от Пренепорочной Девы, ожидаемое много веков и тысячелетий, наконец, совершилось в стране Палестине, в небольшом городе Вифлееме, 25-го декабря 5508 года, от сотво¬рения Богом мира. Посланный на землю и принявший плоть человеческую Сын Божий, по плану всепромышляющего…
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (2/15 февраля) Тропарь (глас 1) Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Кондак (глас 5) Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в Храм Господень. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Праздник Сретения Господня известен на Востоке с IV…
Искупление рода человеческого Иисусом Христом является основным догматом Христианской религии. Вне этого догмата, в неразрывной связи с предваряющим его догматом Воплощения и завершающим его догматом Воскресения Иисуса Христа, нет Христианства, как Богооткровенной религии. Вне этого догмата Христианство отходит в ряд человеческих учений. Однако, признание догмата Искупления еще не гарантирует Христианство от такой участи. Необходимо еще иметь правильное понимание этого догмата, чтобы Христианство являлось перед нашим сознанием религией и именно религией Богооткровенной. Между тем, в богословской литературе появляются сочинения, модернизирующие православное учение об Искуплении в том виде, как это учение сложилось в древней, со времен Иисуса Христа и св. Апостолов, Вселенской…
Содержание Вступление Жизнеописание священномученика Епископа Аркадия (Остальского) 1. Детство 2. Учёба в духовных училище и семинарии 3. Учитель-миссионер 4. Хлопоты о назначении Аркадия Остальского помощником епархиального миссионера 5. Назначение уездным миссионером 6. Состояние миссионерского дела в Староконстантиновском уезде 7. Деятельность на миссионерском поприще в 1912–1913 гг. 8. Хлыстовство в селе Лажевая 9. Крестные хода, как средство противодействия сектантскому влиянию 10. Деятельность иерея Аркадия в 1914 г. до начала Первой мировой войны 11. Деятельность иерея Аркадия в период первого года первой мировой войны 12. Военный священник 13. Деятельность о. Аркадия в 1917–1921 гг. 14. Изъятие церковных ценностей. Первый арест протоиерея Аркадия…
1. ОБ ОТРЕЧЕНИИ ОТ МИРА 1. Кто хочет с успехом совершать подвиг иночества, тому надобно совсем рассчитаться с мiром, и блага его все оставить и делом из него выйти и всякое пристрастие к вещам его отсечь. Эту истину впечатлительно внушил св. Антоний одному брату, который, отказавшись от мiра и раздав бедным все, что имел, удержал при себе малость некую на случай нужды какой, и пришел к св. Антонию. Старец, посмотревши на него, узнал, что в нем, и сказал ему: если хочешь быть монахом, поди в такое-то селение, купи мяса, разрежь его на тонкие куски, и, скинув одеяние, развесь на плечи…
1. Наставления о жизни во Христе, извлеченные из слов его в жизнеописании св. Афанасия, из его 20 посланий и 20 слов 1. Да будет общею всем такая преимущественно забота, чтоб, начавши, не ослабевать и не унывать в трудах, и не говорить: – долго уже времени пребываем мы в подвиге; но лучше, как бы начиная каждый день, будем приумножать ревность свою. Целая жизнь человеческая весьма коротка в сравнении с будущими веками, и все наше – ничто пред жизнью вечною, так что, тогда как в мiре всякая вещь продается по стоимости, и всякий выменивает равное на равное, – обетование жизни вечной покупается…
"Мой "Столп" до такой степени опротивел мне, что я часто думаю про себя: да не есть ли выпускание его в свет акт нахальства, ибо что же, на самом-то деле, понимаю я в духовной жизни?" ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА "У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ" "Мой "Столп" до такой степени опротивел мне, что я часто думаю про себя: да не есть ли выпускание его в свет акт нахальства, ибо что же, на самом-то деле, понимаю я в духовной жизни? И, быть может, с духовной точки зрения он весь окажется гнилым" (из письма священника Павла Флоренского В.А. Кожевникову от 2 марта 1919 года) [11]. Трудно поверить,…
Содержание 37 Вопрос. Как это, что Сам Сын объявляет Себя созданием, когда говорит: «Я – дверь овцам» и «Я – путь»? И пророки говорят [так же], объявляя Его созданием: Исайя называет Его «камнем преткновения» и «камнем соблазна». Моисей называет Его столпом [огненным]. А божественный певец Давид сравнивает Его с червем. 38 Вопрос. Но если ты не называешь Его созданием, то унижаешь Отца, приписывая Ему претерпевание. Ибо всякий рождающий претерпевает от рождения: он обязательно или худеет, или полнеет, или переносит разрезание или утрату, или увеличивается, или унижается, или что иное. Все это претерпевает родивший. 39 Вопрос. Почему говорят, что Христос был…
Слово первое 1. Желающие неложно постигнуть богозданную миловидность лика своего, не иначе могут зрить собственный образ и своеобразие лица, как только посредством некоего чистейшего зерцала, благодаря которому они, приближаясь к отражаемому образу, ясно видят некоторые характерные черты свои, воспроизводимые [зеркалом] по образу и по подобию их. Так и мы, обращаясь взором к божественному лучу умного Солнца, словно к некоему зерцалу, ясно усматриваем там очертание, внешний вид и образ нашего естества, [созданного] по образу и по подобию [Божиему]. Ибо, представляется мне, устроение человека трудно объяснимо и вызывает благоговейный страх, отражая в себе многие сокрытые таинства Божии. Ибо как нашими [телесными] очами…
Page 1 of 63