Издревле благоговейное почитание святых мощей стояло в числе важных обязанностей христианина. С первых времен христианства святые останки угодников Божиих христиане ставили выше и драгоценнее всех земных благ и сокровищ. Церковь Смирнская в Окружном послании о мученичестве святого Поликарпа свидетельствует, что кости его "драгоценнее золота и дорогих камней". Останки святого Игнатия, епископа Антиохийского, были "неоцененным сокровищем, оставленным Церкви по благодати мученика"1. Святой Иоанн Златоустый говорит: "...как императорская корона, украшенная со всех сторон драгоценными каменьями, издает разнообразный блеск, так и тела святых мучеников, испещренные как бы драгоценными камнями, язвами, подъятыми за Господа, драгоценнее и досточтимее всякой императорской короны"2 . По словам его…
Доклад проф. протопресв. Бориса Бобринского на богословской конференции "Православное учение о Церкви" В современном православном сознании Тайна Церкви неотделима от Тайны и от Таинства Евхаристии. "Там, где Евхаристия, там и Церковь" [1], писал св. Киприан Карфагенский. Я дерзну утвердить, что, когда совершается Евхаристия, выявляется подлинная природа Церкви, ее таинственное и сокровенное бытие. Итак, можно говорить об Евхаристической природе Церкви, или, как принято говорить у нас на Западе, об Евхаристической экклезиологии. Также как православное богословие не является плодом рассудочного упражнения, а оно лишь выражает словесно и умозрительно глубочайший соборный опыт Православной Церкви всех времен, также и сознание Евхаристического измерения Церкви и…
На Реформацию не стоит смотреть как на единичное событие, хронологически ограниченное исключительно XVI веком. Она является разомкнутым движением и первичный замысел ее именно в том, чтобы оставаться открытой, чтобы быть неизменно внимательной к Слову Божию и исправлять саму себя в соответствии с волей Божией. То есть первоначальный замысел церковных реформ довольно оптимистичен, идеалистичен, даже «романтизирован», не склонен сообразовываться со сложными реалиями бытия видимой Церкви. К тому же судить о германской Реформации только по тому, что говорил М. Лютер, было бы неверно ни исторически, ни богословски. Чтобы вполне понять лютеранство, нужно анализировать то, чем была в целом Западная Церковь в XVI…
Начало рождения водой и Духом Содержание Событие Крещения Значение Крещения Господня Богослужение праздника Крещения Господня (Богоявления) Канон Богоявления Освящение воды  Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник издревле встречался христианами с большим подъемом потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого таинства. В этой брошюре мы расскажем о событии крещения Господа Иисуса Христа и постараемся уяснить значение этого евангельского события для нашей христианской жизни, объясним главнейшие моменты богослужения праздника Богоявления, приведем канон утрени в русском переводе.…
Sunday, 17 January 2021 12:48

Богоявление Господне.

Событие праздника   Богоявлением настоящий праздник называется потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица, о чем сохранились чрезвычайно яркие евангельские свидетельства (см.: Мф. 3: 13–17; Мк. 1: 9–11; Лк. 3: 21–22; Ин. 1: 33–34). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился в священной реке Иордане от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Бог Свет явился просветить «сидящих во тьме… и тени смертной» (Мф. 4: 16) и спасти по благодати падший человеческий род. Крещение Господа Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей, оно…
На голову каждого епископа при богослужении ныне возлагается у нас митра1 всюду в Чиновнике архиерейского священнослужения называемая шапкой2. Это головное украшение наших епископов сделалось принадлежностью их сана сравнительно в недавнее время, чем и объясняется тот весьма знаменательный факт, что все древнейшие и позднейшие чины хиротоний не только епископа, но митро¬полита и даже патриарха, чины греческие, южно-славянские и наши славяно-русские, писанные, старо-печатные и даже ныне употребляемые в богослужебной практике на Востоке и у нас в России о митре хранят полное молчание. Как будто бы митра даже и не считается принадлежностью епископского облачения. Исключение в этом отношении представляют чины хиротоний южно-русских литургических…
Праздник Рождества Христова, совершающийся ныне во всём христианском мире 25 декабря, принадлежит к числу таких явлений церковно-богослужебной жизни, начало которых теряется в самой отдалённой и глубокой древности и которые появляются на горизонте этой жизни как будто неожиданно, ex abrupto1. В первые три века следы существования его едва заметны, и только в IV веке он становится исторически известным. В силу этого в западном учёном мире издавна утвердилось мнение, что праздник Рождества Христова до четвёртого века не существовал вовсе в церкви и что ещё в четвёртом веке празднование Рождества Христова сначала соединялось с праздником Крещения, или Богоявления (эпифании, или теофании), прежде чем…
Содержание Событие Рождества Христова Почему при рождестве Христовом явилась звезда? Вифлеем Внутренняя сторона события Подготовление к празднику. Пост и предпразднство. Пост Служба Рождеству Христову Литургия Антифоны Задостойник Службы попразднства История праздника  1) Замена греческого члена. 2) κατά (по, в отношении) σάρκα. Необходимая добавка в виду предвечного рождения от Отца. 3) γέννησες – рождение, произведение. 4) Усиление понятия «Господа» и точнейшее определение его. 5) Субъективное определение после предыдущего объективного. 6) Имя после предыдущих титулов. – Как видим, в самом названии праздника со всею точностью указана его сущность. Название это выработалось постепенно. Древнейшим названием Р. X., когда оно соединено было с Богоявлением…
В современном церковном календаре многие праздники имеют более чем полуторатысячелетнюю давность, а некоторые, как воскресный день и день Святой Пасхи, восходят к первым дням христианства. В религиозном сознании они обычно представляются днями молитвенного воспоминания священных событий из жизни Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, прославления угодников Божиих, и в переживании этих событий нужно видеть главный смысл церковных праздников. Имея в виду осветить историю установления и значение в древней Церкви одного из великих праздников — праздника Рождества Христова, необходимо сказать, что христианская письменность I и II веков не дает никаких указаний на празднование в то время Рождества Христова. И тогда как во…
Содержание Введение I. Праздник Рождества Христова в Вертепе вифлеемском II. Праздник Богоявления Господня на реке Иордан и в Св. граде Иерусалим III. Праздник Сретения Господня у гроба праведного Симеона Богоприимца в Катамонасе близ Иерусалима IV. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Назарете V. Недели православия и крестопоклонная в Иерусалиме в Святогробском храме VI. Праздник Входа Господня в Иерусалим в Святогробском храме и суббота праведного Лазаря в Вифании VII. Умовение ног в великий четверг в Иерусалиме и на острове Патмос VIII. Приготовление и освящение мира в великий четверг в Константинополе в патриаршей Великой Церкви IX. Великая пятница в Святогробском храме в Иерусалиме…
Содержание Святые Горы и Оптина пустынь Святые Горы Оптина пустынь Подвиги Соловецкой обители Вступление Исторический обзор обители Осада Соловецкой обители Впечатления Украины и Севастополя Святые Горы Славянск Симеиз Впечатление Севастополя Обновление Херсонеса Инкерман и северная сторона Алупка Приложения Усадьба в Киеве Символика Софийского собора Значение Киева для России Крестный ход на Крещатик в день Святого Владимира Обновление крещальни Святого Владимира    Святые Горы и Оптина пустынь Святые Горы Тепла украинская звездная ночь; отрадно дышать ее мягким ароматным воздухом. Молодой месяц, золотым своим рогом, прорезается из-за дикой чащи святогорской, чтобы подняться на это афонское небо нашей Украины. На темени горы мелькают сквозь…
Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми. Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут. Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при сиянии света ее. Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя - чужому народу. Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу. (Из Навечерия Рождества Христова. Варух III, 36 - IV, 4) Не хлебом единым жив человек! Чем…
Фарисейский союз («хабурот», товарищество) основали блюстители благочестия, которые противились эллинистическому влиянию, проникшему в Иудею. Тогда оно вызывало тревогу во многих странах. У римлян борьбу с эллинизмом возглавил Катон, а в Палестине – хасиды. «Крепить ограду вокруг Законов» – таков был девиз хасидов (Авот, 1, 1). «…“ограда” вышла настолько высока, что закрыла собой Закон; благодаря ей Закон оказался как бы под спудом. Это направление отчасти напоминает наше славянофильство с его презрением к “гнилому Западу”».[1] Фарисейское течение образовали те хасиды, которые не признавали светского курса династии Хасмонеев. Вероятно, название «фарисеи» было дано им их противниками. Этимология слова «фарисей» точно неизвестна. Большинство полагает,…
К 2000-ЛЕТИЮ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Российская академия наук журнал "Эмигрант"№1 2000г. ИЗ ИСТОРИИ ГРУЗИНСКОЙ АГИОГРАФИИ: "МУЧЕНИЧЕСТВО БИДЗИНЫ, ШАЛВЫ И ЭЛИСБАРА" комментарии и перевод д.и.н. Г.В. Ц у л а я (http://georgianorthodox.stroid.ru/saint/This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. ) электронная версия к.ф.-м.н.А.В. Синицин (http://georgianorthodox.stroid.ru/saint/This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. ) См.: Грузия, XVII в., кратко Кротов. стр 164     ГИВИ ЦУЛАЯ     Родился в 1934 в г.Сухуми. Окончил Сухумский педагогический институт.Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Этнологии и антропологии РАН. Научные интересы - история, источниковедение, филология, этнография, ономастика. Автор около 100 работ, в том числе 5 книг. Полное название памятника грузинской агиографической литературы начала XVIII века впервые переведенного нами па русский язык, — "Похвальное…
А. П. Лопухин Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов     Книга пророка Варуха.         1. Пророк Варух и автор книги Варуха Варух, друг и помощник Иеремии, вероятно, происходил из знатного рода, как видно из  того,  что  предки  его  исчисляются  до  пятого  рода (I:1).  Его  брат  Сераия  заведовал  при царе  Седекии  сбором  податей (Иер LI:59). Ему  пришлось  претерпеть  вместе  с  Иеремиею, много  гонений,  а  после  взятия  Иерусалима  и убийства  Годолии он  принужден  был,  как  и Иеремия,  переселиться  в  Египет.  Одни  говорят,  что  он  скончался  в  Вавилоне,  куда отправился  по  смерти …
Содержание Введение Добродетели и пороки Вера и добрые дела Злопамятность, зависть, месть Искренность, лесть и лицемерие Любовь Молитва Мудрость (глупость) Надежда на Бога Осторожность и рассудительность Покаяние Праведность (беззаконие) Правосудие Пьянство Радость, счастье, судьба Сдержанность Скорби, их значение. Испытания и беды Скупость, расточительность, бедность Слово доброе, краткость Слово недоброе: клевета, многословие, осуждение Смелость (трусость) Смирение (гордость), тщеславие, упрямство, похвальба Совесть и чистое сердце Совет Справедливость Страсти и пороки Терпение Трудолюбие (лень) Умеренность Честность (нечестност) Общественные отношения Дружба, гости Невеста, жена, дети Власть Бытовые Безнадежность и бесполезность Здоровье, лечение, старость Кстати, некстати Введение Пословицы являются одним из самых древних видов народного…
Императорское Православное Палестинское Обшество согласно § 8 своего устава, ставит целью своей деятельности «оказывать пособие православным паломникам, при посещении ими святых мест Востока, устройством для них странноприимных домов, больниц, особых паломнических караванов, удешевлением путевых расходов, изданием путеводителей и т. п.». Следовательно, русские люди, сочувствующие целям и задачам этого симпатичного и человеколюбивого Общества, идущего навстречу исконным запросам духа и сердца русского человека, вправе интересоваться – кто эти православные паломники, посещающие целыми тысачами святые места Востока, из каких слоев русского общества они выходят, какими целями и внутренними побуждениями они движутся туда с самых отдаленных окраин нашего отечества, какия лишения и невзгоды они…
Сначала ап. Павел проповедовал Евангелие спасения в Азии, и деятельность его проходила исключительно среди старого, считавшего многие тысячелетия исторической жизни, востока. Но существовал еще другой мир – западный, который также прошел уже грандиозную стадию исторического развития и много поработал на поприще исторического воспитания и подготовления человечества к истинам христианства; однако был еще совсем не тронут проповедниками Евангелия. Между тем, этот мир был для христианства еще важнее мира восточного, потому что он именно выработал наилучшие формы общежития и те культурные начала, которые должны были лечь в основу жизни нового нарождавшегося мира, – обновленного христианством человечества. Греция дала этому миру высшие дары…
Содержание I. Данные о жизни св. Иоанна Дамаскина II. Литературная деятельность св. Иоанна Дамаскина Догматические сочинения Иоанна Дамаскина Полемические сочинения Экзегетические сочинения Аскетические сочинения Гомилии Песнопения I. Данные о жизни св. Иоанна Дамаскина Источниками жизнеописания Иоанна Дамаскина до недавнего времени служили: 1) греческое житие св. Иоанна, составленное патриархом иерусалимским Иоанном на основании более древнего арабского жития; 2) житие св. Иоанна, написанное первоначально на греческом языке, но до нашего времени дошедшее только в латинском переводе; 3) творения самого Дамаскина, в которых по местам встречаются указания на некоторые обстоятельства его жизни; 4) сообщения церковных писателей и особенно летописцев Феофана, Кедрина, Зонары. В…
Аннотация. Статья посвящена архиепископу Варфоломею (Ремову), настоятелю московского Высоко-Петровского монастыря, и его трудам по сохранению Московской Духовной академии после ее закрытия властями в 1919 г. Владыка Варфоломей продолжал свои опасные труды вплоть до 1935 г., когда он был арестован и расстрелян. Вопрос о самом существовании Академии в эти годы до сих пор остается открытым, однако документы подтверждают её деятельность. Уделено внимание личности архиепископа Варфоломея, поскольку документальные свидетельства о нем разноречивы и требуют дальнейших исследований. Ключевые слова: Московская Духовная академия, архиепископ Варфоломей (Ремов), Церковь, гонения, Высоко-Петровский монастырь в Москве. Abstract. The article is dedicated to Archbishop Bartholomew (Remov), a prior of…
Page 1 of 88