Святой Землей называется территория нынешнего Израиля, или Палестина. Дословно выражение «святая земля» встречается у пророка Захарии (Зах. 2,12) и в книге Премудрости Соломона (Прем.12, 3), где она названа и землей, драгоценнейшей для Бога из всех других: «земля, драгоценнейшая всех у Тебя» (Прем. 12, 7). Название же Палестина, по-древнееврейски Paleseth, означает землю филистимлян, которые в конце XIII века до P. X. заняли эту территорию и дали ей название, о чем и расскажет греческий историк Геродот. Однако древнейшее библейское название этой территории – Ханаан (Суд. 4, 2), «земля Ханаанская» (Быт. 11, 31) или «земля Хананеев» (Исх. 3,17). Несколько позднее в Ветхом Завете…
Мне привелось познакомиться с о. Киприаном в 1942 году, будучи еще школьником. В то время о. Киприан уже покинул улицу Лурмель в Париже, где он священствовал при «Православном Деле», созданном матерью Марией (Скобцовой), и стал настоятелем домовой церкви семьи Трубецких, имени свв. Константина и Елены в Кламаре (в предместьях Парижа). Помимо этого о. Киприан был приглашен в Свято-Сергиевский православный богословский институт, читать курс литургики. Впоследствии, когда о. Георгий Флоровский оказался в Греции на все время войны, о. Киприан занял кафедру патрологии, а затем и пастырского богословия. О. Киприан стал моим духовным отцом и руководителем в трудные годы немецкой оккупации. Уже…
Содержание: •              Жизнь, чудеса и поучения великого святого 20-го века — Архиепископа Иоанна Шанхайского (Максимовича). “Святость — это не просто праведность, но достижение такой духовный высоты, что благодать Божия, наполняющая святого, от него переливается и на тех, кто общается с ним. Велико блаженство святых, в котором они пребывают, созерцая славу Божию. Будучи полны любви к Богу и людям, они отзывчивы на людские нужды и ходатайствуют перед Богом и помогают тем, кто к ним обращается.” Характеризуя такими словами древних святых, Владыка Иоанн одновременно суммировал и свое личное духовное устремление, которое сделало его одним из величайших святых нашего времени. Жизнь праведника ВЛАДЫКА…
Экуадорское зeмлетpяceниe разбудило пpeдcказания теологов о возможном пpиближeнии земной катастрофы с провалом в трещину коры морей и кoнтинeнтoв и части человечества. Кое кто из благоденствующих oбывaтeлeй Новаго Света изволил уже обезпокоиться... Бeзпoкoйcтво безплодное. Власти над хтоническими силами ни у кого нет. Творись воля Бoжья! Но вот, когда не сытые обыватели, а ответственные вожди человечества пребывают в безчувственном созерцании, как на их глазах открыто и програмно свыше тридцати лет готовится тоже мировая историческая катастрофа, – это уже не курьез близорукости и нечувствия, а величайшее, тоже мирoвoe и роковое бедствие. Всякому русскому понятно, о чем мы говорим. В этой слепоте занимающих командный…
I. Величание Богородицы Никогда заранее не узнаешь: что именно упадет тебе на душу от начинающегося праздника; и в особенности не догадаешься (да и не нужно): с чего именно прежде всего начнет душа воспринимать праздник; или: что даст прежде всего благодать праздничная. Потому думаю, – лучше всего достойно приготовляясь, ничего искусственно не придумывать, а смиренно предоставить себя благодати Божией, особенно – в храме. Вот как было со мною на этот праздник. Пришел я к вечерне без всяких мыслей… Разве одно предположение мелькало иногда: «Этот праздник не даст ни особенных чувств, ни выдающихся мыслей». Но, с другой стороны, стало от этого предположения…
Рождество Пресвятой Богородицы. Фреска монастыря Студеница Рождество Пресвятой Богородицы можно, по словам святого Андрея Критского, назвать «началом праздников», хотя этот Богородичный непереходящий праздник едва ли не последний из двунадесятых по времени своего появления в Церкви. С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. О Ее рождении еще задолго до этого события содержится много предсказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах (чудесное произрастание; рождение Эммануила (Богочеловека) от Девы; врата, чрез которые пройдет Господь, но врата те останутся по-прежнему закрыты и проч. См.:…
Хотя Рождество (nativitas) Пресвятой Богородицы можно, со св. Андреем Критским, назвать «началом праздников», но по времени появления своего в Церкви этот праздник едва не последний из двунадесятых. Вообще Богородичные праздники должны были появиться позднее Господских. Правда, первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы мы встречаем в V в. на Востоке в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439-446 гг.), а на Западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492-496 гг.). Но эти свидетельства не имеют полной достоверности: подлинность слов Прокла оспаривается, а древнейшие списки сакраментария Геласия — значительно позднее этого папы (не ранее VIII в.). В недавно открытом сирийском месяцеслове 412 г.…
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Первые свидетельства об этом двунадесятом празднике относятся к V в. Это Слова Прокла, патриарха Константинопольского (439–446 гг.) и сакраментарий папы Геласия I (492–496 гг.), хотя древнейшие списки последнего датируются лишь VIII в. В пользу раннего появления праздника Рождества Богородицы в Восточной Церкви говорит и тот факт, что этот праздник есть под той же датой (8 сентября) у иаковитов и несториан, отделившихся от Православной Церкви в V в., под названием «Рождество Владычицы…
РОЖДЕСТВО́ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ  (греч. Γενέθλιον τῆς ‘ΥπεραγίαςΘεοτόϰου, лат. Nativitas Beatae Mariae Vir­ginis), хри­сти­ан­ский празд­ник, по­свя­щён­ный ро­ж­де­нию Де­вы Ма­рии, ко­то­рой пред­на­зна­че­но бы­ло стать Бо­го­ро­ди­цей, ма­те­рью Ии­су­са Хри­ста. В боль­шин­ст­ве хри­сти­ан­ских церк­вей (за ис­клю­че­ни­ем про­тес­тант­ских) от­ме­ча­ет­ся 8(21) сент. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции – пер­вый дву­на­де­ся­тый празд­ник с на­ча­ла бо­го­слу­жеб­но­го го­да. Со­глас­но апок­ри­фич. пре­да­нию (ка­но­нич. Еван­ге­лия об этом не упо­ми­на­ют), Де­ва Ма­рия ро­ди­лась у по­жи­лой евр. суп­ру­же­ской че­ты Ио­а­ки­ма и Ан­ны, дол­го тер­пев­ших «по­но­ше­ния бес­чад­ст­ва» (бес­пло­дие в Вет­хом За­ве­те рас­смат­ри­ва­лось как на­ка­за­ние Бо­жие за гре­хи). Од­на­ж­ды в Ие­ру­са­лим­ском хра­ме Ио­а­ки­му ука­за­ли на бес­пло­дие его бра­ка и от­верг­ли его жерт­ву. «По­срам­лён­ный пе­ред на­ро­дом» ста­рец уда­лил­ся в пус­ты­ню, дав обет не воз­вра­щать­ся до по­лу­че­ния зна­ме­ния свы­ше.…
А. МОЛИТВА Молитва есть средоточие нашей духовной жизни, в которой душа стремится войти в непосредственное соприкосновение и общение с Богом. Человек естественно нуждается в Боге, Который один может насытить духовный голод человека, если сам человек не заглушает в себе своей обращенности к духовному миру, и если он не удовлетворяется той пищей, которую ему предоставляет «мир сей». В молитве человек находит свое внутреннее равновесие. Он познает, откуда он приходит и куда он идет. В молитве духовные искания и стремления, присущие каждому человеку, принимают определенное направление. Благодаря ей гармонично развивается вся личность человека, внутренне подчиняясь определенному ритму, и через нее крепнет в…
Для русской культуры начала прошлого века – драматичного и противоречивого времени идейных столкновений и напряжённых духовных исканий, кризисная ситуация общественной жизни сопряжена с поисками новых откровений в религиозной сфере. Импульс к интенсивной культурной деятельности, связанной с поисками новой религиозности, специфически отразился в творчестве русской интеллигенции этого периода. По определению религиозно-философской мысли того времени, в осмыслении отношений «Творец – тварное» заключалась необходимость решения проблем культурного развития человечества, связанных с устранением несовершенства мира, а ощущение человеком внутреннего божественного присутствия делало возможным его полнокровное жизненное существование. Стремление к культурно-историческому творчеству, базирующееся на фундаменте христианской веры, привело наиболее одарённых из плеяды русских религиозных мыслителей…
Беседа первая 1. Человек никогда не мог помириться с мыслью, что смерть – конец его существованию. Сравнение живого человека с его трупом должно было приводить даже первобытных людей к заключению, что, с наступлением смерти, „нечто“ оставляет человека, выходит из него, и что, с уходом этого „нечто” от живого человека остается лишь тело его, начинающее тотчас же разлагаться, превращаться в прах. Но что такое это „нечто“, куда уходит оно и где пребывает? Вот загадка, на которую надо было дать ответ. И первым человеком, стоявшим в недоумении пред этой загадкой, был, несомненно, Адам, рыдавший над трупом убитого Авеля. Вопросы о том, что…
Всякий раз, когда ставится вопрос об общественном, политическом, культурном, (а не только индивидуально-духовном) значении евангелия и церкви, надо предварительно знать: на какой глубине подходит к нему вопрошающий? Практические умы обыкновенно довольствуются фактом, исторически бесспорным, что христианство «каким то образом» (каким в точности – этот вопрос не углубляется) влияло не только на отдельные души верующих, но и на целые народы, на их учреждения, на их жизнь и творчество в целом. А потому они ждут и требуют от Церкви современной максимального участия во всех больных и жгучих проблемах нашего времени. Проблемы эти стали мировыми, всеохватывающими. От них никуда не уйти, не укрыться…
Содержание Несколько слов об исихазме вообще Три рода христианской философии Христос – единственное новое откровение и под иудейским, и под эллинским солнцем Иудейская и эллинская гносеология Истина, понимаемая как (Христова и Христоподобная) личность Любовь как основа сознания Вера как общение с Богом – необходимое условие познания Преображение ума как необходимое условие познания Пневматология как щит исихастской гносеологии  «Не знание – свет, но свет – знание». (Ἡ γνῶσις οὐκἐστὶ τὸ φῶς, ἀλλὰ τὸ θῶς ἡ γνῶσις ὑπάρχει) Святой Симеон Новый Богослов («Катехизис», 28) Несколько слов об исихазме вообще В узком смысле исихазмом называется религиозно-духовное и богословско-философское течение на православном Востоке в…
Содержание:   Значение Апокалипсиса и интерес к нему Автор книги Время, место и цель написания Апокалипсиса Содержание, план и символика Апокалипсиса Значение символов и чисел Письма семи церквам (2-3 гл.) Видение небесного Богослужения (4-5 гл.) Снятие семи печатей. Видение четырех всадников (6-я гл.) Семь труб. Запечатление избранных. Начало бедствий и поражение природы (7-11 гл.) Семь знамений (12-14 гл.). Церковь и царство зверя Зверь, вышедший из моря, и зверь, вышедший из земли (От. 13-14 главы) Начертание зверя Число зверя — 666 Говорящий образ зверя Семь чаш. Усиление богоборческой власти. Суд над грешниками (15-17 гл.) Суд над Вавилоном, антихристом и лжепророком (18-19…
В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка   Содержание статьи Усекновение главы Иоанна Предтечи: как это было Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи Статьи о празднике Усекновения главы Иоанна Предтечи Проповеди на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи Усекновение главы Иоанна Предтечи празднуют 11 сентября в 2020 году   Усекновение главы Иоанна Предтечи – праздник, который Православная Церковь чтит и празднует 11 сентября (29 августа по старому стилю). Святая Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех…
11 сентября Православная Церковь отмечает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом Антипой, правителем Галилеи. О его мученической кончине повествуют Евангелия от Матфея (14 глава) и Марка (6 глава).   О празднике Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна  Святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом Антипой, правителем Галилеи. О его мученической кончине повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14, 1-12) и Марка (Мк. 6, 14-29).  У царя была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно…
Христианство представляет собой уникальный опыт гармоничного соединения вероучительных и нравственных истин. Идеал христианина невозможно представить себе без правильного понимания и взаимодействия доктринального и этического компонентов. Данная мысль обусловлена тем фактом, что синонимом христианства является Богочеловек Иисус Христос, в Котором в совершенстве проявился модус соединения веры и жизни. О том, как мыслит богословие этот феномен, читайте в тексте доклада епископа Афансия (Евтича). «Вообрази Христа Твоего в хотящем паки родитися, назидай его на основании апостол и пророк Твоих, насади его насаждение истины во Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви» (Чин Крещения) § I В сущности, что такое Христианство, как не Сам Господь…
Сын Человеческий. Опыт истолкования В каком смысле Господь называл Себя Сыном Человеческим? Богословы много потрудились над этим вопросом, много книг по нему написали, но самый вопрос оставили открытым и до сего дня. Одни старались истолковать это выражение в смысле противомонофизитском, другие, напротив, – в смысле противоарианском, разумея в нем указание то на человеческую, то на божественную природу Христа, то на обе вместе. Не малочислен ряд иных попыток найти в этом выражении указание на существеннейшую цель пришествия Господня, и с такой точки зрения слово Сын Человеческий изъясняли то в смысле Искупителя, то в смысле Пастыря или Учителя, или вообще Мессии. Однако…
Два пионера церковно-исторической науки у нас и немногие сведения о жребиях их преемников: [I. Мефодий (Михаил) Смирнов; II. Иннокентий (Иларион) Смирнов] В далекие старые времена в греческой Церкви церковная историография имела многих примечательных представителей. Эта область богословских наук возделывалась с удивительной энергией. То ли видим в новейшее время? Ничего похожего. Можно быть уверенным, что редко кому известен даже по имени хоть один греческий церковный историк новейшего времени. Это не потому, что в наше время больше обращают внимание на западных историков и их изучают, оставляя в стороне греческих. Нет, греки ничего не дают сколько-нибудь примечательного в данном отношении. Нам равно нечему…
Page 1 of 84