Печатается по Изданию Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 1879 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Содержание Введение в историю Христианской Православной Церкви Часть первая. От сошествия Святого Духа на Апостолов до отпадения Западной Церкви от союза с Восточной Глава первая Первоначальное основание и судьба Христовой Церкви 1. Сошествие Святого Духа на Апостолов и первые успехи Христовой веры в Иерусалиме 2. Распространение Церкви между иудеями в Иерусалиме 3. Распространение Церкви в Иудее и Самарии. Обращение Савла 4. Распространение Церкви между язычниками в Кесарии и Антиохии 5. Первое благовестническое путешествие Апостола Павла 6. Апостольский Собор в Иерусалиме 7. Второе и…
Профессор Казанской Духовной академии Иван Петрович Реверсов был известен на рубеже ХIХ-ХХ столетий как исследователь древней церковной письменности, однако, помимо сугубо академических трудов, раскрывающих значение апологетики в истории Древней Церкви (Очерк западной апологетической литературы II и III вв. (Исследование из области древней церковной письменности). Каз., 1892;), И.П. Реверсов опубликовал книги, сыгравшие значительную роль в российском образовании. Его «Учебник истории» и «Записки по Новой истории» выдержали множество изданий, по которым училось несколько поколений гимназистов. Оглавление Условия возникновения апологетики Задачи и методы древней апологетики Значение древней апологетики Св. Иустин Философ             Апология I             Апология II             Разговор с Трифоном Иудеем Татиан…
Следует иметь в виду, что святоотеческая космология может дать нам правильную перспективу для рассмотрения важнейших вопросов происхождения и существования вселенной, мироздания. Эта перспектива основана на Священном Писании, она позволяет нам адекватно подходить к осмыслению сложнейших явлений, которые фиксирует современная наука. Кроме того, в связи с научной революцией в точных областях знания, свершившейся в XX столетии, возникает необходимость вновь обратиться к святоотеческому наследию, чтобы найти там понятийный язык для мировоззренческой интерпретации научных фактов. В связи с этим необходимо подчеркнуть важность того положения, что святыми отцами выработана совершеннейшая богословская терминология и язык, которые позволяют нам осмысливать физическую реальность, выявляемую в современных научных…
1. Богослужебный устав и его параметры Если под богослужебным уставом понимать зафиксированный письменно или же передаваемый устно набор правил, регламентирующих богослужение в определенном месте и в определенный период, то развитие локальной литургической традиции можно рассматривать как последовательность изменений богослужебного устава, ее определявшего, причем эти изменения могут быть плавными, обусловленными внутренним развитием традиции, либо же скачкообразными, вызванными внешними воздействиями. Основными параметрами, характеризующими богослужебный устав, являются месяцеслов, содержащий распределение праздников по дням богослужебного года и определяющий совершение памятей святых и воспоминание различных событий, лекционарная система, определяющая набор и распорядок чтений Священного Писания Ветхого и Нового Заветов на богослужении в течение богослужебного года,…
Содержание Предисловие Книга первая. О литургии и всенощной Письмо I Письмо II Письмо III Письмо IV V. Еще о литургии Письмо VI Письмо VII VIII. Воскресная всенощная Письмо IX Приложение. Наставление о божественной литургии новообращенным из язычества Книга вторая. О Великом посте и Пасхе Письмо I II. О Посте Письмо III Письмо IV V. Неделя православия Письмо VI Письмо VII Письмо VIII Письмо IX Книга третья. О семи таинствах Письмо I Письмо II Письмо III Письмо IV Письмо V Письмо VI Письмо VII Книга четвертая. О праздниках и погребении Письмо I Письмо II Письмо III Письмо IV Письмо V Письмо…
Пер. о. Сергия Голованова, Robert F. Taft, S.J. “Byzantine Communion Spoons: A Review of the Evidence,” Dumbarton Oaks Papers 50 (1996) 209-238. В настоящее время позолоченная металлическая ложечка (лжица) различных видов используется для преподания евхаристии во всех православных традициях, за исключением армянской.[1]  В византийском обряде предписано с ее помощью приобщать низшее духовенство и мирян под обоими видами через обмакивание. Освященный хлеб, пропитанный освященным вином, подается причастникам ложечкой.[2] Но это не единственный и даже не повсеместный способ, которым ложечка используется на невизантийском Востоке.[3] В нехалкидоноской традиции, сирийское православное духовенство с помощью ложечки причащается из чаши [освященным вином], а затем причащает мирян с помощью…
Иконографический образ преподобного чудотворца Нила Столобенского более известен в виде деревянной резной скульптуры или деревянного барельефа, нежели, как того требует православная традиция, в виде живописного  изображения. И уже это одно дает нам право говорить об уникальном явлении в истории русского искусства. Дело в том, что православная церковь очень сдержанно относилась к скульптурным изображения своих святых. И это понятно. Вспомним об изобилии скульптуры в католических храмах и о языческих славянских идолах.   Был даже издан специальный указ Священного Синода от 21 мая 1722 года, в котором, в частности, говорится следующее: «… в храмах многия неисправность …обретается…а именно: резные или истесанные, изваянные…
Приходские церкви Константинополя, Афона и других городов православного востока регулируются, при отправлении богослужения, Уставом, который весьма значительно отличается от Устава святогорского и даже Устава Саввы Освященнаго. Устав этот называется Τυπικὀν ἐκκλησιαστικὀν κατἀ τἠν τάξιν τῆς τοῦ Χριστοῦ μεγάλης ἀκκληδίας, т. е. Церковный Типикон по чину Великой Христовой Церкви. В своем настоящем виде этот Типикон недавнего происхождения. Его первое издание явилось в свет лишь только в 1838 году. Но начало существования Типикона Великой Церкви почти одновременно с началом появления в Константинополе „Великой Церкви“, или известного Софийского храма, построенного императором Юстинианом. Воздвигнув храм, удививший современников своим величием и красотою, беспредельностью его как…
«Повесть о Тверском Отроче монастыре» и местные легенды Тема, заявленная в названии этой главы, может быть рассмотрена с двух точек зрения. С одной стороны, всю жанрово-тематическую группу повестей об основании монастырей можно отнести к роду местных легенд (учитывая при этом письменный характер такого рода повестей); в этом случае есть основание рассмотреть некоторые мотивы «Повести…» с точки зрения использования их в легендах, имеющих местный характер. С другой стороны, необходимо поставить вопрос о возможности существования устной легенды и ее отношении к «Повести…». Обратимся сначала к первой стороне проблемы. Сопоставление Повести со свадебным обрядом показало, что природа отдельных мотивов и персонажей не выявляется…
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Свидетельство Нового Завета об Евхаристии весьма ограничено и в силу самой своей природы достаточно трудно для и истолкования. Это свидетельство ограничено, так как единственное эксплицитное повествование о Трапезе Господней содержится лишь в нескольких строках Евангелий (Еванг. от Марка, гл. 14, ст. 17 и далее; Еванг. от Матфея, гл. 26, ст. 20 и далее; Еванг. от Луки, гл. 22, ст. 15 и далее) и в первом Послании апостола Павла к коринфянам (гл. 11, ст. 23 и далее). Что же касается формы, в которую облекается в апостольской Церкви совершение Евхаристии на основе структуры Тайной Вечери, то о ней мы знаем…
Monday, 22 February 2021 08:09

Очерк о религии Ханаана

Ханаанская религия Раскопки Угарита Первые попытки отыскать древние памятники Святой земли начались еще со времен крестоносцев. Новая библейская археология стала складываться после того, как были открыты первые памятники Востока и античности, относящиеся к библейскому периоду и проливающие свет на упоминаемые в Библии события, и расшифрована письменность Египта, Двуречья, Ханаана, Хеттского царства. До этого времени из внебиблейских текстов были лишь известны Талмуд, таргумы, труды Иосифа Флавия и фрагменты, сохраненные античными авторами и отцами Церкви. Начало регулярных обследований палестинских древностей обычно связывают с серединой XIX века, ознаменовавшейся идентификацией древних ветхозаветных городов американцами Робинсоном и Смитом, французом Клермоном-Ганно.Основателем современной палестинской библейской археологии считается…
Толкование заповедей блаженств и Нагорная проповедь Христа. Святой евангелист Матфей стремится показать жизнь Иисуса как исполнение мессианских пророчеств. Для него и для его аудитории большую роль играет принадлежность Господа к мессианскому роду Давидову (титул «Сын Давидов»). Многие моменты евангельской истории сопоставляются с пророчествами. Обетованный Мессия есть как бы второй Моисей, установитель Нового Завета, сменяющего Ветхий. Подобно Моисею, Христос постится 40 дней, Он возвещает новые заповеди на горе (5:1). Нагорная проповедь Иисуса Христа во многом построена как развитие Закона Моисеева и окончательное его восполнение (с отменой некоторых старых установлений). Иисус властно дает новые заповеди («а Я говорю вам...»).[1]В контексте упоминания о…
Monday, 15 February 2021 18:45

Лосский В. Н. Сретение/

Праздник принесения во храм, или Сретения (`Upapante), Господа нашего Иисуса Христа на Западе более известен под названием Очищения (purification) Пресвятой Девы. Как большинство праздников палестинского происхождения, праздник принесения Христа во храм восходит к древним временам христианства. Этерия наблюдала, с какими торжественными шествиями праздновался он в Иерусалиме в конце IV века (1). В Константинополе этот праздник был введен в VI веке при Юстиниане и Юстине (2). Отсюда он в VII веке переходит в Рим. Введенный в Иерусалиме около 450 года обычай носить зажженные свечи во время литургии Сретения сохраняется на Западе до сих пор, – отсюда и западное название праздника –…
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ (2/15 февраля) Тропарь (глас 1) Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме: Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Кондак (глас 5) Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче. Величание Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в Храм Господень. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАЗДНИКА, ЕГО СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ Праздник Сретения Господня известен на Востоке с IV…
Вступительное замечание Обряд обрезания среди народа еврейского Сретение Господне История праздника Богослужение праздника Народные обычаи в день Сретения История второго Иерусалимского храма от его основания и до последних дней Площадь храма с ее постройками в настоящее время Впечатление паломника Вступительное замечание По предвечному Совету Божию спасение падшего человека должно было совершиться искуплением явив¬шегося в мир во плоти Сына Божия. Воплощение или рождение Искупителя от Пренепорочной Девы, ожидаемое много веков и тысячелетий, наконец, совершилось в стране Палестине, в небольшом городе Вифлееме, 25-го декабря 5508 года, от сотво¬рения Богом мира. Посланный на землю и принявший плоть человеческую Сын Божий, по плану всепромышляющего…
профессор Алексей Петрович Лебедев Царствование византийского императора Никифора Фоки в церковно-историческом отношении (963–969 гг.) (Речь, произнесенная на публичном акте Московской Духовной Академии 1 октября 1886 года ординарным профессором А. П. Лебедевым) Непродолжительное царствование Византийского императора десятого века Никифора Фоки не лишено церковно-исторического значения. Особенный интерес придает этому царствованию то, что в науке и литературе, как древней, так и новейшей, о Никифоре Фоке встречаются отзывы и суждения, не сходные между собою до противоположности. Что бы это значило? От чего зависит такое, разногласие? Но познакомимся прежде с теми отзывами и суждениями, которые можно находить у писателей‚ древних и новейших. В этих отзывах…
Отчетъ о заграничной командировкѣ въ 1887/88году СЪ ПРИЛОЖЕНІЯМИ Доцента Кіевской духовной Академіи Алексия Дмитриевскаго. КІЕВЪ Кіевъ. Тип. Г. Т Корчакъ-Новицкаго, на Михайловская ул., д. № 4. 1890. ОГЛАВЛЕНИЕ. Стран. I. Краткий очерк путешествия по востоку 1 II. Мотивы и задачи путешествия 32 III. Восточные библиотеки рукописей и старопечатных книг 39 IV. Памятники христианских древностей на востоке 69 V. Критско-синайская школа иконописи, ее происхождение и характеристические особенности пошиба письма 92 VI. Заключение 116 Приложения: I. Библиотеки рукописей на Синае и Афоне под пером профессоров-палеографов В. Гардгаузена и С. Ламброса 119 II. Киновиальные правила преп. Саввы Освященного, врученные им пред кончиною преемнику…
По поводу книги иеромонаха Илариона (Алфеева) “Мир Исаака Сирина” Содержание О Церкви Востока Об ортодоксии преподобного Исаака Подведем итоги  Личность и миросозерцание прп. Исаака Сирина всегда были дороги русскому православному человеку, ибо на аскетических творениях его воспиталось не одно поколение наших соотечественников. Естественно поэтому, что публикация переводов новых текстов преподобного о.Иларионом (Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. М., 1998) и книга о нем вызывает самый живой интерес у православного читателя. Мы не будем останавливаться на самой публикации, ибо судить о качестве переводов – дело специалистов по сирийскому языку. Наше внимание привлекает преимущественно сама работа…
ТОЛЬКО что окончился XIX-й век и наступил ХХ-й. Истекший век знаменит был различными открытиями и изобретениями в самых разнообразных областях. В настоящее время всюду подводятся итоги сделанного в прошедшем столетии и в непосредственной связи с этим обстоятельством намечаются ближайшие задачи для будущих деятелей в той или иной сфере. Все это естественно и само собой понятно: можно с успехом двигаться вперед, лишь оглядываясь назад; иначе придется повторять прежние ошибки, делать вновь то, что уже сделано раньше и проч. Имеем самое законное основание оглянуться назад, в частности, и мы, прикосновенные к науке, известной у нас под именем Нравственного Богословия. Что из себя…
Выступление в Баламандском монастыре (Ливан, Антиохийский Патриархат) 4 декабря 1999 г. Конец XX столетия и приближение нового тысячелетия – события, которые относятся к нашему условному пониманию времени, а поэтому не имеют фундаментального значения для нас, христиан. Тот факт, что по этому поводу по всему миру проходят разного рода торжества, не должен вводить нас в заблуждение относительно какой-то особой важности смены календарных сроков. Для нас значимые изменения во времени связаны только с великими событиями истории спасения, которые мы литургически переживаем в дни церковных праздников. И все же, даже такие условные смены времен должны побуждать христиан к спокойному размышлению. И не только…
Page 1 of 88