Содержание 1. Надписи Ликодима 2. Надписи церкви св. Феодоров 3. Надписи Фисиона 4. Надписи Пропилей 5. Надписи Эрехфиона 6. Надписи Парфенона 7. Надписи отдельные Иллюстрации   Ощутительный недостаток письменных памятников христианского существования Афин заставляет дорожить всем, что там и сям удаётся находить отмеченным бессмертной буквой на развалинах славного города, прошедших через ряд веков и донёсших до нас, как бы ненароком, павшие на них следы многих эпох. Кроме высокого удовольствия видеть перед собой как бы лицом к лицу дорогое прошедшее и говорить с ним, эти полустёртые, полуискажённые письмена доставляют занимательные данные для истории, хронологии, филологии и графики. Прилагаю при сём собрание древних христианских надписей, открытых в Афинах частью мной,…
С Присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям Содержание О вере в Бога О молитве Что есть молитва? О чем и как должно молиться? О любви к Богу О любви к ближним О надежде на Бога и терпении О почитании Пресвятой Девы Богородицы О церковных службах О необходимости понуждения себя к Богоугодной жизни О почитании праздничных дней О Причащении Пречистых Христовых Тайн О подвигах и видениях О покаянии О памятовании смерти, страшного суда по смерти и адских мучений 1. В чем состоит подвиг памятования смерти? 2. Необходимость сего подвига для нравственного совершенства 3. От чего рождается, и чем поддерживается…
Содержание Предисловие к четвертому тому Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества Предисловие автора I. Древнехристианский аскетизм Пролог. Глава 1. Новозаветный аскетизм Глава 2. Древнехристианский аскетизм II-III веков II. Возникновение монашества Глава 1. Монашество на христианском Востоке в IV – начале V веках Глава 2. Западная аскетическая традиция и влияние на нее восточного монашества (IV – начало V века) Глава 3. Расцвет аскетического богословия и монашества на христианском Западе во второй половине IV – первой половине VI века Заключение Становление древнемонашеской письменности Введение 1. Основные черты и характерные особенности древнемонашеской письменности 2. Протомонашеская письменность: сочинения о девстве I. Литературная деятельность преподобного Антония…
Содержание Предисловие От составителей Дневник. Год 1881 Месяц Януарий Четверток, 1 янв<аря> Пятница, 2 янв<аря> Суббота, 3 января Воскресение, 4 января Понедельник, 5 января Богоявление. 6 янв<аря> 1881 Среда, 7 января Четверток, 8 января Пятница, 9 янв<аря> Суббота, 10 ч<исла> Воскресение, 11 янв<аря> Δευτέρα. 12 ч<исла > Вторник, 13 января Среда, 14 января Четверток, 15 янв<аря> Пятница, 16 ч<исла> янв<аря> Суббота, 17 января Воскресение, 18 января Понедельник, 19 янв<аря> Вторник, 20 января Среда, 21 января Четверток, 22 янв<аря> Пятница, 23 ч<исла> Суббота, 24 января Воскресение, 25 янв<аря> Понедельник, 26 ч<исла> Вторник, 27 янв<аря> Среда, 28 января Четверток, 29 ч<исла> Пятница,…
Суеты века отвлекают нас от Бога. Избавиться от пристрастия к ним можем мы не чем иным, как ежедневным размышлением о смертном часе, о Страшном Суде Божием и о неизвестности той участи, какая назначена будет каждому из нас. Это размышление для спасения души всего необходимее: оно очистит нашу молитву от суетных помыслов, оно побудит нас во многом подумать о душе своей. Когда слышим или с усердием читаем что-либо душеполезное, тогда как бы спадает повязка с душевных наших очей и мы видим ничтожество этого земного, скоропреходящего, и стремимся духом к небесному. Но святые эти чувства, к сожалению, недолго занимают нас; суеты мирские…
В августе 1885 года в Святом Граде стало известно, что в окрестностях его открыт могильный склеп, весь исписанный иконами по стенам и потолку, со многими надписями. Указывалось и место его, именно: по большой дороге Яффской у самого селения названного то Галёны, то Кулоны, а по ученому – колония, имя, доставшееся еще от римлян, по завоеваний Титом Иерусалима, основавших тут свой «поселок» – Colonia. Место это известно всякому, кто был в Иерусалиме. Это последнее селение, лежащее на пути от Яффы к Иерусалиму, – обыкновенное место встреч и проводов именитых посетителей Святого Града, и от того самого весьма всем памятного. Горя нетерпением…
«Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших... клич и хула, да возьмется от вас со всякою злобою... Не оскорбляйте Духа Святого Божия, имже знамеснастеся в день избавления» (Еф.4:29–31) Так некогда поучал св. ап. Павел ефесских христиан, среди которых уже тогда возможен был грех сквернословия. Но что сказать теперь про нас русских христиан? Если бы св. апостол поднялся и услышал, как мы сквернословим, он должен был бы много нас обличать в этом богомерзком грехе. Говорят, ни один народ христианский так не бранится, как русский. И, действительно, везет человек поклажу, лошадь измучилась, становится,– здесь, значит и брань. С трудом что-либо…
Жизнь Церкви (а Церковь – это тело Богочеловека Христа) длится уже многие века силой присутствия Духа Святого и почивает на одной неизменной истине. Эта истина гласит: Добро, которое сделано не добрым образом, не добро (преподобный Симеон Новый Богослов). Вот главный принцип церковной жизни, принцип и неизменная позиция ее исторической миссии. С одной стороны, для всякого разумного существа очевидно: без познания Истины и Добра человек не может стать воистину человеком. Но с другой – просто познавать Истину и Добро недостаточно. Истина и Добро должны быть перелиты в повседневную жизнь человека, личную и общественную; для того, чтобы это произошло, необходимо найти правильный…
Письмо 1 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга писем «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. * * * Ваше Высокопреосвященство! Простите, Владыка, что доселе не сообщал Вам о некоем скверном обстоятельстве, случившемся на чтении в воскресенье 16 сего января. Чтение вел деревянницкий священник и учитель Клавдий Георгиевский на тему: «Есть ли счастливые и несчастливые дни и моменты и счастливый ли день понедельник». Но Боже мой. Слышу, он защищает это легкомысленное суеверие о понедельнике, о 13 и тому подобной галиматье мракобесов. Думаю, это недоразумение, которое во…
Данная статья посвящена личности и трудам митрополита Арсения (Стадницкого) и охватывает период с 1903 по 1913 годы – время управления им Псковской и Новгородской епархиями. Материал призван осветить деятельность архипастыря, направленную на упорядочение и сохранение церковно-певческих традиций в епархиях Русской Православной Церкви в начале XX века, а также показать исторический ориентир для регентов и псаломщиков в наше время. «Души поющих подвергаются спасительному действию благодати Божией…»1 Каждый приходящий в храм в первую очередь обращает свое внимание на пение хора и служение священника. Но каждый по-разному оценивает церковное пение и служение пастыря. В меру своей образованности и молитвенного опыта эта оценка приобретает…
Содержание Схимонах Никодим Инок Паисий-Гавриил Схимонах Неофит Иеросхимонах Анфим Схимонах Никодим Мирское имя о. Никодима было Николай Иванов Санин. Родом он был Смоленской губернии, города Сычевок, из мещанского сословия, православного исповедания, был женат; с детства он жил в самом городе при родителях и занимался мелочною торговлею, а потом переместился в Петербург, где сделался полотером, а впоследствии сделался хозяином и имел свою артель, наживал деньги успешно, но в семье не был счастлив, с женою своею жил не в ладу, так как она не хранила к нему супружеской верности. Это огорчало Санина до крайности, с досады он и сам иногда с мастеровыми…
Об архимандрите Антонине (Капустине) см.: Дмитриевский А. А. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу православия на Востоке и в частности в Палестине (По поводу десятилетия со дня его кончины) // Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1904. Т XV. Вып. Содержание Аннотация Предисловие Донесения и письма архимандрита Антонина 1. Письмо архимандрита Антонина А. П. Толстому 2. Записка архимандрита Антонина 3. Письмо архимандрита Антонина А. П. Толстому 4. Письмо архимандрита Антонина А. П. Толстому 5. Письмо А. П. Толстого митрополиту Московскому Филарету 6. Письмо митрополита Московского Филарета А. П. Толстому 7. Записка митрополита Московского Филарета…
Митрополит Макарий, в миру Михаил Андреевич Парвицкий, а по семинарскому прозвищу Невский, родился 1 октября 1835 года в селе Шапкине Ковровского уезда Владимирской губернии, где отец его Андрей Иванович был дьячком. Невесело встретила мать рождение сына Михаила: нужда доводила ее до слез. «Не на радость будет нам это дитя, – в скорби говорила она своему мужу. – Семья большая, он шестой. Что-то будет с ним?» Супруг утешал ее словами: «Подожди горевать, подрастет – так уедем в Сибирь». Да, в труде и заботе протекала жизнь родителей Михаила. После пожара, истребившего их жилище, пришлось им поселиться в бане, построенной «по-черному». Владыка Макарий…
1. В предыдущей книге через яркие свидетельства Писания мы показали, что апостолов и пророков – одних на проповедь, а других на пророческое служение – так же вел Святой Дух, как Отец и Сын. Теперь добавим то, чему каждый вправе изумиться, но в чем не может сомневаться, слова Сына Божьего: Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня, благовествовать нищим послал Меня... проповедывать пленным освобождение и слепым прозрение (Ис. 61:1; Лк. 4:18)1. К этим прочитанным из книги Исаии словам Он добавляет в Евангелии: Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк. 4:21), показывая, что это сказано о Нем. 2. Мы можем удивиться,…
Принятие Закхеева покаяния – дело величайшей милости. Обычно Господь или спрашивал о вере или вызывал покаяние и решимость изменить жизнь. Здесь идет навстречу тайным движениям сердца Закхея и намерениям, которые целует прежде их проявления. Оглавление • 1. Недели перед Великим Постом • Неделя о Закхее • О Закхее • Неделя о Мытаре и Фарисее • О том же • Поучение в неделю мытаря и фарисея • Неделя о Блудном Сыне • О том же • В Неделю Мясопустную • Неделя о Страшном Суде • В Неделю Сыропустную • 2. Великий Пост • Первая Неделя Великого Поста • Вторая Неделя Великого…
Содержание От переводчика I. II. О воле, особенном свойстве, энергии и о единстве и единосущном III. Что называется особенным свойством? IV. Об энергии V. О единстве VI. О единосущном VII. О душе и уме VIII. О тленном IX. Почему Он называется “Первородным” X. Что есть слово и сколько у него значений XI. Что [значит слово] христианин XII. О душе  От переводчика Проблема авторства. Трактат “Об определениях”1 долгое время приписывался святителю Афанасию Великому, хотя и помещался в патрологии Миня в разряд spuria (подложных сочинений)2. В кратком предисловии к нему издатели отмечали, что его подложность видна как из отсылки к святителю Григорию…
Господину блаженнейшему отцу, невыразимо дивному, несравненно чтимому, изрядному покровителю [нашему] Августину, Проспер. 1. Хотя я и не знаком тебе лично, но уже до некоторой степени, если ты помнишь, известен мыслями и словом, ведь я отправил тебе письма и получил [ответ] через святого брата моего диакона Леонтия: так что и ныне также дерзну я написать Твоему Блаженству, не только для того, чтобы поприветствовать, как было тогда, но и по побуждению веры, которой живет Церковь. Ибо поскольку неусыпное усердие твое постоянно печется о всех членах тела Христова и сражается силой истины против козней еретических учений, я подумал, что не нужно мне бояться…
Константинополь. 1 мая 1865 г.1 Суббота. Что такое: Румелия? Рум – или значит: страна Римлян или точнее Ромеев, т.е. Греков по турецкому словоупотреблению, короче бы сказать: Греция, если бы около 40 лет уже под этим названием не была известна Европе одна только южная оконечность Румелии. Несмотря на происшедший в 30-х годах сего столетия политический переворот в «Римской земле», постоянно учащиеся и ничему не научающиеся владетели её фатально продолжают называть её старым именем, давая тем даровой повод всякому, кто заинтересован в деле, смотреть на Румелию со всякой другой, только не турецкой, точки зрения; заинтересованы же тут, конечно, прежде всего, Римляне, именем…
Иеросхимонах Алексий, в миру Федор Алексеевич Соловьев, родом москвич, из духовного звания. По окончании курса Московской Духовной Семинарии он вступил в супружество и определился диаконом к церкви Николы в Толмачах, что за Москвой-рекой. Овдовев через два года, отец Алексий задумал оставить мир и идти в монастырь, но близкие убедили его не бросать сына, а воспитав его, уже и приводить в исполнение свое намерение. После усиленной молитвы и раздумья отец Алексий согласился и в течение двадцати пяти лет жил в Москве, с нетерпением ожидая окончания образования сына, каковое тот получил в Высшем техническом училище. Последнее место службы старца [в Москве] было…
Содержание Предисловие О старцах Старец Иосиф Исихаст Старец Филофей Старец Арсений Каппадокийский Кипрское монашество Старцы монастыря Ставровуни Старец Евстафий Кипрский Старец Паисий Святогорец Старец Порфирий Кавсокаливит Дух церкви Назначение Церкви О Рождестве Христовом Духовная брань Великого поста Смысл Страстей и Воскресения Гармоничные отношения между мужем и женой Великое имя женщины Воспитание молодежи в современном обществе Семья – лечебница страстей Цель, цели и непопадание в цель Болезни сердца Боль в нашей жизни О наркотиках Открытое сердце Церкви Помыслы в нашей жизни О чудесах в Церкви Об испытаниях и страстях Бог – наша единственная надежда Великий враг человека Упразднение смерти Митрополит Афанасий…
Page 1 of 79