Говоря о спасении, что сразу, в первую очередь мы затрагиваем? Мы затрагиваем огромной важности вопрос. А от чего спасение? Все вам единогласно ответят, все религии, все мировоззрения – от зла. Что подразумевается под злом? И вот здесь начинается. Вот здесь, как раз в этом вопросе, из которого исходит вся последующая мысль и религиозная и не религиозная. Этот вопрос является тем фонариком, той исходной точкой, которая объясняет, если хотите, концентрирует на себе всю суть религиозной мысли, религиозных истин, если хотите, религиозного даже откровения в каждой религии. Каково понимание зла? Мы встречаемся с целым рядом различных точек зрения. Я сначала вам хотя…
Содержание Введение Часть I. Жизнеописание иеросхимонаха Амвросия 1. Детство, годы учебы, преподавательская деятельность 2. Прохождение послушаний в Оптиной пустыни и скиту 3. Пострижение и служение в священном сане 4. Начало старческого служения 5. Внешний образ жизни старца Амвросия 6. Дары благодати 7. Духовное окормление монашествующих и мирян 8. Старец Амвросий и интеллигенция второй половины XIX в. 9. Литературно-издательская деятельность Оптиной пустыни при старце Амвросии 10. Учреждение Шамординской общины и заботы старца Амвросия о её благоустройстве 11. Последние дни жизни и блаженная кончина старца Амвросия Часть II. Эпистолярное наследие иеросхимонаха Амвросия Общие сведения о письмах 1. Учение о спасении по письмам…
Содержание Глава I Глава II Глава III Глава IV  Едва ли во всей церковной истории1 можно указать другую личность, которая вызывала бы столь разнообразный и многосторонний интерес к себе и в то же время подвергалась бы столь несогласному и противоречивому обсуждению и оценке, как личность первого христианского императора Константина Великого. Литература о нем необычайно обширна. Еще в начале XVIII века (1720 г.) Фогт, автор одной брошюры о Константине, насчитывал более 150 сочинений древних и новых писателей, занимавшихся этим императором, а с тех пор число сочинений о нем значительно возросло2. Но, несмотря на это обилие литературы, мы напрасно стали бы искать…
Содержание Правильная мысль Что значит верить во Христа? Познай самого себя Добрые дела «Опасно преждевременное бесстрастие» Правильная молитва Прелесть Нехристианский опыт Католицизм Духовник О духовных наставниках О выборе духовника О взаимоотношениях духовника и пасомых и правильном отношении к духовнику О послушании духовнику О жизни по совету  Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, – не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних (Ам. 8:11). Святитель Игнатий Брянчанинов 150 лет назад, повторяя эти слова пророка, со скорбью писал, что уже в его время трудно было найти наставника не прелестного. Но при этом указывал…
О «подражании Христу» писали и Отцы Православной Церкви и католические мистики. Как достичь обожения через подражание Богочеловеку или Его святым по учению старца Иосифа Ватопедского, — об этом пойдет речь в третьей части статьи, посвященной «опытному богословию» святогорского старца.   «Закон подражания» Наш дух по природе стремится к познанию, благодаря чему он «естественно» обращается к самопознанию и богопознанию. Мы видели, что осознанное стремление человека вернуть свое прежнее достоинство и местоположение влечет его к изменению ума, который, видя, в чем его истинное благо, собирает все способности души и тела в едином порыве к Богу. Одной из главных способностей нашего ума является…
Содержание Заметка об авторе Предисловие [ко 2 изданию] ОСНОВЫ ТОЛКОВАНИЯ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ ТОЛКОВАНИЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА В ДРЕВНЕМ ИУДАИЗМЕ НОВОЗАВЕТНАЯ ЭКЗЕГЕЗА ВЕТХОГО ЗАВЕТА Герменевтические принципы апостола Павла НОВОЗАВЕТНАЯРАННЕХРИСТИАНСКАЯ ЭКЗЕГЕЗА ВЕТХОГО ЗАВЕТА ЗАПАДНЫЕ ЭКЗЕГЕТЫ ПЕРВЫХ ЧЕТЫРЕХ ВЕКОВ ЭКЗЕГЕЗА КАППАДОКИЙСКИХ ОТЦОВ ЭКЗЕГЕЗА ВЕТХОГО ЗАВЕТА ПОСЛЕ ХАЛКИДОНСКОГО СОБОРА Послехалкидонский период на латинском Западе ВИЗАНТИЙСКИЕ ТОЛКОВАТЕЛИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА X-XV СТОЛЕТИЙ ЭКЗЕГЕЗА ВЕТХОГО ЗАВЕТА НА СРЕДНЕВЕКОВОМ ЗАПАДЕ ЭКЗЕГЕЗА ВЕТХОГО ЗАВЕТА У ПРАВОСЛАВНЫХ СЛАВЯН Ветхий Завет у сербов в средние века Экзегеза Ветхого Завета у русских и болгар Экзегеза Ветхого Завета у румын ЭКЗЕГЕЗА ВЕТХОГО ЗАВЕТА В XIX ВЕКЕ Ветхозаветная экзегеза у русских Ветхозаветная экзегеза у сербов…
Из книги: Архимандрит Макарий (Миролюбов). Поведение древних христиан в отношение к язычникам, или примеры благочестия среди соблазнов _____________________________________ Благодеяния другого рода оказывали христиане язычникам во время общих бедствий, когда, например, голод и язва свирепствовали в тех языческих областях, где жили и христиане. Киприан в свое время показывал христианам и язычникам, как различно смотрели они на общественные бедствия: «У вас всегда громкоропотное и жалобное нетерпение; у нас, напротив, терпение всегда мужественное и благоговейное, всегда спокойное и всегда благодарственное к Богу». В другом месте: «В том-то и состоит различие между нами и людьми, не знающими Бога, что те в злоключениях жалуются и…
Впервые в отечественном литературоведении рассматривается очерк Д.В. Дашкова «Русские поклонники в Иерусалиме» как явление русской литературы начала XIX в. С точки зрения жанровой типологии очерк определяется как паломническое путешествие и рассматривается как одно из произведений этого ряда. Предметом анализа стал важный аспект художественной природы очерка - своеобразие религиозно-поэтического мировосприятия. В статье проводится мысль, что поэтика очерка строится на соединении древнерусских и романтических поэтических традиций. Ключевые слова: русская классика, духовная литература, паломническая проза, древнерусская литература, духовная традиция, поэтика, экфрасис, символика. Special features of religious and poetic mentality in the essay “Russian pilgrims in Jerusalem” by D.V. Dashkov. OLGA N. ALEKSANDROVA-OSOKINA (Far…
Начало пути богопознания — покаяние, метанойа, изменение своего ума. О том, какие состояния человеческой природы знает православная антропология, а также о том, что в человеке может и должно измениться при принесении покаяния, рассказывается во второй части статьи, посвященной учению старца Иосифа Ватопедского. Самопознание как начало покаяния Начало пути богопознания, имеющего целью соединить человека с Богом в единой богочеловеческой жизни, лежит, согласно старцу Иосифу, в древней мудрости: познай себя (γνῶθι σεαυτόν)[a]. «Откуда мы и куда идем?» - этот вопрос выражает общую экзистенциальную тоску современного человека. Действительно, мы видим, что человек, желающий уяснить себе суть какого-либо явления или события, стремится первым делом…
В сб.: Археология и история Пскова и Псковской земли. Краткие тезисы докладов к предстоящей научно-практической конференции. 1989. Возведение надвратной церкви в 1593 г. и звонницы в 1600 г. традиционно датируется по летописцу конца XVII — начала XVIII в. из библиотеки Иверско-Валдайского монастыря. XVI в. был ознаменован не только возрождением давней традиции строительства церкви на вратах, но и формированием нового типа такого храма. И в Белозерье, и в центральных областях Северо-Восточной Руси происходит достаточно ощутимый процесс перехода от четырехстолпного храма (церкви Сергия Борисоглебского под Ростовом и Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря) к более упрощенному типу. В Белозерье к двухстолпному с апсидой (церковь…
“Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос” (1 Кор. 3:6-11). Богоучрежденность священства Отличительной особенностью Православной Церкви, как и всех древнейших церквей (армянской, римо-католической, коптской, несторианской и др.), является наличие в ней священства и богослужений. Хотя христианские объединения, возникшие после Лютера (1520 год), не признают ни того, ни другого, однако как священство так и богослужения возникли не в силу каких-то внешних, человеческих причин, а установлены Самим Господом Богом.         Конечно, в духовно-моральном плане все…
Содержание I. Распространение христианства между южными и западными славянскими племенами до св. Кирилла и Мефодия. II. Св. Кнрилл и Мефодий и их прповедническая длительность у южных и западных славян. III. Судьба христианства у западных славян после св. Мефодия. Насильственное распространение латинства у славян прибалтийских. IV. Подавление православия латинством в других западно-славянских племенах, просвещенных св. Мефодием. – Очерк истории христианства в Чешской стране.  В виду живого интереса, мало-по-малу пробуждающегося в русском образованном обществе к судьбе единоплеменных нам славянских народов, Православное Обозрение желало бы по возможности чаще давать на своих страницах статьи, относящиеся к церковной истории и современному религиозному состоянию южных и…
Содержание Валаам Новгород Юрьев монастырь Рюриково Городище Обитель Михаила Клопского Святая София Кремль Дворище Ярославле Хутынь и Антониев монастыри Торжество Софийское Киев Ближние и Дальние пещеры Храм Первозванного Святая София Михайловский монастырь Десятинная церковь Крещатик Оскольдова могила Выдубицкий монастырь Вышгород и Межигорье Братский монастырь Пустыни Китаева и Голосеевская Печерская лавра Праздник Успения  Муравьёв, Андрей Николаевич (1806–1874) – православный духовный писатель и историк Церкви, паломник, путешественник, драматург, поэт. Вниманию читателя предлагается вторая часть книги А.Н. Муравьева «Путешествие по святым местам русским. От Софии Киевской до Софии Новгородской», в которой описываются не просто впечатления путешественника, а личные переживания искренне верующего человека, талантливого…
Часть 1: путь опытного богопознания Какие препятствия и подводные камни ожидают подвижника — монаха и мирянина — на пути духовного совершенствования? Каковы этапы этого пути? О «маршруте» духовной жизни, предлагаемом современным Афоном, рассказывается в четырехчастной статье, посвященной творчеству одного из отцов возрождения святогорского монашества — старца Иосифа Ватопедского. Старец Иосиф уже много лет является духовным наставником братии Ватопедского монастыря. Его монашеский путь начался на о. Кипр, где старец родился и где, в монастыре Ставровуни, принял монашеский постриг. Пробыв в этом монастыре несколько лет, о. Иосиф, по благословению старцев Обители, отправился на Святую Гору. Там он встретился с великим подвижником нашего…
В рамках данной статьи мне хотелось бы осветить некоторые вопросы, связанные с правовым положением позднеантичного (IV – первая половина VII века) монастыря. Временными рамками исследования, соответственно terminus post quem и terminus ante quem, являются время возникновения монашества, т. е. конец III – начало IV века, и – арабское завоевание восточных провинций Византии в первой половине VII века. Географические рамки работы – территория Восточной Римской империи,  в основном Египет, Палестина и Сирия, Малая Азия. Первый вопрос, на который следует ответить: что такое «монастырь». Под монастырем мы будем понимать общежительный монастырь, киновию, будь то  пахомианские монастыри и общины Василия Великого, или же…
Беседа I II III БЕСЕДА ПЕРВАЯ Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господь сказал Своим ученикам: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13). Когда ученики ужаснулись трудности пути спасения и спросили Господа: «Кто же может спастись? Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк. 10, 26–27). Я боюсь, что чтение «Лествицы» св. Иоанна вызовет этот страх, это смущение, «Кто же может подняться на…
Содержание Об авторе Предисловие Черты жизни преподобного Иоанна Лествичника Лествица преподобного Иоанна Лествичника Часть I. Подвиги предуготовительные Степень I Степень II Степень III Степень IV Степень V Степень VI Степень VII Часть II. Подвиги самоочищения от нечистоты греховной жизни, или подвиги совлечения ветхого человека Подвиги против пороков сердца Степень VIII Степень IX Подвиги против пороков языка Степень X Степень XI Степень XII Подвиги против пороков чрева, или похоти плотской Степень XIII Степень XIV Степень XV Подвиги против пороков похоти очес Степени XVI и XVII Подвиги против пороков духовных Степень XVIII Степени XIX и XX Степень XXI Степень XXII Степень XXIII…
Содержание Предисловие ко второму изданию Глава 1. О Божественной Благодати Глава 2. О грехе, покаянии, плаче и слезах О грехе и покаянии О плаче О слезах покаяния Глава 3. О суете и смерти Глава 4. О законе и заповедях Божиих Глава 5. О скорбях, подвижничестве и трудах О скорбях Подвижничество и труды Глава 6. О свободе, наслаждениях и покое тела Глава 7. Об искушениях Глава 8. О страстях Греховные страсти Страсть самолюбия Страсть гордости Страсть тщеславия Страсть сребролюбия Нестяжателъность Нищета Страсть осуждения Страсть блуда Зависть Неблагодарность Чревоугодие Страсти, порождаемые унынием Глава 9. О заботах и попечениях Непостоянство Глава 10. О чтении…
Статья посвящена исследованию расхождений в дате почитания известного египетского отшельника IV в. св. Онуфрия Великого. В разных христианских традициях известно несколько дат в июне, под которыми почитается св. Онуфрий. Наиболее распространенными из них являются три — 10, 11 и 12 июня по юлианскому календарю. Эти даты, которые стоят близко друг от друга, не могут указывать на какие-то не связанные друг с другом традиции его почитания, скорее они указывают на ошибки или намеренный (незначительный) перенос празднования его памяти в разных Церквах. Причины подобного расхождения до настоящего момента не были изучены. Дата 10 июня соответствует 16 паоне по коптскому календарю и является…
Два года назад исполнилось 125 лет со дня рождения одного из самых замечательных выпускников и преподавателей Санкт-Петербургской Духовной Академии, ведущего профессора Свято-Сергиевского богословского института в Париже – Антона Владимировича Карташёва. Тот выразительный факт, что столь значительное для всей русской церковной жизни событие не получило сколь либо значительного резонанса даже среди представителей современной церковно-исторической науки свидетельствует о продолжающем сохраняться в нашей церковной жизни с печальных советских времен историческом беспамятстве, преодолеваемом лишь в случаях, когда высшая церковная власть благословляет нас почитать деятелей нашего церковно-исторического прошлого как уже канонизованных в лике святых. А между тем труды А.В. Карташёва продолжают и по сей день…
Page 1 of 68