Ершов П.Г. Успенский собор Старицкого монастыря и «архаизирующие» памятники первой половины XVI века // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 3. СПб, 2013. С. 231–241. Введение Строительство итальянских архитекторов в последней четверти XV – начале XVI в. в Московском Кремле безусловно повлияло на архитектуру последующего времени. В первой трети XVI в. особенно заметно стремление русских зодчих перенять элементы новой архитектуры (при этом деятельность итальянских мастеров на Руси прерывается лишь в начале 1540-х гг. [21, с. 218]). Основным типом соборного храма для этого времени являлась четырех- или шестистолпная постройка. Чаще всего подобный храм ориентировался на Успенский и Архангельский соборы Кремля.…
Сопоставление идей религии и культуры есть сопоставление самое естественное. Это понятия соотносительные, как и понятия культуры и национальности. Культуры «индивидуальны», т. е. национальны и даже конфессиональны. Оно и понятно: творец культуры – душа человека, а душа формируется под сильнейшим влиянием сложившейся религии. Культура Тибета – буддийская, культура Новой Персии – мусульманская, культура северо-американских Соед. Штатов – протестантская. Культура русская – культура православная. Недаром в талантливом произведении молодых лет профессуры П. Н. Милюкова, в его «Очерках по истории русской культуры» добрая половина II тома посвящена Церкви. Слагаясь под воздействием и многих других факторов – географических, климатических, этнографических и т. д., под…
В статье на материале книги архимандрита Антонина (Капустина) «Пять дней на Святой Земле» осмысливаются некоторые аспекты жанра паломнического путешествия, которое рассматривается как жанр духовной прозы. Показано, что в произведении архимандрита Антонина переплетаются повествование и дидактика, лирика и философия, религиозная публицистика и художественное описание, путевой очерк сближается с проповедью. Предметом авторской рефлексии становятся вопросы духовной дисциплины, «истинного» и «мнимого» познания; паломничество воспринимается как духовное обновление. Ключевые слова: жанр, проповедь, паломническое путешествие, духовная литература, поэтика, символ, мотив. Паломническое литературное путешествие, представленное в XIX в. творчеством А. Н. Муравьева, А. С. Норова, Н. В. Берга, П. А. Вяземского и других писателей, может быть…
Содержание От составителя Избранная литература. О преподобном Антонии Великом и раннем египетском монашестве Поучения Антония Великого Слово о суете мира и воскресении мертвых Устав отшельнической жизни Внешнее течение и внешние порядки такой жизни Удаление от мира и от сожительства с людьми Избрание пустынножительства Келейное уединение Келейные занятия и порядки Молитвословие и коленопреклонения Чтение и богомысленное размышление Рукоделие и вообще труд Пища Сон Одежда Все содержание, главная черта которого – нищета Церковное богослужение Соотношения Взаимное обращение Собеседование и вообще употребление языка На случай отлучек Строй внутренней жизни Исходное начало жизни – ревность Правило жизни – воля Божия в заповедях Цель –…
Часть 1 Приблизительно в то время, когда беженская волна начала оседать в Белграде и других городах Сербии, митрополит Антоний переехал на более или менее постоянное жительство в Белград, где покойный патриарх Сербский Димитрий предоставил ему помещение в одной из комнат старой Патриархии. Ее, собственно, тогда звали по старой памяти Митрополией. Это было здание времен еще Милоша Великого, покосившееся, малоуютное и очень казенного вида. В этой Митрополии (разрушенной при постройке новой Патриархии в 1931 году), в левом нижнем коридоре, в последней от входа комнате, останавливался и жил долгое время митрополит Антоний со своим знаменитым келейником Федей, тогда еще иеродиаконом Феодосием, а…
Рассматривается литературное творчество малоизученного сегодня духовного писателя архимандрита Леонида (Кавелина): предлагается краткий обзор основных направлений его литературной деятельности; на примере очерка «Вифлеем» из книги «Старый Иерусалим и его окрестности» показаны особенности поэтики его произведений. Ставится вопрос о необходимости выработки принципов анализа «духовной литературы»: в качестве инструментария анализа видится возможным применение герменевтического принципа анализа текста на нескольких смысловых уровнях: «буквальный», «тропологический», «аллегорический» и «анагогический». Показано, что в паломническом очерке «Вифлеем» «буквальный» смысл соответствует информации о святых местах; а следующие уровни смыслов связаны с темой духовного пути человека. Формами художественного воплощения этих смыслов в тексте являются: символика, Библейские цитаты, молитвы. Ключевые слова:…
Мемуары паломников в Святую землю (Палестину) представляют собой очень своеобразный и интересный жанр литературы. Такого рода произведения были очень редкими в условиях Средневековья, стали появляться все чаще в российское Новое время, то есть в ХУШ - первой половине XIX в., и, наконец, получили весьма широкое распространение во второй половине позапрошлого столетия и в начале ХХ века. До середины XIX в. они выходили в основном из-под пера любознательных представителей благородного сословия, путешествовавших по Восточному Средиземноморью, но с наступлением эпохи модернизации в Палестину потянулись также преподаватели семинарий и академий, то есть ученое духовенство, а также простые провинциальные священники, как городские, так и…
(Притча по Г-вой) Однажды собравшись бичи человечества, разрушающие и губящие его, решили избрать себе царя. Кому же отдать царскую корону? Единодушно собрание решило присудить ее тому, кто докажет, что он делает наиболее вреда человечеству. Первой выступила чума и предъявила свои права на царскую корону. Но тут же объявилась и соперница её – холера, которая стала оспаривать первенство себе. После холеры к собранию обратилась чахотка. „Я не произвожу повальных болезней, как чума или холера – говорила она – но жертв у меня несравненно больше чем у них. Я всегда и везде. Для меня не существует: ни докторов, ни ядов-лекарств. Каждый день…
К ВОПРОСУ О СВОБОДЕ ВОЛИ. _____ П. Е. АСТАФЬЕВА. ________ (Из "Трудов Московского Психологического Общества"). МОСКВА. Типография А. Гатцука, Никитский бульв., собственный дом. 1889. ________________________________________ Дозволено цензурою. Москва, 18 октября, 1889 года. ________________________________________ ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие I Глава I. Постановка вопроса по существу 3 Глава II. Постановка вопроса в истории 17 Глава III. Вопрос в учении детерминизма 34 Глава IV. Вопрос в учении трансцендентальной свободы 52 Глава V. Итоги и основания положительного решения 67 ________ /В печатном издании Оглавление находится после Предисловия, здесь же для удобства работы оно перенесено в начало – Прим. Ред./ ________________________________________ ПРЕДИСЛОВИЕ Давно уже (еще в 1874…
Период пустынножительства в духовном становлении будущих оптинских старцев Моисея и Антония (Путиловых) Иеромонах Диомид (Кузьмин), насельник Казанской Богородицкой Площанской пустыни, сотрудник Отдела Агиологии Брянской епархии Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010 1. Введение. Наше время уникально тем, что сегодня в нашей Церкви имеется возможность свободно и внимательно исследовать историческую канву жизни святых и великих подвижников благочестия – самого дорогого и ценного в нашем церковном Предании. Когда читаешь периодику второй половины XIX века, наперебой описывавшую жизнь лесных пустынниках и их удивительные иноческие подвиги, в сравнение приводишь себе наше время, имеющее…
В 2022 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина), ученика великих оптинских старцев, посвятившего всю свою жизнь служению Богу и церковной науке. В преддверии этой даты в цикле очерков будет рассказано о жизненном пути и научных трудах о. Леонида. Настоящий очерк посвящен духовнику о. Леонида во время его пребывания на Святой Земле – настоятелю лавры преподобного Саввы Освященного старцу Иоасафу. Русская духовная миссия в Иерусалиме была учреждена в 1847 г. Первая миссия в составе начальника архимандрита Порфирия (Успенского), иеромонаха Феофана (Говорова) и студентов Санкт-Петербургской духовной семинарии Петр Соловьёва и Николая Крылова, прибыла на Святую Землю в 1848 г. Вторую духовную миссию (1858‑1863), в состав…
1. Вопрос монахов. Как должно понять слово святого аввы Антония, которое он сказал ученику своему Павлу, когда тот, оставив мiр, просился жить при нем: если хочешь быть монахом, ступай в монастырь, где много братий, которые могут поддерживать твою слабость? Ответ старца. Из этого научаемся, что мы должны принимать в монастырь и стариков немощных, больных, слепых и расслабленных, – и любить их, когда они с радостью и усердием посвящают себя стяжанию добродетелей, хотя по немощам своим и не могут поднимать всех трудов. Потому немалого укора достойны те настоятели монастырей, которые не принимают стариков немощных, хотя известно, что они очень добрых нравов,…
Беседа на Троицкую родительскую субботу …Повсюду на земле царит смерть: умирают и дряхлые старцы, и сильные мужи; умирают в утробе матери, и чуть только появившиеся на свет. Умирает художник у незаконченной картины и артист на полуфразе; умирает невеста накануне венца и полководец после славной победы. В каноне на утрени Троицкой родительской субботы названы все «усопшие от житейской нощи»: утонувшие в воде и погибшие на поле брани, сгоревшие в огне, убитые лютыми убийцами, – все. Ведь лишь иногда смерть посылает вестников, – недуги, болезни, – иногда она хватает свои жертвы неожиданно. Ничто не спасает от смерти: ни самая воздержанная, правильная жизнь,…
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ Глава 1. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и проблемы духовного совершенствования человека 1. 1. Формирование антропологических взглядов и религиозно-философского мировоззрения В. В. Зеньковского. Значение Н. В. Гоголя и славянофилов 1. 2. Проблемы духовного воспитания в условиях эмиграции 1. 3. Принципы антропологии В. В. Зеньковского 1. 4. В. В. Зеньковский о метафизике личности и целостности человека 1. 5. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и вопрос о софийности мира 1. 6. Единство религии, философии и науки как условие для воспитания целостной личности Глава 2. Синтез философии и богословия в антропологии архим. Киприана (Керна) 2. 1. Философские мотивы в антропологии архим.…
ХIХ век – период жизни свт. Феофана Затворника – характеризовался в духовном плане веком возрождения русской духовности и культуры. Ярким его представителем, соединяющем в себе достижения философии, литературы, богословия как теоретического, так и практического, – был свт. Феофан (1815–1894 гг.). Старчество, идущее от прп. Паисия Величковского (1722–1794), было принято в России и развивалось в монастырях, в то время как богословская наука и ее научные центры – в духовных учебных заведениях с многоуровневой системой подготовки (духовное училище, семинария, академия, магистратура, докторантура). Особенность состояния русского богословия и науки на этот период фиксировалась в задаче "догнать" западное просвещение (в частности, Германию). Проблема состояла…
Содержание Предисловие I. Лаврентьев монастырь 1.Местоположение обители и принадлежащей к ней Крестовской церкви 2. История Лаврентьева монастыря 3. Храмы и другие здания 4. Обозрение ризницы и библиотеки 5. Древние Синодики и нынешнее кладбище 6. Прежние и нынешние владения монастыря VI. Чем ныне владеет монастырь, как Архиерейский дом 7. Чем содержался и ныне содержится монастырь 8. Принадлежность по духовному управлению, степень монастыря и список его Настоятелей Список настоятелей II. Крестовская церковь 1. История Крестовской церкви 2. Настоящее состояние Крестовской церкви     Предисловие Калужский Лаврентьев монастырь ныне считает уже четвертое столетие своего существования. История его, начинаясь воспоминанием о чудесном избавлении сопредельного…
Параграф I II III Между источниками для жизни и деятельности пр. Антония, первое место занимает написанная Афанасием архиепископ. александрийским биография св. Антония под названием: «βίος καἱ πολιτεία τοῦ ὁσίου πατρὁς ήμῶν Ἀντονίου συηηραφεἱ΄ς καἱ ἁποσταλεἱς πρὁς τοὑς ὲν ρη ξένη μονάχους"1, обыкновенно называемая «vitas. Antonii». Относительно того, в какое время это сочинение написано св. Афанасием, существуют различные мнения. Одни, как напр. Бароний2, Росвейд3, основываясь на том, что в жизнеописании ничего не говорится о свидании пр. Антония с Павлом Фивейским, а также на свидетельстве блаж. Иеронима о римлянки Маркелле, «изучавшей жизнь Антония и Пахомия чрез Афанасия, тогда как еще был жив…
Содержание Местоположение обители Историческое обозрение обители Период первый Период второй Настоящее состояние монастыря Св. храмы и часовня Прочие здания внутри и вне монастыря Вкладная книга и синодики Достопримечательные церковные вещи и ризница Ризница Старопечатные книги Чем владел и владеет монастырь Принадлежность иерархическая, настоятельство, число и состав братства Список настоятелей Настоятели XVII столетия Настоятели XVII столетия  Местоположение обители Белевская Жабынская, Введенская пустынь, именуется Белевской по близлежащему уездному городу Белеву, Жабынской по речке того же имени, Вытекающей из кладезя Жабынца, при котором она основана, на древнем Жабынском городище, а Введенской по главному храму обители. Пустынь сия стоит на правом берегу реки Оки,…
Подвижник просвещения: Алексей Дмитриевич Червяков – архивист, историк, педагог Наталья Николаевна Блохина, к. мед. н., старший научный сотрудник Национального научно-исследовательского института общественного здоровья РАМН Анатолий Аркадьевич Турилов, к. ист. н., старший научный сотрудник института славяноведения РАН Статья опубликована в « Вестнике церковной истории». 2008. № 4. С. 211–222  3 апреля 2007 г. на 60-м году жизни окончил свой земной путь замечательный человек - хранитель и исследователь отечественного рукописного наследия, подвижник право славного просвещения Алексей Дмитриевич Червяков. Алексей Дмитриевич родился 12 августа 1947 г. в старинной московской семье, известной с ХУIII в. Более 23 лет он проработал в Государственной библиотеке имени…
«Драгоценнейший памятник пастырской деятельности». Праздничные послания преп. Амвросия Оптинского. Варвара Викторовна Каширина, доктор филолог. наук Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010 Праздничные послания относятся к жанру духовной эпистолярной литературы. Духовная переписка имеет ряд особенностей. Основная тема письма – указание пути к христианскому спасению и совершенствованию, поэтому письмо приобретает обобщающий характер. В первую очередь, это духовное послание, а потом уже факт личной переписки. Практика публикации духовного эпистолярного наследия была распространена в XIX веке, о значении писем свидетельствовал тот факт, что многие из них публиковались еще при жизни адресатов. Причем, при…