Socrates’ ecclesiastical history according to the text of Hussey with an introduction by William Bright. Second edition. Oxord, 1893. – Церковная истории Сократа, изданная согласно тексту Хöззи с введением Вильяма Брайта. Второе издание; Оксфорд, 1893 г. Одним из существенно-важных пробелов в современной церковно-исторической науке является недостаток строго проверенных; критических изданий оригинального текста церковных писателей. Как известно, в исследовании вопросов, относящихся к области этой науки, ученым до сих пор и в громадном большинстве случаев приходится пользоваться произведениями церковной литературы в том их виде, какой был придан им трудами филологов ХVI и XVII вв. Ни мало не отвергая значения этих трудов в…
Митрополит Тобольский, Филофей Лещинский, Челобитная которого представляется теперь любопытству читателей, родился в 1650 году, в Малороссии; образование получил в знаменитой в свое время, Киевской Академии, был несколько времени Священником, но, по вдовстве, вступил в Киевопечерскую Лавру и довольно долгое время был Экономом, а следовательно, и главным управителем обширных имений этой обители, и в то же время Наместником, зависевшего от Лавры, Брянского Свенского монастыря, в сане Архимандрита, а по другим сведениям, в звании Строителя. Избрание Филофея в Митрополита Сибирского не из числа обыкновенных избраний. Петр I возымел мысль просветить светом Евангельского учения Сибирских инородцев и соседственных с Сибирью Китайцев. Для осуществления…
1. Феодосий Преемником св. Ионе, по его избранию и по соборному определению, назначен был один из старейших между иерархами русскими, архиепископ Ростовский, Фeoдocий. Побуждением к такому избранию было желание устранить всякие смуты и недоумения в наследовании престола митрополии: потому что в юго-западной Руси явился тогда свой митрополит, Григорий, ученик Исидоров, присланный из Рима, и король Польский Казимир предлагал В. князю Московскому пpинять его на место престарелого Ионы1. По кончине св. Ионы, пастыри великороссийской Церкви не замедлили собраться в Москву, для поставления Феодосия (9 мая 1461 г.), а отсутствующие прислали свои повольные грамоты на то2. Вместе с сим они повторили данное…
Речь при открытии 3 января 1913 г. новгородского церковно-археологического общества Господин Великий Новгород, лежавший на великом водном пути «из Варяг в Греки», весьма рано, почти на заре своей государственной политической жизни приобщился культуре блестящей столицы Св. Константина – Византии. С принятием христианства, благодаря постоянному общению по торговым делам Новгорода с Константинополем, это живое и многоразличное культурное влияние Византии усилилось и захватило все стороны быта древнего Новгорода. Величественно-помпезный богослужебный ритуал, выработанный в дивном создании императора Юстиниана – Св. Софии, пришелся по сердцу богатому Новгороду и, благодаря щедрым пожертвованиям его обитателей на создание храмов и их благоукрашение, нашел себе свободный и легкий…
«А в Библии написано, что…» – главный аргумент в разных богословских спорах. И ссылочку обычно дадут, и даже пальцем ткнут: действительно, что-то такое написано. Или не совсем такое, но похоже. Или не очень похоже, но… Стоп! А как определить, действительно ли библейский текст подтверждает именно то, что с его помощью пытаются доказать? Разве Библия недостаточно понятна сама по себе? А если понятна, откуда так много разных богословских школ, не согласных друг с другом? «Ты читай, что написано!» Так понятна ли Библия сама по себе? И да, и нет. С одной стороны, едва ли среди религиозных текстов мира отыщется столь же…
«Обличи, запрети, умоли» (2Тим 4, 2) В наших городских церквах православный священник, выходя из св. алтаря к налою для произнесения проповеди, почти всегда бывает свидетелем странного явления: простой народ подвигается к налою, а многие из людей так называемых образованных (по крайней мере судя по одежде) из всех концов церкви устремляются к дверям, поднимают шум, шарканье ногами и хлопанье дверьми. А бывает и то, что иные, простоявши всю литургию пред самым алтарем, при начале проповеди тотчас поворачиваются к алтарю и священнику спиною, начинают расталкивать и с серьезным видом людей недовольных и обиженных идут к дверям церковным. Все эти господа и госпожи…
Слово в день храмового праздника институтской Свято-Александровской церкви в городе Нежине, сказанное 14 марта 1881 года1 Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Евр. 13, 7. Когда в государстве или народе падает дух гражданского мужества или семейных и общественных добродетелей, когда нравственная немощь частных лиц или отдельных обществ достигает крайних пределов своего развития и проявления, то в числе средств для устранения этих недостатков, падений и немощей обыкновенно издревле советуют обращаться к примерам древних мужей, хранителей нравственной чистоты и благочестия, дабы, одушевляясь их живым, внушающим поведением и деятельностью, желающие могли снова возвратиться…
02 сентября 2012 г. В великом сонме святых Отцов преподобный Максим Исповедник занимает одно из самых почетных мест. Истинный подвижник, выдающийся богослов, вдохновленный Святым Духом тайнозритель и тончайший любомудр, он в один из труднейших периодов истории Церкви, когда ересь монофелитства, казалось, готова была уничтожить Православие, мужественно встал вместе с немногими соратниками на защиту правой веры, стяжав мученический венец1. Многочисленные творения Преподобного вошли в обильнейшую сокровищницу святоотеческого Предания, хотя, конечно, можно констатировать, что преимущественным вниманием последующих православных читателей пользовались его духовно-нравственные и аскетические сочинения. Яркий пример тому – известный сборник лучших плодов святоотеческой духовности “Добротолюбие”, в который включено наиболее популярное произведение…
Опыт внешней истории Исследование преимущественно по рукописям Специальные уставы, отдельные молитвословия и церковно-гражданские постановления, относящиеся к исповеди Содержание Глава I. Уставы совершения исповеди при особых случаях Глава II. Специальные уставы, соприкасающиеся с исповедью Глава III. Отдельные молитвы, относящиеся к исповеди Глава IV. Исповедники  В настоящей книге, как дано понять в предварительных замечаниях к I тому, – предлагается обозрения – с одной стороны, – специальных уставов и отдельных молитвенных злементов, с другой – церковно-гражданских постановлений, – относящихся к исповеди. В первом отношении мы сообщаем здесь сведения об уставах исповеди при исключительных случаях, о специальных уставах, только соприкасающихся с исповедью, и, наконец,…
Содержание I. Молодость святого Франциска 1. Любовь к играм и забавам 2. В которых Франциск сохранял доброе сердце и любовь к нищим. II. Обращение Франциска. 3. Как он в душе обручился со святой бедностью. 4. И стал отвращаться он от прежней жизни. 5. Гнев отца и суд епископа 6. Первая проповедь. III. Первые ученики Франциска и основание ордена. IV. Первая попытка проповеди. 8. Святой отправляет братьев на проповедь. 9. Разные разговоры о братьях в народе. 10. Подвижническая жизнь братьев. 11. Как в одном городе братьев приняли за воров. 12. И как потом обнаружилась их святость. 13. Оскорбления и преследования, которые…
Достопримечательной чертой в состоянии современной историографии является движение к детальной разработке истории Византийской империи, особенно заметно обнаружившееся в ученом мире в самое последнее время. Свое начало движение это получило в Германии и Франции в первых десятилетиях настоящего столетия; затем, независимо от трудов немецких и французских ученых, интерес к разработке прошлого Византии пробуждается у нас в России; еще позднее сюда присоединяются английские, греческие и итальянские ученые, так что в настоящее время можно насчитать уже очень почтенный ряд солидных ученых сил, работающих в этой области по разным уголкам образованной Европы. Это явление в жизни современной исторической науки заслуживает внимания во многих отношениях.…
Содержание: ЧАСТЬ 1. К читателю Как следует готовиться к исповеди и Причастию Как надо исповедоваться Краткая исповедь перед духовником Более подробная исповедь «Об исправлении сердца» еп. Феофана Затворника ЧАСТЬ 2. О греховных недугах души Приготовление к исповеди Беседа о покаянии О страстях и добродетелях (Свят. Игнатий Брянчанинов) Мысли святых отцов о добродетелях и страстях Рассказы из древнего патерика Чин общей исповеди ЧАСТЬ 3. Плоды истинного покаяния (По наставлениям схиигумена Саввы (Псковско-Печерского монастыря) Вместо предисловия Три момента покаяния Подготовка к исповеди Основные грехи и производные Сокрушение сердца Плач Решимость не грешить Слезы Исповедь Внутренняя жизнь Подражание Иисусу Христу Причащение Святых Тайн…
Содержание Аннотация От Издательства К вопросу о философии Эригены Происхождение монофизитства К истории арианского спора до I Вселенского собора Почему созванный в Никее собор сначала предполагалось собрать в Анкире? Рецензия на книгу: Проф. А. Спасский. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Рецензия на книгу: И. Троицкий. Обозрение источников начальной истории египетского монашества Исследование. Сергиев Посад, 1907 (400 † III стр.). К вопросу о бенедиктинских изданиях творений св. отцев «Рецензия на книгу: История христианской Церкви. I Выпуск второй. Эпоха Вселенских соборов и разделения Церквей (313–1054). Рецензия на книгу: Дюшен Л. История древней Церкви.…
Всякий, кто даже впервые входит в православный храм, видит группу людей, столпившихся в некотором отдалении от священника, стоящего перед аналоем, и по очереди подходящих к нему. Люди эти стоят с опущенными головами, некоторые – со слезами на глазах; они печальны и сосредоточены. Идет исповедь – таинство покаяния. Но в покаянии обнаруживается не только печаль, но и радость; недаром древняя Церковь считала таинство исповеди «второй благодатью». Однако далеко не все в наши дни так относятся к покаянию. Для человека общества потребления характерно другое: Зачем мне исповедываться, что это даст? И тут дело даже не в том, что грехи не осознаются («живу,…
Содержание Предисловие I. Что привело меня к сектантам, и почему я ушёл от них Открытое письмо секретаря Петроградской баптистской общины Ф. Птицына к наставнику баптистов Б. Фетлеру I. II. III. IV. V. VI. VII. VIII. IX. X. Краткая исповедь заблуждений бывшего ново-израильского «лжеапостола» Ивана Васильевича Навроцкого Супруга поэта Некрасова и баптисты «ОБЩИЕ». Впечатление поездки к общим О сектантских пророках Открытое письмо представителю Екатеринодарской общины Григорию Акимовичу Бойчевко и всем его единомышленникам Открытое письмо крестьянина Бойко православным христианам о том, как он совратился в баптизм и познал потом ложь этого учения Правда о духоборах II. III. IV. Чистосердечная повесть крестьянина –…
Классификация культур знает достаточно ясные, фиксированные, тождественные себе понятия: "исламская культура", "буддийская культура" и т. п. В этот ряд как будто само собой встает понятие: "христианская культура". Во множестве контекстов это достаточно оправдано. Следуют, разумеется, этно-конфессиальные подразделения — "православная культура" Византии, Балкан и России, "католическая культура" средневекового Запада, из которой затем выделяется "протестантская культура", и т. п.; но такие же дробления имеют место применительно к исламу и буддизму. Будем, однако, осторожны. Платон утверждал, что преимущественное состояние ума философа есть удивление. Попытаемся заново удивиться тому, к чему мы чересчур привыкли — основным фактам истории нашей веры. Попытаемся увидеть их как бы заново —…
Предисловие Поездка в Ферапонтов монастырь Преподобный Ферапонт Преподобный Мартиниан Чудесные исцеления у гробницы преподобного Мартиниана Подвижники Ферапонтового монастыря. – Святители: Фелофей, епископ Пермский, и Иоасаф, архиепископ Ростовский. – Преп. Кассиан Грек. – Блаженный Галактион, Христа ради Юродивый. Ферапонтов монастырь. Живописное положение монастыря. – Его святыни и достопримечательности. – Пребывание патриарха Никона в заточении в Ферапонтовом монастыре. Тропарь и кондак преп. Ферапонту. Тропарь, кондак и стихира преп. Мартиниану. Отрывок из «Русской Правды на севере», изданный по поводу 400-летия со времени открытия мощей перп. Мартиниана, с примечаниями, дополнениями и 8-ю рисунками Предисловие В настоящем 1913 году 7 октября исполнится ровно 400 лет…
СВЯТАЯ БИБЛИЯ (“Книги”), состоящие, как известно, из книг Ветхого и Нового Заветов, признается и почитается Церковью (как Восточной, так и Западной) не только величайшим, беспредельно значительным, важнейшим из всех творений человеческих, но прежде всего — высочайшим Божественным Откровением, великой святыней, Словом Божьим.             Такое восприятие Церковью Священного Писания засвидетельствовано в православном катехизисе, в единодушных высказываниях отцов Церкви, наконец, в соответствующем определении 1-го Вселенского (Никейского) Собора, утвердившего в 325 г. канон библейских книг.             Само новозаветное Слово Божье говорит о себе: “Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек,…
(Короткий ответ на два длинных обвинения) Наша небольшая заметка о литературных приемах редакции Душепол. Чт., помещенная в Январ. книжке в отделе «Из текущей журналистики», вызвала собою две больших апологии, напечатанные в Майской кн. Душеп. Чт., из которых одна, под заглавием «Против очевидности и мимо запросов жизни (стр. 119–139)» принадлежит г. редактору журнала, проф. А. И. Введенскому, другая составлена архим. Никоном на тему; «Нужно читать, как написано (стр. 140–148)». Обе статьи весьма родственны по содержанию и стилю, часто повторяют одни и те же мысли, иногда почти буквально, и занимаются не столько опровержением сделанных нами в Январской заметке выводов, сколько нашей личностью,…
Над церковно-исторической наукой в нашем отечестве как будто тяготеет какой-то рок: самые выдающиеся её представители у нас сходят со сцены преждевременно. 16 лет тому назад русская церковно-историческая наука понесла тяжёлую и надолго незаменимую утрату в лице преждевременно – только 46-ти лет от роду – скончавшегося профессора С-Петербургской (ныне Петроградской) Духовной Академии В.В. Болотова († 5 апреля 1900 г.). От этой потери наша наука не оправилась и до сих пор и оправится не скоро. В. В. Болотов представлял собой такую учёную силу, каких не много встречается и на западе. У нас же он был прямо феноменом. – Теперь и наша Московская…