Как рассказать об этом? Как передать человеческими словами свет и радость, испытанные — даром, незаслуженно, действительно по благодати Божией — теми несколькими стами челевек, что съехались на далекую Аляску для прославления праведного старца Германа? Моя заметка — не официальный отчет о торжествах канонизации, а слабая попытка поведать не бывшим там о том, что иначе, как чудом Божией милости, я назвать не могу. После полета через всю Америку, в Сеатле началось вхождение наше, почти невольное, в то особое, в словах невыразимое, духовное настроение, в котором оставались мы все эти незабываемые дни. Особенный свет бесконечно длящегося северного вечера и в этом свете,…
Предание старца Нила Сорского (Пустынника) своим ученикам; и всем полезно его иметь Вседействием Господа Бога, Спаса нашего Иисуса Христа и вспоможением Пречистой Его Матери написал я писание душеполезное для себя и для господ братий моих ближних, которые одного со мною духа, ибо так я именую вас, а не учениками. Ведь один у нас Учитель - Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, давший нам Божественное Писание; есть и святые апостолы, и преподобные отцы, научившие и научающие спасению человеческий род, - все они прежде сами исполнили добродетели и так иных научили. Я же не делаю ничего доброго, но только Божественные Писания пересказываю…
Содержание Предисловие Введение Глава первая. Ангел Иеговы (יהוָֹה םַלְאַךְ Maleach Iehovah) Богословско-литературная история вопроса об Ангеле Иеговы; критический обзор главных направлений в решении вопроса о существе Его и установление оснований для положительного изложения библейских воззрений о предмете Обозрение библейских мест об Ангеле Иеговы. Отдел первый Явления Ангела Иеговы в период; патриархов: Авраама – Иакова Отдел второй. Библейское учение об Ангеле Иеговы в веке Моисея и после него. Глава вторая. Ветхозаветное библейское учение об ангелах (לְאָכִיםמַ maleachim) в собственном и тесном смысле. Отдел первый. Ветхозаветная ангелология допророческого периода Происхождение ангелов от Бога путем творения. Деятельность ангелов в первоначальной истории спасения людей…
Игнатий Богоносец облагодатствованной всяким дарованием, исполненной веры и любви, не лишенный ни единого дара, боголепнейшей и святоносной - смирнской, в Азии, Церкви Бога Отца и возлюбленного Иисуса Христа, желает в непорочном духе и слове Божьем премного радоваться. Глава I. Прославляю Бога за веру вашу. Славлю Иисуса Христа Бога, так умудрившего вас. Ибо я узнал, что вы непоколебимо тверды в вере, как будто пригвождены ко кресту Господа Иисуса Христа и плотью и духом, утверждены в любви кровью Христовою; и преисполнены веры в Господа нашего, который истинно из рода Давидова по плоти, но Сын Божий по воле и силе Божественной, истинно родился…
30 Сентября 1891. Среда. Мияконёдзё и Сёонай. <...> С 7-ми часов назначена была проповедь для язычников... слушателей собралось полный церковный дом и коридор, много стояло и вне; слушали очень внимательно, только мальчишки снаружи мешали криком; продолжалась 1 час и 20 мин. <...> Когда язычники разошлись, сказано еще было, но только к христианам и готовящимся к христианству, о необходимости Христьянской веры для блага Японского государства, что Японский народ, несомненно, скоро может сделаться богатым, но если в то же время не примет христианства... то от роскоши и упадка нравов скоро погибнет... 27 Июня 1893. Вторник. Фукусима. Токио. Утром о. Петр Сасагава отправился…
(память 3 октября по старому стилю) Святитель-исповедник Агафангел, митрополит Ярославский (в миру Преображенский Александр Лаврентьевич) родился 27 сентября 1854 года в селе Могилы Кормовской волости Веневского уезда Тульской губернии, в семье священника Лаврентия. Родители будущего Святителя в жизни своей воплощали традиционные черты тысяч безвестных семей русского сельского духовенства, самоотверженными трудами которых не прекращалось благовестие Христово на бескрайних просторах русской земли. Аскетическое воспитание шестерых детей через приобщение их к простому крестьянскому труду, добросовестное пастырское служение в скромном деревенском храм, смиренное приятие бедности, глубокое литургическое благочестие - вот что определяло повседневный уклад семьи отца Лаврентия. О своих отроческих религиозных переживаниях Святитель вспоминал…
Осенью 1599 года скончался первый униатский митрополит Михаил Рогоза и его преемником был назначен епископ Владимирский и Брестский Ипатий Потей, который в течение 14-ти–летнего своего управления вел ожесточенную борьбу с православными для совращения их в унию.1 Главным местом борьбы была Вильна, и самые жестокие удары выпадали на долю местного православного братства.2 На помощь братству снова появился ревностный борец за православие Стефан Зизаний, который возобновил свои проповеди в Троицком монастыре. Король и новый митрополит Ипатий Потей ополчились на смелого проповедника, и монастырь был опечатан, а Стефан Зизаний, преследуемый властями, должен был спасаться чрез дымовую трубу (камин), и тайком бежать из Вильни,…
Содержание Годы детской непосредственности Годы сознательных исканий Влияние Гортензия Первое знакомство с Писанием Манихейство Августина Скептицизм Августина Влияние св. Амвросия. Влияние неоплатонизма Ослабление старой воли Возникновение новой воли Борьба двух воль и победа новой воли  Настоящая статья имеет своей задачей проследить отдельные моменты религиозных исканий бл. Августина, в результате которых в главных и существенных чертах определились его теоретически воззрения, сложилось его религиозно-нравственное настроение, выяснился характер его личности1. Основным мотивом этих исканий было стремление к счастью, к всестороннему удовлетворению запросов своей личности, к блаженной жизни. Весь период, о котором мы намерены говорить, обнимающий жизнь Августина от рождения до крещения, в свою…
Для начала мне трудно обойтись без нескольких слов о самой личности Н. С. Трубецкого — гениального лингвиста, очень интересного литературоведа, оригинального мыслителя о культурах и спорного «идеолога». Его умное и хрупкое лицо, лицо человека, которому не дано было дожить и до пятидесяти лет, своим физиогномическим обликом свидетельствует о типе уязвимом, даже страдальческом и депрессивном, в котором, однако, боль скорее прово­цирует, нежели подавляет впечатлительность и специально чувство юмора. Рудольф Ягодич, возглавлявший в 1963 году Институт славистики Венского университета и выступавший на академических торжествах, устроенных в том году в Вене по случаю 25-летия со дня кончины венского профессора князя Николая Сергеевича Трубецкого,…
Текст приводится по изданию: Архимандрит Киприан (Керн). Золотой век святоотеческой письменности.– М.: Паломник, 1995. Эпоха тринитарных споров четвертого века Глава I. Общие понятия Глава II. Св. Афанасий Великий Глава III. Св. Василий Великий Глава IV. Св. Григорий Назианзин, Богослов Глава V. Св. Григории Нисский Глава VI. Дидим Слепец Глава VII. Св. Кирилл Иерусалимский Глава VIII. «Macariana» 1. Общие понятия Четвертое столетие в истории христианской богословской письменности по справедливости носит наименование "золотого века." Это именно столетие прославило святоотеческую письменность именами, равных которым не было еще доселе. Достаточно упомянуть в области чистого богословия таких великих писателей, как: св. Афанасий Александрийский - "Отец…
Содержание Предисловие Жизнь святаго Афанасия Детство и юность Участие святаго Афанасия на 1-м Вселенском Соборе Первые годы архиепископства святаго Афанасия и его изгнания Последние дни жизни святаго Афанасия Значение личности святаго Афанасия и его деятельности О творениях святаго Афанасия Великаго Обстоятельства происхождения творений святаго Афанасия и величие их Изложение творений св. Афанасия, их внутренний характер, направление и главный предмет Значение творений святаго Афанасия Великаго Издания творений святаго Афанасия Избранныя творения св. Афанасия Великаго Слово на язычников Из слова о воплощении Бога-Слова и о пришествии Его к нам во плоти О явлении во плоти Бога-Слова и против ариан На ариан слово…
(размышления и заметки) "Размышляю о днях древних и летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим и дух мой испытывает". Пс. 76, 7. ОГЛАВЛЕНИЕ Служитель Святой Троицы. Архиепископ Лавр Жизнеописание Блаженнейшего Митрополита Анастасия. Архиепископ Аверкий (Таушев) Вместо предисловия БЕСЕДЫ С СОБСТВЕННЫМ СЕРДЦЕМ (РАЗМЫШЛЕНИЯ И ЗАМЕТКИ) Служитель Святой Троицы (1873-1998) В 1998 году исполняется 125 лет со дня рождения Блаженнейшего Митрополита Анастасия - II Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. К этой дате мы приурочиваем публикацию известной работы Митрополита Анастасия «Беседы с собственным сердцем». Сам Владыка Анастасий писал, что эта книга есть, как бы частица его души. Предваряет книгу…
Владимирский кафедральный Успенский собор, построенный в 1158 году Благоверным Великим Князем Андреем Боголюбским и расширенный в 1185 году Великим Князем Всеволодом Георгиевичем, первоначально своим благоукрашением приводил в изумление не только соотечественников наших, но и иностранцев. Будучи весь устроен из белого Болгарского камня и отлично украшен золотом, серебром и дорогими камнями, он был, по свидетельству летописи, и расписан в 1161 году греческими изографами, а в 1408 году в пристройках Всеволодовых, по повелению Великого Князя Василия Димитриевича, знаменитыми русскими художниками Даниилом Иконником и Андреем Рублевым, но с течением времени, испытав на себе много тяжких погромов, лишился своих благоукрашений. Золото, серебро и другие…
Иисус Христос, освятив брак, как таинство изображающее союз Его с Церковию, благоволил Своим Божественным примером и словом указать новый, совершеннейший образ жития в жизни безбрачной ради Царствия Божия: но не обязуя к нему всех, предоставил его в удел только тем, которые получили от Творца природы и Духа благодати всеосвящающей дар воздержания и чистоты. Не вси вмещают словесе сего, сказал Он ученикам Своим о жизни безбрачной, но имже дано есть (Мф.19:11). Но хотя высота жизни равноангельской не для всех доступна: тем не менее сподобившиеся сего дара обязываются быть верными Божественному призванию и свято блюсти высокий дар чистоты, как и всякий дар…
(память 10 декабря по старому стилю) Священномученик протоиерей Александр Михайлович Туберовский родился в семье священника в селе Макавеево, Касимовского уезда Рязанской губернии 8 марта 1881 года. В 1896 году он окончил Касимовское Духовное училище, а в 1902 году - Рязанскую Духовную Семинарию. Через год он поступает вольнослушателем в Московскую Духовную Академию, и с 16 августа 1907 года становится её профессорским стипендиатом. 28 августа 1907 года его назначают преподавателем Калужской Духовной Семинарии по предметам основного, догматического и нравственного богословия, ас 16 августа 1911 года - исполняющим должность доцента М. Д. А. по кафедре догматического богословия. 11 октября 1917 года Александр Михайлович…
Исходное насилие захвата власти умножалось большевиками множество раз, по мере того как власть постоянным принуждением кроила непослушную российскую действительность по своему лекалу. М. Малиа1 1. Цель исследования, литература, источники, понятийный аппарат Репрессированному в 1937 г. священнику Федору Благовещенскому принадлежит меткая метафора. Он сравнил советскую власть с 40-летним странствием евреев по пустыне2, отождествив таким образом страдания ветхозаветного народа со страданиями служителей культа в СССР. Действительно, к тому времени священники почти двадцать лет существовали фактически вне закона, постоянно испытывали социально-политическое давление, но сохраняли при этом свою профессиональную и духовную идентичность. Общий курс в отношении церкви, жестко прочерченный Лениным и Троцким, продолжил более…
Божественная Премудрость (по-еврейски Хохма, греч. Sofia) составляет основную тему библейской дидактической письменности, получившей по этой причине наименование хохмической в современной библейской науке. Рассуждая о премудрости, авторы книг Премудрости говорят о последней в двояком смысле: в богословском и морально-практическом, обозначая то Божественное свойство, то человеческое качество, в известной степени дарованное свыше, иначе говоря, то саму Премудрость, то причастность к ней или же ее дела. Но в некоторых местах Премудрость неожиданно принимает черты некой умной сущности и даже ипостаси, что особенно характерно в Притч 8–9, Сир 24, Прем 7–8 и отчасти в Иов 28. Этот образ ветхозаветной ипостасной Премудрости не раз привлекал…
Истинное величие Вернадского выясняется только теперь. Оно – в его глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего человечества. Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Широк круг вопросов, затрагиваемых Вернадским в своих работах. Но везде он пытался найти то главное, что, по его мнению, имеет отношение к устройству окружающего пространства в глобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить то общее, что проясняло бы картину мира, в центре которого находится человеческий разум. Огромное значение Вернадский придавал…
• Послание 1-е, 329 года • Послание 2-е, 330 года • Послание 3-е, 331 года • Послание 4-е, 332 года • Послание 5-е, 333 года • Послание 6-е, 334 года • Послание 7-е, 335 года [Оглавления праздничных посланий святого Афанасия, епископа Александрийскаго] Показания месяцев каждого года, дней, индиктионов, консульств и префектур в Александрии, а также всех епакт и всех [дней недели], называемых по именам богов1; с объяснением причин, по которым не было писано послание, и почему обращения [Афанасия были] из чужбины; – извлеченныя из праздничных посланий епископа Афанасия. Праздничные послания Афанасия, епископа Александрийскаго, которыя он ежегодно посылал в отдельные города,…
Предисловие публикатора Архимандриту Иннокентию (Анатолию Ивановичу Просвирнину. 1940–1994), много потрудившемуся на ниве православного просветительства, в этом году исполнилось бы 75 лет. Его ревностное служение было скоротечным. Он ушел из жизни в возрасте 54 лет, но успел оставить большое наследие и доброе напутствие нынешнему поколению: «Сейчас время синтеза, нужно обобщить наследие отцов». Остался и его объемный (почти 4000 единиц хранения) архив, в 1996 году переданный в Отдел рукописей РГБ наместником Московского Новоспасского монастыря епископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым)1. Архимандрит Иннокентий – историк богослов, источниковед, издатель, педагог – «был настоящим монахом подвижником, стяжавшим неведомое для мира духовное сокровище, духовное дарование, и этими дарованиями…