Содержание Прошлое черемис Фетишизм черемисских верований О черемисских богах Важнейшие керемети и жертвы им Места и времена жертвоприношений черемис Заключение  Прошлое черемис По Лаврентьевской летописи черемисы прежде жили на Оке. В Атласе Замысловского под 862 – 1054 гг. черемисы показаны живущими на луговом берегу Волги от устья Суры до Казани. В 1224 г. они отодвигаются на восток, переходят реку Вятку и доходят до Камы, в пределах Сарапульского уезда. По всему протяжению Нижегородской губернии встречаются названия, указывающие на черемис, как бывших обитателей страны. Некогда черемисы жили рядом с мордвою, потому и язык их (особенно горных) более других наречий схож с мордовским;…
В число наиболее влиятельных протестантских мыслителей XX века входит марбургский профессор теологии Рудольф Бультман (1884-1976). В своих богословских исследованиях Бультман близок к установке диалектических теологов, считающих, что человек сам по себе не может ни познать Бога, ни «пережить» Его. Поэтому все человеческие речи о Боге вне веры Бультман, вслед за К. Бартом, считал словами не от Бога, но от диавола. С другой стороны, Бультмана всегда волновал герменевтический вопрос, связанный с тем, как современный человек, обладающий естественнонаучным мировоззрением, может и должен понимать постулаты христианской веры. Теолог исходит из того, что современный человек, впрочем, как и человек любой другой эпохи, стремится к…
Перечень вопросов Предисловие 1. Сколько восприемников при крещении. 2. Коленопреклонение (когда). 3. Когда подавать просфоры. 4. Когда Великим Постом разрешается постное масло, рыба, вино? 5. Крестный ходом на освящение пасок и куличей. 6. Священник Англиканской церкви в алтаре? 7. Правила при несении икон прихожанами во время крестного хода. 8. Отказ от эпитимии. 9. Причащать ли прихожан, пришедших к половине литургии (не быв на всенощной)? 10. Допускать ли к Св. Чаше не живущих в церковном браке? 11. Можно ли причащаться у нас, а на службы ходить в другую церковь? 12. Что можно кропить крещенской водой. 13. Какую пищу можно есть во…
К Серапиону, епископу Тмуйсскому, послание 1-е. против хулителей, утверждающих, что Дух Святый есть тварь 1) Писание священной любви твоей отдано мне было в пустыне. Жестокое воздвигнуто против нас гонение, усильны поиски ищущих смерти моей, но «Отец щедрот и Бог всякие утехи» (2Кор.1:3) утешил меня писанием твоим. Воспоминая любовь твою и любовь всех искренно мне преданных, представлял я тогда себе, что они со мною. И потому весьма обрадован был, держа в руках письмо твое. Но, прочитав написанное, возболел я снова духом, что есть люди, однажды навсегда замыслившие идти против истины. И сам ты, возлюбленный и истинно желаннейший, со скорбью пишешь, что…
Статья будущего святителя архимандрита Илариона (Троицкого) написана к 300-летию Дома Романовых. Автор являлся в период написания этой работы профессором Московской духовной академии. Статья представляет собой обзор главных событий в Русской Церкви за три столетия. В ней раскрываются взгляды священномученика на русскую церковную историю и на отношения Церкви и государства. Триста лет назад русское царство пережило время глубоких и опасных потрясений. Кончилась правящая царская династия Рюриковичей, и наступило «смутное время», время «лихолетья», когда русские люди, особенно принадлежащие к высшим кругам, «измалодушествовались». Но русские люди были тогда глубоко преданы православной вере. Православная Церковь была в Древней Руси могущественной народной и государственной силой;…
    Содержание:   Юродство Христа ради. Сентябрь Преподобный Симеон Столпник Мученица Василисса Праведные Захария и Елизавета Мученица Раиса Праведные Иоаким и Анна Великомученик Никита Мученица Людмила, княгиня Чешская Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София Мученики князь Михаил и боярин Федор Благоверный князь Олег Брянский Святитель Димитрий Ростовский Преподобный Сергий Радонежский Благоверный князь Вячеслав Святитель Михаил, митрополит Киевский Октябрь Преподобный Роман Сладкопевец Преподобный Андрей, Христа ради юродивый Мученицы Домнина, Вероника (Виринея) и Проскудия Преподобная Пелагея Святая Таисия Мученица Зинаида Мученики Косьма, Дамиан и Леонтий Праведный Иоанн Кронштадтский Апостол Иаков, брат Господень Великомученик Димитрий Солунский Великомученица Параскева (Пятница) Преподобномученица Анастасия Римлянина  …
1. Небольшая статья Юнгманна (J.A. Jungmann) “Corpus mysticum”, написанная в связи с Мировым Евхаристическим конгрессом в Мюнхене в 1960 г.2, далеко выходит за пределы этого конкретного случая. Она приобретает исключительное значение не только потому, что она написана литургистом, имеющим мировую известность, а в силу идеи “стацио орбис”, которая, если я не ошибаюсь, была вперыве выдвинута Юнгманном и которая сразу же встретила сочувствие в кругах, близких к организации этого конгресса. Эта идея необычайно важна в экклезиологическом смысле. Я готов утверждать, что идея “стацио орбис” есть самое значительное, что было высказано в области универсальной экклезиологии до настоящего времени. “Подобно тому, как папа,…
I Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином. Но освящен он был только при Константанции, в 360 г. Не видно, кто дал имя храму. Сократ, наш древнейший свидетель, выражается неясно: "теперь называемая София" - etis Sophia men prosagoreuetai nun (Hist. Eccl. II, 16). Во всяком случае во времена Сократа этот храм назывался Софией. И нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. Это было имя Христа, сына Божия, под именем предвозвещенного в Ветхом Завете (прежде всего в книге Притч); это библейское имя повторяет и апостол Павел (1 Кор. 1, 24). В IV в. много…
Иммануил Кант предложил новый подход, исключающий конфликт между наукой и религией. Он был хорошо знаком с наукой XVIII века и еще до Лапласа выдвинул гипотезу формирования планет солнечной системы из туманности. Однако Кант полагал, что ограниченность научных методов оставляет место для религиозной веры. Сначала мы остановимся на его анализе науки, в котором по-новому синтезируются элементы эмпиризма и рационализма. Кант, подобно Юму, высказал идею, что без опыта нет познания. Однако он был убежден, что разум должен не просто пассивно собирать чувственные данные, но активно их организовывать в соответствии с собственными принципами интерпретации. Кант согласен с Юмом в критике классического аргумента о…
В переживаемое нами время, когда столько лживых речей слышится о так называемом «соединении церквей», когда ширится и укрепляется вызывающее восторг многих «экуменическое движение» и периодически собирается на свою очередную «сессию» Ватиканский «Вселенский собор», благовременно будет всем истинно-православным христианам вспомнить, какого мнения держался о римско-католическом папизме наш только что светло прославленный великий праведник и чудотворец святой Иоанн Кронштадтский. Вот так, например, пишет он в своих «Мыслях о Церкви» (стр. 13): «Ни одно исповедание христианской веры, кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другие исповедания, неправославные,содержат истину…
Содержание ВЕТХИЙ ЗАВЕТ Предварительные сведения Почему нам дорого Священное Писание Понятие о Священном Писании О боговдохновенности Святого Писания Первоначальный вид и язык Священного Писания История возникновения ветхозаветных книг Краткие сведения о важнейших переводах Писания Пятикнижие Моисея Обозрение первых пяти книг Библии Святой пророк Моисей Книга Бытия Книга Исход Книги Левит и Числа Второзаконие Пророчества о Мессии в книгах Моисея Библейское повествование о возникновении мира и человека Исторические книги Ветхого Завета Краткий обзор исторических книг Библии Значение ветхозаветных пророков Книга Иисуса Навина Книга Судей Книги Царств Книга Ездры Книга Неемии Книга Есфирь Книга Иудифь Маккавейские книги Последние годы до Спасителя Учительные…
Статья посвящена проблеме атрибуции трапезной Успенского Свенского монастыря XVI в. с церковью Антония и Феодосия Печерских. Сохранившийся фрагмент рукописи монастырского летописца содержит интересные сведения о средневековом строительном процессе и позволяет сделать вывод о том, что строительством трапезной руководил тверской мастер Гаврила Дмитриев, сын Маков. Отправной точкой для настоящей работы стал поиск первоисточника встречающихся в литературе сведений о строительстве собора Успенского Свенского монастыря близ Брянска мастером Гавриилом Маковым из Твери[1]. Как известно, каменный собор XVI в. разрушился вследствие оползней высокого берега Десны, на котором располагался монастырь с комплексом каменных зданий XVI в. (включавшим, помимо собора, трапезную палату с церковью Антония и…
РАЗУМЕЮ такое место, где жили бы только по-Божьи, только для Бога, – где только Бог был бы у людей и на уме, и на языке, – где, поэтому, не было бы ни злобы, ни зависти, ни недоброжелательства, проявлений грубого эгоизма, гордости и прочих подобных страстей и пороков. Такое место было бы раем земным. И оно существует. Это – Валаамская обитель, где мне удалось побывать впервые только в июне текущего 1912 года. Здесь я подышал совсем особой атмосферой духовной, – освежился, набрался энергии, новых сил. Здесь я увидел диковинные вещи, каких уже нигде не надеялся встретить. И это – почти под…
Аз есмь Альфа и Омега (Откр. 1:8). Содержание Воплощение для искупления. Мнения западных богословов. Мнение святого Максима Исповедника. Заключение. Воплощение для искупления Христианское благовестие изначально было вестью о спасении. О Господе свидетельствовали прежде всего как о Спасителе, искупившем люди Своя от рабства греху и тлению. Раннехристианское богословие рассматривает Воплощение именно в перспективе искупления. Ошибочные представления о Личности Христа, с которыми приходилось бороться древней Церкви, она сурово критиковала и отвергала именно потому, что они могли пошатнуть веру в искупление человека. Смысл спасения Церковь видит в восстановлении нарушенной связи человека с Богом, а это значит, что Искупитель — одновременно и Бог и…
§ I § II § III § IV § V Приложение I. Список погостов находившихся в XVI и в XVII веках в северо-восточной и северо-западной частях России (вне Новгородских пятин) Приложение II. Нищенские кельи в погостах § I Летописные известия о погостах – Мнение Неволина о погостах – Распространенность погостов в древнейшую эпоху – Некоторые сведения о значении погостов в древнейшую эпоху – Области в которых погосты были обычным явлением – Разряды земель в погостах – Центральное селение погоста-округа, его церкви и их земли – Торговый характер погоста-местности – Нищенские келии и трапезы – Дворы помещиков и должностных лиц в…
1600 лет протекло с тех пор, как христианство из положения гонимой, запрещенной религии перешло в состояние свободного исповедания, официально дозволенного государственной властью. Это в высшей степени знаменательный факт, – факт исключительной важности. Подчеркнуть его особенно благовременно именно теперь, когда, как увидим дальше христианству снова начинают угрожать с разных сторон и с неослабной энергией, пользуясь всякими средствами, безотносительно к их нравственной ценности. Естественно, посему, что, например, католический мир празднует этот христианский юбилей с необычайной пышностью. Расширив торжество на очень длинный период. Построение храмов, издание специальных сочинений, паломничества и пр. – все это и подобное должно быть проявлением юбилейного торжества1. Пусть видят…
Видение блаженного Августина Карманная Псалтырь Душеспасительные размышления с Молитвенными обращениями к Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице 1. Призывание Всемогущего Бога для стяжания добродетельной жизни 2. Обвинение человека и похвала милосердию Божию 3. Жалобы человека, которому Бог не внимает за непослушание 4. Боязнь Судии 5. Отец призывается через Сына 6. Человек представляет Богу Отцу страдания Сына, как искупительную жертву за себя 7. Человек признает себя причиной страданий Сына 8. Крестные страдания Сына Божия являются причиною примирения человека с Богом 9. Призывание Святого Духа 10. Молитвенное обращение смиренного раба Божия 11. Молитва Святой Троице 12. Исповедание Всемогущего Бога 13. О том,…
Содержание: Пришествие в мир и отрочество Господа Иисуса Христа Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель./ Предвечное рождение и воплощение Сына Божия./ Зачатие Предтечи Христова Иоанна./ Благовещение Пресвятой Девы Марии./Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой./ Рождество Святого Иоанна Крестителя./Родословие Господа Иисуса Христа по плоти./ Рождество Христово./ Откровение обручнику Иосифу тайны Воплощения./ Обстоятельства времени Рождества Христова./ Обрезание и Сретение Господне./ Поклонение волхвов./ Бегство в Египет и избиение младенцев./Отрочество Иисуса Христа. Общественное служение Спасителя Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе./ Крещение Господа Иисуса Христа./ Сорокадневный пост и искушение от дьявола./ Первые ученики Христовы./ Первое чудо на браке в Кане Галилейской./…
(Русский текст послания с объяснениями) Содержание: Предварительные сведения Вступление Обращение и намерение посетить Рим Суть Евангельской проповеди Изложение христианской веры Все люди грешны и повинны суду Божию Греховность язычников Бог справедлив Греховность иудеев Вывод: все виновны Спасение только во Христе Необходимость веры Авраам – родоначальник верующих Оправдание кровью Христовой От Адама – смерть, от Христа – жизнь Сила благодати Христовой Возрождающая сила крещения От рабства – к новой жизни Внутренний конфликт Жизнь в Духе Святом Радость усыновления Грядущая слава Любовь Божия – все для нас Призвание Израиля Божий промысл в судьбах народов Беда Израиля – его неверие Грядущее обращение Израиля…
Иконопись Русского Севера на протяжении нескольких десятков лет привлекает внимание исследователей древнерусской живописи. В их поле зрения оказалось иконное наследие северных территорий Великого Новгорода, включавших земли по берегам Онежского озера, Архангельское Поморье и регион с центром в Вологде. Однако до настоящего времени остается недостаточно изученной иконопись отдельных художественных центров, располагавшихся в пределах данных историко-культурных зон. Череповецкий Воскресенский монастырь, возникший во второй половине XIV в. с расположенными близ него небольшими локальными центрами в бассейне реки Шексны, может рассматриваться как особый историко-художественный ареал Русского Севера [7, с. 21; 9, с. 172]. Важным географическим объектом Череповецкого ареала является река Шексна, соединяющая Белое озеро…