Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого». Часть I II III Переписка старца о. Адриана с людьми разного звания, состояния и пола Часть первая. Памятные записки и переписка со старцем Боголюбиваго семейства сестер, проживавших близ Адрианова Монастыря под руководством старца, а с перемещением его в Югскую Пустынь, – близ нее, в городе Мологе Ярославской губернии. Боголюбивое семейство сестер разнаго звания, преимущественно из…
Мария – Божья Матерь. Исключительное значение матери Иисуса Христа в христианском предании было предначертано уже в Писании. Ев. Марк  ограничивается двукратным упоминанием о матери Иисуса Христа. Внимание ев. Матфея сосредоточено на Иосифе, потомке Давида, получающем откровение свыше и нарицающем Младенцу Девы имя Иисус. У ев. Луки облик Девы Марии предстает в полном свете; в самом начале Евангелия, им написанного, Она – уже определенно выраженная личность, занимаю­щая первое место; Она же, при возникновении Церкви, вместе с учениками участвует в молитве в Сионской горнице (Деян. 1:14). Наконец, ев. Иоанн как бы обрамляет описание общественной жизни Иисуса двумя рассказами о событиях, в которых…
Мурзанев Александр, студент 5 курса Ставропольской Духовной Семинарии Триадология преподобного Иоанна Дамаскина. Догмат о Святой Троице является одной из центральных тем в богословском творчестве преподобного Иоанна Дамаскина [2, с. 41]. Наряду с «Точным изложением православной веры», у преподобного есть менее известное небольшое сочинение, специально посвященное этой теме, под заглавием «О Святой Троице» («Περι τησ Αγιασ Τριαδοσ») [5, с. 200]. Важнейшие вопросы православной триадологии и христологии раскрываются в нем в форме диалога. То, что святой Иоанн Дамаскин нес монашеский подвиг в окрестностях Иерусалима и даже мог быть проповедником в церкви Воскресения [2, с. 28], наложило определенный отпечаток на характер его троичного богословия. Палестинское монашество…
Марина Анатольевна Можарова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН Иван Васильевич Киреевский, по словам И. М. Концевича, принадлежал к числу мирских «оптинцев», то есть к той немногочисленной части образованного русского общества, которая была одного духа с Оптинскими старцами и вполне разделяла их взгляды на современность. Оптинский старец Макарий в одном из своих писем размышлял: «Сердце обливается кровию при рассуждении о нашем любезном отечестве России, нашей матушке, куда она мчится, чего ищет? Чего ожидает? Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым…
«Помянух дни древния – поучихся.» Псалом 142. Если Российская Православная Церковь достойно хвалится, имея начальниками иноческого жития в нашем отечестве таких мужей, как Преподобные Антоний и Феодосий Печерские, то и сербская Церковь тоже хвалится о Господе, имея начальниками иноческого жития в Сербии таких мужей, каков св. Симеон Неманя и сын его, св. Савва, самоотверженно променявших Царские почести на иноческую власяницу. Стремление на поклонение св. местам нашего искупления, столь понятное в христианине, современно как у нас, так и в Сербии, принятию христианской веры. Из жития св. Саввы Сербского видно, что он двоекратно посещал Палестину, уже бывши в сане архиепископа Сербского народа…
Содержание   Законы природы и нравственности Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей Значение Десяти Заповедей Первая заповедь Закона Божия Вторая заповедь Закона Божия Третья заповедь Закона Божия Четвертая заповедь Закона Божия Пятая заповедь Закона Божия Шестая заповедь Закона Божия Седьмая заповедь Закона Божия Восьмая заповедь Закона Божия Девятая заповедь Закона Божия Десятая заповедь Закона Божия Заключение Законы природы и нравственности Закон Божий — это путеводная звезда, указывающая человеку-страннику дорогу в Царство Небесное. Значение Закона Божия не уменьшается с веками. Напротив, чем больше жизнь усложняется противоречивыми людскими мнениями, тем больше человек нуждается в ясном и авторитетном руководстве Заповедей Божиих. Закон Божий — это…
Оглавление • Еще до Закона • Условия выживания • Что за этим стоит? Открывая Библию, человек ждет прежде всего великих откровений. Но если он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие мелочных предписаний: ешь мясо только тех животных, у которых раздвоенные копыта и которые жуют при этом жвачку. К чему все это? Неужели Богу есть дело до того, какое мясо едят люди? А к чему эти бесконечные ритуальные подробности: как Ему приносить разные жертвы? Разве это главное в религии? ^ Еще до Закона Безусловно, главное в религии Ветхого Завета вовсе не это, и в самом Ветхом Завете подобные предписания тоже…
Содержание Основание Скита Построение и устройство Скита 1821 – 1825 1825 – 1839 1839 – 1860 Вид скита и обозрение скитской церкви Замечательные рукописи и книги: Скитское кладбище Устав скитский Замечательные старцы, жившие в скиту Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил? Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Блажени живущии в дому Твоем: во веки веков восхвалят Тя (Пс. 83. 2, 3, 5). Основание Скита Даст ти Господь по сердцу твоему. и весь советь твой исполнит (Пс. 19, 5). Начало благочестивому пустынножительству, на месте, занимаемом ныне Скитом Оптиной пустыни, положил схимонах Иоанникий, смиренный и подвижный старец, живший в начале…
27 октября 2012 г. Преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; пам. 9 сент.) называет монашество вторым Крещением. Он пишет: “…яко и по Крещении имамы согрешати и святое Крещение оскверняти; сего ради повеле святым Апостолом и преподобным и богоносным отцем нашим второе Крещение предати, еже есть святый аггельский образ, им же вся грехи очистятся”1. Монашество – это подвиг, незримый миру. Принятие монашества имеет добровольный характер со стороны постригаемого, которому задаются такие вопросы во время пострига: “Вольною ли твоею мыслию приступаеши ко Господу?”; “Не от некия ли нужды, или насилия?”2. Во время пострига происходит наречение нового имени3. В Древней Руси была традиция, в силу…
Размышления епископа, возвратившегося из путешествия по епархии Содержание 1. Благоговение народное перед архиерейским саном 2. По видимости все обстоит благополучно 3. Безотрадное в религиозном и житейском быту народном 4. Живая могучая народная вера как великая духовная сила 5. Не уныние, но бодрость навевает живая народная вера 6. Настоятельная потребность неустанной проповеди для народа 7. Воспитывающее народную веру православное богослужение 8. Воодушевленные молитвенные крестохождения, воспитывающие живую народную веру 9. Необходимость самых частых путешествий архиереев по епархии 10. Желательная картина архиерейских путешествий по епархии 11. Необходимость подготовки к пастырскому служению 12. Пастырско-миссионерские съезды и курсы 13. С чего начинать поднятие церковности на…
Перевод с французского В.А.Рещиковой Апофаза и Троическое богословие "Мрак" и "свет" в познании Бога Богословие света в учении святого Григория Паламы Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице Искупление и обожение Богословское понятие человеческой личности Богословие образа Предание и предания О третьем свойстве Церкви Кафолическое сознание (Антропологическое приложение догмата Церкви) Всесвятая Господство и Царство (Эсхатологический этюд) АПОФАЗА И ТРОИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Апофатический (или негативный) путь богопознания есть мысленное восхождение, постепенно совлекающее с объекта познания все его положительные свойства, дабы совершенным незнанием дойти в конце концов до некоторого познания Того, Который не может быть объектом знания. Можно сказать, что это интеллектуальный…
Содержание Введение Обзор источников истории Греко-Восточной церкви I. Последние византийские историки. II. Источники для изучения греческой церковной истории XV и XVI вв. III. Источники для изучения Греческой церкви XVII в. IV. Источники для изучения той же истории XVIII в. V. Источники для изучения Греческой церкви XIX в. Взаимные отношения Оттоманской Порты и подвластных ей христиан Греко-Восточной церкви I. Отношения Оттоманской Порты к греческой иерархии II. Отношения Оттоманской Порты к христианскому народу греко-восточной веры III. Отношение иерархии Греко-Восточной церкви и народа к турецкому правительству Константинопольская патриархия I. Константинопольская патриархия по ее интеллектуальной стороне II. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность нестроения и злополучия…
Девство, Брак или “свободная любовь”… — Какой выбрать путь? В основу этой работы положена книга прот. В. Зеньковского “На Пороге Зрелости.” Епископ Александр (Милеант)   Содержание:   Введение. Проблема пола.  Загадочная сторона половых влечений. Здоровое направление полового влечения. Иерархичность наших сил.  Энергия пола.  Значение воздержания.  Основные этапы в развитии пола.  Развитие сексуального сознания.  Потребность любви.  Закон двойного выражения.  Облагораживающая сила любви.  Значение семьи. Семья или девство? Три стороны брачной жизни.  Брак, как осуществление единства.  Смысл добровольного девства. Опасность половой страсти. Греховность природы, как причина уклонения от нормы.  Источники соблазнов.  Культ страсти блуда.  Грехи плоти и их последствия.  Советы в борьбе…
Речь пойдет об истории ликвидации Московского патриаршества и учреждении Святейшего Синода. Царя Алексея Михайловича всерьез обеспокоили чрезмерные амбиции патриарха Никона: он был уверен, что при наличии двух соперничающих правителей империи не избежать беспорядков и бунтов. У Петра I подобные подозрения еще более окрепли: он был не из тех, кто способен терпеть существование соперников. Император твердо вознамерился сократить размеры владения Церкви, уменьшить ее влияние и взять под свой контроль. На Церковь Петр I смотрел так же, как на другие институты общества, видя лишь инструмент для мобилизации ресурсов страны и для подавления в зародыше любой тенденции к непослушанию. Средства для достижения своей…
СТРАНИЦЫ СЕМЕЙНОЙ ХРОНИКИ КИРЕЕВСКИХ воспитание «в учении и наставлении Господнем» Марина Анатольевна Можарова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН Последнее десятилетие жизни Ивана Васильевича Киреевского (1806 – 1856) было неразрывно связано с Оптиной Пустынью. Духовным отцом его семьи был иеромонах Оптиной Пустыни старец Макарий (Иванов). С женой Натальей Петровной и детьми Иван Васильевич часто бывал в монастыре. Иногда и старец Макарий навещал Киреевских в их имении Долбине, останавливаясь в специально построенном для него маленьком домике. Супруги Киреевские разделяли труды старца по издательской деятельности монастыря, начатой в эти годы. Переписка Ивана Васильевича со старцем Макарием показывает, насколько…
Перевод, вступительная статья и комментарии А. А. Сидорова Содержание Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество I. Эпоха. Монофелитские споры 1. Внешние условия возникновения монофелитства 2. Богословские предпосылки генезиса монофелитства 3. Первый этап развития монофелитства: «монэнергизм» (615–633 гг.) 4. Второй этап монофелитских споров: от унии в Египте к «Эктесису» (633–638 гг.) 5. Третий этап монофелитских споров: от «Эктесиса» к Латеранскому собору (638–649 гг.) 6. Четвертый и завершающий этап монофелитских споров: от Латеранского собора к VI вселенскому собору (649–681 гг.) II. Жизнь и личность преподобного Максима Исповедника 1. Ранний период жизни: вступление на путь монашеского подвига (580–626 гг.) 2. Годы невольного странничества…
1. Исцеление больного М. А. С., отчаянно больного, о котором просил молитв Владыки брать его и которого имя Владыка приказал записать для него. Больной сам во сне был извещен о действии молитвы Святителя. 2. В 1855 декабре исцеление К. И. М., больного горячкой, который во сне видел Святителя служащим всенощное бдение в церкви Николы – большого креста на полиелее кадившего. 3. Исцеление Е. С. Б. в 1857 г.; больная уже была особорована. Владыка чрез дочь ее прислал ей образок пр. Сергия. 4. Тоже в Спб. больной преподано исцеление через образок Спасителя. 5. Исцеление дочери Дьякона, который пред литургией просил Владыку…
Содержание Вместо введения историческая справка о том, принесла ли кому либо пользу Брестская уния Современное движение к единению Призыв папы Льва XIII к соединению с Латинской церковью всех людей Повод к изданию энциклики о соединении церквей О соединении церквей. Разбор энциклики папы Льва XIII от 20 июня 1894 года Содержание энциклики Характер энциклики Предмет ее – вопрос о соединении церквей Важность этого вопроса Особенное значение его для латинян, как одного из способов пропаганды их веры Миссионерство у православных и латинян Доводы латинян в пользу соединения церквей с их церковью и опровержение их Латинская церковь – раскольническая и еретическая церковь Первовиновники…
Никон (Скарга), иеромонах. Актуальные проблемы современного гимнографического творчества. Проблема жанра и стиля насельник монастыря Оптина Пустынь В статье обозначены основные проблемы и трудности современного гимнографического творчества и указаны возможные пути к преодолению их. Один из параграфов этой статьи был зачитан автором на IV конференции "Современная православная гимнография", проходившей в институте русского языка имени В.В. Виноградова 11-12 февраля 2013 г. Гимнография является самостоятельным «литературным» жанром церковной письменности. Специфика этого жанра далеко выходит за рамки филологии, но включает в себя и такие церковные дисциплины, как риторику и гомилетику, догматику и патристику и, безусловно, поэтику, эстетику и музыку, хотя эти дисциплины и не…
Оптина Пустынь и российское общество в ХIХ – начале ХХ в. Сергей Викторович Оснач студент богословского ф-та ПСТГУ Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010 Как правило, когда речь заходит о монастыре Свято-Введенская Козельская Оптина Пустынь, сразу вспоминается огромное духовное значение этой знаменитой обители. Однако, на протяжении многих лет своей истории Оптиной Пустыни приходилось не только быть духовным центром, но и самым непосредственным образом участвовать во многих других сферах жизни общества. Конечно, главный вклад монастыря в духовную жизнь России заключался в возрождении аскетических традиций православного монашества, однако не только духовной…