Издание Чудова монастыря Трудно понять, как это люди, именующие себя православными христианами, могут почитать и ободрять графа Толстого. Это можно объяснить полным незнанием воззрений Толстого и желанием следовать моде, быть передовыми людьми, неотсталыми, следовательно одобрять все то, что современно, оригинально, ново, – или же сознательным отношением к его учению. Но в таком случае, почитатели Толстого бесчестно прикрываются именем православных христиан, ибо они не христиане, а безбожники, как и сам Толстой. Вот, с одной стороны – наша вера, упование, а с другой – измышление Толстого. Мы, православные, веруем, что есть Бог, Творец всего мира, Бог живой, личное существо, что Он слышит…
Содержание 1. Сотворение Богом мира и человека 2. Жизнь прародителей в раю 3. Грехопадение прародителей, наказание за грех и обещание Спасителя 4. Каин и Авель. Смешение племен 5. Всемирный потоп 6. Дети Ноя 7. Столпотворение вавилонское. Появление идолопоклонства 8. Призвание Авраама, переселение его в землю Ханаанскую и разлучение его с Лотом 9. Завет Божий с Авраамом 10. Явление Аврааму Бога в виде трех странников 11. Гибель Содома и Гоморры 12. Жертвоприношение Исаака 13. Супружество Исаака 14. Исав и Иаков 15. Бегство Иакова в Месопотамию. Видение им таинственной лествицы 16. Пребывание Иакова у Лавана и возвращение на родину 17. Продажа Иосифа…
He тот Христов последователь, кто молится Богу, a тот, кто любит ближнего: все христианство заключается в любви к ближнему. Так говорят многие мирские и, увы, некоторые духовные лица, не любящие исполнять своих богослужебных и вообще религиозных обязанностей и, однако, не обнаруживающие особой любви к ближним. Впрочем, не касаясь пока искренности подобного заявления, искренности весьма сомнительной, мы должны выразить крайнее недоумение в виде вопроса: из какого издания Евангелия вычитали наши гуманисты такое изречение? He правда ли, нам с детства известно совсем иное слово Спасителя: «...возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть…
Речь при освящении домовой церкви графа А. Д. Шереметева, в С.-Петербурге, произнесенная 29 октября 1888 года. Речь при освящении храма Воскресения Христова, сооруженного на месте убиения Государя Императора Александра II, в С.-Петербурге, сказанная в присутствии Их Императорских Величеств и Августейших Особ, 19 августа 1907 года. Речь при освящении домовой церкви графа А. Д. Шереметева, в С.-Петербурге, произнесенная 29 октября 1888 года. Слава и благодарение Господу, Подателю и Источнику всякого блага! Освящение сего благолепного храма совершилось, принесена в нем и первая таинственная безкровная жертва, имеющая отныне приноситься здесь дотоле, доколе будет существовать самый храм этот. Воздавая опять хвалу Богу, сподобившему меня…
Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 г., рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке.1 В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 г. Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин). Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа…
Приблизительно в 1905–1908 году один из посетителей Чудова монастыря спросил меня: «Вы знакомы с отцом Алексеем Мечёвым, священником церкви Святителя Николая в Кленниках, на Маросейке?» Помню, я дал отрицательный ответ. «Обратите внимание на этого пастыря, – продолжал собеседник. – Хотя храм, где служит отец Алексей, небольшой и малозаметный, то, что в нем происходит, достойно удивления. Там Вы найдете иерея маленького роста, с благостным лицом, приковывающего к себе многих молитвенным настроением, умением давать полезные советы, не только духовные, но и житейские, а главное, поражающего лаской, отеческой любовью». Не сразу приобрел отец Алексей известность. О начале своей деятельности в Кленниках он рассказывал:…
Благодатию Божиею, и на сей год, и на сей пост, мы сподобились выслушать Великий Канон покаянный, так премудро предлагаемый ежегодно Святою Церковию, в послушание и научение кающимся. Ни в каком месте отечества нашего вы, временные и блаженные обитатели Святого Града, не пользовались при этом тем неоцененным преимуществом близости всему, что содержится в Великом Каноне, каким пользуетесь здесь. • Наставление поклонникам Святого Гроба по прочтении Великого Канона • Приветствие поклонникам Святого Гроба после приобщения Святых Тайн • Наставление русским поклонникам в Иерусалиме перед исповедью по прочтении исповедных молитв • Приветствие поклонникам по причащении Святых Тайн • Слово, произнесенное в Иерусалиме на…
Отец Василий Постников по справедливости может считаться лучшим представителем московского духовенства. Он был просвещенным талантливым человеком, хорошим проповедником, а главное, высоконастроенным усердным служителем алтаря Господня, каковым и должен быть пастырь столицы, являющейся умственным, культурным и духовным центром. Вся жизнь отца Василия резко разделяется на два периода. Первый, более продолжительный – это его приходская церковно-общественная деятельность, замечательная в том отношении, что в ней проявилось стремление отца Василия ко всему высокому, идеальному, выделявшее его из ряда других собратий. Второй период – время внутренней работы над собой, когда отец Василий выступил перед нами как углубленный в молитву пастырь и твердый хранитель Православия. Родился…
Божественная литургия является постоянным напоминанием великого подвига любви, совершенного для нас Спасителем нашим Иисусом Христом. Скорбя от нестроений в своей жизни, человечество со всех концов мира взывало к своему Творцу, и люди, пребывавшие во тьме язычества, чувствовали, что порядок и стройность могут быть водворены в мире только Тем, Который повелел созданным Им мирам в стройном порядке двигаться во вселенной. Отовсюду тоскующее человечество звало своего Творца. Воплями взывало оно к Виновнику своего бытия, и вопли эти яснее слышались в устах избранных и пророков. Предчувствовали и знали они, что Создатель, скрывающийся в созданиях, предстанет Сам лично перед людьми и предстанет не иначе,…
В качестве введения к этой притче я хочу сделать несколько предварительных замечаний. Во-первых, притча о неправедном управителе – притча о суде, но стоит как бы особняком в этом ряду, – до того она странная. Кроме того, следует помнить ее контекст: она помещена между притчей о блудном сыне и притчей о богаче, попавшем в ад, то есть между притчей, где нам говорится о самой сущности греха, о том, что он несет с собой падение, несет с собой болезненное несчастье, но оно же может быть спасительной болью, путем обратно домой; в притче говорится и о том, как нас принимает Отец. С другой…
Святая Русь - новый Израиль: симфония Иконография В. Шмидта. Скульптор-резчик по дереву П. Толмачев (Богородское художественно-промышленное училище) Специальный выпуск журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом» посвящен многогранному наследию выдающегося церковного и государственного деятеля Руси Святейшему Патриарху Никону (1605-1681), и прежде всего, его Воскресенскому монастырю Нового Иерусалима. К вопросам, так или иначе связанным с именем Патриарха Никона, журнал обращался неоднократно на протяжении последних лет. Так, в 2007 г. были опубликованы статьи Е.Е. Васильевой, А.Н. Кру-чининой, Н.В. Заболотной, В.В. Шмидта «Патриарх Никон: Традиция и современность (Русское певческое искусство второй половины XVII - начала XVIII века)» [№ 1-2 (38-39)], М.В.…
Господь судил мне принять монашество по молитве и заочному благословению отца Иоанна Кронштадтского. Поступив в Духовную Академию [в 1899 году], я стал искать случая повидаться с ним в Москве, куда он нередко приезжал для служения Божественной литургии и посещения больных. Вскоре Господь исполнил мое желание. Мой товарищ Илия Абурус, впоследствии настоятель Антиохийского подворья архимандрит Игнатий, отправляясь однажды к своему покровителю Преосвященному Трифону, епископу Дмитровскому, у которого отец Иоанн вознамерился служить в крестовой церкви1, захватил с собой и меня. В названном храме состоялось первое мое молитвенное общение с великим пастырем. Это было мне так дорого, что до сих пор я питаю…
Оптинская смута 1910-1912 гг. в контексте исторических событий  К 100-летию со дня преставления преподобного Варсонофия, старца Оптинского Иеромонах Симеон (Кулагин), насельник Оптиной Пустыни   Оптинская смута 1910-1912 гг. – важнейший фрагмент позднего периода истории оптинского старчества. В эти годы, небольшая часть братии выступила против своего настоятеля – архимандрита Ксенофонта (Клюкина), и скитоначальника и старца – преподобного Варсонофия (Плеханкова). Осуждались методы духовного и хозяйственного руководства обителью. Обвинения поддержали некоторые светские влиятельные особы. Использовались как публикации в периодической печати, так и жалобы в епархиальное управление и Св. Синод. Хотя обвинители не смогли ничего доказать, эта кампания достигла значительного успеха – из монастыря был переведен…
Хворостова Е. Л. Успенский собор Отроча монастыря в Твери (проблемы реконструкции). В кн.: Тверской археологический сборник. Вып. 4. Материалы  II Тверской археологической конференции и 5-го заседания научного семинара  «Тверская земля и сопредельные территории в древности». Том II. Тверь, 2001. Круг известных каменных храмов, характеризующих раннесредневековое тверское зодчество, крайне ограничен1. Скудна и информация о памятниках, изученных археологически. Поэтому выявление каждой новой постройки позволяет в значительной мере расширить и уточнить наши представления о путях становления и развития тверской архитектуры. Один из таких памятников — собор Успения Богородицы Отроча монастыря, относимый преданием к 60-м годам XIII в.: «Лета мироздания 7773-го, а от рожества…
Отца Николая Смирнова знала не только религиозная Москва, но почти вся церковная общественная Россия. Он не занимал высоких должностей, не служил в каком-нибудь соборе, а известным сделался потому, что был истинным пастырем и душу свою полагал «за овцы своя». Трудился он в неизвестном кадашевском храме, находящемся в уголке, вдали от городского шума. Здесь отцу Николаю, по собственному признанию, никто не мешал, и он никому – а потому много мог сделать на ниве Христовой. Прежде чем получить посвящение в сан иерея, отец Николай прошел, как сам любил выражаться, суворовский путь. Будучи сыном сельского священника, он окончил Духовную Семинарию в числе первых…
Тонкий богослов и яркий полемист, преподобный Анастасий Синаит, живший в эпоху догматических споров, неоднократно участвовал в диспутах с еретиками, что отражено в его главном догматическом произведении «Путеводитель». Он оставил нам также и аскетические творения. Помимо этого, он одним из первых сделал попытку систематизации православной христологии. О богатом наследии и учении этого подвижника и борца за православную веру идет речь в докладе секретаря Учёного совета МДА игумена Адриана (Пашина). В последнее время одно за другим стали выходить критические издания трудов преп. Анастасия Синаита (VII в.). По происхождению киприот, он был насельником монастыря святой великомученицы Екатерины на Синае и находился там под…
Известный русский писатель и поэт Владимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепино Владимирской области в крестьянской семье. Окончив школу, инженерное училище в г. Владимире, отслужив в армии, он поступил и в 1951 году окончил Литературный институт им. М. Горького. Его поэтические сборники «Дождь в степи» (1953), «Журавлиха» (1959), «Имеющий в руках цветы» (1962), «Жить на земле» и «С лирических позиций» (1965), очерковая проза «Рождение Зернограда» (1955), «Золотое дно» (1956), «Владимирские просёлки» (1957), автобиографический роман «Мать-мачеха» (1964), художественно-публицистические книги «Письма из Русского музея» (1966) и «Черные доски» (1969), «Олепинские пруды» (1973), «Посещение Званки» (1975) и другие завоевывали …
Содержание Основатель Зосимовой пустыни схимонах Зосима Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери и Игумен Зосимовской пустыни Герман     Господь даровал мне духовного отца в лице строителя Зосимовой пустыни игумена Германа. Хочется написать воспоминания об этом замечательном монахе нашего времени. Мальчиком отец Герман учился в Москве иконописи. Будучи богобоязненным, он в свободное от занятий в иконописной мастерской время бегал по часовням и особенно любил Кремль. В праздники забирался, бывало, сюда с раннего утра, если не сказать ночи, и переходил из храма в храм. До самой глубокой старости отец Герман помнил порядок тогдашних церковных служб в Кремле. «Сначала, – говорил…
Русское монашество с самого своего начала на Руси связано с афонским монашеством. Это подтверждается тем, что учредитель пустынножития прп. Антоний Киево-Печерский принял постриг в русском монастыре на св. Горе и был направлен игуменом на Русь. Статья посвящена сравнению традиций монашеского делания на Святой горе Афон и в Валаамском монастыре, а также вопросам преемства духовного подвига. Актуальность данной статьи обусловлена главным образом повышением интереса в обществе к укладу монашеской жизни и истории Святой горы в связи с празднуемым в 2016 году юбилеем 1000-летия русского присутствия на Афоне. В Русской Православной Церкви есть также особый монастырь, получивший наименование «Северного Афона». Данное обстоятельство…
Содержание Внешний вид скита Внутреннее устройство скита   Схиигумения Фамарь, в миру Тамара Александровна Марджанова, рано лишилась родителей, сначала отца, а потом – девятнадцати лет – и матери. Тамара Александровна осталась вместе с младшей сестрой в своем родовом имении. Обладая прекрасным голосом и музыкальными способностями, она готовилась поступать в Петербургскую консерваторию, да и вообще ей намечался путь светской жизни. Но от Господа человеку стопы исправляются. Так было и с ней. Как-то раз ее родная тетя, единственная сестра матери, долго не видя племянниц, пригласила их к себе. Она писала: Вы забыли о нас и не хотите навестить; тогда, по крайней мере,…