Кто читал со вниманием житие святителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна встречаемая в нем историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, будучи еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу1, и вошел раз в св. церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему сами. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится на архиепископский престол города Мир и уже после всего этого делается исповедником веры Христовой при царях Диоклитиане и Максимиане, и: сияет потом чудесами на весь мiр при св. Константине Великом. Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность…
Усердие ваше к удаленной от мира пустынной обители нашей побудило меня потрудиться на пользу общую, сколько было это по слабым моим силам возможно. При помощи Божией, руководствуясь Священным Писанием и указаниями св. Боговдохновенных отцов, я составил небольшую беседу о молитве – с искренним желанием принести вам душевную пользу. Труд мой состоял более в том, чтобы взять из разных сочинений и свести воедино то, что сказано о корне всех добродетелей – молитве, от которой, как от благоплодного дерева, произрастает все доброе и Богоугодное, так что без молитвенного испрашивания помощи Божией мы не можем совершить ни одной добродетели. Суеты века отвлекают нас…
Содержание Пролог, cоставленный наименьшим из Никифором на перенесение св. Николая исповедника О перенесении Св. Николая  Смешение двух тезоименных святителей ликийских, живших один после другого на расстоянии 200 лет, Николая архиепископа Мирского и Николая епископа Пинарскогo1 представляет собою не единственный в истории христианства пример подобного рода. Смешаны (вероятно) в одно лицо два Дионисия, – ареопагитский и просветитель Галлии, два Прокопия палестинских мученика, два Киприана, две Евдокии мученицы и проч. Наиболее чудным из всех кажется, однако же, смешение, допущенное при имени святителя Николая. Время, отделяющее двух тезоименных святых, простирается на 200 лет, и период, в который жили они, сравнительно не очень древен,…
Дни памяти святителя Феофана Затворника Вышенского: 19 января – преставление; 23 января – рождение; 29 июня – перенесение мощей. В обширном наследии святителя Феофана сохранились 19 писем к афонскому иеромонаху отцу Арсению (Минину), написанные в 1870-е гг. Об отце Арсении известно, что родился он в 1823 г. в Мамадышском уезде Казанской губернии в благочестивой купеческой семье. При крещении был наречен Александром. В возрасте 33 лет отправился паломником в Иерусалим. Тогда же посетил и Святую Гору. Увиденное так пленило Александра Ивановича Минина, что он остался на Афоне. Первые послушания проходил на кухне; впоследствии его перевели в канцелярию. Вскоре афонские старцы благословили…
Проблема младостарчества остаётся одной из самых животрепещущих тем в православной пасторологии (пастырское богословие). В последнее время об искушении младостарчества высказывались Святейшие Патриархи Алексий II и Кирилл, создавались Определения Святейшего Синода (1998 г.) и Архиерейского Собора (2000 г.). Время гонений сменилось временем соблазнов. И это смена эпох имеет свою причинно-следственную подоснову. Главным фактором образования младостарчества является кризис духовнического служения, который был обусловлен утратой традиций подлинного духовничества. Массовый приток верующих в Церковь в 1990-е гг. привел к тому, что функции духовников стали брать на себя на себя люди неискушённые. Сам термин «младостарчества» предполагает отсутствие должного духовного опыта. В этом смысле можно сказать,…
Введение В нынешнее время Русская Православная Церковь возрождается после длительного периода гонений. Вся богатая церковная жизнь дореволюционной России была разрушена, многие традиции оказались утерянными, множество людей, воспитанных в советском обществе ничего не слышали ни о православной вере, ни о христианской Церкви. Богатый опыт церковных богослужений, духовной жизни ушел в прошлое. Все это очень неблагоприятно отражается и на простых верующих, и на священнослужителях. Ныне мы видим, что характерная черта современной церковной жизни – это тяжелейший разрыв преемства. «Огромная часть прихожан и духовенства являются новоначальными в вере»[1]. Основы православной веры и церковной жизни, которые раньше закладывались у людей с детства, в семейном…
(Записки соловецкого узника) М.: Крутицкое Патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории, 1997. Подг. текста М.И.Одинцова. 259 с. Серия "Материалы по истории церкви", кн. 13. Номер страницы после текста на ней. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие. От публикатора. Введение Глава I Побег. Глава II Очерки религиозно-церковной жизни в России (1917-1931 гг.)s Глава III Соловки Концентрационный военный лагерь особого назначения. Глава IV Религия, Церковь и большевизм в России до 1931 года. Глава V Отношение христианской культуры и ее насадителя, руководителя и хранителя Христианской Церкви к богоборческой коммунистической власти — насадителю материалистической культуры. Возможно ли между ними «мирное» сожительство как в России, так и в международном…
Самое полное собрание, некоторые письма публикуются впервые Предисловие Настоящее собрание писем Архиеп. Феофана Полтавского является самым полным из известных. В него вошли все уже опубликованные письма, но ряд писем – №№ 7, 11, 15, 62 – публикуются впервые. Джорданвилль, 1976 Основой для собрания писем послужило Джорданвилльское издание 1976 г., которое начиналось следующим введением: “Высокопреосвященнейший Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский получил свое монашеское имя в память глубоко почитавшегося им приснопамятного святителя Феофана, Вышенского Затворника. В них обоих чрезвычайно много общего, сродного по духу. И Архиепископ Феофан, подобно святителю Феофану Затворнику, был таким же глубоким богословом и вместе с тем непоколебимым и…
Рассматривая древния рукописи иерусалимской патриаршей библиотеки, и в частности сборники жизнеописаний святых, наполненные бóльшею частию Метафрастовыми «торжественными словами», я встречал между ними и расказы о святых, замечательные по своей краткости, точности и исторической определенности. А есть и прямые оффициальные акты. Один из последних я считаю не безполезным сообщить к общему сведению в возможно точном переводе 1. Память св. мученицы Домнины положена в нынешних греческих святцах под 12 числом октября. Тоже – и в наших святцах, только у нас она по ошибке называется Домникою 2. В «мученикослове» римском названа Домниною и полагается под тем же числом. Тоже – и в «месяцеслове»…
В редакцию «Русского пастыря» попало несколько экземпляров листка «По стопам Христа» (Беркли, Калифорния). В этом листке мы нашли некоторые отрывки из воспоминаний игумении Иулиании, написанных в 1950–1953. Об игумении Иулиании (Невакович) нам известно только то, что она жила в России, была старшей сестрой храма Христа-Спасителя, сидела в Соловецком концлагере, а последние годы своей жизни провела в Успенской обители г. Калистоги (Северной Калифорния). Скончалась она 5 декабря 1972 году и похоронена на Сербском кладбище г. Сан-Франциско. Нехватающие части воспоминаний были нам предоставлены дочерью протоиерея Николая Вейгласа, издателя «По стопам Христа». Редакция. Содержание Митрополит Арсений Новгородский Епископ Павел Кратиров Митрополит Московский Макарий…
Содержание 1. Надписи Ликодима 2. Надписи церкви св. Феодоров 3. Надписи Фисиона 4. Надписи Пропилей 5. Надписи Эрехфиона 6. Надписи Парфенона 7. Надписи отдельные Иллюстрации   Ощутительный недостаток письменных памятников христианского существования Афин заставляет дорожить всем, что там и сям удаётся находить отмеченным бессмертной буквой на развалинах славного города, прошедших через ряд веков и донёсших до нас, как бы ненароком, павшие на них следы многих эпох. Кроме высокого удовольствия видеть перед собой как бы лицом к лицу дорогое прошедшее и говорить с ним, эти полустёртые, полуискажённые письмена доставляют занимательные данные для истории, хронологии, филологии и графики. Прилагаю при сём собрание древних христианских надписей, открытых в Афинах частью мной,…
С Присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям Содержание О вере в Бога О молитве Что есть молитва? О чем и как должно молиться? О любви к Богу О любви к ближним О надежде на Бога и терпении О почитании Пресвятой Девы Богородицы О церковных службах О необходимости понуждения себя к Богоугодной жизни О почитании праздничных дней О Причащении Пречистых Христовых Тайн О подвигах и видениях О покаянии О памятовании смерти, страшного суда по смерти и адских мучений 1. В чем состоит подвиг памятования смерти? 2. Необходимость сего подвига для нравственного совершенства 3. От чего рождается, и чем поддерживается…
Содержание Предисловие к четвертому тому Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества Предисловие автора I. Древнехристианский аскетизм Пролог. Глава 1. Новозаветный аскетизм Глава 2. Древнехристианский аскетизм II-III веков II. Возникновение монашества Глава 1. Монашество на христианском Востоке в IV – начале V веках Глава 2. Западная аскетическая традиция и влияние на нее восточного монашества (IV – начало V века) Глава 3. Расцвет аскетического богословия и монашества на христианском Западе во второй половине IV – первой половине VI века Заключение Становление древнемонашеской письменности Введение 1. Основные черты и характерные особенности древнемонашеской письменности 2. Протомонашеская письменность: сочинения о девстве I. Литературная деятельность преподобного Антония…
Содержание Предисловие От составителей Дневник. Год 1881 Месяц Януарий Четверток, 1 янв<аря> Пятница, 2 янв<аря> Суббота, 3 января Воскресение, 4 января Понедельник, 5 января Богоявление. 6 янв<аря> 1881 Среда, 7 января Четверток, 8 января Пятница, 9 янв<аря> Суббота, 10 ч<исла> Воскресение, 11 янв<аря> Δευτέρα. 12 ч<исла > Вторник, 13 января Среда, 14 января Четверток, 15 янв<аря> Пятница, 16 ч<исла> янв<аря> Суббота, 17 января Воскресение, 18 января Понедельник, 19 янв<аря> Вторник, 20 января Среда, 21 января Четверток, 22 янв<аря> Пятница, 23 ч<исла> Суббота, 24 января Воскресение, 25 янв<аря> Понедельник, 26 ч<исла> Вторник, 27 янв<аря> Среда, 28 января Четверток, 29 ч<исла> Пятница,…
Суеты века отвлекают нас от Бога. Избавиться от пристрастия к ним можем мы не чем иным, как ежедневным размышлением о смертном часе, о Страшном Суде Божием и о неизвестности той участи, какая назначена будет каждому из нас. Это размышление для спасения души всего необходимее: оно очистит нашу молитву от суетных помыслов, оно побудит нас во многом подумать о душе своей. Когда слышим или с усердием читаем что-либо душеполезное, тогда как бы спадает повязка с душевных наших очей и мы видим ничтожество этого земного, скоропреходящего, и стремимся духом к небесному. Но святые эти чувства, к сожалению, недолго занимают нас; суеты мирские…
В августе 1885 года в Святом Граде стало известно, что в окрестностях его открыт могильный склеп, весь исписанный иконами по стенам и потолку, со многими надписями. Указывалось и место его, именно: по большой дороге Яффской у самого селения названного то Галёны, то Кулоны, а по ученому – колония, имя, доставшееся еще от римлян, по завоеваний Титом Иерусалима, основавших тут свой «поселок» – Colonia. Место это известно всякому, кто был в Иерусалиме. Это последнее селение, лежащее на пути от Яффы к Иерусалиму, – обыкновенное место встреч и проводов именитых посетителей Святого Града, и от того самого весьма всем памятного. Горя нетерпением…
«Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших... клич и хула, да возьмется от вас со всякою злобою... Не оскорбляйте Духа Святого Божия, имже знамеснастеся в день избавления» (Еф.4:29–31) Так некогда поучал св. ап. Павел ефесских христиан, среди которых уже тогда возможен был грех сквернословия. Но что сказать теперь про нас русских христиан? Если бы св. апостол поднялся и услышал, как мы сквернословим, он должен был бы много нас обличать в этом богомерзком грехе. Говорят, ни один народ христианский так не бранится, как русский. И, действительно, везет человек поклажу, лошадь измучилась, становится,– здесь, значит и брань. С трудом что-либо…
Жизнь Церкви (а Церковь – это тело Богочеловека Христа) длится уже многие века силой присутствия Духа Святого и почивает на одной неизменной истине. Эта истина гласит: Добро, которое сделано не добрым образом, не добро (преподобный Симеон Новый Богослов). Вот главный принцип церковной жизни, принцип и неизменная позиция ее исторической миссии. С одной стороны, для всякого разумного существа очевидно: без познания Истины и Добра человек не может стать воистину человеком. Но с другой – просто познавать Истину и Добро недостаточно. Истина и Добро должны быть перелиты в повседневную жизнь человека, личную и общественную; для того, чтобы это произошло, необходимо найти правильный…
Письмо 1 В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга писем «Пишу от избытка скорбящего сердца» священномученика Андроника (Никольского). Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы. * * * Ваше Высокопреосвященство! Простите, Владыка, что доселе не сообщал Вам о некоем скверном обстоятельстве, случившемся на чтении в воскресенье 16 сего января. Чтение вел деревянницкий священник и учитель Клавдий Георгиевский на тему: «Есть ли счастливые и несчастливые дни и моменты и счастливый ли день понедельник». Но Боже мой. Слышу, он защищает это легкомысленное суеверие о понедельнике, о 13 и тому подобной галиматье мракобесов. Думаю, это недоразумение, которое во…
Данная статья посвящена личности и трудам митрополита Арсения (Стадницкого) и охватывает период с 1903 по 1913 годы – время управления им Псковской и Новгородской епархиями. Материал призван осветить деятельность архипастыря, направленную на упорядочение и сохранение церковно-певческих традиций в епархиях Русской Православной Церкви в начале XX века, а также показать исторический ориентир для регентов и псаломщиков в наше время. «Души поющих подвергаются спасительному действию благодати Божией…»1 Каждый приходящий в храм в первую очередь обращает свое внимание на пение хора и служение священника. Но каждый по-разному оценивает церковное пение и служение пастыря. В меру своей образованности и молитвенного опыта эта оценка приобретает…