Общий исторический контекст эпохи Древнего царства Древнейшим государством на территории Северной Африки был Египет. В долине Нила появились первые поселения людей эпохи неолита. В VI – V тыс. до н. э. на территории нынешнего Египта получает развитие земледелие и скотоводство. Египтяне использовали разливы рек, создавали оросительные системы, позволявшие эффективно пользоваться плодородными долинами Нила. Строительство и содержание оросительных каналов требовали значительных затрат и целенаправленной деятельности массы людей. Это привело к созданию т. наз. «номов», которые управляли общественными работами и одновременно осуществляли политическую власть. В IV тысячелетии до нашей эры возникли два египетских государства, враждовавших меж собой: Нижний Египет и Верхний Египет.…
        Когда-то философия представляла собой единую науку. Но впоследствии философы пришли к выводу, что ее удобней изучать, если сгруппировать ее проблемы в несколько больших размеров, хотя бы для того, чтобы понимать процесс ее развития. Но только Аристотель авторитетно разделил философские знания на отдельные разделы; с тех пор появился целый ворох дисциплин, в числе которых были «Этика» и «Эстетика». Изучение норматива нравов, то есть рефлексия на образ жизни и действий, относящихся к правилам жизни, к ценностным суждениям, касающимся наших поступков со ссылкой на нормы, составляют мораль, или этику.[1] Мораль регламентирует деятельность человека во внешнем мире и в его внутренней реальности –…
         Обычно, в виде одной из главных причин поразительных военных успехов арабов в VII веке в борьбе с Византией и Персией приводится религиозный энтузиазм мусульман, переходивший часто в религиозный фанатизм, в полную нетерпимость. Арабы будто бы бросились на азиатские и африканские области, выполняя завет пророка, предписывавший обращение всего мира в новую веру, и одержанные арабами победы объяснялись религиозным воодушевлением, заставлявшим фанатиков-мусульман с презрением относиться к смерти и сделавшим, таким образом, их натиск непреодолимым. Эта точка зрения должна быть признана ошибочной. В момент смерти Мухаммеда убежденных мусульман было немного; но и это меньшинство оставалось в Медине до окончания первых великих завоеваний;…
Wednesday, 18 November 2015 14:29

Убедительная педагогика

Убедительная педагогика. «Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергаемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». Эти строчки новозаветного апостольского послания Иакова могли бы стать эпиграфом. Какая сейчас в школе педагогика? Была советская. На мой взгляд, современная российская школа это - полный постмодернизм. Конечно, всем понятно, что после такого беспорядка в умах, нельзя сразу создать порядок. И все же, в России есть основание, на котором строилось исторически государство. Тысяча лет существует православие на Руси. На всех сферах жизни отразилось оно. И едва ли 70…
Книга Премудрости Соломона и античная философия. Вопрос отношений. В первом параграфе из текста книги Премудрости извлекаются места сходные с суждениями античной философии, и подтверждается, таким образом, особый эллинистически-умозрительный окрас большинства памятников иудейско-александрийской литературы. Во второй же части это суждение отвергается, а влияние философии в книге Премудрости признается незначительным и второстепенным, при этом обсуждаются общие как сходства, так и различия библейского мышления и античной рациональности. О месте и значении античной философии в книге Премудрости Соломона и эллинистическом иудаизме в целом. Секулярный взгляд. Согласно традиционному представлению иудеев, язычество погрязло в идолопоклонстве и пороке. Однако умные и наблюдательные иудеи не могли не заметить,…
В России, в Древней Руси, идея особого положения русского народа в мире как народа, удостоенного православной веры, развивается уже в первый же век по принятии христианства. Тогда сложилось мнение, что, даровав русской земле православие, Господь будет требовать за это от русского народа больше, чем от других, и будет строже наказывать его за грехи. Мечта о русском патриаршестве неизбежно возникла в половине XV в., в моментосознания русской церковью собственной роли во вселенской миссии Православия,перешедшей к ней после падения Царьграда. Допустим, посольскийтолмач Димитрий Герасимов, автор "Повести о белом клобуке", в своем поэтическом прогнозепророчески предвидит и предсказывает русское патриаршество. Развитие российской государственности в…
Thursday, 05 November 2015 08:02

Реформы патриарха Никона.

Повод к реформам патриарха Никона. 17 век вероятно один из самых важных и интересных в истории России. Если его и можно сравнивать с каким-либо иным временем, то лишь с веком двадцатым, веком потрясений и катаклизмов. Как и в нынешнем веке, Церковь Христова пережила бунты, смутные времена, политическую неразбериху, расколы и нестроения. В нашей небольшой работе мы попытаемся увидеть жизнь Церкви и общества тех лет. Более трёхсот лет минуло с тех пор, как в Русской Православной Церкви возник раскол старообрядчества, а последствия этого печального явления церковной жизни продолжают сказываться и до настоящего времени. Много усилий с обеих сторон – «новообрядческой» и…
Что означает «мудрость», «мудрый» в ранних текстах литературы Премудрости? «Когда от пророков VIII – VII века переходишь к изречениям приблизительно современных им мудрецов, собранным в Книге Притчей, то получаешь такое впечатление, точно потерян контакт с тем Присутствием, которое отличало Израиль от других народов. Вместо того, самые плоско земные заботы тут как будто завладевают всецело вниманием»[1]. Действительно, тот смысл, который имеет слово «Премудрость» (евр. «hokma») в настоящем лексиконе библейского богословия (как важнейшее свойство Божие, проявление Присутствия Божия, или в конечном, новозаветном итоге – как термин христологии, и уж тем более, еще позднее в святоотеческом богословии – как одно из наименований Второго…
Серебряный век. Феномен «нового религиозного сознания». Влияние В. Соловьева на культуру Серебряного века. Начало 20 века интеллектуально маркирован как период «Серебряного века» в истории достижений русской творческой элиты. Культура Серебряного века очень многолика: в ней слились не только разные стили и жанры, но и самые разные духовные течения, часто трудно между собой совместимые. Эта разнородность состава сказалась и на характере философии: тут присутствует и влияние западной метафизики, прежде всего немецкого идеализма, и восходящее к славянофилам стремление вернуться к христианским истокам и строить философию на религиозном основании, сближая ее с богословием; и мистико-оккультные мотивы, восходящие к гностицизму и усиленные – особенно…
Апостольские правила о второбрачии клириков Каноническая регламентация вопроса второбрачия клириков выглядит следующим образом. Древние каноны разрешали людям, намеревавшимся принять сан священника или епископа, пребывать в браке, если их союз носил вполне христианский характер. Обратимся к фундаментальному каноническому памятнику – к «Правилам святых апостолов». «Правила святых апостолов» («Οἱ κανόνες τῶν Ἁγίων Ἀποστόλων») – важнейший памятник законодательства вселенской Церкви.[1] Правила святых апостолов относятся к наиболее раннему Преданию Церкви и традиционно приписывалось ученикам Иисуса Христа. Однако исследователи полагают, что не все они были сформулированы в известном нам виде апостолами лично. «Апостольские Правила» – это чисто канонический сборник имеющий форму соборных постановлений, общим числом…
Догмат о богодухновенности и каноничности Священного Писания разделяется всеми традиционными христианскими конфессиями. Категория «богодухновенности» восходит к свидетельствам самого Священного Писания. Тоже касается принципа каноничности. Священное Писание было и остается великим источником христианства, и догматически, и духовно. Богословы всех времен черпали из него тот богодухновенный материал, который мы сегодня используем в своей повседневной христианской жизни. Они считали, что в нем, и только в нем, можно найти все, друг от друга неотделимые, элементы истины и жизни. Однако правильнее будет сказать, что источник христианства Православная Церковь видит не только в записанном Слове Божием, но и в устно передаваемом. Притом, такая формулировка не составляет…
Проблема отношения славян к византинизму есть, собственно говоря, пробле­ма исторического выбора славянских народов. В переломные моменты бытия Руси каждый раз неизбеж­но вставал перед нею вопрос об отношении к духовному и культурному наследию Византии. Так было через 100 лет после кончины св. Мефодия, когда киевский князь Владимир оказался на распутье, перед выбором вер, легендарное сообщение о котором отвечает глубокой внутренней правде. Так было во время мощного подъема Московского государства, в период Флорентийского собора, когда нашему церковному и государственному руководству нужно было самому решить вопрос о том, куда идти дальше, и оно приняло решение, отвергнув унию, и в противовес константинопольской Матери-Церкви осталось…
Иоанн IV и превращение России в новое «Ромейское царство». Иван III добился объединения русских земель в рамках единого государства. Но строй и облик этого государства окончательно опре­делились лишь при его внуке Иване IV Васильевиче, получившем прозвище Грозный. Иван родился 25 августа 1530 г. в семье великого князя Василия III. Будучи трех лет от роду он лишился отца, а в не полных восемь лет – матери, Елены Глинской. В соответствии с завещанием Василия III правление государством перешло в руки бояр, которые должны были передать власть княжичу по достижении им совершен­нолетия. Когда Ивану исполнилось 16 лет, митрополит Макарий и Боярская дума короновали…
О происхождении Книги Иова (время и авторство). На сегодняшний день, по мнению большинства исследователей, автор книги не может быть известен достоверно. По А. С. Хомякову автор Книги Иова неизвестен, но она – часть Писания, признанного «подзаконной Церковью», то есть Церковью Ветхого Завета, а от нее Церковью Нового Завета. В самой книги на атрибуцию нет никаких указаний. По обычаю многих восточных писателей он не открыл своего имени, он даже не доставил в заголовке имени Соломона или кого-либо из других авторитетов древности. Это еще более таинственная личность, чем Второисайя, который хотя бы намекал на события своего времени. Поскольку герой ее эдомитянин, житель…
Русское богословие 20 века о крещение еретиков и о границах Церкви. Два противоположных полюса в православной экклезиологии. В преемственности с взглядами папы Стефана на латинском Западе оказалась другая концепция, сформулированная в V в. блаж. Августином, епископом Иппонийским. Блаж. Августин, а за ним вся средневековая латинская схоластика и подражавшая ей «православная» (с XVII века) схоластика – уже положительно утверждал присутствие благодати Св. Духа в еретических таинствах, обосновывая именно этим ненадобность «повторения» крещения над кающимися еретиками. Однако, и он, подобно Стефану, делал это за счет изменения самого понятия «благодать». В его представлении еретики – именно потому, что они получают истинную благодать Святого…
Характеристика ветхозаветных апокрифов междузаветного периода Что же представляют собой ветхозаветные апокрифы в целом? Это книги, дополняющие и объясняющие библейское повествование, раскрывающие тайны Священного Писания. События, оставшиеся «за кадром» известной Священной Истории, предстают в них как бы увиденными глазами древних патриархов и выдающихся библейских персонажей. Этот своеобразный стилистический прием придавал большую значимость и весомость изложенным в апокрифах идеям, представлявшим определенную ценность в глазах их неизвестных авторов. К числу важнейших памятников подобного рода относятся представленные в данном издании «Книга Еноха», «Книга Юбилеев», «Заветы двенадцати патриархов», «Псалмы Соломона» и др. Следует отметить, что книги эти не принадлежат к категории девтероканонических (исходя из терминологии…
Влияние ханаанской религии на веру Древнего Израиля? Вероучение Литература ханаанеев изобилует религиозными сюжетами, мифами, эпическими поэмами о жизни богов, описанием религиозных ритуалов и обрядов, религиозными преданиями. Многие из этих текстов дошли до нас не полностью, а лишь фрагментарно, что часто затрудняет их правильное понимание. Из всей совокупности произведений воссоздается достаточно целостная картина религиозной жизни древнего Ханаана. Угаритские тексты отражают религиозные представления многих ханаанейских племен. В них упоминаются культы Кемоша (Хамоса) у моавитян, Милькоша (Молоха) у аммонитян и др., нашедшие отражение и в Библии. Интерес, который представляют угаритские документы, определяется прежде всего тем, что они иллюстрируют фазы перехода от одной религиозной…
Генезис русского интуитивизма Следует отметить, что последователи предпосылок развития русского интуитивизма не только сходятся во мнении о глубоких корнях данного философского учения, но и указывают на ряд русских и зарубежных философов, чьи взгляды, в некоторой степени, близки интуитивизму. Старченко Н. Н. полагает, что «в своих основах русский интуитивизм восходит к древним традициям религиозно-философской мистики, проповедовавшей возможность слияния человеческого духа с Богом ещё в этой земной жизни. Среди ближайших родственных интуитивизму философских течений и отдельных мыслителей Лосский и Франк называли философию «здравого смысла» шотландской школы XVIII – XIX вв., учения Шеллинга, Гегеля, славянофилов, австрийского философа Ф. Брентано, В. С. Соловьёва, имманентную…
Первые христианские школы и их главные назначения Прежде всего, мы рассмотрим общее состояние христианских образовательных институтов в самое раннее время. И начнем мы наше исследование с новозаветных времен, с периода жизни и учительства Самого Иисуса Христа. Если сообразовываться с контекстом иудейской междузаветной религиозной культуры, то Иисус Христос безусловно воспринимался как «рабби» (учитель). Подобным образом к нему обращаются в Евангелиях ученики Иоанна Предтечи, апостол Нафанаил, фарисей Никодим (Ин. 3:2)., Петр на горе Фавор (Мк. 9:2), Иуда в момент предательства(Мф. 26:25). Ученики называли Иисуса «учителем» и "господом", и Христос принимал это как должное (Ин. 13:13). Задачу для учеников Он определял как подражание…
Пророчество Нафана и мессианизм Псалтири. После смерти пророка Моисея и занятия евреями Обетованной Земли пророчества о Мессии замолкают на многие столетия. Новая серия пророчеств о Мессии возникает во время царствования Давида, потомка Авраама, Иакова и Иуды, управлявшего еврейским народом за тысячу лет до Р.Х. В этих новых пророчествах раскрывается царское и Божественное достоинство Христа. Современнику Давида, пророку Нафану, было открыто, что истинное владычество Господа нельзя отождествлять с державой сына Иессеева. Давид лишь полагает основание роду, из которого выйдет Мессия Ягве. Он избран для этой роли потому, что внимал гласу Божию и уповал на Сущего. Завет с домом Давидовым был возвещен…