Время молчати, время и глаголати. В 1887 году мы издали исследование о 50-й главе Кормчей книги, как историческом и практическом источнике русского брачного права. В конце введения к этому труду мы высказали желание, чтобы он, по важности и трудности решаемых в нём вопросов, подвергся такому же обстоятельному критическому разбору, какой представили мы на книгу проф. М. Н. Горчакова, предупредившего нас своим учёным исследованием о том же самом предмете.1 Мы ждали разбора строгого, но справедливого и основательного, который показывал бы в нашем критике «и знание дела и добросовестное отношение к нему» (стр. 7). Таким способом, т. е. посредством обмена мыслей и…
В последней части своей книги премудрый сын Сирахов прославляет великих праотцев израильского народа, в кратких и ярких притчах дает живой очерк всей истории народа Божия, в его лучших представителях. Эта часть книги стоить в органической связи с главною мыслью всей книги, – учением о Премудрости Божией, открывающейся людям в Божиих творениях и в законе, данном избранному народу. По велению Божию, Премудрость поселилась «в прославленном народе, в уделе Господнем и в наследии Его» (24, 13), и благочестивые мужи, строго соблюдавшие закон Божий и наставлявшие народ в вере и благочестии, были носителями Премудрости Божией, исполнителями ее велений. Поэтому прославление великих и святых…
Сопоставление бергсонизма с русским интуитивизмом более чем показательно. Бергсона, Лосского, Франка сроднила реалистическая установка, требующая отказаться от разрыва между субъектом и объектом, следствием коего является гносеологический субъективизм. В поисках коренного субъект-объектного единства вырастала идея интуиции как непосредственного созерцания предмета или проникновения в него. Русские интуитивисты по примеру славного француза занялись гносеологическим и онтологическим изучением возможностей интуиции, поиском истоков пред-знания, оснований собственных позиций (например, генезис древнего представления «мир как органическая целостность»).[1] Первую попытку онтологического обоснования интуитивизма Бергсон предпринял еще в «Материи и памяти», а целостно подошел к данному вопросу уже в «Творческой эволюции». Результаты этих изысканий стали важным источником в творчестве…
Содержание Открытый вопрос? Единство в многообразии Обратимся к преданию «Икона Христова – но в каком смысле?»  Тема настоящей книги – служение женщин в церкви. Авторы книги – известные православные богословы – в своих выступлениях ясно дают понять, что тема женского церковного служения и даже рукоположения женщин не является для Православной церкви чем-то посторонним, одним из «искушений» экуменизма, как это кому-то представляется. Более того, для Российской церкви это даже не новая тема, если вспомнить горячее стремление св. великой княгини Елизаветы Федоровны возродить в начале XX века женский диаконат. Книга рассчитана на широкий круг читателей, в первую очередь, на студентов-богословов и церковную…
Предисловие Жизнь и труды преп. Нила, аскета Синайского, относятся ко второй половине IV и началу V века, то есть той эпохе христианства, которая по числу и славе учителей Церкви справедливо называется "золотым веком христианского просвещения". Изучая эту эпоху, ученые, что весьма естественно, обращались прежде всего к величайшим святителям того времени: Василию Великому, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Иоанну Златоусту, Иерониму Стридонскому, Амвросию Медиоланскому (Миланскому) и Августину Иппонскому. Рядом с этими великими светочами христианского просвещения преп. Нил, на первый взгляд, занимает скромное место. Заслоненная тенью знаменитых современников, его личность остается немного в стороне, и потому ученые богословы уделили ему гораздо меньше внимания.…
Содержание Церковная историография Церковно-исторические памятники Четвероевангелие Деяния апостольские Послания апостолов Памятники после-апостольского времени Писания мужей апостольских Апостольские безымянные произведения Учение двенадцати апостолов Постановления апостольские Каноны или Правила апостолов Памятники II–III вв. Апологии Ересеологические памятники Первые памятники христианского богословия Мученические Акты Памятники литургические Остатки легендарной письменности Сектантские произведения Писание Вардесана Вера-Мудрость Климентины Вещественные памятники эпохи гонений Греческая церковная литература (IV-VI вв.) Период досредневековый (IV-VI вв.) Евсевий Византийская средневековая церковная историография Древняя и средневековая западная историография Литература Карфагенской церкви Литература итальянской церкви Литература Галликанской церкви Христианская литература в Испании Средневековые материалы для западной церковной историографии Западная церковная историография XVI-XVII века Магдебургские центурии…
Просветители славянского мира, Кирилл и Мефодий, за свои заслуги для Церкви и Богоугодную жизнь, вскоре по кончине своей, были причислены Церковию к лику Святых. Первым знаком уважения благодарных славянских народов к их памяти, как памяти мужей благоугодивших Господу, можно почитать составление житий сперва св. Кирилла, потом и св. Мефодия. После того находим имена их в месяцословах наряду с именами других Святых, чтимых Церковию; встречаем и некоторые песнопения, в честь их писанные: но еще не было известно полной церковной службы учредителям славянского богослужения, которая бы дошла до нас от времен древности1. В минеях служебных московской Синодальной библиотеки, но письму принадлежащих к…
ВВЕДЕНИЕ До сих пор остается востребованной проблематика объективной оценки теологической системы, разработанной о. Сергием Булгаковым, ввиду необходимости для богословской мысли заново поставить перед собой проблему о Боге в отношении к миру. Краеугольным камнем оценки богословия прот. С. Булгакова является тот факт, что существуют два официальных документа 1935 года: определение Карловацкой церкви заграницей и указ митр. Сергия (Страгородского), обвиняющие учение о. Сергия Булгакова в отступлении от православия. С другой стороны, стоит отметить особый (направленный к миру) характер булгаковской теологии. К примеру, представители Свято-Сергиевского института считали, что богословие должно необходимо совмещать в себе два качества: быть укорененным в традиции и в то…
(память 27 июня по старому стилю) Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский, Свияжский и Казанский (в миру Василий Гудко) родился в Люблинской губернии в 1867 году. В 1889 году Василий поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где принял монашеский постриг в 1891 году, а через два года был рукоположен в иеромонаха. После окончания Академии со степенью кандидата богословия, отец Амвросий был назначен заведовать миссионерским училищем на Алтае. Служил в Корейской Духовной Миссии, затем был смотрителем Московского Донского духовного училища, а с 1901 года являлся ректором Волынской Духовной Семинарии. В 1904 году состоялась хиротония архимандрита Амвросия во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. С 1909…
Несколько замечаний и наблюдений, как «Post Scriptum» к магистерскому коллоквиуму о. протоиерей И.В. Морева при защите им сочинения «Камень веры» м. Стефана Яворского ТЯЖЕЛАЯ болезнь не дозволила мне принять участие в магистерском colloquium’е о. прот. Морева, при защите им книги: «Камень веры» м. Стефана Яворского1, хотя, по поручение Совета академии, я рассматривал и эту книгу и представил в Совет требуемый официальный отзыв о ней, в котором признал допустимость ее для соискания степени магистра богословия, как признал за ней право на это и другой официальный рецензент, проф. П. И. Ленорский, к специальности которого относится главная и наибольшая часть ее содержания. В…
Перевод с английского М.В. Чернышева От переводчика Сейчас, кажется, уже и нет такого аспекта богословия Православной Церкви, который не был бы отражен в трудах преподобного Максима Исповедника. Его фигура, как мистика и созерцателя неизреченных таинств Воплощенного Логоса, богослова и исповедника высоко возвышается в истории христианства. Я верю, что по молитвам преподобного Максима, как и всех Св. Отцов – тайнозрителей Несотворенного Божественного Света, которые уже здесь на земле сподобились стать насельниками сияющего неба, и стало возможным изучение его сложного богословия, являющегося вернейшим руководством и путеводителем для всех "обладающих [духовным] зрением, (для которых) весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатленным во всем чувственном…
Содержание. Глава 1. Вечному и духовному люди плотские не верят, потому что не знают по опыту того, что слышат о духовном.. 1 Глава 2. О том, что и неверующий имеет веру. 1 Глава 3. О том, что сотворены троякого рода духи жизни. 2 Глава 4. О словах Соломона: случай (конец) сынов человеческих и случай скотский, случай един им   2 Глава 5. Существует ли душа, когда ее нельзя видеть при исходе из тела?. 3 Глава 6. Как жизнь души, находящейся в теле, познается из движения членов, так жизнь души по смерти тела святых познается из чудес. 3 Глава 7. Об исходе…
Дубровский И. В. ЦЕРКОВНАЯ ДЕСЯТИНА В ПРОПОВЕДИ ЦЕЗАРИЯ АРЛЬСКОГО: ЯЗЫК ЭКСПЛУАТАЦИИ ДЕРЕВНИ “Однажды под вечер он велел бросить в монастырском саду железные орудия, кои у нас обычно именуются тяпками. Так и сказал ученикам своим: "Столько-то тяпок бросьте в саду да побыстрее возвращайтесь". Той же ночью, по обычаю поднявшись с братией воздать хвалы Господу, он приказал: "Идите и сварите кашу для работников наших, чтоб к самому утру все было готово". Когда настало утро, велел принести кашу, какую распорядился приготовить, и, войдя с братией в сад, нашел там столько возделывающих его работников, сколько тяпок приказывал бросить. Пришедшие были, понятное дело, воры, однако,…
По поводу сочинения профессора Московской духовной академии А. П. Лебедева: «Вселенские соборы IV и V века. Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. Москва, 1879 года». Параграф 1 2 3 4 5 6 «Изучение истории Вселенских соборов показало мне, что многие вопросы, касающиеся этого предмета, должны быть пересмотрены с православнонаучной точки зрения, тем более, что наша русская наука, мало еще самостоятельная, нередко без должной критики повторяет воззрения сомнительной верности». (Из речи, сказанной проф. Лебедевым перед защитой докторской диссертации – См. Чтения Общества Любителей Дух. Просвещения 1879 г. кн. VI, стр. 687). «So anerkennenswerth nun diese…
Содержание Предисловие к английскому изданию Странная и все же близкая: мой путь в Православную Церковь Отсутствие и присутствие «Вот то, во что я верил всегда... » Церковь одна Предание, мученичество, безмолвие Церковь как общение Не смотрите на видимое... «Приди с миром»: тайна смерти и воскресения «Я знал, что ты придешь... » Большая и малая смерть И трагедия, и благословение Непрестанное общение «В сто раз тоньше и легче» Православный опыт покаяния Отправная точка благовестия «Великое понимание» Весна постная Таинство покаяния Слезный дар «Нас огорчают, а мы всегда радуемся» Богословие молитвы «Стать пред Господом» «С умом в сердце» Непрестанно, днем и ночью…
Священномученик Андрей (Быстров) и мученики Василий (Виноградов), Сергий (Михайлов) и Спиридон (Савельев) (память 24 сентября по старому стилю) 3 июля 1937 года Сталин распорядился послать секретарям обкомов и крайкомов ЦК компартии следующую телеграмму: "ЦК ВКП(б) предлагает всем секретарям областных и краевых организаций и всем областным, краевым и республиканским представителям НКВД взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков... с тем, чтобы наиболее враждебные из них были немедленно арестованы и были расстреляны в порядке административного проведения их дел через Тройки... ЦК ВКП(б) предлагает в пятидневный срок представить в ЦК состав Троек, а также количество подлежащих расстрелу, равно как и количество подлежащих…
Содержание История празднуемого события Начало праздника Образ празднования Продолжение празднования Пятидесятницы Цель праздника  В пятидесятый день от первого дня Пасхи совершается Церковью праздник Пятидесятницы, в воспоминание сошествия Святого Духа на Апостолов. Наименование Пятидесятницы усвояется сему празднику по примеру Церкви ветхозаветной, в которой праздник сей уготовлен был в память синайского законодательства и для принесения благодаренья Богу за плоды жатвы, оканчивавшейся к тому дню. Но событие, воспоминаемое в сей день Церковью христианскою, дало ему и другие наименования. У св. Григория Богослова он называется днем Духа1, у бл. Августина – праздником пришествия Св. Духа2. поелику же с явлением Святого Духа, открылось роду человеческому…
По поводу обращения сиро-халдейского епископа Мар-Ионы в православие 25 марта 1898 года Очерки из жизни сиро-халдейцев – несториан в Персии и Турции Содержание Глава I Глава II Глава III. Сиро-халдейское духовенство Глава IV. Богослужение у сиро-халдейцев Глава V. Таинства в их совершении и приложении к жизни Глава VI. Календарь, праздники и посты у сиро-халдейцев Глава VII. Сиро-халдейские воззрения, богословие и язык Глава I Торжество православия 25 марта 1898 года. – Обращение в православие сиро-халдейской депутации и интерес к народу. – Краткие исторические сведения о нём. – Зависимость от Антиохии. – церковь в Персидской монархии. – Тамерлан. – Внутренние раздоры. –…
Авраам Сергеевич Норов родился 22 октября 1795 года в селе Ключи Балашовского уезда Саратовской губернии (ныне Ртищевский район Саратовской области), в старинной дворянской семье. Его отцом был саратовский губернский предводитель дворянства, отставной майор Сергей Александрович Норов, матерью – Татьяна Михайловна, урожденная Кошелева. Получив домашнее образование, в 1807 году Норов поступил в Благородный пансион при Московском университете, но не закончил его и в 1810 году поступил прапорщиком в гвардейскую артиллерию, участвовал в военных действиях Первой Западной армии 1812 года. В сражении при Бородино семнадцатилетний юноша картечью был ранен в ногу, затем в занятой Наполеоном Москве попал в госпиталь, где ему ампутировали…
По поводу литографированнаго письма графа Л. Толстого к одному англичанину («Патриотизм или мир»), отвечающего на вопрос положительно. К вопросу о патриотизме граф Толстой обращался не раз: трактовал о нем в сочинение: «В чем моя вера», писал о нем и в специально посвященной данному предмету брошюрке: «О патриотизме (письмо к одному поляку)», читанной нами в 1896 г. в книжных магазинах г. Вены; о том же рассуждает он, наконец, и в упомянутом нами письме к какому-то, не называемому здесь, англичанину. Положения, имеющиеся в первом сочинении Толстого, уже давно рассмотрены и оценены критикою [:чит., напр., книгу проф. А. Ф. Гусева: «Основныя правила в…