Сей воистину Божий человек, учитель и проповедник, Косма, родом из Этолии, из одного небольшого селения, именуемого Мегадендрон, был сын благородных родителей. Воспитанный и наставленный ими, по апостольскому слову, в наказании и учении Господни (Еф.6:4), когда совершилось ему двадцать, а может быть, и более лет, начал обучаться грамматике под руководством архидиакона Анании Дервишана. поелику же в то время было в великой славе ватопедское на Святой Горе училище; то Косма со многими другими своими соучениками перешел в оное. Там докончил он изучение грамматики под руководством учителя Панагиота Паламы, а потом выслушал и логику от учителя Николая Царцулия из Мецовы, который с ученейшим…
ОГЛАВЛЕНИЕ ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА БИБЛИОГРАФИЯ ПЕРЕВОДОВ ТВОРЕНИЙ СВ. ГРИГОРИЯ ЧУДОТВОРЦА И ИССЛЕДОВАНИЙ О НЁМ: I. МОНОГРАФИИ И СТАТЬИ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА II. ЖИТИЕ III. ТВОРЕНИЯ СПИСОК ТРУДОВ ПРОФЕССОРА Н. И. САГАРДЫ, посвящённых исследованиям о св. Григории Чудотворце и переводам его творений ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ ВВЕДЕНИЕ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Жизнь св. Григория Чудотворца. ГЛАВА I. Понт, — общий очерк его состояния до св. Григория Чудотворца. ГЛABA II. Источники жизнеописания св. Григория Чудотворца. ГЛАВА III. Очерк жизни св. Григория Чудотворца. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Творения св. Григория Чудотворца. Общие замечания о литературной деятельности св. Григория Чудотворца. ГЛАВА I. Благодарственная речь Оригену. ГЛАВА II. Изложение веры. ГЛABA…
Наследие Киприана Керна, религиозного мыслителя русского зарубежья первой половины ХХ в., яркого богослова и педагога, к сожалению до сего времени ещё недостаточно известно в России. За редким исключением1 [7, с. 15-23], почти нет исследований по осмыслению философско-антропологического содержания его богословских трудов и это вносит некоторые трудности при обращении к данной теме, но, учитывая её актуальность для современной антропологии, мы всё-таки попытаемся выделить это содержание, обращаясь к одному из важнейших её аспектов: значению аскезы в духовном воспитании личности. Говоря об аскетике, об аскетической культуре, мы поднимаем вопрос о кризисе нашей эпохи, ибо аскетическая культура – это то, что мы потеряли, то,…
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ А К А Д Е М И Я ТРОИЦЕ - СЕРГИЕВА ПУСТЫНЬ Петроградской епархии (Исторический очерк). Курсовое сочинение студента IV курса священника Владимира КОТЛЯРОВА Л е н и н г р а д 1958 г. В В Е Д Е Н И Е В текущем году исполняется 224 года со дня основания Троице-Сергиевой Пустыни. В истории этого монастыря замечательно прежде всего то, что он возник в такое время, когда в России под влиянием новых идей, навеянных западом, принимались меры к ограничению числа монашествующих и монастырей. Монастырский вопрос тогда затрагивался настолько серьезно, что, кажется, решался вопрос о существовании…
Этот доклад посвящен отношению предстоятелей римской епископской кафедры, то есть Папского престола, к раннему западному монашеству. Представления римских епископов о монашестве и вообще об аскезе получили отражение в декреталиях. Декреталиями принято называть послания Римского папы, которые имели каноническое значение, точнее, получили такое значение со временем, когда их стали рассматривать как правовые канонические тексты. Папские декреталии можно условно сопоставить с так называемыми канонами святых отцов, которые содержались в византийских канонических сборниках и вошли в русскую «Книгу правил»1. В отличие от многих посланий святых отцов, папские послания создавались как нормативные тексты, поэтому они подражали по форме и по стилю римским императорским рескриптам.…
Посвящается проф. Η. О. Красносельцеву Из чинов, бывших в богослужебной практике древнерусской церкви и ныне совершенно вышедших из употребления, наиболее всего останавливалъ на себе внимание русских изследователей и ученых, так называемый, «чин пещного действа». Внимание к этому чину простерлось до того, что он один из богослужебных чинов попал даже на страницы курса «истории русской литературы» (мы имеем в виду труд П. Полевого). Этим, однако, вниманием к себе настоящий чин обязан не своим внутренним, в высшей степени интересным литургическим особенностям несомненноо древнего происхождения, а чисто случайным и явившимся в сравнительно позднюю пору существования настоящего чина диалогом между халдеями. В этих диалогах…
Доклад М.В. Бибикова, доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, на  конференции «Преемство монашеской традиции в современных монастырях» (Свято-Троицкая Сергиева лавра. 23–24 сентября 2017 года). Начало монастырского строительства на Руси самым непосредственным образом связано с Афоном. Преподобный Антоний Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря, именно во время своего пребывания на Афоне (согласно версиям Жития преподобного, известного из Повести о Печерской обители в составе Повести временных лет, из Киево-Печерского патерика, а также значительно более позднего греческого Великого Синаксария) усвоил правила иноческой жизни. Там же был почерпнут и опыт межкультурного общения и полиэтнического культурного строительства,…
На научно-практической конференции «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях», прошедшей в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре 6 февраля 2017 года, большой интерес вызвал доклад кандидата исторических наук, научного сотрудника ИВИ РАН А.Б. Ваньковой «Византийские монахи и их объединения с точки зрения светского права». Доклад [1] основывался на материалах исследований, недавно представленных автором в сборниках научных трудов. Публикуя сегодня одну из статей, мы предполагаем в дальнейшем продолжить знакомство читателей с темой правового положения ранневизантийского монашества. Появившееся в конце III в. монашество стало вызовом для законодателей, как церковных, так и светских, которые с очень большим запозданием отреагировали на возникновение…
Социальная психология, другие общественные науки ищут сегодня правильные критерии, которые адекватно отражали бы всю сложность человеческой природы, в том числе ее метафизическую глубину, ее духовное измерение. Недостаточность исходных положений современной философской антропологии, например биологической антропологии (А. Гелен, Г. Плеснер и другие), признается самими философами: "В известном смысле можно сказать, что здесь прорублена лишь одна просека в лесу сущностных черт и свойств человеческого существа. И хотя даются определенные образы человека, все они односторонние, а потому являются искаженными картинами, и ни разу дело не доходит до всеохватывающего определения человека"[1]. Кризис современной антропологии можно считать наследием прошлого столетия. В первой его половине господствовала…
СОДЕРЖАНИЕ КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЖИЗНИ ПРЕПОДОБНОГО НИКИТЫ СТИФАТА И БОГОСЛОВСКИЕ ТЕМЫ ЕГО ТРАКТАТА "О РАЕ" 1. Жизнь преподобного Никиты Стифата. 1. 1. Ученик преподобного Симеона Нового Богослова. 1. 2. Монах Студийской обители. 1. 3. Полемист с латинянами. 1. 4. Богослов. 2. Отношение к святоотеческой традиции. 3. Содержание текстов. 3. 1. Трактат "О рае". 3. 2. Письма, относящиеся к трактату "О рае". 4. Основные темы богословия преподобного Никиты Стифата. 4. 1. Обожение. 4. 2. Причастие. 4.3. Учение о человеке как великом мире. 4. 4. Образ Божий. 4. 5. О душе. 4. 6. Ум Христов. 4.7. О теле. 4. 8. Грехопадение Адама.…
От редакции: П. Неллас (1936–1986) - греческий богослов и религиозный мыслитель. Изучал богословие в Афинском университете, после защиты диссертации с 1968 года и до своей смерти преподавал в Афинах. Большая часть исследований П. Нелласа посвящена Николаю Кавасиле — византийскому богослову XIV века, недавно канонизированному Греческой церковью. Публикуем сокращенный перевод главы из книги П. Нелласа»Zoon Theoumenon»(издана на английском языке под названием»Обожение во Христе. St. Viadimir Seminar! Press. Crestwood. N. Y., 1987) . От переводчика Св. Николай Кавасила (церковная память 20 июня) родился в Фессалониках около 1320–1323 года. Принадлежа к аристократическому роду, он получил блестящее как светское, так и богословское образование; кроме…
Первые монастыри на Урале [2] появились во второй половине XV–XVI вв., однако массовое распространение монашества началось в XVII в. К 30-м гг. XVIII в. существовал уже 31 монастырь, из них 7 – женские. К 1913 г. количество обителей удвоилось (63), прежде всего, за счет женских: их стало 40, т.е. примерно в 6 раз больше [3]. История монашества на Урале, как и в России в целом, не была прямым поступательным движением, знала свои периоды кризисов и возрождений. Наиболее сложное время – вторая половина XVIII в., когда прежние принципы организации иноческой жизни оказались пресечены секуляризационной реформой, а новые – еще не выработаны.…
Душа благословенна всякая простая (Притч. 11, 25) Три паломницы шли в Рижскую пустыньку. Одна из них уже была в ней и полюбила ее и ее духовника о. Кирилла. Спутницы вдруг возроптали на нее: "Куда ты нас привезла? Какой тут монастырь? Один лес. Никаких святынь нет - ни мощей, ни чудотворных икон. Благодати тут нет". Подошли к святым вратам, вошли. Навстречу им в белом холщевом подряснике спешит сияющий о. Кирилл и говорит: "Куда же вы, миленькие мои, приехали? Здесь у нас нет никаких святынь - ни мощей, ни чудотворных икон". Женщины упали в ноги старцу и просили прощения**. Перед ними стоял…
……родиста же сего отрока нарекоста Иоанн, тако бо прежде бысть имя его, в лето 7129го году ианнуария в 6 день, всенощнаго бдения в празник святаго Богоявления, в самыи благовест. По времени же крещен бысть святым крещением и егда приспе время вдаша его в научение грамоте, и Божию благодатию изучися писанию книжнаго чтения. Пришедшу же ему в совершеныи возраст, отец и мати его припрягоста ему су [4]  ________________________________________ пругу именемъ Евфимию тако же от благочестивых родителеи рожденну и воспитанну и четырем детищем отца бысть. Потом же и воинскии чин вчинися и послан бысть сопротивъ сопостатовъ в Киевския страны в лето 7160…
Москва. В привилегированной типографии Кряжева, Готье и Мея 1802 - 26 с. В 1802 году в Москве вышла брошюра «Историческое описание Сеноксарского монастыря», сразу же ставшая библиографической редкостью. Эта книга попала в поле зрения составителя географического словаря, своеобразной Российской географической энциклопедии, Афанасия Щекатова, крупного ученого своего времени. Книга ему так понравилась, что он почти полностью включил ее в свой фундаментальный компилятивный труд «Словарь географический Российского государства…», подвергнув текст незначительной редакторской правке. «Историческое описание…», как может убедиться читатель, составлялось не монахом или литератором, а знатоком архитектуры, хоть и дилетантом. Автор, хорошо знавший обители России, почти ничего не сообщил конкретного о настоятелях,…
Сопоставляя эти два понятия, мы сознательно нарушаем добрый схоластический обычай и не даем их определений, беря их в самом общепринятом и ортодоксальном смысле. Гораздо важнее условиться о той плоскости, в которой будут сопоставляться эти идеи. Для данного вопроса таких плоскостей две. Одна догматико-мистическая, и другая практическая, тактическая. § I. С догматико-мистической точки зрения поставленный вопрос есть только частный момент общего великого вопроса об отношении церкви к человеческой истории и культурному творчеству. Как это ни странно, после двухтысячелетней истории христианства, вопрос этот, несмотря на его великость и жизненную важность с нашей точки зрения, до сих пор не нашел своего соборного разрешения…
Содержание От издателя Вместо введения Отделение первое. Святые угодники, находящиеся в ближайших отношениях к Волыни со времени первоначального просвещения ее христианскою верою до смерти св. равноапостольного князя Владимира I. Памяти св. и равноапостольных Кирилла и Мефодия на Волыни II. Святая равноапостольная княгиня Ольга под Коростеном и ее действия с Древлянами III. Труды св. равноапостольного князя Владимира для земли Волынской Отделение второе. Святые угодники Волынские и другие святые проживавшие на Волыни и посещавшие ее пределы во времена удельной системы I. Преставление пр. Варлаама игумена Печерского на Волыни II. Жизнь и деятельность св. благоверного Ярополка князя Владимиро-Волынского 1. Действия блаженного Ярополка до…
Рецензенты: Доктор исторических наук, профессор И.С.Чичуров Кандидат филологических наук А.Е. Кузнецов Содержание Основные тенденции развития и характерные черты древнехристианской и ранневизантийской экзегезы (II-начало VII вв.). 1. Становление древнецерковного толкования Священного Писания 2. Расцвет древнецерковной экзегезы. Александрийское и антиохийское направления в ней. Священное Писание в древнем монашестве. 3. Завершение «классического» этапа в развитии древнецерковной экзегезы: преподобный Максим Исповедник и преподобный Иоанн Дамаскин. Проблемы интерпретации учения Оригена о трёх смыслах священного писания в современной научной литературе Учил ли Ориген о трёх смыслах Священного Писания? Конфликт двух герменевтических моделей: трихотомия смыслов в теории и дихотомия смыслов на практике Попытки разрешить мнимое противоречие между…
Для человека, выросшего и воспитавшегося в Соединенных Штатах, вопрос о соотношениях христианства и государства практически не существует. Он решен здесь настолько нормально и благополучно в сравнении со Старым Светом, что может казаться даже неактуальным, схоластическим. Конечно, даже из учебников истории все знают об исторической борьбе, о драмах и войнах на этой почве в Европе. Но не все ощущают, что вопрос этот и до сего дня продолжает быть жгучим и злободневным. Особенно после религиозных гонений советчины и гитлеровщины. Из этих двух видов тоталитаризма самый крайний и последовательный – СССР-овский остается пока торжествующим победителем. И от него именно сейчас приходится защищать христианскую…
Содержание Мои воспоминания Служение в Академии в должности профессора Вступление в академическое общество Внешняя обстановка жизни и материальное обеспечение Порядок моей жизни. Предложение мне принять монашество Путешествие на родину Начальствующие лица в Академии, в период 1855–1860 г. Ректор Антоний (Амфитеатров) Ректор Израиль Лукин (1854–1859) на ректуре в Академии Инспектор Академии, иеромонах Валериан Мои воспоминания Служение в Академии в должности профессора Мне выпал редкий жребий прослужить непрерывно в Академии свыше пятидесяти лет, и потом, по выходе в отставку в 1906 году, я не расстался с Академией, а продолжал считать себя её членом, и в качестве члена Академии, принимаю участие в заседаниях…