АПОКАЛИПСИС: Или Откровения святого Иоанна Богослова. История написания, правила для толкования и разбор текста. Содержание ЗНАЧЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА И ИНТЕРЕС К НЕМУ     О ПИСАТЕЛЕ АПОКАЛИПСИСА  ВРЕМЯ И МЕСТО НАПИСАНИЯ АПОКАЛИПСИСА  ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ И ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ АПОКАЛИПСИСА  ВЗГЛЯД ЦЕРКВИ НА СОДЕРЖАНИЕ АПОКАЛИПСИСА  ПРАВИЛА ДЛЯ ТОЛКОВАНИЯ АПОКАЛИПСИСА  СОДЕРЖАНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА   ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР АПОКАЛИПСИСА Глава первая. НАЗНАЧЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА И СПОСОБ ДАРОВАНИЯ ЕГО ИОАННУ   Глава вторая. НАСТАВЛЕНИЯ МАЛОАЗИЙСКИМ ЦЕРКВАМ: ЕФЕССКОЙ, СМИРНСКОЙ, ПЕРГАМСКОЙ И ФИАТИРСКОЙ   Глава третья. НАСТАВЛЕНИЯ МАЛОАЗИЙСКИМ ЦЕРКВАМ: САРДИЙСКОЙ, ФИЛАДЕЛЬФИЙСКОЙ И ЛАОДИКИЙСКОЙ   Глава четвертая. ВТОРОЕ ВИДЕНИЕ: ВИДЕНИЕ БОГА, СИДЯЩЕГО НА ПРЕСТОЛЕ, И АГНЦА   Глава пятая. ПРОДОЛЖЕНИЕ ВТОРОГО ВИДЕНИЯ: ЗАПЕЧАТАННАЯ КНИГА И АГНЕЦ, КАК…
Аврелий Августин Блаженный (354 – 430) – один из выдающихся мыслителей и отцов католической церкви, причисленный ею к лику святых. Родился в Тагасте, в провинции Нумидия (Северная Африка) Римской империи. Проявил большие способности к наукам, изучал риторику в Карфагене, затем преподавал красноречие в Риме, а позже в Медиолане (Милан). В 387 г. принял христианство. В следующем году возвратился в свой родной город и стал во главе местной общины христиан. В 395 году был посвящен в епископы г. Гипона, руководя всей африканской церковью. Умер во время осады Гипона вандалами. В своей подвижнической деятельности с исключительной умственной энергией отстаивал чистоту учения в…
Составлено по описанию Ворон. Епархии Митр. Евгения, статье г. Германова (в записках географического Сборника) по воронежским актам, старинным бумагам и другим источникам Местность, на которой ныне Воронежская Губерния, в древности известна была под названием поля (Нестор, Летоп. стр. 48 и 59; Татищев, Ист. Рос. ч. 2. стр. 76, Русский Временник, ч. 1. 42 стр.), потому что она была не населена. На сих полях кочевали, переходя с одного места на другое, козары (хазары), печенеги и половцы (Нестор, Лет. 10 и 145. Евгений, Опис. Ворон. Еп. 5 стр.). Козары, или Хазары память о своих кочевьях в нынешней Воронежской губернии оставили под названием…
Событие и предание о нем Будучи итогом жизни, смерть у различных людей должна быть так же не одинакова, как непохожи одна на другую их жизнь и они сами. Отсюда самое естественное предположение, что у такой необыкновенной личности, как Пресвятая Дева, с такой исключительной судьбой, и смерть не могла не быть единственной в своем роде. По убеждению Церкви, не только православной, но и католической, кончина Богоматери и была такой, какой не была ни у кого, кроме Нее. Она не изъята была из закона смерти, как и Сын Ее; но Она, подобно Сыну, восторжествовала над смертью, хотя восторжествовала не так славно, очевидно…
По воззрению Церкви всякое греховное деяние одинаково остается таковым ‒ совершено ли оно волей или неволей, «в ведении или неведении» и, следовательно, сознательно или бессознательно. Применительно к этому, очевидно, и в прощении и разрешении содеянных грехов в одинаковой же мере нуждаются ‒ как человек умственно нормальный, так и человек душевнобольной, ‒ безумный и сумасшедший. ‒ Для возможности получить разрешение в первом случае предполагается, как необходимое условие, ‒ предварительное сознание грехов и раскаяние в них допустившего таковые. ‒ Это и достигается установленною в Церкви исповедью грешника пред духовником. Но по отношению к людям умственно ненормальным, каковы суть безумные и сумасшедшие, такое…
В конце X века одновременно с принятием христианства в Киевской Руси возникает единая церковная организация, начинается строительство храмов, создается клир с его строго выдержанной иерархической структурой, появляются предпосылки для становления и развития церковного пения. Уже в первых летописных сообщениях о принятии на Руси христианства упоминаются церковные певцы. Таково летописное сообщение о том, что киевский князь Владимир после женитьбы на византийской царевне Анне привез с собой из Херсонеса в Киев так называемый царицын хор[1]. Русский историк В. Н. Татищев приводит летописное свидетельство о том, что византийский император прислал Владимиру Святославичу «многи иереи, диаконы и демественники от славян»[2]. В Лаврентьевской летописи упоминается…
Wednesday, 28 August 2019 19:07

Успение Богородицы.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, посвященный событию, о котором не сказано в Евангелии, но о котором хорошо известно из Священного Предания Церкви. Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть», но смерть не в тяжких муках и страданиях, но как легкий сон и безболезненный переход от временной земной жизни к жизни вечной. Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 9 дней попразднества. В этот день заканчивается Успенский пост, но если праздник совпадает со средой или пятницей, то пища разрешается только с рыбой, а разговляются после поста…
(Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.)   1844 год Помяни, яко смерть не замедлит. (Сир. XIV. 12). Это не праздничное слово в праздник, подумают, вероятно, некоторые, услышав сказанное теперь. Для чего уменьшать светлость праздника мрачною мыслию о смерти, к нам поспешающей? Мне, братия, не так думается. Может быть, и в светлое время мрачных видов, и в праздники печальных мыслей достойны мы по делам нашим, согласно с древним прещением Божиим: «зайдет солнце в полудне, и померкнет на земли в день свет, и превращу праздники ваша в жалость, и вся песни ваша в плачь» (Ам. VIII. 9–10). Как бы то ни было, Богопросвещенный…
(По поводу 400-летия со дня кончины) 7-го мая исполняется 400 лет со дня преставления преподобного Нила Сорского. Нельзя не задуматься над судьбой этого человека. Один из замечательных русских подвижников, один из крупных русских умов и выдающихся писателей, он далеко не пользуется той общераспространенной известностью, ни тем общим почитанием, какого его жизнь и деятельность заслуживают. И приходится сказать себе, что он принадлежит к числу тех редких избранников, чье тихое и кроткое свечение останавливает на себе внимание людей, исключительно глубоких и вдумчивых. Они не поражают толпу. Эти люди, как и при жизни, не стягивали к себе множества людей, бежавших за колесницей этой…
Предание старца Нила Сорского (Пустынника) своим ученикам; и всем полезно его иметь Вседействием Господа Бога, Спаса нашего Иисуса Христа и вспоможением Пречистой Его Матери написал я писание душеполезное для себя и для господ братий моих ближних, которые одного со мною духа, ибо так я именую вас, а не учениками. Ведь один у нас Учитель - Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, давший нам Божественное Писание; есть и святые апостолы, и преподобные отцы, научившие и научающие спасению человеческий род, - все они прежде сами исполнили добродетели и так иных научили. Я же не делаю ничего доброго, но только Божественные Писания пересказываю…
Событие праздника и его эортологическая динамика В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание, в частности такие пространные апокрифические сказания, как «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), слова преподобного Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина. Все эти источники датируются VIII веком. Однако существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Ее Успении писал священномученик Дионисий…
Творение преподобных и богоносных отцов наших Козмы, епископа Маюмского, и Иоанна Дамаскина, инока и презвитера лавры Саввы освященного церковнославянский текст с переводом и комментарием священноинока Симеона Предисловие Вниманию читателя предлагается второй выпуск из серии комментированных изданий канонов на двунадесятые праздники. Первым выпуском в 2004 году были напечатаны текст и комментированный перевод канонов праздника Пятидесятницы. Идея такого издания зародилась в 1997 – 1999 годах, когда мне довелось преподавать в Духовном училище при Старообрядческой Митрополии Московской и всея Руси. Именно таким образом, как я пытаюсь это делать теперь в брошюрах, объяснял я тогда сложные тексты праздничных канонов. Это были занятия по церковно-славянскому языку.…
Религиозное движение, охватившее со времени реформы Лютера всю западную Европу, весьма сильно отразилось на церковных делах западной России. Лютеранство, кальвинизм и затем наиболее рационалистическая протестантская секта – социнианство – стали распространяться в XVI веке в Польше и в Литве, захватывая в свою среду весьма многих из представителей знатнейших литовско-польских родов, дававших приют в своих имениях вожакам новых сект. Католичество было затронуто во всей Европа самым существенным образом и оно, как известно, в лице новоучрежденного в 1540 году ордена иезуитов выставило могущественную армию для противодействия реформаторскому движению XVI века. Этой армией воспользовалось также католическое правительство Польши, которое, со времени окончательного присоединения…
Содержание Первое слово * Второе слово * Третье слово Слово первое  1. «Память праведных с похвалами» (Притч. 10:7), – говорит премудрый Соломон. «Честна пред Господом смерть преподобных Его» (Пс. 115:6), – сказал ранее Богоотец Давид. Итак, если память всех праведных совершается с похвалами, то кто не принесет восхваление источнику праведности и сокровищнице святости не с тем, чтобы прославить, но самому быть прославленным вечной славой? Ибо не нуждается в прославлении от нас Божия Скиния, град Божий, о котором славное возвещается, как сказал о нем божественный Давид: «Славное возвещается о тебе, град Божий!» (Пс. 86:3). Ведь кого же подразумевать нам под градом невидимого и неописуемого Бога, все содержащего в Своей горсти, как не Ту…
Протодиакон  Владимир  Василик, Русская народная линия 30.08.2011 Гимнографическая программа Успения в контексте других праздников …     Памяти о. Иоанна Мейендорфа Успение Божией Матери среди двунадесятых праздников занимает особое место как одно из наиболее чтимых церковных торжеств на христианском Востоке. Существует немало работ, посвященных празднованию Успения[1]: над этой темой работали такие видные литургисты, историки, богословы, исследователи агиографии, как Михаил Скабалланович[2], Ванже[3], Мартин Жюжи[4], отец Михаил Ван Эсбрук[5]. Однако немногие исследователи останавливались на гимнографии праздника, на ее истоках и программе. Между тем, как мы постараемся показать, гимнографические элементы праздника несут в себе весьма архаический материал и отличаются глубоким богословием. Напомним вкратце священные…
День пятнадцатый УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТЫЯ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЯ БОГОРОДИЦЫ и ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ ‎о совершении Господом спасения рода человеческого и вознесении Его на Небо, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Божия и Ходатаица нашего спасения, среди первых христиан жила довольно продолжительное время; Она исполнялась великой духовной радости, взирая на расширение по всей вселенной церкви Христовой и на распространение до пределов земли славы Сына и Бога Своего; в эти начальные дни жизни Церкви Христианской Пресвятая Богородица воочию увидела исполнение Своих слов, что Ее будут ублажать все роды[1], — христиане, повсюду славившие Христа Бога, ублажали и Его Пречистую Матерь, тогда еще обитавшую на земле. Пресвятая Богородица приблизилась к…
Содержание: Житие преподобного Серафима Саровского.   Наставления на разные случаи из бесед преподобного: О Боге.   Причины пришествия Христа.   Вера.   Надежда.   Любовь к Богу.   Любовь к ближнему.   Милостыня.   Неосуждение и прощение обид.   Покаяние.   Пост.   Терпение и смирение.   Болезни.   Душевный мир.   Подвиги.   Чистота сердца.   Распознание сердечных движений.   Излишняя попечительность.   Печаль.   Деятельная и созерцательная жизнь.   Свет Христов.   Стяжание Духа Святого.    Серафим Саровский Святой Серафим (в миру Прохор Мошнин) родился в 1759-ом году в Курске в купеческой семье. В 10-летнем возрасте он сильно заболел. Во время болезни он увидел во сне Божию Матерь, Которая обещала его исцелить. Несколько дней спустя в Курске совершали крестный ход…
Предисловие редактора I. Библиотека в пещерах Библейские тексты Апокрифическая литература Неизвестные ранее сочинения II. Кумранская община III. По следам повстанцев Бар-Кохбы Пещеры Вади-Мураббаат Находки 1960—1961 гг. Документы пещеры писем Приложение. Новые находки 1. Папирусы из Самарии в пещерах возле Иерихона 2. Раскопки Масады Литература на русском языке Список сокращений Предисловие редактора Общеизвестно большое научное значение, рукописей, найденных и до сих пор находимых в пещерах вдоль западного побережья Мертвого моря. Широкие массы читателей нашей страны проявляют живой, интерес к разнообразным проблемам, возникающим при изучении этих находок. Кумранские рукописи освещают социальные отношения, быт и идеологию оппозиционной секты, уединившейся в пустыне и жившей там на коллективистских началах (II в. до…
Отлученный от общения с православною христианскою Церковью яснополянский богохульник был зарыт в землю так, как и сам того хотел, т. е., как «падаль», – и делу – конец! Никаких «церковных» церемоний, естественно, не было. Правда, неразумные «поклонники» еретика и циника волновались, шумели, требовали непременно «церковных» похорон своего кумира, доходили до угроз, обещая и сами покинуть Церковь,... но из их «гевалта», разумеется, не вышло ничего. Искусственно волновали общество в первую и во вторую годовщину по смерти графа, взвинчивали настроение публики разные жидовские и жидовствующие издания и безбожно мыслящие лица..., но и здесь в конечном итоге подобных стараний и усилий получился все…
Санкт-Петербургская Духовная Академия Профессор протоиерей ЛИВЕРИЙ ВОРОНОВ ПРАВОСЛАВНОЕ ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ. (Конспект лекций). Санкт-Петербург 2000 Понятие о спасении. От чего спасает нас господь Иисус Христос? Понятие о тройственном служении господа Иисуса Христа Пророческое служение Господа Иисуса Христа Первосвященническое служение Господа Иисуса Христа Царское служение Господа Иисуса Христа Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им спасения Понятие о Благодати как об освящающей силе Святого Духа Церковь - посредница освящения человека Церковь Небесная (торжествующая) и Церковь Земная (подвизающаяся) Царство Божье И Церковь на земле Основание и цель Церкви Церковь - тело христово. Постоянное единение церкви с ее главою Христом и Духом Святым…