Православное почитание святых Во время крещения человеку дается имя в честь какого-либо святого, который с этого времени становится его небесным покровителем. Каждому православному христианину следует знать “житие” — жизнь — своего небесного покровителя и молитвенно обращаться к нему за помощью и руководством. Наши благочестивые предки старались отметить день памяти своего святого — “день ангела” — причащением Святых Таинств и праздновали этот день более торжественно, чем день своего рождения.         В чем смысл православного почитания святых угодников Божиих? Знают ли святые на Небе о наших нуждах и трудностях и интересуются ли они нами? Слышат ли они наши молитвы к ним и…
См. также: «О сопротивлении злу силой»1 Эту весьма глубокомысленную и интересную книгу я читал с месяц тому назад и сделал тогда же немало отметок на ее полях; однако не мог раньше взяться за перо, чтобы написать просимую рецензию, будучи подавлен множеством неотложных дел. Кроме этой книги еще четыре автора ожидают моего отзыва. Предмет, трактуемый почтенным философом И. А. Ильиным, мне близок: еще в 80-х годах я читал в Петрограде публичные лекции о противлении злу против Л. Н. Толстого2, а затем издал книжку «О войне с христианской точки зрения»3, которая, впрочем, подверглась бойкоту со стороны баптистов и др. темных сил, пропагандировавших…
Еще в благословенные российские времена в органе нашей Санкт-Петербургской Духовной Академии («Христианское чтение», июль 1907 г.) мною напечатана была статья: «Был ли апостол Андрей на Руси?» Там показаны были пути и линии развития довольно многочисленных сказаний об апостоле из первоначального малого зерна древнего предания об его апостольской миссии. Зерно это, закрепленное в письменности еще Оригеном (следовательно, от конца II в.), а через него и отцом истории Церкви Евсевием Кесарийским (IV в.), сводится к традиционному списку «уделов» апостольского служения. Среди них апостолу Андрею отводится Скифия. В связи с этим, отдельные легенды проводят апостола Андрея по всем берегам Черного моря и делают…
Содержание История зырянского народа История Ульяновской обители Повествование монаха Арсения об устроении Ульяновской обители Вступление I. Отъезд иноков из Соловецкого Монастыря. Прощание. Путь по морю. Пребывание в Архангельске. Неожиданная помощь. На пароходе по Двине. Ненастная погода. Фельдшер-санитар. Ускорье. Сольвычегодск. Странный в нем обычай. Плавание по Вычегде от Сольвычегодска. Устьсысольск. Радушие, оказанное инокам Устьсысольцами. Селение Деревянское. Прибытие в Ульяновскую обитель. Бедность ее. Первая служба в Ульяновском храме. Трапеза. Во всем недостаток II. Местность Ульяновской обители. Вид на окрестности. Приступ к работам. Выбор места под Монастырь. Подвоз леса. Отец Настоятель обжигает кирпичи. Проложение новой дороги. Выкладка фундамента первого братского корпуса. Отъезд иноков…
Содержание Местоположение обители Основание монастыря Степень монастыря и его преимущества и число братии История Малоярословецкого Черноостровского монастыря Отдел I. От первых письменных сведений об обители в начале XVII века до упразднения её в 1775 году Отдел второй. От восстановления обители в начале текущего столетия до настоящего времени: период постепенного благоустройства и процветания оной (от 1800 по 1862) Два ответных письма Митрополита Иона 1 2 3. Письмо Преосвященного Евлампия 4. Письмо Преосвященного Филарета 5. Письмо Графини A. А. Орловой-Чесменской Церкви и прочие здания Прочие здания внутри монастыря Здания вне монастыря Библиотека Ризница Чем прежде владел и чем ныне владеет монастырь? Земли…
О толкованиях на псалмы преподобного Амвросия старца Оптинского иеродиакон Лука (Филатов), насельник Московского Свято-Данилова монастыря, аспирант общецерковной аспирантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010  1. Общие наставления преподобного Амвросия о чтении псалмов Книга псалмов занимает особое место в Священном Предании, благодаря глубокому богословскому содержанию, обилию мессианских пророчеств, прекрасной художественной форме. Псалтирь была основой Ветхозаветного богослужения, позже составила большую часть последования Богослужения Христианской Церкви. Толкованием псалмов занимались великие святые древности: Василий Великий, Афанасий и Кирилл Александрийские, Иоанн Златоуст. Среди экзегетов Византийского периода необходимо отметить…
В Бозе почивший пастырь сей богохранимой паствы, святитель Митрофан, уготовал нам и днесь предлагает духовный пир. Аз, недостойный его преемник, именем его созываю вас, благословенная паства, на сие святое угощение. В сем граде, на сем святом месте, он с паствою своею приносил Бескровную Жертву, совершал праздники, питал словесное стадо пищею слова Божия и совершением Святых Пребожественных Тайн, утверждал в благочестии своим святым примером; и вкупе пастырь и стадо Христово в простоте сердца веселились духовно. Честны и добронравны были предки наши, возлюбленная паства! Откройте слух ваш и примите наше напоминовение к назиданию и душевному спасению. Кратко объясним похвальные свойства предков наших,…
Содержание 1. Обычные погрешности и манипуляции 2. «В оригинале употреблено слово…» 3. «В оригинале употреблена конструкция…» 4. «В Библии точно сказано…» 5. «Библейскому мировоззрению соответствует…» 6. «А на самом деле там происходило вот что…» 7. «Автор, безусловно, имеет в виду…» 8. «Вот и Библия выступает в поддержку…» Экзегетический анализ, призванный точно определить значение того или иного библейского отрывка, — достаточно сложный процесс. Разными могут быть теоретические основания, методы, задачи, убеждения исследователя, наконец. Поэтому написать некоторую инструкцию для экзегетов мало реально, зато несложно указать на несколько наиболее характерных ошибок: как не надо поступать1. Поэтому в этой статье я хотел бы предложить…
20 августа 2012 г. В истории древнецерковной литературы Ориген занимает почетное место первого экзегета в собственном смысле этого слова. Согласно характеристике Д. Леонардова, «заслуги Оригена в качестве толкователя Священного Писания были беспримерны. Стоя на рубеже двух веков, Ориген, подобно тому как Сократ в греческой философии, своими комментариями образовал, так сказать, водораздел для дальнейших направлений, течений научного исследования боговдохновенных Писаний. Самая значительная часть того, что есть ценного в последующих комментариях, как древних, так и новых, обязана своим происхождением ему. Глубокий мыслитель, точный грамматик, усерднейший труженик и ревностный христианин, он не только заложил основание, но в известной степени построил все здание библейского…
Судьбы многих Ладожских храмов и монастырей в XVI в. являют собой большую загадку. Неясна судьба упомянутых в писцовой книге Дм.Китаева 1500 года церквей св. Петра2 и Спаса3, мало данных о местоположении Рождественского монастыря4, почти нет сведений о церкви Козьмы и Демьяна на Победище. В настоящее время, пожалуй, только история Никольского монастыря в этом столетии достаточно подробно исследована (Бранденбург 1896: 59; Гусева 1997). Проблема истории Семеновского монастыря в Ладоге была поднята еще Н.Е.Бранденбургом, многие исследователи до сих пор не исключают, что это был седьмой каменный храм Ладоги XII в. (ср., к примеру статью С.В.Лалазарова в настоящем сборнике). О самой Семеновской церкви…
3 октября 2017 года в Издательском совете Русской Православной Церкви прошли XI Феофановские чтения. Темой чтений стало служение святителя Феофана Затворника. В рамках чтений митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий представил доклад «Святитель Феофан Затворник: наставления монашествующим Тамбовских женских обителей», в котором рассказал о вкладе святителя Феофана в развития женского монашества на Тамбовской земле. До начала XVIII века монастыри на Руси получали поддержку от государства, которая практически прекратилась при Петре I. В это время был регламентирован состав монашествующих и установлен возраст пострижения для мужчин – 30 лет, а для женщин – 50-60 лет. Фактически запрещалось поступать в монастыри крепостным крестьянам, а…
Письма архиерея к иереям Содержание 1. Требования времени 2. Наша народная русская культура есть культура духа 3. Духовное пастырствование на почве русского народного духа 4. Отрицательные черты в наблюдаемой современной действительности 5. Глубокая вера и чувствительная совесть у народа, мятущаяся при недостатке пастырского руководства 6. Постепенность и жизненность пастырских начинаний О богослужении 7. Проповедь Евангелия жизни 8. Содружество ревнителей веры и жизни по вере 9. Благотворительность 10. Народная школа 11. Библиотека, читальня и вообще о печатном слове 12. Борьба с пьянством Общества трезвости 13. Народные богомоления и паломничества 14. Приходские праздники 15. Нынешний соблазн о видимости сектантского благочестия 16. Священник-миссионер…
(Кончина югскoго Иеромонаха Адриана, 1853 г.) С 5-го июля прежде началась необыкновенная робость, потом устроил себя в безмолвии, ничего не отвечая, кроме самого нужного, или показывал себя как будто ничего непонимающим, а лицом был как будто с кем занявшись рассуждением, или во внимании строгом, ожидая наказания за великое преступление. Очень часто напоминал: „Батюшки помогите! Что мне делать: я много виноват пред всеми, простите, помолитесь!» И только имел заботу более у всех братий просить прощения. Потом келейные его вышли; он скоро срядился во всю форму монашества и пришел в трапезу для прощения с братию. Потом его келейный привел в келью и…
Содержание О книге Берлинский профессор церковной истории Адольф Гарнак и возбужденные им в настоящее время споры по поводу символа Апостольского Новый образчик превратного понимания истории древней Церкви в немецкой богословской литературе Статья первая Статья вторая Статья третья и последняя «Сущность христианства», по изображению церковного историка Адольфа Гарнака Разбор попыток некоторых ученых доказать, что Константин Великий не был христианином Голос протестантского ученого в защиту Константина Великого Новые споры по очень старому вопросу из истории жизни Константина Великого Экономическое состояние Римской империи и христианство  О книге Сборник работ по истории древней Церкви под общим названием «Споры об Апостольском символе. История догматов» принадлежит…
Корецкий В. И. Новгородские грамоты XV века из архива Палеостровского монастыря // Археографический ежегодник за 1957 г. М. 1958. Новгородские грамоты представляют большой интерес для изучения социально-экономической и политической истории Новгорода до его включения в состав Русского государства. В основной массе новгородские грамоты изданы С. Н. Валком 1. Несколько новгородских грамот, не вошедших в это издание С. Н. Валка, напечатаны А. А. Зиминым 2. В 1956 г. С. Н. Валк опубликовал три новгородские грамоты, относящиеся к истории новгородско-псковских связей с Прибалтикой 3. Ряд актов на бересте был обнаружен А. В. Арциховским во время раскопок в Новгороде 4. В 1955 г.…
Содержание О книге Патриарший Период (1586–1700) Введение Учреждение Патриаршества Иов – Патриарх (1589–1605 г.) Политическая роль патр. Иова Религиозная политика Самозванца Патриарх Игнатий (1605–1606 г.) Царь Василий Иванович Шуйский Патриарх Ермоген (1606–1612 гг.) Государственно-церковное служение Святителя Ермогена Влияние подвига патриарха Ермогена 7 лет междупатриаршества Государственная роль Церкви Лишения и страдания Церкви от смуты Внутренняя жизнь Церкви Попытки исправления богослужебных книг Патриарх Филарет (1619–1634 гг.) Церковные злобы дня при патр. Филарете Церковно-книжное дело при Филарете Начало школы К характеристике патр. Филарета Иоасаф I (1634–1640 гг.) Патриарх Иосиф (1642–1652 гг.) Книжное дело при патр. Иосифе Школьный вопрос Идеологическое оживление Внутренний конфликт в…
В 1917 году Русская Православная Церковь после двухсотлетнего перерыва вновь восстановила в своих недрах патриаршество и во главе церковного управления стал ПАТРИАРХ. Начался новый период жизни Русской Церкви. Поместный Собор 1917/18 г. наметил ряд преобразовательных мероприятий почти во всех областях церковной жизни, но осуществить их так и не удалось. В России на место царского самодержавия вступила власть Советов. Церковь была отделена от государства. Наступило сложное время для самоопределения Русской Церкви в условиях нового государственного строя. Три этапа самоопределения прошла Церковь в этот период. Каждый этап связан непосредственно с тремя личностями, стоявшими один за другим во главе церковного управления. Первой личностью…
Кекелидзе, Корнилий (Корнелий) Самсонович [18(30).4.1879, с. Тобаниери, ныне Ванского района,-7.6.1962, Тбилиси]- исследователь памятников древнегрузинской церковной письменности, протоиерей. Окончил киевскую духовную академию. Состоит профессором богословия и истории христианской церкви на тифлиских высших женских курсах. Главные научные работы Кекелидзе: "Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение" (Тифлис, 1908, магистерская диссертация); "К вопросу о времени празднования Рождества Христова в древней церкви" (Киев, 1905); "Иерусалимский Канонарь VII века" (Тифлис, 1912); "Древнегрузинский архиератикон" (ib., 1912); "Из литургической деятельности католикоса Антония I" (на грузинском языке, Тифлис, 1914), "Новооткрытый агиологический памятник иконоборческой эпохи" (житие святого Романа Нового) в "Трудах Киевской Духовной академии" (1910, июнь);…
(К характеристике англичан) Ни изложения, ни разбора теории знаменитого английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина мы не имеем в виду делать. Это уже не раз сделано во многих духовных и светских журналах. Мы намерены лишь бросить взгляд, если не ошибаемся, на нерассмотренную еще никем попытку этого ученого примирить свою теорию с высшими интересами человека. Сделать это нам кажется небезынтересным даже в виду современных политических явлений... Для большей ясности на¬шей заметки считаем уместным напомнить читателю основную мысль теории Дарвина. Этот естествоиспытатель старается объяснить всё развитие мира органического, начиная от ничтожной былинки и кончая человеком, действием, так называемого, у него, начала «борьбы за существование».…
Светская школа у нас, в настоящий момент, подготовляется к полному обновлению во всех отношениях – и в учебно-образовательном, и в воспитательном. Работают комиссии и комитеты, составляются многочисленные проекты и рефераты, пишут и печатают десятки-сотни статей, посвященных рассмотрению и обсуждению разных сторон этого большого, важного и неотложно-нужного дела... Наша духовная школа, по особым условиям ее положения и назначения, по-видимому, остается в стороне от этого преобразовательно-школьного движения, столь живо и сильно волнующего русское общество и печать: может быть, для нее пока выжидают, что будет сделано и принято ведомством министерства Народного Просвещения, в виду, до известной степени, общности дела? Во всяком случае, не…