Петр Великий и имперское самосознание: трансформация концепции «Москва – третий Рим». Культурные реформы в России начала XVIII века были подчинены логике и воле одного человека – Петра I. «Церемониальные инновации Петра», полагает В. М. Живов, можно интерпретировать «как единый комплекс, связан­ный единством пропагандируемых идей и перепле­тением конкретных действий».[1] Именно такой подход объединяет наиболее плодотворные ис­следования нескольких последних десятилетий, посвященные официальной культуре Петровской эпохи. В работах Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, Г. П. Гребенюка, В. М. Живова, Р. Вортмана Петровская эпоха предстает не причудливым соединением «варварства» и «европейского просвещения», какой она казалась, например, современникам-иностранцам, а воплощени­ем идеологической программы царя. В…
«Иосифлянский» раскол и отношение к нему владыки Иллариона. К весне 1927 года Патриаршая Церковь оказалась в сложном поло­жении. Проводимая властями политика ликвидации ее единого цен­тра (существование которого формально не признавалось) была близка к успеху. Правда, влияние просоветской Синодальной (об­новленческой) Церкви к этому времени уже начало спадать: в янва­ре 1927 доля обновленческих приходов в целом по стране составляла 16,6%. В самой Патриаршей Церкви после смерти Патриарха Тихона нарастали центробежные тенденции. Постоянные аресты иерархов, которые могли возглавить Высшее Церковное Управление, мешали создать стабильный канонический центр. Число Патриарших Местоблюстителей и их Заместителей достигло 13, причем 12 из них находились в ссылке или заключении,…
Понятие «μίμησις» в теологии святого апостола Павла. Теологические и социокультурные предпосылки возникновения богословских взглядов святого апостола Павла. Теологическая система апостола Павла представляет собой внешне сложную (ведь в ее составе переплетаются этические, религиозные, мистические и социальные тематики) и внутренне стройную (это комплексная богословская структура освящается единой интуитивной идеей о принятии благодати Божьей через жизнь во Христе) конструкцию мысли, повлиявшей на всю последующую западную христианскую цивилизацию. Но вместе с историческим развитием западноевропейской культуры изменяется и облик знаменитого апостола в представлениях носителей этой культуры (впрочем, эта всегдашняя судьба всех важнейших исторических фигур). То есть «Павел» Блаж. Августина совершенно не схож на «Павла» Лютера…
Экзегетические школы в христианстве и развитие «Шестодневов» По мере развития жанра, между увеличивающимися в своем числе Шестодневами установились значительные различия. Причины тому были вполне объективные. Поскольку отношение к мирским наукам в средневековье было разное, постольку возникали и разные трактовки Книги Бытия. В зависимости от философско-мировоззренческих ориентаций толкователей обычно выделяют три основных богословских школы: александрийскую, антиохийскую и каппадокийскую, представители которых значительно отличались друг от друга в толковании Священного Писания. Каждая из этих школ представлена целым рядом Шестодневов. В период зарождения и существования ранних богословских школ (II- IV вв.) можно наблюдать у их представителей различные подходы к космологической проблематике. Библейская космология по-разному…
Исайя: о личности великого деятеля допленного профетизма. О пророческом служении. Пророк по-еврейски «nabi» (pl. nebiim); по-гречески – «profetes». Этимология русского слова «пророк» (родственное «прорекать», то есть произносить открытую, сообщенную кем-то истину) точно соответствует этимологии греческого слова (буквально, «тот, кто говорит вместо другого» или «переводчик», «толкователь»). Этимология еврейского слова менее ясна, то есть основания думать, что она тоже содержит идею прорекания или произнесения от лица кого-то или под вдохновением кого-то.[1] Для всех великих религий древности характерно появление вдохновенных людей, утверждавших, что они говорят от имени Бога. На древнем Востоке повсюду были люди, занимавшиеся магией или прорицанием будущего (Числ. 22:5; Дан. 2:2);…
По уже давно сложившейся традиции приход блаженной Ксении Петербуржской устроил пасхальный праздник для воспитанников детских садов №№ 68, 69 и 145.          У ворот храма детей встречала преподаватель Воскресной школы прихода Елена Валерьевна, которая  в доступной для детей форме донесла до них всю важность этого Праздника, рассказала о правилах поведения в храме. Она поведала детям о главных атрибутах Пасхи – разноцветных яйцах и писанках, о том, что яйцо испокон веков считалось символом жизни.          Даже самые маленькие воспитанники детских садов, затаив дыхание, слушали рассказ Елены Валерьевны, а затем с благоговением прикладывались к праздничной иконе и ставили свечи. Затем Елена Валерьевна…
Ветхозаветные пророчества о новом Моисее Одна из наиболее часто используемых ветхозаветных параллелей – это уподобление Мессии «первому спасителю» - Моисею. Среди христиан подобная параллель появляется вместе с заявлением Христа: «...Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин.5:46). Те, кто слушал Его, бывало, восклицали: «Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки...» (Ин. 1:45). Говоря о Мессии, христианские теологи иногда используют такое понятие, как Moses redivivus - «Моисей, возвращенный к жизни» или «новый» Моисей. Это определение основывается на словах Петра и Стефана из Деяний 3:22 и 7:37, ссылавшихся на…
Лжедмитрий I как «еретик» на православном троне Привычный для россиян стереотип представлений о царе как центральном участнике церемониальной жизни двора (калька церковного ритуала) был важнейшим фактором идентификации православного царя. Нарушения Лжедмитрием I привычного хода дворовых церемоний были важной чертой неприятия его как православного монарха. Л. Безансон констатирует, что Лжедмитрий I не умеет себя вести с позиции традиций, не соблюдает этикет, не блюдет обрядов.[1] Данный факт был особо подчеркнут в мемуарах и сочинениях о Смуте. Лжедмитрий Iнарушал заветные обычаи священной московской старины. Конрад Буссов отмечал, что Лжедмитрий I решительно отменил обычай, по которому «царь беспрестанно должен был осенять себя крестом и…
Екклисиаст: название книги. Еврейское название книги «Кохэлет» было переведено семьюдесятью толковниками на греческий язык словом Έκκλησιαστής, а латинский язык перенял греческий вариант – ecclesiastes. Это наименование книги по всей вероятности было дано самим автором, потому что Книга надписывается так: Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. (1:1) Весьма ясно, кого автор обозначил словом. Он назвал им сына Давидова, царя в Иерусалиме. Теперь спрашивается: какое значение этого слова? И в каком отношении к этому нему Соломон? Некоторые искали корень этого слова в арабском диалекте. Одни находили его в арабском kehl производя из него существительное «седой, старик» (kahalah — был белым, седым).…
Monday, 11 April 2016 19:12

Пролог книги Иова

Пролог Книги Иова. О Боге и сатане. В первых двух главах книги Иова завязывается основной сюжет. Автор книги не желал полемизировать с учителями Закона и поэтому избрал героем иноплеменника, который не знает о Законе и Обетовании. Он исповедник единого Бога, Которого чтит в первобытной простоте. Он праведен по отношению к себе (евр. «там» – непорочен, прост, целен), к людям (евр. «яшар» – справедлив, прям) и по отношению к Богу («богобоязнен и далек от зла»). На престоле, подобно царю, принимающему доклады вельмож, восседает сам Яхве, окруженный своими слугами-ангелами. Святитель Филарет Московский пишет следующее: «Совет Божий о сотворении человека имеет у Моисея…
Соотношение патриотического и национального воспитания в наследии И.А.Ильина Политико-правовое учение И.А. Ильина уже более десятилетия привлекает внимание исследователей, что во многом связано с тем, что долгие годы в нашей стране философия политики и права были сравнительно мало востребованы. Возрождение интереса к данным дисциплинам сопровождается поиском более адекватного для современного уровня развития науки и общества методологического инструментария изучения проблем политики и права. Революционное время, на которое выпала творческая деятельность молодого ученого И. А. Ильина, внесло свои коррективы. Ни научная, ни общественная деятельность Ивана Ильина не являлась желанной в глазах новой власти, в условиях свершившейся революции. Советскую власть не устраивали не только…
«Обращение» архиепископа Иллариона и «Памятная записка Соловецких к правительству СССР»: предтечи «Декларации» митрополита Сергия. Соблазн – вот то определение, которое было дано в значительной части зарубежной прессы посланию митрополита Сергия, Заместителя Местоблюстителя, от 29 июля 1927 года.[1] Но этот, как и всякий соблазн, есть выявление психического состояния тех, кто соблазняется. Если отнестись вдумчиво к посланию митрополита Сергия, сопоставить его с целым рядом других документов, составляющих один цикл с последним, и, наконец, если восстановить ход событий в жизни русской Церкви в 20-е годы, то не только соблазн, но и сомнения должны рассеяться. А самый факт установления лояльных отношений Церкви к советской…
Теология иконы преп. Иоанна Дамаскина. Св. Иоанн Дамаскин создал ясный и убедительный синтез святоотеческого богословия и аскетики, и прежде всего постхалкидонской энергетической христологии александрийского происхождения. В то же время участие в иконоборческих спорах заставило его, подобно древним антиохийцам, подчеркивать конкретную индивидуальность Иисуса.[1] Огромное значение для преодоления ереси иконоборчества имело творчество преп. Иоанна Дамаскина, который стремился догматически и философски обосновать значимость и необходимость икон в христианской жизни и в богослужении. Трактаты преп. Иоанна Дамаскина о почитании святых икон утвердили его в центре движения 8 столетия, направленного против предрассудков иконоборчества. Это была первая в тот период развернутая апология религиозных изображений, содержавшая подробную…
Епископское служение в богословском наследии священномученика Киприана Карфагенского. Характер западного христианства, в противоположность восточному, определился под влиянием двух личностей – Тертуллиана и Августина, – кроме того, правителя церкви Киприана и политики римской общины и ее епископов, сознательно идущих к своей цели, как в своем подчинении, так и в господстве. В христианстве Тертуллиана господствовали два противоположных течения: древняя строгая вера и антигностический символ. Соответственно своему юридическому образованию, он повсюду искал в религии правовые положения и формулы, и представляли себе отношение между Богом и человеком как частноправовое. Он не философствует, а рассуждает, пользуясь попеременно аргументами «от авторитета» и «согласно здравому смыслу». В…
Теологическая система гностицизма представляет собой внешне сложную (ведь в ее составе переплетаются этические, религиозные, мистические и социальные тематики) и внутренне стройную (это комплексная богословская структура освящается, вероятно, некоей единой интуитивной идеей; к сожалению, нынешние исследователи не могут согласованно и последовательно ее вывести) конструкцию мысли, повлиявшей в некотором смысле на христианскую кафолическую традицию. Интересно, что вместе с историческим развитием изменением христианского кафолического направления в частности и западноевропейской культуры в целом изменяется и облик типичного представителя античного «гностицизма» в представлениях и оценках носителей этой культуры. То есть «гностик» свят. Иринея совершенно не сходен с «гностиком» Бультмана или Гарнака. Теперь очень трудно понять…
Экзегеза Ветхого и Нового Завета св. Кириллом Александрийским Немало потрудился св. Кирилл Александрийский над истолкованием Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Обратимся в начале к толкованиям святителя Кирилла Александрийского на книги Священного Писания Ветхого Завета. Особую склонность к Александрийскому способу истолкования Священного Писания Святитель преимущественно проявил в двух своих сочинениях[1]: а) «О поклонении и служении в духе и истине»; б) «Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия». Из большого количества экзегетических сочинений первым по времени было, скорее всего, «О поклонении и служении в духе и истине», написанное в форме диалога. Это сочинение св. Кирилла Александрийского принадлежит к числу его…
На Реформацию не стоит смотреть как на единичное событие, хронологически ограниченное исключительно XVI веком. Она является разомкнутым движением и первичный замысел ее именно в том, чтобы оставаться открытой, чтобы быть неизменно внимательной к Слову Божию и исправлять саму себя в соответствии с волей Божией. То есть первоначальный замысел церковных реформ довольно оптимистичен, идеалистичен, даже «романтизирован», не склонен сообразовываться со сложными реалиями бытия видимой Церкви. К тому же судить о германской Реформации только по тому, что говорил М. Лютер, было бы неверно ни исторически, ни богословски. Чтобы вполне понять лютеранство, нужно анализировать то, чем была в целом Западная Церковь в XVI…
Формирование идеи о высшем Божьем избранничестве Руси. Не без влияния западноевропейс­кого гуманизма зародилась и стала активно разви­ваться в Московии публицистика[1], в том числе церковная, стремящаяся дать богословскую интерпретацию событиям своего времени и актив­но влиять на формирование общественной идеологии (например, сочинения Федора Курицына, Максима Грека). Появление «ересей» в Московской Руси, униональные притязания Рима на запад­норусскую Церковь и реформационное движение вызывают к жизни широкую литературно-богословскую полемику (преп. Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, Сте­фан Зизаний, Петр Скарга и др.). Полемическим пафо­сом проникнуты и сочинения, посвященные вопросам церковной жиз­ни и монастырского устройства. В это время среди восточных славян появляют­ся авторы, способные писать не только отдельные…
Лучшая критика любого ложного и влиятельного явления – это низведение его патетического нутра до простых, доходчивых объяснений. Здесь необходима требовательная суровая редукция, не предполагающая дальнейших жарких дискуссий. Когда обсуждаешь антинаучность столь популярной в информационный век астрологии (сайты и странички с гороскопами более востребованы своих «научных собратьев»), ставишь себя в заведомо проигрышное положение; сколь долго не отрицай присутствие вменяемых закономерностей в этой «традиционной дисциплине», в ответ застучит бойкий горох от невменяемых шарлатанов с их околонаучный лексикой и, что более грозно, массы хорально возопиют: «минуточку, подождите, но на прошлой недели прогноз сошелся, как с этим быть?». Поэтому большинство, собственно говоря, аморфная «научность»…
Авраам,[1] родоначальник избранного народа, занимает особое место в домостроительстве нашего спасения. Его призвание было не только первым этапом в осуществлении замысла Божия, но оно установило уже и его основную направленность. Книга Бытия – не просто хроника жизни, но религиозное повествование, в котором заметны следы трех течений предания: «яхвистского», подчеркивающего благословения и обетования Божьи, элогистского – непоколебимую веру праотца, и священническую – завет и обрезание. В этом освещении Авраам встает перед нами как человек, которого Бог привлек к Себе и затем подверг испытанию, чтобы сделать его безмерно благословенным отцом бесчисленного народа. Вся жизнь Авраама протекает под знаком свободного почина со стороны…