Содержание Схимонах Никодим Инок Паисий-Гавриил Схимонах Неофит Иеросхимонах Анфим Схимонах Никодим Мирское имя о. Никодима было Николай Иванов Санин. Родом он был Смоленской губернии, города Сычевок, из мещанского сословия, православного исповедания, был женат; с детства он жил в самом городе при родителях и занимался мелочною торговлею, а потом переместился в Петербург, где сделался полотером, а впоследствии сделался хозяином и имел свою артель, наживал деньги успешно, но в семье не был счастлив, с женою своею жил не в ладу, так как она не хранила к нему супружеской верности. Это огорчало Санина до крайности, с досады он и сам иногда с мастеровыми…
Об архимандрите Антонине (Капустине) см.: Дмитриевский А. А. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу православия на Востоке и в частности в Палестине (По поводу десятилетия со дня его кончины) // Сообщения Императорского Православного Палестинского общества. 1904. Т XV. Вып. Содержание Аннотация Предисловие Донесения и письма архимандрита Антонина 1. Письмо архимандрита Антонина А. П. Толстому 2. Записка архимандрита Антонина 3. Письмо архимандрита Антонина А. П. Толстому 4. Письмо архимандрита Антонина А. П. Толстому 5. Письмо А. П. Толстого митрополиту Московскому Филарету 6. Письмо митрополита Московского Филарета А. П. Толстому 7. Записка митрополита Московского Филарета…
Митрополит Макарий, в миру Михаил Андреевич Парвицкий, а по семинарскому прозвищу Невский, родился 1 октября 1835 года в селе Шапкине Ковровского уезда Владимирской губернии, где отец его Андрей Иванович был дьячком. Невесело встретила мать рождение сына Михаила: нужда доводила ее до слез. «Не на радость будет нам это дитя, – в скорби говорила она своему мужу. – Семья большая, он шестой. Что-то будет с ним?» Супруг утешал ее словами: «Подожди горевать, подрастет – так уедем в Сибирь». Да, в труде и заботе протекала жизнь родителей Михаила. После пожара, истребившего их жилище, пришлось им поселиться в бане, построенной «по-черному». Владыка Макарий…
1. В предыдущей книге через яркие свидетельства Писания мы показали, что апостолов и пророков – одних на проповедь, а других на пророческое служение – так же вел Святой Дух, как Отец и Сын. Теперь добавим то, чему каждый вправе изумиться, но в чем не может сомневаться, слова Сына Божьего: Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня, благовествовать нищим послал Меня... проповедывать пленным освобождение и слепым прозрение (Ис. 61:1; Лк. 4:18)1. К этим прочитанным из книги Исаии словам Он добавляет в Евангелии: Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк. 4:21), показывая, что это сказано о Нем. 2. Мы можем удивиться,…
Принятие Закхеева покаяния – дело величайшей милости. Обычно Господь или спрашивал о вере или вызывал покаяние и решимость изменить жизнь. Здесь идет навстречу тайным движениям сердца Закхея и намерениям, которые целует прежде их проявления. Оглавление • 1. Недели перед Великим Постом • Неделя о Закхее • О Закхее • Неделя о Мытаре и Фарисее • О том же • Поучение в неделю мытаря и фарисея • Неделя о Блудном Сыне • О том же • В Неделю Мясопустную • Неделя о Страшном Суде • В Неделю Сыропустную • 2. Великий Пост • Первая Неделя Великого Поста • Вторая Неделя Великого…
Содержание От переводчика I. II. О воле, особенном свойстве, энергии и о единстве и единосущном III. Что называется особенным свойством? IV. Об энергии V. О единстве VI. О единосущном VII. О душе и уме VIII. О тленном IX. Почему Он называется “Первородным” X. Что есть слово и сколько у него значений XI. Что [значит слово] христианин XII. О душе  От переводчика Проблема авторства. Трактат “Об определениях”1 долгое время приписывался святителю Афанасию Великому, хотя и помещался в патрологии Миня в разряд spuria (подложных сочинений)2. В кратком предисловии к нему издатели отмечали, что его подложность видна как из отсылки к святителю Григорию…
Господину блаженнейшему отцу, невыразимо дивному, несравненно чтимому, изрядному покровителю [нашему] Августину, Проспер. 1. Хотя я и не знаком тебе лично, но уже до некоторой степени, если ты помнишь, известен мыслями и словом, ведь я отправил тебе письма и получил [ответ] через святого брата моего диакона Леонтия: так что и ныне также дерзну я написать Твоему Блаженству, не только для того, чтобы поприветствовать, как было тогда, но и по побуждению веры, которой живет Церковь. Ибо поскольку неусыпное усердие твое постоянно печется о всех членах тела Христова и сражается силой истины против козней еретических учений, я подумал, что не нужно мне бояться…
Константинополь. 1 мая 1865 г.1 Суббота. Что такое: Румелия? Рум – или значит: страна Римлян или точнее Ромеев, т.е. Греков по турецкому словоупотреблению, короче бы сказать: Греция, если бы около 40 лет уже под этим названием не была известна Европе одна только южная оконечность Румелии. Несмотря на происшедший в 30-х годах сего столетия политический переворот в «Римской земле», постоянно учащиеся и ничему не научающиеся владетели её фатально продолжают называть её старым именем, давая тем даровой повод всякому, кто заинтересован в деле, смотреть на Румелию со всякой другой, только не турецкой, точки зрения; заинтересованы же тут, конечно, прежде всего, Римляне, именем…
Иеросхимонах Алексий, в миру Федор Алексеевич Соловьев, родом москвич, из духовного звания. По окончании курса Московской Духовной Семинарии он вступил в супружество и определился диаконом к церкви Николы в Толмачах, что за Москвой-рекой. Овдовев через два года, отец Алексий задумал оставить мир и идти в монастырь, но близкие убедили его не бросать сына, а воспитав его, уже и приводить в исполнение свое намерение. После усиленной молитвы и раздумья отец Алексий согласился и в течение двадцати пяти лет жил в Москве, с нетерпением ожидая окончания образования сына, каковое тот получил в Высшем техническом училище. Последнее место службы старца [в Москве] было…
Содержание Предисловие О старцах Старец Иосиф Исихаст Старец Филофей Старец Арсений Каппадокийский Кипрское монашество Старцы монастыря Ставровуни Старец Евстафий Кипрский Старец Паисий Святогорец Старец Порфирий Кавсокаливит Дух церкви Назначение Церкви О Рождестве Христовом Духовная брань Великого поста Смысл Страстей и Воскресения Гармоничные отношения между мужем и женой Великое имя женщины Воспитание молодежи в современном обществе Семья – лечебница страстей Цель, цели и непопадание в цель Болезни сердца Боль в нашей жизни О наркотиках Открытое сердце Церкви Помыслы в нашей жизни О чудесах в Церкви Об испытаниях и страстях Бог – наша единственная надежда Великий враг человека Упразднение смерти Митрополит Афанасий…
Содержание Жизнь, воспитание и чудеса преподобного Николая, епископа Мир О двух девицах О слуге, потерявшем золото О бездождье О сокровенной на горе воде Об обеде благословения О бесноватом Николае О построенном им храме О плавании и крушении  Из статьи нашей: Св. Николай, епископ Пинарский и архимандрит Сионский, помещенной в Трудах Kиев. дух. Академии за 1869 год (том II. стр. 445–497), читатели журнала нашего познакомились уже с личностью ученого apxиепископа латинского Николая Фалькония, открывшего в 1720 году в Ватиканской библиотеке рукописное житие св. Николая, несогласное с общеизвестными сказаниями о жизни и чудесах великого и преславного угодника Божия. Почтенный исследователь, в восторге…
Издание Чудова монастыря Трудно понять, как это люди, именующие себя православными христианами, могут почитать и ободрять графа Толстого. Это можно объяснить полным незнанием воззрений Толстого и желанием следовать моде, быть передовыми людьми, неотсталыми, следовательно одобрять все то, что современно, оригинально, ново, – или же сознательным отношением к его учению. Но в таком случае, почитатели Толстого бесчестно прикрываются именем православных христиан, ибо они не христиане, а безбожники, как и сам Толстой. Вот, с одной стороны – наша вера, упование, а с другой – измышление Толстого. Мы, православные, веруем, что есть Бог, Творец всего мира, Бог живой, личное существо, что Он слышит…
Содержание 1. Сотворение Богом мира и человека 2. Жизнь прародителей в раю 3. Грехопадение прародителей, наказание за грех и обещание Спасителя 4. Каин и Авель. Смешение племен 5. Всемирный потоп 6. Дети Ноя 7. Столпотворение вавилонское. Появление идолопоклонства 8. Призвание Авраама, переселение его в землю Ханаанскую и разлучение его с Лотом 9. Завет Божий с Авраамом 10. Явление Аврааму Бога в виде трех странников 11. Гибель Содома и Гоморры 12. Жертвоприношение Исаака 13. Супружество Исаака 14. Исав и Иаков 15. Бегство Иакова в Месопотамию. Видение им таинственной лествицы 16. Пребывание Иакова у Лавана и возвращение на родину 17. Продажа Иосифа…
He тот Христов последователь, кто молится Богу, a тот, кто любит ближнего: все христианство заключается в любви к ближнему. Так говорят многие мирские и, увы, некоторые духовные лица, не любящие исполнять своих богослужебных и вообще религиозных обязанностей и, однако, не обнаруживающие особой любви к ближним. Впрочем, не касаясь пока искренности подобного заявления, искренности весьма сомнительной, мы должны выразить крайнее недоумение в виде вопроса: из какого издания Евангелия вычитали наши гуманисты такое изречение? He правда ли, нам с детства известно совсем иное слово Спасителя: «...возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть…
Речь при освящении домовой церкви графа А. Д. Шереметева, в С.-Петербурге, произнесенная 29 октября 1888 года. Речь при освящении храма Воскресения Христова, сооруженного на месте убиения Государя Императора Александра II, в С.-Петербурге, сказанная в присутствии Их Императорских Величеств и Августейших Особ, 19 августа 1907 года. Речь при освящении домовой церкви графа А. Д. Шереметева, в С.-Петербурге, произнесенная 29 октября 1888 года. Слава и благодарение Господу, Подателю и Источнику всякого блага! Освящение сего благолепного храма совершилось, принесена в нем и первая таинственная безкровная жертва, имеющая отныне приноситься здесь дотоле, доколе будет существовать самый храм этот. Воздавая опять хвалу Богу, сподобившему меня…
Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 г., рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке.1 В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 г. Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин). Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа…
Приблизительно в 1905–1908 году один из посетителей Чудова монастыря спросил меня: «Вы знакомы с отцом Алексеем Мечёвым, священником церкви Святителя Николая в Кленниках, на Маросейке?» Помню, я дал отрицательный ответ. «Обратите внимание на этого пастыря, – продолжал собеседник. – Хотя храм, где служит отец Алексей, небольшой и малозаметный, то, что в нем происходит, достойно удивления. Там Вы найдете иерея маленького роста, с благостным лицом, приковывающего к себе многих молитвенным настроением, умением давать полезные советы, не только духовные, но и житейские, а главное, поражающего лаской, отеческой любовью». Не сразу приобрел отец Алексей известность. О начале своей деятельности в Кленниках он рассказывал:…
Благодатию Божиею, и на сей год, и на сей пост, мы сподобились выслушать Великий Канон покаянный, так премудро предлагаемый ежегодно Святою Церковию, в послушание и научение кающимся. Ни в каком месте отечества нашего вы, временные и блаженные обитатели Святого Града, не пользовались при этом тем неоцененным преимуществом близости всему, что содержится в Великом Каноне, каким пользуетесь здесь. • Наставление поклонникам Святого Гроба по прочтении Великого Канона • Приветствие поклонникам Святого Гроба после приобщения Святых Тайн • Наставление русским поклонникам в Иерусалиме перед исповедью по прочтении исповедных молитв • Приветствие поклонникам по причащении Святых Тайн • Слово, произнесенное в Иерусалиме на…
Отец Василий Постников по справедливости может считаться лучшим представителем московского духовенства. Он был просвещенным талантливым человеком, хорошим проповедником, а главное, высоконастроенным усердным служителем алтаря Господня, каковым и должен быть пастырь столицы, являющейся умственным, культурным и духовным центром. Вся жизнь отца Василия резко разделяется на два периода. Первый, более продолжительный – это его приходская церковно-общественная деятельность, замечательная в том отношении, что в ней проявилось стремление отца Василия ко всему высокому, идеальному, выделявшее его из ряда других собратий. Второй период – время внутренней работы над собой, когда отец Василий выступил перед нами как углубленный в молитву пастырь и твердый хранитель Православия. Родился…
Божественная литургия является постоянным напоминанием великого подвига любви, совершенного для нас Спасителем нашим Иисусом Христом. Скорбя от нестроений в своей жизни, человечество со всех концов мира взывало к своему Творцу, и люди, пребывавшие во тьме язычества, чувствовали, что порядок и стройность могут быть водворены в мире только Тем, Который повелел созданным Им мирам в стройном порядке двигаться во вселенной. Отовсюду тоскующее человечество звало своего Творца. Воплями взывало оно к Виновнику своего бытия, и вопли эти яснее слышались в устах избранных и пророков. Предчувствовали и знали они, что Создатель, скрывающийся в созданиях, предстанет Сам лично перед людьми и предстанет не иначе,…