Возлюбленным и честнейшим сослужителям, епископам всей кафолической Церкви, Александр желает всякаго блага o Господе. Так как кафолическая Церковь составляет единое тело и по заповеди божественнаго Писания должна блюсти «единение духа в союзе мира» (Ефес. 4:3), то нам надлежит посланиями извещать друг друга о событиях, случающихся у каждаго из нас, с тем, чтобы, страждет ли, или радуется один член, могли сострадать ему или сорадоваться и все прочие (1Кор. 12:26). В нашей стране появияись люди, идущие против закона, христоборцы, которые учат такому отступлению, какое по справедливости может быть признано и названо предтечею антихриста. Я хотел было молчать об этом, думая, что зло…
Четыре года моего служения в Ленинграде были исполнены многими обязанностями в области экуменического и общего служения, поэтому я, может быть, не столько времени уделял ЛДА, сколько требовалось. И чтобы хоть немного компенсировать мое невольное невнимание к духовной школе, где сорок один год назад я получи аттестат об окончании семинарии, хочу сегодня поделиться с вам опытом пастырского служения, поделиться мыслями о задачах, которые стоят перед Православной Церковью в настоящий момент. Было время, когда отношение к приходскому священнику, особенно в глубинке, было презрительным, и пастырям Церкви Христовой приходилось выслушивать нередко оскорбления и обиды от своих односельчан. Сегодня положение меняется. Сегодня все чаще…
Содержание Предисловие I. Возникновение вопроса об отпадших от христианской веры. Неодинаковое отношение к падшим со стороны представителей Церкви и последователей раскола новациан при обращении к вере. Правильный и установившийся взгляд св. Киприана, епископа Карфагенского, в вопросе о принятии их в общество. II. Непринадлежность к составу Церкви открытых и упорных сектантов, раскольников и еретиков. Причины, сущность и цель отлучения вредных членов Церкви. Власть Церкви отлучать явных еретиков и тяжелых грешников. III. Осмотрительность при отлучении виновных. Мнение блаж. Августина и св. Иоанна Златоуста по поводу поспешности отлучения в некоторых случаях. IV. Некоторые выдающиеся случаи отлучения, совершенные епископом Амвросием медиоланским и Синезием, епископом…
Интервью с вдовой академика Сергея Сергеевича Аверинцева- Н.П.Аверинцевой А.Крупинин: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! В эфире радио «Град Петров» Александр Крупинин. Сегодня у нас в гостях Наталья Петровна Аверинцева, жена Сергея Сергеевича Аверинцева. Добрый день, Наталья Петровна! Н.П.Аверинцева: Добрый день! А.Крупинин: В нашей передаче принимает участие редактор газеты «Кифа» Александр Буров. Наталья Петровна любезно согласилась поделиться своими воспоминаниями о Сергее Сергеевиче. Расскажите пожалуйста, как вы познакомились? Н.П.Аверинцева: Мы оба учились на филологическом факультете Московского университета на отделении классической филологии. Он учился курсом старше меня. На этом отделении всегда было очень немного студентов. На курсе Сергея Сергеевича их было 8 человек, включая двух…
Часть первая Историческая Глава Первая Культурный фон эпохи "… Во всем человеке я вижу некий божественный облик…"(Plotin, "Ennead.", III, 2, 3.) "Первоначальная, Православная Церковь, эта Византийская, высокая культура, столь оклеветанная враждебными ей церквами и так плохо понятая теми прогрессистами, которые с половины прошлого века поверили в осуществление реального Эдема здесь на земле, – вся эта особого рода культура, весь этот особый род просвещения был лишь развитием, объяснением основного евангельского учения, а никак не искажением его, как думают те, которым бы хотелось из христианства извлечь один лишь осязательный практический утилитаризм". (К. Леонтьев. "Второе письмо с Афона"). Плод отражает в себе всю…
ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ V века, получившие разрешение на III (Эфесском, 431 г.) и особенно IV (Халкидонском, 451 г.) Вселенских Соборах, как известно, раскололи христиан Востока. Среди непринявших постановления этих Соборов оказались прежде всего восточные сирийцы — несториане и монофизиты, а также западные сирийцы, армяне и копты, образовавшие так называемые "дохалкидонские" церкви[1]. Подвижничество в древних восточных церквах основано на общих для всего христианского мира аскетических принципах. Но в нем ярко выразились как этнические и культурные особенности народов этого региона, так и крайности тех учений, которые в свое время отделили их от вселенского православного единства, — несторианства и монофизитства. Монахи-несториане ведут свое начало…
Предисловие Высокопреосвященнейший Никанор Архиепископ Казанский и Свияжский Отдел I. Статьи историко-археологического содержания Краткий очерк Казанского края до возникновения Казани Краткая история Казанского царства Покорение Казани Осада Казани Взятие Казани Христианство на востоке России До св. равноапостольного князя Владимира и отношение его к крещению русского народа при Владимире. Казанские первосвятители Св. Гурий первый Архиепископ Казанский Св. Варсонофий, Епископ Тверской, чудотворец Казанский Обретение мощей святых святителей и Чудотворцев Казанских Гурия и Варсонофия Св. Герман, второй Архиепископ Казанский Краткий очерк истории распространения христианства в Казанском крае в XVI и XVII веках Христианское просвещение в Казанском крае в XVIII веке Явление Чудотворной иконы Казанской…
Занимаясь изданием второй части Нового Завета (Деяний и Посланий Апостольских) на греческом и славянском языках, в дополнение к изданной, тому год назад, первой части, – я был значительно облегчен в моих изысканиях по разъяснению вариантов текста в применении его к славянскому переводу чрез появление в свет Синайской Библии, IV в., экземпляр которой я удостоился получить от щедрот Государя Императора. Этот монументальный труд, столь отрадный для Христианского мира, изданный под высоким покровительством вашего Государя, блестящим образом выполнен Профессором Лейпцигского Университета К. Тишендорфом, приобретшим справедливую знаменитость по части Библейской филологии. Вслед за появлением в свет Синайской Библии, я известился о напечатанной, о.…
Saturday, 24 August 2019 18:32

Норов А. С. Воспоминания.

1812 год. Отступление русской армии. (...) Еще до выступления гвардии из Петербурга мы в начале марта 1812 г. все знали, что ввиду необычайных приготовлений Наполеона войска наши стянуты к границам, что мы готовимся предупредить его планы даже войною наступательною и что огромные магазины устроены в Белостоке и в губерниях Гродненской и Виленской. Планы для предстоящей, почти неминуемой, войны давно уже обдумывались в Петербурге. Ложные слухи, которые искусно распустил Наполеон, будто бы главные силы его сосредоточиваются в Варшаве и что одновременно австрийская армия направится на нас из Галиции, были причиною того, что мы разобщили наши силы на три отдельные части: на…
В книге I. Навина 21, 42 и 24, 30 по переводу LХХ мы читаем, между прочим, следующее: Когда Иисус кончил разделение земли по пределам ея, тогда сыны Израилевы дали часть Иисусу по повелению Господню, дали ему город, котораго он просил, Фимнаф-Сару дали ему, на горе Ефремовой, и построил Иисус город, котораго просил, и жил в нем. И взял Иисус каменные ножи, которыми обрезал сынов Израилевых, родившихся на пути в пустыни; ибо они не были обрезаны в пустыне; и положил их в Фимнаф-Саре (I. Нав. 21, 42).-И положили там (в Фимнаф-Саре) с ним (Иисусом) во гробе, в котором похоронили его, каменные…
Введение Великий пост — это особое время покаяния и исправления. Во время Страстной седмицы в храме молитвенно вспоминаются события спасительной Жертвы Богочеловека Христа. Богослужебные тексты этого периода содержат драгоценные духовные сокровища, которые могут несказанно обогатить всех желающих приобщиться к ним. Страстная седмица у древних христиан называлась «неделей святых страстей», «неделей спасительных страстей», «Пасхою крестною». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В сию великую неделю разрушено долговременное царство диавола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие, отверст рай и небо стало доступно человекам. Царь и Бог мира умирил вместе и небесное, и земное; посему эта седмица и называется великою седмицею”[1] . Именно грех является…
К 100-летию со дня кончины 100 лет назад, 17 (30 по нов. ст.) марта 1908 года, отошел ко Господу замечательный духовный писатель архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин), посвятивший свою жизнь собиранию материалов о русских подвижниках благочестия. Русская церковно-историческая наука со второй половины XIX века переживала необыкновенный подъем. Один за другим выходили фундаментальные труды архиепископа Филарета (Гумилевского), архимандрита (впоследствии митрополита) Макария (Булгакова), профессора Е.Е. Голубинского. Русская Церковь накануне грядущих потрясений XX века, уже прозреваемых духовно одаренными ее подвижниками, словно бы подводила итог своему многовековому существованию. Но как Церковь есть единение всех, Христа исповедующих, так и ее история есть во многом…
Благоволением Бога Отца Вседержителя, помощью Единородного Сына Его, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и содействием Пресвятого и Животворящего Духа была написана эта книга о житии Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, чудотворца, а написал ее спустя двадцать шесть лет по преставлении святого ученик его Епифаний Премудрый, как написано в его книге. Потом, спустя несколько лет, иеромонах Пахомий тоже вспомнил о его преподобном житии и о чудесах, происходящих от его мощей. А после того было явлено еще большее, неисчислимое количество чудес всем приходящим к нему с верою, причем люди получали исцеление от самых разнообразных болезней, и не только там,…
19 февраля 1990 года исполнилось 50 лет со дня кончины ученого-богослова и подвижника-аскета Высокопреосвященного ФЕОФАНА, архиепископа Полтавского и Переяславского, который на протяжении пяти лет был в числе «начальствующих» в Санкт-Петербургской Духовной академии, сначала (с 1905) в должности инспектора, затем (с 4 февраля 1909 до 19 ноября 1910) в должности ректора. Учениками и почитателями Преосвященного Феофана считали и называли себя известные иерархи и церковные деятели. Из их числа можно назвать двух митрополитов-экзархов Московской Патриархии: Высокопреосвященного митрополита Алеутского и Североамериканского ВЕНИАМИНА (Федченкова) и Высокопреосвященного митрополита Корсунского НИКОЛАЯ (Еремина). Они лично хорошо знали Владыку Феофана либо по Санкт-Петербургской Духовной академии, либо по его…
Исследовательский этюд профессора Московской Духовной Академии Н.К. Гаврюшина посвящен жизни и научному наследию архиепископа Никанора (Бровковича), выдающегося архиерея и ученого-полемиста XIX в. Специально для "Богослов.Ru". Публикуется впервые. ...Дело было весной 1852-го. Преосвященный Макарий, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, вызвал к себе молодого преподавателя иеромонаха Никанора для серьезного внушения. - Вы там, на лекциях, касаетесь щекотливых вопросов... Будьте осторожны, о. Никанор, будьте осторожны! Будущий архиепископ, в самом деле, позволял себе слишком многое. Тогда, согласно его воспоминаниям, «все было переполнено толками о Штраусе» - но о книге «Жизнь Иисуса Христа» в духовных школах упоминать считалось неудобным. Никанор же, «добыв книжонку какого-то немецкого богослова» …
В составе св. книг Ветхого Завета есть два послания, носящия на себе имя пророка Иеремии. Одно из них заключается в 29-й главе канонической книги пр. Иеремии по счету глав, принятому в еврейской библии, – в 36-й по переводу LXX-ти; оно носит и соответствующее своему литературному характеру надписание: «и вот слова письма, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима к остатку старейшин между переселенцами, и к священникам, и к пророкам, и ко всему народу... чрез Элеасу, сына Сафанова, и Гемарию, сына Хелкиина» – при Седекии, царе иудейском (ст. 1–3). Другое послание представляет отдельный и самостоятельный письменный памятник; оно сохранилось только в греческой…
Первое рассуждение на Послание Иоанна к Парфянам От переводчика. “Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам” (In Epistolam Iohannis ad Parthos) – это десять гомилий, которые Августин произнес перед гиппонской паствой в 407 году, причем восемь или даже девять первых были произнесены на Пасхальной неделе. Посланием к Парфянам Августин называет Первое послание Иоанна; название это почти нигде более не засвидетельствовано и скорее всего возникло в результате недоразумения (впрочем, Августин нисколько не касается смысла приводимого им названия). По общему мнению знатоков творчества гиппонского Учителя, эти десять гомилий – шедевр августиновской гомилетики: нигде с такой полнотой и проникновенностью не выражено его учение о…
Сочинения архиепископа Аверкия (Таушева) давно известны всему православному миру. Однако его полного жизнеописания пока нет. Несколько лет назад о нём была издана первая небольшая книга о. Германа (Подмошенского) «Святитель Аверкiй Джорданвилльскiй – герой свято-русской совести» (М.: Русский паломник, 2009.– 112 с.). Опираясь на эти свидетельства, сочинения самого Святителя и другие источники и литературу, предлагаем краткий очерк жизненного пути и трудов Владыки Аверкия, который служил Богу, а не шёл «в ногу со временем». * * * Будущий архиепископ Аверкий (в миру – Александр Павлович Таушев) родился в Казани 19 октября 1906 г. (здесь и далее все даты до 1918 г. в…
Содержание Предварительные понятия о науке Отдел I. О религии и откровении вообще А. О религии Б. Об откровении Отдел II. Богооткровенная религия Глава I. Ветхозаветная религия Глава II. Новозаветная религия или христианство Глава III. О сохранении истинного христианского откровения в православной церкви Прибавление. О религиях вне христианства А. Внутренние признаки ложности естественных религий. Б. Внешние признаки ложности естественных религий Послесловие вместо предисловия ко 2-му исправленному изданию  Предварительные понятия о науке § 1. Определение науки. Основное Богословие (или по программе для духовных семинарий 1884 г.). Введение в Православное Богословие представляет собою систематическое изложение рациональных оснований в пользу истины о Божественном происхождении…
* Лекция, прочитанная студентам Свято-Филаретовской московской высшей православно-христианской школы 21 июня 1994 г. ЗАРАНЕЕ сердечно прошу вас простить, если я буду говорить о том, что вы уже знаете. В эти два часа я не сумею уложить какое бы то ни было подобие систематического курса, поэтому единственное, что мне остается, — это попробовать остановиться на некоторых вещах, которые слишком просты, чтобы о них говорилось, которые очень, очень просты, и именно поэтому о них мало говорят и мало пишут. А потом, может быть, вы будете задавать мне вопросы. Я не знаю, насколько велика у вас привычка и возможность читать Евангелие по-гречески. Мне хотелось…