К тому времени, когда жил и писал свою книгу премудрый Иисус, сын Сирахов, народ еврейский пережил множество превратностей судьбы, и лучшие люди его могли накопить большой запас исторических наблюдений. Они видели, как благоденствовал народ еврейский при своих благочестивых царях и какие несчастия постигли его тогда, когда цари его, и сам народ вслед за ними, изменили своему Богу, впали в нечестие и гордость. Падение царства израильского и иудейского, разрушение Иерусалима и храма и тяжкий плен вавилонский были заслуженным наказанием народа еврейского за его нечестие. Мало того, выселенные из родной страны и рассеянные среди других народов, действовавших тогда на арене всемирной истории,…
Часть 1.1870 - 1914 годы. Часть II. 1914-1923 годы. После 1923 г. Примечания. ЖИЗНЬ КАК ЖИТИЕ Есть такое распространенное в современной духовной литературе выражение: кончилась жизнь - началось житие. Между тем граница, как будто неизбежно возникающая от столкновения двух похожих слов: жизнь, житие - прочерчивается совсем не всегда, совсем не во всех святых судьбах. В судьбе матушки Амвросии (Оберучевой, 1870-1943) - ее воспоминания, до сих пор известные по самиздату, впервые публикуются полностью - не стоит, кажется, отделять путь в миру от пути иноческого, существование на свободе от скитаний в ссылках, так как судьба ее обладает исключительной внутренней цельностью. Монашество ее…
Сын священника Орловской епархии, Димитрий Мусатов, по окончании курса в Орловской Духовной семинарии, как один из лучших ее воспитанников, в 1831 г. поступил в С.-Петербургскую Духовную академию. Примерное поведение молодого студента, и его отличные успехи были причиной того, что в 1835 г. прямо с академической скамьи, 25-летний юноша, возведенный в степень магистра богословия, был назначен в Калужскую Духовную семинарию инспектором и профессором философских наук. Такое назначение, конечно, совершилось не без особенного Промысла Божия. Читая своим питомцам уроки внешней философии, молодой наставник в то же время жаждал найти и себе наставника - в христианском любомудрии. И он нашел то, чего искала…
К читателям Автор писем имел счастье принимать участие в торжествах прославления великого угодника земли Русской, преподобного Серафима, Саровского чудотворца... Многие очень интересуются всем, что было в Сарове в эти святые дни и просят, даже письмами, поведать им обо всем... Чувствую я и сам некоторый долг перед многими: видел я то, чего многие не видели и обязан все, мною пережитое, передать для славы Божией и Его великого угодника... Писать нарочитые воспоминания, — потребовалось бы и времени немало, да в них не могло бы быть ни той живости, ни той точности, которая могла бы быть при иных условиях в таких воспоминаниях... Поэтому…
(вновь открытый памятник по рукописи Синайской библиотеки XII века № 1096). Выпуск 27, 31, 32, 35 Выпуск 27 Преподобный Савва Освященный и его духовное завещание монахам Лавры (вновь открытый памятник по рукописи Синайской библиотеки XII века № 1096). Отношение пастыря Церкви к сектантам и иноверцам. – Из практики сельского лекаря. VI. Мое лечение.– К заметке: «Монашество при сборе пожертвований на Афон». – Церковные известия и заметки. V и VI века в истории православного монашества и палестинского в частности должны быть, по справедливости, названы золотыми веками. Говоря это, мы далеки от мысли утверждать, что монашество на Востоке в это время стояло…
Часть первая Все нами совершаемое доброе нужно относить к милости Божией, а не к собственной заслуге, чтоб было, как написано: хвалящийся хвались Господом (Ср.: Иер.9:24). *** Так называемая впечатлительность происходит от влияния на нас внешней обстановки, внешних приражений, и она показывает, что мы больше живем вне себя, главным образом следим за тем, что вокруг нас происходит. Гляди же больше внутрь себя. Там ты увидишь всю свою скверну: даже и ночью учит меня внутренность моя (Пс.15). Это вызовет другого рода впечатлительность — скорбь, плач, сожаление о своих грехах, результатом чего будет не беспокойство, которое порождается первого рода впечатлительностью, а внутреннее успокоение,…
Содержание Предисловие О девственницах в трех книгах. Книга первая Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая О девственницах в трех книгах. Книга вторая Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая О девственницах в трех книгах. Книга третья Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая О вдовицах Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава…
Содержание Предисловие Книга первая. О литургии и всенощной Письмо I Письмо II Письмо III Письмо IV V. Еще о литургии Письмо VI Письмо VII VIII. Воскресная всенощная Письмо IX Приложение. Наставление о божественной литургии новообращенным из язычества Книга вторая. О Великом посте и Пасхе Письмо I II. О Посте Письмо III Письмо IV V. Неделя православия Письмо VI Письмо VII Письмо VIII Письмо IX Книга третья. О семи таинствах Письмо I Письмо II Письмо III Письмо IV Письмо V Письмо VI Письмо VII Книга четвертая. О праздниках и погребении Письмо I Письмо II Письмо III Письмо IV Письмо V Письмо…
В X-й книжке «Чтений в Историческом Обществе Нестора-летописца» помещена статья: «К вопросу о киевском митрополите XII века Михаиле». В этой статье, подписанной инициалами П. Л., между прочим, сведены мнения по вопросу о действительном существовании другого русского митрополита Михаила, который в известном летописном своде XVI века, в т. наз. Степенной книге, представляется первым русским митрополитом, современником св. Владимира (стр. 7–13). Сущность мнений, доселе высказанных по этому последнему вопросу, сводится к следующим положениям: 1) ряд русских митрополитов, несомненно, начинается с Леона, или Леонтия, названного в источнике вполне достоверном – в первой Новгородской летописи; но 2) в этой летописи известие о митрополите Леоне…
 «Все Святые места должны быть в твоей душе» (из письма Гоголя к В.А. Жуковскому) О творчестве великого писателя Николая Васильевича Гоголя написано множество трудов, в которых его сочинения анализируются с литературоведческих позиций. Но в большинстве из них либо ничего не говорится о религиозных воззрениях автора «Размышлений о Божественной Литургии», либо кратко упоминается о его обращении ко Христу в последние годы жизни. А ведь Гоголь совершил паломничество в Святую Землю и считал этот период жизни вершиной своего духовного обновления и совершенствования. Отрывочные сведения об этом путешествии Гоголя содержатся в его письмах к разным лицам. Сопоставление и анализ этих данных позволяет более…
Оглавление Предисловие Глава I. Возникновение подворья Глава II. Троицко-Сухаревское подворье И митрополит Платон Глава III. Сведения о насельниках подворья 60-х гг. XVIII — начала XIX столетия. Поставление Владыки Платона Архиепископом Тверским (1770 год) и его отъезд в Петербург Глава IV. "Московское разорение" и последующее восстановление подворья Глава V. Троицкое подворье и Митрополит Филарет Глава VI. Строительная история подворья: от Митрополита Филарета до революции Глава VII. История церкви Живоначальной Троицы, "Что в Троицкой" Глава VIII. Троицкое подворье — резиденция Патриарха Тихона. Захват подворья "Высшим церковным управлением". Открытие на нем Московской Богословской академии Глава IX. Возобновление подворья ________________________________________   Предисловие В ряду…
1. Богослужебный устав и его параметры Если под богослужебным уставом понимать зафиксированный письменно или же передаваемый устно набор правил, регламентирующих богослужение в определенном месте и в определенный период, то развитие локальной литургической традиции можно рассматривать как последовательность изменений богослужебного устава, ее определявшего, причем эти изменения могут быть плавными, обусловленными внутренним развитием традиции, либо же скачкообразными, вызванными внешними воздействиями. Основными параметрами, характеризующими богослужебный устав, являются месяцеслов, содержащий распределение праздников по дням богослужебного года и определяющий совершение памятей святых и воспоминание различных событий, лекционарная система, определяющая набор и распорядок чтений Священного Писания Ветхого и Нового Заветов на богослужении в течение богослужебного года,…
СОДЕРЖАНИЕ     Преподобный Исаак Сирин     О терпении     О молитве     О любви     О вере и надежде     Заповеди Божии     Ангелы    О страстях     Страх Божий     О добродетелях     О посте     О покаянии     Гееннские мучения     О смирении     О скорбях     Об искушениях     О Боге и человеке     О слезах     О благодарности     О воскресении Исаак Сирин (епископ Ниневийский) — великий подвижник, жил в Сирии в VII веке. Оставил много сочинений, в которых говорит об искусстве духовной жизни, об опасностях, ждущих христианина на пути к совершенству, о способах их…
Переведено из той же книги Νέον Μαρτιρολόγιον, из которой заимствованы повествования о страданиях мучеников, помещенные в XI части Прибавлений к Изд. Твор. Св. Отцов, 1852 г. стр. 471, 644 и 649. (скончавшегося в Смирне, мая 26 дня 1794 года.) Сей достославный мученик родом был из города Фессалоники; родители его жили при монастыре Лаодигийском, обыкновенно называемом Лагодианой, при котором мать его живет еще и доныне1. Так как Александр был не только молод, но и благообразен лицом, то не было почти возможности не подвергнуться искушению по причине насилий, какие позволяли себе в этом городе агаряне; посему, родители его, как свидетельствует о сем…
Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блж. Иперехий Содержание Предисловие Святой Аммон I. Повествования об авве Аммоне II. Послания св. Аммона Послание первое Послание второе Послание третье Послание четвертое Послание пятое Послание шестое Послание седьмое III. Наставления св. Аммона 1. Из поучений святого отца нашего аввы Аммона 2. Его же. Увещательные главы 3. Слово аввы Аммона о желающих безмолвствовать 4. О радости души того, кто начал служить Богу IV. Фрагменты Фрагмент А Фрагмент Б Святой Серапион Тмуитский. Послание к монашествующим Преподобный Макарий Египетский Духовные беседы Беседа 51 Беседа 52 Беседа 53 Беседа 54…
Отцы и братия возлюбленные и честные, чада духовные вожделенные! Так как я, смиренный монах Афанасий, исполненный всякаго греха, попущением же Божиим наставник Лавры вашей, водруженной на горе и называемой Мелана, ежедневно и ежечасно помышляю безвестный час смерти, подстерегаемый ею повсюду, преимущественно же в путешествии морем, ради бывающих частовременно по непостижимым судьбам Божиим кораблекрушений, то и счел справедливым оставить Лавре настоящее письменное припамятование, имеющее вид завещания, или лучше – тайное наставление, мною писанное и подписанное с тем, чтобы оно хранилось монахом и экклесиархом Михаилом на хорах церкви и чтобы по моей кончине его содержание обявлено было всем. Желаю, как живым голосом,…
Содержание А.) Путешествие в Синайский монастырь Глава первая. Путь от Каира до Суэса Глава вторая. День в Суэсе и на Чермном помории Глава третия. Путь от Аюн-Муса до Синайского монастыря Глава четвертая. Пребывание в монастыре, с 14-го по 30-е июня Глава пятая. Поездка в Раифу. Глава шестая. Пребывание в Раифе. Глава седьмая. Возвращение в Синайский монастырь Глава осьмая. Пребывание в монастыре и посещение окрестностей его Глава девятая. Путь от Синайской обители до Эт-Тиха Б.) Путешествие по Эт-Тихской Пустыне Глава первая. Путь от Эт-Тиха до крепостцы Нахле Глава вторая. Путь от Нахеля до Муэлех Глава третья. Путь от Муэ́леха до Вирсаве…
Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) как деятель на пользу православия на Востоке и в частности в Палестине1 (по поводу десятилетия со дня его кончины) 10,000 русских паломников, приезжающих, по официальным данным, ныне ежегодно в Палестину, не ограничивают своего паломнического подвига обозрением достопоклоняемых мест Иерусалима и его окрестностей, но стараются непременно побывать на Иордане, в Горней, в Хевроне у дуба Мамврийского и в других местах. Всюду в этих местах наши паломники встречают и уютный кров и самый радушный, истинно русский прием. Для большинства из них все эти приюты и помещения, обставленные комфортабельно, даже для избалованного жизнью человека,…
Старокатолики отказались от Filioque, как догмата, исключили его из символа веры, признали догматом веры учение об исхождении Св. Духа от Отца. Но вместе с тем они желали бы удержать у себя нечто в роде того же формально ими отвергнутого Filioque – удержать в качестве богословского, т. е. научного, школьного мнения. Это свое желание они мотивируют тем, что без допущения некоторого участия второй Ипостаси Св. Троицы Сына Божия в вечном исхождении Св. Духа от Отца они никак не могут себе представить в своем богословском умозрении предвечные акты рождения Сына и исхождения Св. Духа. Их способ представления (который, при некоторых незначительных оттенках,…
Арианство, с его различными видоизменениями волновавшее церковь в продолжение IV века, выдвинуло новые еретические принципы в борьбе с церковным учением. До Арианства исходным пунктом еретических учений было единство Божества. Троичность Лиц ими отвергалась. Соответственно характеру ересей церковь до появления Арианства, раскрывая догматическое учение, заботилась, главным образом, о выяснении троичности ипостасей в противовес монархианству еретиков. Единство Божества не было настолько раскрыто представителями церковного учения этого периода, как троичность Лиц, потому что его не отвергали и еретики. Арианство вышло из противоположного принципа. Признавая троичность Лиц, Арий не мог примирить ее с единством Божества, оставаясь на почве церковного учения, т. е., признавая три…