В апреле месяце минувшего года, мне пришлось в первый раз побывать в уездном городе Черниговской губернии Нежине. Город этот в XVII и XVIII столетиях играл благодаря своему расположению видную политическую роль в истории малороссийского края. «Учтивые греки», сербы, волохи, молдаване, турки и персы, поселившиеся здесь главным образом со времени издания в Чигирине знаменитым гетманом малороссийским Богданом Хмельницким универсала от 2 мая 1657 года; освободившего всех этих пришельцев от разного рода гражданских служб, повинностей и от зависимости от нежинских полковников, способствовали необыкновенному в нем оживлению торговли и промышленности. Город Нежин сделался известен даже за границей. Нежинские греки вели обширную торговлю с…
протоиерей Александр Петровский [Рец. на:] Петр Соколов. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире См. также Агапы или вечери любви в древнехристианском мире Посвященный изучению «одной из труднейших и темнейших проблем Церковной Истории», труд автора распадается на четыре части: история агап с ее подразделением на три периода, происхождение агап, их внешняя история, жизнь в империи, и отношение к ним язычников. Кроме того, особое приложение занимается вопросом об остатках агап в современной литургической церкви. По полноте обзора исторических свидетельств об агапах и посвященной им литературы, по преимуществу новейшей, исследование автора не имеет себе равного на русском языке. И при всем том…
Богословским взглядам знаменитого авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского посвящено исследование профессора Московской духовной академии Николая Константиновича Гаврюшина. Данная статья служит вступлением к первому изданию богословских трудов гениального инженера-конструктора. В эпоху Средних веков, Возрождения и на протяжении всего XVII века для естествоиспытателей, инженеров и изобретателей было вполне обычным делом интересоваться богословской проблематикой. Но век Просвещения с его запальчивым антиклерикализмом и прагматизмом начинает утверждать новые идеалы, и к середине XIX столетия представитель «положительной науки», погружающийся в религиозно-философские дискуссии, кажется уже чем-то архаичным и асоциальным. Конечно, были и исключения, но о них как-то не принято вспоминать... Например, основоположник теории множеств Г.Кантор, пристально изучавший блаженного…
Алексеев Н. Русское западничество // Путь. —1929.— № 15 (февраль).— С. 81— 111. 1. В русской исторической науке наблюдается стремление провести взгляд, что связь Poccии с европейским Западом «завязалась ранее и была крепче, чем обычно принято думать (Акад. С. Ф. Платонов)», — т. е. гораздо ранее эпохи Петра I. Тезис этот в общем, можно признать вполне доказанным нашими новейшими историками, приведшими большое количество фактов в подтверждение того, что стремление к преобразованию отдельных областей русской культурной жизни путем западных заимствований, — напр., армии, промышленности, торговли и т. п., — конечно, возникло много ранее XVII в. Однако, все это далеко не было…
Friday, 06 December 2019 19:29

Осипов А. И. Бог.

Новое, исправленное 5-е издание книги (2015 г.) • Рецензия • Предисловие • Зачем я живу? • От чего ушёл Пушкин • «Бога нет, потому что…» o            1. «Бог-любовь и страдания несовместимы» o            2. «Наука доказала, что Бога нет» o            3. «Бога никто не видел» • Бог или Ничто? o            Во что верить o            Аргументы бытия Бога            1. Телеологический аргумент            2. Исторический аргумент            3. Религиозно-опытный аргумент • Как найти Бога • Что такое религия. Основные её истины • Был ли человек без религии? • В какого Бога верили первые люди • Как возникли другие религии • Один ли…
[Рец. на: Иеромонах Анатолий.] Исторический очерк Сирийского монашества до половины VI в. проф. И.Д. Андреев Сирийское монашество первой половины V в. носит те же черты, которыми оно отличается и в предшествующий период, но только эти черты теперь выступают еще сильнее. Преимущественно индивидуалистическое направление сирийского монашества продолжает выражаться в особенном развитии среди представителей этого монашества отшельничества. Стремление же к все большей и большей строгости жизни, всегда отличавшее сирийских иноков, способствует появлению новых видов подвижничества среди сирийского монашества данного времени. Об образовании новых больших киновий в странах сирийских и месопотамских в первой половине V в. мы почти не знаем. Продолжают существовать и,…
(По неизданным письмам его к начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме о. архимандриту Антонину Капустину) "Без неудач и испытаний слишкомъ легко было бы на земле жить, а мы сюда присланы для борьбы и труда» (Из письма Н.П.Игнатьева к арх. Антонину 3 февр. 1878) 20 июня в своем имении Круподерницы Юрьевской губернии отошел в вечность блестящий дипломат и большой знаток дел наших на Дальнем и особенно на Ближнем Востоке граф Н. П. Игнатьев. Мирная кончина его вдали от дел государственных, после пережитого им апогея своей выдающейся политической карьеры, в полузабвении, не вызвала в нашей периодической печати оживленного обмена мыслей и суждений.…
Христос Воскресе! Дорогие братие и сестры, ближние и дальние, в разсеянии сущие и в Отечестве нашем пребывающие. Пасха, этот праздник жизни, света, любви и братства, снова соединяет нас всех в одну семью Христову, оживляя в нас надежду на скорое воскресение России. Когда восходит солнце, оно золотит прежде всего вершины гор и деревьев и иных высоких предметов, и затем озаряет всю земную поверхность, проникая даже в пропасти земли, в ущелья гор и разселины скал. Тоже можно сказать и о животворящих лучах праздника Воскресения Христова – они падают прежде всего на тех, чьи сердца устремлены всегда к небесам – на эти духовные…
К столетию со дня рождения: 1872–1972 гг. «И вот среди всей этой братии, среди этих русских иноков стоит маленькая фигурка святителя. Трудно говорить о таких людях, трудно даже подойти. С особым благоговейным трепетом склоняешься в земном поклоне перед ним, прося его благословения. И, не смотря в его лицо, принимаешь широкое его осенение маленькой, суховатой рукой, немного отрывистое и резкое. И особенно становится благоговейно, если взглянуть в его лицо: немного припухлая, точно детская верхняя губа, черная маленькая бородка, длинные волнистые волосы почти до пояса, слегка раскосые глаза, надвинутый клобук. Великий постник, молитвенник, человек той особой духовной жизни, уже увидевший те высоты…
(память 21 апреля по старому стилю) Много лет тому назад в селе Бортсурманы (Симбирской губернии1 Курмышского уезда) жил праведный старец священник о. Алексей. Со всех сторон шло к нему множество народа. Далеко расходилась молва о его праведности и угодности Богу. Кто бы ни приходил к нему, всех он принимал с любовью. Для богатого, равно и для убогого, всегда, во всякое время были открыты двери его дома. Шли к нему больные и страждущие, шли со всяким горем, несчастьем и нуждой, и никто не уходил без помощи, совета и утешения. Вся жизнь его была посвящена Богу и ближним и была поистине труженическая…
Все отношения человека к Богу, рассматриваемые с богооткровенной точки зрения, определяются самой историей жизни человечества, с одной стороны, а с другой отличительными особенностями Бога Самого по Себе и поскольку Он так или иначе проявляет Себя в виду человека. Человек своим происхождением обязан Богу. Он зависит от Бога и во все время своей жизни. По милости Божией же он может наследовать вечное спасение и т.д. Словом, по христианскому учению, человек всем обязан Богу. Бог в отношении к человеку является Творцом, Промыслителем, Спасителем, Искупителем... его. Сам же по Себе Бог Существо всесовершенное, безусловно и бесконечно возвышенное над миром вообще и над человеком…
18 век Имя его в современной России известно очень немногим православным — в основном китаеведам, да и то не всем. Песок времени засыпал многие подробности его биографии. Точно даже не установлено, когда он скончался: то ли в 1711–м, то ли в 1712 году. Могила его, как и само кладбище, где он был похоронен, не сохранились, и можно уповать только на чудо, если место погребения этого скромного человека когда-нибудь будет найдено. Имя первого известного в исторических анналах православного священника на китайской земле — Максим Леонтьев. Именно он более четверти века окормлял небольшую православную общину в Пекине с 1685 года. Потому этот…
Наш нынешний Устав об этом выходе прямо ничего не говорит. «По сем (т. е. после тропарей: „Благообразный Иосиф“ и др.), говорит Устав о пении „непорочных“, настоятель свечи раздает братии и начинаем петь непорочны со сладкопением. Так и по стиху. И похвалы возглашает певец во глас 5»1 (л. 393 об.). О том же, где должны находиться настоятель с братией при этом пении – в алтаре ли, или же на средине храма – Устав в данном случае умалчивает, но это указание можно выводить из другого места того же Типикона. Через лист замечание о выносе Плащаницы начинается следующими словами: «Славословие великое»2. Так же…
16 августа 2012 г. «Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.» (Пс 50:8,10,14–17) Наверное, путь человека к Богу начинается чаще всего с несогласия, неприятия того, что творится вокруг. По-видимому, с этим сталкивается каждый человек, и, думаю, во всем мире. В нашем бедном отечестве это особенно обострено и очень хорошо было выражено…
Содержание Введение Патрология как Наука Отцы и Учители Церкви, Церковные Писатели Издания и переводы памятников церковной письменности Основные этапы развития Патрологии Эпохи Церковной Письменности. Хронологические Рамки «Классической Патрологии» Раздел первый. Мужи апостольские. Возникновение церковной письменности Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 1. «Учение двенадцати Апостолов» («Дидахе») Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 2. «Каноны святых Апостолов» Глава II. Св. Климент Римский 1. «Первое послание к Коринфянам» Глава II. Св. Климент Римский 2. Так называемое «Второе послание св. Климента Римского» Глава II. Св. Климент Римский 3. Прочие сочинения, приписываемые св. Клименту Римскому Глава III. Св. Игнатий Богоносец…
Метафизическим и историософским взглядам одного из ярких представителей русской религиозной мысли, известного "почвенника" Николая Николаевича Страхова (1828−1896) посвящена статья профессора Московской духовной академии Николая Константиновича Гаврюшина. «Боратынским нашей философии» называл Николая Николаевича Страхова (1828−1896) его именитый биограф.[1] Удивительно меткое определение: та же созерцательность, неформальная религиозность, переживание мистической глубины бытия, поразительное чувство языка... Можно было бы еще добавить, что Т.И. Райнов считал страховский «Мир как целое» «лучшей русской книгой по философии», но надо иметь уверенность, что сам Райнов достаточно известен за пределами узкого круга историков науки... Есть, впрочем, в отношении Н.Н. Страхова совершенно другие, куда менее лестные суждения и эпитеты, главным…
Обряд этот совершается в настоящее время в различных местах русской Церкви различно. В иных местах Плащаница устрояется среди храма тотчас после часов и народ, пришедший к вечерне, видит уже ее, лежащую на особом, для сего случая устроенном, стол, лобызает и ставит свечи еще до прихода священника. В частности, подобное приготовление Плащаницы можно видеть в большом Московском Успенском соборе, хотя и с довольно любопытными особенностями. «На вечерне Великого пятка, – читаем мы в книжке: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в большом Успенском соборе», архиерей, войдя в церковь, возшед на место, облачается в постное облачение среди церкви и, облачась, идет во гроб…
Старцы Оптиной пустыни предавали исключительное значение святоотеческой экзегезе Священного Писания. Преподобный Макарий Оптинский писал учёному монаху в 1852 году: «Да благословит Господь предлежащий вам труд – заниматься истолкованием св. книг Ветхаго Завета. Я полагаю, что вы верно будете иметь руководством в столь важном деле толкование св. отцев, потрудившихся в испытании сем и глубины Духа изыскавших, помощию Божиею и просвещением свыше»1. Преподобный Амвросий исполнил заповедь своего духовного наставника, о чём красноречиво свидетельствует изъяснение 126-го псалма, надиктованное им для общего назидания2. Поучение преподобного искусно составлено на основе толкований восточных отцов, даны необходимые ссылки3. Книга Псалмов не осталась без внимания русской богословской науки…
Содержание Предисловие Книга 1 1 (Maur. 7). Амвросий Юсту желает спасения 2 (Maur. 65). Амвросий Симилициану 3 (Maur. 67). Амвросий Симплициану 4 (Maur. 27). Амвросий Иринею 5 (Maur. 4). Амвросий Феликсу 6 (Maur. 28). Амвросий Иринею Книга 2 7 (Maur. 37). Амвросий Симплициану 8 (Maur. 39). Амвросий Фавстину желает спасения 9 (Maur. 79). Амвросий Беллицию желает спасения 10 (Maur. 38). Амвросий Симплициану Книга 4 11 (Maur. 29). Амвросий Иринею 12 (Maur. 30). Амвросий Иринею 13 (Maur. 31). Амвросий Иринею 14 (Maur. 33). Амвросий Иринею 15 (Maur. 69). Амвросий Иринею 16 (Maur. 76). Амвросий Иринею 17 (Maur. 81). Амвросий клирикам Книга…
Нет худа без добра, говорит старинное русское присловие. В марте прошедшего 1875 года Вы, мой ученый друг, напечатали в Одессе Ваши замечания на программу перевода толкования на церковные правила предпринятого Московским Обществом Любителей Духовного Просвещения и требовали печатного письма или ответа на Ваши замечания. Замечания Ваши редакцией перевода и Обществом были приняты с глубокою признательностью, которая и была Вам изъяснена сначала письменно от редакции, а потом печатно от «Общества»1. Некоторые из Ваших замечаний были осуществлены немедленно. Но печатного письма, которого Вы требовали, не было. И это неисполнение Вашего требования было действительно худо. Но из этого худа произошло и некоторое добро, и именно следующее: Вы повторили Ваши замечания в Москве, некоторые…