Введение ко 2-му изданию Митрополит Сибирский и Тобольский Филофей, в схиме Феодор, по фамилии Лещинский, был один из самых достойных пастырей Русской Православной Церкви. Справедливо сего архипастыря можно назвать просветителем Сибири, по крайней мере, по отношению к туземному народонаселению. При всем том жизнь и дела святителя Филофея описаны и оценены еще весьма недостаточно. Главный недостаток всех печатных о нем сведений – их краткость и неполнота, а затем есть в них неточности, ошибки, даже явные несправедливости. Предлагается новая, подробнейшая биография преосвященного Филофея, подробнейшая особенно там, где говорится о трудах его в распространения Евангелия между сибирскими инородцами; быть может, эта лепта пригодится…
День рождения Церкви Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, – подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается…
От­ве­ча­ет Сер­гей Ху­ди­ев На пя­ти­де­ся­тый день (от­сю­да и на­зва­ние празд­ни­ка) по­сле вос­кре­се­ния Хри­ста и по­сле иудей­ской Пас­хи апо­сто­лы со­бра­лись в Си­он­ской гор­ни­це в Иеру­са­ли­ме, где на них со­шел Свя­той Дух. Од­ним из Его да­ров бы­ла спо­соб­ность го­во­рить на раз­ных язы­ках для про­по­ве­ди Еван­ге­лия. В чем смысл это­го со­бы­тия, и что Пи­са­ние го­во­рит нам о Свя­том Ду­хе? 1. По­че­му Пя­ти­де­сят­ни­цу ино­гда на­зы­ва­ют Днем Рож­де­ния Церк­ви? Цер­ковь — это не про­сто со­бра­ние вер­ных, а Те­ло, ор­га­низм, в ко­то­ром стру­ит­ся жизнь Хри­сто­ва. И этот ор­га­низм со­зи­да­ет­ся Свя­тым Ду­хом, как пи­шет апо­стол, Ибо, как те­ло од­но, но име­ет мно­гие чле­ны, и все чле­ны од­но­го…
творение преподобных и богоносных отцов наших Космы епископа Маюмского и Иоанна Дамаскина, инока и пресвитера лавры Саввы Освященного церковно-славянский текст с переводом и комментарием священноинока Симеона Божественного Духа нашедшая сила, раздельшиися древле глас, зле согласившихся, во единомыслии Божества совокупи, разум наставляющи верных к Троице, о Ней же утвердихомся Предисловие Православное богослужение, как оно дошло до нас в литургических книгах и церковных уставах, в лучших памятниках гимнографии, иконописи и храмовой архитектуры, есть чудный плод самых высоких устремлений человеческого духа, озаренного благодатными лучами Святого Духа Божия. Это живое, яркое и многогранное свидетельство нашей веры и жизни по вере, выражение многовекового исторического опыта Церкви.…
В современном собрании Кирилло-Белозерского монастыря ОПИ ГИМ (ф. 484) хранятся 3 документа из архива Ниловой Сорской пустыни (скита): приходная и расходная книга строителя монастыря старца Маркелла 1611­1612 гг., памяти о выдаче ружных денег и имущества 1587 и 1669 гг. (35 листов). Фонд был сформирован в 1961 г. путем выделения материалов из собраний Е. В. Барсова и П. И. Щукина* 1: на некоторых листах стоит штамп «Е. Бар­сов». Среди перечисленных документов особую ценность представляет при­ходно-расходная книга. Это древнейшая сохранившаяся книга подобного рода из архива Ниловой пустыни. Источник позволяет представить повседневную жизнь скита в начале XVII в.— в тяжелейший период Смуты. В…
Как сошествие Святого Духа на апостолов изображалось в разные эпохи Православные иконы  условно можно разделить  на два типа. К первому относятся  изображения, которые содержат минимум деталей и вполне понятны всем молящимся. Во вторую группу входят иконы, имеющие многоплановую структуру, насыщенные множеством символов, не всегда понятных. Как правило, простые иконы — это изображения святых, одиночные или групповые. Радикальным образом от них отличаются праздничные композиции. Они зачастую настолько сложны для понимания, что, подобно трудным местам Священного Писания, нуждаются в толковании. Такова, например, икона, которая рассказывает нам о важнейшем событии в истории Церкви — сошествии Святого духа на апостолов. Смысл праздника Пятидесятницы Праздник…
С. Ванюков Оглавление I. История праздника в святоотеческой традиции II. Богослужение праздника в византийской и славянской традиции а) Иерусалимская традиция (IV-V века) б) Константинопольская традиция (IX век) 1. Соборно-кафедральное богослужение 2. Монастырское богослужение 2. 1. Студийский Ипотипосис (IX век) 2. 2. Евергетидский Типикон (XI век) 2. 3. Студийско-Алексиевский Типикон (XI век) 2. 4. Афоно-Студийский Типикон 2. 5. Южно-итальянские типиконы 2. 6. Иерусалимский Типикон III. Заключение   ^ I. История праздника в святоотеческой традиции Пятидесятница (греч. – Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής; лат. – Pentecoste) является одним из древнейших праздников Христианской Церкви. Имеющий свой прообраз в Ветхом Завете (Числ. 34:22; Втор. 16:10) и будучи установлен там в память дарования Синайского…
А.А. Лукашевич Оглавление Из истории богослужения на праздник Святой Пятидесятницы Молитвы коленопреклонения на вечерне Пятидесятницы Из истории богослужения на праздник Святой Пятидесятницы^ Праздник Пятидесятницы имеет свои корни в Ветхом Завете. Согласно книге Исход (Исх.23:14-16), для древнего Израиля были установлены три важнейших праздника: праздник опресноков (в 15-й день 1-го месяца еврейского календаря), праздник жатвы первых плодов (через пятьдесят дней после Пасхи; также «праздник седмиц») и праздник собирания плодов (в конце года). В эти три праздника должен являться весь мужской пол твой пред лице Владыки, Господа твоего (Исх. 23:17). Праздник седмиц, к которому восходит Святая Пятидесятница, первоначально отмечался через семь недель после начала жатвы (Втор.…
Параграф § I § II § III § IV «Подчиненный народ привык смотреть на поведение своих начальников, как на некоторый образец и подражать им. Посему грехи людей незначительных губят, одних только согрешающих, а грехи человека значительного и многим известного наносят всем общий вред, делая падших еще более нерадивыми о добрых делах». Св. Иоанн Злат. в словах: О священстве. В настоящее время происходит, как некоторые выражаются, переоценка ценностей в сфере нашей общественной жизни. В этом, случае не делается исключения и для нашей православной церкви. И ее положение делается тоже предметом критики и суда. Судьи находят в ней много недостатков, и эти…
Содержание Первое послание Климента Римского к Коринфянам. 93–95 гг. Второе послание Климента к Коринфянам (около 170 г.). Послание Варнавы (около 130 г.). «Пастырь» Ермы (около 140 г.). Послания св. Игнатия Антиохийского и св. Поликарпа Смирнского (ок. 110–125). (Сведения, заключающиеся в них относительно церковного устройства и управления в после-апостольский век) Первое послание Климента Римского к Коринфянам. 93–95 гг Древность и распространенность в первые века этого по духу чисто апостольского послания подтверждается целым рядом свидетельств церковных писателей, и здесь следует упомянуть только о наиважнейших из этих свидетельств. Самым древним свидетельством относительно этого послания надлежит признать свидетельство Егезиппа (писателя II века).1 Так, Евсевий…
Содержание   Значение пророчеств Эпоха пророков Хронология Значение пророков Обличение и утешение Рассмотрение пророческих книг в хронологическом порядке Книга пророка Иоиля Книга пророка Ионы Книга пророка Амоса Книга пророка Осии Книга пророка Исаии Книга пророка Михея Книга пророка Софонии Книга пророка Наума Книга пророка Аввакума Книга пророка Иеремии Книга пророка Авдия Книга пророка Иезекииля Книга пророка Даниила Книга пророка Аггея Книга пророка Захарии Книга пророка Малахии Перечень важнейших предсказаний и тем Заключительный обзор Значение пророчеств Река времени стремительно несет наш жизненный челнок к безбрежному океану вечности. Что человека ждет впереди — никто не знает — ни люди, ни бесы, ни…
Содержание Предисловие Да воскреснет Бог ! Любовь Божия О любви в нас... Пути промысла Божия... За все благодарите... О постепенности в духовном пути Духовная брань и духовное оружие Наставления на пути духовном Главная заповедь: будь верен в малом... Заповеди Добродетель неосуждения Норма человека – Христос ... Смирение Терпение скорбей – путь нашего времени... ... егда поносят вам... О покаянии Исповедь и духовное руководство... О духовничестве в наши дни... Послушание в наши дни... В учителя не лезьте... О молитве... ... и именем Господним... Молитва – суд души Если сомневаемся, угодно ли Господу Клирос или молитва... Все подвиги... должны привести к смирению...…
Глава I Уважение к св. Василию в древней Церкви. — Знаменитость его предков и их благочестие. — Домашнее воспитание Василия у бабки Макрины. — Внушения матери его. — Предметы обучения в кесарийском училище — Уроки в Константинополе и Афинах. — Прием Василию в афинском училище и первые его впечатления. — Образ жизни его здесь и дружба с Григорием Назианзином. — Прощание с училищем — Взгляд сестры его Макрины на первые его занятия по возвращении из Афин — Путешествие Василия по монастырям[1] Святитель Василий Великий принадлежит к числу тех пастырей Церкви, которые пользовались уважением и любовью не только при жизни своей…
Марина Анатольевна Можарова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН Оптина Пустынь занимала особое место в жизни Толстого. С ней были связаны отроческие воспоминания о похоронах его тетушки А.И. Остен-Сакен, которая, по словам Толстого, «не только была внешне религиозна», но жила «истинно христианской жизнью»[1]. В Оптину к старцам много раз приезжала другая сестра отца — П. И. Юшкова, а также любимая «тетенька» Т.А. Ергольская, названная Толстым «третьим и самым важным» лицом в смысле влияния на его жизнь (34; 364). В Оптинском некрополе рядом с могилой А. И. Остен-Сакен похоронена Е. А. Толстая, рожденная Ергольская, свекровь сестры Толстого.…
Рассказ многогрешного инока Кирилла Печерскому игумену Василию о человеке бельце и чернечестве, и о душе, и о покаянии В некотором граде был царь, очень кроткий, хороший и милостивый, хорошо заботился о своих людях; только лишь одним он не был разумен, – тем, что не боялся нападения, не держал ратного оружия, не предполагая, что кто-то придет на него <войной>. Имел при себе тот царь много друзей и советников и одну, по-мужски умную, дочь. Был среди тех советников один мудрый и благоразумный, что всегда печалился о царском легкомыслии и искал благоприятное время, когда б сказать царю, чтобы готовился он к битве. Внезапно…
Содержание Бог. «Неведомый, но хорошо известный» Два уровня via negativa Сущность и энергии Божественные энергии и Святая Троица Проблема Божественной Простоты Богословское мнение или догмат? Бог. «Неведомый, но хорошо известный» Прежде чем начать дискуссию о Божественных откровениях, необходимо рассмотреть не только такие аспекты, как значение Священного Писания и его место в Священном Предании, но и ответить на следующие основополагающие вопросы: что мы подразумеваем под словами «Бог открывает Себя»? Насколько его внутренняя природа открыта человеку? Каким образом Он познаваем для человеческого разума и как Он навсегда остается непостижимым? В основе учения Православной церкви о Боге всегда лежала антиномия. То, что апостол…
Параграф I II III Первый, кто приписал Домострой знаменитому исповеднику Иоанна Грозного, был покойный Д. П. Голохвастов, издавший этот памятник во Временнике Общества Истории и Древностей Российских за 1849 г. (кн. 1-ая), под заглавием: «Домострой Благовещенского Попа Сильвестра». Называя последнего автором или, лучше сказать, составителем Домостроя по разным источникам, Голохвастов в этом случае имел ввиду последнюю главу Коншинского списка, так называемый Малый Домострой или «Послание и наказание от отца к сыну», которое действительно несомненно принадлежит перу Сильвестра. Другого основания у Голохвастого не было, или, по крайней мере, он не указал его. Вопрос об авторстве Сильвестра, поднятый издателем Коншинского списка, заинтересовал…
Литературное наследие преподобного Варсонофия Оптинского Священник Илия Ничипоров, клирик Никольского храма Красногорска Московской епархии, преподаватель Коломенской Православной духовной семинарии, доцент МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор филологических наук Важное значение Свято-Введенской Оптиной Пустыни для отечественной культуры ярко проявилось в  ее обширном, многожанровом и пока еще недостаточно изученном литературном наследии[1]. В жанрово-тематическом отношении литературное творчество оптинских подвижников включает в себя аскетические произведения, эпистолярий (например, обширная переписка старцев Льва, Макария, Амвросия), разноформатные дневниковые записи, жития, летописи, многообразные сборники духовного содержания, исторические, поэтические сочинения, а также записи бесед старцев, сделанные их духовными чадами. Оптинское литературное наследие нуждается в комплексном филологическом, богословском, историческом осмыслении. В качестве…
Диодор (Ларионов), монах. О некоторых проблемах интерпретации наследия святителя Григория Паламы. [Рец. на: М.Ю. Реутин, Майстер Экхарт — Григорий Палама. К сопоставлению немецкой мистики и византийского исихазма] Продолжая дискуссию вокруг проблем интерпретации наследия святителя Григория Паламы, редакция предлагает Вашему вниманию рецензию постоянного автора портала Богослов.Ru монаха Диодора (Ларионова). Публикация столь серьезной и самостоятельно проведенной работы, основанной на изучении источников в оригинале, пока еще редкость на сайте Богослов.ру. Симптоматично, что автор работы - светский ученый, специалист по средневековой философии. Не в последнюю очередь этим обстоятельством обусловлен методологический подход автора к рассматриваемой проблеме: сравнительный анализ учений двух выдающихся богословов XIV века -…
В журн.: Проект-Классика. № XV/XVI-MMV.   Вид изнутри Эта невысокая полуруинированная стенка с выветрившейся кладкой является ярким примером целого направления в русской архитектуре XVIII в., причем примером чуть ли не самым северным. Это направление – декоративные фортификации монастырей. Дело в том, что в XVI–XVII вв. многие монастыри, бывшие царскими богомольями, получили каменные стены и постоянные гарнизоны, то есть превратились в настоящие кремли. Иногда эти каменные укрепления монастырей играли роль градообразующую, и кремлем в городе фактически становился монастырь, тогда как старое городище с воеводским двором постепенно ветшало и забрасывалось (так было в Звенигороде и в Боровске). Но к концу XVII в.…