Во времена великого царя Соломона израильское государство наладило политические, экономические и культурные связи с ближними и дальними державами. Благодаря мудрости царя Соломона слава Бога Израилева распространилась по всему древнему миру. И для последующих поколений Соломон стал еврейского народа воплощением мудрости. И это не удивительно. Годы его царствования были периодом высшего экономического и политического расцвета Израиля, единственным в истории страны периодом могущества, мира и процветания. Правда, в памяти поколений сохранились лишь светлые стороны правления Соломона, теневые же преданы забвению.[1] При Соломоне, который царствовал почти сорок лет, в Палестине наступил, наконец, долгожданный мир. Молодой царь не искал новых завоеваний; он даже утратил…
(память 8 сентября по старому стилю) Священномученик Алексий родился 22 сентября 1879 года в селе Шолы Белозерского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика Глеба Успенского, который умер, когда Алексею едва исполнилось полтора года. По окончании Духовной семинарии Алексей Глебович был рукоположен в сан священника. Служил на разных приходах. Гонения конца двадцатых - начала тридцатых годов застали его в храме Тверской епархии. Как и в большинстве других случаев, власти, намереваясь арестовать священника, предложили заплатить государству огромный налог, и поскольку священник не смог удовлетворить их требований, те арестовали его. Суд приговорил о. Алексея к конфискации имущества и заключению на шесть месяцев в…
Содержание Предисловие I. Местоположение и вид обители II. Начало города Курска, сказание о явлении чудотворной Иконы Знамения Божией Матери, называемой Курская, и основание на месте явления Ея пустынной обители иноческой III. Историческое обозрение Коренной Пустыни а) Период первый. От 1597 до 1618 года Дьяк Патрикей Насонов б) Период второй. От 1618 до 1764 года в) Период третий. От 1704 по 1862 год Период Самостоятельного Существования Обители и Постепенного её благоустройства В том Монастыре: Вторая церковь Третья церковь Четвёртая церковь Ризница А) Церковные Священнослужебные сосуды Б) Кресты напрестольные В) Кадильницы Г) Церковные Священные книги разные Д) Священные одежды Во оном Монастыре…
Письма преп. Макария Оптинского к игумении Курского Троицкого монастыря Алевтине (Недельской) Варвара Викторовна Каширина доктор филол. наук. Доклад прочитан на VII Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтениях «История и перспективы церковно-общественного соработничества в России» на секции «VIII Дамиановские чтения: Русская Православная Церковь и общество в истории России и Курского края» (Курск, 23 марта 2011 г.) История женского монашества, по справедливому замечанию И.К. Смолича, «дожидается еще основательного изучения; по многим вопросам пока не хватает материалов». По мнению исследователя, «… более или менее изучены лишь немногие тропинки на путях благочестивого подвижничества русских женщин; хотелось бы надеяться, что пути эти не окончательно потеряны для исторической…
В продолжение дискуссии вокруг проблем интерпретации наследия святителя Григория Паламы Портал «Богослов.Ru» помещает предлагает вниманию читателей новую статью монаха Диодора (Ларионова), написанную в связи с ответом М.Ю. Реутина на рецензию его статьи.   For, you see, Alice had learnt several things of this sort in her lessons in the schoolroom, and though this was not a very good opportunity for showing off her knowledge, as there was no one to listen to her, still it was good practice to say it over. Lewis Carroll. Alice's Adventures in Wonderland   1. Проблема «метода» и проблема «интерпретации» Познакомившись с «Ответом» М. Реутина…
Настоящая жизнь, возлюбленные, дана нам для того, чтобы мы приуготовлялись к жизни вечной, к славе неизменяемой. Настоящая жизнь оканчивается смертию, и мирская слава непостоянна и преходит. Ибо многие из сильных земли неожиданно сведены во ад; многие судии земные преданы суду тех, которых прежде сами судили; богатые обнищали; почитавшиеся мудрыми признаны за глупых; крепкие ослабели; здоровые впали в болезнь; имевшие власть лишились оной. В мире нет ничего твердаго и постояннаго, потому что нет ничего добраго. Дети презирают и оскорбляют родителей своих; родители боятся детей своих. Жены оставляют мужей своих; мужья не сохраняют супружеской верности к женам своим. Юноши вместе с стариками…
Автор анализирует особенности предмета повествования путевого паломнического (православного) очерка. Традиция паломничества оказала влияние на сущность данной разновидности жанра, что отразилось как на жанрообразующих признаках, так и на информационно-смысловых задачах. Для исследования использовались современные очерки, опубликованные в православных СМИ на протяжении последних 15 лет. Выявлены особенности, характерные для паломнического очерка. Ключевые слова: паломнический очерк, паломничество, путевой очерк, жанрообразующие признаки, хождение. Паломнический очерк, повествующий о путешествии по святым местам с молитвенной целью, - разновидность путевого очерка, поэтому все жанровые особенности последнего распространяются на него. Древняя традиция паломничества оказывает существенное влияние на жанрообразующие признаки, которые становятся специфичными, и на информационно-смысловые задачи текста. В…
Монах Платон (Рожков), насельник Введенского ставропигиального монастыря Оптина пустынь КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ПРОСЛАВЛЕНИЕ СВЯТЫХ Одной из актуальных проблем при канонизации святых ХХ века является проблема коллаборационизма среди духовенства и верующих, служивших и проживавших на оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны. Коллаборационизм (фр. collaboration — сотрудничество) — это осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, с захватчиком в его интересах и в ущерб своему государству. С коллаборационизмом тесно связана и деятельность спецслужб во время войны, которую только недавно начали исследовать по доступным источникам. Основная же масса их недоступна и поэтому исследования подчас ставят больше вопросов, чем дают ответов. Деликатность этой проблемы…
Тема правильного отношения к телу – одна из важнейших тем в религиозно-философской антропологии Киприана (Керна), пока ещё, к сожалению, малоизвестного в России религиозного мыслителя русского зарубежья первой половины ХХ в., но она у него обретает новое звучание в контексте темы аскетического воспитания. Антропология Киприана (Керна) вытекает из всей традиции паламизма, но чтобы понять эту традицию и само учение св. Григория Паламы о человеке, нужно прежде всего усвоить его взгляд на всецелое естество человека, когда тело не принижается (как в неоплатонизме) из-за своей материальности, а, наоборот, оправдывается и даже прославляется. Киприан (Керн) особо выделяет значение тела в воспитании, опираясь на опыт…
Содержание Предисловие к первому изданию 1847 года. I. Местоположение Обители II. История Оптиной Пустыни Отдел I. От основания обители в XV столетии до обновления ее после Литовского разорения, то есть, до 1630 года Отдел II. 1680 – 1724 Отдел III. 1724 – 1764 Отдел IV. 1764–1796 Отдел V. От 1796 года до настоящего времени Духовная грамота Об изданиях Оптиной Пустыни III. Степень монастыря и число братства IV. Чиноположение или устав обители О старчестве V. Здания обители Святые храмы 1. Введенский Собор 2. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери 3. Церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери 4. Церковь во…
0. Предварительные замечания В своих отзывах на проект «Положения о монастырях и монашествующих» (далее — «Проект»), опубликованных практически одновременно и выражающих совершенно идентичную оценку как самого «Проекта», так и критических отзывов на него (вплоть до буквального совпадения отдельных выражений), высокопреосвященнейшие митрополиты Иосиф Иваново-Вознесенский и Вичугский и Аристарх Кемеровский и Новокузнецкий, затронули ряд существенных проблем канонического права, входящих в раздел так называемого «монашеского права»[1]. Немного позже появился отзыв преосвященного Вениамина, епископа Пензенского, в котором горячая поддержка вынесенной на обсуждение редакции «Проекта» также сочетается с недоумением и осуждением дискуссии на официальных форумах Межсоборного присутствия. Как всем известно, по благословению Святейшего Патриарха Московского…
Толстые и Долинино-Иванские                                Т.В.Комарова , ведущий научный сотрудник музея-усадьбы Ясная Поляна» Толстые и Долинино-Иванские – древние дворянские роды, отличившиеся не только верной и преданной службой Отечеству, но и давшие молитвенников за землю русскую и православный народ. В 1895 году Долинино-Иванские и Толстые породнились. Иван Михайлович Долинино – Иванский (1869-1931) женился на княжне Александре Леонидовне Оболенской (1876-1958)[1], мама которой, Елизавета Валериановна, была урожденная графиня Толстая, родная племянница писателя Л.Н. Толстого и дочь его сестры Марии Николаевны - монахини Шамординского монастыря Марии. Прабабушка Александры Леонидовны по линии…
Оптинский монах Виктор Вейденгаммер – персонаж романа И.С. Шмелева «Пути небесные» Алексей Маркович Любомудров, д.филол.н., вед. н.с. ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН Статья опубликована в издании: Шмелев И.С. Пути небесные: Роман. М., 2005. С. 793 – 837. Если любознательный паломник, приехав в Оптину Пустынь, зайдет в знаменитый Предтеченский Скит и, помолившись у келий старцев Амвросия и Макария, поинтересуется, что за скромное здание прячется от людских глаз в юго-западном углу Скита, ему скажут: «Это - домик Вейденгаммера». Кем же был этот человек со странной фамилией, и почему его имя, наряду с именами прославленных старцев, увековечено в истории обители? Рясофорный монах Виктор (Вейденгаммер)…
Оптина пустынь в годы гонений Монах Платон (Рожков), насельник Оптиной пустыни Доклад на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях Оптина пустынь в начале ХХ века являлась одной из известнейших обителей России. Это был крупный монастырь с довольно развитым хозяйством[1]. Богослужения проводились в восьми храмах обители, в том числе в двух храмах в Иоанно-Предтеченском скиту. В числе священнослужителей среди братии в 1916 году были: один епископ (на покое), два архимандрита, два игумена, 36 иеромонахов, 18 иеродиаконов. Всего в обители перед закрытием числилось 204 насельника, а также 138 так называемых добровольных послушников – ожидающих вакансии, находящихся на испытании или трудившихся по обету[2]. Оптинская…
Содержание Предисловие Истолкование Евангельского учения о Суде 1. Цель земной жизни – научиться любить Господа. О страхе 2. Мучения грешников – естественное состояние их собственной души 3. Страшный Суд – полное явление и приближение Творца к творению Своему 4. Причина страданий – следствие самопроизвольного отречения от Божественной любви 5. В чём состоит цель сошествия Христа во ад? 6. Что такое ад? 7. Что делает человека свободным и кто такие «сыны противления»? 8. Что называется хулой на Духа Святаго? 9. Что такое частный суд Божий? О существовании души после смерти 10. Прохождение мытарств как путь самопознания души 11. Что означают слова…
Сочинение, бывш. профессора московского университета, протоиерея А. М. Иванцова-Платонова Содержание Предисловие Отдел первый. Римско-католическая церковь: её вероучение: административное устройство, богослужение и краткая история. § 1. Постепенные отступления Западной церкви от древнего православия: общая характеристика средневекового схоластического богословия Западной и церковной жизни в средние века § 2. Католическое учение о Боге, Его свойствах и внутренней жизни; искажение догмата о взаимных отношениях Лиц Св. Троицы § 3. Искажённые римско-католические понятия о правосудии Божием и спасении людей, о сверхдолжных делах, таинстве покаяния, об епитимиях, чистилище, индульгенциях, о почитании святых и Богородицы Девы Марии § 4. Католические понятия о Церкви § 5. Католические понятия…
В кн.: Русское искусство позднего средневековья. Образ и смысл. Сб. научных трудов НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. М., 1993. С. 103-141. Зодчество северо-восточной Руси середины ХVI в. отмечено истории русской архитектуры богатством художественного языка. В многообразии типологии церковных зданий доминирующее положение занимают два направления в храмовом строительстве, различающиеся как по созданному художественному образу, так и по отношению к сложившейся традиции московской архитектуры. Первое направление связано с утверждением типа пятиглавого, в основном четырехстолпного храма, являющегося, упрощенным вариантом середины ХVI в. кремлевских шестистолпных пятиглавых соборов, восходящих к владимирскому образцу. Второе, напротив, связано с созданием принципиально нового типа храма, отличающегося по…
В кн.: Святые и святыни северорусских земель. Каргополь, 2002. В современной историографии бытует мнение о Кенозерье как об одном из ранних очагов колонизации Русского Севера, связанном со Свирско-Онежско-Двинским путём - одним из магистральных путей новгородского движения на Север. Под понятием «Кенозерье» следует понимать Кенозерский национальный парк, образованный в 1991 г. на территории Плесецкого и Каргопольского районов Архангельской области. Освоение берегов Кенозера русскими людьми полностью совпадает с известными этапами колонизации Севера Новгородом и Ростовом Великим. Первый период охватывает X - XIII вв. В это время на территории Кенозерья формируется сеть водно-волоковых путей, необходимая не только для освоения Кенозера, но и дальнейшего…
Я не решусь утверждать, что Владимир Соловьев, живший в эпоху глубокого упадка русской поэзии, когда возможности классической парадигмы уже были исчерпаны, а новые возможности еще не были открыты, был победителем именно как поэт, умеющий, до конца наложить свою волю на материал стиха. Но в истории духовной культуры человечества есть художники, которые были значительнее самих себя и видели больше, чем могли до конца воплотить. История мировой живописи может в самом крайнем случае обойтись, скажем, без немецких романтиков Филиппа Отто Рунге и Каспара Давида Фридриха, без библейских этюдов нашего Александра Иванова; история духа, Geistesgeschichte, как говорят немцы, — не может, и в…
Работа митрополита Диоклийского Каллиста посвящена Иисусовой молитве в учении святого Григория Синаита (1255–1346). Перед нами встаёт образ выдающегося святого, который наряду с Григорием Паламой положил начало возрождению исихазма. Рассматривая различные формулы Иисусовой молитвы, а также внутренние и внешние технические приёмы сердечного моления в восточно-христианской традиции, митрополит Каллист затрагивает также вопрос о возможном сходстве или влиянии на них других религий. Содержание Два Григория Жизнь и путешествия Богословский контекст Иисусовой молитвы: осознание благодати крещения Словесная форма Иисусовой молитвы Внешние приёмы: управление дыханием Внутренние приёмы: молитва непрерывная и необразная Признаки действия Иисусовой молитвы: радостная печаль, теплота и свет Два Григория Ключевую роль в…