Генезис русского интуитивизма Следует отметить, что последователи предпосылок развития русского интуитивизма не только сходятся во мнении о глубоких корнях данного философского учения, но и указывают на ряд русских и зарубежных философов, чьи взгляды, в некоторой степени, близки интуитивизму. Старченко Н. Н. полагает, что «в своих основах русский интуитивизм восходит к древним традициям религиозно-философской мистики, проповедовавшей возможность слияния человеческого духа с Богом ещё в этой земной жизни. Среди ближайших родственных интуитивизму философских течений и отдельных мыслителей Лосский и Франк называли философию «здравого смысла» шотландской школы XVIII – XIX вв., учения Шеллинга, Гегеля, славянофилов, австрийского философа Ф. Брентано, В. С. Соловьёва, имманентную…
Первые христианские школы и их главные назначения Прежде всего, мы рассмотрим общее состояние христианских образовательных институтов в самое раннее время. И начнем мы наше исследование с новозаветных времен, с периода жизни и учительства Самого Иисуса Христа. Если сообразовываться с контекстом иудейской междузаветной религиозной культуры, то Иисус Христос безусловно воспринимался как «рабби» (учитель). Подобным образом к нему обращаются в Евангелиях ученики Иоанна Предтечи, апостол Нафанаил, фарисей Никодим (Ин. 3:2)., Петр на горе Фавор (Мк. 9:2), Иуда в момент предательства(Мф. 26:25). Ученики называли Иисуса «учителем» и "господом", и Христос принимал это как должное (Ин. 13:13). Задачу для учеников Он определял как подражание…
Пророчество Нафана и мессианизм Псалтири. После смерти пророка Моисея и занятия евреями Обетованной Земли пророчества о Мессии замолкают на многие столетия. Новая серия пророчеств о Мессии возникает во время царствования Давида, потомка Авраама, Иакова и Иуды, управлявшего еврейским народом за тысячу лет до Р.Х. В этих новых пророчествах раскрывается царское и Божественное достоинство Христа. Современнику Давида, пророку Нафану, было открыто, что истинное владычество Господа нельзя отождествлять с державой сына Иессеева. Давид лишь полагает основание роду, из которого выйдет Мессия Ягве. Он избран для этой роли потому, что внимал гласу Божию и уповал на Сущего. Завет с домом Давидовым был возвещен…
Tuesday, 22 September 2015 20:20

Генезис Вечери Господней

Иисус, несомненно, соблюдал иудейские праздники Своего времени, но и показывал в то же время, что свой полный смысл они получают только от Него Самого и осуществления Его дела, - например, в том, что касается праздника Кущей или Обновления и особенно Пасхи: Он сознательно запечатлел Новый Завет Своей Пасхальной жертвой. Этой новой и окончательной Пасхой Христос исполнил также чаяния праздника Очищения, ибо Его кровь дает доступ в истинное святилище (Евр. 10:19) и к великому торжествующему собранию в небесном Иерусалиме. Отныне подлинный праздник совершается на небе. С пальмовыми ветвями в руках, как на праздник Кущей (Откр. 7:9), сонм избранных, искупленных кровью истинного…
Monday, 21 September 2015 20:11

Канон Нового Завета

Христиане с самого начала обладали Писанием: как известно, Библией раннехристианских общин были еврейские книги, распространенные за пределами Палестины в греческом переводе, называемом Септуагинтой. Собственно христианская письменность возникает, как мы знаем, не позже 50-х годов 1 века, когда апостол Павел направлял свои послания христианским общинам, основанным им или попавшим в сферу его деятельности. Однако ни Павел, ни авторы наших евангелий не брались за перо с намерением создать священные или канонические книги. Сами христианские тексты первых времен не содержат притязания на то, чтобы быть Священным Писанием. Как случилось, что часть раннехристианской литературы, написанной в 1 - 2 веков, получила статус Священного Писания…
История поставления на Киевскую кафедру Кирилла. Для начала монгольского периода довольно характерно то обстоятельство, что во главе русской церкви, спустя сто лет после истории поставления на Киевскую митрополию Климента Смолятича, снова появляется митрополит из русских, нарушая тем восстановленное было грековластие. Вероятно, эта уступка русскому национализму прежде всего объясняется простой боязнью греков идти на Русь, опустошаемую и угнетаемую азиатскими завоевателями. Прибывший к нам из Греции в 1237 году, т.е. в самый год нашествия татар на северо-восточную Русь, митрополит Иосиф, по всем признакам избегая киевского погрома 1240 года, удалился восвояси. Понять это бегство можно и как дипломатию. Византийцы стремились к миру и…
Спор о крещении еретиков в III веке. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь основана Господом нашим Иисусом Христом в день Пятидесятницы, когда после сошествия Святого Духа на апостолов было положено начало первой христианской общине. По свидетельству Священного Писания, тогда после проповеди апостола Петра в Иерусалиме крестилось и «приложилось к Церкви» около трех тысяч человек (Деян. 2:44). Много других свидетельств Писания (крещение евнуха эфиопской царицы (Деян. 8:38), Корнилия сотника (Деян. 10:48), темничного стража (Деян. 16:33); наконец, крещение самого апостола Павла, призванного к апостольскому служению сверхъестественным образом, но имевшего, тем не менее, нужду в крещении от апостола Анании (Деян. 9:18)) говорят нам…
Господствующее церковное суждение в отношении секуляризации является однозначно негативным (пусть и вариативным в своих нюансах): секуляризация – как символ отхода европейской культуры от христианских духовных основ – является предательством Божественной воли и, соответственно, религиозного образа жизни. Поэтому богословы в основном консервативного направления категорично оценивают секуляризацию как «апостасию», или вероотступничество. Констатация этого выливается либо в образе ностальгического вожделения нового христианского общества или государства вроде старинных религиозных теократий, либо в виде напряженного эсхатологического ожидания окончательного, предельного отступления от веры в событии поклонения народов апокалиптическому антихристу. Некоторые русские богословы фиксировали в секуляризации, возможно, органичный для общественного развития, но негативный для религиозности, естественный исторический…
Доктрина святителя Киприана Карфагенского о крещении еретиков. Защищавшие мнение перекрещивания неправославных считали, что крещение возможно только в Православной Церкви, оно неотделимо от Церкви, так как только в ней присутствует благодать Святого Духа. Считать еретиков имеющими крещение, значит признавать за ними благодать Святого Духа, из чего следует признание их истинной Церковью, что противоречит принципу церковного единства. В своем письме Фирмилиан писал Киприану: «Если же у нас и у еретиков крещение одно, то без сомнения и вера одна; если вера одна, то и Господь един; если Господь един, то следует сказать и во всем есть единство, но если у еретиков тоже самое…
Святой Ириней Лионский и «Adversusheresis». Первый систематический образец полемики с гностицизмом. Молодому христианству второго века приходилось противостоять как внешним, так и внутренним опасностям. Извне ему угрожали гонения римского имперского правительства, которые то утихали, то вспыхивали с новой силой. Другую опасность представляло гностическое умонастроение, распространившееся и среди христиан, и вне Церкви. Гностицизм не был единым направлением, но, скорее, был представлен категорией людей, объединенных особой богословской и психологической направленностью. Среди гностиков было много людей, одержимых фантастическими идеями, которые пользовались большой популярностью среди современников, падких на все таинственное и мистическое. Против такого умонастроения и были направлены творения одного из крупнейших христианских богословов второго…
Введение. Божественная триада «неисчислима». Никейский век есть период выработки и установления вселенской ортодоксии, то есть учения о Святой Троице. Кроме тринитарной догмы, были также раскрыты вопросы антропологические и сотериологические. Основоположительное значение этих догм, величие принимавших участие в разработке их отцов Церкви и важность результатов дает нашему периоду право на первое – после апостольского века – место в теологии. Церковь владела теперь философией и всею ученостью греко-римского мира и все это обратила на развитие и защиту христианского учения. Спекулятивный дух Восточной Церкви соединился с глубоким религиозным интересом и известною долею мистицизма, но в то же время и с греческим любопытством и…
«Предсмертное Завещание» Патриарха Тихона. В самый день погребения Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 года, в Донском монастыре состоялось совещание архиереев, участвовавших в отпевании почившего. На совещании было вскрыто и оглашено Завещание, составленное Патриархом на Рождество 1925 года: «В случае нашей кончины наши Патриаршие права и обязанности до законного выбора Патриарха предостав­ляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу. В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам всту­пить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу. Если же и сему митрополиту не представится воз­можности осуществить это, то наши Патриаршие права и обя­занности переходят к Высокопреосвященному Петру, митропо­литу Крутицкому...».[1] Поскольку митрополиты Кирилл…
Содержание Моисеева Законодательства: идеи общества и государства Слово «Тора» имеет более широкое значение, чем узко юридическое греческое «номос», которым оно передается в переводе Септуагинты. Им обозначается «учение», данное Богом людям как руководство для их поведения. Оно применяется, прежде всего, к совокупности того законодательства, которое предание Ветхого Завета связывало с Моисеем. Применяя слово закон в этом смысле, ставшем классическим в иудействе, Новый Завет называет «Законом» все домостроительство, в котором это законодательство было главнейшим элементом (Рим. 5:20), в противопоставлении домостроительству благодати, установленному Иисусом Христом (Рим. 6:15; Ин. 1:17); однако в Новом Завете говорится и о «Законе Христовом» (Гал. 6:2). В связи с…
Монархическая форма правления – одна из древнейших. Она предусматривает наследственное (реже – выборное) единовластие, освященное религиозной санкцией. По мнению ряда исследователей, корни монархические идеи уходят в доисторическое прошлое, когда вождям-магам приписывались сверхъестественные свойства. Влияние магии на идею монархии сохранялось и в государствах Древнего Востока. Так, египтяне считали, что фараон присущей ему властью поддерживает стабильность природного естественного порядка. На него смотрели как на телесного потомка богов. В Месопотамии начало обоготворения царей связано с именем Нарам-сина (Нарам-Суэна), жившего в 3 тыс. до н.э. В античный мир идея божественности царя пришла с Востока и после Александра Македонского закрепилась в эллинистических державах. В Риме…
Положение Иерусалимской Церкви до 11 века. Первый Вселенский собор предоставил иерусалимскому епископу почетный титул митрополита, но без власти над другими церквами, так как церковная власть во всей Палестине, не исключая и Иерусалима, сосредоточивалась в митрополите Кесарии Палестинской, которая была центром гражданского управления. Но около середины 5 века эдиктом императора Феодосия II и Иерусалимскому епископу предоставлено первенство власти в церквах Палестины, Финикии и Аравии, так что митрополит Кесарийский должен был стать в подчиненное положение. Таким образом, ко времени четвертого Вселенского собора пять епископов знаменитейших кафедр заняли первенствующее и начальственное положение в Церкви. В 451 году на Соборе в Халкидоне Иерусалимская Церковь…
Екклесиаст: авторство книги Представление о Екклесиасте, как произведении царя Соломона, при закате своих дней познавшего ошибки молодости и в этой книге оставившего памятник искреннего покаяния и сердечного обращения к Богу, было господствующим в древнеиудейской церкви, а по примеру ее и христианской.[1] Так, экзегетами неоднократно высказывалось мнение, что «Екклесиаст» написан Соломоном в старости и является плодом его покаяния в невоздержанной жизни. Можно согласиться, что тут есть много правдоподобного: по характеру своему она содержит обращенную к народу проповедь о суетности земных вещей. А между тем многие рисуют себе Соломона, именно как народного учителя. История изображает нам упоенного счастьем и изведавшего на собственном…
Священное Предание не имеет до сих пор в Православной Церкви своего точного списка, перечисляющего элементы его содержания; для него не составлен канон, как для Священного Писания, даже для той области, которая уже закреплена в письменности. Обширность, разносторонность и богатство Священного Предания в практике церковной жизни не позволяет свести все составные части его содержания в простой и ограниченный каталог наставлений, правил, постановлений и повествований. Немногочисленны те утверждения Священного Предания, которые отшлифованы общецерковной работой Вселенских Соборов и заключены в оправу писанного обязательного догмата; и эти законченные труды оставляют по себе множество сопутствующих мелких подробностей, однородных по внутреннему смыслу с выработанными положениями, но…
Иерусалимский Храм в междузаветный период Храм был центром жизни Израиля, символом нации, видимым доказательством пребывания Бога в народе, знаком того, что Он всегда защитит Свой народ. Он давал чувст­во уверенности. Он всем казался вечным, любое сомнение в этом звучало кощунственно и рассматривалось как недостаток патриотизма, почти как отступничество. Еврейская апокалиптика говорила о вечной красоте и процветании Храма, а не о его гибели, в отличие от пророков, которые видели в крушении национальных святынь Божий Суд (Иер 9.11; 13.9,27; Иез 16.2; 24.2; Мих 1.5; Мал 2.11). Но были у Иерусалима и свои Кассандры. Вот как пишет Иосиф Флавий: «Некто Иешуа, сын Анана,…
Экзегеза повествования о Потопе В то время как в Быт. 1 – 3 истории о творении священнического писания и Яхвиста следуют друг за другом, в Быт. 6 – 9 обе версии рассказа так переплетены, что теперь мы имеем один рассказ о потопе. Каждому из источников свойственен особый характер и стиль, и оба относятся к различным историческим эпохам. То время как автор Яхвиста обнаруживает живой интерес к личности и судьбе описываемых им людей, то автор Жреческого (Священнического) кодекса видит в представителях человечества орудие Божественного промысла и пишет историю сакральную.[1] Так, если приглядеться, то и в Быт. 6:5 – 9:17 узнаешь различные…
Аскольдов С. А. и философия длительности Анри Бергсона Одним из немногих в России философов, по достоинству оценившим учение о длительности, был С. А. Аскольдов, который не только верно отразил взгляды французского философа, но и смог их органично дополнить, развить, особенно в плане соотношений времени и вечности.[1] Кроме того, С. А. Аскольдов довольно подробно и верно проанализировал теорию восприятия у Бергсона, хотя многие из последователей русского философа не поняли суть интерпретаций. Сергей Аскольдович Аскольдов (псевдоним Аскольдов, 1870 – 1945) был сыном философа А. А. Козлова. Он не мог унаследовать имени отца по причине официальной не легитимности рождения (законная жена Козлова, крестьянка,…