Содержание Введение Степень раскрытия и формулирования догматического учения о таинствах в св. Писании Обстоятельства, которыми условливалось раскрытие учения о таинствах отцами и писателями церкви первых трех веков І. Aпостольские мужи II. Св. Иустин мученик ІІІ. Св. Ириней лионский IV. Климент александрийский V. Ориген VI.Тертуллиан VII. Св. Киприан Заключение Приложение  Введение Существующие на западе римско-католический и протестантский взгляды на исторические данные для догматического учения о семи церковных таинствах, при всем существенном различии между собою, представляют однакож несколько точек взаимного соприкосновения. Протестанты утверждают1, что учением о седмеричном числе таинств богословская мысль привнесла несколько новых не данных в откровении истин. В св. Писании,…
Содержание От редакции издания «Памятников древне-русской церковно-учительной литературы» I. Житийные чтения Пролога Январь 1. Память обрезанию Святому Господа нашего Иисуса Христа (1 янв.) 2.1 Св. Василий Великий I (1 янв.) 2.2 Св. Василий Великий II (1 янв.) 3. Св. Сильвестр, папа Римский (2 янв.) 4. Чудо св. Сильвестра и прение его с жиды (2 янв.) 5. Сказание Христова пришествия к морю, прежде даже не прииде ко Иордану креститися (3 янв.) 6. Сказание Иоанна Златоуста о приходе Христове от моря на землю и ко Иордану грядуща (4 янв.) 7. Святое Богоявление Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 янв.) 8.…
Глава 1 (1) Ты просил у меня, брат Деогратий1, написать тебе что-нибудь, что пригодилось бы тебе при обучении новичков2 вере. Ты говорил, что в Карфагене, где ты диаконом, к тебе часто приводят людей, которых надо впервые ознакомить с христианской верой: тебя считают человеком, обладающим всеми качествами учителя, – и знакомством с правилами веры и даром речи. Ты же, по твоим словам, почти всегда испытываешь затруднения: как убедить именно в том, что христианами нас делает вера, как внушить это, с чего начинать, до чего доводить рассказ; надобно ли, по окончании рассказа, прибавить какое-либо увещание? не достаточно ли одних заповедей, соблюдая которые…
Для разумеющих важное поучение в нынешнем чтении евангельском. Вот является Господь; Его видят, и не знают. Учитель шествует с учениками по пути, и сам Он есть путь; но они не шли по пути, Господь нашел их уклонившимися от пути. Ибо когда был с ними до страдания, все предсказал им о страдании, о смерти и о тридневном воскресении своем; все предсказал, но смерть Его была для них забвением. Когда узрели Его висящим на древе, так возмутились, что забыли Его учение, не ожидали воскресения, не понимали обетования. "Мы, – говорят, – надеяхомся, яко сей есть хотя избавити Израиля» (Лк. 24, 21). Вы…
Одна из самых излюбленных тем новейшей исторической науки есть «первобытная культура», «доисторический быт человечества»1 и т. п., причем наука смелым полетом мысли старается проникнуть в такие отдаленные эпохи, которые прежней историографии неизвестны были даже по имени. Всем пользуется она в этой смелой попытке: народной мифологией, филологией, этнографией, геологией, и из отрывочных данных, представляемых последними, старается составить цельную картину доисторического быта человечества. Но что такое этот «доисторический» быт? Это очевидно такое состояние человечества, о котором не сохранялось прямых письменных или ясных вещественных памятников. Такого быта не знает Откровение. В последнем от самого сотворения человека проведена такая стройная нить исторической жизни человечества,…
Подвиг и отшельничество 08.02.1960 М.И.Б. Снято 6.2001 с: http://st-jhouse.narod.ru/canvas/Vladimir.htm Предисловие "Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка…" (Мф.10.41). Ввиду такого многообещающего завета, я решил посвятить мой малый труд описанию жизни Божьего труженика инока Владимира, который во имя общего духовного блага людей и теперь трудится на святой ниве Христовой, подавая помощь всем приходящим и просящим, а может быть и не просящим, а устремленным, потому что солнце светит и на праведных и грешных. А святые угодники, подобно солнцу, светят и освещают всех соприкасающихся со светом. М.И.Б. 1957 - 58 г.г. Инок Владимир (в миру Владимир Алексеевич Алексеев) родился в Петербурге…
Значение отрицания в познании Бога не обязательно связано с «мистическим богословием», каким представлено оно автором дионисиевского «Корпуса». Даже у самого святого Дионисия Ареопагита путь отрицаний, хотя и доходит до кульминации в «незнании, которым мы познаем за гранью разума»1, ведет не только к одному лишь экстатическому соединению; он является также умозрительным (или спекулятивным) догматическим методом (описания – Ред.) Божественной трансцендентности2. Обобщая, мы можем сказать, что всякое религиозное мышление, в той мере, в какой оно себя таковым сознает, стоит перед необходимостью прибегать к отрицаниям, будь то в целях достижения недостижимого, превосходя само себя в сопровождаемой диалектикой естественной мистике, или оставаясь в рамках…
Содержание Религиозно-воспитательные влияния на самых малых детей Иконы с лампадой Примеры окружающих взрослых Осенения детей крестным знамением и посещения с ними богослужений Причащение их Телом и Кровию Христовой Средства религиозного воспитания детей среднего возраста Материал для бесед, заимствуемый из жизни дитяти Материал для бесед, заимствуемый из окружающей природы Программа бесед и примечания к ней Молитва домашняя и церковная Песни и песнопения религиозные Упражнения детей в благочестии Наставления от духовных лиц Пособия к религиозному воспитанию для родителей А. Книги для теоретического ознакомления родителей с направлением, задачами и способами религиозного воспитания Б. Книги, из которых родители могут заимствовать самый материал для бесед…
Характернейшей чертой церковного благочестия В отличие от благочестия нецерковного, то есть протестантского или сектантского, является, несомненно, почитание Божией Матери. В православном богослужении, при всем богатстве и разнообразии его состава, едва ли можно указать какой-либо чин, хотя бы самый краткий и частный, в котором не было бы обращения к Богородице или с прославлением Ее, или с молитвой о помощи и ходатайстве, или же с благодарением за такое ходатайство и помощь. Почитание Богоматери имеет, бесспорно, прочную основу в предании Древней Вселенской Церкви. Достаточно вспомнить, что оно сохранилось в обществах, отделившихся от Церкви в период Вселенских Соборов, притом в таких обществах, которые, казалось…
А. Исторические заметки о положении православной церковной общины Б. Желательные и возможные мероприятия для возрождения православного прихода и для восстановления правильной жизни православной церковной общины В. Набросок схемы православного «приходского управления» Проект постановлений о церковно-приходском собрании и церковно-приходском совете православных приходов в России А. Исторические заметки о положении православной церковной общины § I Противоречие между учением и жизнью – Пробуждение интереса к церковно-общественным делам – Вопрос о «приходе» в шестидесятых годах. Нас учат с детства, что понятие о Церкви есть самое возвышенное и владычественное понятие у христиан, что Церковь является Богоданным учреждением, заключающим в себе, как всех живущих, так и…
Господь Иисус Христос в Своем Евангелии указывает два пути спасения. Христианская жизнь в миру и воспитание детей в вере и благочестии — один из путей служения Богу. Господь указывает и на другой путь — более прямой, сопровождающийся большим самоотвержением и аскетизмом, большей ревностью, путь, благодаря которому истинно совершающий его приносит плод Богу во сто крат (см. Мф. 13;8). Кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, — тот хорошо поступает (1 Кор. 7;37). Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж,…
ПРАВОСЛАВНОЕ БРАТСТВО СВ. ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ   Предание в Православной Церкви не является старым складом отживших догматов и устарелых правил, которые каждой эпохе надлежит перерасти, чтобы  позволить  Святому Духу свободно дышать там,  где Он хочет. Говорить о древнем Православии или о нео-православии можно только ссылаясь при этом на философскую концепцию прогресса Веры в Истории, полностью чуждую христианскому откровению. Живое Предание - это цепь живых существ, век за веком осуществляющих на опыте единство с Богом и, благодаря такому обожению, призванных быть истинными Педагогами. Для Отцов условием истинного богословия является, таким образом, аскетическая жизнь, жизнь молитвы, исполнения вселяющих в нас Дух заповедей, очищения себя…
Очень нелегко дать точное и твердое определение раскола или схизмы (различаю "богословское определение" от простого "канонического описания"). Ибо раскол в Церкви есть всегда нечто противоречивое и противоестественное, парадокс и загадка. Ибо Церковь есть единство. И все бытие ее в этом единстве и единении, о Христе и во Христе. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело (1 Кор. 12: 13). И прообраз этого единства есть Троическое Единосущие. Мера этого единства есть кафоличность (или соборность), когда непроницаемость личных сознаний смягчается и даже снимается в совершенном единомыслии и единодушии и у множества верующих бывает единое сердце и одна душа (ср.: Деян.…
Событие и предание о нем Будучи итогом жизни, смерть у различных людей должна быть так же не одинакова, как непохожи одна на другую их жизнь и они сами. Отсюда самое естественное предположение, что у такой необыкновенной личности, как Пресвятая Дева, с такой исключительной судьбой, и смерть не могла не быть единственной в своем роде. По убеждению Церкви, не только православной, но и католической, кончина Богоматери и была такой, какой не была ни у кого, кроме Нее. Она не изъята была из закона смерти, как и Сын Ее; но Она, подобно Сыну, восторжествовала над смертью, хотя восторжествовала не так славно, очевидно…
По Евангелию от Иоанна, воскрешение Лазаря было ближайшим поводом к народному торжеству при входе Господа Иисуса Христа во Иерусалим (см.: Ин.12:18), а этот вход, в свою очередь, явился как бы предначатием страданий Господа и следующего за ними Воскресения. В строгом соответствии с евангельским повествованием и Богослужебный устав нашей Православной Церкви указывает праздновать воскрешение Лазаря в субботу, накануне Входа Господня во Иерусалим, и устанавливает между этими праздниками самую тесную связь. Для них обоих назначен один тропарь ("Общее воскресение..."). Да и вообще в службе этих праздников оба воспоминания как бы переплетаются между собою. Вместе с тем службы этих двух праздников являются как…
Мейендорф Иоанн, протоиерей. Антоний, патр. Соборное определение о низложении митрополита Пимена и о восстановлении Киприана в звании митрополита Киевского и всея Руси, с тем, чтобы впредь навсегда соблюдаемо было единство русской митрополии Б Соборное определение патриарха Антония о низложении митрополита Пимена и о восстановлении Киприана в звании митрополита Киевского и всея Руси, с тем, чтобы впредь навсегда соблюдаемо было единство русской митрополии. (февраль 1389 г.) СОБОРНОЕ ДЕЯНИЕ О РУССКОМ [МИТРОПОЛИТЕ] КИР КИПРИАНЕ Изначала установлено, чтобы вся русская церковь была пасома и управляема одним митрополитом: [так пошло] с того времени, когда русские сподобились получить именование по Христу и подчинились нашей Великой…
(память 17 октября по старому стилю) Священномученик Александр, архиепископ Семипалатинский (в миру Щукин Александр Иванович) родился 13 мая 1891 года в городе Риге в многодетной семье священника. Рос он тихим, скромным, послушным воле родителей, с детства мечтал быть священником и стремился подражать древним подвижникам. Любил запираться в комнате отца и молиться. В 1915 году он окончил М. Д. А. со степенью кандидата богословия и был назначен на должность преподавателя Нижегородской Духовной Семинарии. В 1917 году принимает постриг в мантию в Троице-Сергиевой Лавре и вскоре рукополагается в иеромонаха. С 1918 по 1923 годы служит в церкви села Лысково Нижегородской епархии вместе…
О причине, побудившей его отправиться на Святую землю, Авраам Сергеевич Норов высказался со всей откровенностью уже в самом начале книги. «Пройдя половину пути жизни, я узнал, что значит быть больным душою. Волнуемый каким-то внутренним беспокойством, я искал душевного приюта, жаждал утешений, нигде их не находил и был в положении человека, потерявшего путь и бродящего ощупью в темноте леса». В 1834 г. ему исполнилось 39 лет. Позади была учеба в Университетском благородном пансионе, откуда, не кончив курса, но, сдав экзамены по военным наукам, он вышел юнкером в артиллерию. В 1812 г. гвардейский прапорщик А. С. Норов, командовавший полубатареей из двух пушек,…
Содержание Первоисточники Нераздельное единство Образ и подобие Какое именно грехопадение? Тайна человека Первоисточники Вопросы христианской антропологии не составляли основную тему споров на христианском Востоке в первом тысячелетии. В результате, догматические постановления Семи Вселенских Соборов – являющиеся главной основой учения Православной Церкви – мало ссылаются на богословие человеческой личности. Следует признать, что способ толкования терминов prosopon и hypostasis лежит в основе дискуссий о Троице и христологии, начиная с 4-го вплоть до 7-го веков, но понимание личности, в целом, не находится в центре богословских изысканий святоотеческой эпохи. Существует правда несколько раннехристианских трактатов, специально посвященных антропологии, таких как трактат Св. Григория Нисского О…
Содержание Аннотация Александр Иванович Бриллиантов и его «Лекции по истории древней Церкви» Введение в общую церковную историю История церковной истории Общий характер эпохи Вселенских соборов История арианских споров Арианство История арианства до Никейского собора Никейский Вселенский собор Борьба с арианством после Никейского собора (325–361 гг.) Торжество ариан на основе союза их с восточными епископами (325–361 гг.) Представители оригенизма История арианских споров после Никейского собора. Период второй (361–381 гг.) История утверждения православия на Востоке Второй Вселенский собор История христологических споров в древней Церкви Аполлинарианство История споров о соединении двух естеств в едином лице Богочеловека Христологические воззрения представителей различных направлений в эпоху…