Формирование древних патриархатов Уже в первые три века проявляется в церкви сильное стремление к централизации. Важнейшим актом такой централизации было митрополическое устройство. Дальнейшим актом той же централизации в IV и V веках были патриаршества. В эпоху II и в особенности III века митрополитов было много; вероятно, столько же, сколько и гражданских митрополий или главных городов провинций. Но их, митрополитов, конечно, было менее, чем простых епископов. Следовательно, в лице митрополитов церковь начинает централизоваться около известных епископских кафедр высшего ранга, кафедр митрополичьих, но некоторые из этих кафедр митрополичьих выдвигаются из ряда прочих, возвышаются за счет других таких же митрополичьих кафедр, получают преимущественное…
Характеристика личности и служения Феофана Прокоповича. В исторической литературе уже были предприняты попытки обозначить основные типы архиереев Петровской и послепетровской России. Непревзойденными исследованиями по данной теме следует считать труды И. А. Чистовича[1] и К. В. Харламповича[2]. В трудах этих и других авторов была показана недостаточность противопоставления великорусских и малороссийских элементов в деле Петровской церковной реформы. Было также показано, что борьба между Феофаном Прокоповичем и его противниками по вине обеих сторон принимала характер политических интриг, которые для проигравших заканчивались в Тайной канцелярии. Здесь стоит выделить группу последовательных сторонников модернизаторских усилий императора Петра I; именно к таковой, на наш взгляд, можно отнести…
Saturday, 27 September 2014 10:33

Этика Оригена

Этика Оригена Исходным пунктом мировоззрения Оригена является учение о противоположности между духом и материей. Мир – место низложения духа, по своем падении принявшего чуждую своей сущности оболочку тела. Жизнь человека в этом миру есть томление материализовавшегося духа в чужеземном плену по своему отечеству. В своем стремлении к чисто-духовной жизни человек прежде всего должен отрешиться от чувственно-материальной стороны бытия. Отсюда – необходимость мироотречения, аскетическое самоумервщление и катартический характер этики Оригена. Но аскетизм и необходимость, так сказать, дематериализации духа только условия восхождения души на те идеальные высоты, с которых она некогда ниспала. Самое восхождение совершается по ступеням веры-гнозиса. Началом восхождения служит вера.…
К эллинистической культуре ап. Павел должен был приобщиться в своем родном городе. Тарс был одним из выдающихся центров элли­нистической культуры. В нем был университет. Послания и речи ап. Павла показывают, что он был знаком с греческой поэзией. Одного греческого поэта он цитирует в своей Афинской речи (Деян. 17:28), другого – в послании к Титу (1:12). Последнюю цитату оказалось возможным отожествить. Цитату Афинской речи отожествляют по-разному. Это неудивительно: многие произведения древних поэтов до нас не дошли вовсе. Еще большее число дошло в незначительных отрывках. Вполне допустимо и то, что эти стихи носились в воздухе, как например пословица 1 Кор. 15:33, которую…
Monday, 15 September 2014 19:05

Седмеричность таинств

«Таинства – вот путь, который начертал нам Господь, дверь, которую Он нам открыл. Вновь проходя по этому пути и через эту дверь, Он возвращается к людям» (Высказывание св. Николая Кавасилы «О жизни во Христе»). Христос возвращается в таинственном домостроительстве святого Духа, которое продолжает Его видимое присутствие в истории. Но к тому же таинства Церкви занимают место чудес, совершенных во время воплощения. Более классическим является определение, данное в «Исповедании православной веры»: «Таинство есть священнодействие, в котором под видимым знаком верующему сообщается невидимая благодать Божья». Единство видимого и невидимого свойственно самой природе Церкви. Будучи непрестанной Пятидесятницей, Церковь изливает преизбыток благодати через все…
«Похвала Глупости» (либо «Похвальное слово Глупости»; «Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus») – одно из центральных произведений Эразма Роттердамского (1469 – 1536) – нидерландского гуманиста Возрождения. Первая публикация этого произведения была осуществлена в 1511 году, а всего было выпущено около 40 прижизненных изданий. Эта единственная книга Эразма, которая и в наше время находит читателей. «Похвала Глупости» во многом обязана своим существованием длительному путешествию Эразма по Европе. Замысел книги зародился у него в 1509 году, когда он пересекал Альпы по пути из Италии в Англию. Книга была в короткий срок написана в Лондоне, в доме Томаса Мора, которому была посвящена с шутливым…
Thursday, 11 September 2014 15:24

Иисус Навин

Введение. Краткая характеристика Иисуса Навина в истории. Иисус Навин (Иехошуа бин-Нун) – наследник Моисея, лично назначенный им (Втор. 31:1 – 8; 34:9), харизматический вождь израильтян в период завоевания ими Ханаана после выхода из Египта. Имя «Иехошуа» означает Яхве-спасение. Это имя, родственное по смыслу именам «Осия» и «Исайя», носило несколько ветхозаветных лиц. По повелению Божию оно было дано и Тому, Кто явился истинным Спасителем мира (Лк. 1:31).[1] Иисуса Навина избрали предводителем израильского войска еще в пустыне. Из двенадцати лазутчиков, побывавших по приказу Моисея в Ханаане, только Иисус и Халев верили, что израильтяне смогут с Божьей помощью завоевать эту страну. Бог наградил…
Крестовые походы – походы (1096 – 1270) на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью для восстановления и расширения влияния христианского вероучения под лозунгами борьбы против «неверных» (мусульман), освобождения «гроба Господня» и «Святой земли» (Палестины). 1-й крестовый поход (1096 – 99) завершился захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. 2-й (1147 – 49) и 3-й  (1189 – 92) походы были безрезультатными. 4-й крестовый поход (1202 – 04) был направлен (главным образом усилиями венецианского купечества) против Византии, на части территории которой после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя (1204 – 61). Последние…
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ МЕРАМИ ИМПЕРАТОРОВ ТРАЯНА И МАРКА АВРЕЛИЯ И ОГРАНИЧИВАЮТСЯ ПРЯМЫЕ ВРАЖДЕБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РИМСКОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 2 ВЕКА К  ХРИСТИАНАМ. ТОЛЬКО УЖЕ В СЕРЕДИНЕ 3 ВЕКА МЫ ВСТРЕЧАЕМСЯ СНОВА С ТАКИМИ ЖЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ МЕРАМИ, НАПРАВЛЕННЫМИ К СТЕСНЕНИЮ ХРИСТИАНСТВА. ЭТО БЫЛО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ДЕКИИ (249-251). ЛАКТАНЦИЙ, ПИСАТЕЛЬ НАЧАЛА 4 ВЕКА, ГОВОРИТ: «ПОСЛЕ МНОГИХ ЛЕТ СПОКОЙСТВИЯ ЦЕРКВИ БОГОНЕНАВИСТНЫЙ ДЕКИЙ ВООРУЖИЛСЯ ПРОТИВ ХРИСТИАНСТВА. ОН КАК БУДТО БЫ ДЛЯ ТОГО И ДОСТИГ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬСЯ ГОНИТЕЛЕМ ХРИСТИАН, И КАК СКОРО ВОЦАРИЛСЯ, ЯРОСТЬ ЕГО ПРОТИВ ХРИСТИАН ВОСПЛАМЕНИЛАСЬ». ГОНЕНИЕ ДЕКИЯ ПО СВОЕЙ СИЛЕ И НАПРЯЖЕННОСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ К ЧИСЛУ НЕМНОГИХ.  ОНО ВЫТЕКАЛО ИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О…
Вопрос об именах Божиих, о том, как называть Бога – далеко не праздный. Это вопрос о том, что открывает Бог человеку о себе и как, какими словами человек может это выразить. Следует задуматься над русским словом «Бог» и его эквивалентами в библейском изложении. В представлении древних имя совсем не было условным обозначением; но определяло место, которое должен занимать в мире его носитель.[1] Бог завершает творение, нарекая имена элементам творения: дню, ночи, небу земле, морю (Быт.1.2-10), называя каждое светило его именем (Ис. 40.26) и этим определяет место положения во вселенной этих элементов мироздания. Или, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным…
Искупление рода человеческого Иисусом Христом является важным учением Христианской религии. Ибо оно составляет по существу все содержание новозаветного благовестия. Проблемой догмата искупления занималось и занимается довольно большое количество христианских богословов и мыслителей, как западных так и восточных, почти на протяжении тысячи лет. Самые глубокие и плодотворные исследования проблемы заключены в работах русских богословов и религиозных мыслителей ХIX – XX веков. Самые крупные из них: «Догматическое богословие» Митрополита Макария (Булгакова), «Опыт православного Догматического Богословия» епископа Сильвестра (Малеванского), «Значение Креста в деле Христовом: Опыт изъяснения догмата искупления» протоиерея Павла (Светлова), «Православное учение о спасении» патриарха Сергия (Страгородского), статьи протоиерея Сергия (Булгакова), «О…
Тит Флавий Климент, преемник Пантена, вероятно был афинянином, из семьи язычников. Хорошо начитанный в греческой литературе и прекрасно разбираясь во всех существовавших тогда философских системах, он не нашел во всем этом ничего, что могло бы дать постоянное удовлетворение. Уже взрослым он воспринял христианство и в дальних странствиях на Запад и Восток искал самых мудрых учителей. Приехав в Александрию около 180 года по Р. Х., он стал учеником Пантена. Плененный личностью своего учителя, которого он привык называть «блаженный пресвитер», Климент стал пресвитером в александрийской церкви, помощником Пантена, а около 190 года – его преемником. Климент продолжал трудиться в Александрии. Он обращал…
Христианство не является теоретическим учением, но есть сама жизнь. Новозаветное повеление дано каждому, проверять себя тщательно, действительно ли мы есть то, чем должны быть по сути. Современное образование предполагает сумму знаний, полученных в результате учения. По православному, это слово имеет другой смысл. Любому человеку от сотворения задан образ Божий, который в результате грехопадения был замутнен, помрачен, но не пропал совсем. Образование есть восстановление в каждом человеке заложенного образа. Как неисчерпаем Бог, так и неисчислимы   образы Его в нас. Восстановление происходит через воплощенного Бога Иисуса Христа и никак иначе. По образу Пресвятой Троицы обновлением ума, стремлением к осуществлению воли Божьей и…
Friday, 08 August 2014 11:26

Арианство

Арианство расходилось с православным течением тогдашнего христианства в интерпретации природы Христа. Учение Ария в значительной степени определялось общими предпосылками Антиохийской школы из философии Аристотеля.[1] В тринитарной теме Арию были неприемлемы мысли о вечном, то есть безначальном сосуществовании Отца и Сына, и Сын – из Самого Бога, то есть рождается из существа Отца.[2] Арий учил следующему (послания его и его друзей, фрагменты «Пира», характеристику его у Александра и Афанасия, сочинения позднейших ариан).[3] Бог един, наряду с Ним не существует никакого другого, Он один не рожден, не имеет начала, вечен; он неизречен и непостижим, затем Он – причина и творец всего. Эти…
Важнейшее произведение Иринея Лионского - «Обличение и опровержение лжеименного знания»,по примеру Евсевия и Иеронима называемое обыкновенно сокращенно «Против ересей». Это сочинение написано было на греческом языке, но от первоначального текста сохранились лишь отрывки у восточных церковных писателей. Сохранившийся латинский перевод, представляющий буквальное переложение греческого текста, сделан был, по-видимому, уже при Тертуллиане. Написано это сочинение по просьбе какого-то друга Иринея Лионского, желавшего узнать таинственное учение Валентиниана и способы его опровержения.В третьей книге он опровергает еретиков данными, заимствованными из писаний апостолов и церковного предания, и предпосылает этому опровержению учение о Св. Писании и церковном предании, об их взаимном отношении и о значении…
Здоровье, как и болезнь, затрагивает не только физический организм и не может определяться исключительно органическом смысле. Определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так: «Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, оно определяется не только отсутствием болезни и немощи». Это физическое и психическое состояние целостности, стабильного функционирования всех органов и развития внутренних процессов, способствующих жизнедеятельности человека.[1] Это определение выходит уже за рамки органической концепции здоровья, ибо включает в себя психическое и социальное состояние индивида. Оно представляется достаточно приемлемым, ибо открыто для улучшения и дает импульс к дальнейшим размышлениям. Наиболее важное расширение этого определения должно быть сделано на этическом…
Царь Соломон и литература Премудрости Старейшим из людей и славнейшим из царей еще единого еврейского государства (до его разделения на Израиль и Иудею). Именно при Соломоне был воздвигнут (Первый) Храм Яхве в Иерусалиме. Традиция приписывает ему три знаменитых канонических сочинения: житейски мудрую «Книгу Притчей Соломоновых», исполненную экзистенциального скепсиса «Книгу Екклесиаста, или Проповедника» и любовную поэму «Книгу Песни Песней Соломона». За пределами «Танаха» находится два сочинения, связанные с именем Соломона – «Книга Премудрости Соломона» и «Псалмы Соломона». По данным поздней библейской критики, «Книга Премудрости Соломона» была написана во II в. до н.э., в Египте, в иудейской общине Александрии. К жанру книг…
ВВЕДЕНИЕ Образцом христианской благочестивой жизни IVвека следует признать фигуру младшего современника «великих каппадокийцев» свт. Иоанна Златоуста. Он был крупнейшим практиком «церковного строительства», создателем константинопольской «Великой Церкви», а его проповедническая деятельность через «усвоение традиций античной культуры христианской церковью достигло полной и классической завершенности»[1]. Репутацию же выдающегося гомилета и теолога свт. Иоанн завоевал еще в бытность священником в Антиохии (386 – 398).[2] В свою очередь Антиохийская школа была той материнской почвой, на которой возрос святой Иоанн Златоуст, как экзегет и библеист. В лице этого удивительного по своим дарованиям ученика главы Антиохийской школы Диодора Tapсийского, школа эта приобрела для себя самую блестящую жемчужину.…
Беседа со Свидетелями Иеговы о «верном и благоразумном рабе», Троице и имени Бога. Я: Виктор, а можно ли мне ознакомиться с книгой «Свидетели Иеговы - Возвещатели Царства Бога?» СИ: Эта книга говорит об истории Организации с давних времен. Ее мы получаем по особой заявке и она только для возвещателей. Я: В интернете есть отрывки из этой книги, читая их, у меня возникли вопросы. Мне хотелось бы изучить всю книгу, а не судить об истории по вырванным из контекста фразам. Как правило, все наши беседы сводятся к разному пониманию Библии. Вы приводите свои аргументы, а я свои. Каждый из нас имеет…
Введение. Экономическая доктрина христианства охватывает две различные области: духовную область, в которой раскрываются задачи людей по достижению духовых целей, а именно спасение, и экономическую область, в которой реализуются процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных и иных благ, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности людей в условиях их земного существования. Соотнесение духовной и экономической областей в свою очередь означает признание, что обе эти области существуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, так что духовное состояние общества оказывает влияние на экономику, а его экономическое состояние – на духовность общества. На современном уровне развития и познания экономики ее характеристика дается…