Перечень вопросов Предисловие 1. Сколько восприемников при крещении. 2. Коленопреклонение (когда). 3. Когда подавать просфоры. 4. Когда Великим Постом разрешается постное масло, рыба, вино? 5. Крестный ходом на освящение пасок и куличей. 6. Священник Англиканской церкви в алтаре? 7. Правила при несении икон прихожанами во время крестного хода. 8. Отказ от эпитимии. 9. Причащать ли прихожан, пришедших к половине литургии (не быв на всенощной)? 10. Допускать ли к Св. Чаше не живущих в церковном браке? 11. Можно ли причащаться у нас, а на службы ходить в другую церковь? 12. Что можно кропить крещенской водой. 13. Какую пищу можно есть во…
Из поучений иеромонаха Адриана Югского Не говори: “я мирской человек, я не монах, мне можно и то, и другое, и третье”; не думай, что только монахам нужно спасать душу, – нет! Господь со всех взыщет, где бы кто ни жил, и в каком бы звании не был. Нужен будет и тебе Господь; сколько ни живем, а придет час – надо идти. Куда? В вечность! К кому тогда прибегнуть? К Богу! А мы Его теперь не слушаемся. Пока время есть, надо умилостивлять Господа, придет время – вдруг позовет Господь, когда не ожидаем, спросит строго и грозно скажет: явите дела и примите…
(Исторический очерк). Курсовое сочинение студента IV курса священника Владимира КОТЛЯРОВА Л е н и н г р а д 1958 г. В В Е Д Е Н И Е В текущем году исполняется 224 года со дня основания Троице-Сергиевой Пустыни. В истории этого монастыря замечательно прежде всего то, что он возник в такое время, когда в России под влиянием новых идей, навеянных западом, принимались меры к ограничению числа монашествующих и монастырей. Монастырский вопрос тогда затрагивался настолько серьезно, что, кажется, решался вопрос о существовании монастырей вообще. Но не только новые идеи были причиной такого отношения к монастырям. Растущая потребность русского государства,…
    Я труд Григориев, и в духовных изречениях сохраняю четверостишный памятник мудрости.     Чему отдашь предпочтение - деятельной или созерцательной жизни? В созерцании могут упражняться совершенные, а в деятельности - многие. Правда, что то и другое и хорошо и вожделенно; но ты к чему способен, к тому и простирайся особенно.     Некто просил у меня решения на вопрос о чем-то духовном. Готов, отвечал я, если ты смыл с себя скверну. Но ты уже имеешь целомудренный ум. - Если смыл с себя прежнюю скверну; нужно и теперь очищение. В смрадный сосуд не кладут на сбережение благовонной масти.     Не всякому слову…
В прошлом году в Третьяковской галерее одновременно проходили две выставки: «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» и «Павел Корин. “Реквием”. К истории “Руси уходящей”». Впечатлениями от увиденного, рожденными контрастом работ двух художников, делится с читателями портала профессор Московской духовной академии Николай Константинович Гаврюшин. В прошлом году в залах Третьяковской галереи встретились нежданно-негаданно две выставки: «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» и «Павел Корин. “Реквием”. К истории “Руси уходящей”». Первая выставка – громкая и «кассовая», вторая – задвинутая в дальний угол, так что ее немудрено было и мимо пройти... Поэтому сразу обе экспозиции посмотрели совсем не многие. Между тем, эмоциональный заряд от…
В статье анализируется осмысление христианской доктрины первородного греха Р. Бультманом. Р. Бультман выводит это общехристианское учение из личного опыта каждого человека, отклоняя протестантский антропологический подход, ориентированный на «природное» понимание. Грех для него – онтологическое состояние наличного человеческого существования. Первородный грех – это свойственное каждому человеку стремление быть значимым пред Богом своими силами. При этом сущность первородного греха остается для Р. Бультмана до конца непостижимой. Ключевые слова и фразы: грех; первородный грех; Рудольф Бультман; христианство; религиозная антропология. Данная статья имеет своей целью исследование понимания общехристианского учения о первородном грехе в творчестве одного из наиболее значимых протестантских мыслителей ХХ века Рудольфа Бультмана…
Книги Ветхого Завета, подобно всем письменным памятникам древности, распространялись и переходили из рода в род путем копирований и списываний. Хотя при этом соблюдалось величайшее внимание, чтобы, как говорит Иосиф Флавий (против Аппиона 1, 8), ничего в священных книгах ни прибавить, ни убавить, ни переменить, тем не менее и они не могли не разделить общей судьбы всех древних книг, не обнаружить некоторых повреждений, занесенных в текст переписчиками в течении длинного ряда веков и еще более длинного ряда копий, одна другую сменявших и одна из другой выходивших. И могло ли быть иначе, если даже в настоящее время, при распространении книг путем печати,…
Содержание Глава 1. Жизнь в миру и в монашестве Глава 2. Учреждение епархии в Воронеже для противодействия расколу Глава 3. Пребывание свт. Митрофана в Москве во время важных исторических событий Глава 4. Деятельность свт. Митрофана на Воронежской кафедре Глава 5. Деятельность Петра I в Воронеже Глава 6. Исповедничество и верность Государю Глава 7. Завещание и блаженная кончина Глава 1. Жизнь в миру и в монашестве Сведения о свт. Митрофане, дошедшие до нас, крайне скудны. В основном, это его завещание и некоторые исторические документы той эпохи, так или иначе связанные с его именем1. Родился святитель в 1623 году во Владимирской губернии,…
Июль.   Святитель   Филипп,   митроп. Московский.   Преподобный   Андрей   Критский.   Преподобный   Прокопий   Устюжский.   Преподобные   Антоний   и   Феодосий   Печерские.   Равноапостольная   княгиня   Ольга.   Равноапостольный   кн.   Владимир.   Мученица   Марина.   Преподобный   Серафим   Саровский.   Праведная   Милица.   Пророк   Илия.   Равноапостольная   Мария   Магдалина.   Мученица   Христина.   Страстотерпцы   князья   Борис   и   Глеб.   Святая   Олимпиада,   диаконисса.   Великомученик   и   целитель   Пантелеймон.   Священномученик   Валентин.   Август.   Преподобный   Василий,   Христа   ради   юродивый.   Праведная   Нонна.   Мученица   Сусанна   (Сосанна).   Святитель   Тихон   Задонский.   Мученики   Адриан   и   Наталия.   Благоверный   князь   Александр   Невский.   Святитель Филипп Митрополит Московский 16 июля, 22 янв. (3 июля, 9 янв. по церк. кал.) После радостных для отечества событий — завоевания казанского и астраханского царств в середине…
«...когда люди впадают, в тяжелую беду и не видят выхода из нее ни в окружающих условиях жизни, ни в тех учениях и идеях, коими они привыкли руководствоваться, то, оглядышаясъ туда и сюда, они силятся вспомнить тех учителей и пророков, которые в свое время старались вразумить их». Митрополит Антоний (Храповицкий) Работа в направлении духовно-нравственного образования и воспитания сегодня необычайно трудна, ибо традиции отечественной педагогики, фундаментом которой всегда оставалось православие, в XX в. были прерваны. Современный учитель, прошедший путь атеистического воспитания и образования, зачастую не может найти ответов на жгучие вопросы духовной жизни, не видит способов устроения в подростках и во всем…
Экзегетико-критическое исследование мессианских псалмов, с кратким очерком учения о Мессии до пророка Давида Магистерское сочинение Никанора, Епископа Орловского и Севского, почётного Члена Казанской Дух. Академии. Издание 2-е Содержание Предисловие ко 2 изданию Предварительная часть I. Краткий исторический обзор литературы, относящейся к изображению Мессии в Псалтири II. Краткий очерк учения о Мессии до Давида III. О книге Псалтирь Специальная часть Исследование 2-го псалма. Исследование 109 псалма Исследование 44-го псалма Исследование 71 псалма Исследование 117 псалма О псалмах 88 и 131-м. Заключение к разобранным псалмам и переход к другим Исследование 15-го псалма Исследование 21-гo псалма Исследование 68 псалма Исследование 39-го псалма Исследование…
По поводу сочинения графа Л.Н. Толстого «Война и мир». Критические замечания о романе Л. Н. Толстого «Война и мир» дает «самовидец» и активный участник событий 1812 года А. С. Норов: «Мы не ставили бы на вид автору романа главные военные эпизоды нашей славной войны 1812 года, если бы он не выходил за рамки романа, не вставлял в нее военные эпизоды, облекая их стратегическими рассуждениями, рисуя боевые диспозиции и даже планы баталий, давая всему этому характер исторический и тем вводя невольно в заблуждение, конечно, не военных, но общество гражданское, гораздо более многочисленное и которому, не менее как и военным, дорога слава…
Противоречия в природе человека и их разрешение в вере Христовой Предисловие Неведомый гений написал когда-то на фронтоне Дельфийского храма: "Познай самого себя", - гений же потом и объяснил грекам таинственный смысл этой надписи. Сократ первый увидел в ней глубочайшую загадку о человеке и первый догадался, что в решении этой загадки должна заключаться вся полнота человеческой мудрости. Он сделался горячим проповедником своего открытия, говорил о нем везде, и всем, кто только хотел его слушать. Из его бесед греки услышали, что он - мудрейший из афинян, по суждению оракула - решительно отвергает в отношении себя справедливость этого суждения и считает себя круглым…
• I. Слова • Слово о мнимых нищих • Слово о нищих • Слово во святой Великий пяток • Слово в Неделю 3-ю Великого поста • II. Поучения • Поучение пред Причащением Святых Таин • Поучение в Неделю о слепом • Поучение в Неделю 4-ю Великого поста I. Слова Слово о мнимых нищих Чадо, животом просливым не живи (Сир.40:29). С церковной кафедры если слышится слово о нищих, то это слово — за них и в пользу их. В настоящем случае мы желаем сказать свое слово не прямо в пользу нищих. Не оскорбитесь, братие, началом слова нашего и не закройте слуха…
Краткий очерк церковно-общественной деятельности преподобного Максима Грека по части обличения и исправления заблуждений, недостатков и пороков русского общества XVI столетия (1518–1556 г.) Преп. Максим Грек-святогорец в своей жизни и деятельности представляет замечательное явление в истории русского общества XVI в., как времени продолжительного брожения, колебания и борьбы новых религиозно-церковных понятий и иноземных влияний с господствовавшим невежеством и назревшею по¬требностью в очищении застарелых недостатков, умственных и нравственных. В лице преп. Максима Грека, с одной стороны, слышится идеальный свет¬лый голос самоотверженного деятеля и невинного страдальца-мученика, а с другой – обнаруживается полная слабость единичных сил для скорого и плодотворного воздействия на установившийся веками склад…
Этот труд был составлен нами в Белграде – столице Югославии, когда у верующих русских людей явились надежды на освобождение Родины от ига лютого безбожия и возрождение ее к новой светлой жизни. Отсюда и посвящение этого труда «возрожденному русскому иночеству». Полагаем, что труд этот не потерял своего значения и для зарубежного монашества и для монашества в будущей России, если милостью Божиею, за покаяние русских людей, Господь судит ей еще воскреснуть, хотя бы на короткое время, как о том есть предсказания. Монашество всегда исполняло великое служение в истинной Христовой Церкви, и без истинного монашества немыслима и истинная Христова Церковь. Об этом свидетельствует…
Рассматривается комплекс источников личного происхождения (дневники, воспоминания, путевые заметки и др.) о народном образовании Верхнего Поволжья в конце XIX - начале XX в., играющий важную роль при изучении истории народного просвещения Российской империи обозначенного периода. Анализируются источники, посвященные разным ступеням народного образования: церковно-приходским школам, гимназиям, высшим учебным заведениям. Внимание автора обращено на дневники и воспоминания высших государственных чиновников, которые были либо инициаторами реформ народного образования, либо воплощали их в жизнь. Большую ценность для изучения истории народного образования Верхнего Поволжья XIX в. представляют источники личного происхождения - воспоминания, путевые заметки, дневники. Прежде всего стоит отметить, что основные направления правительственной политики в…
Епископ Каллист Уэр (род. в 1934г.), преподает в университете Оксфорда и возглавляет там православный приход Константинопольского патриархата. В книге «Внутреннее Царство», открывающей шеститомное собрание трудов Владыки Каллиста (Уэра), собраны статьи, в которых увлекательно и глубоко изложены основы православного учения о Боге и человеке. Сочетание академической беспристрастности с настоящим молитвенным опытом и открытостью противоречиям и исканиям современного мира позволяет владыке Каллисту говорить о сложнейших богословских предметах в категориях, понятных не только человеку Церкви, но и всякому ищущему истину человеку. Перед читателем открывается все многообразие внутренней жизни Церкви — ее Отцы, святые, мученики, подвижники, юродивые — цепь, которая не замыкается «где–то там, в истории»,…
Кодификация библейских книг и создание канона Священного Писания Ветхого Завета сопровождались запрещением и изъятием литературных произведений, которые по тем или иным соображениям были признаны не соответствующими еврейскому вероучению. Не включенные в библейский канон произведения получили название «внешних» или «посторонних книг» («сефарим хицоним»). Более распространенное их греческое название – апокрифы (т. е. «скрытые» или «укрытые книги») и псевдоэпиграфы («ложно надписанные»), то есть приписываемые тем или иным, в большинстве случаев легендарным, библейским героям.[1] Что же такое апокрифы и псевдоэпиграфы с этимологической точки зрения? «Произведения на библейскую тему, - читаем у С. И. Ожегова, - признаваемые недостоверными и отвергаемые Церковью». Точнее формулирует «Энциклопедический…
Часть 1    Слово первое на день Рождества Христова и воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык    Слово второе в день Рождества Христова    Слово третье на Рождество Христово    Слово четвертое на второй день Рождества Христова    Слово пятое на Рождество Христово    Слово шестое в день Рождества Христова    Слово первое в навечерие нового года    Слово второе в навечерие нового года, на всенощном бдении    Слово первое на новый год    Слово второе на новый год    Слово третье на новый год    Слово четвертое на новый год   …