(память 10 ноября по старому стилю) Родился в 1900 году в Санкт-Петербурге в семье наборщика типографии журнала "Нива" Александра Семенова. До 1916 года Борис учился в 6-й технической школе при фабрике Госзнак, а затем до 1920 года работал на этой фабрике рабочим. В 1920 году она была эвакуирована в Москву, куда переехала и вся семья Семеновых. До 1922 года Борис работал конторщиком, а затем в связи с массовым сокращением рабочих был уволен и поступил учиться в садово-огородный техникум. В это время он начал помогать в храме Архангела Михаила на Пироговской улице в качестве алтарника, здесь он познакомился с епископом Августином…
16 ноября 1886 г. Преосвященнейшие Архипастыри и Милостивые Государи! По окончании курса, я был оставлен при академии в качестве преподавателя такого предмета, который до той поры совсем неизвестен был в общем курсе академических наук, предмет этот – «Обзор истории важнейших иностранных литератур», или точнее – истории западных европейских литератур, средневековой и новейших времен. Пришлось учиться, и прежде всего, изучать некоторые из таких европейских языков, для которых на русском тогда еще буквально не существовало ни грамматики, ни словаря, как, например, для языка итальянского. Но это еще не важно и не представляло особенного затруднения, гораздо важнее – приходилось сразу же преподавать такой…
Просфора как знамение благодати Божией Всем известно, как отрок Варфоломей (так звали в миру преподобного Сергия Радонежского) научился читать. Он не понимал грамоты и за это был браним родителями и учителями. Часто отрок молился Богу, со слезами прося вразумить и научить его. Однажды, когда отец послал искать его разбежавшихся лошадей, Варфоломей увидел черноризца, святого старца, молча молящегося под дубом. Старец духовным взором прозрел будущее величие отрока и спросил, что он хочет. Варфоломей попросил старца помолиться, чтобы он понял грамоту. Подняв руки и очи к небу, старец вознес молитву, а затем дал Варфоломею маленький кусок святой просфоры. В житии пишется, что…
Классификация НРД – сложнейшая теологическая проблема. Коснемся нескольких подходов к этому до конца не разрешимому вопросу. Ни одну из представленных ниже классификаций нельзя назвать полностью исчерпывающей, подлинно адекватной. К примеру, наиболее распространенная схема деления, все новые религиозные движения делятся на «христианские» (например, ЦХ, «виссарионовцы», мормоны, «Семья», муниты и т.д.), «восточные» (например, кришнаиты, «Дум Синрикё», «Трансцендентальная медитация», «Ананда Марга» и др.), «психологическо-терапевтические» (например, сайентология, «Лайф Спринг», «ЭСТ» и др.) и движение «Нью-эйдж» («Новой эры»).[1] Поэтому для феномена НРД Пол Хилас в 1982 году предложил понятие «self-religion». Понятие «НРД» пришло на смену «секте», а «секта» традиционно понималась как нечто отколовшееся от доминирующей…
Наш век - это эпоха апостасии, о которой говорит Апостол во втором Послании к Солунянам. Я знаю, что "умные люди", "мудрецы", "ученые" снисходительно улыбнутся в ответ на мое утверждение. Люди "ученые" не допускают столь рискованных заявлений, особенно когда дело касается эсхатологии. Но я - не "умник", и я слышал, что Господь говорит нам: "От смоковницы научитеся притчи: егда уже ваия ея будут младаи листвие прозябнет, ведите, яко близ есть жатва. Тако и вы, егда видите сия вся, ведите, яко Сын Человеческий близ есть, при дверех". И вот, следуя заповеди Господа, я делаю мой вывод, поскольку вижу "сия вся". До наступления…
Событие Рождества Пресвятой Богородицы Рождение Пресвятой Богородицы, в которой, по словам церковной песни, сам Бог, «на разумных престолех почиваяй, престол свят на земли Себе предуготова» (стихира), не могло быть ни случайным, ни обычным. И действительно, Пресвятая Дева — «Пронареченная от родов древних» (стихира) — предуказана божественным Промыслом и в ветхозаветных пророчествах, и в ветхозаветных прообразах. Начало этих божественных предуказаний восходит к началу жизни падшего человечества. Уже в первоевангелии об Избавителе рода человеческого, — в первой утешительной и радостной вести падшим прародителям, — было возвещено им в раю Самим Богом, что «Семя жены сотрет главу змия» — искусителя, диавола (Быт. 3:15).…
Оглавление Вступление Книга 1. О предметах вообще, о главной цели Св. Писания и главном правиле к уразумению его Книга 2. О знаках и языке вообще, о качествах, необходимых для изъяснителя Св. Писания, и о препятствиях и пособиях к изъяснению оного Книга 3. О неоднозначности и темноте некоторых мест Св. Писания, о смысле собственном и иносказательном, о средствах к разумению того и другого и о Тихониевых правилах изъяснения Св. Писания Книга 4. Содержащая в себе наставления церковному оратору Вступление 1) Есть известные правила, способствующие к уразумению смысла Писания; вижу на опыте, что их не без пользы можно преподать любителям слова Божия,…
(Критический этюд) В русской литургической науке редко появляются не только капитальные самостоятельные исследования, но даже более или менее серьезные научные статьи, а посему обойти молчанием настоящий трехтомный труд проф. Алмазова с вышеприведенным заглавием было бы со стороны критики большею несправедливостью. Обратить должное внимание на этот труд тем более необходимо, что профессор-канонист Алмазов, дебютировавший не вполне благополучно еще в 1884 году с своею магистерскою диссертацией под заглавием: «История чинопоследований крещения и миропомазания», –не новичок в литургической науке. С изумительною настойчивостью, в несомненный ущерб прямой своей специальности, он уже давно стремится завоевать себе место в ряду немногочисленных русских ритуалистов, исследователей исторической судьбы…
Центром христианской жизни является богослужение. Часто можно слышать, что для Православной Церкви характерен перевес культа, в частности обряда, над учением и моральной стороной христианства. И в самом деле, в русском народе всегда считалось, что участие в богослужении спасительнее, чем чтение Евангелия, отправление культа — важнее дел благотворительности. Можно сказать, что русский народ усваивал христианство наравне с Евангелием по Прологу (Житиям святых), просвещался не столько проповедями, сколько самим богослужением, не столько богословием, сколько лобызанием святынь. Те, кто склонен к рационализму, упрекают обычно православных в обрядоверии. Однако в подобных обвинениях можно усмотреть недооценку обряда, его непонимание. Обряд имеет преимущество перед учением, так…
Основная, наиболее глубокая черта характера русского народа есть его религиозность и связанное с нею искание абсолютного добра, следовательно такого добра, которое осуществимо лишь в Царстве Бо-жием. Совершенное добро без всякой примеси зла и несовершенств существует в Царстве Божием потому, что оно состоит из личностей, вполне осуществляющих в своем поведении две заповеди Иисуса Христа: люби Бога больше себя, и ближнего, как себя. Члены Царства Бо-жия совершенно свободны от эгоизма^ потому они творят лишь абсолютные ценности — нравственное добро, красоту, познание истины, блага неделимые и неистребимые, служащие всему миру. Блага относительные, то есть те, пользование которыми для одних лиц есть добро, а…
Содержание От издателей Глава I. Введение. Богословие и мистика в предании Восточной Церкви Глава II. Божественный мрак Глава III. Бог-Троица Глава IV. Нетварные энергии Глава V. Тварное бытие Глава VI. Образ и подобие Глава VII. Домостроительство Сына Глава VIII. Домостроительство Святого Духа Глава IX. Два аспекта Церкви Глава X. Путь соединения Глава XI. Божественный свет Глава XII. Заключение. Пир Царствия Примечания От издателей Прежде чем говорить о богословских сочинениях, предлагаемых вниманию читателей, нам хотелось бы, пусть очень кратко, упомянуть о главных событиях жизненного пути их автора. Владимир Николаевич Лосский родился в День Святого Духа, 25 мая 1903 года, в Петербурге,…
По благословению епископа Тираспольского и Дубоссарского Юстиниана © Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2002 Содержание К русскому читателю О Сербии Послание архиерейского собора сербской православной церкви православному сербскому народу по поводу пятидесятилетия гонений на сербскую церковь и страданий сербского народа в 1941–1991 годах Мученики за христа – свидетели до страшного суда Жития новомучеников, дни памяти которых ведомы единому господу Священномученик Варнава Бучан, настоятель монастыря Подластве Мученик Вукашин, старец из села Клепац Свидетельство палача Священномученик Гавриил Дабич, иеромонах монастыря Жупа в Никшиче Священномученик Иоанникий, митрополит Черногорско-Приморский Слово митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия Священномученик Петр Вуйович, приходской священник Священномученик Петр, митрополит Дабробоснийский Священномученик Платон,…
Sunday, 29 September 2019 20:15

Сщмч. Петр Зиновьев.

Священномученик Петр родился 20 июня 1894 года в селе Березники Воскресенского уезда Саратовской губернии в семье священника Константина Зиновьева. В 1914 году Петр Константинович окончил Духовную семинарию, некоторое время служил псаломщиком, а затем был рукоположен в сан священника ко храму города Петровска Саратовской губернии. Был женат, имел троих детей, старшей дочери Серафиме было в 1937 году девятнадцать лет, сыну Геннадию — тринадцать, младшей дочери Зое — одиннадцать лет. В те годы он имел небольшое хозяйство — корову и двадцать две десятины земли. Как ни трудно было жить во время начавшихся после 17-го года гонений, но священник не оставлял службы Богу…
Учение блаж. Августина ο первородном грехе, составляя центральный пункт всей догматической системы его, является наиболее темным и неопределенным пунктом в его системе. По-видимому, Августин и сам не составил себе одного определенного понятия ο первородном грехе; по крайней мере несомненно, что в различных случаях он сообщал различный смысл с выражением «peccatum originale», первородный грех, грех происхождения. Поэтому неудивительно, что и в богословской литературе мы встречаем столь же неопределенные и даже самопротиворечивые воззрения на учение блаж. Августина ο первородном грехе. В западной литературе мы не находим самостоятельного исследования, посвященного этому вопросу. Его касаются, но не специально, авторы различных Dogmengeschichte (Tomasius, Schwane, Baur,…
Содержание От издателей Профессор Александр Львович Катанский (1836–1919) Воспоминания старого профессора (с 1847 по 1913 год) Предисловие I. Детство и Нижегородское духовное училище II. В Нижегородской духовной семинарии (1852–1858) III. В Санкт-Петербургской духовной академии: XXV курс (1859–1863) Младший курс: 1859/60–1860/61 – учебные годы Старший курс: 1861/62–1862/63 учебные годы IV. В Московской духовной академии – начало службы (1863–1867) V. В Петроградской духовной академии (1867–1896) Первый период службы (1867–1884), под действием старого и нового (1869 г.) академического устава Преобразование духовных академий по уставу 1869 г. Второй период службы – под действием академического устава 1884 г. (1884–1896) VI. После отставки (1896–1913) По благословению…
(Заметки и памятники) Предлагаемый очерк не имеет своей задачей обнять группу молитв на разные случаи, иначе – на «различные потребы», – в полном ее объеме; – выполнение такой задачи потребовало бы очень обширного исследования. Мы имеем в виду здесь, – с одной стороны, дать общую характеристику указываемых молитв, как они были и имеются в русском требнике, а с другой – остановить особое внимание только на исключительных из них, более характерных – или со стороны их назначения, или со стороны их исторической судьбы. Кто заглядывал когда-либо в наш требник, тот, конечно, не мог не обратить внимания, что молитв на «различные потребы»…
В нынешнем 1964 году на самый праздник Богоявления исполнилось ровно 70 лет со дня блаженной кончины приснопамятного Епископа Феофана, известного верующим русским людям под именем «Вышенского Затворника». Замечательна жизнь этого великого светильника Российской Церкви перед наступлением столь грозных времен для нее и для всей России, как замечательно и то огромное духовное богатство, которое оставил он нам в виде своих, поистине драгоценных, письменных творений, могущих составить целую библиотеку. Эти письменные творения представляют собою ценнейшее руководство подлинной духовной жизни – той «жизни во Христе», которой жили на протяжении вот уже почти двадцати веков все истинные подвижники и ревнители православно-христианского благочестия. Они, эти…
Содержание Житие Святого благоверного великого князя Александра Невского. Тропарь Святому Благоверному Великому Князю Александру Невскому, в день его памяти 23 ноября, глас 4-й Кондак, глас 5-й. Тропарь Святому Благоверному Великому Князю Александру Невскому в праздник перенесения святых его мощей в Санкт-Петербург, 30 августа, глас 4-й Кондак. Житие Святого Благоверного Великого Князя Георгия Всеволодовича. Тропарь св. благоверному Великому Князю Георгию, глас 8-й. Кондак, глас 8-й. Житие Святого Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского. Тропарь св. Благоверному Великому Князю Андрею Боголюбовскому, глас 8-й. Кондак, глас 8-й. Житие святого благоверного Князя Глеба, сына великого Князя Андрея Боголюбского. Тропарь Святому Благоверному Князю Глебу, глас 4-й.…
На какой основе развилась средневековая драма, в ее различных разветвлениях на мистерии, миракли, моралите, – имела ли она какие-нибудь связи с классическим театром, с драмой греков и римлян? При изучении этого вопроса необходимо иметь в виду, что даже в эпоху появления христианства классический греко-римский театр по-прежнему продолжал сохранять, по крайней мере наружно, тесные связи с языческим культом, в котором скрывалось его начало: театры оставались религиозными учреждениями, зрелища – известного рода обрядами, устроявшимися не только для удовлетворения художественных потребностей или для развлечения толпы, но -главным образом в честь богов, в дни праздников и религиозных торжеств, по указанию языческого календаря. В театрах…
Серия «Русский путь». Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): Pro et contra. Личность и творчество архимандрита Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 1997 Ни на что мы так не скоры, так не легки, как на осуждение: чуть случится возможность, малейший повод, даже с натяжкою, сказать что-нибудь порицательное, хоть бы, кажется, об отце родном, – чуть увидим, прищуриваясь, какую-нибудь былинку, не то что сучек, в чужом глазе, – мы, не замечая бревна в своем, уже рады провозгласить с кровель свое открытие, и даже увеличить его в жару своей благонамеренности и любви к ближним,…