В качестве введения к этой притче я хочу сделать несколько предварительных замечаний. Во-первых, притча о неправедном управителе – притча о суде, но стоит как бы особняком в этом ряду, – до того она странная. Кроме того, следует помнить ее контекст: она помещена между притчей о блудном сыне и притчей о богаче, попавшем в ад, то есть между притчей, где нам говорится о самой сущности греха, о том, что он несет с собой падение, несет с собой болезненное несчастье, но оно же может быть спасительной болью, путем обратно домой; в притче говорится и о том, как нас принимает Отец. С другой…
Святая Русь - новый Израиль: симфония Иконография В. Шмидта. Скульптор-резчик по дереву П. Толмачев (Богородское художественно-промышленное училище) Специальный выпуск журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом» посвящен многогранному наследию выдающегося церковного и государственного деятеля Руси Святейшему Патриарху Никону (1605-1681), и прежде всего, его Воскресенскому монастырю Нового Иерусалима. К вопросам, так или иначе связанным с именем Патриарха Никона, журнал обращался неоднократно на протяжении последних лет. Так, в 2007 г. были опубликованы статьи Е.Е. Васильевой, А.Н. Кру-чининой, Н.В. Заболотной, В.В. Шмидта «Патриарх Никон: Традиция и современность (Русское певческое искусство второй половины XVII - начала XVIII века)» [№ 1-2 (38-39)], М.В.…
Господь судил мне принять монашество по молитве и заочному благословению отца Иоанна Кронштадтского. Поступив в Духовную Академию [в 1899 году], я стал искать случая повидаться с ним в Москве, куда он нередко приезжал для служения Божественной литургии и посещения больных. Вскоре Господь исполнил мое желание. Мой товарищ Илия Абурус, впоследствии настоятель Антиохийского подворья архимандрит Игнатий, отправляясь однажды к своему покровителю Преосвященному Трифону, епископу Дмитровскому, у которого отец Иоанн вознамерился служить в крестовой церкви1, захватил с собой и меня. В названном храме состоялось первое мое молитвенное общение с великим пастырем. Это было мне так дорого, что до сих пор я питаю…
Оптинская смута 1910-1912 гг. в контексте исторических событий  К 100-летию со дня преставления преподобного Варсонофия, старца Оптинского Иеромонах Симеон (Кулагин), насельник Оптиной Пустыни   Оптинская смута 1910-1912 гг. – важнейший фрагмент позднего периода истории оптинского старчества. В эти годы, небольшая часть братии выступила против своего настоятеля – архимандрита Ксенофонта (Клюкина), и скитоначальника и старца – преподобного Варсонофия (Плеханкова). Осуждались методы духовного и хозяйственного руководства обителью. Обвинения поддержали некоторые светские влиятельные особы. Использовались как публикации в периодической печати, так и жалобы в епархиальное управление и Св. Синод. Хотя обвинители не смогли ничего доказать, эта кампания достигла значительного успеха – из монастыря был переведен…
Хворостова Е. Л. Успенский собор Отроча монастыря в Твери (проблемы реконструкции). В кн.: Тверской археологический сборник. Вып. 4. Материалы  II Тверской археологической конференции и 5-го заседания научного семинара  «Тверская земля и сопредельные территории в древности». Том II. Тверь, 2001. Круг известных каменных храмов, характеризующих раннесредневековое тверское зодчество, крайне ограничен1. Скудна и информация о памятниках, изученных археологически. Поэтому выявление каждой новой постройки позволяет в значительной мере расширить и уточнить наши представления о путях становления и развития тверской архитектуры. Один из таких памятников — собор Успения Богородицы Отроча монастыря, относимый преданием к 60-м годам XIII в.: «Лета мироздания 7773-го, а от рожества…
Отца Николая Смирнова знала не только религиозная Москва, но почти вся церковная общественная Россия. Он не занимал высоких должностей, не служил в каком-нибудь соборе, а известным сделался потому, что был истинным пастырем и душу свою полагал «за овцы своя». Трудился он в неизвестном кадашевском храме, находящемся в уголке, вдали от городского шума. Здесь отцу Николаю, по собственному признанию, никто не мешал, и он никому – а потому много мог сделать на ниве Христовой. Прежде чем получить посвящение в сан иерея, отец Николай прошел, как сам любил выражаться, суворовский путь. Будучи сыном сельского священника, он окончил Духовную Семинарию в числе первых…
Тонкий богослов и яркий полемист, преподобный Анастасий Синаит, живший в эпоху догматических споров, неоднократно участвовал в диспутах с еретиками, что отражено в его главном догматическом произведении «Путеводитель». Он оставил нам также и аскетические творения. Помимо этого, он одним из первых сделал попытку систематизации православной христологии. О богатом наследии и учении этого подвижника и борца за православную веру идет речь в докладе секретаря Учёного совета МДА игумена Адриана (Пашина). В последнее время одно за другим стали выходить критические издания трудов преп. Анастасия Синаита (VII в.). По происхождению киприот, он был насельником монастыря святой великомученицы Екатерины на Синае и находился там под…
Известный русский писатель и поэт Владимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепино Владимирской области в крестьянской семье. Окончив школу, инженерное училище в г. Владимире, отслужив в армии, он поступил и в 1951 году окончил Литературный институт им. М. Горького. Его поэтические сборники «Дождь в степи» (1953), «Журавлиха» (1959), «Имеющий в руках цветы» (1962), «Жить на земле» и «С лирических позиций» (1965), очерковая проза «Рождение Зернограда» (1955), «Золотое дно» (1956), «Владимирские просёлки» (1957), автобиографический роман «Мать-мачеха» (1964), художественно-публицистические книги «Письма из Русского музея» (1966) и «Черные доски» (1969), «Олепинские пруды» (1973), «Посещение Званки» (1975) и другие завоевывали …
Содержание Основатель Зосимовой пустыни схимонах Зосима Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери и Игумен Зосимовской пустыни Герман     Господь даровал мне духовного отца в лице строителя Зосимовой пустыни игумена Германа. Хочется написать воспоминания об этом замечательном монахе нашего времени. Мальчиком отец Герман учился в Москве иконописи. Будучи богобоязненным, он в свободное от занятий в иконописной мастерской время бегал по часовням и особенно любил Кремль. В праздники забирался, бывало, сюда с раннего утра, если не сказать ночи, и переходил из храма в храм. До самой глубокой старости отец Герман помнил порядок тогдашних церковных служб в Кремле. «Сначала, – говорил…
Русское монашество с самого своего начала на Руси связано с афонским монашеством. Это подтверждается тем, что учредитель пустынножития прп. Антоний Киево-Печерский принял постриг в русском монастыре на св. Горе и был направлен игуменом на Русь. Статья посвящена сравнению традиций монашеского делания на Святой горе Афон и в Валаамском монастыре, а также вопросам преемства духовного подвига. Актуальность данной статьи обусловлена главным образом повышением интереса в обществе к укладу монашеской жизни и истории Святой горы в связи с празднуемым в 2016 году юбилеем 1000-летия русского присутствия на Афоне. В Русской Православной Церкви есть также особый монастырь, получивший наименование «Северного Афона». Данное обстоятельство…
Содержание Внешний вид скита Внутреннее устройство скита   Схиигумения Фамарь, в миру Тамара Александровна Марджанова, рано лишилась родителей, сначала отца, а потом – девятнадцати лет – и матери. Тамара Александровна осталась вместе с младшей сестрой в своем родовом имении. Обладая прекрасным голосом и музыкальными способностями, она готовилась поступать в Петербургскую консерваторию, да и вообще ей намечался путь светской жизни. Но от Господа человеку стопы исправляются. Так было и с ней. Как-то раз ее родная тетя, единственная сестра матери, долго не видя племянниц, пригласила их к себе. Она писала: Вы забыли о нас и не хотите навестить; тогда, по крайней мере,…
Описание рукописной службы святителю Амвросию епископу Медиоланскому Литургический и нравственно-богословский комментарий Иеромонах Никон (Скарга), насельник Оптиной Пустыни  Служба использовалась в келейном обиходе преподобного старца Амвросия Оптинского. По ней совершали всенощное бдение в день памяти святителя Амвросия – день Ангела старца Амвросия. Служба Свт. Амвросию Медиоланскому Первые сведения о службе встречаются в Летописи скита Оптиной Пустыни. 31 августа (по ст.ст.) 1870 г. Белевской сборщицей матерью Рахилью (Розовой) был привезен старцу Амвросию крест с частицами мощей. Одна из частиц была свт. Амвросия, еп. Медиоланского, духовного покровителя старца Амвросия. «В тот же день, – читаем в Летописи, – у батюшки совершено бдение келейное…
Историческое изложение догматов1, следуя хронологическому методу, как во многих отношениях более для него удобному2, естественно делится на две главные части. Часть первая обнимает собой период библейский ветхозаветный и новозаветный; часть вторая – период церковный, первых трех веков, вселенских соборов и послевселенских соборов. При таком делении, историческое изложение догматов, имея своей задачей проследить постепенное раскрытие внешней, изменяемой, формальной стороны догмата, постепенно изучает историческую судьбу этой стороны в св. писании и св. предании, главных источниках нашей веры, составляющих вместе и главные, так сказать, фазисы раскрытия означенной стороны предмета. Таким делением историческое изложение догматов и обнимает предмет вполне и не вводит в него…
Начало премудрости – страх Господень, – такова главная мысль книги бен-Сира́; кто хочет достигнуть премудрости, тот должен жить в страхе Божием, т. е постоянном послушании заповедям Господним. Эти заповеди изложены главным образом в законе, данном Богом избранному народу; но есть и такие правила жизни, которых нет в законе, они должны быть выведены мудрецом из непосредственного наблюдения жизни мира Божия и людей, под контролем Божия откровения. Такие правила мудрости, выведенные автором из собственного богатого опыта и из наставлений других мудрецов, он и дает в своей книги. На первом месте среди своих правил Иисус сын Сирахов поставил увещания – не быть гневливым,…
Содержание Причaщение в храме Кто преподавал верующим Святые Дары Как древние христиане принимали Тело и Кровь Господа Что произносили верующие, получая Тело и Кровь Преподающие причастие также произносили известную формулу Причащение детей C какими чувствами и в каком положении древние христиане приступали к святому причащенню В каком месте храма древние христиане причащались и когда произошло отделение причащения священнослужителей от мирян Как часто древние христиане причащались? Когда принимали древние христиане Святые Дары: прежде пищи или после нее? Для евхаристии употреблялся квасный хлеб, а не опресноки Причащения вне храма Хранение Святых Даров  Святой апостол Павел писал: «Да испытывает же себя человек, и,…
В статье дается обзор основных тенденций, итогов и достижений в изучении ближневосточного христианства зарубежной наукой последних десятилетий. Рассматриваются новые научные методики, применяемые в последнее время, ключевые направления и проблематика исследований арабо-христиан-ского социума в Средние века и Новое время. Ключевые слова: христианский Восток, арабы-христиане, католическая уния, археология, история, филология, социология. The article contains a review of the last achievements of European and American scholars in the field of the Christian Arabic Studies. New methods of research and main problems of a Medieval and Early Modern history of the Middle Eastern Christianity are analyzed. Key words: Christian Orient, Christian Arabs, Catholic unia,…
Мысли и суждения о Русском народе, об Евразийстве, о Братстве Русской Правды. А. С. Пушкин. Ф. М. Достоевский. Царская власть и Св. Православие. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. Содержание От автора I. О русском народе 1. Православная культура 2. Христианство и культура 3. Могучая сила русскаго быта и заботы о его сохранении в эмиграции Окружное послание к русской заграничной пастве 4. Принятие русским народом христианства 5. Необходимость духовнаго возрождения 6. Неистребимое благочестие русскаго народа 7. Крайняя необходимость нарочитаго прославления Святаго Равноапостольнаго Великаго Князя Владимира русской эмиграцией Св. Равноапостольный Великий Князь Владимир 8. Главная воспитательная сила русскаго народа – монастыри и…
(По поводу десятилетия со дня его смерти 5 апреля 1900 г.) Пасхальные дни последнего в прошедшем ХIХ в 1900 г. для всех, кто живо интересуется успехами нашей богословской и церковно-исторической науки, были несколько омрачены печальною вестью о преждевременной кончине знаменитого нашего церковного историка, профессора С.-Петербургской духовной Академии Василия Васильевича Болотова, последовавшей на страстной седмице этого года, в великую среду. В далекие углы нашего отечества эта несть доходила как раз на пасхальной неделе, внося неожиданную скорбь в празднично настроенные сердца. Но в этом же совпадении обстоятельств заключалось для нас «оставшихся» и некоторое облегчение от великой скорби по поводу смерти столь почитаемого…
В 1888 году я поступил в Харьковскую Духовную Семинарию. Трудно было в Семинарии совершенно избавиться от греховных приражений. И если Господь хранил меня, то только по Своей великой милости и по молитвам родителей; отчасти тут помогала ещё моя слабая комплекция. С любовью вспоминаю товарищей своих. Жили мы дружно, по-братски, и особенно в старших классах, где уже отходило в сторону засилье невоспитанных, грубых и преобладало взаимное уважение. Здесь уже можно было бороться с недостатками отдельных лиц. Благодарю же вас, мои дорогие школьные друзья, за приветливость и ласку! Творю о вас всегда молитвенную память. 21 ноября 1893 года Преосвященным Иоанном1, викарием Харьковским,…
XX век стал сложным и испытательным периодом для Русской Православной Церкви. Он дал небывалое количество мучеников и исповедников, страдальцев за истинную веру. К их числу принадлежит и Арсений (Жадановский), епископ Серпуховский, – выдающийся духовный писатель прошлого столетия. Он был расстрелян на печально известном Бутовском полигоне 27 сентября 1937 года. «Самый маленький, а будет архиереем» Александр Жадановский (мирское имя святителя) происходил из священнической семьи. В храме Рождества Пресвятой Богородицы города Чугуева Харьковской губернии по очереди настоятельство сменяли несколько поколений рода Жадановских. В их числе был и отец епископа Арсения Иван Андреевич. Сын Александр родился в его семье 6 марта 1874 года…