Содержание 1. Обетование о семени жены 2. Обетование, данное патриархам Аврааму, Исааку и Иакову 3. Пророчество патриарха Иакова 4. Пророчество Валаама 5. Пророчество Моисея о пророке подобном ему  В Новом Завете неоднократно указывается на Моисея, как на Пророка, предвозвестившего пришествие Спасителя миpa. Иисус Христос, обличая неверие Иудеев, обращает внимание их на Писание, свидетельствующее о Нем: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне (Ин. 5:39), и в особенности указывает им на Моисея, писавшего о Нем: не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть иже на вы глаголет, Moисей, наньже вы…
I. Служба Страстной седмицы. Еще несколько дней, и чадолюбивая многопопечительная наша Мать Святая Церковь усталым труженикам святого поста, в утешение и ободрение их, будет песнословить: «Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти твоея просим видити, человеколюбче, еже прославити в ней величия твоя и неизреченное нас ради смотрение твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе». Итак, окончен трудный путь покаяния и молитвы, как время душеполезных подвигов для верующих, и Святая Церковь приглашает всех нас прославить в наступающие святые дни воспоминания страстей Господних, особенную к нам грешным милующую любовь Божию, ради которой Господь Бог не пощадил и Единородного Сына своего, но предал Его…
архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием. Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!  Милостью Всещедрого Бога мы сподобились достигнуть светозарной пасхальной ночи и вновь радуемся славному Христову Воскресению. Сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим великим праздником и торжеством из торжеств. Почти две тысячи лет отделяют нас от воспоминаемого ныне события. Однако каждый год Церковь с неизменным духовным трепетом празднует Воскресение Господне, неустанно…
духовенству, монашествующим и мирянам Тверской епархии "Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее" (Ин. 10:17-18) Возлюбленные о Господе досточтимые пресвитеры и диаконы, Боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами сподобляемся разделить вновь Великое Событие Воскресения - ПАСХУ ХРИСТОВУ!  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! По завершении дней Великого Поста каждый из нас с благоговейным трепетом подошел к святыне Пасхальной истины и главному событию всей сути нашего мироздания – Христову Воскресению. Господь Иисус Христос претерпел немыслимые страдания ради того,…
Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия Содержание Предисловие Пролог. Основные этапы развития доникейского богословия Часть I. Александрия Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский Глава I. Проблема возникновения Александрийской школы Личность Пантена Глава II. Жизнь и творчество Климента Александрийского 1. Жизненный путь Климента 2. Литературная деятельность Климента Глава III. Миросозерцание Климента Александрийского 1. Отношение Климента к греческой философии 2. Подход Климента к Священному Писанию и церковному Преданию 3. Экклесиология Климента 6. Учение о Логосе, христология и сотериология 7. Антропология и нравственное учение Заключение Святой Дионисий великий: жизнь и творения 1. Жизнь и церковное служение св. Дионисия 2. Литературная…
Приходские церкви Константинополя, Афона и других городов православного востока регулируются, при отправлении богослужения, Уставом, который весьма значительно отличается от Устава святогорского и даже Устава Саввы Освященнаго. Устав этот называется Τυπικὀν ἐκκλησιαστικὀν κατἀ τἠν τάξιν τῆς τοῦ Χριστοῦ μεγάλης ἀκκληδίας, т. е. Церковный Типикон по чину Великой Христовой Церкви. В своем настоящем виде этот Типикон недавнего происхождения. Его первое издание явилось в свет лишь только в 1838 году. Но начало существования Типикона Великой Церкви почти одновременно с началом появления в Константинополе „Великой Церкви“, или известного Софийского храма, построенного императором Юстинианом. Воздвигнув храм, удививший современников своим величием и красотою, беспредельностью его как…
Содержание Предисловие Введение Эпоха догосударственная Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси? Начатки христианства на территории будущей России И. Начало исторической жизни русского народа II. Древнейшие свидетельства о знакомстве руссов с христианством Первое крещение Киевских руссов Олег (882–912 гг.) Игорь (912–942 гг.) Княгиня Ольга (945–969 гг.) Святослав (945–972 гг.) Князь Владимир. Его обращение и крещение Внерусские, греческие и арабские свидетельства Осмысление «Повести» Крещение Киевлян Преображение самого князя Владимира Западный миф о крещении Руси Сношения Римских пап с кн. Владимиром Кто был первым русским митрополитом? Деление на периоды Период Киевский, или до-Монгольский Распространение христианства Церковное управление в киевский период Епархии и…
Содержание: Тайна Креста Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира Что говорил Спаситель о Своих крестных страданиях Что говорили об этом Апостолы Значение креста Христова в нашей жизни Акафист страданиям Спасителя в русском переводе Тайна Креста У одного богатого человека было два сына. Старший был тихим, трудолюбивым и послушным; младший, напротив, был ленивым, легкомысленным и своенравным. Он любил убегать из дому, чтобы встречаться со всякими бродягами, и этим печалил отца. Однажды, когда отец с старшим сыном отлучились на несколько дней, младший сын устроил дома вечеринку для своих друзей. Загремела музыка, полилось вино. Друзья, разгоряченные вином, повздорили. Произошла безобразная драка с…
Блаженнейший Антоний Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и глава Русской Православной Церкви заграницей, принадлежит к числу великих людей, непонятых и неоцененных своими современниками, но оставивших после себя драгоценное наследие – богословское творчество и заветы о призвании, жизни и возрождении России. Блаженнейший Антоний Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и глава Русской Православной Церкви заграницей, принадлежит к числу великих людей, непонятых и неоцененных своими современниками, но оставивших после себя драгоценное наследие – богословское творчество и заветы о призвании, жизни и возрождении России. В этих немногих строках мы постараемся показать в чем состоит его величие и какое значение он и его наследие имеют…
О чтении евангелий в первые три дня Страстной седмицы в нынешнем Типиконе на л. 384 (изд. Киевск. 1824 года) мы находим самые ясные и определенные указания. „И абие (т. е. после чтения Богородична третьего часа: „Богородице ты еси лоза истинная“) украшену аналогию, читаем мы в нынешнем Уставе, полагается на нем верху святое тетроевангелие, и лампады возжжены, и кадит иерей окрест аналоя, и олтарь, и Церковь всю, и братию по чину“. Известно будет, прибавляет Устав, как евангелие от Матфея все читается, подобно и от Марка, и от Луки, от Иоанна тоже читается до начала святых страстей, истинно как до „Ныне прославися…
В 1938 году на Афоне умер человек. Он был предельно прост – русский крестьянин, который пришел на Афон двадцати с небольшим лет и пробыл там около полувека. Он пошел на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Матерь Божия обещала заступиться за всякого, молиться за всякого, кто будет служить Богу в тамошних обителях. Он оставил свою деревню, сказав себе: “Если Божия Матерь готова заступиться за меня, я пойду туда, и Ее дело – спасти меня”. Он был замечательным человеком. В течение многих лет он заведовал монастырскими рабочими. Это были молодые русские крестьяне, которые нанимались на год-два работать,…
3-е издание, исправленное и дополненное Православное братство святого апостола Иоанна Богослова Москва ∙ 2017 Содержание I. Брак – таинство богочеловеческое «Пора роковая» Почему вода стала благоуханным вином? А почему вино стало уксусом? Не расплескать бы чашу любви Целомудрие и «развороченность» души Чем мы лучше животных? Закон резонанса Богословие семьи II. О жизни неродившейся Крайняя точка нравственного падения Дорогая цена Уважать чужую жизнь Инстинкт или сознательный подход? Духовно подготовить рождение III. Семья – малая Церковь IV. О любви Беседа со старшеклассниками V. Вопросы и ответы О браке Воспитание детей Взаимоотношения в семье Семейная жизнь ЭКО и суррогатное материнство Брак и монашество…
Аннотация Предлагаемая читателям книга посвящена зодчеству Северо-Восточной Руси конца XIII – первой трети XIV века. На базе анализа результатов археологических исследований и исторической обстановки автор делает вывод о масштабном белокаменном строительстве и уникальном архитектурном стиле этой эпохи, традиционно считавшейся «темным временем» в истории архитектуры. Исследован ряд памятников зодчества, ранее относимых к более позднему времени, обоснована их датировка 1290–1320-ми годами. Разработана графмческая реконструкция московского Успенского собора 1326–1327 годов. Книга рекомендуется как специалистам (историкам, искусствоведам, архитекторам, реставраторам и пр.), так и широкому кругу читателей, интересующихся историей древнерусской архитектуры. Настоящая монография легла в основу диссертации на соискание ученой степени доктора архитектуры по специальности…
Успенский кафедральный собор в Ярославле Содержание Местоположение и исторический очерк собора Первый храм Второй храм Третий храм Основание и достопримечательности храма Внешний вид храма Внутреннее устройство храма Стенопись Святые мощи Сведения о жизни и обретении мощей свв. благоверных князей Василия и Константина Ярославских чудотворцев Архиерейские гробы Теплый собор во имя свв. благоверных князей Василия и Константина ярославских чудотворцев Ризница и библиотека Колокольня Владения Соборные Святыня, временно пребывающая в соборе Прибавление Протоиереи Старосты Слово в день обретения мощей святых благоверных князей Василия и Константина, Ярославских чудотворцев  Местоположение и исторический очерк собора Там, где великий князь Ярослав положил основание городу Ярославлю построением…
Wednesday, 15 April 2020 14:38

Тамбовский патерик. - 2010.

Содержание Преподобный Матфей Черниевский. Преподобный Иосиф Козловский. Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский. Святитель Питирим, епископ Тамбовский. Преподобный Феодор Санаксарский. Преподобная Марфа (в монашестве Маргарита). Преподобный Назарий. Преподобный Марк Саровский (схимонах Марко). Преподобный Серафим Саровский. Блаженный Иларион, затворник Троекуровский. Блаженный Иоанн, затворник Сезеновский. Преподобная Дария, старица Сезеновская. Преподобная Серафима (в схиме Евфимия), старица Сезеновская. Преподобный Амвросий Оптинский. Святитель Феофан, затворник Вышенский. Священномученик Владимир, митрополит Киевский. Священномученик Кирилл, митрополит Казанский. Преподобный Силуан Афонский. Старец Иосиф, основатель Тамбовского Казанского монастыря. Святитель Феодосий, епископ Тамбовский и Пензенский. Святитель Феофил, епископ Тамбовский и Пензенский. Чтец Иоанн Богоявленский (подвизавшийся под именем Ильи немого). Монахиня Миропия (Аденкова). Старица…
Последнее время в ряде светских СМИ идёт активное обсуждение вопросов отношения между Церковью и обществом. Предлагаем вниманию читателей статью монаха Диодора (Ларионова), в которой автор делится своим богословским взглядом на проблему. Святейший Патриарх Кирилл в своём докладе на открытии Архиерейского собора 2010 года ставил вопрос о том, почему новые поколения верующих не идут в монастыри, но, наверное, уже пора поставить вопрос о том, почему современные люди не идут в церковь. В данной статье представлена попытка искать проблему внутри христианской общины, а не вне её: нет смысла упрекать мир за то, что ему что-то не дала Церковь. Изменение культурной и духовной…
Вместо весьма желанного хотя бы краткого Вашего письма я получил по три экземпляра брошюр: о Святой Троице, письма к пастырям, о Достоевском, каковые и были правильно разделены (между Владыкой, отцом архимандритом Сергием и мною), а единственный экземпляр «Храм в Казанской Духовной Академии» я, конечно, усвоил себе. Кстати: бандероль до того была растрёпана, что даже моего имени не осталось, а только «иеромонах». Благодарю Вас за брошюры. Я с удовольствием прочитывал о Вашем «Храме». Было время, когда монастыри были и школами, ибо школ не было, а в обителях были лучшие силы христианского общества. Теперь условия иные: школы есть и являются уже руководящими…
Христианство – религия свободы. Но какой свободы: беззаботной или обретаемой ежедневным трудом, легкой и безмятежной или трудной и порой кажущейся недостижимой? И как узнать, кто свободный, а кто раб? О страхе и свободе, о «своих» и «чужих» в христианстве рассуждает монах Диодор (Ларионов). Поскольку связь с бытием сверх отношения к сущему почти вовсе не осмысливается, и если да, то всегда берется лишь как тень второго, постольку и существо самого этого отношения тонет во мраке. Мартин Хайдеггер[1] Человек на этой земле нуждается во многих благах: материальных, культурных, интеллектуальных. Эти блага обеспечивают ему благополучную и полноценную жизнь здесь, на этой земле. Однако…
Аннотация: В статье анализируются судьбы ближневосточных монастырей — прежде всего Синайской обители св. Екатерины и палестинской лавры св. Саввы — в самый «темный» период их истории, во 2-й пол. XV — 1-й пол. XVI в. Основными источниками выступают мало введенные в научный оборот указы мамлюкских султанов, данные Синайскому монастырю, и записи в арабо-христианских и других рукописях из синайского и иерусалимского книжных собраний. Позднее Средневековье было временем глубокого упадка ближневосточного монашества, терявшего поддержку православных государств и подвергавшегося растущему давлению со стороны окружающего кочевого мира. В монастырях пустыни оставалось все меньше сиро-палестинских мелькитов, не готовых выносить тяготы аскезы и угрозы со стороны…
«Опытное богословие» старца Иосифа Ватопедского строится на учении о домостроительстве спасения, поскольку аскетическое делание человека является откликом на спасительное дело Господа Иисуса Христа.   Домостроительство спасения Слово «домостроительство» происходит от греческого слова οἰκονομία, обозначающего буквально обустройство жилища, заботу об управлении домашним хозяйством. На языке святоотеческого богословия «домостроительство» стало обозначать учение о Боге в Его отношении к миру, в отличие от понятия «богословие», которое в своем первоначальном значении относилось исключительно к учению о Боге в Его вечном и неизменном бытии. Для Отцов Церкви богословие есть по преимуществу «богословие Троицы», тогда как домостроительство есть богословие явления Троицы творению, Ее неизреченное «снисхождение»(συγκατάβασις) в…