С самых первых веков своего существования христианская церковь освящает особого рода воспоминаниями все выдающиеся события и моменты из жизни Спасителя мира. В соответствии с их характером она устанавливает для своих членов то дни духовной радости и веселия, то дни печали и воздержания. К числу этих последних принадлежит и пост перед Пасхою. За все время своего существования он проводился в строгом воздержании и единственное различие заключалось лишь в том, что последнее не всегда и везде продолжалось одинаковый срок. В различные периоды и в различных церквах предпасхальный пост имел различную продолжительность. По крайней мере в Греции до IX приблизительно века не было…
Призванные лестным для нас поручением совета Киевского общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви занять внимание просвещённого собрания, мы решаемся избрать предметом нашей настоящей беседы вопрос, который близко соприкасаемся с областью наших специальных научных занятии, подходит к программе тех задач, какие преследует общество религиозно-нравственного просвещения, и который должен быть важен и дорог каждому истинному сыну церкви православной, – вопрос о недостатках в нашем современном обществе церковно-религиозного воспитания и о причинах, их породивших. Все мы, православные христиане, считаем себя членами одной общей семьи, одного единого союза, возглавляемого Христом Спасителем нашим, – церкви православной, которая, как известно каждому, живет и управляется…
О том, как непросто дается Церкви исполнение заповеди апостола Павла о непрестанной молитве – свидетельствует вся история православного монашества. Об эволюции понимания этой заповеди, а также о способах её реализации в православной аскетической практике – рассказал в своем исследовании митрополит Диоклийский Каллист (Уэр). Статья была прочитана на конференции Англиканской церкви в Оксфорде 5 июля 1967 года. «Непрестанно молитесь» (1Фес 5:17): этот краткий и выразительный призыв апостола Павла фессалоникийцам оказал мощное влияние на все православное монашество1. С IV века в православной традиции Востока прочно укрепилась мысль о том, что молитва должна совершаться не только в определенное время, а неотступно сопровождать монаха…
Псалтирь, заполняющая своими речениями наше богослужение, кажется и общеизвестной и общепонятной. Но это далеко не характерно для всех текстов ее. Уже читатели кафизм знают, как много в псалмах мест полупонятных и совсем непонятных. Лишь научно-богословское чтение псалтири открывает глаза на множество неодолимых трудностей в текстах псалмов, к тому же расходящихся в двух основных изводах – еврейском и греческом. Есть острая потребность иметь на русском языке свежее пособие к толковому чтению псалтири. Прежние русские пособия (Eп. Палладия, X. Орды и Гавриловского в «Толк. Библии»), помимо их ненаходимости, надо признать и крайне устарелыми. Новейшая филологическая экзегетика уполномочивает нас дать любознательному читателю гораздо…
09 июня 2012 г. Содержание I. Личность святителя Феолипта и его эпоха. Лионская уния 1274 г. II. Арсенитский раскол III. Два “Слова против арсенитов» святителя Феолипта. IV. Учение о Церкви святителя Феолипта  I. Личность святителя Феолипта и его эпоха. Лионская уния 1274 г. Среди великого множества святых Православной Церкви святитель Феолипт долгое время занимал в церковной памяти весьма скромное место. Во всяком случае, в классическом труде по православной агиологии архиепископа Сергия (Спасского) о нем упоминается лишь во втором приложении (“Святые, дни памяти коих, или самыя памяти не показаны в месяцесловах и синаксариях”), где кратко говорится: “Феолипт Филадельфийский, XIVв. Память в…
(от времён апостольских до IX века) А. П. ЛЕБЕДЕВ (1845–1908): ЕГО ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ I. Харизматические учителя первенствующей Церкви I и II веков II. Взаимоотношение епископа и диакона в глубокой древности III. Пресвитеры во времена глубокой древности IV. «Нижние чины» клира в древности ОТДЕЛ ВТОРОЙ I. Духовенство и народ и их взаимные отношения во II и III веках II. Духовенство и народ и их взаимные отношения в IV-VIII веках III. Епископия и епископское управление церковью IV. Митрополическая система церковного управления во II и III веках и ее происхождение V. Происхождение и характеристика древнейших соборов VI. Патриаршая система…
Четвёртый век христианства называется золотым веком в истории христианской церкви. В церкви Христовой, кроме века апостольского, не появлялось ещё одновременно столько великих светильников веры, учения и благочестия, как в этот век. Этот век, как известно, прославлен проповеднической дея¬тельностью Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В ряду этих-то пастырей церкви восточной стяжал себе славу и уважение между епископами западной церкви св. Амвросий Медиоланский «Святость жития его, говорит Павлин, столь была велика и учение его столь было возбудительно, что епископский двор его был общей обителью всех православных»1. Благодатное слово его было так назидательно и много¬плодно, что даже глава языческой партии, известный…
Интерес к личности младшего из Великих Каппадокийцев Григория Нисского растет как у нас, так и за границей. Однако русскоязычному читателю через гораздо более широкий канал поступает информация о западноевропейской богословской литературе, и лишь тонким ручейком приникает информация о центральноевропейских богословских трудах. Вашему вниманию представлена одна из глав книги чешского богослова и патролога, профессора Ленки Карфиковой «Григорий Нисский. Божия и человеческая бесконечность». Перевод выполнил Илья Бей.   Следующим из ранних сочинений[1] Григория считается также его Толкование на надписания псалмов (Εἰς τὰς ἐπιγραφὰς τῶν Ψαλμῶν). Речь идет не о полном комментарии Псалтири, скорее здесь размышления о построении и смысле ветхозаветной книги Псалмов. Григорий, прежде всего, рассматривает отдельные…
Глава из книги «Григорий Нисский. Божия и человеческая бесконечность» профессора Ленки Карфиковой – чешского богослова и патролога. Перевод выполнил Илья Бей.   Сочинению Об устроении человека содержательно и, вероятно, хронологически близко следующее сочинение Григория, его славный диалог О душе и воскресении (Περὶ ψυχῆς καὶ ἀναστάσεως ὁ λόγος).[1] Этот «христианский Федон» реализован как разговор Григория с его любимой сестрой Макриной незадолго до ее смерти (ср. также рассказ Григория о его посещении Макрины в ее биографии[2]). Как и Платонов Федон является разговором о смерти лицом к лицу со смертью, т. е. при посещении учениками Сократа любимого учителя в тюрьме перед казнью, Григорий, еще опечаленный недавней смертью брата…
Жанр этой статьи —заметки переводчика на полях переводимого текста [1]. Сделанные в этой статье предварительные выводы должны быть уточнены и обобщены специалистами, но даже в своем нынешнем виде они могут представлять определенный интерес для читателя. К тому же у Нисского святителя немало общего с другими Отцами и что даже эти частные наблюдения переводчика могут помочь читателям лучше понять произведения, которые так сильно отличаются от привычной нам современной литературы. Экзегеза — выведение из Св. Писания смыслов, которые представляются толкователю наиболее актуальными и адекватными для его собственной ситуации. Поэтому невозможно адекватно понять святоотеческую экзегезу, не обращая внимания на те обстоятельства, в которых писались…
ГРИГОРИЙ [греч. Γρηϒόριος ὁ τῆς Νύσσης] (331/5, г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) или г. Кесария Каппадокийская (совр. Кайсери, там же) - ок. 394, г. Нисса (совр. Невшехир, там же)), свт. (пам. 10 янв.), еп. Нисский, отец и учитель Церкви. Жизнь Источники Основной источник сведений о жизни Г.- его собственные сочинения. Др. важным источником являются свидетельства его современников: свт. Василия Великого (Basil. Magn. Ep. 58-60, 100, 225 и др.), свт. Григория Богослова (Greg. Nazianz. Ep. 11, 72, 76, 81, 182, 197; Or. 11. 43), блж. Иеронима Стридонского (Hieron. De vir. illustr. 128), а также более поздних авторов: Сократа Схоластика (Socr. Schol. Hist. eccl. IV 26), блж. Феодорита Кирского (Theodoret. Hist. eccl. IV 30), Никифора…
Содержание Введение I. Св. Григорий Нисский – представитель христианской философии в 4 веке. – Влияния, под которыми слагался общий тип философии св. Григория. – Взгляд св. Григория на отношение языческой философии к христианскому Откровению, разума к вере. – Аллегоризм, как средство для введения философских идей в область христианского знания II. Антропология, как средоточие всей философии еп. Нисского. Относящиеся сюда сочинения св. Григория Отдел первый. Первобытное (идеальное) состояние человека I. Место и назначение человека во вселенной. Он – средоточие двух миров. Он – царь земли II. Двоякий состав человека. Достоинства его телесной природы III. Душа человека. Ее субстанциальность и духовность. Ее…
Содержание Обзор литературы Человек как высшая часть творения Божия, как соединение земного и небесного Изначальная «доброта» телесной природы человека Происхождение зла и его действие в природе человека Древо познания добра и зла Понятие «кожаных риз» Обожение плоти и ее воскресение Выводы  В статье показано, что полноценный анализ представлений свт. Григория Нисского о назначении материальной природы человека проведен до сих пор не был. Этот анализ особенно актуален ввиду крайней спиритуализации воззрений святителя на воскресшее тело человека в работах современных исследователей. Даже у православных авторов мы встречаем мнение о том, что появление чувственного в космосе и в природе человека у свт. Григория…
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он открыл.» Ин. 1:1, 14, 18 Храни преданное тебе. 1Тим. 6:20 Предание есть жизнь Святого Духа в Церкви. Владимир Лосский Содержание Внутренний смысл Предания Внешние формы 1. Библия 2. Семь вселенских соборов: Символ веры 3. Позднейшие соборы 4. Святые отцы 5. Литургия 6. Каноны 7. Иконы  Внутренний смысл предания С внешней стороны православная история…
Судьба калмыков, коснеющих целые века во мраке язы¬чества, составляет предмет забот и попечений духовной и свет¬ской власти, а потому все, что относится к быту и образу жизни их не может не представлять особенного интереса. В этих видах я нахожу не лишним сообщить рассказ о своем первом посещении калмыцкой кибитки, несколько лет тому назад. Дело было на первый день Пасхи. Волга только что разошлась. После вечерни я и четверо моих товарищей порешили переправиться на форпост1, чтобы подышать чистым воздухом и полюбоваться пробуждающеюся природою, после той жестокой зимы, которая была в 1875–76 г. и которая должна быть памятна для астраханцев. Так называемый…
Содержание Рождественское послание председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященного митрополита Анастасия Рождественское послание Председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей Рождественское послание председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященного митрополита Анастасия Тяжелы и скорбны дни нашей жизни, но в сумраке их нам особенно ярко светит Вифлеемская звезда, предвосхищая восход Солнца Правды – Христа. Она ведет нас, как некогда волхвов, к Нему, нашему Спасителю и Утешителю, Которого не перестанет искать наша душа. В праздник Его рождества мы живее чувствуем Его близость к нам, ради которых Он сошел с неба и принял человеческую плоть. Нам невольно рисуется тогда наше…
(обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ александрийской и антиохийской) Сочинение на степень доктора Богословия. Содержание От автора Вместо предисловия I. Никейский первый Вселенский собор II. Географическое распределение защитников Никейского собора, никейцев и противников его, антиникейцев III. Черты догматики никейцев и антиникейцев между I и II вселенскими соборами. IV. Константинопольский второй вселенский собор. V. Христологические споры и Ефесский третий вселенский собор. VI .Православная уния 433 хода в Александрии или уния антиохийцев с александрийцами. VII. Торжество приверженцев унии над ее врагами на Константинопольском соборе 448 года. VIII. Противодействие и торжество врагов унии над ее приверженцами на соборе разбойничьем 449…
Начало рождения водой и Духом Содержание Событие Крещения Значение Крещения Господня Богослужение праздника Крещения Господня (Богоявления) Канон Богоявления Освящение воды  Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник издревле встречался христианами с большим подъемом потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого таинства. В этой брошюре мы расскажем о событии крещения Господа Иисуса Христа и постараемся уяснить значение этого евангельского события для нашей христианской жизни, объясним главнейшие моменты богослужения праздника Богоявления, приведем канон утрени в русском переводе.…
1. Предварительные сведения. Царские часы совершаются трижды в году: «в навечерии», т. е. накануне, Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в великую пятницу. Они называются «царскими»1 потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Это особое многолетие описывается в греческих чинах под названием: «многолетствование, или – как многолетствуют царей и патриарха в великой церкви в праздник Рождества, Светов и в великую пятницу».2 Главную особенность царских часов составляет «последование двенадцати тропарей» с чтением паремий, апостола и Евангелия, строго приуроченное ко времени и обстоятельствам и изображающее смысл и значение воспоминаемых событий. Это последование…
Рождество Христово (25 декабря) История праздника Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно к Крещению Спасителя. Основная и первоначальная цель установления праздника – воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. Несколько раньше, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), потому что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его Крещению. Так, евиониты учили, что Иисус был сын…