Содержание Часть первая: Приготовление Часть вторая: Благодарение, покаяние и прошение Часть третья: Лучшее из дел Часть четвертая: Непрестанная молитва Часть пятая: Дом Божий Часть шестая: Крестное знамение Часть седьмая: Неотступность в молитве Часть восьмая: Дар Божий Часть девятая: Божественный огонь Часть первая: Приготовление Молитва Господня «Отче наш» есть высшая из всех молитв, как излившаяся из пречистых уст Самого Спасителя; в ней сокращенно изложено, о чем мы должны молиться. Как же надо молиться? «Когда мы Царю Богу предстать и беседовать в молитве собираемся, – говорит св. Лествичник, – да не приступаем к этому не приготовившись, чтобы не выглядели мы как неимущие…
"Альфа и Омега", вып.2. 1994 г. (Мф 5-7) (4:25                И шли за  Hим  многолюдные  толпы  из  Галилеи,  и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и края за 5:1 Иорданом.)/ И Он, увидев эти толпы, поднялся на гору; 2 и когда Он сел, подошли к Hему Его ученики./ И Он, отверзши уста Свои, начал учить их так: 3               "Блаженны нищие по велению духа, ибо их есть Царствие Hебесное. 4               Блаженны cкорбящие, ибо будут они утешены. 5               Блаженны кроткие, ибо  примут они в наследие землю. 6               Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо будут они насыщены. 7               Блаженны милосердные, ибо будут они помилованы. 8              …
Содержание Введение Моральные принципы, вытекающие из пантеизма Моральные принципы, вытекающие из учения Канта Заключение Введение В прежнее время принято было думать, что безбожие является последствием и высшим выражением безнравственности: такая точка зрения высказывается в Библии. Может быть, так оно и есть на самом деле, но современные отрицатели религии с этим не только не согласны, а всячески стараются доказывать, что они располагают не менее сильными побуждениями к добродетельной жизни, чем люди глубоко религиозные. Неверие, начинаясь в уме человека, через отрицание его нравственных обязательств пред Богом, затем, оно устрашается следующих отсюда логических выводов и старается взамен религиозных верований подыскать себе другие опоры…
Владыка Афанасий оставил краткую рукопись – «Даты и этапы моей жизни». Сухой, но потрясающий перечень событий страдальческой жизни этого мягкого сердцем, но твердого духом и верного до смерти христианина говорит сам за себя. Но хотелось бы собрать и на нитку этого перечня нанизать то немногое, что сохранилось в памяти близких покойного Владыки и в его письмах. Господи, благослови! Родитель Владыки Григорий Сахаров, суздальский уроженец, был человеком интеллигентным, как и вся его родня (Астровы, Челищевы в Москве, Соловьевы во Владимире), чиновником.1 Он женился на склоне лет на простой крестьянке Матроне Андреевне из деревни Орехово Тульской губернии. Супруги Сахаровы, живя в любви…
Издание десятое Авонского Русского Пантелеймонова монастыря Под редакцией протоиерея Иоанна Мансветова Содержание Вместо предисловия Об истинном покаянии О причащении Пречистых Христовых Таин Вместо предисловия «Аз есмь хлеб животный, иже сшедший с небесе: аще кто снесть от хлеба сего, жив будет вовеки» (Ин. 6:51). Святейшее таинство Причащения есть один из величайших даров бесконечной любви Божией к человеку, искупленному Господом Иисусом Христом, но не все, именующие себя христианами, пользуются этим даром, как должно. Многие, не имея надлежащего понятия о величии этого таинства и о богатстве благ, даруемых чрез него, приступают к нему очень редко и без должного приготовления; а есть, к сожалению,…
Содержание Детство Преподавательская деятельность Поместный Собор Хиротония «А тюрьмы нам нечего бояться...» Последние годы жизни  «Молитва всех вас спасет», – последние слова свт. Афанасия (Сахарова) «Свт. Афанасий обладал редкостным даром любви» Н.В. Трапани 1 2 июля (по новому стилю – пятнадцатого) исполнилось 125 лет со дня рождения святителя Афанасия (Сахарова), который из 33 лет епископского служения 22 года провел в заключении и почти 7 лет в ссылке. Всю пастырскую деятельность владыки пронизывала мысль о необходимости связи всех русских православных людей в молитве, взаимного поминовения, ходатайства друг за друга перед Богом. Владыка состоял в переписке с большим количеством людей. Так, духовные…
Содержание Часть 1. «Молитва всех вас спасет»: жизнеописание владыки. Часть 2. «Пойте Богу нашему, пойте разумно»: о трудах владыки по исправлению богослужебных текстов. Часть 1. «Молитва всех вас спасет»: жизнеописание владыки. Владыка Афанасий был известен многими делами на благо Церкви, но более всего – своими трудами по редактированию богослужебных текстов и составлению службы русским святым. Из первой части статьи вы узнаете о жизни святителя, увидите, в каких условиях протекала его деятельность, о которой подробнее будет сказано чуть позже. Святитель Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, родился 2 июля 1887 года в селе Паревка Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Его отец, Григорий Петрович Сахаров,…
Проповеднический круг подвижных праздников Церкви. Слова, беседы и поучения — архимандрит Антонин (Капустин) Слова и беседы на воскресные, праздничные и другие, особенно чествуемые дни Постной и Цветной Триоди. • Слова, беседы и поучения на дни Постной Триоди • Беседа на евангельскую притчу о мытаре и фарисее • Беседа на евангельскую притчу о блудном сыне • Слово в субботу мясопустную • Слово в Неделю мясопустную • Слово в Неделю сыропустную • Слово в первую Неделю Великого поста • Поучение во вторую Неделю Великого поста • Слово в третью Неделю Великого поста • Слово в четвертую Неделю Великого поста • Слово в…
Слава Богу за все! О благодарности Богу.   Епископ Александр (Милеант).   Содержание: Почему надо благодарить Бога. Благодарственная молитва. Благодарственный Акафист Богу.   Существует рассказ о протестантском пастыре, который, посещая больных, зашел в больницу для душевно— больных. Здесь один из пациентов, у которого, очевидно, наступила минута умственного просветления, подошел к пастырю и спросил его: “Вы благодарили когда-нибудь Бога за свой рассудок?” От такого неожиданного вопроса остолбенел пастырь. Нет, никогда ему не приходило на ум благодарить Бога за такое очевидное дарование. Только здесь в больнице, видя вокруг себя такое количество несчастных душевно— больных людей, он понял, что разум — это великий Божий…
Беседа о значении, силе и достоинстве молитвы, и бедственном положении, в котором находятся люди, пренебрегающие беседой с Господом. «Непрестанно молитеся. О всем благодарите» (1Сол. 5, 17–18). «И вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимите» (Мф. 21, 22). Как в естественном состоянии младенец не вдруг делается взрослым, но полной зрелости достигает мало-помалу, так и в состоянии духовном человек не вдруг из плотского и греховного может сделаться духовным, богоугодным, но восходит на эту высоту постепенно, подвизаясь в добродетелях, во главе коих стоит молитва, ибо молитвой мы все испрашиваем у Бога, по сказанному Им: «Просите, и дастся вам»; а если не будем…
Со времени крещения Руси, верующие русские люди проявляли особый интерес к Святой Земле и принимали живое участие в ее судьбе. Первое упоминание летописца о паломничестве в Святую Землю – это рассказ о Варлааме, игумене Дмитровском, в 1062 году ходившем на поклонение святым местам Палестины. Однако, около 1022 года прп. Феодосий Печерский (тогда еще отрок) встретил в Курске странника из Иерусалима. А народные предания относят начало паломничества ко времени св. Равноапостольного князя Владимира (былина о хождении в Иерусалим сорока калик со каликою). Не умалчивают столь древние источники и об опасностях, с которыми сопряжен был путь благочестивого паломника – игумен Даниил (XII…
Wednesday, 22 July 2020 22:55

Бронзов А. А. Думы инока.

В наше время, – время шатания, нравственного разложения, пропаганды безбожия и всякого рода гнилых теорий, – глаза невольно останавливаются на монастырях, – разбросанных по всей широкой Руси и когда-то не раз служивших большую службу, об одной из которых ещё недавно вспоминала Сергиева Свято-Троицкая Лавра. Не могут ли, думается, эти монастыри оказать и ныне необходимой поддержки в борьбе с сильно размножившимися идолами, которых столь тщательно перечисляет достопочтенный казанский епископ Алексий в своем «нововременском» письме (№ 12498 за 28 дек. 1910 г.: «Нечто об идолах» etc.), к слову сказать: довольно удивительном по многим причинам, о чем поговорю когда-либо после, – а ныне…
Содержание Введение Житие святого Арсения (Хаджефендиса) Чудеса святого Арсения Тропарь, глас 3 Кондак, глас 4 Величание       Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени – греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского († 1924; пам. 28 октября/10 ноября). Автор – известный на Афоне Старец Паисий († 1994), написавший несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни. Отец Паисий был крещён преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь. Перевод книги выполнен с 25-го греческого издания Издательским Домом “Святая Гора” с разрешения Иоанно-Богословского монастыря в…
Отец Александр был пастырь кроткий, смиренный, отечески относившийся к прихожанам. Главным же образом он пользовался известностью как опытный духовник. Любимым его наставлением к исповеди являлись такие слова: «Покайся, грешная душа, пред Господом, поплачь пред Ним. Мы не имеем смирения, терпения, любви к Богу и к ближнему; много у нас тщеславия, гордости, себялюбия и других грехов. Но верь, Спаситель не даст нам погибнуть, спасает всех любящих Его». И еще прибавлял: «Роптать и не думай, а пожаловаться немножко Господу можно. Он простит. Скажи: «Трудно мне, Господи, Ты видишь и знаешь, помоги мне, грешному». Следующее признание одного московского священника особенно хорошо характеризует отца…
Tuesday, 21 July 2020 19:30

О семье, любви и вере

С христианской точки зрения основой семьи является любовь, но это не просто чувство, не просто то, что может прийти и уйти. Это любовь, всегда сопряженная с подвигом и ответственностью, верностью и обязательствами, которые она накладывает. И только истинное понимание этих слов помогает многим семьям жить в гармонии, как это происходит в замечательной семье иерея Максима Мищенко, который служит настоятелем православного прихода Васильевской церкви.   Возглавил он приход в марте прошлого года. В будущем году исполнится уже десять лет с того момента, как он был рукоположен. Прихожанам он сразу полюбился, как и его супруга – матушка Елена, всегда находящаяся рядышком и неизменно…
Кто читал со вниманием житие святителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна встречаемая в нем историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, будучи еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу1, и вошел раз в св. церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему сами. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится на архиепископский престол города Мир и уже после всего этого делается исповедником веры Христовой при царях Диоклитиане и Максимиане, и: сияет потом чудесами на весь мiр при св. Константине Великом. Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность…
Усердие ваше к удаленной от мира пустынной обители нашей побудило меня потрудиться на пользу общую, сколько было это по слабым моим силам возможно. При помощи Божией, руководствуясь Священным Писанием и указаниями св. Боговдохновенных отцов, я составил небольшую беседу о молитве – с искренним желанием принести вам душевную пользу. Труд мой состоял более в том, чтобы взять из разных сочинений и свести воедино то, что сказано о корне всех добродетелей – молитве, от которой, как от благоплодного дерева, произрастает все доброе и Богоугодное, так что без молитвенного испрашивания помощи Божией мы не можем совершить ни одной добродетели. Суеты века отвлекают нас…
Содержание Пролог, cоставленный наименьшим из Никифором на перенесение св. Николая исповедника О перенесении Св. Николая  Смешение двух тезоименных святителей ликийских, живших один после другого на расстоянии 200 лет, Николая архиепископа Мирского и Николая епископа Пинарскогo1 представляет собою не единственный в истории христианства пример подобного рода. Смешаны (вероятно) в одно лицо два Дионисия, – ареопагитский и просветитель Галлии, два Прокопия палестинских мученика, два Киприана, две Евдокии мученицы и проч. Наиболее чудным из всех кажется, однако же, смешение, допущенное при имени святителя Николая. Время, отделяющее двух тезоименных святых, простирается на 200 лет, и период, в который жили они, сравнительно не очень древен,…
Дни памяти святителя Феофана Затворника Вышенского: 19 января – преставление; 23 января – рождение; 29 июня – перенесение мощей. В обширном наследии святителя Феофана сохранились 19 писем к афонскому иеромонаху отцу Арсению (Минину), написанные в 1870-е гг. Об отце Арсении известно, что родился он в 1823 г. в Мамадышском уезде Казанской губернии в благочестивой купеческой семье. При крещении был наречен Александром. В возрасте 33 лет отправился паломником в Иерусалим. Тогда же посетил и Святую Гору. Увиденное так пленило Александра Ивановича Минина, что он остался на Афоне. Первые послушания проходил на кухне; впоследствии его перевели в канцелярию. Вскоре афонские старцы благословили…
Проблема младостарчества остаётся одной из самых животрепещущих тем в православной пасторологии (пастырское богословие). В последнее время об искушении младостарчества высказывались Святейшие Патриархи Алексий II и Кирилл, создавались Определения Святейшего Синода (1998 г.) и Архиерейского Собора (2000 г.). Время гонений сменилось временем соблазнов. И это смена эпох имеет свою причинно-следственную подоснову. Главным фактором образования младостарчества является кризис духовнического служения, который был обусловлен утратой традиций подлинного духовничества. Массовый приток верующих в Церковь в 1990-е гг. привел к тому, что функции духовников стали брать на себя на себя люди неискушённые. Сам термин «младостарчества» предполагает отсутствие должного духовного опыта. В этом смысле можно сказать,…