Западные влияния на религиозные представления Лжедмитрия I до воцарения Разноречие о религиозной идентичности Лжедмитрия показывает то, насколько запутан был вопрос о нем для современников и ближайших потомков.По М. Н. Тихомирову никаких официальных достоверных документов, которые рассказывали бы о жизни Самозванца до его появления в доме князя Адама Вишневецкого, не сохранилось.[1]Р. Г.Скрынников констатирует, что в 1603 г. юноша объявился в городе Брагин и поступил на службу к князю Адаму Вишневецкому (1566 – 1622), где и началось его восхождение.[2]Эпопея Лжедмитрия I и история его отношений с правящими кругами Речи Посполитой детально рассмотрена в целом ряде исследований. Особенно стоит выделить монографии Р. Г.…
Николай Второй: в предвкушении начала реформ или Первая революция. Самодержавный строй и индустриализация. С юных лет Николай Александрович был убеждён, что императорская власть есть благо для страны. Незадолго до начала революции 1905—1907 гг. он заявил: «Я никогда, ни в коем случае не соглашусь на представительский образ правления, ибо я его считаю вредным для вверенного мне Богом народа». Монарх, по мнению Николая, являлся живым олицетворением права, справедливости, порядка, высшей власти и традиций. Отход от унаследованных им принципов власти он воспринимал как предательство интересов России, как надругательство над священными основами, завещанными предками. «Самодержавную власть, завещанную мне предками, я должен передать в сохранности…
Богословское наследие священномученика Киприана Карфагенского. Литературное наследие Киприана обширно. В нем скорее сказывается пастырь, озабоченный своей ответственностью, нежели сочинитель, пекущийся о литературном имени. В письменной форме он продолжал свои устные наставления и проповеди: его стихией было живое слово. Труды его представляют собой трактаты по спорным вопросам религиозной и духовной дисциплины.[1] Св. Киприан пишет всегда – даже в, казалось бы, вполне теоретических трактатах – о практических вопросах церковного устройства. Это или предписания каких-то конкретных мер, или рассуждения о Церкви, но всегда такие, которые нужны для обоснования предлагаемых им мер. Мы не встретим у св. Киприана подробных рассуждений, например, о том, как…
Премудрость Божия в книге Премудрости Соломона Книга Премудрости Соломона есть пример жанра «премудрости» в религиозной литературе, в котором восхваляется самоанализ и раздумья о человеческой жизни, в особенности с этической позиции.[1] «Книга сия называется Премудростью Соломона, потому что и она, говорят, написана Соломоном. В ней содержится учение о правде и о свойствах злых людей и добрых, а также учение о Христе. Говорится о Премудрости – Сыне Божьем и о том, как Слово стало плотью и обитало с нами. Говорится в книге и о том, что мудрость приобретается великим трудом и тщанием; говорится о некоторых частях природы, также против идолов и ваятелей,…
Одним из главных противников христианства был гностицизм – синкретическая философско-религиозная доктрина, бурно развивавшаяся параллельно христианству в течение первых четырех веков по Р. Х. В то время существовало несколько разновидностей гностицизма, но для большинства из них характерно убеждение, что избранные души, будучи божественными искрами, временно плененными физическим телом в результате катастрофы, предшествовавшей появлению космоса, могут обрести спасение через особый «гнозис» («знание») своего происхождения и предназначения. Цель обширной гностической литературы – не только разъяснить верующим генезис и устройство видимого мира и возвышающихся над ним миров невидимых; в ней говорилось, и это самое важное, о средствах, с помощью которых человек может победить силы…
Православное понимание педагогического процесса и особое значение патриотической деятельности в деле воспитания наиболее четко представлено в трудах русского философа И. А. Ильина. И. А. Ильин – русский религиозный философ – является одним из наиболее ярких мыслителей-эмигрантов «первой волны». Ильиным сочинена педагогическая система воспитания и развития личности, основанная на сочетании морально-нравственных установок православия с гуманистическими национальными ценностями. Русским философом предложен путь выхода из духовного и религиозного кризиса, охватившего человечество в нач. XX в., - путь духовного обновления на уровне отдельной личности и общества в целом. Выдвинутая Ильиным концепция воспитания «духовно-зрячего» человека, ориентированного на вечные основы духовного бытия, востребована и поныне. Ильин…
Wednesday, 01 July 2015 11:39

Докетизм

Докетизм, докеты (от др.-греч. δοκέω [dokeō] - «кажусь») – раннехристианская ересь, отрицавшая реальность страданий Христа и Его воплощение, утверждавшая иллюзорность Его существования. Учение докетизма было основано на абсолютном противопоставлении духа и материи, характерном для гностицизма. Поскольку материя рассматривалась как низшее по отношению к духу и принципиально злое начало, невозможно было допустить, чтобы Бог действительно сделался человеком, поэтому докеты считали, что Христос лишь казался человеком, и либо он воспринял человеческий образ при рождении, расставшись с ним на кресте, либо само его тело было небесной, эфирной природы. Тем самым отрицалось учение о воплощении, искупительной жертве и воскресении Христа. На следы докетистских заблуждений…
«Исследуйте Писания… Библию мы называем Священным Писанием, Словом Божиим или Божественным Откровением. Она является «Книгою книг», ибо она действительно – Слово Божие, и никакая другая не может в этом отношении сравниться с ней. Во многом превосходит Библия все прочие книги. Она стала первой «настоящей» книгой по форме. Но, кроме того, она же стала первой переведенной, первой печатной и, наконец, первой имеющей всемирное значение книгой. В чем же ее отличие от всех других? Прежде всего, Священное Писание было и остается великим источником христианства, и догматически, и духовно. Богословы всех времен черпали из него тот богодухновенный материал, который мы сегодня используем в…
В Библии часто, почти на каждой странице, гово­рится о той реальности, которую мы обычно назы­ваем грехом. Ветхозаветные выражения, относящиеся к этой реальности, многочисленны; они обыкно­венно заимствованы из человеческих взаимоотношений: упущение, беззаконие, мятеж, несправедливость и т.д.; иудаизм добавляет к этому «долг» (в смысле задолженности), и это выражение применяется и в Новом Завете; в еще более общем порядке грешник бывает представлен как тот, «кто делает злое пред очами Божьими»; «праведному» («саддик») обычно противопоставляется «злой» («раша»). Но истинная природа греха с его лукавством и во всей его широте выя­вляется прежде всего через библейскую историю; из нее мы узнаем также, что это откровение о…
В контексте заданной темы «Экология языка как духовно-нравственная проблема» я попытаюсь коснуться частного вопроса оценки матерной брани, или инвективы, с этической позиции, а конкретнее – позиции русской религиозной культуры. Но начнем с общих положений, определения и характеристики матерной лексики. Инвектива (от латинского «invectovus» – полный выпадов, резкий;[1] от английского «invective» – обличительная, обсценная речь, брань) определяется как «гневное выступление против кого-либо; оскорбительная речь; письменное или устное обвинение».[2] Это – и культурное явление социальной дискредитации субъекта посредством текста, и устойчивый языковой оборот, воспринимающийся в конкретной традиции как нечто оскорбительное, связанное с «низовыми» аспектами культуры. Механизм инвективы определяется ситуациями нарушения культурных требований,…
Апологеты (Аристид, Иустин, Татиан, Афиногор, Феофил, Тертуллиан, Минуций Феликс – совсем утеряны или сохранены лишь в небольших отрывках апологии Квадрата, Мелитона, Аполлинария, Мильтиада; много древнего и ценного сохранено и под именем Иустина) отстаивали христианство общин по всем пунктам; поэтому они стояли на почве Ветхого Завета, выставляли универсализм христианского откровения и твердо держались традиционной эсхатологии. Они отрицали гностицизм и видели в нравственной силе, которую вера давала необразованным, одно из главнейших доказательств ее истины. Но, стараясь представить христианство образованным как высшую и несомненнейшую философию и доказать его значение также и вне религиозных условий, они развили морально-рассудочный образ мышления, который язычники-христиане с самого…
В гостях у старейшин "Поместной церкви" Три года назад я захотел встретиться с членами "Поместной церкви Уитнесса Ли". Дело в том, что в конце 90-х миссионеры этой "церкви" раздавали "Восстановительный перевод Нового Завета" в ВУЗах г. Смоленска. И я предположил, что все 15 эти лет наверное "церковь"продолжает существовать. Но все мои попытки найти следы этих ребят ни к чему не привели. Поэтому я позвонил по телефону, который был указан на их сайте "Коллектор библейской книги". Там мне сказали, что в Смоленске как таковой "церкви" сейчас нет. Но есть две сестры, которых время от времени навещает брат, которому поручено помогать верующим…
Иерусалимский Храм и раннее христианство Иисус Христос, как и пророки, глубоко почитает Иерусалимский храм. Богородица приносит Его в храм. Иисус, как и пророки, глубоко почитает Xрам Дева Мария приносит Его в Xрам (Лк. 2. 22-39). Он приходит туда на торжества как на место встречи со Своим Отцом (Лк. 2. 41-50; Ин 2. 14; т. д. ). Он одобряет богослужения, но осуждает формализм, искажающий их значение (Мф 5. 23 сл; 12. 3-7; 23. 16-22). Xрам для Него – Дом Божий, дом молитвы, Дом Отца Его. Он негодует, ибо его превращают в дом торговли, и пророческим жестом изгоняет торгующих голубями из Xрама,…
Учение Святого Апостола Павла о девстве в первом послании к Коринфянам Девству или вдовству, апостол отдает предпочтение перед состоянием брачным. Это свое убеждение ап. Павел высказывает со всей ясностью (1 Кор. 7:1, 38 – 40). Он ставит в пример самого себя (1 Кор. 7:8) и думает, что и он имеет Духа Божия (1 Кор. 7:40б). Однако, высказываясь в пользу девства, Павел делает оговорку: девство не предписано Господом. Павел проводит различие между тем советом, который предлагает он, Павел, и повелением Господним (1 Кор. 7:25). Он объясняет свой совет условиями переживаемого момента (1 Кор. 7:29 – 32). Мы и здесь улавливаем в…
Wednesday, 10 June 2015 10:48

Второисайя

Второисайя. Во второй части книги пророка Исайи содержатся важнейшие ветхозаветные пророчества о Христе. На одно из них ссылался Сам Господь Иисус как на «исполнившееся» в Его Лице (Лк. 4:15 – 20). Первые благовестники Церкви объясняли с помощью пророчеств Исайи тайну страждущего Мессии (Деян. 8:32 – 35). По словам святителя Кирилла Александрийского, они «имеют ясность евангельской проповеди» («Толкования на Исайю», Предисловие), а блаженный Иероним в «Послании к Павлину» называл их «ветхозаветным Евангелием».[1] Вопрос об авторе и дате написания второй части книги пророка Исайи (гл. 40 – 66) был впервые поднят в Средние века. До этого времени иудейская традиция приписывала ее великому…
«Церковь едина», - именно в этом утверждении наиболее адекватно выражена ее природа. Святой Киприан пишет труд против раскольников и озаглавливает его вполне естественно «О единстве Церкви». Это единство охватывает время и пространство, земное и небесное, Церковь людей и Церковь ангелов. «Разве разделился Христос?» (1Кор. 1:12-13), - спрашивает апостол Павел, так как сама идея Тела противостоит всякому разделению. Множественность автокефальных Церквей оставляет нетронутым историческое разнообразие языков и культур, но, совсем как многоголосая симфония, Церковь по существу едина в учении и в таинствах. Она исповедует всегда и везде одну и туже веру, «как если бы, рассеянная по миру, она обитала бы в…
Во время иконоборчества интенсивно работали богословы, старавшиеся перед императором, государством и Церковью обосновать учение об иконопочитании. Противостояние иконоборческим течениям наблюдалось в Риме, в Константинополе, также слышались слова в защиту икон из Сирии, из Дамаска. Поэтому поводу Ф. И. Успенский отмечает, что в Константинополе процветал священный Герман, который защищал православные догматы, ведя жестокую борьбу с императором Львом и его сподвижниками, в Древнем Риме же защищал иконы святой Григорий, а в Дамаске блистал жизнью и словом преподобный Иоанн[1]. В основе аргументации в защиту святых икон теологи выдвигали христологический аргумент; изображение Христа Спасителя, а, следовательно, вообще всякое изображение на иконе возможно, потому что…
17 век вероятно один из самых важных и интересных в истории России. Если его и можно сравнивать с каким-либо иным временем, то лишь с веком двадцатым, веком потрясений и катаклизмов. Церковь Христова пережила бунты, смутные времена, политическую неразбериху, расколы и нестроения. Взаимоотношения между польским Католичеством и Православием можно констатировать как очень напряженные на протяжении всего периода Смутного времени, да и в предшествующие периоды. Татаро-монгольское нашествие не только сокрушило древнерусское государство, но и стало причиной того, что прежде единая нация разделилась на три отдельных народа: собственно русских (великороссов), украинцев и белорусов, исторические судьбы которых с этого времени разошлись. Иго, тяготевшее над…
Крещение Руси в свете его различных интерпретаций. Крещение Руси содействовало укреплению внешнеполитического положения древнерусского государства, и этот факт ни у кого не вызывает сомнений. Все исследователи, каких бы исходных концепций они ни придерживались, признают это и не особенно даже стараются аргументировать. В самом деле, представляется очевидным, что принятие христиан­ства означало вхождение Руси в семью европейских христианских народов, повышало престиж государства и доверие к его внешнеполитическим акциям. Христианство способствовало укреплению велико­княжеской власти, упрочению связи между всеми частями государства, его внутренней стабильности и, следовательно, военной и политической мощи. Хотелось бы обратить внимание на еще один важный аспект: христианизация Руси подняла нравственный потенциал…
Книга пророка Исайи и специфика пророческих книг. В еврейской Библии под общим наименованием «Поздние пророки» объединены книги: Исайи, Иеремии, Иезекииля и двенадцати так называемых «малых пророков». Они следуют за группой книг, называющихся книгами «ранних пророков» (от книги Иисуса Навина до книги Царств включительно). В греческой Библии книги пророков помещаются после учительных книг и расположены в ином порядке. К ним присоединены книга Плач и книга Даниила (которые в еврейской Библии отнесены к последней части канона), а также книги, не написанные или не сохранившиеся на еврейском языке; книга Варуха (после книги Иеремии), послание Иеремии (после Плача) и, наконец, добавления к книге Даниила.…