В науке было высказано мнение, что Тертуллиан, первый писавший по-латыни христианский автор конца II - начала III века из Карфагена, «не знает или не хочет знать» труды своего современника Климента Александрийского [1]. Попробуем выяснить, было ли возможно такое знакомство в принципе. Известно, что Тертуллиан следил за происходящими в мире событиями: его заметки в «Апологетике» (далее - Apol.) об одном эпизоде войны с маркоманнами и о смерти Марка Аврелия около Сирмия говорят в пользу того, что он был осведомлен в международных делах (Apol., 5, 6; 25, 5) [2]. О том, что он знал о положении вещей в Империи, можно заключить также…
Печатается по книге: Vladimir Lossky et Nicolas Arseniev. La paternite spirituelle en Russie aux XVIII-eme et XIX-eme  siedes.   1977. Перевод В. А. Рещиковой. Содержание Начало Оптиной Пустыни. Монастырь и скит. Отец Моисей. Настоятель Оптиной. Старец Леонид. Старец Макарий. Старец Амвросий. Примечания. НАЧАЛО ОПТИНОЙ ПУСТЫНИ. МОНАСТЫРЬ И СКИТ. Расцвет русского старчества начинается приблизительно в последней трети восемнадцатого столетия, достигает своего апогея в девятнадцатом и без перерыва продолжается вплоть до революции 1917 года. Таким образом, эта духовная тради­ция возникает в России одновременно с обновлением монастыр­ской жизни, когда благодаря архимандриту Паисию Величковскому возрождается подлинное общежительное монашество в монастырях Молдавии, откуда ученики старца рассеиваются…
ВВЕДЕНИЕ Государство ромеев (т. е. римлян), как продолжала именовать себя Византия, и после своего восстановления в 1261 г. было совсем непохоже на великую империю былых времен. Западные завоеватели, изгнанные из Константинополя, удерживали значительную часть Греции: разного рода авантюристы, пираты, рыцари удачи сменяли друг друга, хозяйничая на развалинах старой цивилизации. Византийскую торговлю прибирают к рукам Венеция и Генуя, непрерывно соперничавшие друг с другом. Галата, генуэзская фактория под Константинополем, достигает к середине XIV в. неслыханной влиятельности и может позволить себе в отношениях с древней столицей любую заносчивость. На Балканах крепнет власть сербского «краля» (короля) Стефана Душана (король с 1331, царь в 1346—1355 гг.), провозгласившего себя в…
Написано в 1940 г. Оп.: М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2003. СОДЕРЖАНИЕ Д. Гзгзян. Соборность церкви и "власть ключей" Глава 1 ИКОНА ЦЕРКВИ Глава 2 АПОСТОЛЬСКИЙ СОБОР... Глава 3 КАФОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ Глава 4 СОБОР КАК ЦЕРКОВНОЕ СОБРАНИЕ Глава 5 СОБОРЫ III ВЕКА Глава 6 СОБОРЫ III ВЕКА. ПРОДОЛЖЕНИЕ: КИПРИАНОВСКАЯ ЭПОХА. Примечания Библиография Хронология соборов ранней церкви Церковные соборы и их происхождение СОБОРНОСТЬ ЦЕРКВИ И «ВЛАСТЬ КЛЮЧЕЙ» Долгожданная, хотя и несколько запоздалая публикация книги протопр. Николая Афанасьева «Церковные соборы и их происхождение» свидетельствует о возвращении современного христианства в лице своей научно–богословской мысли к собственным истокам, т. е. к основаниям и смыслу церковного бытия,…
Содержание   От издателей   I Два «монотеизма» Путь отрицаний и путь утверждений Троица Троичная терминология Происхождение Лиц и Божественные свойства   II Творение Триединый Бог-Творец и Божественные идеи Творение: время и вечность Творение: космический порядок Образ и подобие Христианская антропология   III Первородный грех Смысл Ветхого Завета Воплощение   IV Христологический догмат «Образ Бога» и «образ раба» Две энергии, две воли «Два» и «одно» во Христе Искупление Воскресение От издателей Прежде чем говорить о богословских сочинениях, предлагаемых вниманию читателей, нам хотелось бы, пусть очень кратко, упомянуть о главных событиях жизненного пути их автора. Владимир Николаевич Лосский родился в День…
Древнерусское искусство тесно связано с богословскими смыслами, присутствующими в традиции Русской Православной Церкви. Одна из линий этой традиции складывалась в Великом Новгороде. В частности, это отразилось в символике т. наз. новгородских кратиров, а также в иконе «Знамение». Данная статья посвящена исследованию возможного происхождения вышеназванных предметов церковного искусства из окружения известного деятеля Великого Новгорода XII в. Петрилы Микульчича. Кроме того, автор высказывает мнение, что как кратиры (евхаристические чаши), так и икона «Знамение Пресвятой Богородицы» не только несут в себе смыслы, связанные с Боговоплощением, но и являются религиозными символами таинства Евхаристии. Высказывается осторожное предположение о функциональном использовании кратиров в Литургии. Иконописец круга…
  Священное Предание не имеет до сих пор в Православной Церкви своего точного списка, перечисляющего элементы его содержания; для него не составлен канон, как для Священного Писания, даже для той области, которая уже закреплена в письменности. Обширность, разносторонность и богатство Священного Предания в практике церковной жизни не позволяет свести все составные части его содержания в простой и ограниченный каталог наставлений, правил, постановлений и повествований. Немногочисленны те утверждения Священного Предания, которые отшлифованы общецерковной работой Вселенских Соборов и заключены в оправу писанного обязательного догмата; и эти законченные труды оставляют по себе множество сопутствующих мелких подробностей, однородных по внутреннему смыслу с выработанными положениями,…
Аннотация: Православный подход к проблеме осмысления преступности является возрождением и продолжением традиционного для российской юриспруденции в целом и криминологии в частности, религиозно-философского понимания природы добра и зла. Этот подход вписывается в общие положительные тенденции к переосмыслению российским обществом духовно-религиозного богатства русской культуры, права и государственности. Ключевые слова: православие; преступность; сакральная криминология; духовно-нравственный кризис. 1. ОБОСНОВАНИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРЕСТУПНОСТИ Криминология по существу является учением о зле в крайних формах его проявления.[1] Д.А. Шестаков Ввиду того, что современное российское общество и государство пребывают в глубоком духовно-нравственном кризисе, повлекшем за собой их криминализацию и необычайный рост преступности, автором была поставлена перед собой…
      БОЛОННИКОВ А. С., секретарь Ученого Совета Минской Духовной Академии и Семинарии     Поводом для изложения догмата Искупления архиепископу Феофану послужила та самая "злоба дня" , в ответ на которую были составлены практически все его богословские сочинения. А в данном случае таковым явилось отступление митрополита Антония (Храповицкого) "от догматического учения Православной Церкви" , что "мы, - писал Преосвященный Феофан, - прежде всего и главным образом утверждаем относительно догматического учения его об Искуплении".1      Решительность тона его "утверждений" объясняется исключительной важностью вопроса, от правильности или ошибочности понимания которого зависит принятие или отвержение человеком единственно верного пути ко спасению - "никто не приходит…
В статье исследуются некоторые особенности типологии монастырей Верхнего Поволжья (Тверская, Ярославская, Костромская епархии) во второй половине XVIII — начале XX века. Значительное влияние на их структуру оказывали условия социально-экономического и историкокультурного развития региона в этот период. Изучение типологии монастырей Верхнего Поволжья позволяет получить данные для анализа их структуры как по региону в целом, так и по отдельным епархиям. Ключевые слова: типология, монастыри, Верхнее Поволжье, Тверская епархия, Ярославская епархия, Костромская епархия, вторая половина XVIII — начало XX века. В настоящее время некоторыми учеными, предпринимаются попытки разработать типологию монастырей Русской Православной церкви, которая может оказаться полезной в различных областях исторических знаний. По…
Географический обзор Селигерский край с древнейших времен до середины 19 века Город и уезд в 1770-1917 годах Послереволюционный период истории Современный Осташков Выдающиеся люди города и района Приложения Географический обзор Осташковский район образован в 1929 г. Он граничит с Пеновским, Селижаровским, Кувшиновским и Фировским районами Тверской области и Новгородской областью. Его территория занимает 3201 км2, на ней находится 223 сельских населённых пункта и 14 сельских округов. Основной чертой рельефа являются моренные холмы. На севере на его территорию заходит Валдайская моренная гряда, которая уступами спускается к озеру Селигер. Высокие холмы тянутся через Осташков и носят название Осташковская гряда. Климат района умеренно-холодный,…
ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ V века, получившие разрешение на III (Эфесском, 431 г.) и особенно IV (Халкидонском, 451 г.) Вселенских Соборах, как известно, раскололи христиан Востока. Среди непринявших постановления этих Соборов оказались прежде всего восточные сирийцы — несториане и монофизиты, а также западные сирийцы, армяне и копты, образовавшие так называемые "дохалкидонские" церкви[1]. Подвижничество в древних восточных церквах основано на общих для всего христианского мира аскетических принципах. Но в нем ярко выразились как этнические и культурные особенности народов этого региона, так и крайности тех учений, которые в свое время отделили их от вселенского православного единства, — несторианства и монофизитства. Монахи-несториане ведут свое начало…
ПОДОБНО большинству восточных Учителей Церкви первого тысячелетия, святой Максим Исповедник по-настоящему постиг значение церковного примата Рима тогда, когда ему самому пришлось вступить в борьбу за сохранение чистоты исповедания веры Церкви. Уже в первых творениях Максима Исповедника содержится ясное понимание сущности первенства апостола Петра. Максим называет Петра "экзархом, или главой, и акротесом, или вершиной, апостолов", а также "креписом, или великим основа­нием, Церкви". Максим исправляет то предвзятое толкование речения из Еванг. от Матфея, гл. 16, ст. 23, которое, вероятно, уже тогда своим острием было направлено против Рима: "Вопреки мнению некоторых, Господь назвал Петра сатаной не для того, чтобы оскорбить его ... Он…
Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Вечная жизнь как высшее благо. ОТ РЕДАКЦИИ. Публикуя эту работу Патриарха Сергия (Cтрагородского, 1867-1944), мы хотим обратить внимание читателей на богословское наследие двенадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Невозможно отрицать, что владыка Сергий был крупнейшим православным сотериологом XX в., что его магистерская диссертация "Православное учение о спасении" (Сергиев Посад, 1895, последнее издание - М., 1991) исчерпывающим образом раскрывает эту тему, столь трудную для понимания людей, далеких от Церкви. Учение о спасении - это та точка преткновения, в которой наиболее ярко проявляется различие современного общественного нецерковного мышления - пусть сколь угодно широкого, открытого и…
В наше время, когда во всем христианском мире возрастает интерес к изучению святых отцов Церкви, важно взглянуть и на пройденный путь в области Патрологии, вспомнить то, что сделано нашими предшественниками — усердными тружениками науки и подвижниками благочестия. Творческий метод обращения к историческому прошлому, несомненно, поможет правильнее понять учение и жизнь святых отцов, снова и снова увидеть в них верное мерило к богословствованию, к восстановлению и утверждению себя в полноте православной церковности, а это поставит на путь молитвы и духовной жизни. В нашем отечественном богословии принципы изучения творений свв. отцов даны были вскоре после выделения Патрологии, или, как ее поначалу называли,…
Каждый помнит, в каких словах Епифаний Премудрый поведал о трудах св. Стефана Пермского над азбукой для новообращенного народа пермяков. Слова эти поистине незабываемы. Агиограф на­чинает с оглядки на то, как, в соответствии с известными ему преда­ниями, возникали алфавиты и библейские тексты в еврейской и гре­ческой культурах, — совокупными усилиями многих книжников. Всему этому с выразительнейшей эмфазой противополагается оди­нокая инициатива русского инока: «Пермьскую же грамоту един составил, един сочинил, един калогер, един мних, един инок [...] един вьединенный и уединяася, [...] един единого Бога на помощь призывай [...] И сице един инок, к еди­ному Богу помоляся, и азбуку сложил, и грамоту…
ВХОД В СВОБОДУ?      “Аскетизм предназначен для освобождения человеческой личности”, — пишет русский православный философ Николай Бердяев (1873–1948). Он определяет аскезу как “концентрацию внутренних сил и управление собой”, — и утверждает, что “наше человеческое достоинство связано с этим”[2]. То есть аскетизм ведет к самообладанию и сообщает нам способность к достижению поставленной цели, какова бы она ни была. Определенная мера аскетического самоотречения — необходимый элемент во всем, что мы предпринимаем в спорте и в политике, в науке и в молитве. Нужна аскетическая концентрация усилия, чтобы не подпадать внешним воздействиям или нашим собственным эмоциям и настроениям. Без этого мы скорее реагируем, чем…
Оп.: Вестник РХД. - I-2007. №192. С. 41-59. 1. Идейное наследие отца Николая Афанасьева имеет сложную судьбу. С одной стороны, достижения Афанасьева признаны, его произведения стали богословской классикой, а о его «евхаристической экклесиологии» написано несколько серьезных работ. С другой стороны, его идеи наталкиваются на упорное, глухое сопротивление, которое нет-нет да вырывается наружу в высказываемых мимоходом полемических замечаниях. Критики, как правило, толкуют об односторонности «евхаристической экклесиологии», необходимости сбалансировать ее, внести в нее поправки. И весьма вероятно, что мысли отца Николая действительно нуждаются в поправках – а еще более они нуждаются в развитии, – но наблюдение за критикой «евхаристической экклесиологии» Афанасьева позволяет заметить,…
Наставление ( κεφάλαια παραινετικά) диакона Агапита, представленные им имп. Юстиниану и известные также под именем σχέδη βασιλική, принадлежат к числу тех произведений византийской политической литературы, которые получили за пределами Византии наибольшее распространение. Заключающаяся в них популярная политическая мораль, изложенная, большею частью, поэтическим, образным языком, в коротеньких, легко усваиваемых главах, надолго обеспечила им широкий круг читателей. В библиотеках 3. Европы находится в настоящее время свыше 80 списков Агапита, главным образом, XV и XVI столетий. [1] С 1509 г., когда появилось первое печатное издание его в оригинале, поток изданий не прерывался до конца XVIII века. Всего за это время вышло 24 издания…
Доклад, прочитанный на заседании общества «Традиции Востока» 3 октября 2001 года «Последуя святым отцам», халкидонское вероопределение, научало «исповедовать… одного и того же истинно Бога и истинно человека. Единосущного Отцу по Божеству и единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, Рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни нас ради и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству. Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не нарушается различие естеств, но скорее сохраняется особенность каждого естества, они соединяются в единое Лицо…