Monday, 13 January 2020 21:04

Соколов И. И. Афон.

Афон есть узкий гористый полуостров на юге Македонии, вдающийся в Эгейское море и омываемый Стримонским и Сингитским заливами; хребет гор, покрывающих этот полуостров, начинается у самого перешейка, который соединяет полуостров с материком Македонии: имея здесь незначительную высоту, он идет далее (на протяжении 80 верст), постепенно возвышаясь, и у моря оканчивается исполинской возвышенностью, достигающей до двух верст и называемой горой Афонской. В физическом отношении Афон представляет удивительный уголок. Вот как описываете его природу греческий писатель XIV в. Никифор Григора: «Гора Аф., пишет он, достойна удивления как потому, что отличается весьма благорастворенным воздухом, так и потому, что украшена обильной и разнообразной зеленью…
Благоговейное отношение к святыне христианской и к местам, освященным и прославленным жизнию, страданиями и смертию Богочеловека и подвигами святых Его, вызвало в христианском мире глубоко благочестивый и широко распространенный обычай так называемого паломничества или пилигримства. Не чуждое и другим религиям, например: греко-римской, иудейской, магометанской, посещение христианами святых мест для поклонения и молитв во все времена составляло одно из самых осязательных проявлений чувства христианской набожности, и одну из предпочтительнейших форм церковно-религиозной жизни христиан. Как обетный подвиг, обычай паломничества всегда сопровождался молитвами и обрядовыми подробностями богослужебно-аскетического характера. Прежде чем странник отправлялся в путь, он просил молитв в церкви и принимал благословение от…
Содержание От автора 1. Почему Библии бывают разными? Откуда взялась Библия? Библия – это канон Библия – это перевод Библия – это интерпретация текста 2. Что такое богодухновенность? Бог и человек – соавторы Как это получилось? Авторство, авторитет, непогрешимость 3. Что такое библейский канон? Канон – это образец Чужие книги Что же читать в Церкви? Есть ли граница между Писанием и Преданием? 4. Как соотносятся Писание и Предание? А что есть Предание? Писание в центре Предания Предание как понимание 5. Что такое апокрифы? Книги на границе Библии Ветхозаветные апокрифы «Иное благовестие» Сразу после Библии 6. Зачем христианину Ветхий Завет? Сдаем…
В статье рассматривается особенности взаимоотношения Русской Православной Церкви с другими православными и неправославными церквами на фоне зарождения экуменического диалога. Автор раскрывает вопросы формирования и активизации экуменического движения в начале прошлого века, а также исследует роль Константинопольской и Русской Православной Церквей в формировании идей православного экуменизма. В статье были впервые использованы неизданные ранее источники из федеральных архивов (ГАРФ, РГАС-ПИ), которые помогли в проведении анализа переговорного процесса между представителями экуменического движения и православными иерархами В статье были впервые использованы неизданные ранее источники из федеральных архивов (ГАРФ, РГАСПИ), а также проведен анализ процессов, которые привели к формированию и активизации экуменического движения в начале…
В своей беседе, произнесенной в собрании Киевского религиозно-просветительского общества в прошлом году1, мы вели речь о «Типиконе» или Церковном Уставе и указывали тогда нашим слушателям на весьма прискорбное и малопонятное явление в религиозной жизни нашего современного общества – на явное пренебрежение или же на весьма поверхностное его знакомство с такою книгою, которая, по своему назначению, должна бы регулировать каждый день и каждый шаг нашей жизни. Событие величайшей важности в нашей религиозно-культурной жизни за истекший год, взволновавшее умы нашей интеллигенции, к глубокому сожалению, не могущей похвалиться твердостью и определенностью своих религиозных убеждений и основательным знакомством с учением и обрядами той церкви,…
Глава из книги «Тайна Святой Троицы по святому Григорию Паламе» Свое учение об исхождении Святого Духа святой Григорий Палама излагает преимущественно в двух аподиктических словах против латинского учения о Филиокве, а также в своем опровержении «Эпиграфов» Иоанна Векка. Поводом к этому изложению послужило Филиокве, которое было в его время столь же актуально, как и во время святителя Фотия. Так же как актуально оно и в наши дни. Для святого Григория Паламы истина исхождения Духа Святого только от одного Отца принадлежит богословию явленному «Само-Истиной Христом, Который Бог сый превечный, стал ради нас и богословом»1. Истина эта есть учение, которое приняли самовидцы…
Год XLIV. Руководство для сельских пастырей. Выходит еженедельно. Цена годовому изданию на месте пять руб., с пересылкой шесть рублей серебром. Подписка принимается в редакции сего журнала, при Киевской духовной Семинарии. № 12 1903 года. Марта 23-го. Содержание: Пастырские собрания, как выражение пастырского взаимооб- щения. – Лазарево воскресение и неделя ваий в Иерусалиме. – Причины, почему церковное Богослужение не располагает нас иногда к сердечной молитве пред Богом. – Народные обычаи на Благовещение Пресв. Богородицы в Назарете. – Кто из священнослужителей должен, первенствовать при соборных Богослужениях!.. Жизнь паломническая в Иерусалиме достигает наивысшего своего напряжения особенно в конце великого поста. Последние дни шестой…
Уфа, 1904. Содержание Часть 1 Часть 2 Осака Часть 1 Судил мне Господь пробыть один год (1897–1898) миссионером в Японии, ныне дерзко и вероломно объявившей нам войну. За это время пришлось многое там видеть, слышать, думать, говорить, что я исправно тогда записывал в свой дневник. Да и о самой Японии и ее населении составилось некоторое понятие. Думаю, что теперь все это составит некоторый интерес для всякого русского человека, интересующегося узнать, что за народ, с которым приходится иметь дело. Поэтому я и решил в «Епархиальных Ведомостях» помещать выдержки из своего весьма объемистого миссионерского дневника (страниц 600–700 печатных). Дела при миссии было…
Содержание Испытание для «Златоуста» «Скитаясь по пещерам и ущелиям земли» Стоять до конца  Судьба  Аркадия  ( Остальского ), епископа Бежецкого, во многом похожа на историю митрополита Крутицкого и Коломенского Петра. Он так же относился к числу тех священников, для которых согласие на принятие архиерейского сана было равносильно тому, чтобы уготовать себя на смерть. За время епископства он только один раз с великим риском служил в своей епархии; это была Пасхальная служба, словно предзнаменовавшая и его собственный голгофский путь и будущее прославление… Испытание для «Златоуста» Епископская хиротония владыки  Аркадия  в феврале 1937 г. была преддверием высшей награды – от Бога: исповеднический…
Священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий. Дни памяти: Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых 09/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких 4-я суббота по Пасхе – Собор новомучеников в Бутово пострадавших 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских святых 16/29.12 – день мученической кончины (1937 г.) Священномученик епископ Аркадий (Остальский Аркадий Иосифович) родился 25 апреля 1888 года в селе Янковцы Житомирского уезда Волынской губернии (по другим сведениям – в селе Скаковка Солотвинской волости Житомирского уезда) в семье священника Иосифа Остальского и супруги его матушки Софии. Вскоре после рождения…
В Священном Писании Ветхого и Нового Завета рождение представляется как дар Божий. Это подчеркивается сказаниями о детях, рожденных от бесплодных или престарелых родителей (например, Исаак, Самуил, Иоанн Креститель). Провиденциально чудесный характер рождения достигает высшей точки в тайне Рождества Христова. Оно является началом нового мира, новым творческим актом, который совершается под воздействием Духа Божьего. Одним из центральных событий Евангельской истории митрополит Антоний рассматривает воплощение Сына Божьего. Рождество Христово, Воплощение Господне – это день, когда мир человеческий посетил Бог видимо, слышимо, осязаемо, вещественно. Это событие рассматривается как кульминационный момент человеческой истории, истории Божьего спасения, дарованного людям, через восприятие Сыном Божьим человеческого существования:…
Содержание Вступление Первый член Второй член Третий член Четвертый член Пятый член Шестой член Седьмой член Восьмой член Девятый член Десятый член Одиннадцатый и двенадцатый члены О литургии  Вступление       Православный Христианин должен, для своего спасения, иметь правую веру и добрые дела: ибо праведный от веры жив будет, (Евр. 10:38) говорит Св. Писание, и: как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иак. 2:26) Но чтобы вера сия, руководствующая делами, была непогрешительна, он должен твердо держаться учения Православной Кафолической Церкви, которая утверждена на основании Апостолов и Пророков, имея краеугольным камнем самого Иисуса Христа. (Ефес. 2:20) Истина её…
Содержание Книга первая. О Сусанне и Данииле. Видение первое О Сусанне и двух старейшинах. Видение второе Книга вторая. Об истукане, который воздвиг. Царь Навуходоносор Видение третье. Объяснение сна (Навуходоносора) Видение четвертое. Об истукане и трех отроках Книга третья. О Навуходоносоре и Данииле, когда он был брошен львам. Видение пятое. О видении дерева и о том, как был изгнан Навуходоносор Видение шестое. О запястии руки Видение седьмое. О том, как ввержен был Даниил в ров ко львам Книга четвертая. О видении пророка Даниила. Видение восьмое. О четырех зверях Видение девятое. Об овне и козле Видение десятое. О семидесяти седминах Видение одиннадцатое.…
Содержание Событие Рождества Христова Почему при рождестве Христовом явилась звезда? Вифлеем Внутренняя сторона события Подготовление к празднику. Пост и предпразднство. Пост Служба Рождеству Христову Литургия Антифоны Задостойник Службы попразднства История праздника  1) Замена греческого члена. 2) κατά (по, в отношении) σάρκα. Необходимая добавка в виду предвечного рождения от Отца. 3) γέννησες – рождение, произведение. 4) Усиление понятия «Господа» и точнейшее определение его. 5) Субъективное определение после предыдущего объективного. 6) Имя после предыдущих титулов. – Как видим, в самом названии праздника со всею точностью указана его сущность. Название это выработалось постепенно. Древнейшим названием Р. X., когда оно соединено было с Богоявлением…
В современном церковном календаре многие праздники имеют более чем полуторатысячелетнюю давность, а некоторые, как воскресный день и день Святой Пасхи, восходят к первым дням христианства. В религиозном сознании они обычно представляются днями молитвенного воспоминания священных событий из жизни Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, прославления угодников Божиих, и в переживании этих событий нужно видеть главный смысл церковных праздников. Имея в виду осветить историю установления и значение в древней Церкви одного из великих праздников — праздника Рождества Христова, необходимо сказать, что христианская письменность I и II веков не дает никаких указаний на празднование в то время Рождества Христова. И тогда как во…
1 Св. праведный Филарет милостивый. В месяцеслове Василия св. Филарет называется пафлагонянином. В сем месяцеслове рассказано история о воле и означено место потребения св. Филарета именно: монастыре Суда (τῆσ κρίοσως), в коем погребен пр. Андрей критский (17 окт.), а после Арсений, патриарх константинопольских (13 в. Дю-Канж IV, 112). Неизвестный писатель о гробах царских XI века так говорит о месте погребения внуки св. Филарета: в монастыре ливадийском госпожи Евффросимы находится гробницы из вифинского камни, в которой лежит Константин сын Ирины, ею ослепленный, и Мария первая его жена, внука святого Филарета милостивого, и две их дочери Ирина и Евфросина (Ваndur. imp. оriеut.…
Праздник Рождества Христова, совершающийся ныне во всём христианском мире 25 декабря, принадлежит к числу таких явлений церковно-богослужебной жизни, начало которых теряется в самой отдалённой и глубокой древности и которые появляются на горизонте этой жизни как будто неожиданно, ex abrupto1. В первые три века следы существования его едва заметны, и только в IV веке он становится исторически известным. В силу этого в западном учёном мире издавна утвердилось мнение, что праздник Рождества Христова до четвёртого века не существовал вовсе в церкви и что ещё в четвёртом веке празднование Рождества Христова сначала соединялось с праздником Крещения, или Богоявления (эпифании, или теофании), прежде чем…
В современном обществе, слушающем проповеди то одного, то другого непризнанных моралистов, противоречащих себе, ложно толкующих христианские нравственные принципы и т.д., сплошь и рядом встречается удивительно нелепая путаница по части понимания сущности христианской нравственности. На днях нам пришлось вести беседу с одним, по-видимому, интеллигентным человеком о так называемых адиафорах. Из беседы обнаружилось, что, зная весьма многое его лично не касающееся, многое – совершенно никуда неприложимое, он не интересуется и не знает того, что касается его ближайшим, непосредственнейшим образом, а если, что и знает, то нередко в привратном виде. В его беседе постоянно приходилось слышать выражения: «это – безразлично», «это – все…
Отчетъ о заграничной командировкѣ въ 1887/88году СЪ ПРИЛОЖЕНІЯМИ Доцента Кіевской духовной Академіи Алексия Дмитриевскаго. КІЕВЪ Кіевъ. Тип. Г. Т Корчакъ-Новицкаго, на Михайловская ул., д. № 4. 1890. ОГЛАВЛЕНИЕ. Стран. I. Краткий очерк путешествия по востоку 1 II. Мотивы и задачи путешествия 32 III. Восточные библиотеки рукописей и старопечатных книг 39 IV. Памятники христианских древностей на востоке 69 V. Критско-синайская школа иконописи, ее происхождение и характеристические особенности пошиба письма 92 VI. Заключение 116 Приложения: I. Библиотеки рукописей на Синае и Афоне под пером профессоров-палеографов В. Гардгаузена и С. Ламброса 119 II. Киновиальные правила преп. Саввы Освященного, врученные им пред кончиною преемнику…
5 мая сего 1911 года в 5 часов вечера скончался от кровоизлияния в мозг заслуженный ординарный профессор Киевской духовной Академии по кафедре патрологии, состоявший в отставке, но продолжавший читать лекции, действительный статский советник, доктор богословия, Константин Димитриевич Попов. Покойный профессор – урожонец Воронежской епархии, сын псаломщика слободы Михайловки Павловскаго уезда, родился в 1849 г. Низшее образование он получил в Павловском духовном Училище, а среднее в Воронежской духовной Семинарии, курс которой окончил со званием студента семинарии в 1871 году. В том же году он был принятъ в число студентов Киевской ду¬ховной Академии, где зачислился на церковно-историческое отделение, существовавшее в наших Академиях…