Отдельное существование митрополии киевской начинается собственно со времени прибытия в пределы литовские Григория, ученика Исидорова, поставленного в Риме. До сей поры, в юго-западных областях русских, неоднократно являлись свои Митрополиты, бывали формальные покушения образовать у себя управление отдельное от великороссийских епархий: но временные распоряжения скоро исчезали, уступая место первоначальному порядку, и насильственное расторжение единой митрополии русской оканчивалось обыкновенно тем, что отторгнутые, или отделившиеся епархии снова возвращались под управление единого всероссийского митрополита. В образовании отдельной митрополии киевской принял участие Папа римский: после несчастного соединения некоторых Епископов греческих и русского Исидора с Церковью римскою на Соборе Флорентийском, он уже считал себя полномочным распорядителем…
(К вопросу о том, действует ли благодать Божия чрез недостойных пастырей). В одном, сильно заражённом сектантством месте, происходила беседа православных с сектантами о благодати, подаваемой в таинствах чрез пастырей Церкви. Священник говорил: „Сам человек, один, без благодатной помощи подняться до Бога не может. В человеке для этого силы есть, но они не раскрыты, и самостоятельно раскрыться не могут. Душа человека, это – зерно. В нём есть жизненная сила, чтобы прорасти, но эта сила может никогда и не проявиться. Для роста зерна нужна плодородная земля, нужна влага, нужны свет и тепло солнца. Не найди этого зерно – оно не даст плода,…
Есть неразгаданная проблема русского религиозного сознания. Почему самое патетическое явление русской церковной жизни, ее fortissimo1, подлинно народное религиозное движение XVII века, в которое влилась вся накопленная столетиями любовь русского человека к вере христианской, свелось к фанатическому стоянию за «старый» обряд, т. е. за кажущийся пустяк? «Умру за батюшку аз!» – завопил православный русский, когда сама власть церковная тронула «единый аз» в «отцепреданной вере», и пошел умирать на костры и на еще большую трагедию: на разрыв с церковью. Произошло кровоизлияние из русской церкви. Она потеряла драгоценнейшую энергию и в анемическом ослаблении подверглась сильным инородным воздействиям, мешавшим ей до последнего времени даже…
Григорий (Чуков), митрополит Ленинградский и Новгородский, Александрова-Чукова Лидия Константиновна Академик Б.А. Тураев в памяти прот. Н. Чукова. К 90-летию преставления Какая тяжелая потеря и для науки, и для Церкви! Прот.Н.Чуков. 23 июля 1920 года в полном расцвете творческих сил скончался академик Борис Александрович Тураев. Русская египтология лишилась одного из своих основоположников, филология, историческая и гуманитарная науки – ученого энциклопедических знаний. Университетская церковь всех святых, в земле Российской просиявших, похоронила старосту, а открытый в апреле и едва начавший свою работу Петроградский Богословский институт простился с профессором литургики. Настоятель и ректор прот.Н.К.Чуков потерял друга и единомышленника. Читатели портала Богослов уже имели возможность…
06 декабря 2009 г. Св. Иоанн Кронштадтский в «Моей жизни во Христе» пишет, что, когда человек ненавидит, взор его мешает другому даже ходить. Грехом человек не только сам страдает, но страдает все вокруг него вплоть до природы, и когда человек начинает каяться и поститься, то и это отражается на всем вокруг него. Разрешите такое отступление: если бы современное человечество больше постилось, не было бы столько экологических проблем. Отношение человека к природе совсем не постническое, не подвижническое. Оно брутальное, насильническое. Человек уже эксплуататор или оккупант. Маркс так и учил: надо просто наброситься на природу и использовать ее, овладеть законами и репродуцировать.…
Предисловие Путие же преподобных подобне свету светятся... (Прит. 4:18) В ночь под 22-е июля 1905 года мирно скончалась о Господе великая старица, игумения Арсения (Себрякова), настоятельница Усть-Медведицкого монастыря, Области Войска Донского. Почила она смиренной странницей, далеко от своей родной обители, от близких, горячо любящих ее духовных детей, в благодатном Сарове, под чудным покровом Преподобного Серафима, этого великого учителя смирения, к которому она питала особенную веру и любовь. И теперь, возымев горячее желание посетить его обитель, поклониться его мощам, она исполнила свое благочестивое намерение, несмотря на старческие годы, болезнь и предчувствие близкой кончины. Малоизвестная шумному свету, игумения Арсения была одной из…
Святой Иоанн Дамаскин родился в Дамаске, главном городе Сирии, около 680 г.2, от родителей знаменитых древностью рода, славою гражданских заслуг и, более всего, христианским благочестием3. Один из предков его Мансур4 был правителем Дамаска во время осады и взятия этого города последователями Магомета (635 г.). Отец Иоанна Сергий Мансур, по выражению летописца, муж благочестивейший исправлял при калифе дамасском Абд-Альмалик (685–705) должность главного логофета5, был очень близок к калифу6 и употреблял свое влияние при дворе ко благу Церкви Христовой, а свое имущество на пользу страждущим своих единоверных братий. Летописец сохранил нам один случай из жизни Сергия, достаточно показывающий, как он пользовался выгодами…
Неблагоприятно встретили Киприана в России, когда он в первый раз явился туда, чтобы занять престол митрополии (1377). В то время еще жив был верховный пастырь Церкви Русской св. Алексий, пред которым благоговела вся Русь. Получив от архиепископа новгородского отрицательный ответ на свое предложение о принятии в звании митрополита, Киприан остановился в Киеве, выжидая более благоприятных обстоятельств в будущем. Прошло около года. Св. Алексий преставился (12 февр. 1380 г.). Великий Князь Димитрий Иоаннович совсем не думал приглашать к себе Киприана. Он хотел иметь у себя митрополитом своего духовного отца и любимца, Спасского архимандрита Михаила1. Правда, ни Епископы, ни прочее духовенство не…
Говорить о Церкви – значит говорить о самой сути христианства, о самой сути Божественного Откровения. Читая ветхозаветные и новозаветные откровения, и даже творения святых отцов, иногда нам кажется, что как будто бы о Церкви сказано немного. Нет такой специальной книги или особого текста в Библии, или трактата в творениях отцов, которые были посвящены только Церкви. Но это только кажется нам. Если посмотрим иными глазами, то вся Библия говорит про Церковь, и все творения святых отцов говорят о Церкви. Например, мы обыкновенно думаем, что притчи Христовы говорят про духовную жизнь, про моральные вопросы и так далее, а они думали, что притчи…
Статья посвящена реконструкции биографии малоизвестного коптского подвижника Булуса аль-Хабиса (f 1267/8). Найдя в пещере клад фатимидского халифа аль-Хакима, Булус употребил эти деньги на помощь бедным и выкуп христиан, подвергавшихся преследованиям в правление мамлюкского султана Бейбарса. В течение двух или трех лет он был окружен всенародным поклонением, но затем слава Булуса стала раздражать мусульманских духовных авторитетов. Бейбарс потребовал от монаха открыть источник его богатств, но Булус отказался, был посажен в тюрьму и умер под пытками. В статье делается попытка реконструировать биографию и понять мотивацию Булуса аль-Хабиса. Ключевые слова: христианский Восток, копты, Мамлюкское государство, Бейбарс, христианско-мусульманские отношения. Человек, о котором пойдет речь…
Карташев занимает особое и видное место среди вождей русского религиозного возрождения XX века. Он был единственным из них, кто вышел из крестьянской среды, не принадлежал к ордену интеллигенции и сыграл значительную роль в государственной жизни России, будучи последним прокурором Синода. В его же заслугу входит упразднение этого поста и созыв Всероссийского Собора 1917–1918 гг. Антон Владимирович Карташев родился 11 июля 1875 года в Кыштиме на Урале. Его дед был крепостным рабочим на горном заводе, который благодаря своим способностям и упорному труду стал управителем завода. Отец, родившийся в 1845 году, оставался крепостным до 16 лет. После освобождения он быстро пошел в…
Перевод с французского В.А.Рещиковой   Предисловие Предание отцов и схоластика Боговидение в библейском образе мысли и богомыслии отцов первых веков Александрия Капподикийцы Богословы сирийско-палестинской школы и святой Кирилл Александрийский Видение Бога в аскетической литературе Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник Видение Бога в византийском богословии Паламитский синтез Глава 1 ПРЕДАНИЕ ОТЦОВ И СХОЛАСТИКА Мы намереваемся рассмотреть проблему Богови'дения в том аспекте, в каком она встала перед византийским богословием. Эта тема может показаться слишком пространной: ведь ви'дение означает познание, а познание вещей божественных есть само определение всякого богословия. Поэтому нам следует уточнить, что именно явится объектом нашего исследования. Ни один…
Старец Клеопа В сентябре 1976 года мы были в Румынии 1, этой соседней нам православной стране братского нам по вере румынского народа. Мы ездили туда для участия в совещании, посвященном христианскому воспитанию. По благословению Блаженнейшего Патриарха Румынии Иустиниана и митрополита Молдовы высокопреосвященного Иустина эта встреча проводилась в семинарии неподалеку от монастыря Нямц в Молдове – северо-восточной области Румынии. Из Бухареста мы на автобусе поехали на север. Доехав наконец до Карпат, мы остановились для краткого отдыха в горном монастыре Синая, основанном монахами Синайской горы, обосновавшимися здесь в древние века. Далее мы поехали через величественные ущелья и живописные горные перевалы, на севере…
Черкасова Галина Петровна Государственный Исторический музей, Москва     Воспоминания о преп. Амвросии Оптинском Еще раз перелистаем рукопись… Дорогие братья и сестры, рада поздравить всех нас с замечательным событием – 200-летием со дня рождения прп. Амвросия Оптинского. Еще три десятилетия назад было невозможно себе представить, что мы будем отмечать эту дату в возрожденном Шамординском монастыре. Но такова воля Творца, мы с вами в обители, созданной старцем Амвросием, которая была ему бесконечно дорога, и где он провел последние почти полтора года своей земной жизни.  «Последним подвигом любви старца о. Амвросия» очень верно назвал протоиерей Сергий Четвериков основание Шамординской обители и постоянную…
Содержание Аннотация Предисловие автора к русскому изданию Примечание переводчика Заметка о докторской диссертации «Экклесиология Апостола Павла по святому Иоанну Златоусту» (догматическое исследование), представленная Богословскому факультету Афинского университета иеромонахом Афанасием (Евтичем). Предисловие Сокращения Введение. Великая благочестия тайна Глава 1. Икономия (Домостроительство) благодати Троичного Бога как Тайна Христова Глава 2. Богочеловек Христос и Церковь а) Церковь как Тело Христово б) Причастие Тела и Крови Христовой Глава 3. Святой Дух в Церкви а) Одна вера б) Жизнь во Христе Духом Святым Заключение  Аннотация Книга представляет собой перевод с сербского языка докторской диссертации иеромонаха Афанасия (Евтича) «Экклесиология апостола Павла по Святому Иоанну Златоусту», которая…
Содержание Письмо 1 Письмо 2 Письмо 3 Письмо 4 Письмо 5 Письмо 6 Письмо 7 Письмо 8 Воистину воскресе! Взаимно приветствую Вас, и деток Ваших, и родных с наступившим Светлым Праздником и желаю Вам и Вашим присным душевного мира, здравия и радости. Простите, что не сразу отвечаю: устает голова и от обычного правила, и не может ясно выразить мысль. Сочувствую Вам в Ваших скорбях и искушениях от больной: знаю, трудно их терпеть. Но Вы за послушание терпите, и Господь Вам за это воздаст. Теперь, судя по сложившейся обстановке, пришло время переменить квартиру для м.Р. Довольно погостила у Вас. Пусть поживет…
Велика милость Божия, и пути Господни неисповедимы. Мне, грешной и недостойной, судил Господь служить великому светильнику земли Русской, молитвеннику за всю нашу многострадальную родину, и быть свидетельницей последних лет, последних дней его земной жизни и его кончины – рождения в вечную жизнь. Пишу эти строки за послушание, ибо, кроме меня, нет других свидетелей. В последние месяцы (август и сентябрь) Владыка часто задавал мне вопрос: «А мне исполнилось семьдесят пять лет?» На это я отвечала: – Да, Владыка, конечно, исполнилось, 2 июля. Владыка немного задумается, проведет рукой по своей бородке и скажет: – Да, помирать пора... Я с грустью скажу: –…
Содержание Часть 1. У истоков гуманизма: Запад и православный Восток Часть 2. Мерило всего, или О единстве и гармонии Божественного и человеческого в Православии Часть 3. Живой образ Живого Бога Часть 4. О лжегуманизме Часть 5. Мера, данная от Бога Часть 6. О Божественной педагогике Часть 7. О негуманном гуманизме Часть 8. О созидании человека Часть 9. О любви  Часть 1. У истоков гуманизма: Запад и православный Восток Мы выбрали эту тему, «о человечности и бесчеловечности», так как она очень актуальна и вопрос этот глубоко христианский. Мы привыкли к утверждению ученых мужей о том, что гуманизм возник приблизительно в XIV…
Lechler. Urkundenfunde zur Geschichte des christlichen Altertums. Leipz. 18861 (Полная рукопись, так называемых, Климентовых Гомилий (Климентивы)). – Записки Авксентия об Ульфиле, епископе Готском, – «Обличение всех ересей» (Философумены). – Памятники на Сирском языке: три послания Игнатия Богоносца в Сирском тексте; Мелитона Сардийского – «Речь (апология) к императору Антонину»; Вардезана – «Законы стран»; Афанасия Великого – «Пасхальные письма»; Иоанна Эфесского– «Церковная История». – Послание Ап. Варнавы. – Ерма – «Пастырь». – Полная рукопись, так называемых, двух посланий Климента Римского. – Тациана – «Диатессарон», открытый в комментариях Ефрема Сирина. – Евсевия – Церковная история в Сирском и Армянском переводе. – «Учение Двенадцати…
Молодежный съезд в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, декабрь 1984 года, доклад протосингела Афанасия Евтича, профессора богословия Духовной академии в Белграде. Отец Афанасий в своих докладах часто упоминает своего духовного отца, архимандрита Иустина Поповича, а также митрополита Антония Храповицкого, бывшего первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Мне бы хотелось вначале прочесть текст Послания Ефесянам (Еф.3:14–19): «Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные…