Трактат «О Святом Духе» является единственным из трех главных догмати¬ко-полемических произведений свт. Амвросия Медиоланского («О вере», «О Святом Духе», «О тайне Господнего воплощения»), до сих пор не известным русскому читателю. Раскрываемая в этом сочинении тема пневматологии по сей день является актуальной и нуждающейся в дополнительном изучении об¬ластью догматического богословия. Содержание трактата затрагивает также исторические реалии бытия Церкви конца IV в., обусловленные борьбой про¬тив возникшей ереси пневматомахов. Впервые публикуется русский перевод первой книги трактата, выполненный М.Г. Мацегорой. Пролог В избрании Гедеона был прообраз Господнего воплощения; в жертвоприношении коз¬ла – оставления грехов через тело Христово; в тельцах – отмены кощунственных обрядов; и,…
К Валентину и подвизающимся с ним монахам адруметским, в одной книге Содержание Глава I Вступление. Сложность и темнота поднятого вопроса Глава II У человека есть свободное решение; свидетельства Писания, устраняющие извинение по причине неведения Люди не должны пытаться пользоваться Самим Богом для своего извинения Заповеди Божии доказывают существование свободного решения человеческой воли Глава III Незнание Божественных заповедей не является извинением для человека Глава IV При защите свободного решения следует оставить место также и для Божественной благодати Без благодати Божией свободное решение не совершает ничего доброго. О воздержании Глава V Наше обращение к Господу также происходит по благодати Возражение пелагианам, говорящим,…
Содержание Первый Вселенский собор Второй Вселенский собор Третий Вселенский собор Четвертый Вселенский собор Пятый Вселенский собор Шестой Вселенский собор Седьмой Вселенский собор Значение Вселенских соборов  Первый Вселенский собор Господь Иисус оставил Церкви воинствующей, как Глава и Основатель Ее, великое обетование, вселяющее мужество в сердца Его верных последователей. "Созижду, – изрек Он, – Церковь Мою, и врата адовы не одолеют Ее» (Мф.16:18). Но в этом радостном обетовании находится пророческое указание и на то печальное явление, что жизнь Церкви Христовой здесь, на земле, должна проходить в борьбе с темными силами ада, которые неустанно тем или иным образом пытаются разрушить непоколебимую твердыню, воздвигнутую…
07 января 2012 г. Из истории Антиохийской школы Содержание I. Жизнь II. Литературная деятельность III. Христологические воззрения Диодора  I. Жизнь Из всех деятелей Антиохийской школы IV в. Диодор является, несомненно, одним из наиболее ярких1. Также несомненно, что лучшие из современников его высоко ценили. Примером тому может служить высказывание святителя Василия Великого, лично знакомого с этим выдающимся мужем: “Диодора как воспитанника блаженного Силуана и сначала принял я, и теперь люблю и уважаю за благодать ощутительную в его слове, по которой он многих, пользующихся его беседою, делает лучшими”2. К сожалению, биографические сведения о Диодоре сохранились самые скудные. Можно предполагать, что родился он…
Содержание Введение. Общее учение о Боге Осветителе. Учение о благодати божьей в творениях свят. отцов и учителей церкви до бл. Августина. Учение Св. Писания о благодати Божьей. I. В творениях мужей апостольских II. В творениях древних христианских апологетов III. Св. Иринея Лионского ІV. Тертуллиана V. Св. Киприана Карфагенского VI. Климента Александрийского. VІІ. Оригена. VІІІ. Св. Кирилла Иерусалимского ІX. Св. Василия Великого X. Св. Григория Богослова XІ. Св. Григория Нисского XII. Пр. Макария Египетского. ХІІІ. Св. Иоанна Златоуста. Заключение. Свод данных для учения о благодати Божьей в рассмотренных древне-отеческих творениях.  Сочинению, которое предлагается вниманию читателей, сначала предполагалось придать характер теоретическо-систематического изложения…
Тот жизненный путь, которым свойственно идти человеку, принявшему мудрость в руководство для своей жизни, называется в учительных книгах Ветхого Завета «страхом Божиим», т.е. благочестием. Человек всегда имеет пред глазами закон Божий и старается исполнять Его заповеди; находясь в полном, сознательном и добровольном послушании воле Божией, благочестивый человек наслаждается доступным на земле счастием, так как совесть его спокойна. В семье у него мир и согласие, окружающие его уважают, а Господь посылает ему в награду житейское благополучие. Так рисуется благочестивая жизнь, или «жизнь в страхе Божием», в книге Иисуса сына Сирахова. Сравнивая между собою различные житейские состояния, различные виды земного счастья, бен-Сира…
В древнейшие времена христианской истории епископы и диаконы составляли близко родственную между собою группу должностных церковных лиц. Они имели много общего в своем церковном положении и церковном служении. Но это нужно разъяснить и доказать, так как в настоящее время исконное сходство епископата с диаконатом почти совсем утратилось. Задача эта однако же не принадлежит к особенно трудным и не нуждается в изысканных гипотезах. В древнейших памятниках обозначение должностей епископа и диакона всегда соединялось вместе, конечно, вследствие известного рода сродства этих должностей. Это раз. Затем, качества, которые требовались от лиц, избираемых в епископа и диакона, были почти тождественны, – опять доказательство того…
03 декабря 2012 г. Содержание I. Божественная непостижимость II. Единство с Богом III. Паламизм и экуменизм IV. Философия и история V. Истоки паламизма  Когда 18 лет назад появилась работа отца Иоанна Мейендорфа “Introduction … l"etude de Gregoire Palamas”1 (Париж, 1959), на Западе наступила новая эра изучения паламизма. До того времени большинство западных ученых, как католиков, так и протестантов, считали паламитское богословие аберрацией, не представляющей особого научного интереса. Такое отношение к паламизму разделяли даже почитатели христианского Востока из среды англикан. Дж. М. Нил высказывался о паламизме как об “абсурдном и ошибочном учении”2, а Этельстан Рили категорически отзывался об исихастах XIV века:…
Статья А.В. Горского. Писана в 1856 году Царелюбивая Россия глубоко чувствует и с преимущественною торжественностию выражает радость о Царе своем в день его священного венчания на царство. И в высоком свете является царственное величие помазанника Божия в сей день венчания. В святилище Божьем, среди избранных членов государства, священнодействием запечатлевается державная власть, основанная на законе престолонаследия, от Царя царствующих приемлет благословение Самодержец могущественной монархии, чтобы быть живым орудием промышления Божия, слугой Божиим. Священным помазанием обновляются духовные силы избранника Божия, чтоб он мог понести бремя великого служения, чтобы его направлением в царстве земном приготовлялись граждане царства небесного. Видимый причастник царственной власти Того,…
Содержание Пример просвещенной религиозности и смиренной учености Введение Глава I. Детство и юность 1. «Не красна изба углами…» 2. В святилище русской богословской науки 3. Бумага – верный друг, буквы – история сердца Глава II. Ученая и педагогическая деятельность 1. Всенощное бдение в честь истины 2. Учитель, который учит словом и жизнью 3. Идеальный библиотекарь Глава III. Научное руководство профессора А. В. Горского 1. Для славы Божией и братнего блага 2. Русский Оксфорд 3. Кормчий ученых 4. Гордость русской науки Глава IV. Исполин знания 1. Лекционные курсы А. В. Горского. Методология церковной истории 2. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки…
Священномученик Александр родился в 1847 году в семье диакона Степана Гурьевича Миропольского, служившего в Покровском храме в селе Белая Гора Чистопольского уезда Казанской губернии. Начальное образование Александр получил в духовном училище, где учителя говорили ему, что он имеет исключительные способности к изучению языков, и советовали ему поступать в университет; как способному ученику, они усердно преподавали ему французский и немецкий языки. По окончании училища Александр поступил в Казанскую Духовную семинарию и, проучившись в ней некоторое время, принял твердое решение стать священником. Учась в семинарии, он присмотрел себе и невесту, предполагая сразу по выходе из семинарии жениться. В 1868 году Александр окончил…
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви В серии «Литургическая библиотека» вниманию читателей предлагается переиздание фундаментального труда профессора теории словесности и истории иностранной литературы Казанской духовной академии А. В. Попова, посвященного истории происхождения и цензуры, особенностям содержания и построения русских акафистов. Научная значимость этого труда очевидна и по сей день. Книга будет несомненно интересна исследователям, занимающимся изучением развития православного богослужения, учащимся духовных школ, а также всем православным христианам. От редакции Очередной том серии «Литургическая библиотека» является переизданием фундаментального исследования – докторской диссертации профессора кафедры теории словесности и истории иностранной литературы Казанской духовной академии А. В. Попова (1856–1909) «Православные русские…
СОДЕРЖАНИЕ. Общее замечание относительно характера Древне-Сирийской церковной литературы. 1083 Древне-сирийские переводы Ветхого и Нового Заветов. 1084 Перевод Ветхого Завета, известный под именем Пешито. 1084 Древне-Сирийские переводы Нового Завета. 1088 Древне-сирийские апокрифы, относящиеся к Ветхому и Новому Заветам. 1090 Апокрифы, относящиеся к Ветхому Завету. 1090 Апокрифы, относящиеся к Новому Завету. 1094 Памятники древне-сирийской церковной литературы, говорящие о начальном периоде Эдесской церкви. 1096 Учение Аддая. 1100 Библия на сирийском языке. 1110 «Деяния апостола Фомы» и «Гимн души». 1125 Мученические акты сирийских христиан. Гонения Сассанидов. Мученики: Адурпарва и Мирнарсе, Иона и Берик-Иешу, Шапур, епископ Никаторский. «История Беф-Селоха». «Великое гонение Шапура II—Марута Майперкатский и…
По изданию Плутарха 1994 г. [с.637] Пока эллинская классика не стала мечтой любителей прекрасного, каковой она уже была в римские времена, но оставалась реальностью, т. е. проблемой для самой себя, пока вольные города-государства, территория которых, по известному замечанию Аристотеля ("Политика", IV, 7, 1327aI), желательно просматривалась с высоты их городских крепостей, а свобода оплачивалась необходимостью постоянной самозащиты против окружающего мира и неизбежностью внутренних свар, пока Фемистокл сначала спасал отечество от персов, а потом спасался от отечества к персам, пока Перикл исполнял чрезвычайно хлопотные обязанности почти единовластного правителя непослушных демократических Афин, а его младший родственник Алкивиад между делом являл изумленному миру первый в истории…
Содержание Предисловие Глава первая. Детство, юность и подвижничество св. Иоанна (347–380 гг.) Глава вторая. Служение Иоанна Златоуста в сане диакона и пресвитера в Антиохии (381–398 гг.) Глава третья. Св. Иоанн Златоуст на престоле Константинопольском (398–404 гг.) Глава четвертая. Св. Иоанн Златоуст в заточении и его блаженная кончина (404–407 гг.)  Предисловие СВЯТОЙ ИОАНН, получивший за свое духовное красноречие имя Златоустого, принадлежит к сонму тех великих церковных светил, которые украшали собою духовное небо Святой вселенской Церкви в четвертом веке от Рождества Христова. Это был век замечательный во всех отношениях. Св. Церковь, пережив страшные времена гонений, когда все силы зла вооружались против нее,…
Неоднократно в своей книге Иисус сын Сирахов восхваляет Господа за Его премудрость и благость к людям и всем тварям. В главе 39-й содержится горячий, воодушевленный призыв учителя к своим ученикам, читателям его книги, – прославить Господа за все дела Его, которые «все прекрасны» (39:21). Но здесь автор предвидит возражение: как же смотреть на грозные явления природы, вредящие людям, истребляющие иногда целые страны? Как примирить их с премудростью и благостью Божиею? Ответом служит заявление премудрого: «доб¬рое Он от начала определил для добрых, для злых же – как доброе, так и злое» (39:31); грозные явления природы, как вредные ветры, истребляющий огонь, град,…
священноисповедник Сергий Правдолюбов Священномученик Александр Маккавеевский (профессор МДА А. М. Туберовский) Священномученик Александр Туберовский родился 8 марта 1881 года в семье священника Покровской церкви села Маккавеева Рязанской губернии Касимовского уезда. Дед о. Александра служил много лет псаломщиком этого же храма и похоронен недалеко от алтаря к югу от храма. Дом в поселке Сынтул, в котором жил сщмч. Александр (напротив Покровской церкви) Детство в священнической семье давало очень много для воспитания подлинной веры и желания послужить Церкви Божией. С самых юных лет Александр был дружен с другим Александром, сыном местного диакона Василия Орлова. Удивительно, что оба Александра стали святыми – и…
(память 7 августа по старому стилю) Священномученик Арефа Валаамский (в миру Митренин Александр Фёдорович) родился 21 ноября 1879 года, в городе Кронштадт. Поступил в Валаамский монастырь 26 мая 1902 года. Зачислен в послушники 20 марта 1906 года. Пострижен в монашество с именем Арефа 22 мая 1910 года. Рукоположен в сан иеродиакона 30 июля 1915 года. Посвящён в сан иеромонаха - 28 апреля 1921 года. С февраля 1917 года проходил клиросное послушание на Московском подворье, правил череду священнослужения. В 1925 году он выехал в Финляндию, в Валаамский монастырь, откуда 22 октября был выслан за верность Русской Церкви и Юлианскому календарю. С…
Блаженный Феодорит происходил от благочестивого христианского семейства в Антиохии. Матерь его, еще в молодые годы отказавшись от светских удовольствий, стала вести жизнь строгую, христианскую, и этим она обязана была благочестивым наставлениям одного подвижника, Петра. У неё заболел глаз: употреблены были все человеческие пособия, но без успеха. Тогда она обратилась за помощью к дивному старцу, который молитвою своею врачевал болезни. Петр жил в окрестностях Aнтиохии, в одной гробнице. Приняв к себе болящую, он прежде всего обратил внимание на страсть её к щегольству, потом уже на её болезнь. «Врач недугов, всегда готовый исполнить прошение верующих, есть Бог», сказал подвижник. Он и теперь…
Речь произнесённая в торжественном собрании императорского московского университета 12-го января 1892 года Ординарным Профессором Церковной Истории, протоиереем А. М. Иванцовым-Платоновым. 1892. "Φώτιος–τὸ μέγα ὄνομα". Слова новогреческого писателя Константина Икономоса в сборик новогреческого же писателя Валетты. "Φωτίου ʾΕπιστολαὶ", London . 1864. Προλεγόμενα, σελ.108. "ʽΟ Φώτιος ἔσωσε τὴν ʼΟρeοδοείαν καί τό ἔθνός ἐκ τῆς προκειμένης ἀβώσσου". Слова Христофора Зампелия – в том же сборнике Валетты, σελ. 112. «Benedictus Deus, quod optima fama sanctissimi Photii patriarchae non solum in nostram regionem, sed etiam in universam orbem pervenit, non tantum sermonibus confirmata, quantum fact is attigit fines terrae...: idque testantur non ii solum, qui…