Содержание Введение I. Постановка проблемы II. Национальная душа и миссия наций III. «Святая русь» в путях России IV. О христианской государственности. V. Взаимоотношение Церкви и государства. VI. Благоустройство Церкви русской VII. Как же бороться? VIII. Размежевания 1) Соседское размежевание 2) Размежевание с бескровным эмигрантством 3) Гилософские отклики 4) Предрассветный крик 5) Размежевание с слепой предубежденностью IX. Тезисы для дискуссий на тему: «воссоздание св. Руси»  Введение «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126,1). Нам, восточным, близок фатализм. В ответственных делах мы склонны все возлагать «на волю Божию», не ставя на первое место напряжение до предела своей собственной воли…
Несомненно, что самое лучшее истолкование богослужения, по крайней мере для образованного общества, если не для всех, есть историческое. Все другие приемы толкования, как ни много говорят они религиозному чувству, не способны удовлетворить многих. Основа всех других толкований (кроме исторического) есть, более или менее, субьектйвное чувство и воззрение; оттого является разность в изъяснении одного и того же: в одном и том же один видит одно, другой – другое. Такие приемы толкования, вытекающие, главным образом, из религиозного чувства, могут удовлетворить людей только истинно благочестивых, глубоко религиозных, простые верующии сердца. Для людей ж с недостаточно развитым религиозным чувством они могут казаться произвольными и…
Содержание Дворянский род Лопухиных Годы учебы в СПбДА Миссионерская поездка в Америку Научная деятельность в СПбДА А.П. Лопухин как библеист Проект издания «Толковой Библии» А.П. Лопухин как церковный исследователь и просветитель «Православная богословская энциклопедия» Переводческая деятельность А.П. Лопухина А.П. Лопухин и проблема воссоединения Церквей Наследие А.П. Лопухина Дворянский род Лопухиных Твердой опорой и непоколебимой почвой для национального сознания и самопознания всегда служит национальная история. По милости Божией есть в ней добрые общечеловеческие идеалы, светлые, высоконравственные герои и созидатели, трудами которых и строилась великая православная Россия Особое место в череде этих тружеников, людей мудрых, великих и благородных занимает дворянский род Лопухиных.…
Введение Все православные катехизисы говорят о браке как о «таинстве», т. е. о «тайне» Церкви. На первый взгляд такое определение кажется странным: брак существовал и у христианских народов, и у нехристианских, он известен был многим и многим поколениям людей, в том числе и атеистам. Человек рождается, вступает в брак, рождает детей и умирает. Это законы природы, которые установил и благословил Бог. Но брак особенно выделен Церковью. Особое благословение, которое преподается мужчине и женщине, вступающим в брак, называется «таинством». Почему же? О браке писали очень много, писали люди различных исповеданий и убеждений: католики и протестанты, психологи, психиатры, социологи, юристы. Наш век…
Мы привыкли представлять себе загробную участь грешников по притче о Богатом и Лазаре. Осужденные в адском пламени будут тщетно оплакивать свои грехи и безуспешно взывать к Богу и святым о помиловании: покаяние от умерших не принимается, исправляться уже поздно! – Почему это так? Почему душа, осудившая свои падения и изменившая настроение, всё-таки отвергается Божественным правосудием, это остается непонятным. Отсюда весьма естественные попытки создать вымыслы о каком-то новом всеобщем примирении-апокатастасисе. Но это учение осуждено Церковью и оригенисты признаны еретиками. Да и вполне последовательно: все попытки толковать вечность мучений, как весьма большую продолжительность, но не бесконечность, противоречат слову Божию и преданию Церкви.…
(Из личных впечатлений) Мы уверены, что весьма не многим из русских людей, даже бывавшим и жившим в Египте, известно, что в столице его, на берегах многоводного кормильца Нила, в Каире имеется русская школа. Между тем школа эта уже просуществовала четверть века, воспитала очень многих детей местного каирского православного общества, служащих теперь на различных поприщах общественной и частной деятельности, есть, можно сказать, единственный рассадник христианского просвещения для всего александрийского патриархата; в ней ежегодно обучается до 200 детей местного каирского общества. Мы назвали эту школу русскою, потому что она основана на средства русского подданного, состоит под высоким покровительством русского Государя Императора, главный…
Священная история Нового Завета Священная история Нового Завета составленная протоиереем Александром Рудаковым Москва 2005 По благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского*. Составитель Протоиерей Александр Рудаков. Священная история Нового Завета. - М: ОБРАЗ, 2005. -160 с. * По изданию Одесса: Изд-во Весть, 1996 © ОБРАЗ, 2005 ОГЛАВЛЕНИЕ I. История первых лет земной жизни Иисуса Христа § 1. Взгляд на гражданское и церковное состояние иудеев во время земной жизни Иисуса Христа § 2. Предсказание о рождении Иоанна Крестителя § 3. Пресвятая дева Мария и благовещение ей о рождестве Иисуса Христа § 4. Посещение пр. Марией Елисаветы § 5. Рождение…
Статья посвящена становлению традиции церковного звона в обителях Святой Горы Афон на рубеже Х1Х-ХХ в. На основе материалов путевых источников в статье рассмотрены историкокультурное значение и символическое освящение колокольных звонов в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Ключевые слова: Афон, церковный призыв, ударение, било, колокол, звон, звуковая регламентация. На Афоне сохраняется наследие десяти веков: памятники монументальной архитектуры и иконописи, образцы уникальных богослужебных обычаев и пения. В этом же ряду достойное место занимает святогорская традиция церковного звона, которая до недавнего времени оставалась неизвестной и почти неизученной. В обширной литературе, посвященной истории Афона, особенности призыва никогда не рассматривались в рамках литургического и исторического исследования. Вместе…
Небо и земля сегодня едины (из службы рождественского Сочельника) О странная Православная Церковь! (о. Лев Жилле) Отсутствие и присутствие Хорошо помню, как началось мое путешествие в Православие. Случилось это, когда мне было семнадцать, совершенно неожиданно летним субботним днем 1952 г.. Я шел по Букингем Пэлэс Роуд, недалеко от Виктория Стейшн в центре Лондона, мимо большой ветхой готической церкви XIX века, которую раньше не замечал. На ней не висела поясняющая табличка (общественные связи никогда не были сильной стороной Православия в западном мире!), но зато медная дощечка гласила просто: “Русская Церковь”. Когда я вошел в храм св. Филиппа - так называлась церковь,…
Вопрос о законах относительно земли и собственности, важный и интересный по существу предмета во всяком народном праве, полу часть еще более интереса в Моисеевом праве, основанном на исключительных началах. У всех других народов законы относительно земли и собственности, – важнейшей части общественно-государственного права, составляющей материальную основу народной жизни, – суть произведение обыкновенных естественноисторических условий, и потому носят на себе неизгладимую печать несовершенства, ненормальности и всевозможных неизбежных в человеческом создании или учреждении недостатков. Иное дело в Моисеевом праве. Здесь законы о земле и собственности изъяты из под влияния естественноисторических условий, составляют Дело Иеговы, Который Сам устанавливает как общий для них принцип,…
Данная статья обращена к творчеству «забытого» писателя В.Я. Никонова («Архангелогородца»), уроженца Архангельской губернии. На материале его очерков исследуется своеобразие художественно-публицистического воплощения духовной тематики в очерковом жанре. Очерки В.Я. Никонова посвящены Русскому Северу и ценны богатым историко-этнографическим материалом, большой интерес представляет религиозно-духовное содержание очерков и особенности его воплощения. Значимой частью содержания очерков становится религиозная жизнь Русского Севера. Религиозное содержание очерков усложняет и углубляет документальный материал, он оказывается «духовным вектором», в соответствии с которым и переосмысливается все содержание, и сближает очерк с летописным повествованием. Материалы очерков позволяют поставить вопрос об особом характере очеркового хронотопа, который, раскрывая прежде всего конкретно-историческую перспективу, обнаруживает и…
Татьяна Васильевна Комарова, ведущий научный сотрудник, музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна». Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010 «Необыкновенно красив вид этого благословенного места – духовного города, воздвигнутого на спасение стольких душ великим старцем».  (Евгений Поселянин). С самого начала основания Шамординской обители, устроенной молитвами и трудами преподобного Амвросия и его духовных чад монахини Амвросии (Ключаревой) и схимонахини Софии (Болотовой), в ее фундамент была заложена добродетель милосердия. С древних времен православные иноки не разделяли монашеские подвиги поста, молитвы, бдения с сострадающей и милующей любовью к ближним. «Милостыня инока миру – не…
В третьей части из цикла статей, посвященных Феоктисту Студиту, рассматривается литературный метод работы византийского монаха как агиографа. В основе данного исследования — житие святителя Афанасия, составленное Феоктистом. 3.1 Круг источников Феоктист Студит был учеником св. Афанасия; он пишет его житие, во многом сам являясь свидетелем описываемых событий. Он неоднократно говорит о том, что сам патриарх рассказывал ему нечто из своей жизни. Несомненно, существовало и устное предание о жизни св. Афанасия; оно хранилось в первую очередь учениками святого, проживавшими в Ксиролофском монастыре– центре почитания святителя после его смерти, но также и в других местах. Некоторых из своих информантов Феоктист называет поименно…
протоиерей Александр Петровский Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний. Опыт историко-археологического исследования Чины хиротесий и хиротоний, или постановлений в низшие и высшие степени клира, имеют, как и все церковные чинопоследования, свою историю. «Простые и несложные вначале, они постепенно развивались и осложнялись, стремясь достигнуть такой формы, которая бы возможно совершеннее выражала мысль, соединённую с тем или другим чином» (стр. IV). Сообразно с этим и изучение их истории, к чему стремится автор, сводится к указанию того пути, которым шло развитие того или другого чина, выяснению тех изменений и дополнений, каким он подвергался в течение веков, определению причин, под воздействием которых совершался процесс…
Перед вами «Записки об оптинском музее». Автора «Записок» монахиню Марию (в ми­ру Марию Семеновну Добромыслову) знают, прежде всего, как создателя замечательной книги «Житие иеромонаха Никона». Это рассказ о ее духовном отце преподобном Никоне (Беляеве), исповеднике. Немало горьких страниц в той книге посвящено и разрушению зна­менитого монастыря. Монахиня Мария еще известна и как составитель биографического очерка «Монахиня Павлина» о шамординской монахине Павлине (Сидорцевой; † 1980).  Дочь козельского священника Мария Семеновна Добромыслова родилась в 1900 году в деревне Пронино Козельского уезда. Здесь же, в родном уезде, позднее она будет препода­вать в деревенских школах. Однако тяга к рисованию вскоре приведет ее в Москву,…
Член Украинского общества охраны достопримечательностей истории и культуры Леонид Емельянович Яскевич предлагает очерк о жизни выдающегося киевского пастыря и новомученика протоиерея Александра Глаголева. По законам мира сего, при удалении от источника света сила его восприятия слабеет в квадратичной зависимости от расстояния. Но не таков закон в духовной сфере. Со времени удаления источника света, от него отпадает шелуха временного сего бытия и свет становится чище, ярче и притягательнее. Так это было с мучениками-свидетелями Света (Иоан 8:12; 9:5) в первые века христианства, которые вроде бы и погибли от рук мучителей, но благодаря им Свет Христов распространился в мире. Так это случилось и…
"С использованием материалов из изданного Миссионерским отделом Русской Православной Церкви Московского Патриархата в 1997 году правочника "Новыерелигиозные организации деструктивного и оккультного характера" (1-е издание - 272 с., 2-е издание - 459 с.)." Рекомендуем вам посетить новый сайт "Религиозная безопасность":  www.stolica.narod.ru, а также сайт: www.blagovest.bel.ru/mission/sects1/main.htm     Содержание: Сатанинские культы в мире и в России.  Доктрины сатанинских культов.  Черная Библия.  Характеристика сатанинских культов.  Демонические группы.   Демоническое течение в шаманизме.  Криминальный характер чешских культов.  Южный Крест — Московская церковь сатаны.  Черный Ангел.  Общество сатаны. Синий лотос.  Центр “Юнивер.”  Новый Акрополь.  Общество Адамитов.         Сообщение. Сатанинские культы в мире и в России Из…
На сих днях я получил печальную весть о том, будто наши гениальные живописцы – Васнецов и Нестеров – чуть ли не умирают с голода. Неужели ко многим причинам позора суждено присоединиться еще одной причине тяжелого позора русского народа, если действительно окажется, что эти оба светила благороднейшего искусства умерли от голода? Да не будет этого. Русская живопись по общему признанию – первая в современном мире, а названные два мастера – первые среди русских талантов. Оба они – восстановители православного, то есть византийско-русского, стиля живописи. Ими совершен поворот от итальянско-немецкого искусства, чувственного и горделивого, к православному, одухотворенному и смиренному. Это громадная, вековая,…
С.А. Шаров Символ Небесного Града. О завершении реконструкции Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря уже неоднократно привлекал к себе внимание исследователей, ему посвящен ряд публикаций1. Однако основное их внимание было сосредоточено на реконструкции завершения этого уникального сооружения, другим же вопросам отводилось незначительное место. Все авторы реконструкций в попытках воссоздать первоначальный облик завершения собора сталкивались с одними и теми же трудностями: во-первых, с проблемой перекрытия огромного чердака храма, поскольку непонятно назначение этого совершенно темного пространства и не ясно, как перекрыть его с конструктивной точки зрения; во-вторых, оставалась необъясненной сложность профилировки деталей низа барабана центральной главы, неминуемо оказавшегося ниже чердачного…
Галина Петровна Черкасова, Государственный Исторический музей (Москва) Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010 И, зажегши свечу, не ставят ея под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Мф. 5, 15 Быстротекущая река времени приближает благословенную Оптину пустынь к двум знаменательным датам. В 2012 году исполнится 200 лет со дня рождения прп. Амвросия Оптинского, а в октябре будущего 2011 года, 120 лет его праведной кончины. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6–9 июня 1988 года, в год 1000-летия Крещения Руси, преподобный Амвросий, этот яркий светильник русской святости, был…