He тот Христов последователь, кто молится Богу, a тот, кто любит ближнего: все христианство заключается в любви к ближнему. Так говорят многие мирские и, увы, некоторые духовные лица, не любящие исполнять своих богослужебных и вообще религиозных обязанностей и, однако, не обнаруживающие особой любви к ближним. Впрочем, не касаясь пока искренности подобного заявления, искренности весьма сомнительной, мы должны выразить крайнее недоумение в виде вопроса: из какого издания Евангелия вычитали наши гуманисты такое изречение? He правда ли, нам с детства известно совсем иное слово Спасителя: «...возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею: сия есть…
Речь при освящении домовой церкви графа А. Д. Шереметева, в С.-Петербурге, произнесенная 29 октября 1888 года. Речь при освящении храма Воскресения Христова, сооруженного на месте убиения Государя Императора Александра II, в С.-Петербурге, сказанная в присутствии Их Императорских Величеств и Августейших Особ, 19 августа 1907 года. Речь при освящении домовой церкви графа А. Д. Шереметева, в С.-Петербурге, произнесенная 29 октября 1888 года. Слава и благодарение Господу, Подателю и Источнику всякого блага! Освящение сего благолепного храма совершилось, принесена в нем и первая таинственная безкровная жертва, имеющая отныне приноситься здесь дотоле, доколе будет существовать самый храм этот. Воздавая опять хвалу Богу, сподобившему меня…
Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 г., рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке.1 В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 г. Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин). Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа…
Благодатию Божиею, и на сей год, и на сей пост, мы сподобились выслушать Великий Канон покаянный, так премудро предлагаемый ежегодно Святою Церковию, в послушание и научение кающимся. Ни в каком месте отечества нашего вы, временные и блаженные обитатели Святого Града, не пользовались при этом тем неоцененным преимуществом близости всему, что содержится в Великом Каноне, каким пользуетесь здесь. • Наставление поклонникам Святого Гроба по прочтении Великого Канона • Приветствие поклонникам Святого Гроба после приобщения Святых Тайн • Наставление русским поклонникам в Иерусалиме перед исповедью по прочтении исповедных молитв • Приветствие поклонникам по причащении Святых Тайн • Слово, произнесенное в Иерусалиме на…
Отец Василий Постников по справедливости может считаться лучшим представителем московского духовенства. Он был просвещенным талантливым человеком, хорошим проповедником, а главное, высоконастроенным усердным служителем алтаря Господня, каковым и должен быть пастырь столицы, являющейся умственным, культурным и духовным центром. Вся жизнь отца Василия резко разделяется на два периода. Первый, более продолжительный – это его приходская церковно-общественная деятельность, замечательная в том отношении, что в ней проявилось стремление отца Василия ко всему высокому, идеальному, выделявшее его из ряда других собратий. Второй период – время внутренней работы над собой, когда отец Василий выступил перед нами как углубленный в молитву пастырь и твердый хранитель Православия. Родился…
Божественная литургия является постоянным напоминанием великого подвига любви, совершенного для нас Спасителем нашим Иисусом Христом. Скорбя от нестроений в своей жизни, человечество со всех концов мира взывало к своему Творцу, и люди, пребывавшие во тьме язычества, чувствовали, что порядок и стройность могут быть водворены в мире только Тем, Который повелел созданным Им мирам в стройном порядке двигаться во вселенной. Отовсюду тоскующее человечество звало своего Творца. Воплями взывало оно к Виновнику своего бытия, и вопли эти яснее слышались в устах избранных и пророков. Предчувствовали и знали они, что Создатель, скрывающийся в созданиях, предстанет Сам лично перед людьми и предстанет не иначе,…
В качестве введения к этой притче я хочу сделать несколько предварительных замечаний. Во-первых, притча о неправедном управителе – притча о суде, но стоит как бы особняком в этом ряду, – до того она странная. Кроме того, следует помнить ее контекст: она помещена между притчей о блудном сыне и притчей о богаче, попавшем в ад, то есть между притчей, где нам говорится о самой сущности греха, о том, что он несет с собой падение, несет с собой болезненное несчастье, но оно же может быть спасительной болью, путем обратно домой; в притче говорится и о том, как нас принимает Отец. С другой…
Святая Русь - новый Израиль: симфония Иконография В. Шмидта. Скульптор-резчик по дереву П. Толмачев (Богородское художественно-промышленное училище) Специальный выпуск журнала «Государство, религия, Церковь в России и за рубежом» посвящен многогранному наследию выдающегося церковного и государственного деятеля Руси Святейшему Патриарху Никону (1605-1681), и прежде всего, его Воскресенскому монастырю Нового Иерусалима. К вопросам, так или иначе связанным с именем Патриарха Никона, журнал обращался неоднократно на протяжении последних лет. Так, в 2007 г. были опубликованы статьи Е.Е. Васильевой, А.Н. Кру-чининой, Н.В. Заболотной, В.В. Шмидта «Патриарх Никон: Традиция и современность (Русское певческое искусство второй половины XVII - начала XVIII века)» [№ 1-2 (38-39)], М.В.…
Господь судил мне принять монашество по молитве и заочному благословению отца Иоанна Кронштадтского. Поступив в Духовную Академию [в 1899 году], я стал искать случая повидаться с ним в Москве, куда он нередко приезжал для служения Божественной литургии и посещения больных. Вскоре Господь исполнил мое желание. Мой товарищ Илия Абурус, впоследствии настоятель Антиохийского подворья архимандрит Игнатий, отправляясь однажды к своему покровителю Преосвященному Трифону, епископу Дмитровскому, у которого отец Иоанн вознамерился служить в крестовой церкви1, захватил с собой и меня. В названном храме состоялось первое мое молитвенное общение с великим пастырем. Это было мне так дорого, что до сих пор я питаю…
Оптинская смута 1910-1912 гг. в контексте исторических событий  К 100-летию со дня преставления преподобного Варсонофия, старца Оптинского Иеромонах Симеон (Кулагин), насельник Оптиной Пустыни   Оптинская смута 1910-1912 гг. – важнейший фрагмент позднего периода истории оптинского старчества. В эти годы, небольшая часть братии выступила против своего настоятеля – архимандрита Ксенофонта (Клюкина), и скитоначальника и старца – преподобного Варсонофия (Плеханкова). Осуждались методы духовного и хозяйственного руководства обителью. Обвинения поддержали некоторые светские влиятельные особы. Использовались как публикации в периодической печати, так и жалобы в епархиальное управление и Св. Синод. Хотя обвинители не смогли ничего доказать, эта кампания достигла значительного успеха – из монастыря был переведен…
Хворостова Е. Л. Успенский собор Отроча монастыря в Твери (проблемы реконструкции). В кн.: Тверской археологический сборник. Вып. 4. Материалы  II Тверской археологической конференции и 5-го заседания научного семинара  «Тверская земля и сопредельные территории в древности». Том II. Тверь, 2001. Круг известных каменных храмов, характеризующих раннесредневековое тверское зодчество, крайне ограничен1. Скудна и информация о памятниках, изученных археологически. Поэтому выявление каждой новой постройки позволяет в значительной мере расширить и уточнить наши представления о путях становления и развития тверской архитектуры. Один из таких памятников — собор Успения Богородицы Отроча монастыря, относимый преданием к 60-м годам XIII в.: «Лета мироздания 7773-го, а от рожества…
Отца Николая Смирнова знала не только религиозная Москва, но почти вся церковная общественная Россия. Он не занимал высоких должностей, не служил в каком-нибудь соборе, а известным сделался потому, что был истинным пастырем и душу свою полагал «за овцы своя». Трудился он в неизвестном кадашевском храме, находящемся в уголке, вдали от городского шума. Здесь отцу Николаю, по собственному признанию, никто не мешал, и он никому – а потому много мог сделать на ниве Христовой. Прежде чем получить посвящение в сан иерея, отец Николай прошел, как сам любил выражаться, суворовский путь. Будучи сыном сельского священника, он окончил Духовную Семинарию в числе первых…
Тонкий богослов и яркий полемист, преподобный Анастасий Синаит, живший в эпоху догматических споров, неоднократно участвовал в диспутах с еретиками, что отражено в его главном догматическом произведении «Путеводитель». Он оставил нам также и аскетические творения. Помимо этого, он одним из первых сделал попытку систематизации православной христологии. О богатом наследии и учении этого подвижника и борца за православную веру идет речь в докладе секретаря Учёного совета МДА игумена Адриана (Пашина). В последнее время одно за другим стали выходить критические издания трудов преп. Анастасия Синаита (VII в.). По происхождению киприот, он был насельником монастыря святой великомученицы Екатерины на Синае и находился там под…
Известный русский писатель и поэт Владимир Алексеевич Солоухин родился 14 июня 1924 года в селе Алепино Владимирской области в крестьянской семье. Окончив школу, инженерное училище в г. Владимире, отслужив в армии, он поступил и в 1951 году окончил Литературный институт им. М. Горького. Его поэтические сборники «Дождь в степи» (1953), «Журавлиха» (1959), «Имеющий в руках цветы» (1962), «Жить на земле» и «С лирических позиций» (1965), очерковая проза «Рождение Зернограда» (1955), «Золотое дно» (1956), «Владимирские просёлки» (1957), автобиографический роман «Мать-мачеха» (1964), художественно-публицистические книги «Письма из Русского музея» (1966) и «Черные доски» (1969), «Олепинские пруды» (1973), «Посещение Званки» (1975) и другие завоевывали …
Содержание Основатель Зосимовой пустыни схимонах Зосима Храм в честь Смоленской иконы Божией Матери и Игумен Зосимовской пустыни Герман     Господь даровал мне духовного отца в лице строителя Зосимовой пустыни игумена Германа. Хочется написать воспоминания об этом замечательном монахе нашего времени. Мальчиком отец Герман учился в Москве иконописи. Будучи богобоязненным, он в свободное от занятий в иконописной мастерской время бегал по часовням и особенно любил Кремль. В праздники забирался, бывало, сюда с раннего утра, если не сказать ночи, и переходил из храма в храм. До самой глубокой старости отец Герман помнил порядок тогдашних церковных служб в Кремле. «Сначала, – говорил…
Русское монашество с самого своего начала на Руси связано с афонским монашеством. Это подтверждается тем, что учредитель пустынножития прп. Антоний Киево-Печерский принял постриг в русском монастыре на св. Горе и был направлен игуменом на Русь. Статья посвящена сравнению традиций монашеского делания на Святой горе Афон и в Валаамском монастыре, а также вопросам преемства духовного подвига. Актуальность данной статьи обусловлена главным образом повышением интереса в обществе к укладу монашеской жизни и истории Святой горы в связи с празднуемым в 2016 году юбилеем 1000-летия русского присутствия на Афоне. В Русской Православной Церкви есть также особый монастырь, получивший наименование «Северного Афона». Данное обстоятельство…
Содержание Внешний вид скита Внутреннее устройство скита   Схиигумения Фамарь, в миру Тамара Александровна Марджанова, рано лишилась родителей, сначала отца, а потом – девятнадцати лет – и матери. Тамара Александровна осталась вместе с младшей сестрой в своем родовом имении. Обладая прекрасным голосом и музыкальными способностями, она готовилась поступать в Петербургскую консерваторию, да и вообще ей намечался путь светской жизни. Но от Господа человеку стопы исправляются. Так было и с ней. Как-то раз ее родная тетя, единственная сестра матери, долго не видя племянниц, пригласила их к себе. Она писала: Вы забыли о нас и не хотите навестить; тогда, по крайней мере,…
Описание рукописной службы святителю Амвросию епископу Медиоланскому Литургический и нравственно-богословский комментарий Иеромонах Никон (Скарга), насельник Оптиной Пустыни  Служба использовалась в келейном обиходе преподобного старца Амвросия Оптинского. По ней совершали всенощное бдение в день памяти святителя Амвросия – день Ангела старца Амвросия. Служба Свт. Амвросию Медиоланскому Первые сведения о службе встречаются в Летописи скита Оптиной Пустыни. 31 августа (по ст.ст.) 1870 г. Белевской сборщицей матерью Рахилью (Розовой) был привезен старцу Амвросию крест с частицами мощей. Одна из частиц была свт. Амвросия, еп. Медиоланского, духовного покровителя старца Амвросия. «В тот же день, – читаем в Летописи, – у батюшки совершено бдение келейное…
Историческое изложение догматов1, следуя хронологическому методу, как во многих отношениях более для него удобному2, естественно делится на две главные части. Часть первая обнимает собой период библейский ветхозаветный и новозаветный; часть вторая – период церковный, первых трех веков, вселенских соборов и послевселенских соборов. При таком делении, историческое изложение догматов, имея своей задачей проследить постепенное раскрытие внешней, изменяемой, формальной стороны догмата, постепенно изучает историческую судьбу этой стороны в св. писании и св. предании, главных источниках нашей веры, составляющих вместе и главные, так сказать, фазисы раскрытия означенной стороны предмета. Таким делением историческое изложение догматов и обнимает предмет вполне и не вводит в него…
Начало премудрости – страх Господень, – такова главная мысль книги бен-Сира́; кто хочет достигнуть премудрости, тот должен жить в страхе Божием, т. е постоянном послушании заповедям Господним. Эти заповеди изложены главным образом в законе, данном Богом избранному народу; но есть и такие правила жизни, которых нет в законе, они должны быть выведены мудрецом из непосредственного наблюдения жизни мира Божия и людей, под контролем Божия откровения. Такие правила мудрости, выведенные автором из собственного богатого опыта и из наставлений других мудрецов, он и дает в своей книги. На первом месте среди своих правил Иисус сын Сирахов поставил увещания – не быть гневливым,…