Содержание Предисловие Да воскреснет Бог ! Любовь Божия О любви в нас... Пути промысла Божия... За все благодарите... О постепенности в духовном пути Духовная брань и духовное оружие Наставления на пути духовном Главная заповедь: будь верен в малом... Заповеди Добродетель неосуждения Норма человека – Христос ... Смирение Терпение скорбей – путь нашего времени... ... егда поносят вам... О покаянии Исповедь и духовное руководство... О духовничестве в наши дни... Послушание в наши дни... В учителя не лезьте... О молитве... ... и именем Господним... Молитва – суд души Если сомневаемся, угодно ли Господу Клирос или молитва... Все подвиги... должны привести к смирению...…
Глава I Уважение к св. Василию в древней Церкви. — Знаменитость его предков и их благочестие. — Домашнее воспитание Василия у бабки Макрины. — Внушения матери его. — Предметы обучения в кесарийском училище — Уроки в Константинополе и Афинах. — Прием Василию в афинском училище и первые его впечатления. — Образ жизни его здесь и дружба с Григорием Назианзином. — Прощание с училищем — Взгляд сестры его Макрины на первые его занятия по возвращении из Афин — Путешествие Василия по монастырям[1] Святитель Василий Великий принадлежит к числу тех пастырей Церкви, которые пользовались уважением и любовью не только при жизни своей…
Марина Анатольевна Можарова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН Оптина Пустынь занимала особое место в жизни Толстого. С ней были связаны отроческие воспоминания о похоронах его тетушки А.И. Остен-Сакен, которая, по словам Толстого, «не только была внешне религиозна», но жила «истинно христианской жизнью»[1]. В Оптину к старцам много раз приезжала другая сестра отца — П. И. Юшкова, а также любимая «тетенька» Т.А. Ергольская, названная Толстым «третьим и самым важным» лицом в смысле влияния на его жизнь (34; 364). В Оптинском некрополе рядом с могилой А. И. Остен-Сакен похоронена Е. А. Толстая, рожденная Ергольская, свекровь сестры Толстого.…
Рассказ многогрешного инока Кирилла Печерскому игумену Василию о человеке бельце и чернечестве, и о душе, и о покаянии В некотором граде был царь, очень кроткий, хороший и милостивый, хорошо заботился о своих людях; только лишь одним он не был разумен, – тем, что не боялся нападения, не держал ратного оружия, не предполагая, что кто-то придет на него <войной>. Имел при себе тот царь много друзей и советников и одну, по-мужски умную, дочь. Был среди тех советников один мудрый и благоразумный, что всегда печалился о царском легкомыслии и искал благоприятное время, когда б сказать царю, чтобы готовился он к битве. Внезапно…
Содержание Бог. «Неведомый, но хорошо известный» Два уровня via negativa Сущность и энергии Божественные энергии и Святая Троица Проблема Божественной Простоты Богословское мнение или догмат? Бог. «Неведомый, но хорошо известный» Прежде чем начать дискуссию о Божественных откровениях, необходимо рассмотреть не только такие аспекты, как значение Священного Писания и его место в Священном Предании, но и ответить на следующие основополагающие вопросы: что мы подразумеваем под словами «Бог открывает Себя»? Насколько его внутренняя природа открыта человеку? Каким образом Он познаваем для человеческого разума и как Он навсегда остается непостижимым? В основе учения Православной церкви о Боге всегда лежала антиномия. То, что апостол…
Параграф I II III Первый, кто приписал Домострой знаменитому исповеднику Иоанна Грозного, был покойный Д. П. Голохвастов, издавший этот памятник во Временнике Общества Истории и Древностей Российских за 1849 г. (кн. 1-ая), под заглавием: «Домострой Благовещенского Попа Сильвестра». Называя последнего автором или, лучше сказать, составителем Домостроя по разным источникам, Голохвастов в этом случае имел ввиду последнюю главу Коншинского списка, так называемый Малый Домострой или «Послание и наказание от отца к сыну», которое действительно несомненно принадлежит перу Сильвестра. Другого основания у Голохвастого не было, или, по крайней мере, он не указал его. Вопрос об авторстве Сильвестра, поднятый издателем Коншинского списка, заинтересовал…
Литературное наследие преподобного Варсонофия Оптинского Священник Илия Ничипоров, клирик Никольского храма Красногорска Московской епархии, преподаватель Коломенской Православной духовной семинарии, доцент МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор филологических наук Важное значение Свято-Введенской Оптиной Пустыни для отечественной культуры ярко проявилось в  ее обширном, многожанровом и пока еще недостаточно изученном литературном наследии[1]. В жанрово-тематическом отношении литературное творчество оптинских подвижников включает в себя аскетические произведения, эпистолярий (например, обширная переписка старцев Льва, Макария, Амвросия), разноформатные дневниковые записи, жития, летописи, многообразные сборники духовного содержания, исторические, поэтические сочинения, а также записи бесед старцев, сделанные их духовными чадами. Оптинское литературное наследие нуждается в комплексном филологическом, богословском, историческом осмыслении. В качестве…
Диодор (Ларионов), монах. О некоторых проблемах интерпретации наследия святителя Григория Паламы. [Рец. на: М.Ю. Реутин, Майстер Экхарт — Григорий Палама. К сопоставлению немецкой мистики и византийского исихазма] Продолжая дискуссию вокруг проблем интерпретации наследия святителя Григория Паламы, редакция предлагает Вашему вниманию рецензию постоянного автора портала Богослов.Ru монаха Диодора (Ларионова). Публикация столь серьезной и самостоятельно проведенной работы, основанной на изучении источников в оригинале, пока еще редкость на сайте Богослов.ру. Симптоматично, что автор работы - светский ученый, специалист по средневековой философии. Не в последнюю очередь этим обстоятельством обусловлен методологический подход автора к рассматриваемой проблеме: сравнительный анализ учений двух выдающихся богословов XIV века -…
В журн.: Проект-Классика. № XV/XVI-MMV.   Вид изнутри Эта невысокая полуруинированная стенка с выветрившейся кладкой является ярким примером целого направления в русской архитектуре XVIII в., причем примером чуть ли не самым северным. Это направление – декоративные фортификации монастырей. Дело в том, что в XVI–XVII вв. многие монастыри, бывшие царскими богомольями, получили каменные стены и постоянные гарнизоны, то есть превратились в настоящие кремли. Иногда эти каменные укрепления монастырей играли роль градообразующую, и кремлем в городе фактически становился монастырь, тогда как старое городище с воеводским двором постепенно ветшало и забрасывалось (так было в Звенигороде и в Боровске). Но к концу XVII в.…
Содержание Предуведомление I. Сведения об основании Саровской пустыни и первоначальник ее иеросхимонах Иоанн II. Димитрий, строитель саровской пустыни III. Филарет IV. Маркелл V. Исаакий VI. Ефрем VII. Пахомий VIII. Строитель иеромонах Исаия IX. Игумен Нифонт X. Валаамский игумен Назарий XI. Духовные наставления старца Назария XII. Духовник саровской братии иеромонах Иларион Наставления новоначальным иеромонаха Илариона XIII. Иеромонах Евгений XIV. Настоятель игумен Исаия XV. Настоятель игумен Серафим XVI. Взгляд на состояние обители при нынешнем настоятеле игумене Иосифе XVII. Об иночестве Краткое сказание о жизни и подвигах старца саровской пустыни иеромонаха Серафима с приложением его наставлений Духовные наставления отца Серафима Предуведомление Помня заповедь…
Учение преподобного Варсонофия Оптинского о монашестве (по дневнику прп. Никона, исповедника) Иеродиакон Платон (Рожков), насельник Оптиной Пустыни Доклад прочитан на конференции 14 апреля 2013 года в Богоявленском Старо-Голутвином мужском монастыре г. Коломны Московской области, посвященной 100-летию со дня преставления преподобного Варсонофия (Плиханкова), старца Оптинского и Старо-Голутвинского. Монашество есть блаженство, – говорил преподобный Варсонофий, – выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство – на Небе в будущей жизни, но нижняя степень его уже на земле». В монастыре достигнуть нравственного совершенства удобнее, чем в миру.…
По благословению Епископа Саратовского и Вольского ЛОНГИНА Объяснение литургии в вопросах и ответах Содержание ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ Часть первая О ПРОСКОМИДИИ Часть вторая О ЛИТУРГИИ ОГЛАШЕННЫХ Часть третья О ЛИТУРГИИ ВЕРНЫХ ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ ЦЕРКОВНЫХ ВВЕДЕНИЕ В ИЗЪЯСНЕНИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ Вопрос. Что называется литургией? Ответ. Литургией называется то общественное Богослужение, в котором совершается Таинство Причащения. Вопрос. Почему литургия называется обедней? Ответ. Название обедня произошло от обыкновения древних христиан по окончании литургии из остатков принесенных даров хлеба и вина учреждать братолюбную трапезу, или общественный обед, в части храма, которая потому ныне и называется трапезною. Вопрос. Что должно знать о месте,…
Памятники религиозной истории нашей Родины и, в частности, православия, являются составной частью культурно-исторического наследия России. Они отражают не только историю Русской Православной Церкви (РПЦ), но и тесно связаны со всем прошлым России. Именно поэтому настоящая статья носит религиозный характер исследования и посвящается яркой и выдающейся личности в РПЦ митрополиту Филиппу (Колычеву). Святитель Филипп занимал митрополичий пост с 1566 по 1568 годы. Как известно, до избрания на московскую кафедру Филипп (Колычев) был игуменом Соловецкого монастыря. Именно с его именем связано превращение Соловецкого монастыря в один из центров духовной, культурной и хозяйственной жизни страны. Он обустроил Соловецкую обитель: развернул в монастыре грандиозное…
Предисловие Преосвященный Иоанн (Соколов), епископ Смоленский, по окончании курса в Московской духовной академии вторым магистром в 1842 году, оставлен был при академии бакалавром по нравственному и пастырскому богословию, откуда через два года с небольшим переведен в Петербургскую академию на церковное законоведение, и здесь был назначен инспектором. В 1853 г. получил степень доктора богословия за сочинение: «Опыт курса церковного законоведения». Затем он был ректором Петербургской семинарии (1855–57 г.), Казанской академии 7 лет (1857–1864 г.) и, наконец, Петербургской академии, оставаясь в то же время профессором богословия. В 1865 г. он посвящен в епископа, с назначением викарием Выборгским, а в 1866 году назначен…
Колофоны мелькитских рукописей ХШ—ХУ вв. содержат ценную информацию для реконструкции социокультурной жизни православной общины Ближнего Востока в самые «темные» века ее истории. Интенсивность книгописания позволяет делать выводы о масштабах интеллектуальной активности, механизмах воспроизводства культурной традиции, ее ареалах и динамике. Выделяются два главных центра копирования рукописей — монастырь св. Екатерины на Синае и районы компактного расселения христиан на плато Каламун и в Северном Ливане, тяготевшие к селению Кара. Сохранились лишь единичные рукописи, созданные за пределами этих зон — в Северной Сирии, Палестине, Заиорданье, Дамаске. Большая часть книг, происходящих из районов к северу от Дамаска, написаны на сирийском языке. Ученые не до…
(Из Нибурова предисловия к боннскому изданию Corpus scriptorum historiae byzantinae. Pars I. Pag. XXX) Малх был уроженцем города Филадельфии. Известно несколько городов этого имени; из имени Малх, которое есть сирийское, Фабриций справедливо выводит, что он был родом из Филадельфии палестинской. Он был софистом в Константинополе 1. Он продолжал историю Приска с 474 года (семнадцатого года царствования императора Леонта, или Льва) до смерти Непота 2, убитого в 480 году 3. Фотий прочел эту историю семилетия, которая содержалась в 7 книгах под заглавием «События, или Дела византийские» (Βυζαντιακά). И выписки о посольствах, {219} и те, которые сохранены Суидой из других статей (отделов, титулов 4), вращаются в…
(Рассмотрение и решение ученым протестантом одного важного в истории православия вопроса: с присовокуплением нового пересмотра того же вопроса) Сказать что-нибудь новенькое в заезженной всякими «пособиями» древней церковной истории не совсем легко. Из т. н. «Завещания» В. В. Болотова (†). (Христ. Чт., 1901, кн. 4, стр. 475). «К кому-то принесли от мастера ларец. Отделкой, чистотой ларец в глаза кидался: ну всякий ларчиком прекрасным любовался. Вот входит в комнату механики мудрец. Взглянув на ларчик, он сказал: «ларец с секретом; так он и без замка; а я берусь открыть; да, да уверен в этом; я отыщу секрет и ларчик вам открою». Вот за…
Содержание Монастыри, закрытые в 19 веке Приложение. Список монастырей упраздненных в XVIII и XIX веках  Указ, крепкий заказ, «малобратные монастыри и пустыни сводить с прочими в совокупление неотложно без продолжения и оные пустыньки весьма упразднить»2 вышел в первый раз от первого Императора России в 1721. году. Самая мысль о закрытии монастырей впервые высказана гораздо ранее, еще на соборе 1681 г.3 Но составлению закона и применению его на практике предшествовал целый период в истории монастырей, продолжительный по времени, механически-разрушительный по своему характеру. Да, мы видим падение монастырей прежде, чем разум и воля правительства направили свое действие против них. Обратим внимание на…
Русь, как целая государственная народность, крещена св. кн. Владимиром. Но это событие имело свои корни в веках предшествующих. Поэтому обратимся в глубь веков, чтобы проследить начальные судьбы распространения христианства на Руси, как причину ее позднейшего всеобщего крещения. Tеrminus a quо наших поисков нельзя обозначить с математической точностью, как нельзя указать его и для начала самой «Руси». Одно только было ясно даже для наших предков IX и начала ХII веков, что «сде (т.е. в русской земле) не суть апостоли учили», что «телом апостоли не суть сде были»; так говорится в летописной повести об убиении варягов-христиан при Владимире. То же повторяет и…
Содержание Предисловие Начало христианства в России Утверждение веры, первые обители Митрополия в Киеве Митрополия во Владимире 23. Кирилл II 24. Максим 25. Святой Петр Митрополия в Москве 26. Феогност 27. Святой Алексий 28. Киприан 29. Фотий 30. Исидор 31. Святой Иона 32. Феодосий 33. Филипп I 34. Геронтий 35. Зосима 36. Симон 37. Варлаам 38. Даниил 39. Иоасаф 40. Макарий 41. Афанасий 42. Святой Филипп II 43. Кирилл III 44. Антоний 45. Дионисий Патриархи 1. Иов 2. Гермоген 3. Филарет 4. Иоасаф I 5. Иосиф 6. Никон 7. Иоасаф II 8. Питирим 9. Иоаким 10. Адриан Местоблюститель Стефан Святейший Синод…