«Первоевангелие», или первое пророчество о Мессии. После того, как прародители согрешили, Господь дает им обетование, которое, по мнению святых отцов, является «первым и незыблемым пророчеством»: «И сказал Господь... вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). В этих немногих, кратких, словах заключается главное и великое начало всей нашей религии. Они составляют, так сказать, корень и сущность всех пророчеств и обетовании во все последующие времена. Была объявлена непримиримая вражда между грехом и праведностью, вражда непрерывно продолжавшаяся с того самого…
Икона как славословие Божье. Икона является славословием, она источает славу Божью и воспевает ее присущими ей средствами. Истинная красота не нуждается в доказательствах, она является свидетельством, воздвигнутым как иконописный аргумент божественной истины. Умопостигаемое содержание икон является догматическим, и поэтому прекрасна не сама икона  как произведение искусства, а ее истина. Икона никоим образом не может быть «красивой», – она прекрасна, но требуется духовная зрелость, чтобы это признать. Свет есть атрибут божественной славы. Нимбы, окружающие иконописные лики, являются вовсе не отличительными признаками святости, а сиянием их светоносности. Для святых слова «вы – свет мира» являются онтологически определяющими. Правда каждого существа  говорит через…
Вернадский В. И. Учение о ноосфере. Истинное величие Вернадского выясняется только теперь. Оно – в его глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего человечества. Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Широк круг вопросов, затрагиваемых Вернадским в своих работах. Но везде он пытался найти то главное, что, по его мнению, имеет отношение к устройству окружающего пространства в глобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить то общее, что проясняло бы картину мира, в центре которого находится…
О священстве и других церковных установлениях, имеющих Божественное происхождение. Хотя между двумя Заветами несомненно существовала преемственность, структура их священства различна. В Ветхом Завете сперва происходит постепенное установление культа и «С ряда, и только затем Бог сходит, дабы пребывать в них. Церковь, таким образом, возникает как завершение формальных установлений: «И освящу скинию собрания и жертвенник; Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовав Мне; и буду обитать среди сынов Израилевых и буду им Богом» {Исх. 29:44-45). Но это устройство, подобно закону, есть только «тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр 10:1); это еще не «вещь» сама по себе, но…
Введение. Вера в Церковь – это один из краеугольных камней всего богословия. Поэтому тема о Церкви и духовенстве всегда современна и своевременна, а в наши дни она приобрела особое значение и актуальность. Апостол Павел говорит о Церкви, используя различные образы, сравнения, с помощью которых выражает ту или иную сторону или совокупность сторон многогранного и неисчерпаемого самого понятия Церкви. Такие сравнения, впрочем, в приложении к Церкви – не голые метафоры, но реальные, по существу свойственные Церкви, ее жизни, строю и деятельности особенности, только мыслимы в духовном плане. Церковь есть богочеловеческая реальность. Для раскрытия этой реальности перед человеческим сознанием Апостол Павел использует…
Tuesday, 16 December 2014 15:31

Католическая Мариология

  Исключительное значение матери Иисуса Христа в христианском предании было предначертано уже в Писании. Ев. Марк  ограничивается двукратным упоминанием о матери Иисуса Христа. Внимание ев. Матфея сосредоточено на Иосифе, потомке Давида, получающем откровение свыше и нарицающем Младенцу Девы имя Иисус. У ев. Луки облик Девы Марии предстает в полном свете; в самом начале Евангелия, им написанного, Она – уже определенно выраженная личность, занимаю­щая первое место; Она же, при возникновении Церкви, вместе с учениками участвует в молитве в Сионской горнице (Деян. 1:14). Наконец, ев. Иоанн как бы обрамляет описание общественной жизни Иисуса двумя рассказами о событиях, в которых Дева Мария играет…
Общий исторический контекст эпохи Древнего царства Древнейшим государством на территории Северной Африки был Египет. В долине Нила появились первые поселения людей эпохи неолита. В VI – V тыс. до н. э. на территории нынешнего Египта получает развитие земледелие и скотоводство. Египтяне использовали разливы рек, создавали оросительные системы, позволявшие эффективно пользоваться плодородными долинами Нила. Строительство и содержание оросительных каналов требовали значительных затрат и целенаправленной деятельности массы людей. Это привело к созданию т. наз. «номов», которые управляли общественными работами и одновременно осуществляли политическую власть. В IV тысячелетии до нашей эры возникли два египетских государства, враждовавших меж собой: Нижний Египет и Верхний Египет.…
Митрополит Антоний (Вадковский) и сложность церковных реформ Сотрудничавший с Витте в марте 1905 года митрополит Антоний, как уже многократно указывалось, оказался в незавидном положении. Уже в конце апреля, когда вопрос о церковных реформах был временно отложен, владыка имел встречу с Витте. Очевидная нелюбовь к владыке представителей «правого» лагеря доказывается и дневниковыми записками профессора-юриста Б. В. Никольского, в последующие годы – одного из активистов «Союза русского народа». Неоднократно писавший о «подлой закваске Антония-митрополита», в апреле 1905 года Никольский упомянул на страницах дневника о ликовании своих друзей «по случаю провала тройственного союза Витте-Саблера-Антония». «Правые» радовались, «что эта нелепая затея тем драгоценна, что…
Вопрос авторства рассказа о Потопе. Вопросы о времени написания и авторстве необходимо рассматривать применительно не только к повествованию о Потопе и к книге Бытия в отдельности, но и применительно ко всему Пятикнижию в целом. Древнее предание однозначно называет автором пророка Моисея. Такие иудейские писатели как Иосиф Флавий и Филон Александрийский также ни сколько не сомневаются в авторстве Моисея. Флавий утверждает: «И вот, так как Моисей захотел дать своим собственным сородичам наставление именно в этом, то он, в противоположность всем прочим, начал не с изложения законов и законоположений, имеющих условное среди людей значение, но, направив внимание их на Божество и на…
Бердяев Н. А., католический модернизм и философская концепция Анри Бергсона Вероятно, в периодически происходящих мыслительных движениях к крайностям первой половины XX века есть глубинный смысл, но таковые всегда были следствием эпохи и ее умственных приоритетов. Нас же заинтересовали одинокие подвижники духа, чьи мыслительные процессы в отношении церковно-государственной тематики трудны для истолкования и поддаются неоднозначной оценке. Таким парадоксальным духоносцем был Николай Александрович Бердяев. Из русских мыслителей в 20 веке Бердяев (1874 – 1948) был одним из самых влиятельных в мировом интеллектуальном сообществе.[1] Это – первоначально марксистки ориентированный мыслитель, чьи духовные поиски впоследствии закончились поворотом к христианству. Философскому обоснованию последнего Бердяев и…
Тропарь, глас 4 Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние и челове́ков спасе́ния пропове́дание: в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется и Христа́ всем предвозвеща́ет. Той и мы велегла́сно возопии́м: ра́дуйся, смотре́ния Зижди́телева исполне́ние. Кондак, глас 4 Пречи́стый храм Спа́сов, многоце́нный черто́г и Де́ва, свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия, днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи, я́же в Ду́се Боже́ственнем, Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии: Сия́ есть селе́ние небе́сное. Домостроительство нашего спасения называется в Священном Писании тайною, сокрытою от веков и родов в Боге (Кол. 1, 26; Еф. 3, 9). Как воплощение Сына Божия облекается таинственностью, удаляясь от всего, что, по понятию человеческому, слывет великим и…
Тема брака и девства в ветхозаветной и новозаветной теологии Библейский взгляд на брак, выраженный в книге Бытия, представляет истинную сущность брака как Божественного установления, основанного на физических потребностях человека. Как свидетельствует история творения, рассказанная в первых двух главах книги Бытия, по первоначальному замыслу Бога мужчина и женщина, вступившие в брак, предназначались друг другу на всю жизнь. Цель брака – взаимное восполнение и взаимопомощь в совершенствовании двух лиц различного пола – указывают древнееврейские слова: муж по-еврейски – isch, и жена – ischa. То и другое слово относятся к понятию «человек», как виды его: первое из них указывает на человека в мужском…
Современные теории происхождения мира. Вопрос о происхождении Вселенной немного схож с самой древней проблемой: что появилось сначала – курица или яйцо? Другими словами, какая сила создала Вселенную, что создало эту силу? Или, возможно, Вселенная или создавшая ее сила существовали всегда и не нуждались в создании? До недавнего времени ученые сторонились этих вопросов, чувствуя, что они относятся скорее к метафизике или религии, чем к науке. Однако в последние годы получилось так, что научные законы могут охватить даже возникновение Вселенной.[1] Рассмотрим и научную космологическую модель Вселенной, разработанную в настоящий момент на основании достижений физики, астрономии и астрофизики. Опираться здесь будем на знаменитые…
Процесс учреждения Священного Синода. Утверждение церковной реформы. Речь пойдет об истории ликвидации Московского патриаршества и учреждении Святейшего Синода. Царя Алексея Михайловича всерьез обеспокоили чрезмерные амбиции патриарха Никона: он был уверен, что при наличии двух соперничающих правителей империи не избежать беспорядков и бунтов. У Петра I подобные подозрения еще более окрепли: он был не из тех, кто способен терпеть существование соперников. Император твердо вознамерился сократить размеры владения Церкви, уменьшить ее влияние и взять под свой контроль. На Церковь Петр I смотрел так же, как на другие институты общества, видя лишь инструмент для мобилизации ресурсов страны и для подавления в зародыше любой…
Премудрость Божия в книге Притчей В масоретской Библии книга Притчей имеет заглавие «Притчи Соломона, сына Давида, царя Израилева». В Септуагинте книга озаглавлена словом «Паремии» (Παροιμίαι – «припутия», «притчи»). По объяснению Святителя Василия Великого словом «паремия» обозначается придорожная надпись, которая служит указателем пути.[1] Слово это употреблено переводчиками, потому что содержание книги служит руководством человеку на его жизненных путях. По изъяснению отцов Церкви, «притчи суть как бы загадки, которые представляют одно, а заключают и другое высшее и таинственное» (ср. Мф. 13; Ин. 16:29). Название же притча произошло от того, что краткие мудрые изречения выставлялись при путях на вразумление прохожих и были «придорожными…
Обращения и ходатайства Поместного Собора 1917-18 гг. к советскому руководству Первые декреты Советской власти были чисто демократическими: о рабочем контроле, о семье и браке, о бесплатном медицинском обслуживании, о страховании, об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Уместно остановиться на послании Собора Российской Православной Церкви от 11 ноября 1917 г. Это послание начинается с оценки октябрьских событий и действий большевиков, пришедших к власти без значительного сопротивления. В послании говорится: «Одна часть войска и народа, обольщенная обещаниями всяких земных благ и скорого мира, восстала на другую часть». Собор дал оценку и действиям Советского государства по национализации земли: «Давно уже…
Франк С. Л. и интуитивизм Анри Бергсона Сопоставление бергсонизма с русским интуитивизмом более чем показательно. Бергсона, Лосского, Франка сроднила реалистическая установка, требующая отказаться от разрыва между субъектом и объектом, следствием коего является гносеологический субъективизм. В поисках коренного субъект-объектного единства вырастала идея интуиции как непосредственного созерцания предмета или проникновения в него. Русские интуитивисты по примеру славного француза занялись гносеологическим и онтологическим изучением возможностей интуиции, поиском истоков пред-знания, оснований собственных позиций (например, генезис древнего представления «мир как органическая целостность»).[1] Первую попытку онтологического обоснования интуитивизма Бергсон предпринял еще в «Материи и памяти», а целостно подошел к данному вопросу уже в «Творческой эволюции». Результаты…
Прощальная речь патриарха Иакова и обетованный Мессия. 49-я глава книги Бытия представляет собой одно из замечательнейших мест во всем Ветхом Завете. Здесь содержится прощальная речь патриарха Иакова, обращенная к его сыновьям. Она также является благословением сыновьям и пророчеством об будущей судьбе их потомства. В ней весьма ясно указано время пришествия обетованного Мессии, равно как и колено, из которого Он должен был произойти. Этим коленом является потомство Иуды. Благословение ему содержится в 8 – 12 стихах, но собственно мессианский смысл, по общему признанию толкователей, имеет его средняя часть. По устроению, Христос имел произойти из колена Иудова, и Иаков, движимый Духом Святым,…
Monday, 24 November 2014 11:25

Православие о Таинствах

Православие о Таинствах В Таинстве Православная Церковь видит некий мистический акт, некое священнодействие, в котором происходит встреча ищущего человека с Богом и осуществляется, насколько это возможно в земной жизни, единение с Творцом. «Таинство воспринимается, прежде всего, как откровение о подлинном естестве творения, о мире, который, сколь бы ни был он падшим «миром сим», остается миром Божиим, чающим спасения, искупления, исцеления и преображения в новую землю и новое небо. Иными словами, Таинство, в православном опыте его, есть откровение, прежде всего, о таинственности самого творения, ибо мир был создан и дан человеку для претворения тварной жизни в причастие жизни Божественной».[1]В Таинстве на…
Монотеизм Древнего Израиля. Священное Писание Ветхого Завета все проникнуто строгим монотеизмом. История Ветхого Завета есть история борьбы за веру в единого истинного Бога против языческого многобожия. Желание некоторых историков религий найти следы первоначального якобы многобожия у еврейского народа в некоторых библейских выражениях, как: множественное число имени Божия «Элогим», также «Бог богов», «Бог Авраама, Исаака и Иакова», - не отвечает подлинному значение этих выражений. «Элогим» – для простого иудея форма благоговения, почтительности (образец которой можно видеть в русском языке в обращении к лицам уважаемым на «Вы»); для боговдохновенного писателя пророка Моисея множественное число слова содержало в себе, кроме того, несомненно, глубокий…