№ 1(15) 1998 Протоиерей АЛЕКСИЙ КНЯЗЕВ ИУДА И ФАМАРЬ Можно смело утверждать, без всякого преувеличения, что богословская дисциплина, имеющая своим предметом изучение Священного Писания Ветхого Завета, почти всецело пребывает ныне в плену у высшей критики. Даже те труды, авторы которых до сих пор не согласились с выводами критической школы, гораздо более уделяют внимания и места опровержению этих выводов, чем подлинному раскрытию религиозного учения ветхозаветных священных книг[1]. Но те христианские ученые, которые эти выводы восприняли, окончательно ушли в изучение буквы и исторической оболочки Библии, нимало не заботясь о том Откровении, которое в ней заключено. Замечательные исследования из серии The International Critical…
Книги, изданные игуменом Паисием в 1881 г. («Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока...» и «Откровенный рассказ странника духовному своему отцу.»), рассматриваются как важный и до сих пор актуальный этап в развитии жанра хождений ко святым местам. В книгах раскрывается православная историософия России как главного средоточия земной святости, сохранившейся после падения Византии. Ключевые слова: русская духовная словесность, Православие, Афон, хождения ко святым местам В 1881 г. в истории русской словесности совершилось знаменательное событие: игумен Паисий (+1883) осуществил свой сугубый, сиречь двуединый творческий замысел — издал две книги, связанные глубокой духовной символикой историософского содержания: 1) «Дневные заметки во время…
Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида Содержание I. Св. Евангелия. II. Беседы на Евангелие. III. Апостол IV. Служебники V. Кормчая VI. Св. Апостол и Св. Отец правила VII. Повести Св. Отец VIII. Уставы IХ. Шестодневы Х. Псалтыри ХI. Октои ХII. Минеи служебные ХIII. Триоди ХIV. Каноники ХV. Синодики ХVI. Торжественники ХVII. Сборники. ХVIII. Сборники ХIХ. Святцы ХХ. Св. Иоанна Златоустого ХХI. Св. Ефрема Сирина ХХII. Пр. Иоанна Дамаскина ХХIII. Иннокентия, папы Римкого (417) ХХIV. Св. Дионисия Ареопагита ХХV. Св. Иоанна Лествичника ХХVI. Антиоха черноризца ХХVII.…
Содержание Предисловие Преподобный Исаакий II Житие Преподобный Паисий Величковский Житие Поучения О десяти добродетелях О непрестанной Иисусовой молитве Как различить от Бога внушение и вражий прилог О страстях и пагубных пороках и о том, какие от каких рождаются Преподобный Лев Житие Чудеса Исцеления больных и бесноватых Предсказания старца Поучения Об удалении от недоброго сообщества О болезни и покорности воле Божией О скверных помыслах О желании монашества Об огорчении в злословиях О чтении духовных книг О смущении души Утешение в смерти близкого Преподобный Макарий Житие Чудеса Исцеления недужных и бесноватых Прозорливость старца Нетление мощей старца Явление старца Макария старцу Илариону Поучения…
I Месяца июля в 15 день. Память и похвала князю рускому Володимеру, како крестися Володимерь, и дети своя крести и всю землю Рускую от коньца и до коньца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера. Списано Ииаковом мнихом. Господи, благослови, отче. [1] Паул, святый апостол, церковный учитель и светило всего мира, посылая к Тимофию писание, глаголаше: Чадо, Тимофию, еже слыша от мене многы послухы, то же предажь и верным человеком, иже довольно будуть и ины научити [2]. И блаженный апостол Лука евангелист глаголеть, к Феофилу писаше, глаголя: Понеже мнози начашя повести деяти о известных вещех, бывших в нас, изволися…
Содержание Протоиерей Лев Лебедев. "Я лечусь у чародея" Георгий Шевкунов. Не участвуйте в делах тьмы Прот. Дмитрий Смирнов. Магические пассы Приложение. Священное Писание о ложных чудесах "Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1 Иоан. 4:1). Протоиерей Лев Лебедев "Я лечусь у чародея" В последнее время появилось немало людей, обладающих необычайными способностями: экстрасенсов и гипнотизеров, которым предоставляются полосы в газетах и даже телеэкран. То, что демонстрируют такие люди с экрана, нередко именуется "чудом". Неудивительно, когда неверующие люди (втайне все-таки жаждущие чудес!) оценивают так эти явления, но иногда и у…
Содержание Вместо предисловия О Святогорских монастырях. Рассказ Архимандрита Феофана (Сербина)  Вместо предисловия Кастомонитский архимандрит Феофан (Сербин), заточенный по указу царя Алексея Михайловича в конце 1663 года в Кириллов монастырь по неизвестной причине, известен в древней русской письменности как автор печатаемого ниже (впервые) Рассказа о Святогорских монастырях (1663–1666) и как переводчик на славянский язык греческой Псалтири 1540 года Максима Грека (автограф) в том же Кирилловом монастыре в 1665 году, что видно из надписи на упомянутой греческой Псалтири 1540 года (в числе рукописей Кириллова монастыря, in 4°, в бархате; см. в рукопис. с.-пет. духовной академии). Этот Феофан, по нашему мнению, тот самый…
Рассматривается развитие жанра паломнической прозы в XII—XXI веках: отмечается переход от хождений и путешествий к путевым дневникам и автобиографическим очеркам. Определяются характерные черты жанра. Особое внимание уделяется изображению афонской жизни и святости. Ключевые слова: паломническая проза, путевые заметки, сакральный топос, реальное историческое время, паломнический хронотоп Опыт хождения ко святым местам зародился в отечественной культуре еще в далеком Х веке одновременно с принятием на Руси Православия. Стремление поклониться местам, связанным с земной жизнью Господа Иисуса Христа, Богородицы, святых апостолов, святителей и мучеников, пострадавших за христианскую веру, направило сердечные устремления русских странников в Иерусалим, Палестину, Византийскую империю, а также на святые горы…
Руководство к духовной жизни старца Адриана иеромонаха, подвижника Югской Дорофеевой пустыни, или в вопросах и ответах на разные случаи и нужды Христианской жизни переписка старца с лицами всякого возраста, пола и звания, пользовавшимися его душеполезными советами с присовокуплением писем духовным чадам его ученика Иоанна Троицкого». Часть I II III Переписка старца о. Адриана с людьми разного звания, состояния и пола Часть первая. Памятные записки и переписка со старцем Боголюбиваго семейства сестер, проживавших близ Адрианова Монастыря под руководством старца, а с перемещением его в Югскую Пустынь, – близ нее, в городе Мологе Ярославской губернии. Боголюбивое семейство сестер разнаго звания, преимущественно из…
Мария – Божья Матерь. Исключительное значение матери Иисуса Христа в христианском предании было предначертано уже в Писании. Ев. Марк  ограничивается двукратным упоминанием о матери Иисуса Христа. Внимание ев. Матфея сосредоточено на Иосифе, потомке Давида, получающем откровение свыше и нарицающем Младенцу Девы имя Иисус. У ев. Луки облик Девы Марии предстает в полном свете; в самом начале Евангелия, им написанного, Она – уже определенно выраженная личность, занимаю­щая первое место; Она же, при возникновении Церкви, вместе с учениками участвует в молитве в Сионской горнице (Деян. 1:14). Наконец, ев. Иоанн как бы обрамляет описание общественной жизни Иисуса двумя рассказами о событиях, в которых…
Мурзанев Александр, студент 5 курса Ставропольской Духовной Семинарии Триадология преподобного Иоанна Дамаскина. Догмат о Святой Троице является одной из центральных тем в богословском творчестве преподобного Иоанна Дамаскина [2, с. 41]. Наряду с «Точным изложением православной веры», у преподобного есть менее известное небольшое сочинение, специально посвященное этой теме, под заглавием «О Святой Троице» («Περι τησ Αγιασ Τριαδοσ») [5, с. 200]. Важнейшие вопросы православной триадологии и христологии раскрываются в нем в форме диалога. То, что святой Иоанн Дамаскин нес монашеский подвиг в окрестностях Иерусалима и даже мог быть проповедником в церкви Воскресения [2, с. 28], наложило определенный отпечаток на характер его троичного богословия. Палестинское монашество…
Марина Анатольевна Можарова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН Иван Васильевич Киреевский, по словам И. М. Концевича, принадлежал к числу мирских «оптинцев», то есть к той немногочисленной части образованного русского общества, которая была одного духа с Оптинскими старцами и вполне разделяла их взгляды на современность. Оптинский старец Макарий в одном из своих писем размышлял: «Сердце обливается кровию при рассуждении о нашем любезном отечестве России, нашей матушке, куда она мчится, чего ищет? Чего ожидает? Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения святой нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым…
«Помянух дни древния – поучихся.» Псалом 142. Если Российская Православная Церковь достойно хвалится, имея начальниками иноческого жития в нашем отечестве таких мужей, как Преподобные Антоний и Феодосий Печерские, то и сербская Церковь тоже хвалится о Господе, имея начальниками иноческого жития в Сербии таких мужей, каков св. Симеон Неманя и сын его, св. Савва, самоотверженно променявших Царские почести на иноческую власяницу. Стремление на поклонение св. местам нашего искупления, столь понятное в христианине, современно как у нас, так и в Сербии, принятию христианской веры. Из жития св. Саввы Сербского видно, что он двоекратно посещал Палестину, уже бывши в сане архиепископа Сербского народа…
Содержание   Законы природы и нравственности Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей Значение Десяти Заповедей Первая заповедь Закона Божия Вторая заповедь Закона Божия Третья заповедь Закона Божия Четвертая заповедь Закона Божия Пятая заповедь Закона Божия Шестая заповедь Закона Божия Седьмая заповедь Закона Божия Восьмая заповедь Закона Божия Девятая заповедь Закона Божия Десятая заповедь Закона Божия Заключение Законы природы и нравственности Закон Божий — это путеводная звезда, указывающая человеку-страннику дорогу в Царство Небесное. Значение Закона Божия не уменьшается с веками. Напротив, чем больше жизнь усложняется противоречивыми людскими мнениями, тем больше человек нуждается в ясном и авторитетном руководстве Заповедей Божиих. Закон Божий — это…
Оглавление • Еще до Закона • Условия выживания • Что за этим стоит? Открывая Библию, человек ждет прежде всего великих откровений. Но если он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие мелочных предписаний: ешь мясо только тех животных, у которых раздвоенные копыта и которые жуют при этом жвачку. К чему все это? Неужели Богу есть дело до того, какое мясо едят люди? А к чему эти бесконечные ритуальные подробности: как Ему приносить разные жертвы? Разве это главное в религии? ^ Еще до Закона Безусловно, главное в религии Ветхого Завета вовсе не это, и в самом Ветхом Завете подобные предписания тоже…
Содержание Основание Скита Построение и устройство Скита 1821 – 1825 1825 – 1839 1839 – 1860 Вид скита и обозрение скитской церкви Замечательные рукописи и книги: Скитское кладбище Устав скитский Замечательные старцы, жившие в скиту Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил? Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Блажени живущии в дому Твоем: во веки веков восхвалят Тя (Пс. 83. 2, 3, 5). Основание Скита Даст ти Господь по сердцу твоему. и весь советь твой исполнит (Пс. 19, 5). Начало благочестивому пустынножительству, на месте, занимаемом ныне Скитом Оптиной пустыни, положил схимонах Иоанникий, смиренный и подвижный старец, живший в начале…
27 октября 2012 г. Преподобный Иосиф Волоцкий (†1515; пам. 9 сент.) называет монашество вторым Крещением. Он пишет: “…яко и по Крещении имамы согрешати и святое Крещение оскверняти; сего ради повеле святым Апостолом и преподобным и богоносным отцем нашим второе Крещение предати, еже есть святый аггельский образ, им же вся грехи очистятся”1. Монашество – это подвиг, незримый миру. Принятие монашества имеет добровольный характер со стороны постригаемого, которому задаются такие вопросы во время пострига: “Вольною ли твоею мыслию приступаеши ко Господу?”; “Не от некия ли нужды, или насилия?”2. Во время пострига происходит наречение нового имени3. В Древней Руси была традиция, в силу…
Размышления епископа, возвратившегося из путешествия по епархии Содержание 1. Благоговение народное перед архиерейским саном 2. По видимости все обстоит благополучно 3. Безотрадное в религиозном и житейском быту народном 4. Живая могучая народная вера как великая духовная сила 5. Не уныние, но бодрость навевает живая народная вера 6. Настоятельная потребность неустанной проповеди для народа 7. Воспитывающее народную веру православное богослужение 8. Воодушевленные молитвенные крестохождения, воспитывающие живую народную веру 9. Необходимость самых частых путешествий архиереев по епархии 10. Желательная картина архиерейских путешествий по епархии 11. Необходимость подготовки к пастырскому служению 12. Пастырско-миссионерские съезды и курсы 13. С чего начинать поднятие церковности на…
Перевод с французского В.А.Рещиковой Апофаза и Троическое богословие "Мрак" и "свет" в познании Бога Богословие света в учении святого Григория Паламы Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице Искупление и обожение Богословское понятие человеческой личности Богословие образа Предание и предания О третьем свойстве Церкви Кафолическое сознание (Антропологическое приложение догмата Церкви) Всесвятая Господство и Царство (Эсхатологический этюд) АПОФАЗА И ТРОИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Апофатический (или негативный) путь богопознания есть мысленное восхождение, постепенно совлекающее с объекта познания все его положительные свойства, дабы совершенным незнанием дойти в конце концов до некоторого познания Того, Который не может быть объектом знания. Можно сказать, что это интеллектуальный…
Содержание Введение Обзор источников истории Греко-Восточной церкви I. Последние византийские историки. II. Источники для изучения греческой церковной истории XV и XVI вв. III. Источники для изучения Греческой церкви XVII в. IV. Источники для изучения той же истории XVIII в. V. Источники для изучения Греческой церкви XIX в. Взаимные отношения Оттоманской Порты и подвластных ей христиан Греко-Восточной церкви I. Отношения Оттоманской Порты к греческой иерархии II. Отношения Оттоманской Порты к христианскому народу греко-восточной веры III. Отношение иерархии Греко-Восточной церкви и народа к турецкому правительству Константинопольская патриархия I. Константинопольская патриархия по ее интеллектуальной стороне II. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность нестроения и злополучия…