Перевод с французского В.А.Рещиковой Апофаза и Троическое богословие "Мрак" и "свет" в познании Бога Богословие света в учении святого Григория Паламы Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице Искупление и обожение Богословское понятие человеческой личности Богословие образа Предание и предания О третьем свойстве Церкви Кафолическое сознание (Антропологическое приложение догмата Церкви) Всесвятая Господство и Царство (Эсхатологический этюд) АПОФАЗА И ТРОИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Апофатический (или негативный) путь богопознания есть мысленное восхождение, постепенно совлекающее с объекта познания все его положительные свойства, дабы совершенным незнанием дойти в конце концов до некоторого познания Того, Который не может быть объектом знания. Можно сказать, что это интеллектуальный…
Содержание Введение Обзор источников истории Греко-Восточной церкви I. Последние византийские историки. II. Источники для изучения греческой церковной истории XV и XVI вв. III. Источники для изучения Греческой церкви XVII в. IV. Источники для изучения той же истории XVIII в. V. Источники для изучения Греческой церкви XIX в. Взаимные отношения Оттоманской Порты и подвластных ей христиан Греко-Восточной церкви I. Отношения Оттоманской Порты к греческой иерархии II. Отношения Оттоманской Порты к христианскому народу греко-восточной веры III. Отношение иерархии Греко-Восточной церкви и народа к турецкому правительству Константинопольская патриархия I. Константинопольская патриархия по ее интеллектуальной стороне II. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность нестроения и злополучия…
Девство, Брак или “свободная любовь”… — Какой выбрать путь? В основу этой работы положена книга прот. В. Зеньковского “На Пороге Зрелости.” Епископ Александр (Милеант)   Содержание:   Введение. Проблема пола.  Загадочная сторона половых влечений. Здоровое направление полового влечения. Иерархичность наших сил.  Энергия пола.  Значение воздержания.  Основные этапы в развитии пола.  Развитие сексуального сознания.  Потребность любви.  Закон двойного выражения.  Облагораживающая сила любви.  Значение семьи. Семья или девство? Три стороны брачной жизни.  Брак, как осуществление единства.  Смысл добровольного девства. Опасность половой страсти. Греховность природы, как причина уклонения от нормы.  Источники соблазнов.  Культ страсти блуда.  Грехи плоти и их последствия.  Советы в борьбе…
Речь пойдет об истории ликвидации Московского патриаршества и учреждении Святейшего Синода. Царя Алексея Михайловича всерьез обеспокоили чрезмерные амбиции патриарха Никона: он был уверен, что при наличии двух соперничающих правителей империи не избежать беспорядков и бунтов. У Петра I подобные подозрения еще более окрепли: он был не из тех, кто способен терпеть существование соперников. Император твердо вознамерился сократить размеры владения Церкви, уменьшить ее влияние и взять под свой контроль. На Церковь Петр I смотрел так же, как на другие институты общества, видя лишь инструмент для мобилизации ресурсов страны и для подавления в зародыше любой тенденции к непослушанию. Средства для достижения своей…
СТРАНИЦЫ СЕМЕЙНОЙ ХРОНИКИ КИРЕЕВСКИХ воспитание «в учении и наставлении Господнем» Марина Анатольевна Можарова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН Последнее десятилетие жизни Ивана Васильевича Киреевского (1806 – 1856) было неразрывно связано с Оптиной Пустынью. Духовным отцом его семьи был иеромонах Оптиной Пустыни старец Макарий (Иванов). С женой Натальей Петровной и детьми Иван Васильевич часто бывал в монастыре. Иногда и старец Макарий навещал Киреевских в их имении Долбине, останавливаясь в специально построенном для него маленьком домике. Супруги Киреевские разделяли труды старца по издательской деятельности монастыря, начатой в эти годы. Переписка Ивана Васильевича со старцем Макарием показывает, насколько…
Перевод, вступительная статья и комментарии А. А. Сидорова Содержание Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество I. Эпоха. Монофелитские споры 1. Внешние условия возникновения монофелитства 2. Богословские предпосылки генезиса монофелитства 3. Первый этап развития монофелитства: «монэнергизм» (615–633 гг.) 4. Второй этап монофелитских споров: от унии в Египте к «Эктесису» (633–638 гг.) 5. Третий этап монофелитских споров: от «Эктесиса» к Латеранскому собору (638–649 гг.) 6. Четвертый и завершающий этап монофелитских споров: от Латеранского собора к VI вселенскому собору (649–681 гг.) II. Жизнь и личность преподобного Максима Исповедника 1. Ранний период жизни: вступление на путь монашеского подвига (580–626 гг.) 2. Годы невольного странничества…
1. Исцеление больного М. А. С., отчаянно больного, о котором просил молитв Владыки брать его и которого имя Владыка приказал записать для него. Больной сам во сне был извещен о действии молитвы Святителя. 2. В 1855 декабре исцеление К. И. М., больного горячкой, который во сне видел Святителя служащим всенощное бдение в церкви Николы – большого креста на полиелее кадившего. 3. Исцеление Е. С. Б. в 1857 г.; больная уже была особорована. Владыка чрез дочь ее прислал ей образок пр. Сергия. 4. Тоже в Спб. больной преподано исцеление через образок Спасителя. 5. Исцеление дочери Дьякона, который пред литургией просил Владыку…
Содержание Вместо введения историческая справка о том, принесла ли кому либо пользу Брестская уния Современное движение к единению Призыв папы Льва XIII к соединению с Латинской церковью всех людей Повод к изданию энциклики о соединении церквей О соединении церквей. Разбор энциклики папы Льва XIII от 20 июня 1894 года Содержание энциклики Характер энциклики Предмет ее – вопрос о соединении церквей Важность этого вопроса Особенное значение его для латинян, как одного из способов пропаганды их веры Миссионерство у православных и латинян Доводы латинян в пользу соединения церквей с их церковью и опровержение их Латинская церковь – раскольническая и еретическая церковь Первовиновники…
Никон (Скарга), иеромонах. Актуальные проблемы современного гимнографического творчества. Проблема жанра и стиля насельник монастыря Оптина Пустынь В статье обозначены основные проблемы и трудности современного гимнографического творчества и указаны возможные пути к преодолению их. Один из параграфов этой статьи был зачитан автором на IV конференции "Современная православная гимнография", проходившей в институте русского языка имени В.В. Виноградова 11-12 февраля 2013 г. Гимнография является самостоятельным «литературным» жанром церковной письменности. Специфика этого жанра далеко выходит за рамки филологии, но включает в себя и такие церковные дисциплины, как риторику и гомилетику, догматику и патристику и, безусловно, поэтику, эстетику и музыку, хотя эти дисциплины и не…
Оптина Пустынь и российское общество в ХIХ – начале ХХ в. Сергей Викторович Оснач студент богословского ф-та ПСТГУ Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010 Как правило, когда речь заходит о монастыре Свято-Введенская Козельская Оптина Пустынь, сразу вспоминается огромное духовное значение этой знаменитой обители. Однако, на протяжении многих лет своей истории Оптиной Пустыни приходилось не только быть духовным центром, но и самым непосредственным образом участвовать во многих других сферах жизни общества. Конечно, главный вклад монастыря в духовную жизнь России заключался в возрождении аскетических традиций православного монашества, однако не только духовной…
Православное почитание святых Во время крещения человеку дается имя в честь какого-либо святого, который с этого времени становится его небесным покровителем. Каждому православному христианину следует знать “житие” — жизнь — своего небесного покровителя и молитвенно обращаться к нему за помощью и руководством. Наши благочестивые предки старались отметить день памяти своего святого — “день ангела” — причащением Святых Таинств и праздновали этот день более торжественно, чем день своего рождения.         В чем смысл православного почитания святых угодников Божиих? Знают ли святые на Небе о наших нуждах и трудностях и интересуются ли они нами? Слышат ли они наши молитвы к ним и…
См. также: «О сопротивлении злу силой»1 Эту весьма глубокомысленную и интересную книгу я читал с месяц тому назад и сделал тогда же немало отметок на ее полях; однако не мог раньше взяться за перо, чтобы написать просимую рецензию, будучи подавлен множеством неотложных дел. Кроме этой книги еще четыре автора ожидают моего отзыва. Предмет, трактуемый почтенным философом И. А. Ильиным, мне близок: еще в 80-х годах я читал в Петрограде публичные лекции о противлении злу против Л. Н. Толстого2, а затем издал книжку «О войне с христианской точки зрения»3, которая, впрочем, подверглась бойкоту со стороны баптистов и др. темных сил, пропагандировавших…
Еще в благословенные российские времена в органе нашей Санкт-Петербургской Духовной Академии («Христианское чтение», июль 1907 г.) мною напечатана была статья: «Был ли апостол Андрей на Руси?» Там показаны были пути и линии развития довольно многочисленных сказаний об апостоле из первоначального малого зерна древнего предания об его апостольской миссии. Зерно это, закрепленное в письменности еще Оригеном (следовательно, от конца II в.), а через него и отцом истории Церкви Евсевием Кесарийским (IV в.), сводится к традиционному списку «уделов» апостольского служения. Среди них апостолу Андрею отводится Скифия. В связи с этим, отдельные легенды проводят апостола Андрея по всем берегам Черного моря и делают…
Содержание История зырянского народа История Ульяновской обители Повествование монаха Арсения об устроении Ульяновской обители Вступление I. Отъезд иноков из Соловецкого Монастыря. Прощание. Путь по морю. Пребывание в Архангельске. Неожиданная помощь. На пароходе по Двине. Ненастная погода. Фельдшер-санитар. Ускорье. Сольвычегодск. Странный в нем обычай. Плавание по Вычегде от Сольвычегодска. Устьсысольск. Радушие, оказанное инокам Устьсысольцами. Селение Деревянское. Прибытие в Ульяновскую обитель. Бедность ее. Первая служба в Ульяновском храме. Трапеза. Во всем недостаток II. Местность Ульяновской обители. Вид на окрестности. Приступ к работам. Выбор места под Монастырь. Подвоз леса. Отец Настоятель обжигает кирпичи. Проложение новой дороги. Выкладка фундамента первого братского корпуса. Отъезд иноков…
Содержание Местоположение обители Основание монастыря Степень монастыря и его преимущества и число братии История Малоярословецкого Черноостровского монастыря Отдел I. От первых письменных сведений об обители в начале XVII века до упразднения её в 1775 году Отдел второй. От восстановления обители в начале текущего столетия до настоящего времени: период постепенного благоустройства и процветания оной (от 1800 по 1862) Два ответных письма Митрополита Иона 1 2 3. Письмо Преосвященного Евлампия 4. Письмо Преосвященного Филарета 5. Письмо Графини A. А. Орловой-Чесменской Церкви и прочие здания Прочие здания внутри монастыря Здания вне монастыря Библиотека Ризница Чем прежде владел и чем ныне владеет монастырь? Земли…
О толкованиях на псалмы преподобного Амвросия старца Оптинского иеродиакон Лука (Филатов), насельник Московского Свято-Данилова монастыря, аспирант общецерковной аспирантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010  1. Общие наставления преподобного Амвросия о чтении псалмов Книга псалмов занимает особое место в Священном Предании, благодаря глубокому богословскому содержанию, обилию мессианских пророчеств, прекрасной художественной форме. Псалтирь была основой Ветхозаветного богослужения, позже составила большую часть последования Богослужения Христианской Церкви. Толкованием псалмов занимались великие святые древности: Василий Великий, Афанасий и Кирилл Александрийские, Иоанн Златоуст. Среди экзегетов Византийского периода необходимо отметить…
В Бозе почивший пастырь сей богохранимой паствы, святитель Митрофан, уготовал нам и днесь предлагает духовный пир. Аз, недостойный его преемник, именем его созываю вас, благословенная паства, на сие святое угощение. В сем граде, на сем святом месте, он с паствою своею приносил Бескровную Жертву, совершал праздники, питал словесное стадо пищею слова Божия и совершением Святых Пребожественных Тайн, утверждал в благочестии своим святым примером; и вкупе пастырь и стадо Христово в простоте сердца веселились духовно. Честны и добронравны были предки наши, возлюбленная паства! Откройте слух ваш и примите наше напоминовение к назиданию и душевному спасению. Кратко объясним похвальные свойства предков наших,…
Содержание 1. Обычные погрешности и манипуляции 2. «В оригинале употреблено слово…» 3. «В оригинале употреблена конструкция…» 4. «В Библии точно сказано…» 5. «Библейскому мировоззрению соответствует…» 6. «А на самом деле там происходило вот что…» 7. «Автор, безусловно, имеет в виду…» 8. «Вот и Библия выступает в поддержку…» Экзегетический анализ, призванный точно определить значение того или иного библейского отрывка, — достаточно сложный процесс. Разными могут быть теоретические основания, методы, задачи, убеждения исследователя, наконец. Поэтому написать некоторую инструкцию для экзегетов мало реально, зато несложно указать на несколько наиболее характерных ошибок: как не надо поступать1. Поэтому в этой статье я хотел бы предложить…
20 августа 2012 г. В истории древнецерковной литературы Ориген занимает почетное место первого экзегета в собственном смысле этого слова. Согласно характеристике Д. Леонардова, «заслуги Оригена в качестве толкователя Священного Писания были беспримерны. Стоя на рубеже двух веков, Ориген, подобно тому как Сократ в греческой философии, своими комментариями образовал, так сказать, водораздел для дальнейших направлений, течений научного исследования боговдохновенных Писаний. Самая значительная часть того, что есть ценного в последующих комментариях, как древних, так и новых, обязана своим происхождением ему. Глубокий мыслитель, точный грамматик, усерднейший труженик и ревностный христианин, он не только заложил основание, но в известной степени построил все здание библейского…
Судьбы многих Ладожских храмов и монастырей в XVI в. являют собой большую загадку. Неясна судьба упомянутых в писцовой книге Дм.Китаева 1500 года церквей св. Петра2 и Спаса3, мало данных о местоположении Рождественского монастыря4, почти нет сведений о церкви Козьмы и Демьяна на Победище. В настоящее время, пожалуй, только история Никольского монастыря в этом столетии достаточно подробно исследована (Бранденбург 1896: 59; Гусева 1997). Проблема истории Семеновского монастыря в Ладоге была поднята еще Н.Е.Бранденбургом, многие исследователи до сих пор не исключают, что это был седьмой каменный храм Ладоги XII в. (ср., к примеру статью С.В.Лалазарова в настоящем сборнике). О самой Семеновской церкви…