Иеромонах Аполлинарий (Панин) Как мы знаем из жития преподобного Зосимы Верховского, он ознакомился с умным деланием Иисусовой молитвы в Коневской обители (1790-е годы), в духовных беседах с иеромонахом Сильвестром. Именно в этот период он приступил к деланию священной молитвы и чтению отеческих книг об умной молитве: «Добротолюбия», писаний преподобных Нила Сорского, Исаака Сирина и других отцов-пустынножителей.Доклад иеромонаха Аполлинария (Панина), старшего преподавателя Перервинской духовной семинарии на конференции «Иисусова молитва. Еще раз о главном (школа духовной жизни)» («Зосимовские чтения – 2019», Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь, 7 декабря 2019 года) Примечательно, что проживший долгое время в Брянских лесах старец Василиск узнает о делании…
Р. А. Бадаев Досточтимые отцы, всечестные матушки игумении, братья и сестры!Доклад Ромила Арбидуловича Бадаева, преподавателя Варваринских богословских курсов для монашествующих Троице-Одигитриевского ставропигиального женского монастыря Зосимова пустынь на конференции «Иисусова молитва. Еще раз о главном (школа духовной жизни)» («Зосимовские чтения – 2019», Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь, 7 декабря 2019 года) Практика духовной жизни православного христианина и, в особенности, аскетическая практика православного монашества неразрывно связана с призыванием Имени Божия. Есть ли догматическое основание для такой практики? В Священном Писании мы находим множество свидетельств о святости и силе Имени Божия, например: Свято Имя Его (Лк. 1:49). Еще в заповедях Декалога мы находим запрет на произнесение Имени Божия…
Опубликовано в: Древнерусское искусство и художественная культура домонгольской Руси. М., "Наука", 1972, с. 25–49. Тема этой работы одновременно и узка, и широка почти до неисчерпаемости. Она узка постольку, поскольку дело идет о простом вопросе: что могло означать в первой половине XI столетия имя Софии, "Премудрости Божией", которому был посвящен в 1037 году киевский храм — как ровно за пять веков до того, в 537 году константинопольская Айя-София, а через несколько десятилетий после того соборы Новгорода и Полоцка? Или еще уже: каков смысл греческой надписи, идущей по краям полукупольного свода главного алтаря храма, вокруг изображения Богоматери Оранты? Надпись эта содержит, какизвестно, 6…
Мистическое восприятие характеризуется сложностью своего психического состава: в него входят элементы - познавательный, волевой и эмоциональный, которые сливаются в органическое целое, хотя первый, т.е. познавательный, и является среди них главенствующим ("владычественным"). Человек всей душой единяется со Христом Богом, и Христос, нисходя в душу, производит во всех трех ее частях, или силах, существенные изменения, "одухотворяя" их... Творение заповедей (воля) есть путь к "зрению света" (ум), которое, вводя мистика в созерцание Божественных тайн, наполняет душу его весьма разнообразными чувствами (сердце) и, в свою очередь, побуждает еще ревностнее идти по пути добродетели. Но мы свой обзор начнем с центрального момента - момента познавательного.…
Содержание Григорий (Борисоглебский), архим. «На земле нужно жить только для неба». Вступительная статья В. В. Кашириной Архимандрит Григорий (Борисоглебский). Сказание о житии оптинского старца отца иеросхимонаха Амвросия I. Жизнь А. М. Гренкова (о. Амвросия) до поступления в монастырь (1812–1839) II. Оптина Пустынь ко времени прибытия в неё А. М. Гренкова (о. Амвросия) III. Жизнь А. М. Гренкова (о. Амвросия) в монастыре до пострижения в монашество (1839–1843) IV. Жизнь о. Амвросия от пострижения в монашество до принятия на себя старческого служения (1842–1860) V. Старческое служение иеросхимонаха Амвросия (1860–1891) VI. Пасхальные и рождественские общие поздравления иеросхимонаха Амвросия VII. Последние дни, кончина и…
Необыкновенные, сверхъестественные события, сопровождавшие явление Сына Божия на земле, скоро сделались известными миру иудейскому и языческому при посредстве проповеди Евангельской, которая возложена была самим Господом Иисусом Христом на избранных Его учеников. Желание иметь более точные и удостоверительные сведения об этих событиях вызвало многих к письменному их засвидетельствованию и изложению учения Христа Спасителя. Св. Евангелист Лука говорит, что когда он приступил к написанию своего Евангелия, тогда уже многие начали составлять повествование о событиях, совершенно известных между верующими во Иисуса Христа, и что сам он принял на себя этот труд с той целью, чтобы доставить своему возлюбленному Феофилу твердое основание того учения,…
Биографический очерк1 Параграф I II III IV V VI VII VIII IX § I Иван Васильевич Чельцов, профессор петербургской духовной Академии по кафедре сначала общей, потом (с 1857 г.) древней церковной истории (со включением в церковную историю до 1869 г. и библейской истории), родился 28 августа 1828 г. Его отец, Василий Гаврилович Чельцов, окончивший курс студентом рязанской духовной семинарии в 1824 г., принадлежал к старинному священническому роду2 и был священником сначала около 5 лет в с. Сосновка Зарайского уезда Рязанской губернии3, потом в г. Михайлов при Бо¬городицкой церкви; скончался в сане протоиерея 23 ноября 1889 г. на 89 году жизни.…
Что такое κανών τής ψαλμωδία, так нередко упоминаемый в жизнеописании препод. Саввы Освященного? – Движение вопроса о помощи и призрении бедных и участие в этом деле нашего духо¬венства. – Забота пастыря Церкви о людях, подверженных опасности совращения. – Объяснение названий месяцев. – Церковные известия и заметки. В настоящее время мы можем дать более или менее точные сведения на этот вопрос, так как в наших руках имеется описание одной очень древней рукописи VIII-IX в., виденной нами на Синае в библиотеке. Рукопись эта для нас имеет особенное значение своим надписанием, устанавливающим связь порядков в ней излагаемых с обителью препод. Саввы Ὡρολόγιον κατὰ…
Аннотация. «Четьи-Минеи» рассматривается комплексно - как книга и текст. Фактографический материал, содержащийся в архивных источниках и зафиксированный в комментариях, переписке, свидетельствующий о прямом обращении к «Четьим-Минеям» как к тексту-источнику, представляет прежде всего традицию памятника в русской литературе Нового времени. Продуктивно также изучение интертекста «Четьих-Миней» в литературе как гипертекста. Инструментом анализа становится минейный код, т.е. система элементов, свойственных первичному агиографическому тексту и вторичным по отношению к нему: имя героя, тезоименитого святому; дата сакрального календаря, биография героя, линейно понимаемое время спасения; многовершинность персонажной архитектоники текста; явления энергийной интерференции имен (судеб) героев и imitationis imitation, возможные в рамках минейно понимаемой традиции прославления святых…
Между множеством обычаев, совершаемых у нас за богослужением на Страстной неделе и в первые дни Пасхи и перенесенных к нам с востока негласно, без занесения этих обычаев на страницы нашего действующего Типикона, довольно видное место занимает прочно установившийся обычай – читать в первый день Пасхи на литургии евангелие на различных языках. Обычай этот не только практикуется по городам, где действительно есть между молящимися люди, разумеющие и знающие языки, на которых читается евангелие, но в последнее время, со времени назначения священников из окончивших курс в духовных семинариях, он перенесен, по примеру городов, и в деревни и села, где, кроме самого чтеца,…
После Своего Воскресения Господь Иисус вернулся и при закрытых дверях предстал взорам Своих учеников. Он приносит апостолам три дара, а взамен они принимают жребий служения и апостольства. Что это за три воскресных дара и каково посланничество, сопровождающее их? Первый дар – дар Мира: «Пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам» (Ин. 20:19). Мир – значит путь: не отсутствие искушения и борьбы – это будет происходить до конца дней наших, – а отсутствие сумеречности сознания, недоумения и неуверенности, мгновенно парализующих человека. Таковым было и положение учеников. Увидев распятого на Кресте Господа, они испытали глубокое разочарование и бежали, как…
В христианском вероучении есть нечто твердое, постоянное, неизменное. Это мы и называем догматами. Такой устойчивый элемент есть и в вероучении всех других религий. Но как христианство настолько превосходит последние, что они по сравнению с ним едва могут быть я названы религиями, так должно быть и большое различие между догматом христианства и всяким другим, различие не только по содержанию (материальное), но и по характеру, форме. Ни в каком другом догмате не может быть такой твердости, непреложности и силы, как в христианском. Ему как бы сам Бог, в существо Которого он старается войти единственно верной дорогой, чрез это идейное приражение сообщает что-то…
Вот уже исполнился год со времени кончины члена государственного совета, действительного тайного советника Аврамия Сергеевича Норова. Благовременно вспомнить теперь об этой кончине, стать, так сказать, у постели болящего, и при свете Слова Божия проследить за приготовлением к вечности истинного сына православной Церкви, верного слуги царя и отечества. Я исполнил это, насколько мог, в полной надежде, что лица, коротко знавшие покойного Аврамия Сергеевича, сами восполнят то, что или ускользнуло от моего наблюдения, или же вовсе не могло быть мне известным. Аврамий Сергеевич скончался 23 января 1869 года, в 4 часа 25 минут по полудни, на 73 году своей жизни, и погребен…
1. Прежде всего, чадо, расстанься с миром. Расстанься с землей твоей, со сродниками твоими [1]. Расстанься с призрачным веществом (τη ϋλη τη φαινομέη), то есть с заботой века сего, да узришь прекрасное Царствие Небесное. 2. Сними покрывало с сердца твоего, чтобы стать зрячим. Расстанься с видимым, чтобы узреть невидимое. 3. Стой на страже сердца твоего, чтобы распознавать колеблющих тебя, потому что совершенным свойственна твердая пища, тем, кто навыкли упражнять свои чувства в распознавании добра и зла. Это и есть "стража сердца". 4. Чадо, бойся Бога и расстанься с гордостью, расстанься с пороком, расстанься с завистью, расстанься со тщеславием, расстанься со…
В не очень давнее время, в 1884 году в Киеве, а в 1885 году в Казани, с благословения Св. Синода, были соборы русских архипастырей, с искренним сочувствием встреченные многими ревнителями православной веры. Так по поводу Казанского Собора Московские Ведомости между прочим писали: «Когда в прошлом году собрались в Киеве епископы окрестных епархий для обсуждения местных церковных нужд и потребностей, все искренно православные люди с радостью приветствовали в этом событии восстановление древнего соборного начала в деятельности пастырей церкви». Мысль о необходимости соборов в Русской церкви возникла уже давно, разделялась многими из наших архипастырей и выставлялась некоторыми из них как один из…
Писцы и скорописцы. Для чего они были нужны? Их обучение письму самими авторами, недостаток в переписчиках, изложение мыслей посредством диктовки – Ее слабая сторона. Чем писали (инструмент)? Каким веществом и на чем? Книгохранилища церковные (много ли их было?) и частные (способ собрания книг), польза тех и других в деле писателя. ʼΕργοδιώχτηςʼы и их значение в деятельности писателя. Общество и особенно женщины в качестве ʼεργοδιώχτηςʼов. Способы и ознакомления и распространения сочинения в публике: чтение сочинения самим автором в интимном кружке и публично. Раздача автором своих книг, копирование сочинений посредством посторонних писцов, под наблюдением автора. Книгопродавческая деятельность. Широкое распространение некоторых книг. Особенно…
Хочу сегодня сказать вам, возлюбленныя дети, слово, и уверен, что, сказавши оное, увеселю Церковь повествованием. Объяснив, что Бог Слово сегодня соединился с нашею плотию, я отпущу вас отсюда в радости, с пользою и спасением. Ибо что для ума выше и для (нашего) блага необходимее Слова? Сегодня положен «краеугольный Камень в основание Сиона" (1Петр. 2, 6), связующий по естеству несвязуемое, и соединяющий по существу разнородное. И так возрадуемся, как должно, с Приявшею радость, и восприветствуем Матерь Бога нашего, взывая с Гавриилом: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лук. 1, 28)! Ты соделалась для нас путем спасения, восхождением на небо, местом упокоения и…
«В память вечную будет праведник» (Пс111:6). Сегодня по всей православной церкви от края ее и до края прославляется одно имя – имя великого учителя и святителя Христова св. Иоанна Златоуста. Все полно им. Все стремятся так или иначе выразить свою любовь и благоговение к славному пастырю Христова стада. Радуется ныне Церковь Константинопольская, на престоле которой некогда сиял сей великий светильник, торжествует и Церковь Антиохийская, ибо в недрах ее он возрос и укрепился, празднует и Церковь Российская, столь усердно во все века своего бытия назидавшаяся его творениями. Что же случилось, что дает повод к такому торжественному празднованию памяти св. Иоанна Златоуста?…
Донской Епархиальный Церковно-Исторически Комитет был учрежден резолюцией Высокопреосвященного Афанасия, бывшего Архиепископа Донского и Новочеркасского, от 16 апреля 1904 года, за № 1971, с ближайшей целью описания церквей и приходов Донской епархии, устав же Комитета был утвержден Архипастырем в конце июня того же года, причем Архипастырь преподал Комитету святительское благословение «доброму предприятию». Торжественное открытие действий Комитета состоялось 15-го октября 1904 года, под почетным председательством Высокопреосвященного покровителя Комитета, в присутствии многочисленных гостей и преимущественно епархиального духовенства, явившегося в Новочеркасск на общеепархиальный съезд. Комитет, ободренный в своих начинаниях общим вниманием, приступил к осуществлению поставленной ему задачи и занялся изучением церковно-религиозной жизни Донского края…
Византийский патриарх Отдельные части сложного целого, которые и приладили к русской церковной организации неудачно и неумело. В области высшего церковного управления в Poccии так было и с патриаршеством, и с синодом ... В. * * * Факт общеизвестный, что на святых местах в Иерусалиме издавна между лицами различных вероисповеданий идет непрерывная вражда, время от времени прорывающаяся наружу в виде столкновений, иногда даже с кровавым эпилогом. Вследствие этих, крайне натянутых, условий религиозной жизни разных вероисповеданий и национальностей, святые места, достопоклоняемые святыни всего христианского Mиpa – Св. Гроб, Голгофа, храм Воскресения, Вертеп Христов и др. – содержатся в таком запустении и небрежении,…