I Святая Евхаристия, установленная Спасителем на Тайной Вечери, составляет средоточие церковной жизни. В канун Голгофских страстей Господь претворил евхаристический хлеб в Тело Свое, за нас ломимое, а евхаристическое вино - в Свою Кровь, изливаемую за человеческий род. С тех пор на Божественной Литургии совершается и до скончания века будет совершаться это Таинство. В Евхаристическом Таинстве исполняется молитва Господа Иисуса Христа к Отцу Небесному: "Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин. 17,21). Около Чаши Христовой члены Церкви соединяются воедино. В Древней Церкви Литургия сопровождалась общим лобзанием,…
Религиозно-политические течения и стремления эпохи сошествия на землю Господа Иисуса Христа нашли свое выражение в деятельности современных религиозных партий.[1] Среди таковых была одна, учение и организация которой имеют отношение (хотя и во многом спорное) к истокам христианства. Это ессеи, о которых рассказывают древние авторы (Иосиф Флавий, Филон из Александрии, римский писатель Плиний Старший) и к которым, по мнению большинства ученых, принадлежали члены религиозной группы, чьи рукописи, а затем и поселения были обнаружены в районе Мертвого моря после второй мировой войны. Община эта обычно называется в литературе кумранской. Рукописям этой общины, описанию ее поселений, раскопанных археологами, посвящена обширная литература.[2] Именно в…
От автора Спиридону и Анастасии - животворное наследие Задача автора предлагаемой вниманию читателя книги заключается не в том, чтобы убедить его в своей правоте или же заставить возможных противников изменить их точку зрения. Это не "апология" христианской веры, ставящая перед Собою цель привлечь на свою сторону как можно большее число сторонников. Автор стремился к другому: четко разграничить то, что есть христианская вера, и то, что ею не является; по мере возможности устранить недоразумения, связанные с сегодняшним пониманием церковной истины; очистить ее от посторонней шелухи, которую часто принимают за саму истину. Нашей задачей было рассказать об этом простым и понятным языком,…
Христианин - это человек, полный ожидания. Господь говорит нам в Евангелии: Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему (Лк.12:35-36). Мало найдется текстов, столь ясно раскрывающих перед нами смысл и глубинную ориентацию христианской жизни. Цель творения - обожение человека и вселенной. Все домостроительство спасения, искупительная жертва Христа, освящение, совершенное Святым Духом, имеют целью вернуть падшее человечество к тому состоянию, ради которого оно было создано - к полноте обожения. Мы чаем, что окончательное исполнение этого замысла Божия, совершится при Втором пришествии Христа,…
    ОБ АВТОРЕ    Епископ Афанасий (Евтич) принадлежит к числу крупнейших богословов современности. Он родился 8 января 1938 года в селе Брдарици в Шабацком крае на западе Сербии. После окончания начальной школы и гимназии поступил в Белградскую семинарию во имя святителя Саввы; которую окончил в июне 1958 года. В сентябре того же года поступил на Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде, но вскоре был призван на действительную военную службу. По возвращении из армии, 3 декабря 1960 года в монастыре Пустиня под Вальево по благословению епископа Шабацко-Вальевского Иоанна (Велимировича) принял монашеский постриг, который совершил архимандрит Иустин (Попович). Состоя в братии…
Содержание • Первая часть • Вторая часть Первая часть Предуведомление к изданию на русском языке Писатель этой книги Палладий, родом галатянин, сперва путешествовал несколько лет по разным странам Египта, потом отправился в Палестину, откуда прибыл в Вифинию, где рукоположен был в епископа Еленопольского и имел близкое общение со святым Иоанном Златоустом. Но, защищая святителя от нападений врагов его, он сам принужден был скрываться одиннадцать месяцев в уединенной келии. После того был он в Риме. Все означенные путешествия Палладия, как можно видеть из содержания книги, относятся ко времени с 388 до 404 года по Рождестве Христовом. В продолжение сих путешествий Палладий…
Митрополит Георгий (Ходр) – один из старейших архиереев Антиохийской Православной Церкви. Он известен как активный проповедник, чьи работы опубликованы на арабском, французском, английском и других языках. Здесь предложена, с небольшими сокращениями, его статья, посвященная значению таинства Евхаристии в жизни православного христианина. Кроме того, в ней излагается взгляд митрополита Георгия на то, каким должно быть отношение православного христианина к частной собственности, политике, культуре, социальной несправедливости; наконец, автор рассказывает и о некоторых особенностях внутренней жизни в современной Антиохийской Православной Церкви. Есть ли некое родство или связь между Евхаристией и стремлением к свободе – в социополитическом смысле? Вот тема этих размышлений. Мы далеки…
Исследования исихазма весьма многочисленны. Современная наука, как светская, так и церковная проявляет значительный интерес к этому столь разностороннему и значительному явлению. Доказательство тому — появление в свет в 2004 году книги «Исихазм. Аннотированная библиография»[1]. В предисловии к этому коллективному труду С. С. Хоружий, в частности, пишет: «…в общем корпусе литературы исихазма следует различать два рода литературы: литературу обычную, входящую в книжную культуру и подлежащую обычным правилам научно-библиографического дискурса, и ‹…› «рабочую литературу аскезы», которая интегрирована в аскетическую практику и вместе с нею подчиняется законам аскетического дискурса. ‹…› «Рабочая литература» — очень специфическое явление, с особыми свойствами и законами бытования (к…
Тропарь, глас 8 Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, И́же прему́дры ловцы́ явле́й, низпосла́в им Ду́ха Свята́го, и те́ми уловле́й вселе́нную, Человеколю́бче, сла́ва Тебе. Кондак, глас 8 Егда́ снизше́д язы́ки слия́, разделя́ше язы́ки Вы́шний, егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, в соедине́ние вся призва́, и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха. У древних израильтян праздник Пятидесятницы, или седмиц, был одним из трех главнейших (см.: Исх. 23, 14, 16, 17). Пятидесятый день по исшествии из Египта был ознаменован Синайским законодательством, которое положило основание церковному и гражданскому устройству народа, избавившегося от рабства. С этим воспоминанием, по заповеди Моисея, было соединено также благодарственное прославление Господа Бога за…
Содержание: От издателей Завет святителя Феофана Затворника Рукописи обители святого Саввы освященного Вступление Предисловие о жизни и подвижничестве блаженных святых отцов Мысли и изречения святых подвижников из разных патерических сборников монастыря святого Саввы Освященного Духовные мысли, отводящие человека от тленного и прилепляющие к нетленному Нечто о жизни и смерти Предисловие к посланию Антиоха, инока Лавры святого Саввы, к Евстафию, игумену Атталинского монастыря города Анкиры Галатийской О вере слово инока Антиоха О принятии пищи слово инока Антиоха О чревоугодии слово инока Антиоха О пьянстве слово инока Антиоха О воздержании слово инока Антиоха О восьми главных страстях святого отца нашего Иоанна Дамаскина…
Терминология и периодизация В покаянной практике латинского Запада и греческого Востока в первом тысячелетии существовали два типа покаяния – публичное и тайное. Под покаянием публичным (древним, или каноническим) понимается такая покаянная практика, в которой покаянный процесс, следовавший за исповеданием грехов и наложением епитимии, являлся публичным, и в нем принимал участие не только кающийся, но и вся церковная община. Каноническое (то есть публичное) покаяние было неповторяемым и не предполагало исповедания грехов coram publico, но и не исключало такой возможности. В свою очередь, под покаянием тайным, известным под названием тайной исповеди, понимается такая покаянная практика, в которой не только исповедание грехов, но…
«...Иудее знамения просят, и Еллини премудрости ищут: мы же проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие, самем же званным Иудеем же и Еллином Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1Кор.1:22–24). Слово в Великий Понедельник, на утрене Слово в Великий Понедельник, на литургии Слово в Великий Вторник Слово в Великую Среду Слово в Великую Среду Слово в Великую Среду, к готовящимся ко причащению Святых Таин Слово в Великий Четверток, перед причащением Святых Таин Поучения в Великий Четверток, после причащения Святых Таин Поучение I Поучение II Поучение III Поучение IV Поучение V Поучение VI Поучение VII Поучение VIII Слово на…
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАСХАЛЬНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Божественной славе Воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует высокая торжественность, с которой совершается богослужение и в первый день Пасхи, и во всю Светлую седмицу. В соответствии с этим богослужение приобретает следующие особенности: В храме темные одежды сменяются светлыми. До начала Пасхального богослужения с вечера в храме читается Книга Деяний святых апостолов, содержащая непреложные свидетельства истины Воскресения Христова. Перед началом пасхальной заутрени храм по древнему обычаю наполняется фимиамом в знак изобилия благодати, полученной нами через Воскресение Христово (для этого в древности в храме поставлялись сосуды с горящим углем и благовонным фимиамом). В храме во время…
Доцент Московской Духовной академии А. Георгиевский Алексей Иванович Георгиевский († 4 декабря 1984 года) — заслуженный профессор Московской Духовной академии, всю свою трудовую жизнь — свыше пятидесяти лет — посвятивший научно-педагогической деятельности. А. И. Георгиевский родился 14(27) января 1904 года в семье священнослужителя Ильинской церкви, что в селе Черкизове под Москвой. Окончив Перервинское Духовное училище и единую трудовую школу в Москве, в 1922 году он поступил в Государственный Институт слова. Окончив институт, был утвержден кандидатом словесных наук и преподавал русский язык и литературу в высших учебных заведениях Москвы. В 1943 году, когда Московский Патриархат начал работу по возрождению Духовных школ,…
Ключевые слова: теория государства и права, Декалог, источник права, объективная основа права, духовная мера права. Аннотация: в работе в качестве объективной основы права рассматриваются десять библейских заповедей; внимание акцентируется на их ценностном характере; делается попытка поисков духовного измерения права через ценностную призму Декалога. Российское общество и ценностные переориентации: вызовы XXI века Начало нового столетия в России, да и не только России, ознаменовалось культом индивидуализма. Основным ценностным ориентиром и даже самоцелью стала личностная самореализация. Формы коллективного сознания стали второстепенными, приверженность к тем или иным корпорациям перестала быть главной характеристикой личности. Сегодня сказать о ком-то «марксист», «западник» или «анархист» значит вызвать ироническую…
1. Русские археологические исследования в Иерусалиме В 1961 году в Западной Европе вышла книга Эриха Церена «Библейские холмы». Э. Церен дает в своей книге историю археологических исследований и открытий за последние полтора столетия во всех странах Ближнего и Среднего Востока. Но в перечне имен многих западноевропейских исследователей, внесших свой вклад в развитие библейской археологии, к сожалению, отсутствуют имена русских ученых. Автор предисловия к русскому изданию этой книги отечественный исследователь Д. П. Каллистов справедливо ставит вопрос: «Как же все-таки получилось, что из поля зрения несомненно хорошо эрудированного автора «Библейских холмов» начисто выпала не только целая плеяда русских археологов и востоковедов, развивавших…
В настоящее время христианство в своем миссионерском регистре столкнулось с такой актуальной проблемой как возможность проповедования в рамках платформы социальных сетей. Многие зададутся вопросом: какая здесь проблематика, если духовенство и миряне довольно органично интегрировались в интернет среду социальных сообществ и заняли свою нишу? В действительности, если говорить о классическом миссионерском подходе, религиозном прозелитизме, феноменах обращения и воцерковления, то под воздействием сетевого мышления и инструментария, можно констатировать глобальное изменение традиции. И дело не в ретроградном брюзжании или снобистском неприятии новых явлений светской культуры, когда некий условный заслуженный протоиерей журит молодого собрата за непомерное увлечение сетями с их мемами, фотками, лайками и…
В 156 километрах от Воронежа, на левом высоком берегу Дона стоит старинный Павловск. Именно здесь прошли детство и юность будущего митрополита Алексия (Коноплёва). Он родился в студеном январе 1910 года. Уютный быт провинциального городка старой России навсегда будет связан с детскими воспоминаниями Вити Коноплева, так звали будущего святителя в миру. Отец умирает в голодном 22-м году, когда Виктору было всего 12 лет, и весь груз забот ложится на плечи матери. Именно она открывает в юном сердце истоки чистой веры и пламенного сострадания к страждущим и гонимым. Её светлый образ сын пронесёт сквозь всю свою жизнь. С юных лет Виктор уже…
ВВЕДЕНИЕ В современном медиа-пространстве мы слышим о новых идеологических героях: Скурлатов, Демин, Иванов, Прозоров, Богумил Голяк, Жарникова, Юрковец, Орешкин, Гриневич, Гусева, Миролюбов, Тороп… Это лишь малая часть того массива прямых или опосредованных идеологов современных неоязыческих движений. Эти авторы осуществляют индоктринацию читателя в современные неоязыческие идеологемы. Церковь должны серьезно насторожить те идеи и мифы, которые распространяет подобные идеологи через свои книги и статьи. Альтернативная историография Российские неоязычники с точки зрения социального формата существования воспроизводят три модели поведения. Первый модус условно можно обозначить как «ритуальный эскапизм». Он выражает некие социально изоляционистские тенденции, когда небольшие по численности неоязыческие общины образуют закрытые непрозрачные сообщества…
В начале десятых среди девелоперов социальных сетей появилась такая категория как «социальный дизайн», описывающая современные изменения в интернет-индустрии. Суть этого нового концепта заключается в описании той ситуации, когда популярность и успех интернет-продукта заключается в максимальном социализировании его, используя социальное измерение. Развлекательная сфера, к примеру, перестает быть чем-то индивидуализированным, а требует коллективного потребления, социального облечения. То есть любой интернет-продукт начинает приобретать черты социальной сети, требует обратной связи и коммуникативного формата. Любой фильм, книга, или трек, потребляется уже не индивидуально, а в контексте сообществ, комментирования, дискуссии. Само культурологическое потребление как некогда приватный акт становится частью статистического континуума, глубинного социального измерения (музыка в…