Доклад преподавателя МДА М. В. Ковшова на VI Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтениях (г. Курск, 22 марта – 25 марта 2010 г.) Публикация осуществлена при финансовой поддержке РГНФ, проект No. 10-04-00133а. 13 апреля 2010 г. Понятие общения занимает центральное место в известных философских направлениях XX в., среди которых нельзя не упомянуть православное богословие личности. В этой связи особый интерес представляет новозаветное понимание общения, в особенности в посланиях святого апостола Павла, в которых данная категория употребляется чаще всего (13 раз из 19). В греческом тексте Нового Завета слову «общение» соответствует греческий термин koinōnia. Сам по себе данный термин не является ни христианским,…
Содержание Глава 1. Откуда произошло священное имя Пасхи Глава 2. О важности пасхальнаго времени Глава 3. О том, как человек, поставленный быть владыкою земной твари, лишился милости Творца, и проч. Глава 4. Каким образом Бог, приняв человеческую плоть и предав смерти Глава 5. О высоком достоинстве пасхальнаго таинства и дня  Глава 1. Откуда произошло священное имя Пасхи Таинство Пасхи доставляет всем верующим во Христа, возрожденным верою, каждогодно возвращающуюся радость и славу блаженства веры, хотя священное имя её происходит от страдания самого Спасителя, как видно из слов блаженнаго Апостола: «ибо пасха наша за ны пожрен бысть Христос» (1Кор. 5:7). Поелику Христос,…
Наконец, когда Господь уже сказал ученикам Своим все, что принял от Отца Своего (см.: Ин 15, 15), то возвел очи Свои на небо и вознес к Отцу молитву об исполнении того дела, ради которого Он пришел на землю. Молитва эта была не о чем ином, как об устроении на земле нового, единого бытия – Церкви, бытия, доныне чуждого разделенному грехом человечеству, а только прообразованного ветхозаветной Церковью. Это бытие имеет себе подобие не на земле, где нет единства, а лишь разделение, но на небе, где единство Отца и Сына и Святого Духа совершает трех Лиц в единое Существо, так что уже…
В сб.: Археология и история Пскова и Псковской земли. Материалы семинара. Псков, 1992. В Псковском музее-заповеднике хранится пара колоколов, выполненная псковским литейщиком Логином Семеновым 11. VI. 1570 г. Она зафиксирована в научной литературе И. И. Плешановой (Древнерусское искусство. М. ,1968. С.208, 210; Колокола. М. ,1985. С.114,115) и опубликована мною (Земля Псковская, древняя и современная. Тезисы докладов к научно-практической конференции. Псков, 1991. С. 28-32). Удалось определить авторство и факты жизни Логина, парность и некоторые музыкальные свойства данной четы, а также обстоятельства ее удивительного путешествия на Запад и обратно во Псков. Заказчиком являлся, очевидно, сам Иван Грозный (1570); мастер входил в круг…
В кн.: Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 154-171. Образ Иерусалима присутствовал постоянно в православном сознании благодаря текстам и песнопениям ежедневного Богослужения. Связь России с городом подлинного свидетельства Воскресения Господня, Его Живоносного Гроба осуществлялась не только в молитвенном предстоянии перед святыней но и в освященных ею реликвиях, привозимых на Русь. В эпоху позднего Средневековья возникает стремление создать подобие всего Иерусалима или его Святых мест, сделать их присутствие на Русской земле зримым. Первой документально известной попыткой осуществления такого замысла стало строительство Борисом Годуновым "Святая Святых" в Московском Кремле. Для России рубежа XVI-XVII вв. начало царствования Бориса Годунова - это не…
Содержание Вступление Первая встреча с владыкой Антонием Митрополит Сурожский Антоний Митрополит Диоклийский Каллистос (Уэр), профессор, настоятель благовещенского прихода в оксфорде (константинопольская православная церковь) Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт), Протоиерей Иоанн Ли (1938–2014), Протоиерей Максим Никольский, Протоиерей Стефан Платт, Анна Платт, Протоиерей Милун Костич, Архимандрит Иероним (Тестин), Лидия Григорьева, Из глубины молчания 1 2 3 4 5 Из бесед с владыкой Антонием Николай Сергеевич Матвеев, Джон Филлипс, Ксения Павловна Боулби, Анна Карпшитска, Александр Александрович Некрасов, Анна Стоунлейк, Татьяна Бондаренко, Священник Леон Карберри, Николас Кэй, Василий Михайлович Боровский, Благодарности Именной указатель фотографов Об авторе-составителе Об издательстве Вступление Мы только на пути…
Современному христианину свойственно раздвоенное отношение к восприятию богословия. С одной стороны, богословие мыслится как высокая и абстрактная теория, освоить которую способны единицы. С другой - богословие как атрибут духовной жизни, по мысли отцов, должно стать неотъемлемой частью жизни каждого члена Церкви. О том, что такое богословие и нужно ли оно рядовому христианину, рассуждает в своей статье монах Диодор (Ларионов) Что такое богословие? Нужно ли изучать сложные системы отцов Церкви, которые современная наука иногда вполне оправданно рассматривает как философские концепции, и пытаться во что бы то ни стало постичь тонкости их учения, которое при первом приближении представляется ни больше ни меньше…
Кто мы: патриоты своей земли или граждане неба? Может ли христианин любить свою родину – и какова мера этой любви? Об отечестве земном и Отечестве Небесном размышляет монах Диодор (Ларионов), православный издатель и переводчик. Его очерк о «православном патриотизме» – это лишь первая часть диптиха, посвященного участию Церкви в жизни современного общества. Вскоре будет опубликована и вторая часть, посвященная социальному служению Церкви. Человек есть по природе существо общественное (ζῷον κοινωνικόν)[1]. Он может полноценно жить и реализовывать свои способности только в обществе других людей. С древнейших времен люди объединялись в родовые, а затем племенные союзы, которые со временем эволюционировали в более…
Вторая часть из цикла статей о Феоктисте Студите, выдающемся византийском агиографе и гимнографе XIV века, посвящена его произведениям. В публикации приводится наиболее полный их перечень с кратким описанием. 2.1 Произведения, посвященные патриарху Афанасию I Феоктист написал житие[1], энкомий (похвальное слово)[2], слово на перенесение мощей[3], синаксарь[4] (входящий в состав последования свт. Афанасию, автором которого является монах Игнатий), синаксарь на перенесение мощей[5] и 11 канонов[6]. Эти сочинения, возможно, за исключением 11 канонов, были написаны для основанного свт. Афанасием Ксиролофского монастыря в Константинополе, который был центром его почитания. О времени написания этих сочинений можно судить только по косвенным данным. Житие (Βίος καὶ πολιτεία…
В начале XIX века на закате эпохи Просвещения в Европе наблюдается возвращение к духовным основам и национальным корням, что проявилось в расцвете идеализма в философии, романтизма в искусстве и национализма в общественной мысли. В России стремление к национальным корням было связано с движением славянофилов. И хотя В.О. Ключевский скептически заметил, что «славянофильство  –  история двух-трех гостиных в Москве и двух - [трех] дел в московской полиции»[1], движение это имело много последователей из числа наиболее образованных представителей дворянства. Одним из основателей «московского направления», как называли себя славянофилы, был Иван Васильевич Киреевский, в молодые годы, по словам А.И. Кошелева, перебывавший локкистом, спинозистом, кантистом, шелленгистом, даже…
Мы, православные, обязаны веровать во единую святую соборную и апостольскую Церковь. Выражение это неточное и даже неправильное: не соборную, а вселенскую (икономики), вселенскую в смысле всенародную, как объяснено в нашем Синодальном катехизисе: Церковь не принадлежит какому-либо отдельному народу, но включает в себя все народности, правильно верующия в Св. Троицу и в самую Церковь, утвержденную семью Вселенскими и девятью поместными Соборами и содержащую Св. Библию и неповрежденное Священное Предание, заключенное в книгу Правил Св. Апостол и Вселенских Соборов и в каноническия правила известных отцов Церкви. Правила эти наравне с Священным Писанием, представляют собою необходимое условие для пребывания, принявших оныя в составе…
Нам особенно отрадно говорить о Церкви в собрании нашего общества, которое по некоторым сторонам своей жизни отображает в себе жизнь Вселенской Христовой Церкви, как ее отображали древние христианские общины, присельствовавшие в языческих городах. Действительно, вспомним картину жизни тогдашней и картину жизни теперешней. Положим, пред нами большой языческий город, например Рим, со всеми его театрами, общественными банями, цирками, увеселительными заведениями, со всеми гнездящимися там пороками, отвратительным служением скверне языческой, со всеми своими жестокостями и злодеяниями, ужасавшими мир. Но вот в этом мире «греха, проклятий и смерти» открывается иной мир «правды и мира и радости о Дусе Святе»; в Древнем Риме языческом…
Рецензия монаха Диодора (Ларионова) на книгу современного греческого философа и православного богослова Христоса Яннараса «Православие и Запад в Новой Греции» (Афины, 1999), посвященную историческому обзору богословской мысли в новейшей истории Греции. Книга посвящена историческому обзору богословской мысли в новейшей истории Греции (с 1453 г. по 60-е гг. XX века)[1]. Сразу следует сказать две вещи: Христос Яннарас — без сомнения, талантливый рассказчик: он пишет легко, доступно и интересно, хорошим литературным языком, так что от чтения его книги трудно оторваться; но до «путей» о. Георгия Флоровского, которым он подражает, ему всё-таки далеко, и не в последнюю очередь из-за слабости богословской аргументации и…
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие автора *** ЧАСТЬ ПЕРВАЯ *** Глава первая. Христианское понимание Богообщения *** Глава вторая. Ветхозаветное учение о Богопознании *** Глава третья. Богопознание в Новом Завете *** Глава четвертая. Учение Отцов Церкви IV-го века *** Глава пятая. Учение Св. Григория Нисского *** Глава шестая. Общее заключение о путях Богообщения и Богопознания *** ЧАСТЬ ВТОРАЯ *** Глава первая. Бог – Сущий *** Глава вторая. Существо Божие *** Глава третья. Различие бытия Бога и твари и их соотношение *** Глава четвертая. Личное начало в Боге *** Глава пятая. Бог – Жизнь *** Глава шестая. Сущность Божия *** Глава седьмая. Пресвятая Троица ***…
Вместо предисловия Об озере Селигер очень много написано. Пишут о нем люди разных профессий. Одни изучают его энергетические и экономические ресурсы, других вдохновляет селигерская утренняя прохлада, рассветы и закаты. Третьи интересуются причинами образования озера. Четвертые едут сюда, чтобы проследить древнейшие пути миграции первобытных племен. Наконец, и таких большинство, едут отдохнуть от города на его лесистых берегах. Таков уж Селигер, и кто бы о нем ни писал, согласны в одном — озеро полно самых неожиданных контрастов. Сюда можно приезжать постоянно, и в любое время года — Селигер всегда будет красив. Даже зимой, когда его окрестности становятся более однообразными, снежный покров продолжает…
Благочестивые читатели! Предлагая Вашему благосклонному вниманию эту небольшую книжку, я спешу сказать о тех побуждениях и цели, которые руководили мною при ее написании. Содержание книжки составляют мои домашние беседы в кругу знакомых и близких людей, своим предметом часто имевшие Божественные службы. В своих беседах я старался по мере возможности удовлетворить христианскую любознательность своих собеседников. Из всех церковных служб особенно интересовались они службами великопостными и важнейшею из них – Преждеосвященной Литургией. Искренние желания слушателей всегда иметь у себя и читать то, что я говорил о Преждеосвященной литургии, и побудили меня записать те свои устные объяснения, какие предлагались мною в домашних беседах.…
(по поводу статьи: “об устройстве часовен в деревнях”). Посвящается памяти в Бозе почившаго бывшаго казанскаго архиепископа Антония. Вот начальные слова статьи, подавшей повод к нижеследующему разсуждению: “В виду приближающихся праздников Рождества и др. невольно приходит в голову мысль о положении, в какое поставлены бывают прихожане в селах, где упразднены церковные штаты и где, хотя находятся свои храмы, но нет причтов. Но ни кто еще не обратил внимания на тех православных христиан, которые, живя в разных деревушках, иногда очень значительных и обширных, совсем уже не имеют y себя храмов и следовательно навсегда лишены возможности слышать церковное богослужение в самом месте своего…
Достоинство сочинений блаженнейшего Феофилакта давно уже оценено Западными учеными, что свидетельствует двукратное издание полного собрания его сочинений: «Theophylacti, Bulgariae Archepiscopi, opera omnia,» в 3 томах, напечатанное в Риме в 1754–1758 годах. Есть еще и другое издание, напечатанное в Венеции, 1 с Греческим текстом и Латинским переводом. Известно также, что, кроме цельных сочинений его, относящихся собственно к истории Болгарской Церкви и просвещения, каковы: «Житие Св. Климента Охридского и Житие Тивериопольских мучеников,» в посланиях этого ученого Архипастыря к разным лицам рассеяно немало данных для древнего периода Славяно-Болгарской истории, но, при всем том, доселе еще не обследовано в каком именно столетии жил и…
Поздневизантийская агиография является сравнительно малоизученной областью византийской литературы. Вместе с тем ее изучение представляет немалый интерес как с научно-богословской, так и с церковно-практической точки зрения. Портал «Богослов.Ru» публикует первую часть из цикла статей об одном из замечательнейших византийских агиографов и гимнографов XIV века — Феоктисте Студите. О личности Феоктиста Студита 1.1 Обзор научной литературы Личность и творчество Феоктиста Студита на сегодняшний день мало изучены. Его имя лишь упоминается в некоторых справочниках[1]. Наибольшее внимание в своих работах Феоктисту уделила известный американский византолог Элис-Мэри Толбот. Ей принадлежит заслуга издания «Слова на перенесение мощей свт. Афанасия»[2], а также две научные статьи, посвященные литературной…
Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и Киприана (Керна). ОГЛАВЛЕНИЕ: ВВЕДЕНИЕ *** Глава 1. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и проблемы духовного совершенствования человека *** 1. 1. Формирование антропологических взглядов и религиозно-философского мировоззрения В. В. Зеньковского. Значение Н. В. Гоголя и славянофилов. *** 1. 2. Проблемы духовного воспитания в условиях эмиграции. *** 1. 3. Принципы антропологии В. В. Зеньковского *** 1. 4. В. В. Зеньковский о метафизике личности и целостности человека. *** 1. 5. Религиозно-философская антропология В. В. Зеньковского и вопрос о софийности мира. *** 1. 6. Единство религии, философии и науки как условие для воспитания целостной личности в антропологии В.…