Львовъ 1927 г., Изданiемъ Ю.Н. Киселевского Изъ Типографiи Ставропигiйскаго Института во Львове. СКИТ МАНЯВСКИЙ в борьбе ЗА ПРАВОСЛАВНУЮ  ВЕРУ ИЗДАНИЕ Ю. Н. КИСЕЛЕВСКОГО Каждый человек, который читал историю русского на­рода, знает о том, какую тяжкую и трудную борьбу за свою праведную православную веру, на протяжении стольких столетий, вел наш народ с римскими папами и их римско-католическою церковью. В той борьбе принимали живое участие также наши православные монастыри. В часы тяжелейших притеснений и гонений на православную веру и Церковь, (XVII ст.) особую роль сыграл Великий Скит Манявский, который имеет великие заслуги не только у православной веры, но и у русской народности.…
При жизни митрополита Петра Могилы и короля Владислава IV наружное спокойствие в польском государстве не было нарушаемо, но, в самом конце царствования этого короля, вспыхнуло восстание среди казаков, которое при преемнике Владислава IV, короле Яне Казимире, превратилось в достопамятную казацкую войну с речью-посполитой. Эта война, как известно, была началом постепенного падения польского государства, которое до конца своих дней не переставало держаться своей утеснительной политики в отношении православных, и вообще лиц не католического вероисповедания, называвшихся диссидентами. Начиная с 1648 года и вплоть до 1667 года, несчастная западная Русь служила ареной жестокой войны, которая велась против Польши казаками под предводительством их гетманов,…
Мысль мою Твоим смирением сохрани. (Из вечернего правила). Содержание: Цель воплощения Бога-Слова. Крестная смерть — упразднение трагедии греха. Тайна Креста. Воскресение Христово — обновление мира. Сила Крещения. Цель воплощения Бога-Слова “Слово плоть бысть.” В этом высшая радость христианской веры, в этом полнота От-кровения. Откровения не только о Боге, но и о человеке... В воплощении Слова открыва-ется и осуществляется смысл человеческого бытия. Во Христе-Богочеловеке явлена мера и высший предел человеческой жизни. Ибо “Сын Божий стал Сыном человеческим, что-бы и человек стал сыном Божиим,” как говорил священномученик Ириней [1]. В вопло-щении Слова не только восстанавливается первозданная цельность и полнота человече-ской природы, человек…
Публикуемые проповеди священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского, сказанные в 1920-х гг. в церквах Житомира, Астрахани и главным образом Саратова, найдены в архивно-следственном деле мирянина А. А. Соловьева. С исторической точки зрения они позволяют осветить малоизученный период служения святителя в Саратовской епархии. № 5 13 (26) февраля 1928 г. Тесная внутренняя связь поста с прощением обид и особое значение призыва к этому прощению для местной паствы. В Неделю сыропустную на вечерне в Митрофановской церкви г[орода] Саратова. После разнообразных подготовительных уроков поста и покаяния, в преподанных Св[ятой] Церковью в предшествующие посту седмицы, она призывает нас, наконец, вступить в «поста великую пучину» (Нед[ели]…
Одним из видных государственных и общественных деятелей России 40 – 60-х гг. XIX в. был Авраам Сергеевич Норов. Свою жизнь он посвятил служению России, которую искренне и беззаветно любил. В 1812 г. 17-летним юношей А. С. Норов защищал свою отчизну от неприятеля. В 1854–1858 г., занимая пост министра народного просвещения, он всеми силами содействовал развитию образования в стране. Автор приходит к выводу, что Норов внёс значительный вклад в становление и развитие отечественного востоковедения, а его исследования по истории Востока не утратили своей научной ценности и сегодня. Ключевые слова: деятельность, история, книги, литература, министр, просвещение, путешествия, цензура. The Course of Life…
К началу Великой Отечественной войны на территории Ленинградской области осталась 21 действующая церковь, больше чем в любой другой епархии Советского Союза (в границах 1939 г.), кроме Московской. Однако подавляющее большинство из этих храмов — 16, как уже говорилось, находились в Ленинграде и пригородах и, таким образом, все районы области представляли собой "церковную пустыню". Пять из шести действующих храмов южных пригородов северной столицы, оказавшись вблизи линии фронта (по ту или другую сторону), сильно пострадали от военных действий, и службы в них прекратились в августе- сентябре 1941 г.: Свято-Троицкая церковь в Петергофе, Преображенская в Урицке (Лигово), Никольская в Колпино, св. Адриана и…
месяца июля в 15-Й день Святаго равноапостольного великого князя Владимира, нареченного во святом Крещении Василия НA МАЛОЙ ВЕЧЕРНИ На Господи, воззвах: поставим стихов 4 и поем стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Десницею Всевышняго укреплен, / великий княже Владимире, / идольскую прелесть отринул еси, славне, / и, святым Крещением просветився, / светом познания Христова / землю нашу озарил еси. Начальника нашего во благочестии христианстем, / приидите, восхвалим, людие православнии, / приснославнаго великаго князя Владимира, / идолы поправшего / и святым Крещением / Русь просветившаго. Светоносная твоя память, / равноапостоле, / днесь возсия нам все-радостно, / веселящи души и сердца /…
Содержание От издательства Введение Глава I. Иоанн Скот Эригена и его произведения Глава II. Источники воззрений Эригены и его отношение к ним Глава III. Западное богословие. Бл. Августин и его значение на западе Глава IV. Восточное богословие. Св. Дионисий (Ареопагит), св. Григорий Нисский, св. Максим Исповедник и отличие их воззрений от воззрений бл. Августина Глава V. Общий характер и смысл воззрений Эригены Глава VI. Учение о Боге и о происхождении от Него всего Глава VII. Учение о человеке и о возвращении в нем всего к Богу  «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены» – классика русской богословия.…
Вопросы о времени написания и авторстве необходимо рассматривать применительно не только к повествованию о Потопе и к книге Бытия в отдельности, но и применительно ко всему Пятикнижию в целом. Древнее предание однозначно называет автором пророка Моисея. Такие иудейские писатели как Иосиф Флавий и Филон Александрийский также ни сколько не сомневаются в авторстве Моисея. Флавий утверждает: «И вот, так как Моисей захотел дать своим собственным сородичам наставление именно в этом, то он, в противоположность всем прочим, начал не с изложения законов и законоположений, имеющих условное среди людей значение, но, направив внимание их на Божество и на устройство мироздания и убедив их…
Интервью с митрополитом Диоклийским Каллистом (Уэром), одним из виднейших православных иерархов за рубежом, богословом, патрологом, переводчиком, профессором Оксфордского университета, подготовившим целую плеяду современных богословов и историков Церкви. Беседовал – Андрей Левитский Митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), отметивший в сентябре этого года 75 летний юбилей, – один из виднейших православных иерархов за рубежом, богослов, патролог, переводчик «Добротолюбия» и богослужебных текстов на английский язык, основатель греческого православного прихода Святой Троицы в Оксфорде, многолетний профессор Оксфордского университета, подготовивший  целую плеяду современных богословов и историков Церкви. Будущий владыка Каллист (в миру Тимоти Уэр) родился в городе Бат (Bath) на юго-западе Англии, воспитывался в знаменитой Вестминстерской…
А. Алмазов: Тайная исповедь православной восточной церкви, [Опыт внешней истории]. Т. 1. Общий устав совершения исповеди. Стр. I–XVI; 1–596. – Т. II. Специальные уставы; отдельные молитвословия и церковно-гражданские постановления, относящиеся к исповеди. Стр. 1–464. – Т. III. Приложения. Стр. I–V; 1–296; 1–80, I–XVII. Одесса. 1894). Названный ученый труд принадлежит к числу таких, которые в первый момент по ознакомлении с ними доставив чувство удовлетворения, при дальнейшем, более близком ознакомлении действуют на изучающего их уже не успокоительно только, но и возбудительно, вызывая на самодеятельность в области произведенных автором исследований. Причина такого именно дейстия трудов этого рода заключается вообще в свежести, новизне материала,…
Saturday, 14 September 2019 14:46

Пономарёв А. И. Аскетизм.

1. АСКЕТИЗМ – есть слово греческое (άσχησις – от άσχεἱν), переводимое по-русски словом «подвижничество». В первоначальном  значении у греков оно означало физическое упражнение, преимущественно гимнастику атлетов. На языке философов оно стало означать упражнение духовное: занятие наукой и особенно – нравственную дисциплину. Чрез греческих церковных писателей слово «аскетизм» перешло в христианство, где ему дано свое собственное истолкование, более глубокое, чем в греческой философии. История термина «аскетизм» однако не раскрывает так всесторонне его понятия, как обозрение разных видов аскетизма. 2. Подобно культу аскетизм составляет принадлежность религии. Вследствие этого характер религии естественно сказывается на характере аскетизма и даже иногда выражается в последнем. Уже…
1) Весьма интересно проследить историю посвящения храмов в России, т. е. когда, по каким побуждениям и каким именно святым посвящались в нашем отечестве храмы? Вопрос этот, без сомнения, стоит в связи с степенью религиозно-нравственного образования русского народа, и удовлетворительное решение этого вопроса открыло бы весьма много интересных данных для истории православной церкви в нашем отечестве, указало бы на связь с одной стороны с прежними религиозными, – от язычества унаследованными, воззрениями славян; а с другой стороны на степень усвоения высоких истин христианской веры. Но пока еще этот вопрос, по недостатку исторических материалов, не только не решён, но и не затронут в…
Friday, 13 September 2019 15:55

Православие о Таинствах.

В Таинстве Православная Церковь видит некий мистический акт, некое священнодействие, в котором происходит встреча ищущего человека с Богом и осуществляется, насколько это возможно в земной жизни, единение с Творцом. «Таинство воспринимается, прежде всего, как откровение о подлинном естестве творения, о мире, который, сколь бы ни был он падшим «миром сим», остается миром Божиим, чающим спасения, искупления, исцеления и преображения в новую землю и новое небо. Иными словами, Таинство, в православном опыте его, есть откровение, прежде всего, о таинственности самого творения, ибо мир был создан и дан человеку для претворения тварной жизни в причастие жизни Божественной».[1] В Таинстве на человека нисходит…
В 1918 году в Донском монастыре в Москве скончался Преосвященный Антоний Флоренсов, бывший епископ Вологодский. В Москве и провинции многие знали Владыку, как мудрого и благодатного духовного руководителя. Он был настоящим православным «старцем» – руководителем людей и в их практической жизни и на их путях к спасению. Но вместе с тем он имел свои особенности, отличавшие его от наших старцев и приближавшие его к нашей современности. Во-первых, он был епископ, с необычайно сильным сознанием в себе силы и власти епископа Вселенской Церкви: во-вторых, он очень широко смотрел на условные формы современной ему церковной обстановки и, хотя часто принужден был подчиняться…
Святоотеческая христология и антропология. М., Пермь, 2003. С. 38-60 Иеромонах Сергий (Троицкий) Учение святителя Льва о Боговоплощении Исторический обзор развития христологического догмата до IV Вселенского собора I и II Вселенские соборы положили конец всем триодоло-гическим спорам, в точности, в конкретных богословских терминах определив взаимоотношение в едином по существу Боге трех лиц - ипостасей. Учение о единосущии (оцоогктюу) Бога Слова Богу Отцу, а также о божестве Духа Святого (Kai ЕЦ то nve%ia го “Ayiov, то KUpiov, то ^oxmoiov), Его равенстве и единосущии первым двум получило свое внешнее выражение в Нико-Константинопольском Символе Веры. Именно этот Символ стал непререкаемым образцом испове¬дания апостольского Православия.…
«Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох.» (2Тим.4:7) В истории русской духовной мысли, да и всего русского богословия одним из самых сильных примеров нравственных и поучительных предстают перед нами взаимоотношения двух выдающихся личностей – святителя Филарета Московского и протоиерея Александра Васильевича Горского. Святитель Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), без сомнения, является крупнейшим деятелем в истории Русской Церкви ХIХ столетия. Соединив в себе черты церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Святитель Филарет Московский (1782–1867) прожил долгую жизнь: «Буквально от…
Притча о званых на вечерю Неделя 28 по Пятидесятнице Слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: «Напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца», и сказал мне: «Сии суть истинные слова Божии» (Апок. 19; 6-9). Блаженны званые на брачную вечерю Агнца. О ней и сказал Господь Свою притчу. В…
Текст из книги “Детство и история: Разрушение опыта и начало истории” (Giorgio Agamben. Infanzia e storia: Distruzione dell’esperienza e origine della storia. Torino: Einaudi, 1978).     Перевод Бориса Дубина Мы ничего не поймем в сценографии Рождества, не поняв прежде всего одно: образ мира, уменьшенная копия которого сейчас перед нами, уже принадлежит истории. Ведь рождественские ясли представляют сказочный мир именно в тот момент, когда он пробуждается от чар, чтобы вступить в историю. Высвободиться из обряда посвящения сказка смогла, лишь упразднив опыт мистерии, который составлял ее сердцевину, и преобразив его в чародейство. Герой сказки подвергается посвятительным испытаниям и проходит через мистериальную немоту,…
Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден (Иов. 38, 21). От вопроса о рае веет чем-то особенным. Он невольно представляется каким-то опасным, таким, о котором лучше не думать, ибо додуматься до чего-нибудь здесь трудно. Такое отношение к этому вопросу, повидимому, заметно уже в самом Бытописателе. Он очень осторожен и сдержан в этом отделе своей книги. Его описание рая полно недомолвок и неясностей. Хотя райской жизни прародителей посвящена целая глава и описание самаго рая занимает едва не половину ея, но большая часть этого описания говорит о местоположении рая, и только-два три стиха содержат характеристику этого таинственнаго местопребывания перваго…