Содержание Святые Горы и Оптина пустынь Святые Горы Оптина пустынь Подвиги Соловецкой обители Вступление Исторический обзор обители Осада Соловецкой обители Впечатления Украины и Севастополя Святые Горы Славянск Симеиз Впечатление Севастополя Обновление Херсонеса Инкерман и северная сторона Алупка Приложения Усадьба в Киеве Символика Софийского собора Значение Киева для России Крестный ход на Крещатик в день Святого Владимира Обновление крещальни Святого Владимира    Святые Горы и Оптина пустынь Святые Горы Тепла украинская звездная ночь; отрадно дышать ее мягким ароматным воздухом. Молодой месяц, золотым своим рогом, прорезается из-за дикой чащи святогорской, чтобы подняться на это афонское небо нашей Украины. На темени горы мелькают сквозь…
Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми. Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут. Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при сиянии света ее. Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя - чужому народу. Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу. (Из Навечерия Рождества Христова. Варух III, 36 - IV, 4) Не хлебом единым жив человек! Чем…
Фарисейский союз («хабурот», товарищество) основали блюстители благочестия, которые противились эллинистическому влиянию, проникшему в Иудею. Тогда оно вызывало тревогу во многих странах. У римлян борьбу с эллинизмом возглавил Катон, а в Палестине – хасиды. «Крепить ограду вокруг Законов» – таков был девиз хасидов (Авот, 1, 1). «…“ограда” вышла настолько высока, что закрыла собой Закон; благодаря ей Закон оказался как бы под спудом. Это направление отчасти напоминает наше славянофильство с его презрением к “гнилому Западу”».[1] Фарисейское течение образовали те хасиды, которые не признавали светского курса династии Хасмонеев. Вероятно, название «фарисеи» было дано им их противниками. Этимология слова «фарисей» точно неизвестна. Большинство полагает,…
К 2000-ЛЕТИЮ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА Российская академия наук журнал "Эмигрант"№1 2000г. ИЗ ИСТОРИИ ГРУЗИНСКОЙ АГИОГРАФИИ: "МУЧЕНИЧЕСТВО БИДЗИНЫ, ШАЛВЫ И ЭЛИСБАРА" комментарии и перевод д.и.н. Г.В. Ц у л а я (http://georgianorthodox.stroid.ru/saint/This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. ) электронная версия к.ф.-м.н.А.В. Синицин (http://georgianorthodox.stroid.ru/saint/This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. ) См.: Грузия, XVII в., кратко Кротов. стр 164     ГИВИ ЦУЛАЯ     Родился в 1934 в г.Сухуми. Окончил Сухумский педагогический институт.Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института Этнологии и антропологии РАН. Научные интересы - история, источниковедение, филология, этнография, ономастика. Автор около 100 работ, в том числе 5 книг. Полное название памятника грузинской агиографической литературы начала XVIII века впервые переведенного нами па русский язык, — "Похвальное…
А. П. Лопухин Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов     Книга пророка Варуха.         1. Пророк Варух и автор книги Варуха Варух, друг и помощник Иеремии, вероятно, происходил из знатного рода, как видно из  того,  что  предки  его  исчисляются  до  пятого  рода (I:1).  Его  брат  Сераия  заведовал  при царе  Седекии  сбором  податей (Иер LI:59). Ему  пришлось  претерпеть  вместе  с  Иеремиею, много  гонений,  а  после  взятия  Иерусалима  и убийства  Годолии он  принужден  был,  как  и Иеремия,  переселиться  в  Египет.  Одни  говорят,  что  он  скончался  в  Вавилоне,  куда отправился  по  смерти …
Содержание Введение Добродетели и пороки Вера и добрые дела Злопамятность, зависть, месть Искренность, лесть и лицемерие Любовь Молитва Мудрость (глупость) Надежда на Бога Осторожность и рассудительность Покаяние Праведность (беззаконие) Правосудие Пьянство Радость, счастье, судьба Сдержанность Скорби, их значение. Испытания и беды Скупость, расточительность, бедность Слово доброе, краткость Слово недоброе: клевета, многословие, осуждение Смелость (трусость) Смирение (гордость), тщеславие, упрямство, похвальба Совесть и чистое сердце Совет Справедливость Страсти и пороки Терпение Трудолюбие (лень) Умеренность Честность (нечестност) Общественные отношения Дружба, гости Невеста, жена, дети Власть Бытовые Безнадежность и бесполезность Здоровье, лечение, старость Кстати, некстати Введение Пословицы являются одним из самых древних видов народного…
Императорское Православное Палестинское Обшество согласно § 8 своего устава, ставит целью своей деятельности «оказывать пособие православным паломникам, при посещении ими святых мест Востока, устройством для них странноприимных домов, больниц, особых паломнических караванов, удешевлением путевых расходов, изданием путеводителей и т. п.». Следовательно, русские люди, сочувствующие целям и задачам этого симпатичного и человеколюбивого Общества, идущего навстречу исконным запросам духа и сердца русского человека, вправе интересоваться – кто эти православные паломники, посещающие целыми тысачами святые места Востока, из каких слоев русского общества они выходят, какими целями и внутренними побуждениями они движутся туда с самых отдаленных окраин нашего отечества, какия лишения и невзгоды они…
Сначала ап. Павел проповедовал Евангелие спасения в Азии, и деятельность его проходила исключительно среди старого, считавшего многие тысячелетия исторической жизни, востока. Но существовал еще другой мир – западный, который также прошел уже грандиозную стадию исторического развития и много поработал на поприще исторического воспитания и подготовления человечества к истинам христианства; однако был еще совсем не тронут проповедниками Евангелия. Между тем, этот мир был для христианства еще важнее мира восточного, потому что он именно выработал наилучшие формы общежития и те культурные начала, которые должны были лечь в основу жизни нового нарождавшегося мира, – обновленного христианством человечества. Греция дала этому миру высшие дары…
Содержание I. Данные о жизни св. Иоанна Дамаскина II. Литературная деятельность св. Иоанна Дамаскина Догматические сочинения Иоанна Дамаскина Полемические сочинения Экзегетические сочинения Аскетические сочинения Гомилии Песнопения I. Данные о жизни св. Иоанна Дамаскина Источниками жизнеописания Иоанна Дамаскина до недавнего времени служили: 1) греческое житие св. Иоанна, составленное патриархом иерусалимским Иоанном на основании более древнего арабского жития; 2) житие св. Иоанна, написанное первоначально на греческом языке, но до нашего времени дошедшее только в латинском переводе; 3) творения самого Дамаскина, в которых по местам встречаются указания на некоторые обстоятельства его жизни; 4) сообщения церковных писателей и особенно летописцев Феофана, Кедрина, Зонары. В…
Аннотация. Статья посвящена архиепископу Варфоломею (Ремову), настоятелю московского Высоко-Петровского монастыря, и его трудам по сохранению Московской Духовной академии после ее закрытия властями в 1919 г. Владыка Варфоломей продолжал свои опасные труды вплоть до 1935 г., когда он был арестован и расстрелян. Вопрос о самом существовании Академии в эти годы до сих пор остается открытым, однако документы подтверждают её деятельность. Уделено внимание личности архиепископа Варфоломея, поскольку документальные свидетельства о нем разноречивы и требуют дальнейших исследований. Ключевые слова: Московская Духовная академия, архиепископ Варфоломей (Ремов), Церковь, гонения, Высоко-Петровский монастырь в Москве. Abstract. The article is dedicated to Archbishop Bartholomew (Remov), a prior of…
Отец Василий Борисович Бажанов, протопресвитер военного и придворного духовенства, известный педагог и автор многих духовно-назидательных трудов, родился 7 марта 1800 года в семье диакона, в Алексинском уезде Тульской губернии. Образование получил в Тульской семинарии, куда отдан был в десятилетнем возрасте, и в 1819 г. Санкт-Петербургской Духовной академии. Затем, получив в 1823 г. степень магистра богословия, в должности бакалавра преподавал в Духовной академии немецкий язык. Женился он на дочери священника Александра Федоровича Горянского. В 1826 г. Бажанов рукоположен в священники, и стал законоучителем и настоятелем храма св. Александра Невского Второго кадетского корпуса и Дворянского полка. Годом позже, заменив отца Г. П.…
Московский Православный институт св. апостола Иоанна Богослова, This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Анализ исторических источников свидетельствует о продолжении Церковью серьезной педагогической работы в условиях гонений от богоборческой власти. Рассматривается деятельность архиепископа Варфоломея (Ремова), настоятеля Высоко-Петровского монастыря в 1922–1935 гг., и в целом опыт воспитания молодежи в обители в духе верности традициям Православия. Строгий уставной строй богослужений, старческое окормление прихожан, научение молодежи основам веры, продолжение тайной деятельности Московской Духовной академии – все это содействовало воспитанию в Высоко-Петровском монастыре стойких христиан, в том числе прославленных в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Показания владыки на допросах во время последнего ареста и другие документы свидетельствуют, что, несмотря…
Иеромонах Диомид (Кузьмин), насельник Казанской Богородицкой Площанской пустыни, сотрудник Отдела Агиологии Брянской епархии МАТЕРИАЛЫ К ЖИЗНЕОПИСАНИЮ ПУСТЫННОЖИТЕЛЯ ОПТИНСКОГО ИЕРОМОНАХА ФЕОФИЛАКТА Доклад прочитан на секции "Наследие Оптиной Пустыни" во время работы Оптинского форума-2011 Впервые сведения о пустыннике Феофилакте сообщил Арсений Младший при допросе его полицией в 1824 году при разгоне рославльских скитов. Он показал, что года два назад познакомился с иеромонахом Оптиной Пустыни Феофилактом в доме А.А. Броневской в Рославльском уезде [1]. В 1824 г. тот находился в Боровском Пафнутиевом монастыре. Современные архивные поиски позволили отыскать в фонде Боровского Духовного правления Государственного архива Калужской области дело о допросе бывшего иеромонаха Оптиной пустыни Феофилакта по…
При наступлении Нового года мысль человека, посвятившего свои досуги изучению родной старины, невольно обращается к далекому прошлому – к его событиям, лицам, надеждам, страданиям. Перед глазами встают целые исторические картины и воскресают отдельные лица. Одни из этих лиц являются перед вами, как живые, с ярким отпечатком той идеи, которая освещала их историческую деятельность. Наряду с этими живыми и рельефными образами выдвигаются контуры других исторических деятелей – туманные, слабые, подернутые дымкой исторической неопределенности. Перед вами – абрис, схема, идея, но не личность: историческая литература еще не успела воплотить эти контуры в рельефных, строго определенных формах. Действительно, в области истории мы немало…
Нетривиальность событийной фиксации праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также его позднее установление не могли не сказаться на его иконографии. Отличительной чертой является здесь то, что рассматриваемое изображение впервые отмечено в житии Богоматери. В монументальных же росписях данный сюжет встречается только с IX века. При этом принципы расположения образов в системе храмовой росписи, их соотношение с другими Богородичными сценами и композициями земной жизни Христа достаточно строго соответствуют основным темам песнопений службы праздника. И важнейшим для изобразительного ряда, без сомнения, становится символ одушевленного храма – Богородицы, вместившей невместимого Бога. Композиция представляет собой процессию, направляющуюся к храму в виде кивория на…
Сведения о диахронических изменениях, связанных с богослужением Введения во храм Пресвятой Богородицы, отличаются показательной мозаичностью. В древнейшей рукописи Типикона Великой Церкви (IX-X вв.) отсутствуют особые указания относительно порядка совершения службы на изучаемый праздник – помечена лишь память события. Та же кодификация содержится и в Канонаре X-XI столетий. Следовательно, служба на Введение пелась в храме Пресвятой Богородицы в Халкопратии, куда утром в день праздника из храма Св. Софии направлялась лития с участием Патриарха. На утрене (на Пс.50) и на малом входе Литургии полагался тропарь 4-го гласа Днесь благоволения Божия предображение: Кроме того, указаны чтения на Литургии: прокимен 3-го гласа (Лк.1:46а-47), Евр.9:1–7, аллилуиарий (4-го плагального, то…
21 ноября/4 декабря Тропарь, глас 4 Днесь благоволе́ния Бо́жия предображе́ние и челове́ков спасе́ния пропове́дание: в хра́ме Бо́жии я́сно Де́ва явля́ется и Христа́ всем предвозвеща́ет. Той и мы велегла́сно возопии́м: ра́дуйся, смотре́ния Зижди́телева исполне́ние. Кондак, глас 4 Пречи́стый храм Спа́сов, многоце́нный черто́г и Де́ва, свяще́нное сокро́вище сла́вы Бо́жия, днесь вво́дится в дом Госпо́день, благода́ть совводя́щи, я́же в Ду́се Боже́ственнем, Ю́же воспева́ют А́нгели Бо́жии: Сия́ есть селе́ние небе́сное. Домостроительство нашего спасения называется в Священном Писании тайною, сокрытою от веков и родов в Боге (Кол. 1, 26; Еф. 3, 9). Как воплощение Сына Божия облекается таинственностью, удаляясь от всего, что, по понятию человеческому,…
(История Иакова о рождении Марии) I. В двенадцати коленах Израиля был некто Иоаким, очень богатый человек, который приносил двойные дары Богу, говоря: Пусть будет от богатства моего всему народу, а мне в отпущение в умилостивление Господу. Наступил великий день Господень, когда сыны Израиля приносили свои дары. И выступил против него (Иоакима) Рувим, сказав: Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю. И огорчился очень Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племен народа, говоря: поищу в двенадцати коленах Израиля, не я ли один не дал потомства Израилю. И исследовав, выяснил, что все праведники оставили потомство Израилю. Вспомнил он…
С падением греческой империи под владычество турок, наступили тяжкие времена для христиан греческой Церкви. Уничижение пред поклонниками лжепророка, воспрещение воздвигать новые храмы и возобновлять прежние, стеснение в исполнении обязанностей веры и благочестия, прельщение выгодами житейскими, клеветы и насилия в неустроенном государстве, – все вооружалось против исповедников имени Христова. Но Церковь, страждущая в огне искушений, мужественно преодолевала и преодолевает все ухищрения духа злобы и лукавства. Между ее пастырями, иноками и мирянами, никогда не было недостатка в таких мужах, которые при встрече с затруднительными обстоятельствами, подобно древним мученикам, отвергая льстивые предложения и не страшась никаких лишений, скорее соглашались жертвовать своей жизнью, нежели…
Магистерская диссертация Вместо предисловия Источники и пособия Введение 1. Личность священного писателя книги. Имя пророка 2. Время написания книги пророка Аввакума в связи с общей характеристикой религиозно-нравственного состояния иудейского народа, современного пророку 3. Единство книги пророка Аввакума. Ее содержание 4. Строение книги пророка Аввакума и ее язык Толкование Реальное и типологическое толкование нашей книги Глава первая Надписание книги Сетования пророка на нечестие современников пред Господом Призыв ко вниманию (ст. 5) Ответ Господа пророку (ст. 6–11) Второе воззвание пророка к Господу (ст. 12–17) Глава вторая Господь призывает пророка быть внимательным к видению (ст. 1–4) Горе Халдеям (ст. 5–20) Первое горе (ст.…