Содержание Общее введение 1. Бог есть Троица 2. Троичное богословие и троичное Домостроительство 3. Троичное измерение богословия 4. Откровение и познание троичной тайны 5. Богословское образование Библейское богословие I. Образы и прозрения Ветхого Завета 1. Библейский монотеизм 2. Образ ангела Господня в Ветхом Завете 3. Слово Божие и Дух Божий в Ветхом Завете 4. Премудрость Божия в Ветхом Завете 5. Тайна Божия и богопознание в Ветхом Завете 6. Божественные энергии как формы богооткровения, присутствия и освящения Заключение II. Откровение Пресвятой Троицы в Новом Завете 1. Общие соображения 2. Троичное Откровение в Евангелиях 3. Опыт троичной жизни в апостольских общинах ранней…
Я попробую рассказать об отношении мира и церковной жизни, о возможности влияния мира на церковную жизнь, и о том, какое влияние может оказывать мир на церковную жизнь. Церковь существует в мире и не вне мира. В свете Божественного Откровения, а значит, в свете и Священного Писания, и церковного Предания понятие «мир» имеет два значения. Первое понимание мира, скажем, позитивное, и оно первое. Позитивное – это то, что сказал апостол Иоанн в своем Евангелии: « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына…
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие Биография Введениe Значение и сущность аскетических подвигов: "юродства" и "столпничества". Задачи иcследования Часть первая ГЛАВА I. Исторические данные о святых юродивых. Смысл и значение различных наименований св. юродивых. Определение слова "юродство" *** ГЛАВА II. Смысл употребляемого в Священном Писании слова "буйство", сущеcтвенного признака "юродства". Определение "юродства" в тесном смысле *** ГЛАВА III. Причины "юродства" в связи с вопросом о назначении человека. Реализация священного текста св. юродивыми. Объяснение подражания их Иисусу Христу *** ГЛАВА IV. Сознательно-намеренное принятие святыми юродивыми безумства. Психологический смысл их притворного безумия. Отношение святых юродивых к уму. Скрытность их характера *** ГЛАВА V. Вид физической жизни…
Преподобный отец наш Стефан родом был русин, из славянского народа, из северной страны, называемой Двинской, из города Устюг. Сыном был одного христолюбца, верного христианина, по имени Симеон, клирика великой соборной церкви Святой Богородицы, что на Устюге. Мать его была тоже христианкой, по имени Мария. Еще ребенком, с малолетства отдан он был учиться грамоте, и скоро всю грамоту изучил так, что через год читал каноны и стал чтецом в соборной церкви. Он превосходил многих сверстников хорошей памятью, остроумием и быстротой мысли, в учении преуспевал, рос отроком благоразумным, возрастая разумом душевным, телом и благодатью. К играющим детям не подходил. Тех, кто суетным…
Содержание Памяти Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Преосвященный Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Памяти Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Архиепископ Василий Брюссельский и Бельгийский (в миру Всеволод Кривошеин) был призван ко Господу 22 сентября с.г. (1985) в родном городе Петербурге, где он родился 19 июня 1900 года и где провел всю свою юность вплоть до Первой мировой войны. Его отец А. В. Кривошеин был министром земледелия и землеустройства в царствование императора Николая II. Февральская революция застала его студентом филологического факультета Петроградского университета. Переехав вскоре в Москву, Всеволод решил перебраться на юг и вступить в ряды Добровольческой Армии. Вследствие военных действий Всеволод был…
профессор Алексей Петрович Лебедев История разделения церквей в IX-м, X и XI веках С подробным указанием русской литературы, относящейся к этому предмету с 1841 года по 1900 годы. Содержание От автора Век девятый I. Отношения Византии и Рима с начала патриаршества Фотия до собора 861 года II. Константинопольский собор 861 года, именуемый Перво-вторым или Двукратным и стали рассматривать как вторичный собор по одному и тому же делу, а отсюда возникло и самое название его: Перво-второй или Двукратный (Hergen. I, 438). III. Борьба папы Николая I-го с патриархом Фотием IV. Начальные годы (867 – 869) второго патриаршества Игнатия V. Константинопольский собор…
Содержание Введение Церковь — Царство Божие Раскрытие природы Церкви в образных сравнениях Ветхозаветные тексты. Церковь в образе горы (Сион) Небесно-земная Церковь Непобедимость Церкви Церковь пребывает в истине Святость Церкви Иерархия и священство необходимы Церкви Значение Апостольского Предания Как относиться к "внешним" Жизнь Церкви — возрастание в любви Заключение Введение Христианам апостольских времен не надо было объяснять, что такое Церковь, потому что они составляли ее и жили ею. После 16-го столетия, с появлением всевозможных сект, понятие о Церкви в христианском мире становилось все более и более расплывчатым. Тем не менее истинная Церковь, непрерывно восходящая к апостольской Церкви, существует и в наше…
Предисловие переводчика Житие свт. Амвросия, епископа Медиоланского, написанное его секретарем диаконом Павлином, относится к самым известным памятникам латинской агиографической литературы V в., несомненно, благодаря той исключительной роли, которую сам святитель сыграл как в формировании богословия Западной Церкви, так и в выстраивании отношений между Церковью и государством не только на западе, но и на востоке империи. Уже из «Церковной истории» Руфина Аквилейского (403 г.) подробный рассказ о том, как свт. Амвросий отлучил императора Феодосия от Церкви за резню в Фессалонике, попал в весьма популярную в Византии хронику Георгия Монаха (Амартола), а оттуда – в декабрьский том Четьих Миней (под 7-м числом),…
профессор Алексей Иванович Сидоров Святоотеческое учение о таинстве покаяния 04 января 2012 г. Некоторые аспекты) В начале XX века молодой и талантливый русский патролог и богослов иеромонах Пантелеимон (Успенский), к сожалению, очень рано скончавшийся (а, может быть, к счастью, ибо Господь взял его к Себе в 1918 г., избавив, видимо, от грядущих скорбей), писал так: “Христианство взятое в целом как объективно данная истина и как субъективно усвояемая жизнь есть таинство – тайна <…> Таинство христианства это, с одной стороны – христианская жизнь по вере; тайна христианства это – живая жизнь во Христе, верою воспринимаемая и деятельно осуществляемая, единая нераздельная духовно-благодатная…
Мы находим существенную двойственность в христианской жизни и в особенности в молитвенной жизни. С одной стороны вся наша духовная жизнь зиждется на личном отношении к Богу, но вместе с тем, по своей природе христианство соборно и человеческая личность немыслима без отношения и общения с другими личностями. Можно говорить о соборной природе человеческого духа, человеческого творчества, языка, искусства и т.д. Эта тема была значительно углублена в русской религиозной мысли в особенности среди поздних славянофилов, в частности у С.Н. Трубецкого. Мне бы хотелось особенным образом остановиться на видимом противоречим, но реальном сродстве личной молитвы и молитвы церковной, «Когда ты молишься, войди в…
В великий день таинственной Пятидесятницы было положено начало новому благодатному царству – обществу Нового Израиля, Церкви Христовой – мистическому телу Христову. В Церкви воссоздано единство человеческого естества, расчлененного грехом. Горделивому строительству вавилонской башни, смешению языков и разделению человечества в богослужении Пятидесятницы противопоставляются огненные языки Св. Духа и богочеловеческое соборное тело Церкви, соединенное воедино любовью. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21), – молился Христос своему Отцу в первосвященнической молитве. Эта молитва и предшествующая ей прощальная беседа Христа с собеседниками – друзьямиапостолами в Сионской…
Святой Землей называется территория нынешнего Израиля, или Палестина. Дословно выражение «святая земля» встречается у пророка Захарии (Зах. 2,12) и в книге Премудрости Соломона (Прем.12, 3), где она названа и землей, драгоценнейшей для Бога из всех других: «земля, драгоценнейшая всех у Тебя» (Прем. 12, 7). Название же Палестина, по-древнееврейски Paleseth, означает землю филистимлян, которые в конце XIII века до P. X. заняли эту территорию и дали ей название, о чем и расскажет греческий историк Геродот. Однако древнейшее библейское название этой территории – Ханаан (Суд. 4, 2), «земля Ханаанская» (Быт. 11, 31) или «земля Хананеев» (Исх. 3,17). Несколько позднее в Ветхом Завете…
Мне привелось познакомиться с о. Киприаном в 1942 году, будучи еще школьником. В то время о. Киприан уже покинул улицу Лурмель в Париже, где он священствовал при «Православном Деле», созданном матерью Марией (Скобцовой), и стал настоятелем домовой церкви семьи Трубецких, имени свв. Константина и Елены в Кламаре (в предместьях Парижа). Помимо этого о. Киприан был приглашен в Свято-Сергиевский православный богословский институт, читать курс литургики. Впоследствии, когда о. Георгий Флоровский оказался в Греции на все время войны, о. Киприан занял кафедру патрологии, а затем и пастырского богословия. О. Киприан стал моим духовным отцом и руководителем в трудные годы немецкой оккупации. Уже…
Содержание: •              Жизнь, чудеса и поучения великого святого 20-го века — Архиепископа Иоанна Шанхайского (Максимовича). “Святость — это не просто праведность, но достижение такой духовный высоты, что благодать Божия, наполняющая святого, от него переливается и на тех, кто общается с ним. Велико блаженство святых, в котором они пребывают, созерцая славу Божию. Будучи полны любви к Богу и людям, они отзывчивы на людские нужды и ходатайствуют перед Богом и помогают тем, кто к ним обращается.” Характеризуя такими словами древних святых, Владыка Иоанн одновременно суммировал и свое личное духовное устремление, которое сделало его одним из величайших святых нашего времени. Жизнь праведника ВЛАДЫКА…
Экуадорское зeмлетpяceниe разбудило пpeдcказания теологов о возможном пpиближeнии земной катастрофы с провалом в трещину коры морей и кoнтинeнтoв и части человечества. Кое кто из благоденствующих oбывaтeлeй Новаго Света изволил уже обезпокоиться... Бeзпoкoйcтво безплодное. Власти над хтоническими силами ни у кого нет. Творись воля Бoжья! Но вот, когда не сытые обыватели, а ответственные вожди человечества пребывают в безчувственном созерцании, как на их глазах открыто и програмно свыше тридцати лет готовится тоже мировая историческая катастрофа, – это уже не курьез близорукости и нечувствия, а величайшее, тоже мирoвoe и роковое бедствие. Всякому русскому понятно, о чем мы говорим. В этой слепоте занимающих командный…
I. Величание Богородицы Никогда заранее не узнаешь: что именно упадет тебе на душу от начинающегося праздника; и в особенности не догадаешься (да и не нужно): с чего именно прежде всего начнет душа воспринимать праздник; или: что даст прежде всего благодать праздничная. Потому думаю, – лучше всего достойно приготовляясь, ничего искусственно не придумывать, а смиренно предоставить себя благодати Божией, особенно – в храме. Вот как было со мною на этот праздник. Пришел я к вечерне без всяких мыслей… Разве одно предположение мелькало иногда: «Этот праздник не даст ни особенных чувств, ни выдающихся мыслей». Но, с другой стороны, стало от этого предположения…
Рождество Пресвятой Богородицы. Фреска монастыря Студеница Рождество Пресвятой Богородицы можно, по словам святого Андрея Критского, назвать «началом праздников», хотя этот Богородичный непереходящий праздник едва ли не последний из двунадесятых по времени своего появления в Церкви. С точки зрения вероучения, рождение Пресвятой Богородицы, Матери Иисуса Христа, не было событием случайным и обычным, ибо Ей была отведена важная роль в осуществлении Божественного плана спасения человечества. О Ее рождении еще задолго до этого события содержится много предсказаний в ветхозаветных пророчествах и прообразах (чудесное произрастание; рождение Эммануила (Богочеловека) от Девы; врата, чрез которые пройдет Господь, но врата те останутся по-прежнему закрыты и проч. См.:…
Хотя Рождество (nativitas) Пресвятой Богородицы можно, со св. Андреем Критским, назвать «началом праздников», но по времени появления своего в Церкви этот праздник едва не последний из двунадесятых. Вообще Богородичные праздники должны были появиться позднее Господских. Правда, первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы мы встречаем в V в. на Востоке в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439-446 гг.), а на Западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492-496 гг.). Но эти свидетельства не имеют полной достоверности: подлинность слов Прокла оспаривается, а древнейшие списки сакраментария Геласия — значительно позднее этого папы (не ранее VIII в.). В недавно открытом сирийском месяцеслове 412 г.…
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Первые свидетельства об этом двунадесятом празднике относятся к V в. Это Слова Прокла, патриарха Константинопольского (439–446 гг.) и сакраментарий папы Геласия I (492–496 гг.), хотя древнейшие списки последнего датируются лишь VIII в. В пользу раннего появления праздника Рождества Богородицы в Восточной Церкви говорит и тот факт, что этот праздник есть под той же датой (8 сентября) у иаковитов и несториан, отделившихся от Православной Церкви в V в., под названием «Рождество Владычицы…
РОЖДЕСТВО́ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ  (греч. Γενέθλιον τῆς ‘ΥπεραγίαςΘεοτόϰου, лат. Nativitas Beatae Mariae Vir­ginis), хри­сти­ан­ский празд­ник, по­свя­щён­ный ро­ж­де­нию Де­вы Ма­рии, ко­то­рой пред­на­зна­че­но бы­ло стать Бо­го­ро­ди­цей, ма­те­рью Ии­су­са Хри­ста. В боль­шин­ст­ве хри­сти­ан­ских церк­вей (за ис­клю­че­ни­ем про­тес­тант­ских) от­ме­ча­ет­ся 8(21) сент. В пра­во­слав­ной тра­ди­ции – пер­вый дву­на­де­ся­тый празд­ник с на­ча­ла бо­го­слу­жеб­но­го го­да. Со­глас­но апок­ри­фич. пре­да­нию (ка­но­нич. Еван­ге­лия об этом не упо­ми­на­ют), Де­ва Ма­рия ро­ди­лась у по­жи­лой евр. суп­ру­же­ской че­ты Ио­а­ки­ма и Ан­ны, дол­го тер­пев­ших «по­но­ше­ния бес­чад­ст­ва» (бес­пло­дие в Вет­хом За­ве­те рас­смат­ри­ва­лось как на­ка­за­ние Бо­жие за гре­хи). Од­на­ж­ды в Ие­ру­са­лим­ском хра­ме Ио­а­ки­му ука­за­ли на бес­пло­дие его бра­ка и от­верг­ли его жерт­ву. «По­срам­лён­ный пе­ред на­ро­дом» ста­рец уда­лил­ся в пус­ты­ню, дав обет не воз­вра­щать­ся до по­лу­че­ния зна­ме­ния свы­ше.…