0. Предварительные замечания В своих отзывах на проект «Положения о монастырях и монашествующих» (далее — «Проект»), опубликованных практически одновременно и выражающих совершенно идентичную оценку как самого «Проекта», так и критических отзывов на него (вплоть до буквального совпадения отдельных выражений), высокопреосвященнейшие митрополиты Иосиф Иваново-Вознесенский и Вичугский и Аристарх Кемеровский и Новокузнецкий, затронули ряд существенных проблем канонического права, входящих в раздел так называемого «монашеского права»[1]. Немного позже появился отзыв преосвященного Вениамина, епископа Пензенского, в котором горячая поддержка вынесенной на обсуждение редакции «Проекта» также сочетается с недоумением и осуждением дискуссии на официальных форумах Межсоборного присутствия. Как всем известно, по благословению Святейшего Патриарха Московского…
Толстые и Долинино-Иванские                                Т.В.Комарова , ведущий научный сотрудник музея-усадьбы Ясная Поляна» Толстые и Долинино-Иванские – древние дворянские роды, отличившиеся не только верной и преданной службой Отечеству, но и давшие молитвенников за землю русскую и православный народ. В 1895 году Долинино-Иванские и Толстые породнились. Иван Михайлович Долинино – Иванский (1869-1931) женился на княжне Александре Леонидовне Оболенской (1876-1958)[1], мама которой, Елизавета Валериановна, была урожденная графиня Толстая, родная племянница писателя Л.Н. Толстого и дочь его сестры Марии Николаевны - монахини Шамординского монастыря Марии. Прабабушка Александры Леонидовны по линии…
Оптинский монах Виктор Вейденгаммер – персонаж романа И.С. Шмелева «Пути небесные» Алексей Маркович Любомудров, д.филол.н., вед. н.с. ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН Статья опубликована в издании: Шмелев И.С. Пути небесные: Роман. М., 2005. С. 793 – 837. Если любознательный паломник, приехав в Оптину Пустынь, зайдет в знаменитый Предтеченский Скит и, помолившись у келий старцев Амвросия и Макария, поинтересуется, что за скромное здание прячется от людских глаз в юго-западном углу Скита, ему скажут: «Это - домик Вейденгаммера». Кем же был этот человек со странной фамилией, и почему его имя, наряду с именами прославленных старцев, увековечено в истории обители? Рясофорный монах Виктор (Вейденгаммер)…
Оптина пустынь в годы гонений Монах Платон (Рожков), насельник Оптиной пустыни Доклад на XIX Международных Рождественских образовательных чтениях Оптина пустынь в начале ХХ века являлась одной из известнейших обителей России. Это был крупный монастырь с довольно развитым хозяйством[1]. Богослужения проводились в восьми храмах обители, в том числе в двух храмах в Иоанно-Предтеченском скиту. В числе священнослужителей среди братии в 1916 году были: один епископ (на покое), два архимандрита, два игумена, 36 иеромонахов, 18 иеродиаконов. Всего в обители перед закрытием числилось 204 насельника, а также 138 так называемых добровольных послушников – ожидающих вакансии, находящихся на испытании или трудившихся по обету[2]. Оптинская…
Содержание Предисловие Истолкование Евангельского учения о Суде 1. Цель земной жизни – научиться любить Господа. О страхе 2. Мучения грешников – естественное состояние их собственной души 3. Страшный Суд – полное явление и приближение Творца к творению Своему 4. Причина страданий – следствие самопроизвольного отречения от Божественной любви 5. В чём состоит цель сошествия Христа во ад? 6. Что такое ад? 7. Что делает человека свободным и кто такие «сыны противления»? 8. Что называется хулой на Духа Святаго? 9. Что такое частный суд Божий? О существовании души после смерти 10. Прохождение мытарств как путь самопознания души 11. Что означают слова…
Сочинение, бывш. профессора московского университета, протоиерея А. М. Иванцова-Платонова Содержание Предисловие Отдел первый. Римско-католическая церковь: её вероучение: административное устройство, богослужение и краткая история. § 1. Постепенные отступления Западной церкви от древнего православия: общая характеристика средневекового схоластического богословия Западной и церковной жизни в средние века § 2. Католическое учение о Боге, Его свойствах и внутренней жизни; искажение догмата о взаимных отношениях Лиц Св. Троицы § 3. Искажённые римско-католические понятия о правосудии Божием и спасении людей, о сверхдолжных делах, таинстве покаяния, об епитимиях, чистилище, индульгенциях, о почитании святых и Богородицы Девы Марии § 4. Католические понятия о Церкви § 5. Католические понятия…
В кн.: Русское искусство позднего средневековья. Образ и смысл. Сб. научных трудов НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ. М., 1993. С. 103-141. Зодчество северо-восточной Руси середины ХVI в. отмечено истории русской архитектуры богатством художественного языка. В многообразии типологии церковных зданий доминирующее положение занимают два направления в храмовом строительстве, различающиеся как по созданному художественному образу, так и по отношению к сложившейся традиции московской архитектуры. Первое направление связано с утверждением типа пятиглавого, в основном четырехстолпного храма, являющегося, упрощенным вариантом середины ХVI в. кремлевских шестистолпных пятиглавых соборов, восходящих к владимирскому образцу. Второе, напротив, связано с созданием принципиально нового типа храма, отличающегося по…
В кн.: Святые и святыни северорусских земель. Каргополь, 2002. В современной историографии бытует мнение о Кенозерье как об одном из ранних очагов колонизации Русского Севера, связанном со Свирско-Онежско-Двинским путём - одним из магистральных путей новгородского движения на Север. Под понятием «Кенозерье» следует понимать Кенозерский национальный парк, образованный в 1991 г. на территории Плесецкого и Каргопольского районов Архангельской области. Освоение берегов Кенозера русскими людьми полностью совпадает с известными этапами колонизации Севера Новгородом и Ростовом Великим. Первый период охватывает X - XIII вв. В это время на территории Кенозерья формируется сеть водно-волоковых путей, необходимая не только для освоения Кенозера, но и дальнейшего…
Я не решусь утверждать, что Владимир Соловьев, живший в эпоху глубокого упадка русской поэзии, когда возможности классической парадигмы уже были исчерпаны, а новые возможности еще не были открыты, был победителем именно как поэт, умеющий, до конца наложить свою волю на материал стиха. Но в истории духовной культуры человечества есть художники, которые были значительнее самих себя и видели больше, чем могли до конца воплотить. История мировой живописи может в самом крайнем случае обойтись, скажем, без немецких романтиков Филиппа Отто Рунге и Каспара Давида Фридриха, без библейских этюдов нашего Александра Иванова; история духа, Geistesgeschichte, как говорят немцы, — не может, и в…
Работа митрополита Диоклийского Каллиста посвящена Иисусовой молитве в учении святого Григория Синаита (1255–1346). Перед нами встаёт образ выдающегося святого, который наряду с Григорием Паламой положил начало возрождению исихазма. Рассматривая различные формулы Иисусовой молитвы, а также внутренние и внешние технические приёмы сердечного моления в восточно-христианской традиции, митрополит Каллист затрагивает также вопрос о возможном сходстве или влиянии на них других религий. Содержание Два Григория Жизнь и путешествия Богословский контекст Иисусовой молитвы: осознание благодати крещения Словесная форма Иисусовой молитвы Внешние приёмы: управление дыханием Внутренние приёмы: молитва непрерывная и необразная Признаки действия Иисусовой молитвы: радостная печаль, теплота и свет Два Григория Ключевую роль в…
Содержание 1. Обетование о семени жены 2. Обетование, данное патриархам Аврааму, Исааку и Иакову 3. Пророчество патриарха Иакова 4. Пророчество Валаама 5. Пророчество Моисея о пророке подобном ему  В Новом Завете неоднократно указывается на Моисея, как на Пророка, предвозвестившего пришествие Спасителя миpa. Иисус Христос, обличая неверие Иудеев, обращает внимание их на Писание, свидетельствующее о Нем: испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о Мне (Ин. 5:39), и в особенности указывает им на Моисея, писавшего о Нем: не мните, яко Аз на вы реку ко Отцу: есть иже на вы глаголет, Moисей, наньже вы…
I. Служба Страстной седмицы. Еще несколько дней, и чадолюбивая многопопечительная наша Мать Святая Церковь усталым труженикам святого поста, в утешение и ободрение их, будет песнословить: «Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти твоея просим видити, человеколюбче, еже прославити в ней величия твоя и неизреченное нас ради смотрение твое, единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе». Итак, окончен трудный путь покаяния и молитвы, как время душеполезных подвигов для верующих, и Святая Церковь приглашает всех нас прославить в наступающие святые дни воспоминания страстей Господних, особенную к нам грешным милующую любовь Божию, ради которой Господь Бог не пощадил и Единородного Сына своего, но предал Его…
архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием. Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!  Милостью Всещедрого Бога мы сподобились достигнуть светозарной пасхальной ночи и вновь радуемся славному Христову Воскресению. Сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим великим праздником и торжеством из торжеств. Почти две тысячи лет отделяют нас от воспоминаемого ныне события. Однако каждый год Церковь с неизменным духовным трепетом празднует Воскресение Господне, неустанно…
духовенству, монашествующим и мирянам Тверской епархии "Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее" (Ин. 10:17-18) Возлюбленные о Господе досточтимые пресвитеры и диаконы, Боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сегодня мы с вами сподобляемся разделить вновь Великое Событие Воскресения - ПАСХУ ХРИСТОВУ!  ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! По завершении дней Великого Поста каждый из нас с благоговейным трепетом подошел к святыне Пасхальной истины и главному событию всей сути нашего мироздания – Христову Воскресению. Господь Иисус Христос претерпел немыслимые страдания ради того,…
Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия Содержание Предисловие Пролог. Основные этапы развития доникейского богословия Часть I. Александрия Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский Глава I. Проблема возникновения Александрийской школы Личность Пантена Глава II. Жизнь и творчество Климента Александрийского 1. Жизненный путь Климента 2. Литературная деятельность Климента Глава III. Миросозерцание Климента Александрийского 1. Отношение Климента к греческой философии 2. Подход Климента к Священному Писанию и церковному Преданию 3. Экклесиология Климента 6. Учение о Логосе, христология и сотериология 7. Антропология и нравственное учение Заключение Святой Дионисий великий: жизнь и творения 1. Жизнь и церковное служение св. Дионисия 2. Литературная…
Содержание Предисловие Введение Эпоха догосударственная Был ли апостол Андрей Первозванный на Руси? Начатки христианства на территории будущей России И. Начало исторической жизни русского народа II. Древнейшие свидетельства о знакомстве руссов с христианством Первое крещение Киевских руссов Олег (882–912 гг.) Игорь (912–942 гг.) Княгиня Ольга (945–969 гг.) Святослав (945–972 гг.) Князь Владимир. Его обращение и крещение Внерусские, греческие и арабские свидетельства Осмысление «Повести» Крещение Киевлян Преображение самого князя Владимира Западный миф о крещении Руси Сношения Римских пап с кн. Владимиром Кто был первым русским митрополитом? Деление на периоды Период Киевский, или до-Монгольский Распространение христианства Церковное управление в киевский период Епархии и…
Содержание: Тайна Креста Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира Что говорил Спаситель о Своих крестных страданиях Что говорили об этом Апостолы Значение креста Христова в нашей жизни Акафист страданиям Спасителя в русском переводе Тайна Креста У одного богатого человека было два сына. Старший был тихим, трудолюбивым и послушным; младший, напротив, был ленивым, легкомысленным и своенравным. Он любил убегать из дому, чтобы встречаться со всякими бродягами, и этим печалил отца. Однажды, когда отец с старшим сыном отлучились на несколько дней, младший сын устроил дома вечеринку для своих друзей. Загремела музыка, полилось вино. Друзья, разгоряченные вином, повздорили. Произошла безобразная драка с…
Блаженнейший Антоний Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и глава Русской Православной Церкви заграницей, принадлежит к числу великих людей, непонятых и неоцененных своими современниками, но оставивших после себя драгоценное наследие – богословское творчество и заветы о призвании, жизни и возрождении России. Блаженнейший Антоний Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и глава Русской Православной Церкви заграницей, принадлежит к числу великих людей, непонятых и неоцененных своими современниками, но оставивших после себя драгоценное наследие – богословское творчество и заветы о призвании, жизни и возрождении России. В этих немногих строках мы постараемся показать в чем состоит его величие и какое значение он и его наследие имеют…
О чтении евангелий в первые три дня Страстной седмицы в нынешнем Типиконе на л. 384 (изд. Киевск. 1824 года) мы находим самые ясные и определенные указания. „И абие (т. е. после чтения Богородична третьего часа: „Богородице ты еси лоза истинная“) украшену аналогию, читаем мы в нынешнем Уставе, полагается на нем верху святое тетроевангелие, и лампады возжжены, и кадит иерей окрест аналоя, и олтарь, и Церковь всю, и братию по чину“. Известно будет, прибавляет Устав, как евангелие от Матфея все читается, подобно и от Марка, и от Луки, от Иоанна тоже читается до начала святых страстей, истинно как до „Ныне прославися…
В 1938 году на Афоне умер человек. Он был предельно прост – русский крестьянин, который пришел на Афон двадцати с небольшим лет и пробыл там около полувека. Он пошел на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Матерь Божия обещала заступиться за всякого, молиться за всякого, кто будет служить Богу в тамошних обителях. Он оставил свою деревню, сказав себе: “Если Божия Матерь готова заступиться за меня, я пойду туда, и Ее дело – спасти меня”. Он был замечательным человеком. В течение многих лет он заведовал монастырскими рабочими. Это были молодые русские крестьяне, которые нанимались на год-два работать,…