Портал «Богослов.Ru» предлагает вниманию читателей статью монаха Диодора (Ларионова), которая представляет собой вторую часть диптиха, посвященного участию Церкви в жизни современного общества. Первая часть, посвященная проблеме патриотизма, уже вызвала активное обсуждение на портале. Во второй части автор предлагает дальнейшее развитие темы, обращаясь к рассмотрению одного из ключевых вопросов, на фоне которого  разворачиваются дискуссии о патриотизме, о социальной и миссионерской деятельности Церкви и др. –  каким образом Церковь пребывает «в мире», но при этом она «не от мира сего»? 1. Вводные замечания Около пятнадцати лет назад пала советская идеологическая система, провозглашавшая своей государственной идеологией атеистическое мировоззрение. Закончились открытые и прикрытые гонения…
Содержание Часть I. Митрополит Антоний (Храповицкий) Часть II. Епископ Челябинский Гавриил (Чепур)   Среди русских иерархов, несших в ХХ веке крест изгнания и в настоящее время почти забытых, особое место занимает архиепископ Гавриил (Чепур) – замечательный проповедник, гимнограф, блестящий знаток устава. Его жизни и деятельности посвящен предлагаемый вниманию читателя труд о. Киприана Керна. Вместе с тем, данные воспоминания представляют собой самый замечательный портрет митрополита Антония (Храповицкого). В этих мемуарах, как в зеркале, предстает внутренний мир самого о. Киприана, где Русская Культура в самом высоком ее проявлении находит свое выражение в церковности. Часть I. Митрополит Антоний (Храповицкий) Маленький старинный городок в…
Бог привел мне быть свидетелем и участником чудной беседы, которую вел наш великий пастырь – молитвенник отец Иоанн Кронштадтский с другими пастырями Церкви Христовой. – Это было 21-го июня 1904 года в г. Сарапуле, куда батюшка прибыл по приглашению преосвященного Сарапульского – епископа Михея. – В зале местного Духовного Училища собралось окрестное духовенство в ожидании приглашённого туда батюшки. Когда он появился в дверях зала, все присутствующее встретили дорогого гостя пением: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра»... Батюшка сначала прошел в храм училищный, приложился к св. престолу, а потом вернулся в зал и пригласил всех сесть вокруг стола. Началась его дивная…
Содержание Предисловие к первому изданию Предисловие к пятому изданию I. Троицкая лавра II. Ростов III. Новый Иерусалим IV. Иосифов монастырь Воспоминания о посещении Святыни московской Государем наследником Московские монастыри. I. Чудов II. Донской и Данилов III. Симонов, Крутицы и Новоспасский IV. Новый Иерусалим V. Саввин монастырь VI. Грановитая палата VII. Троицкая лавра VIII. Собор Успенский IX. Патриаршая ризница X. Теремные церкви XI. Спас на бору I. Кремль II. Благовещенский собор III. Архангельский собор IV. Вознесенский монастырь I. Праздник Св. Сергия в его лавре II. Скит Гефсиманский I. Бородино II. Память освобождения Москвы от галлов Пасха в Кремле Воспоминание священного коронования…
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие к изданию 1891 г. Предисловие прот. С.Терновского ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Пс.11:9.........Окрест нечестивии ходят, по высоте Твоей умножил еси сыны человеческия. Пс.15:7.........Еще же и до нощи наказаша мя утробы моя. Пс.16:13,14.....Избави душу мою от нечестиваго, оружие Твое от враг руки Твоея. Пс.21.3.........Боже мой, воззову во дни и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне. Пс.36:4.........Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Пс.36:37........Храни незлобие и виждь правоту, яко есть останок человеку мирну. Пс.58:7.........Возвратятся на вечер и взалчут яко пес, и обыдут град. Пс.58:13,14.....Яти да будут в гордыни своей, и от клятвы и лжи возвестятся в кончине. Пс.63:7,8,9.....Испыташа…
Гоголь в Оптиной Пустыни Владимир Алексеевич Воропаев, д. филол. н., проф. МГУ Николай Васильевич Гоголь в своей жизни много путешествовал, объездил всю Европу, совершил паломничество в Иерусалим, собирался ехать на Святую гору Афон. Не раз бывал он в известных русских монастырях, в том числе в Оптиной Пустыни.  Слух о благодатных Оптинских старцах с первой трети ХIХ века начал привлекать в монастырь едва ли не всю верующую Россию – от крестьянина до государственного деятеля, искавших духовного утешения и наставления, а также ответа на жизненно важные вопросы. Приезжали туда русские писатели-мыслители – Иван Киреевский, Федор Достоевский, Лев Толстой, Константин Леонтьев. В этом…
De Sacramentis Книга I II III IV V VI Книга I 1. Я начинаю беседу о таинствах, которые вы приняли, но о смысле которых не подобало говорить прежде. Ведь у христианина главное – вера. Потому и в Риме верными называют тех, кто крещен, как и отец наш Авраам был оправдан по вере, а не по делам (ср. Рим. 4:1–22). Вы уверовали, а потому приняли крещение. В самом деле, непозволительно, чтобы я судил иначе, ведь ты не был бы призван к благодати, если бы Христос не счел тебя достойным Своей благодати. 2. Итак, что же мы совершили в субботу? Воистину отверзение.…
Содержание От Издательства Эллинизм и христианство. История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством за раннейший период христианской истории (150–254) Глава I. «Октавий» Минуция Феликса как первый полемический опыт Глава II. Лукиан Самосатский и его отношение к христианству Глава III. Цельс и Ориген Глава IV. Христос в изображении Цельса Глава V. Эсхатология христиан Глава VI. Христианство в его историко-практическом выражении Глава VII. Ориген и его апология против Цельса Глава VIII. Полемика Цельса против иудейства и апология Оригена Глава IX. Христос в изображении иудея и Оригена Глава X. Христос с точки зрения иудеев, отказавшихся от закона и вступивших в число последователей Иисуса…
В конце октября благословенная Оптина Пустынь торжественно празднует память преподобного Амвросия Оптинского, 23 октября; на следующий день – Собор преподобных Оптинских старцев, и 28 октября – день памяти иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» [1]. Эта икона, написанная по благословению преподобного Амвросия, особо почитается в Оптиной Пустыни. Старец установил и дату ее празднования 15(28) октября, службу благословил править по общей Минее, читать обыкновенный Богородичный акафист с составленным им припевом: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». Этот припев поется и в написанном уже в наши дни акафисте Пресвятой Богородице в честь иконы…
Содержание О молитве О страстях, или коренных грехах, господствующих в человеке О добродетелях для достижения блаженства О заповедях церковных  Вопрос: Кто даровал тебе бытие и жизнь? Ответ: Бог. В. Какое ты имеешь понятие о Боге? О. Бог есть создатель неба, земли и всех тварей. В. Не открыл ли сам Бог понятия о Себе, как о создателе неба и земли? О. Бог открыл людям познание о Себе, в слове Божием или священном Писании, а отчасти в предании православной Церкви. В. Как учит слово Божие о сотворении неба и земли? О. Учит, что Бог сотворил из ничего небо, ангелов и землю в…
1. Если наука существует в чем-нибудь (а существовать она может только в том, что наделено жизнью), и если она существует всегда (а, коли так, то вместилище ее тоже должно быть вечным), то, следовательно, то, в чем существует наука, живет вечно. К такому выводу приходим мы, т. е. наша душа, а так как делать правильные умозаключения без науки нельзя, а без науки может существовать только та душа, которая лишена ее в силу своей природы, то, значит, в человеческой душе наука существует. Итак, поскольку наука существует, то она непременно существует где-нибудь (ведь не может же она существовать в "нигде"). Точно также не…
В распоряжение Кружка почитателей Андрея Николаевича Муравьева (р. 1805, †1874 г.) были предоставлены в 1911 г. племянником сего приснопамятного Церковного деятеля, Андреем Владимировичем Муравьевым автобиографические записки Андрея Николаевича, названные им «Мои воспоминания», доселе еще неизданные. Воспоминания эти, написанные на 56 больших листах синей бумаги с клеймом «А. Гончаров 1856», писарским почерком, исправлены карандашем рукою Андрея Николаевича. С дополнением пояснительных прпмечаний ныне они издаются по постановлению Кружка в память Андрея Николаевича Муравьева, от 11 декабря 1911 г. 13 июля 1857 г. Останкино Несколько уже раз, многоуважаемый отец Леонид1 вы изъявляли мне удивленье о странности моего положенья в свете, между мирским и…
В альманахе «Соловецкое море». № 3, 2004. О ранней истории и облике Соловецкого монастыря мы знаем мало и очень приблизительно. Описи XVI–XVII вв. не описывают, а лишь перечисляют его постройки. Правда, существуют многочисленные иконы, посвященные его основателям — преподобным Зосиме и Савватию, но и там, если и показан монастырь, то, как правило, весьма обобщенно, лишь как некое обозначение, главное в котором — его островное положение. Иконописцы никогда не писали монастырь с натуры: им важно было подчеркнуть и выразить его святость, а вовсе не изменяемость во времени. Правда, есть немногочисленные исключения из этого правила. Систематизация древнерусской иконографии Соловецкого монастыря позволила нам…
(По поводу одного из авторов «Изборника Святослава» 1073 г.) Содержание 1. Постановка вопроса 2. Феодор Раифский и неохалкидонизм 3. Феодор Фаранский и монофелитство 4. Философская часть «Приуготовления» и проблема единства трактата 5. Проблема датировки трактата 1. Постановка вопроса В «Изборнике Святослава», представляющем собой древнеславянский перевод патристического флорилегия, среди фрагментов прочих отцов церкви фигурируют обширные выдержки (л. 223а-2376) из трактата Феодора Раифского «Приуготовление». О личности этого автора практически ничего не известно: внешние свидетельства о нем отсутствуют и всю информацию относительно Феодора Раифского можно почерпнуть только из самого сочинения. Особого внимания исследователей данное произведение не привлекало. Одним из первых ученых, заинтересовавшихся им,…
Глеб Михайлович Запальский, к.ист.н., доцент кафедры истории Церкви МГУ им. М.В.Ломоносова Отрывок из книги автора «Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825–1917 годах» (М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009) Оптинская монастырская культура во многом была ориентирована на внешний мир, с которым у нее складывались многообразные связи. Это заметно и в традиции старчества, которое здесь было открыто для широкого круга монахов и монахинь из других обителей и мирян, и в переводческой, издательской деятельности оптинцев, и в контактах с писателями, поэтами, философами. Исходя из этого, интересно было бы посмотреть на мир глазами оптинских монахов и послушников, узнать их отношение к крупнейшим событиям…
1) Monuments pour servir a l’histoire de L’Egypte chretienne aux IV et V siecles par E. Amelineau. (Memoires de la mission archeologique francaise au Caire). Paris, 1888. fr. 60 2) Monuments pour servir a P histoire de P Egypte chretienne au IV siecle: Histoire de saint Pakhome et de ses communautes. Documents Coptes et Arabe inedits, publies et traduits par E. Amelineau. (Annales du Musee Guimet). Paris, 1889. fr. 60 Было время, когда изучение истории древней церкви представлялось трудом сравнительно легким. Занимающиеся древней церковной историей, ограничивались изучением лишь греческих и латинских источников. Знающие греческий и латинский язык, считали себя обладающими…
История Николаевского Карельского монастыря, расположенного на левом берегу Никольского рукава устья р.Северной Двины, в 40 км к западу от г. Архангельска, насчитывает уже более 600 лет. Его каменные строения, возведенные во второй половине XVII в., и по сей день возвышаются на территории ПО “Северное машиностроительное предприятие” г. Северодвинска Архангельской области. Основные сведения об истории монастыря были изложены в других публикациях. Здесь же основное внимание уделено тому этапу его строительства, от которого и сохранились дошедшие до нас памятники зодчества[1]. К 50-м годам XVII в. деревянные церкви монастыря – соборная холодная Николая Чудотворца и теплая Успения Пресвятой Богородицы (с трапезой и келарской),…
Исторический опыт и современные направления общественного служения монастыря Оптина Пустынь Иеродиакон Симеон (Кулагин), насельник Оптиной Пустыни Доклад на XIX Рождественских чтениях Введенская Оптина Пустынь  относится к числу тех монастырей, которые традиционно оказывали заметное влияние на русское общество. Расцвет обители приходится на время Оптинских старцев. Собор преподобных старцев оптинских – уникальное в истории Русской Церкви явление – на протяжении ста лет (с 20-х годов XIXв. до 20-х годов XXв.) четырнадцать старцев, преемствуя друг другу, несли свое служение Богу и народу Божию в Оптиной Пустыни. И старчество, и переводческая, издательская деятельность Оптиной Пустыни восходят к традиции преп. Паисия (Величковского). Эта традиция была…
Содержание Без записок Об истинном достоинстве человека Вера Божия в человека Самопознание Внутренняя устойчивость Что такое духовная жизнь Духовное руководство в Православной Церкви Итоги жизни Святость О призвании человека Примирение всей твари Мы должны нести в мир веру О свободе Созерцание и деятельность Служение христианина в секулярном обществе О подвиге любви Таинство любви Вопросы брака и семьи Без записок1 У меня очень мало воспоминаний детства, у меня почему-то не задерживаются воспоминания. Отчасти потому, что очень многое наслоилось одно на другое, как на иконах: за пятым слоем не всегда разберешь первый, а отчасти потому, что я очень рано научился – или…
Светлана Олеговна Захарченко, к. филол. н.,ст. преп. Петрозаводского ГУ, Член Союза Российских писателей Выступление на международной конференции «Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков». Вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе. Втор. 32, 7 Старчество, связанное с иноческим внутренним подвигом, имеющее цель достижения духовного совершенства, возникло одновременно с монашеством и во многом обусловило ход и течение истории Православной Церкви. Старчество ? это, с одной стороны, «праведники», лучшие монахи, достигшие высокой духовности, а с другой ? это особый тип святости. Различалось два рода старчества: в первом случае старец[1] являлся непосредственным Божиим избранником, не имеющим церковной должности, во…