Содержание         Бог и человечество Человеческая личность: наше сотворение, призвание и падение Иисус Христос Святой Дух «Причастники Божественного естества» (2 Пет. 1:4)  Бог и человечество1 В своей свободной любви Бог сделался человеком, дабы человек мог стать богом. Св. Ириней († 202) Наша социальная программа, говорил русский мыслитель Федоров, – это догмат о Троице. Православие горячо верит в то, что догмат о Святой Троице – не часть «высокого богословия», доступного только профессиональному богослову, но нечто живое, практически значимое для каждого христианина. Согласно библейскому учению, человеческая личность создана по образу Божьему, а Бог для христиан означает Троицу. Таким образом, только в свете догмата…
Мы продолжаем публикацию материалов из архива о. Николая Афанасьева, любезно предоставленных нам его сыном А.Н. Афанасьевым. Предлагаемый сегодня вниманию нашего читателя доклад, разрабатывающий уже неоднократно поднимавшуюся на страницах нашего журнала тему происхождения и сущности епископского служения, относится к последним годам жизни этого замечательного богослова, когда он особенно пристально вглядывался в те сдвиги в экклезиологии в Католической церкви, которые проявились в ней в связи со Вторым Ватиканским собором. Но если предыдущие статьи, опубликованные на страницах «Православной общины», были написаны в преддверии этого собора, то настоящий доклад – уже по первым результатам его работы. Как следует из его текстов, этот интерес о.…
В начале 1998 года в газете "Радонеж" было напечатано письмо в редакцию, в котором было отмечено, что истоки современного обновленчества идут от представителей т.н. "парижской" школы богословия: оо. Н. Афанасьева, А. Шмемана и И. Мейендорфа. Отвечая на это письмо, протоиерей Валентин Асмус, в частности, указывает, что он давно мечтает увидеть серьезный критический разбор сочинений о. Шмемана и о. Афанасьева. Около 40 лет тому назад протопресвитером Михаилом Помазанским, преподавателем Догматического Богословия в Свято-Троицкой семинарии, была написана предлагаемая статья — отзыв на книгу протоиерея Александра Шмемана: "Введение в литургическое богословие". В ней отец Михаил убедительно, спокойно и глубоко разбирает труд отца Шмемана, указывает на…
Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский, священномученики Митрофан (Вильгельмский), Александр (Ерошов), Михаил (Дейнека), Матфей (Вознесенский), Виктор (Каракулин), Ипполит (Красновский), Николай (Садовский), Василий (Иванов), Николай (Кулаков), Максим (Богданов), Александр (Саульский), Павел (Попов), Павел (Брянцев) и мученики Михаил (Вознесенский) и Григорий (Богоявленский) (память 19 мая по старому стилю) Священномученик Антоний (в миру Василий Александрович Панкеев) родился 1 января 1892 года в селе Садовом Херсонского уезда Херсонской губернии в семье священника, умершего от тифа в 1919 году. В 1912 году он окончил Одесскую Духовную семинарию по первому разряду и поступил в Киевскую Духовную академию. В 1915 году между Киевской и Петроградской академиями состоялся обмен…
Содержание Плавание из Бейрута в Кипр Атлантида Плавание от Кипра до Атталии. Море Памфилийское Атталия Дорога из Атталии в Бурдур Дорога от Бурдура до Денизли. – Колоссы Лаодикия Иераполис Дорога от Иераполиса до Филадельфии Филадельфия Сардис Некрополис Сардиса И Дорога в Фиатиру Фиатира и дорога в Смирну Смирна Пергам Ефес Ефес Остров Патмос Плавание из Бейрута в Кипр «Пристахом в Сидоне…….. и оттуду отвезшеся приплыхом в Кипр, зане ветры бяху противны.» (Деян. XXVII. 3. 4). В глубокую ночь я оставил Бейрут и перебрался на нанятый для меня купеческий бриг, который должен был унести меня, вероятно навсегда, от берегов Земли Обетованной.…
Резонным проповедником превосходства растительной пищи пред животною является в наши дни, между прочим, г. Эльпе, по поводу одной из статей которого возникла и наша настоящая заметка. Г. Эльпе (Л. К. Попов) – специалист в области «физики, ботаники, зоологии, физиологии, анатомии»1. К голосу такого знатока в области физиологии прислушаться далеко не излишне. По интересующему нас вопросу нам известны из прежних статей г. Эльпе две: одна под заглавием: « К вопросу о питании»2 и другая, надписываемая: «Мясная или растительная пища»3 . В первой обширной статье автор основательно доказывает, между прочим, что «среди хищных животных, питающихся исключительно мясной пищей, встречаются такие именно организмы…
31 мая 2012 г. Поскольку труды Оригена весьма многочисленны, то обычно их подразделяют на несколько групп. Учитывая определенную условность подобного подразделения, можно выделить следующие группы этих произведений: 1) библейско-критические и библейско-экзегетические труды; 2) творения апологетические и полемические; 3) сочинения богословско-догматического характера; 4) нравственно-аскетические произведения и 5) послания. Наиболее значительное число творений Оригена принадлежит к первой группе. Это обстоятельство отражает тот факт, что он был по преимуществу исследователем и толкователем Священного Писания. По словам Д. Леонардова, “немногие оказали делу изучения и истолкования Слова Божия такие замечательные услуги, немногие от самого детства до престарелого возраста жили столь трудолюбивой, подвижнической жизнью ученого исследователя…
Содержание Мученики Маккавеевские Опыт идеологии догмата Флоренский против Тареева Сельский просветитель Лицом ко рву Мученики Маккавеевские Протоиерей Александр Туберовский был уроженцем села Маккавеево Касимовского уезда Рязанской губернии. Удивительно, что из этого села Маккавеево происходят семь новомучеников – столько же, сколько и ветхозаветных мучеников Маккавейских. Это священноисповедник Александр Орлов, соловецкий узник, духовник святой блаженной Матроны Анемнясевской, священномученик Михаил Дмитрев, мученик Владимир Правдолюбов, священномученик Анатолий Правдолюбов, священноисповедник Сергий Правдолюбов, священномученик Николай Правдолюбов и священномученик Александр Туберовский… Отец Александра Туберовского, иерей Михаил, служил в сельском Покровском храме вторым священником. Как и большинство поповичей на Рязанщине, Александр окончил Касимовское Духовное училище (1896), а потом…
• Заключение Cинодальной богословской комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2-9. 11. 2006) • Письмо его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Минсокму и Случкосу, патриаршему экзарху всея Беларуси председателю синодальной комиссии • ПРИЛОЖЕНИЯ o            Отзыв № 1 на итоговый документ Православно-лютеранской смешанной комиссии o            Отзыв № 2 на итоговый документ Православно-лютеранской смешанной комиссии Заключение Cинодальной богословской комиссии по Совместному заявлению Православно-лютеранской комиссии по богословскому диалогу «Тайна Церкви: Святая Евхаристия в жизни Церкви» (Братислава, 2-9. 11. 2006)^ Во исполнение поручения, данного Богословской комиссии Русской Православной Церкви Священным Синодом (Журнал заседания Священного…
Содержание: Тварность мира. Мир мог и не существовать. Тварь не явление, но сущ-ность. Совершенная свобода Творца. Побуждение к творению — благость Божия. Разли-чие между сущностью и волей. Стремясь к Богу, тварь совершен¬ствуется. Се, на руках Моих написах стены твоя,  и предо Мною ecu присно (Ис. 49:16). Тварность мира.                 Мир тварен. Это значит: он произошел из ничего, а это значит, что не было мира прежде, чем он возник. Он возник вместе со временем, ибо самого времени не существо-вало, когда не было мира. “Время от создания неба и земли исчисляется,” — говорил преп. Максим Исповедник. Только мир существует во времени —…
(память 25 января по старому стилю) Священномученик Алексий (в миру Петр Филиппович Бельковский) родился в 1842 году в селе Рождествино Каширского уезда Тульской губернии в семье священника Филиппа Евфимовича Бельковского. Священник Филипп Бельковский (1813-1878) был сыном пономаря из села Белькова Московской губернии; он служил более сорока лет на одном месте, в храме села Рождествино. Интересны воспоминания о нем, из которых становится ясно, в какой обстановке провел свое детство архиепископ Алексий. Семья священника Филиппа была бедная, и, как вспоминают знавшие его, "в жизни своей Филипп Евфимович не испытал и не знал, что такое роскошь, или богатство, или слава - не любил…
(Сокращенный вариант исследовательской статьи Б. И. Сове, известного библеиста, историка и литургиста Русского Зарубежья «Русский Гоар и его школа», опубликованной в 4-ом томе «Богословских трудов»,1968. СС. 39–84) В марте исполнилось 150 лет со дня рождения одного из крупнейших русских церковных ученых с мировым именем Алексея Афанасьевича Дмитриевского. Выдающийся литургист и византолог XIX-XX веков, он стал основоположником русской православной исторической литургики и воспитал целую плеяду ученых-литургистов в духовных академиях Русской Православной Церкви. За свой неутомимый, самоотверженный труд и крупномасштабные исследования, которые А.А.Дмитриевский вел на протяжении всей своей жизни во многих странах православного Востока, он получил наименование «русского Гоара», в честь величайшего…
Оп.: "Вера и разум". №№ 21-24 за 1913 год. Харьков Самую существенную составную часть всякаго вообще религiознаго культа представляютъ мoлитвocлoвiя и жертвы, приносимыя человекомъ Богу. Въ дохристiанскомъ мире были различаемы два вида жертвъ: мирныя или безкровныя и кровавыя. Вознося свою молитву Богу, какъ iудеи, такъ и язычники признавали необходимымъ приносить къ алтарю и различные дары отъ своего именiя и своихъ трудовъ: хлебъ, муку, вино, елей, ладанъ или смирну, соль и драгоценныя вещи: золото, серебро, деньги, пурпуровыя и висонныя матерiи (ср. Исх., 25, 3-7). Но особенно угоднымъ Богу дохристiанскiе народы считали принесенiе кровавыхъ жертвъ. На этихъ то жертвоприношенiяхъ мы и останавливаемъ…
04 января 2012 г. Оппонент христианства Кельс (Цельс) и его сочинение Защита Оригеном христианства Оппонент христианства Кельс (Цельс) и его сочинение Всё, что мы знаем об этом языческом критике религии Христовой, так или иначе восходит к сведениям, сообщаемым о нём Оригеном1. Сведения эти очень скудны и позволяют только с приблизительной долей вероятности констатировать, что Кельс жил во второй половине II в. и написал своё антихристианское сочинение под названием “Истинное слово” в период 176–180 гг. Местом написания сочинения могли быть два города: либо Рим, либо Александрия2. Согласно характеристике А. Спасского, «если внешний процесс жизни Цельса ни хронологически, ни исторически (биография) не…
Преосвященнейший Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский, профессор, кандидат богословия Священная Библейская История Нового Завета Владивосток, Издательство Дальневосточного гос. университета, 2000 Содержание: Предисловие. Введение. Краткие Сведения о Евангелии. Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Евангелие от Луки. Евангелие от Иоанна. 2. Евангелие - Книга Жизни. 3. Палестина во Время Иисуса Христа. Историко-географическое описание Палестины. Политическое положение Палестины. 4. Религиозное Состояние Еврейского. Глава I. Рождество Христово и Его Жизнь до Начала Общественного Служения. Рождество Богородицы, Ее воспитание при храме и жизнь в Назарете. Благовестие Захарии. Благовещение Деве Марии. Посещение Девой Марией Праведной Елисаветы. Рождение Иоанна Предтечи. Откровение Праведному Иосифу о Боговоплощении. Рождество…
ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ О ГОСПОДЕ ПАСТЫРИ И ВЕРНЫЕ ЧАДА СВЯТОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ, ЖИВУЩИЕ В ПРЕДЕЛАХ МИТРОПОЛИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ! Постановлением Священного Синода от 20 июля 1990 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ я назначен быть Митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. Со смирением и послушанием воле Божией приступил я к исполнению этого ответственного служения в надежде на всесильную помощь Божию и на молитвенную поддержку вверенной моему окормлению паствы Ленинградской. Кратко скажу о себе и о моем предшествующем служении Церкви Божией. В клир Русской Православной Церкви я вступил в возрасте около 18 лет. В священный сан…
В этом кратком, но содержательном очерке, впервые прозвучавшем как проповедь на праздник Благовещения в Ориэл-колледже (Оксфордский университет), известный православный пастырь и богослов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) размышляет о том, почему Пресвятая Богородица является образцом нашей подлинной свободы. «Разве я не свободен?» (1Кор. 9:1) Бог убеждает, а не принуждает, ибо принуждение не свойственно Богу. Послание к Диогнету VII, 4 Содержание Что принесём мы в дар? Свободный отклик Соучастие, молчание, страдание Что принесём мы в дар? В православном песнопении, исполняемом в Рождественский сочельник, Пресвятая Дева Мария предстаёт как наивысший, превосходнейший дар, который человечество может принести Творцу: Что принесём тебе в дар, Христе,…
Пер. о. Сергия Голованова, Robert F. Taft, S.J. “Byzantine Communion Spoons: A Review of the Evidence,” Dumbarton Oaks Papers 50 (1996) 209-238. В настоящее время позолоченная металлическая ложечка (лжица) различных видов используется для преподания евхаристии во всех православных традициях, за исключением армянской.[1]  В византийском обряде предписано с ее помощью приобщать низшее духовенство и мирян под обоими видами через обмакивание. Освященный хлеб, пропитанный освященным вином, подается причастникам ложечкой.[2] Но это не единственный и даже не повсеместный способ, которым ложечка используется на невизантийском Востоке.[3] В нехалкидоноской традиции, сирийское православное духовенство с помощью ложечки причащается из чаши [освященным вином], а затем причащает мирян с помощью…
Исследование о современном состоянии и причинах быстрого роста римско-католической церкви в Соединенных Штатах Северной Америки. Содержание Предисловие Вместо введения Отдел первый. Первые шаги Римского католицизма, на материке Северной Америки Отдел второй. Борьба Римского католицизма за свободу существования и значение добытых им результатов для его дальнейшего развития Отдел третий. Внешний и внутренний рост Римского католицизма Отдел четвертый. Материальная и нравственная сила Римского католицизма Отдел пятый. Столкновение Римского католицизма с государством в области народного образования Заключение  Предисловие Необычайные успехи Римского католицизма на почве американского материка несомненно составляют один из замечательнейших церковно-исторических явлений новейшего времени. За одно столетие он успел из ничтожества подняться…
«Он имел одно виденье» С уходом от нас отца Николая Афанасьева рвется еще одна нить – одна из последних! – соединявшая нас с тем удивительным-временем, в котором мы жили, с тем удивительным воздухом, которым дышали мы еще совсем недавно. Действительно, «утрат не перечесть»... За о. Сергием Булгаковым и А. В. Карташевым, о. Василием Зеньковским и о. Киприаном, Владыкой Кассианом и Л.А. Зандером, Б. П. Вышеславцевым и К. В. Мочульским – вот теперь и о. Николай. Уходит в прошлое, но тем самым, по слову поэта, сама собой становится, в саму себя преображается эпоха таким ярким пламенем и светом вспыхнувшая на парижском…