Представляемая нами библиография “Исихазм в Болгарии”, помимо своей прямой, главной темы (Мистико-аскетическая традиция Православия, ее первоисточники и исследования) освещает и целый ряд смежных тем: 1) история монашества в Болгарии, у истоков которой стоит деятельность св. преп. Ивана (Иоанна) Рыльского (ок. 876 – 18.VIII. 946), основателя Рильского монастыря и святого покровителя Болгарии; 2) монастырская культура, “система” болгарских монастырей; 3) связь Болгарии с Афоном, преимущественно с обителью Св. Георгия Зографа (Зографским монастырем); 4) религиозное и культурное возрождение Болгарии в XIV в., в эпоху непосредственно перед турецким завоеванием; 5) деятельность Тырновской школы, жизнь и труды ее вдохновителя св. патр. Евфимия (ок. 1320/1330 –…
Посмертное издание под редакцией Андрея К. Фирилласа, преподавателя Патрологии в Русском Православном Богословском Институте в Париже " Ubi enim Ecclesia, ibi et Spiritus Dei, et ubi Spiritus Dei, illic Ecclesia et omnis gratia ". Ириней Лионский, "Против Ересей" - Ш, 24, 1. YMCA-PRESS 11, rue de la Montagne-Ste-Genevieve, Paris-5 Париж, 1971. (репринт., Рига, 1994). Предисловие. [Миряне:]- I. Царственное священство. - II. Поставление лаиков. - III. Служение лаиков. - IV. Дело служения: особые служения - апостол - евангелист - пророк - учитель. [Священники:] V. Предстоятели в Господе. - VI. "Приносящий благодарение". [Епископы:] VII. Епископ. VIII. Власть любви. Библиография и указатели. (опущен…
Авеста и более поздняя зороастрийская литература дают достаточно поводов для сопоставления с Библией. Значительное количество точек соприкосновения придает если не истинность, то, по крайней мере, правдоподобие такому смелому, на первый взгляд, предположению, что «урский странник» и великий реформатор иранцев были современниками из одного города отправились каждый в свое странствие [7]. И хотя вряд ли можно отождествить Харран с мифической прародиной иранцев, о которой говорил Зороастр, в поэтическом стиле этому образу отказать трудно. Ниже я постараюсь тематически сгруппировать то, что может показаться общим в двух учениях, а также укажу на поводы для противоположной позиции (1). Начнем с центрального догматического воззрения Библии,…
Свято-Сергиевский Православный Богословский Институт в Париже PRESSES SAINT-SERGE - INSTITUT DE THEOLOGIE ORTHODOXE 93, rue de Crimee 75019 Paris 2003 Presses Saint-Serge - Institut de Theologie Orthodoxe 93, rue de Crimee 75019 Paris, 2003. - 144 c. Лекции по Новому Завету известного православного экзегета епископа Кассиана (Безобразова), печатающиеся впервые, являются плодом его преподавания в Свято-Сергиевском Православном Богословском Институте в Париже. Уникальность метода и подхода к разработке новозаветной проблематики делают их важным вкладом в развитие православной богословской науки. Книга предназначена для широкого круга читателей, занимающихся изучением Нового Завета. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие Евангельская проблема Евангелие от Марка I. Введение II. Толкование 1:1-13 1:14-45…
ПСАЛТИРЬ Перевод с древнегреческого епископа Порфирия (Успенского)[1] До напечатания всей Псалтири в русском переводе с греческого, преосвященным Порфирием были изданы «Образцы русского перевода священных книг Ветхого Завета с греческого перевода 72 толковников» (Киев, 1869 года), где, между прочим, заключается текст первых 25 псалмов в русском переводе с греческого. На экземпляре этих «Образцов», хранящемся в библиотеке покойного преосвященного Порфирия, сделаны им собственноручные карандашом поправки и дополнения к переводу, каковые поправки внесены в настоящее издание особыми примечаниями к этим 25 псалмам под строкой курсивом. Перевод Псалтири был предварен следующим предисловием самого переводчика: «Переводится с греческой Псалтири, писанной на пергамине в 862 году…
(По поводу 400-летия со дня кончины) 7-го мая исполняется 400 лет со дня преставления преподобного Нила Сорского. Нельзя не задуматься над судьбой этого человека. Один из замечательных русских подвижников, один из крупных русских умов и выдающихся писателей, он далеко не пользуется той общераспространенной известностью, ни тем общим почитанием, какого его жизнь и деятельность заслуживают. И приходится сказать себе, что он принадлежит к числу тех редких избранников, чье тихое и кроткое свечение останавливает на себе внимание людей, исключительно глубоких и вдумчивых. Они не поражают толпу. Эти люди, как и при жизни, не стягивали к себе множества людей, бежавших за колесницей этой…
История Петербургской, а ныне – Ленинградской Православной Духовной академии тесно связана с ходом всего русского духовного просвещения. Самое возникновение этого высшего духовно-учебного заведения было вызвано развитием тех просветительных принципов, внесенных в русскую жизнь реформами Петра I, детищем которого явилась в 1703 году и новая столица России Санкт-Петербург. В 1721 году при Свято-Троицком Александро-Невском монастыре, основанном в 1710 году по велению Петра I, была открыта Славянская школа для обучения детей письму и чтению. В указе архиепископа Новгородского и архимандрита Александро-Невского монастыря Феодосия говорилось: «...учредить в общую пользу при Александро-Невском монастыре, для обучения юных детей чтению и письму, Славянскую школу, в которой…
«Цепной пес расы»: диванная расология как защитница «белого человека» «Маттоидизм – это сочетание слабоумия с манией величия, представляет чрезмерное развитие гордости и честолюбия, на почве слабоумия. В их сочинениях встречаются стремление к несбыточному, постоянные противоречия, многословие и над всем этим царит хвастовство». Чезаре Ломброзо Явление расологии народу В середине 1990-х годов в среде русских националистов, деморализованных событиями осени 1993 года, происходила перегруппировка сил. Тогда среди сторонников «Русской идеи» наметилось размежевание по социально-классовым симпатиям; возникли движения, начавшие прямо ассоциировать себя либо с национал-капитализмом, либо с национал-социализмом [1]. Первых представляли, так называемые, национал-демократы. Среди их идеологов выделялись Сергей Городников, Петр Хомяков и…
Эллинское просвещение, эллинская культура, коснувшаяся всех народов средиземноморского бассейна, проникла и в иудейство. Универсальный принцип разума и слова встретился лицом к лицу с религиозным началом абсолютного, универсального монотеизма. Рассеянные по всей вселенной, иудеи не могли оставаться чуждыми культурной силе, завоевавшей мир, и в то же время, усвоив ее, они должны были так или иначе определить свое к ней отношение или ее отношение к своей вере, которую они должны были поведать миру. Точки соприкосновения с эллинизмом находились всюду, и космополитическое «рассеяние», естественно, должно было испытать на себе его влияние, усвоив себе греческий язык, ставший международным, и греческую образованность, связанную с изучением…
Поскольку многие монахи издавна сочиняли повести о древних святых, с которыми они вместе жили и от которых многое слышали, иное же сами видели и узнали, странствуя по монастырям, и по лаврам, и по пустыням, — чудеса, совершающиеся по воле Бога и его святых, умерших или пребывающих еще в этом мире, и не только сами из этого извлекали пользу, но и другим через написанное передавали то, что случилось в древности, не сокрыв таланта, как достойные строители благодати Владыки, чтобы не были забыты со временем Божьи чудеса и святых его, — захотелось и мне последовать святоотеческому преданию, описать для тех, кто будет…
Париж 1967 ПРЕДИСЛОВИЕ "Духовные Зернышки" - необыкновенно удачное название книги, заключающей в себе собрание на лету схваченных слов Митрополита Владимира и некоторых выписок из его личных писем и бесед (с 1927 г. по 1959 г.). Эти зёрнышки падают прямо в сердце и могут скоро прорасти, если мы примем их со смирением. И если уже раньше - кому-либо в душу были, брошены благие семена, то такие люди могут назвать книгу также и духовной росой. Многое от слов Владыки может в душе зародиться, а многое забытое, заглушенное, посохшее вновь ожить. Как всякая духовная книга - и эта появляется по воле Божией не…
Доклад За два часа лекции исчерпать ее темы мы не можем. Вместо этого я попытаюсь поговорить о подводных камнях, содержащихся в вопросе как таковом, в самом соединении понятий. Я попробую рассуждать о том, как можно соединять понятие христианства с понятием европейской культуры. Стало быть, уже целых три понятия: «христианство», «Европа» и «культура». Прежде всего мы ставим вопрос о присутствии христианства в той культурной традиции, в которой оно было действенно в течение целого ряда особенно продуктивных для этой традиции столетий. Мы ведь не можем, однако, отождествлять христианский мир и Европу, - хотя был длительный период, когда это казалось само собой разумеющимся;…
I. ВСТУПЛЕНИЕ Что влечет нас к Преподобному Сергию, как ни к кому другому? Разве мало было постников и чудотворцев на нашей земле?! Разве мало было молитвенников? Но наше сердце неизменно и особо влечется к Преподобному Сергию. Это потому, что Преподобный Сергий, сын радости (Варфоломей в крещении), стал тем особым печальником земли Русской, молитвами которого стоят города. Он — то святое семя, ради которого хранится десницей Божией русский народ. Он — духовный вождь и Ангел-хранитель России. Он — наш отец, воистину духовный отец, от которого мы рождаемся не телесно, но духовно. Как сказать о том, кто жил уединенно в непроходимой безводной…
(1854-1860 гг.) См. библиографию. Одна из выдающихся сестер милосердия Красного Креста, работавшая под руководством Н.И. Пирогова в Севастополе в 1855 - 56 годах и затем в войну 1877 - 78 годов на Кавказе. Она устроила у себя в Новоторжском уезде, в имении Козицыне, еще до введения земских учреждений, обширную амбулаторию для крестьян, а затем была избрана земским собранием попечительницей над всеми больничками и приемными покоями Новоторжского уезда - Ср. "Записки" ее в "Вестнике Европы" за 1898 год, № 3 - 6, и "Воспоминания" о ней врача Синицына , там же, в № 7. В майской книге "Вестника Европы" за 1893…
1 Увы мне! Спешу к небу, к Божией обители; но меня держит эта плоть: нет мне выхода из многоскитальческой жизни, из ненавистного греха, который привязал меня к дольнему, отвсюду оглушая внезапными заботами, поядающими красоту и дарования души. Но Ты, Царь, разреши, разреши меня от земных уз и вчини в небесное ликостояние! 2 Матерь моя, для чего ты родила меня, когда родила на труды? Для чего извела в эту жизнь, усеянную терниями? Если сама ты жила беспечально, как бесплотная; то это — великое чудо. А если и ты страдала; то не из любви ко мне родила меня. Всякий идет своею стезею жизни: иной — земледелец, а другой — мореплаватель; иной — какой-нибудь зверолов, а другой вооружил руку копьем; иной — искусный певец, другой — победитель…
По изданию 1893 г. Перевод с греческого. Глава I. О том, что всякое Божественное просвещение, по благости Божией различно сообщаемое тем, кои управляются Промыслом, само в себе просто, и не только просто, но и единотворит с собою просвещаемых. Глава II. О том, что Божественные и небесные предметы прилично изображаются под символами, даже с ними и несходными изображения для описания, умных Сил, не имеющих образа, имея в виду, как выше сказано, наш разум, заботясь о свойственной и ему сродной способности возвышаться от дольнего к горнему, и приспособляя к его понятиям свои таинственные священные изображения. Глава III. Что есть Иерархия, и какая…
 На коленях в огороде Лебеду полю. А. Ахматова      Самые разные люди в самые разные минуты своей жизни могут найти в Библии ответы на свои вопросы, даже если вопросы эти и не осознаются. Более того — человек меняется, и соответственно с этим меняется и его прочтение Библии; в нее, как в реку, нельзя войти дважды так, чтобы она оказалась одной и той же. Но аналогия с рекой — чисто внешняя, словесная, она, как и всякая языческая мудрость, нуждается в христианском осмыслении; Библия всегда одна и та же, а меняемся мы, и характер нашего изменения не в последнюю очередь зависит от…
Следует иметь в виду, что святоотеческая космология может дать нам правильную перспективу для рассмотрения важнейших вопросов происхождения и существования вселенной, мироздания. Эта перспектива основана на Священном Писании, она позволяет нам адекватно подходить к осмыслению сложнейших явлений, которые фиксирует современная наука. Кроме того, в связи с научной революцией в точных областях знания, свершившейся в XX столетии, возникает необходимость вновь обратиться к святоотеческому наследию, чтобы найти там понятийный язык для мировоззренческой интерпретации научных фактов. В связи с этим необходимо подчеркнуть важность того положения, что святыми отцами выработана совершеннейшая богословская терминология и язык, которые позволяют нам осмысливать физическую реальность, выявляемую в современных научных…
Писатель, канд.филос.наук, доцент Харьковского Национального университета им. В.Н.Каразина. Миниатюра занимает особое место среди других жанров и видов средневекового искусства. В отличие от живописи, архитектуры или монументальной пластики, миниатюра раннего средневековья как бы "повисает в воздухе", не имея прямой жанровой предшественницы в искусстве античности. В самом деле, архитектурная форма раннего христианского храма наследует римской базилике, фреска – достаточно последовательно развивается из настенных росписей античных светских зданий. Расцвет же миниатюры тесно связан с книгой в современном понимании слова, то есть с блоком листов (первоначально – пергаментных, очень редко – папирусных), собранных под одной обложкой. Подобная форма книги, именуемая кодексом (лат. codex), возникла только…
Дивен Бог во святых Своих! С преподобным преподобен будеши... Пс. 17, 26   Кому из православных христиан не известно имя великого подвижника и чудотворца рос­сийского, игумена Троицкой Лавры Препо­добного Сергия? Кто из нас не бывал в его святой обители, не припадал к его честным мощам или, по крайней мере, не призывал его в своих мо­литвах? Всякий, от малого до великого, от убогого бедня­ка и до знатного богача, — всякий знает и почитает Препо­добного Сергия, но не каждому, и даже очень немногим, известна его святая, богоугодная жизнь. А жизнь этого святого угодника Божия поистине должна быть дорога и поучительна для каждого…