Часть первая В книге пророка Даниила изречение о мерзости запустения, кроме Дан.11 и Дан.12, находится еще в Дан. 9:12, и было сообщено Даниилу Архангелом Гавриилом в другом видении, бывшем раньше видения, изложенного в Дан.11 и Дан.12. книги. Относится ли к антихристу и это изречение о мерзости запустения? Мимоходом мы уже ссылались на мнения двух знаменитых отцов Церкви Иринея Лионского и Ипполита Римского, которые изречение о мерзости запустения в 9-й главе книги Даниила прямо и решительно относили к антихристу; но этот вопрос требует нарочитого рассмотрения. Изречение о мерзости запустения в 9-й главе книги Даниила имеет особенную важность и должно быть подробно…
Содержание 1. Евсевий Глава первая Глава вторая Глава третья 2. Сократ, Созомен и Феодорит Глава первая: общие сведения о них Глава вторая: Сократ Глава третья: Созомен Глава четвертая: Феодорит епископ Кирский Глава пятая. Компиляторы Сократа, Созомена и Феодорита Евагрий Схоластик    Греческая церковь древних времен создала богатую церковную литературу и оставила ее в наследство последующим векам и ученым новейшего времени. В состав этого наследства входит и церковно-историческая литература, резвившаяся в IV, V и VI веках древней Греческой церкви. Древнегреческие церковные историки не потеряли своего значения и для нашего времени. Нет такого богослова: исследователя св. Писания, патролога, канониста, церковного археолога, историка проповеди…
Краткая биография Андрей Николаевич Муравьев (1806–1874) – замечательный русский духовный писатель, поэт, драматург, церковный историк и общественный деятель. Родился в Москве 30 апреля 1806 года. Его отец – известный математик Николай Николаевич Муравьев, генерал-майор, основатель Училища для колонновожатых, готовившего боевых офицеров русской армии. Мать писателя, Александра Михайловна, происходила из знатного рода Мордвиных. Андрей Николаевич назван в память Апостола Андрея Первозванного. Большую часть своей жизни Муравьев посвятил «утверждению Православия во всей его полноте в современной жизни». Сочинения Муравьева были первыми на русском языке книгами духовного содержания, получившими распространение в среде высшего русского общества. Муравьев исходатайствовал разрешение печатать неизданные раньше жития святых,…
Вопрос о первоначальной редакции Хождения архиепископа новгородского Антония в Царьград не был до сих пор затронуть, так как не были найдены списки, дающие более желательные чтения, чем тот список, по которому этот памятник был издан П. Савваитовым1. Но в настоящее время, когда открыть список Хождения, относящийся несомненно к XV веку и представляющий целый ряд разночтений, который – исправляя и дополняя изданный текст – служат несомненным доказательством принадлежности его к первоначальной редакции, вопрос этот может быть возбужден. Этот список – нашего собрания, приобретенный во время поездки по Румынии, в г. Яссах. В настоящее время нам известны следующие рукописи, содержащие Хождение архиепископа Антония:…
Fr. Harrison. Byzantine history in the early middle ages. (The rede lecture delivered ill the senate house, Cambridge, Iune, 12, 1900). London, 1900. Изучение истории Византийской империи долгое время находилось в забросе. В ней не видели ничего, кроме непрерывной смены лиц и династий на Константинопольском престоле, бесконечного ряда дворцовых интриг и злодейств, деспотизма и нравственной порчи высших классов и подавленной их произволом народной массы. Фразы о прогрессивном падении Византийской империи, о дряхлости ее государственного организма, который представлялся переполненным всевозможными общественными болезнями, о ханжестве и суевериях ее религиозной жизни, – были избитыми, но тем не менее любимыми местами во всех тех…
Содержание Предисловие О девственницах в трех книгах. Книга первая Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая О девственницах в трех книгах. Книга вторая Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая О девственницах в трех книгах. Книга третья Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая О вдовицах Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава…
I. Флоренция: осуществившиеся надежды Византии. II. Чего не произошло во Флоренции. III. Православный мир около 1440 года и Русь. IV. Что же произошло во Флоренции?         Современный диалог  между  католичеством  и  православием  неизбежно базируется на фактах христианской истории -  истории  церковного  единства между так называемым Востоком и Западом в  течение  первого  тысячелетия  и   начавшегося   в   XI   веке  постепенного   отчуждения  и  схизмы.  Те,  кто  действительно  озабочен   вопросом    христианского    единства,    стремятся  реконструировать  главные  богословские  и  экклезиологические  установки, благодаря которым было возможно церковное общение и  общность  исповедания  в  течение первой половины христианской  истории,  в тот период,  когда,  по  слонам  Иоанна-Павла  II,  "церковь  дышала …
Пройдут века: имя его вырастет необыкновенно. Мысль будет искать в прошедшем его великого образа, и счастлив, кто увидит его несовершенный портрет... Из записок Преосвященного Леонида, архиепископа Ярославского. Нравственный характер каждого человека запечатлевается на всех сторонах его деятельности. То же, конечно, было и у митрополита Филарета. Этот характер отражается во всем, что ни делал бы и где бы ни участвовал наш Святитель; ярко обрисовывается в его отношениях к государству, в деятельности синодальной, в его управлении Московской Церковью и паствой, в его отношениях к различного рода обществам и учреждениям, служащим народному просвещению и делу благотворения, – этот характер, говорим, хорошо виден на…
Во второй половине наступающего мая месяца Астраханская епархия, с разрешения Св. Синода, торжественно празднует трехсотлетие своего существования. Несмотря на то, что до этого знаменательного юбилея остается всего несколько недель, местные историки, поседевшие в изыскании прошлых судеб своего родного края и с замечательною любовью и добросовестностью немало потратившие усилий для точного установления хронологических дат в событиях его, хотя и важных, но покрытых забвением отдаленного прошедшего, все еще не могут успокоиться и примириться с официально установленными датами для предстоящих юбилейных празднеств. По их мнению, ни 1902 год, ни тем более 1903 год не могут считаться юбилейными в истории Астраханской епархии. По завоевании…
По поводу книги Р. Виппера «Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и государство в Женев XVI века в эпоху кальвинизма». Полноту благодатных даров и благ истинной духовной жизни сообщает человеку только истинное христианство, осуществляемое и пребывающее в Православной Церкви. Принадлежащие к инославным исповеданиям и сектам отторжены от истинной Православной Церкви и потому не имеют возможности пользоваться во всей полноте благодатными средствами, которые приобретены для человечества чрез искупление, совершенное Иисусом Христом. Каждое инославное исповедание и сектантское общество более или менее значительно погрешает и заблуждается в вероучении, в нравоучении, в устройстве, характере и совершении Богослужения; а…
Содержание Предисловие От автора Глава 1. Предмет библейской экзегетики 1.1. Что означает этот текст? 1.1.1. Так что же написано в Библии? 1.1.2. Экзегеза и эйсегеза 1.1.3. Кто и как определяет значение? 1.2. Герменевтические предпосылки экзегетики 1.2.1. Как возникает понимание? 1.2.2. Значение – для кого и для чего? 1.2.3. Герменевтический круг или спираль? 1.3. Христианские предпосылки экзегетики 1.3.1. Что означает Богодухновенность? 1.3.2. Авторство и авторитет 1.3.3. Библия как священная история 1.3.4. Экзегетика и богословие: что раньше? Глава 2. История и методология экзегетики 2.1. Библия истолковывает Библию 2.1.1. Синхронический подход 2.1.2. Диахронический подход 2.2. Традиционная экзегеза 2.2.1. Библия и не-Библия 2.2.2. Основные…
Среди великих оптинских старцев особой любовью пользовался последний из них — старец Нектарий [Тихонов]. Родился он в городе Ельце в 1858-ом году у бедных родителей Василия и Елены Тихоновых и при крещении получил имя Николай. Отец его работал на мельнице и рано умер. С матерью у Николая была самая глубокая душевная близость. Она была с ним строга, но больше действовала кротостью и умела тронуть его сердце. Но и мать умерла рано. Остался Николай в юном возрасте круглым сиротой.         В 1876-ом году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за плечами одно лишь Евангелие. “Господи! Какая красота здесь, солнышко…
Во второй половине XVIII - начале XX веков монастыри Русской Православной церкви располагали значительным числом ценных богослужебных предметов. Поэтому важнейшей функцией государства являлся надзор за сохранностью монастырских ризниц. В статье исследуется деятельность церковных властей по сохранению ризничного имущества в монастырях Тверской и Ярославской епархий, рассмотрен порядок передачи монастырей при смене настоятелей. Государство осуществляло контроль за изготовлением богослужебной утвари из серебра. Настоятели составляли ежегодные отчеты о сохранности монастырских ризниц. Текущее состояние и движение ризничного имущества во всех монастырях фиксировалось в специальных описях, выполнявших функции учетной документации. Ключевые слова: монастыри, ризничное имущество, Тверская епархия, Ярославская епархия, вторая половина XVIII - начало XX…
Содержание Предисловие Место, где раздают дары. О том, чего мы ищем, приходя в храм, и что получаем на самом деле Верую во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. О том, что значат эти слова и почему в Церковь необходимо верить? Путь к святости. О нашей мере и о том невозможном, к чему мы призваны Крещением Нежелание жить без Христа О насущном и несущественном Не стоит бояться времени Не все так просто... Христианство без труда? Школа верностИ Богу. О том, почему «один в поле не воин» и зачем христианину братья и сестры Сделай нас живыми людьми. О молитве домашней и церковной…
Многие просят указать книги, существующие на русском языке и помогающие разобраться в социалистической доктрине надлежащим образом. С удовольствием исполняю просьбу и назову те из русских книг и брошюр, а отчасти и статей журнальных, которые, по моему мнению, могли бы быть в различной степени полезны вопрошающим, – могли бы наводить хотя бы на размышления небеpплодные и поучительные... В ответ на аналогичные просьбы уже было мною кое-что сделано, во-первых, на страницах «Колокола» (1906 г., № 237, № 263...) и, во-вторых, в особенности в журнале «Церковные Ведомости» (1907 г., № 6). Так как вопрошающие меня – большей частью сельские батюшки, имеющие в своем…
Содержание Чтение первое I. Важность и интерес изучения религиозно-нравственной жизни в Америки в виду переживаемого нашим обществом церковно-религиозного состояния II. Общественная чуткость к интересам религиозно-нравственной жизни Чтение второе III. Вероисповедная сущность протестантизма и его церковно-практическая несостоятельность. Царство сект и разделения IV. Стремление американского народа к церковно-религиозному объединению и значение этого Факта. Заключение  Публичные лекции, читанные великим постом 1888г. в «Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви» в пользу недостаточных студентов с. нетербургской духовной академии и воспитанников спб. духовной семинарии. Чтение первое I. Важность и интерес изучения религиозно-нравственной жизни в Америке в виду переживаемого нашим обществом церковно-религиозного состояния Церковь и…
“Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится” (Мт. 23:13). НЕ ТАК ДАВНО актриса Ширли Маклейн (Shirley МacLaine) вызвала восторг у многих американских телезрителей, когда, стоя с распростертыми руками на берегу Тихого океана, запела: “Я — Бог, я — Бог, я — Бог!” Это передавалось в телевизионной серии “Out on the Limb” в 1987. Верующим людям можно было бы игнорировать это глупое выступление взбалмошной актрисы, если бы не то, что оно было запланированным актом популяризации движения Новый век. Это модное сейчас учение проповедует, что все есть Бог и Бог есть все, т.е. что Бог и природа…
Содержание 1. Учение отцов Церкви о Святой Троице 2. Учение блаженного Августина 3. Влияние учения блаженного Августина о Святой Троице на Западе 4. Учение блаженного Августина о Троице и православие  1. Учение отцов Церкви о Святой Троице Согласно отцам Церкви до Августина или же стоящим вне августиновской традиции, Бог Отец есть Начало в Троице, Тот Связующий, в Котором осуществляется Ее единство через передачу Его природы. Сын извечно рождается Отцом из Его сущности, без разделения этой сущности. Он Ему единосущен, то есть, будучи Лицом (или Ипостасью), отличным от Отца, от Которого Он имеет Свое бытие, Он обладает численно одной с Ним…
Monday, 23 December 2019 18:33

Ельчанинов А. Записи.

Содержание Отрывки из дневника Из писем к молодежи Советы молодым священникам Уроки истекшего поста Советы. Разрешение. План беседы о страдании (записано карандашом незадолго до смерти) Мысли для надгробного слова Тема для слова о браке Тема для проповеди причастникам Несколько советов к преподаванию Закона Божия Полезность веры Терапия, связь религии с невропатией. Беседа перед исповедью Беседа о Католичестве и Православии Говение в монастыре Демонская твердыня Отрывки из дневника До священства – как о многом я должен был молчать, удерживать себя. Священство для меня – возможность говорить полным голосом. Нет другого утешения в страданиях, как рассматривать их на фоне «того мира»; это…
Древнейшим «знаком отличия» для заслуженнейших из иереев или протоиереев в греческой церкви служил, так называемый, епигонатий (ἐπιγονάτιον) или палица – ромбический платок, привешиваемый к поясу священника за один из углов. «Отличие» это, составляющее принадлежность епископского сана, давалось по заслугам почетным пресвитерам, по воле епископа. «Некоторые из старейших (вернее первых иepeeв) – т.е. ставрофоры(т.е. архонты Великой церкви, как напр., великий эконом, сакеллий, скевофилакс, хартофилаксидр.) и некоторые из архимандритов, по словам Симеона Солунского, имеют и епигонатий (палицу): это уже по дару архиерейскому так же, как и крест, так как никто, кроме apxиepeя, не может носить крестов на фелони и на главе(έν τῶ…