А. МОЛИТВА Молитва есть средоточие нашей духовной жизни, в которой душа стремится войти в непосредственное соприкосновение и общение с Богом. Человек естественно нуждается в Боге, Который один может насытить духовный голод человека, если сам человек не заглушает в себе своей обращенности к духовному миру, и если он не удовлетворяется той пищей, которую ему предоставляет «мир сей». В молитве человек находит свое внутреннее равновесие. Он познает, откуда он приходит и куда он идет. В молитве духовные искания и стремления, присущие каждому человеку, принимают определенное направление. Благодаря ей гармонично развивается вся личность человека, внутренне подчиняясь определенному ритму, и через нее крепнет в…
Для русской культуры начала прошлого века – драматичного и противоречивого времени идейных столкновений и напряжённых духовных исканий, кризисная ситуация общественной жизни сопряжена с поисками новых откровений в религиозной сфере. Импульс к интенсивной культурной деятельности, связанной с поисками новой религиозности, специфически отразился в творчестве русской интеллигенции этого периода. По определению религиозно-философской мысли того времени, в осмыслении отношений «Творец – тварное» заключалась необходимость решения проблем культурного развития человечества, связанных с устранением несовершенства мира, а ощущение человеком внутреннего божественного присутствия делало возможным его полнокровное жизненное существование. Стремление к культурно-историческому творчеству, базирующееся на фундаменте христианской веры, привело наиболее одарённых из плеяды русских религиозных мыслителей…
Беседа первая 1. Человек никогда не мог помириться с мыслью, что смерть – конец его существованию. Сравнение живого человека с его трупом должно было приводить даже первобытных людей к заключению, что, с наступлением смерти, „нечто“ оставляет человека, выходит из него, и что, с уходом этого „нечто” от живого человека остается лишь тело его, начинающее тотчас же разлагаться, превращаться в прах. Но что такое это „нечто“, куда уходит оно и где пребывает? Вот загадка, на которую надо было дать ответ. И первым человеком, стоявшим в недоумении пред этой загадкой, был, несомненно, Адам, рыдавший над трупом убитого Авеля. Вопросы о том, что…
Всякий раз, когда ставится вопрос об общественном, политическом, культурном, (а не только индивидуально-духовном) значении евангелия и церкви, надо предварительно знать: на какой глубине подходит к нему вопрошающий? Практические умы обыкновенно довольствуются фактом, исторически бесспорным, что христианство «каким то образом» (каким в точности – этот вопрос не углубляется) влияло не только на отдельные души верующих, но и на целые народы, на их учреждения, на их жизнь и творчество в целом. А потому они ждут и требуют от Церкви современной максимального участия во всех больных и жгучих проблемах нашего времени. Проблемы эти стали мировыми, всеохватывающими. От них никуда не уйти, не укрыться…
Содержание Несколько слов об исихазме вообще Три рода христианской философии Христос – единственное новое откровение и под иудейским, и под эллинским солнцем Иудейская и эллинская гносеология Истина, понимаемая как (Христова и Христоподобная) личность Любовь как основа сознания Вера как общение с Богом – необходимое условие познания Преображение ума как необходимое условие познания Пневматология как щит исихастской гносеологии  «Не знание – свет, но свет – знание». (Ἡ γνῶσις οὐκἐστὶ τὸ φῶς, ἀλλὰ τὸ θῶς ἡ γνῶσις ὑπάρχει) Святой Симеон Новый Богослов («Катехизис», 28) Несколько слов об исихазме вообще В узком смысле исихазмом называется религиозно-духовное и богословско-философское течение на православном Востоке в…
Содержание:   Значение Апокалипсиса и интерес к нему Автор книги Время, место и цель написания Апокалипсиса Содержание, план и символика Апокалипсиса Значение символов и чисел Письма семи церквам (2-3 гл.) Видение небесного Богослужения (4-5 гл.) Снятие семи печатей. Видение четырех всадников (6-я гл.) Семь труб. Запечатление избранных. Начало бедствий и поражение природы (7-11 гл.) Семь знамений (12-14 гл.). Церковь и царство зверя Зверь, вышедший из моря, и зверь, вышедший из земли (От. 13-14 главы) Начертание зверя Число зверя — 666 Говорящий образ зверя Семь чаш. Усиление богоборческой власти. Суд над грешниками (15-17 гл.) Суд над Вавилоном, антихристом и лжепророком (18-19…
В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка   Содержание статьи Усекновение главы Иоанна Предтечи: как это было Иконы Усекновения главы Иоанна Крестителя Картины с сюжетом Усекновения головы Иоанна Предтечи Молитвы праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи Статьи о празднике Усекновения главы Иоанна Предтечи Проповеди на праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи Усекновение главы Иоанна Предтечи празднуют 11 сентября в 2020 году   Усекновение главы Иоанна Предтечи – праздник, который Православная Церковь чтит и празднует 11 сентября (29 августа по старому стилю). Святая Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех…
11 сентября Православная Церковь отмечает Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом Антипой, правителем Галилеи. О его мученической кончине повествуют Евангелия от Матфея (14 глава) и Марка (6 глава).   О празднике Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна  Святой Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом Антипой, правителем Галилеи. О его мученической кончине повествуют Евангелия от Матфея (Мф. 14, 1-12) и Марка (Мк. 6, 14-29).  У царя была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно…
Христианство представляет собой уникальный опыт гармоничного соединения вероучительных и нравственных истин. Идеал христианина невозможно представить себе без правильного понимания и взаимодействия доктринального и этического компонентов. Данная мысль обусловлена тем фактом, что синонимом христианства является Богочеловек Иисус Христос, в Котором в совершенстве проявился модус соединения веры и жизни. О том, как мыслит богословие этот феномен, читайте в тексте доклада епископа Афансия (Евтича). «Вообрази Христа Твоего в хотящем паки родитися, назидай его на основании апостол и пророк Твоих, насади его насаждение истины во Святей Твоей Соборней и Апостольстей Церкви» (Чин Крещения) § I В сущности, что такое Христианство, как не Сам Господь…
Сын Человеческий. Опыт истолкования В каком смысле Господь называл Себя Сыном Человеческим? Богословы много потрудились над этим вопросом, много книг по нему написали, но самый вопрос оставили открытым и до сего дня. Одни старались истолковать это выражение в смысле противомонофизитском, другие, напротив, – в смысле противоарианском, разумея в нем указание то на человеческую, то на божественную природу Христа, то на обе вместе. Не малочислен ряд иных попыток найти в этом выражении указание на существеннейшую цель пришествия Господня, и с такой точки зрения слово Сын Человеческий изъясняли то в смысле Искупителя, то в смысле Пастыря или Учителя, или вообще Мессии. Однако…
Два пионера церковно-исторической науки у нас и немногие сведения о жребиях их преемников: [I. Мефодий (Михаил) Смирнов; II. Иннокентий (Иларион) Смирнов] В далекие старые времена в греческой Церкви церковная историография имела многих примечательных представителей. Эта область богословских наук возделывалась с удивительной энергией. То ли видим в новейшее время? Ничего похожего. Можно быть уверенным, что редко кому известен даже по имени хоть один греческий церковный историк новейшего времени. Это не потому, что в наше время больше обращают внимание на западных историков и их изучают, оставляя в стороне греческих. Нет, греки ничего не дают сколько-нибудь примечательного в данном отношении. Нам равно нечему…
Отдельное существование митрополии киевской начинается собственно со времени прибытия в пределы литовские Григория, ученика Исидорова, поставленного в Риме. До сей поры, в юго-западных областях русских, неоднократно являлись свои Митрополиты, бывали формальные покушения образовать у себя управление отдельное от великороссийских епархий: но временные распоряжения скоро исчезали, уступая место первоначальному порядку, и насильственное расторжение единой митрополии русской оканчивалось обыкновенно тем, что отторгнутые, или отделившиеся епархии снова возвращались под управление единого всероссийского митрополита. В образовании отдельной митрополии киевской принял участие Папа римский: после несчастного соединения некоторых Епископов греческих и русского Исидора с Церковью римскою на Соборе Флорентийском, он уже считал себя полномочным распорядителем…
(К вопросу о том, действует ли благодать Божия чрез недостойных пастырей). В одном, сильно заражённом сектантством месте, происходила беседа православных с сектантами о благодати, подаваемой в таинствах чрез пастырей Церкви. Священник говорил: „Сам человек, один, без благодатной помощи подняться до Бога не может. В человеке для этого силы есть, но они не раскрыты, и самостоятельно раскрыться не могут. Душа человека, это – зерно. В нём есть жизненная сила, чтобы прорасти, но эта сила может никогда и не проявиться. Для роста зерна нужна плодородная земля, нужна влага, нужны свет и тепло солнца. Не найди этого зерно – оно не даст плода,…
Есть неразгаданная проблема русского религиозного сознания. Почему самое патетическое явление русской церковной жизни, ее fortissimo1, подлинно народное религиозное движение XVII века, в которое влилась вся накопленная столетиями любовь русского человека к вере христианской, свелось к фанатическому стоянию за «старый» обряд, т. е. за кажущийся пустяк? «Умру за батюшку аз!» – завопил православный русский, когда сама власть церковная тронула «единый аз» в «отцепреданной вере», и пошел умирать на костры и на еще большую трагедию: на разрыв с церковью. Произошло кровоизлияние из русской церкви. Она потеряла драгоценнейшую энергию и в анемическом ослаблении подверглась сильным инородным воздействиям, мешавшим ей до последнего времени даже…
Григорий (Чуков), митрополит Ленинградский и Новгородский, Александрова-Чукова Лидия Константиновна Академик Б.А. Тураев в памяти прот. Н. Чукова. К 90-летию преставления Какая тяжелая потеря и для науки, и для Церкви! Прот.Н.Чуков. 23 июля 1920 года в полном расцвете творческих сил скончался академик Борис Александрович Тураев. Русская египтология лишилась одного из своих основоположников, филология, историческая и гуманитарная науки – ученого энциклопедических знаний. Университетская церковь всех святых, в земле Российской просиявших, похоронила старосту, а открытый в апреле и едва начавший свою работу Петроградский Богословский институт простился с профессором литургики. Настоятель и ректор прот.Н.К.Чуков потерял друга и единомышленника. Читатели портала Богослов уже имели возможность…
06 декабря 2009 г. Св. Иоанн Кронштадтский в «Моей жизни во Христе» пишет, что, когда человек ненавидит, взор его мешает другому даже ходить. Грехом человек не только сам страдает, но страдает все вокруг него вплоть до природы, и когда человек начинает каяться и поститься, то и это отражается на всем вокруг него. Разрешите такое отступление: если бы современное человечество больше постилось, не было бы столько экологических проблем. Отношение человека к природе совсем не постническое, не подвижническое. Оно брутальное, насильническое. Человек уже эксплуататор или оккупант. Маркс так и учил: надо просто наброситься на природу и использовать ее, овладеть законами и репродуцировать.…
Предисловие Путие же преподобных подобне свету светятся... (Прит. 4:18) В ночь под 22-е июля 1905 года мирно скончалась о Господе великая старица, игумения Арсения (Себрякова), настоятельница Усть-Медведицкого монастыря, Области Войска Донского. Почила она смиренной странницей, далеко от своей родной обители, от близких, горячо любящих ее духовных детей, в благодатном Сарове, под чудным покровом Преподобного Серафима, этого великого учителя смирения, к которому она питала особенную веру и любовь. И теперь, возымев горячее желание посетить его обитель, поклониться его мощам, она исполнила свое благочестивое намерение, несмотря на старческие годы, болезнь и предчувствие близкой кончины. Малоизвестная шумному свету, игумения Арсения была одной из…
Святой Иоанн Дамаскин родился в Дамаске, главном городе Сирии, около 680 г.2, от родителей знаменитых древностью рода, славою гражданских заслуг и, более всего, христианским благочестием3. Один из предков его Мансур4 был правителем Дамаска во время осады и взятия этого города последователями Магомета (635 г.). Отец Иоанна Сергий Мансур, по выражению летописца, муж благочестивейший исправлял при калифе дамасском Абд-Альмалик (685–705) должность главного логофета5, был очень близок к калифу6 и употреблял свое влияние при дворе ко благу Церкви Христовой, а свое имущество на пользу страждущим своих единоверных братий. Летописец сохранил нам один случай из жизни Сергия, достаточно показывающий, как он пользовался выгодами…
Неблагоприятно встретили Киприана в России, когда он в первый раз явился туда, чтобы занять престол митрополии (1377). В то время еще жив был верховный пастырь Церкви Русской св. Алексий, пред которым благоговела вся Русь. Получив от архиепископа новгородского отрицательный ответ на свое предложение о принятии в звании митрополита, Киприан остановился в Киеве, выжидая более благоприятных обстоятельств в будущем. Прошло около года. Св. Алексий преставился (12 февр. 1380 г.). Великий Князь Димитрий Иоаннович совсем не думал приглашать к себе Киприана. Он хотел иметь у себя митрополитом своего духовного отца и любимца, Спасского архимандрита Михаила1. Правда, ни Епископы, ни прочее духовенство не…
Говорить о Церкви – значит говорить о самой сути христианства, о самой сути Божественного Откровения. Читая ветхозаветные и новозаветные откровения, и даже творения святых отцов, иногда нам кажется, что как будто бы о Церкви сказано немного. Нет такой специальной книги или особого текста в Библии, или трактата в творениях отцов, которые были посвящены только Церкви. Но это только кажется нам. Если посмотрим иными глазами, то вся Библия говорит про Церковь, и все творения святых отцов говорят о Церкви. Например, мы обыкновенно думаем, что притчи Христовы говорят про духовную жизнь, про моральные вопросы и так далее, а они думали, что притчи…