В журн.: Проект-Классика. № XV/XVI-MMV.   Вид изнутри Эта невысокая полуруинированная стенка с выветрившейся кладкой является ярким примером целого направления в русской архитектуре XVIII в., причем примером чуть ли не самым северным. Это направление – декоративные фортификации монастырей. Дело в том, что в XVI–XVII вв. многие монастыри, бывшие царскими богомольями, получили каменные стены и постоянные гарнизоны, то есть превратились в настоящие кремли. Иногда эти каменные укрепления монастырей играли роль градообразующую, и кремлем в городе фактически становился монастырь, тогда как старое городище с воеводским двором постепенно ветшало и забрасывалось (так было в Звенигороде и в Боровске). Но к концу XVII в.…
Содержание Предуведомление I. Сведения об основании Саровской пустыни и первоначальник ее иеросхимонах Иоанн II. Димитрий, строитель саровской пустыни III. Филарет IV. Маркелл V. Исаакий VI. Ефрем VII. Пахомий VIII. Строитель иеромонах Исаия IX. Игумен Нифонт X. Валаамский игумен Назарий XI. Духовные наставления старца Назария XII. Духовник саровской братии иеромонах Иларион Наставления новоначальным иеромонаха Илариона XIII. Иеромонах Евгений XIV. Настоятель игумен Исаия XV. Настоятель игумен Серафим XVI. Взгляд на состояние обители при нынешнем настоятеле игумене Иосифе XVII. Об иночестве Краткое сказание о жизни и подвигах старца саровской пустыни иеромонаха Серафима с приложением его наставлений Духовные наставления отца Серафима Предуведомление Помня заповедь…
Учение преподобного Варсонофия Оптинского о монашестве (по дневнику прп. Никона, исповедника) Иеродиакон Платон (Рожков), насельник Оптиной Пустыни Доклад прочитан на конференции 14 апреля 2013 года в Богоявленском Старо-Голутвином мужском монастыре г. Коломны Московской области, посвященной 100-летию со дня преставления преподобного Варсонофия (Плиханкова), старца Оптинского и Старо-Голутвинского. Монашество есть блаженство, – говорил преподобный Варсонофий, – выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ к внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство – на Небе в будущей жизни, но нижняя степень его уже на земле». В монастыре достигнуть нравственного совершенства удобнее, чем в миру.…
По благословению Епископа Саратовского и Вольского ЛОНГИНА Объяснение литургии в вопросах и ответах Содержание ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ Часть первая О ПРОСКОМИДИИ Часть вторая О ЛИТУРГИИ ОГЛАШЕННЫХ Часть третья О ЛИТУРГИИ ВЕРНЫХ ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ ЦЕРКОВНЫХ ВВЕДЕНИЕ В ИЗЪЯСНЕНИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ Вопрос. Что называется литургией? Ответ. Литургией называется то общественное Богослужение, в котором совершается Таинство Причащения. Вопрос. Почему литургия называется обедней? Ответ. Название обедня произошло от обыкновения древних христиан по окончании литургии из остатков принесенных даров хлеба и вина учреждать братолюбную трапезу, или общественный обед, в части храма, которая потому ныне и называется трапезною. Вопрос. Что должно знать о месте,…
Памятники религиозной истории нашей Родины и, в частности, православия, являются составной частью культурно-исторического наследия России. Они отражают не только историю Русской Православной Церкви (РПЦ), но и тесно связаны со всем прошлым России. Именно поэтому настоящая статья носит религиозный характер исследования и посвящается яркой и выдающейся личности в РПЦ митрополиту Филиппу (Колычеву). Святитель Филипп занимал митрополичий пост с 1566 по 1568 годы. Как известно, до избрания на московскую кафедру Филипп (Колычев) был игуменом Соловецкого монастыря. Именно с его именем связано превращение Соловецкого монастыря в один из центров духовной, культурной и хозяйственной жизни страны. Он обустроил Соловецкую обитель: развернул в монастыре грандиозное…
Предисловие Преосвященный Иоанн (Соколов), епископ Смоленский, по окончании курса в Московской духовной академии вторым магистром в 1842 году, оставлен был при академии бакалавром по нравственному и пастырскому богословию, откуда через два года с небольшим переведен в Петербургскую академию на церковное законоведение, и здесь был назначен инспектором. В 1853 г. получил степень доктора богословия за сочинение: «Опыт курса церковного законоведения». Затем он был ректором Петербургской семинарии (1855–57 г.), Казанской академии 7 лет (1857–1864 г.) и, наконец, Петербургской академии, оставаясь в то же время профессором богословия. В 1865 г. он посвящен в епископа, с назначением викарием Выборгским, а в 1866 году назначен…
Колофоны мелькитских рукописей ХШ—ХУ вв. содержат ценную информацию для реконструкции социокультурной жизни православной общины Ближнего Востока в самые «темные» века ее истории. Интенсивность книгописания позволяет делать выводы о масштабах интеллектуальной активности, механизмах воспроизводства культурной традиции, ее ареалах и динамике. Выделяются два главных центра копирования рукописей — монастырь св. Екатерины на Синае и районы компактного расселения христиан на плато Каламун и в Северном Ливане, тяготевшие к селению Кара. Сохранились лишь единичные рукописи, созданные за пределами этих зон — в Северной Сирии, Палестине, Заиорданье, Дамаске. Большая часть книг, происходящих из районов к северу от Дамаска, написаны на сирийском языке. Ученые не до…
(Из Нибурова предисловия к боннскому изданию Corpus scriptorum historiae byzantinae. Pars I. Pag. XXX) Малх был уроженцем города Филадельфии. Известно несколько городов этого имени; из имени Малх, которое есть сирийское, Фабриций справедливо выводит, что он был родом из Филадельфии палестинской. Он был софистом в Константинополе 1. Он продолжал историю Приска с 474 года (семнадцатого года царствования императора Леонта, или Льва) до смерти Непота 2, убитого в 480 году 3. Фотий прочел эту историю семилетия, которая содержалась в 7 книгах под заглавием «События, или Дела византийские» (Βυζαντιακά). И выписки о посольствах, {219} и те, которые сохранены Суидой из других статей (отделов, титулов 4), вращаются в…
(Рассмотрение и решение ученым протестантом одного важного в истории православия вопроса: с присовокуплением нового пересмотра того же вопроса) Сказать что-нибудь новенькое в заезженной всякими «пособиями» древней церковной истории не совсем легко. Из т. н. «Завещания» В. В. Болотова (†). (Христ. Чт., 1901, кн. 4, стр. 475). «К кому-то принесли от мастера ларец. Отделкой, чистотой ларец в глаза кидался: ну всякий ларчиком прекрасным любовался. Вот входит в комнату механики мудрец. Взглянув на ларчик, он сказал: «ларец с секретом; так он и без замка; а я берусь открыть; да, да уверен в этом; я отыщу секрет и ларчик вам открою». Вот за…
Содержание Монастыри, закрытые в 19 веке Приложение. Список монастырей упраздненных в XVIII и XIX веках  Указ, крепкий заказ, «малобратные монастыри и пустыни сводить с прочими в совокупление неотложно без продолжения и оные пустыньки весьма упразднить»2 вышел в первый раз от первого Императора России в 1721. году. Самая мысль о закрытии монастырей впервые высказана гораздо ранее, еще на соборе 1681 г.3 Но составлению закона и применению его на практике предшествовал целый период в истории монастырей, продолжительный по времени, механически-разрушительный по своему характеру. Да, мы видим падение монастырей прежде, чем разум и воля правительства направили свое действие против них. Обратим внимание на…
Русь, как целая государственная народность, крещена св. кн. Владимиром. Но это событие имело свои корни в веках предшествующих. Поэтому обратимся в глубь веков, чтобы проследить начальные судьбы распространения христианства на Руси, как причину ее позднейшего всеобщего крещения. Tеrminus a quо наших поисков нельзя обозначить с математической точностью, как нельзя указать его и для начала самой «Руси». Одно только было ясно даже для наших предков IX и начала ХII веков, что «сде (т.е. в русской земле) не суть апостоли учили», что «телом апостоли не суть сде были»; так говорится в летописной повести об убиении варягов-христиан при Владимире. То же повторяет и…
Содержание Предисловие Начало христианства в России Утверждение веры, первые обители Митрополия в Киеве Митрополия во Владимире 23. Кирилл II 24. Максим 25. Святой Петр Митрополия в Москве 26. Феогност 27. Святой Алексий 28. Киприан 29. Фотий 30. Исидор 31. Святой Иона 32. Феодосий 33. Филипп I 34. Геронтий 35. Зосима 36. Симон 37. Варлаам 38. Даниил 39. Иоасаф 40. Макарий 41. Афанасий 42. Святой Филипп II 43. Кирилл III 44. Антоний 45. Дионисий Патриархи 1. Иов 2. Гермоген 3. Филарет 4. Иоасаф I 5. Иосиф 6. Никон 7. Иоасаф II 8. Питирим 9. Иоаким 10. Адриан Местоблюститель Стефан Святейший Синод…
«Записки о Шамординском монастыре» Взгляд через столетие Черкасова Галина Петровна Государственный Исторический музей (Москва) Доклад прочитан на секции "Наследие Оптиной Пустыни" во время работы Оптинского форума-2011 В научно-исследовательском Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится рукопись, имеющая следующее заглавие – «Записки о Шамординском монастыре, поездках в Оптину Введенскую пустынь и о встречах там с духовными лицами: Макарием, Амвросием и др.» Из библиографической информации, сопровождающей эту единицу хранения рукописного фонда монастыря Оптина Пустынь Ф. 213. К. 49. Ед.хр. 3, следует, что это: – автограф с пометами и подчеркиванием карандашом рукой неустановленного лица; – он включает в себя как записки о Шамординском монастыре,…
профессор Алексей Петрович Лебедев Предмет, пропущенный в программе академического преподавания (кафедра чтения по-русски – декламации) В газете: Московские Ведомости (1892 г. октября 17, № 288) встречаем такую заметку: «в текущем сезоне при Московском Университете преподавателем консерватории Булдиным открывается курс искусства произношения (декламации) с практическими упражнениями. В течение (?) текущего (?) года курс декламации для студентов будет бесплатным». Зачем открывается курс декламации в названном университете? Разве нужно искусство декламирования медикам, химикам, физикам, математикам? Этих лицам подобное искусство, кажется, не особенно нужно. Но зато оно совершенно необходимо для юристов, из которых выходят потом адвокаты и члены гласных судебных учреждений; оно точно также…
Содержание I. Местоположение обители II. Историческое обозрение обители Отдел I. От основания монастыря в половине XIV до построения в нем первого каменного храма в половине XVII века Подлинная опись Отдел II. От построения в обители первого каменного храма в 1660 годах до учреждения духовных штатов в 1764 году Период цветущего состояния обители Ведомость, учиненная, в силу Именного Её Императорского Величества Указу, прошлого 763 года, о Покровском Добром монастыре 1764 года, Января 16 дня Отдел III. От учреждения духовных штатов до настоящего времени. 1764–1864 Храмы и прочие здания Достопримечательные предметы в монастыре Ризница. Церковная утварь Библиотека Монастырские угодья Настоятельство и степень…
Марина Анатольевна Можарова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН Таинственная и неразрывная связь существует между душой верующего человека и святым, чье имя он носит. «Был сегодня у обедни у Гребневской Божией Матери. Стоял некоторое время перед образом Иоанна Нового», — отмечено в дневнике Ивана Васильевича Киреевского в день храмового престольного праздника 28 июля 1853 года.[1] И далее — важное замечание: «Положил с нынешнего дня писать в журнале моем непременно каждый день хотя одно слово»[2]. Это желание, несомненно, связано с неизменным стремлением Киреевского сохранять «правду внутренней жизни», быть, как он сам пишет, «истинным во всех изгибах моего…
Подобно всему богослужению, чин венчания не был в древности тем устойчивым, неподвижным в своем составе последованием, каким является в настоящее время. Его обрядовая сторона слагалась постепенно, принимала в зависимости от обстоятельств различные формы, то более простые, то более сложные. Начальные моменты данного процесса остаются почти неизвестными: за первые восемь веков о венчании имеются лишь отрывочные, разрозненные известия в сочинениях некоторых отцов и учителей церкви1, а древнейшие списки его состава от VIII–IX в. представляют последний в результате восьмивекового развития. Не давая материала для уяснения первичных, древнейших форм брака, эти две группы свидетельств в соединении с указаниями позднейшего времени позволяют наметить два…
Оглавление • Воздушные змеи • Жертвы • Научение • Участие • Ступая нежно по земле В христианском сообществе, как западном, так и восточном, время Великого поста — семь недель перед Пасхой — традиционно рассматривается как высшая точка церковного года. Это kairos — время решений и возможностей, специально выделенное время. Но выделенное для чего? Как мы в современном нам потребительском обществе должны понимать назначение Великого поста, или, как говорят православные, Великой четыредесятницы? Какое отношение имеет, и имеет ли Великий пост к экологическому кризису, с которым все мы сегодня сталкиваемся? Воздушные змеи^ В Греции, по крайней мере в прошлом, первый день Великого…
В кн.: Русская художественная культура XV-XVII веков. Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Материалы и исследования. Вып. 9. М., 1998. С. 220- 239. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове относится к таким памятникам московского каменного зодчества XVI столетия, история которых, несмотря на многолетний интерес ученых, продолжает таить немало загадок и противоречий. На протяжении почти всего существования нашей науки храм пользовался неизменным вниманием исследователей. Это объясняется тем, что он занимает особое место в сложившейся еще в первых работах по истории московского зодчества концепции одной из линий развития архитектуры XVI в., приведшей к созданию собора Покрова на Рву. Концепция сложения типа многопридельного…
«О девятом же часе возопи Иисус гласом велиим, глаголя: или, или, Лима Савахфани, еже есть: Боже мой, Боже мой, вскую Мя еси оставил» (Матф. 27, 46; Псал. 21, 2). Так возопил к Богу, Отцу Своему, Агнец Божий, вземший грехи всего мира, в свой предсмертный час, среди своих крестных страданий. Он возопил, как объясняет святый Иоанн Златоуст, ветхозаветным пророчественным гласом (Беседа 88 на Матфея). Этот вопль Его был древле предуказан пророком Давидом, в одном его пророчественном псалме, том самом псалме (21-м), в котором пророчески предызображалось, как некогда беззаконные люди возстанут на Агнца Божия, «вменившагося со беззаконными, хотя греха не сотворившаго, как…