Содержание Слово в день Воздвижения Честного и Животворящого Креста Господня, произнесенное в кафедральном Благовещенском соборе города Казани, непосредственно за чтением Евангелия, пред сбором пожертвований в пользу увечных и раненых воинов, 14 сентября 1883 года. Слово в неделю о слепом, произнесенное за литургией в кафедральном Благовещенском соборе города Казани, непосредственно после чтения Евангелия, пред сбором пожертвований в пользу слепых, 13 мая 1884 года. Слово в день восшествия на престол Благочестивейшого Государя Императора Александра Александровича, произнесенное в кафедральном Благовещенском соборе города Казани, 2 марта 1885 года. Речь в день празднования тысячелетия со дня блаженной кончины святого равноапостольного Мефодия, архиепископа Моравского, произнесенная после…
При взгляде на это светлое и духовное общество святого собора, я ощущаю, возлюбленные, и радость и вместе упование. Радость, – так как и мне, меньшему из всех, в это обширное море мудрости приходится пустить легкий челн слова; упование, – потому что великие волны раздора скоро прекратятся, и во всей Церкви водворится тишина мира Господня. Если двенадцать учеников, воззвав ко Господу, тотчас утишили бурю, когда их корабль был обуреваем ветрами, то тем более, без сомнения, можно надеяться этого теперь, когда столько учеников, единодушно собравшихся, умоляют Господа своими голосами, когда здесь присутствует великий и мудрый правитель, не боящийся никаких ветров и бурь,…
Статья обращена к изучению некоторых аспектов жанра паломнического путешествия. На материале очерка А.Н. Муравьева «Троицкая Лавра» из книги «Путешествие по святым местам русским» показано, что паломнические путешествия, описывающие религиозные центры России, сближались с исторической прозой и разрабатывали формы художественного освоения национального историкокультурного пространства Елючевые слова: паломническое путешествие, очерк, исторический роман, историзм, древнерусская литература, летописное повествование The article is addressed to the study of certain aspects of the genre of pilgrimage. On the material of the essay of A.N. Muraviev «Trinity Large monastery» from the book «Journey to the sacred place of Russian» showed that the pilgrimagejourney, describing the religious centers…
Выголов В.П. Никольский собор Антониева Краснохолмского монастыря (последняя четверть XV в.) В кн.: Памятники русской архитектуры и монументального искусства: пространство и пластика. – М.: Наука, 1991., стр. 3-27. В русской архитектуре XV в. 70—90-е гг. проходят под знаком бурного развития московского зодчества, которое в это время не только играет ведущую роль, но и превращается из сугубо регионального в общерусское. Этот процесс тесно связан с общим развитием Московского княжества, стоящего во главе объединения русских земель, которые в указанное время превращаются в единое централизованное Русское государство. В этих условиях великий князь Иван III предпринимает коренную перестройку своей резиденции — Московского Кремля, уже…
Коншин Н. Н. Сергей Александрович Рачинский 1833-1902 гг. (к 180-летию со дня рождения) особенности организации обучения и воспитания в Татевской школе, направленные на становление духовнонравственных ценностей личности Сегодня, когда формирование духовно-нравственной культуры личности является одной из основных задач современной школы, автор статьи рассматривает историко-педагогический опыт, взгляды и идеи С. А. Рачинского (1833—1902), предложившего систему воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей личности, включающую в себя православные, общечеловеческие, педагогические аспекты. Изучение этой системы воспитания важно при выборе пути развития современной школы в России. Ключевые слова: нравственное воспитание; духовное воспитание; христианская вера; вера в промысел Божий; любовь ко Христу; Евангелие; церковная служба; церковные…
Комарова Татьяна Васильевна,                                         ведущий научный сотрудник,                                         музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна».  Схимонахиня Мария (Толстая) – духовная дочь преподобного Амвросия Оптинского.  (По страницам неизданной переписки. К 200-летию со дня рождения прп. Амвросия Оптинского).  В историю Шамординского монастыря навечно вписано имя схимонахини Марии (Марии Николаевны Толстой, 1830-1912) – духовной дочери преподобного Амвросия. Схимонахиня Мария происходила из древнего рода графов Толстых. С младенческих лет она была связана неразрывными духовными узами с Оптинскими старцами. Оставшись после смерти мамы всего пяти месяцев от рождения, была воспитана бабушкой и тетушками, которые были духовными чадами Оптинских старцев Льва, Макария, Антония, Моисея. Мария Николаевна росла в…
Содержание Общий взгляд на историю храма Воскресения Греческая Патриархия в Иерусалиме Православные монастыри внутри Святого Града Пустыня Святого Града Краткая история пустыни Святого Града Обители, бывшие в пустыне Святого Града в эпоху ее процветания в IV, V и VI веках, с показанием их местонахождения по древним источникам Поездка к развалинам Фаранской лавры преподобного Харитония Лавра Преподобного Саввы Освященного Обитель Преподобного Феодосия Киновиарха Общий взгляд на историю храма Воскресения Храм Гроба Господня построен на месте, где был распят и погребен Христос Бог наш. Излишним было бы доказывать, что место это, столь драгоценное для первых христиан, было охраняемо и стрегомо ими весьма…
Содержание Предисловие Глава I. Политическое положение в Византии в эпоху, непосредственно предшествующую созыву Собора для Унии с Западом. В этой же главе помещается и житие св. Марка Ефесского от рождения до его деятельности на Флорентийском Соборе. Глава II. Прибытие греков в Италию. Открытие Собора в Ферраре и обсуждение повестки деятельности Собора. Речь св. Марка Ефесского папе Евгению IV. Блаженнейшему Папе Ветхого Рима Марк, епископ собрания верных во Ефесе Глава III. Обсуждение латинского догмата о чистилище, Творения св. Марка Ефесского по сему вопросу и иные документы, относящиеся к обсуждению сего вопроса на Соборе в Ферраре. 1. Доклад латинян о чистилище Главы…
Содержание А. О постах вообще Беседа № 1. О необходимости поста Беседа № 2. О посте неблагоприятном Господу и посте истинном Приложение к беседам №№ 1–2. «Постящеся телесне, постимся и духовне» Беседа № 3. Об установленных Церковию постах Приложение к беседе № 3. Историческая справка о постах Св. Православной Церкви Б. Приготовление к Св. Четыредесятнице Беседа № 1. О приготовительных к Великому посту неделях Приложение к беседе № 1 А. Сырная седмица, или масленица Б. Что такое масленица по учению св. Тихона Задонского? В. Особенности церковных служб некоторых великопостных Недель Беседа № 1 Приложение к беседе № 1 А. Колокольный…
Достоевский и оптинские насельники (Забытое газетное свидетельство 1881 г.) Андрей Петрович Дмитриев, канд. филолог. наук, старший научный сотрудник ИРЛИ РАН (Пушкинский дом) Известно, какое возмущение среди церковных публицистов вызвала та часть брошюры религиозного мыслителя и прозаика К. Н. Леонтьева «Наши новые христиане. Ф. М. Достоевский и гр. Лев Толстой» (М., 1882), в которой язвительной критике с точки зрения православной аскетики подверглась Пушкинская речь Достоевского. Предвзятость леонтьевских аргументов, по мнению московского расколоведа священника Иоанна Григорьевича Виноградова (1826—1901), становится явной, стоит лишь вспомнить Катехизис: Достоевский прав, считая залогом спасения и счастья любовь, а не страх Божий (плод любви)[1]. Московский духовный писатель Сергей…
Баталов А.Л. К вопросу о датировке собора Спасо-Евфимиева монастыря. В кн.: Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь в истории и культуре России. Материалы научно-практической конференции (15-16 октября 2002 г.). Владимир – Суздаль, 2003. С. 40-50. Значение XVI столетия для истории русской святости давно уже и мно­гообразно прокомментировано. Общерусское прославление местнопочитаемых святых определило и одно из направлений в храмостроительстве царство­вания Иоанна Васильевича IV и его преемников. Общепризнано, что интен­сивное строительство храмов, посвященных новым русским чудотворцам, на­чинается с конца 1540-х гг. Воздвижение новых храмов при Иоанне IV связа­но не только с включением места погребения в церковное пространство. Происходит и перестройка соборов, под сводами которых уже…
Людмила Викторовна Гладкова, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010 В 2010 г. впервые выходят в свет в полном объеме воспоминания «Моя жизнь» С.А. Толстой, жены Льва Толстого. Мемуары были написаны в 1904—1916 гг. и охватывают период с 1844 по 1901 г. При написании их С.А. Толстая использовала семейную переписку, дневники свои и мужа, приводила обильные цитаты из них. В ее воспоминаниях большое место уделено духовной жизни семьи, посещениям святых мест, начиная с детских воспоминаний о паломничестве в 1857 г. вместе с матерью, сестрами и…
Путь до Константинополя Путь от Константинополя до Афин Путь от Афин до Рима, через Бар-град Достопримечательности Рима Путь от Рима до Японии Путь от Америки до Японии Путь до Константинополя1 Сентября 3 числа минувшего 1898 года исполнилось ровно год, как получена была телеграмма о назначении архимандрита С. и меня миссионерами в Японию. До Японии по дороге мы видели отчасти и Старый, и Новый Свет, то есть Европу и Америку; кое-что там наблюдали, читали и слышали; интересного в наших наблюдениях немало. Поэтому находим не лишним поделиться и с нашими читателями теми впечатлениями, какие мы вынесли из своего далекого, хотя и очень…
I Прежде всего – мир – любви вашей о Господе! Я думаю, братия, что души, которые влекутся к любви Божией, бывают трех родов, мужчины это или женщины. Есть такие, кто призваны законом любви, который в их природе и который изначальное Благо насадило в них при первом творении. Слово Божие пришло к ним, и они без малейшего сомнения последовали за ним с готовностью, как праотец Авраам, – ибо когда Господь увидел, что не по научению от людей он научился любить Бога, но по закону, вложенному в природу его с самого зачатия, Господь явился ему и сказал: «Пойди из земли твоей, от…
Содержание 1. Посещение Троицкой Обители Великим Князем Димитрием Ивановичем, пред выступлением в поход против Ордынского царя Мамая 2. Посланцы Преподобного Сергия приносят В. Князю Димитрию Ивановичу утешительную грамотку и просфору от Великого Старца 3. Единоборство схимника Александра Пересвета с татарином-богатырем, и молитвенная помощь Преподобного Сергия в час битвы 4. Великий Князь Димитрий Иванович снова посещает Обитель Пресвятой Троицы для воздания в ней благодарения Господу Богу за победу  К 500 летнему      юбилею Куликовской битвы. «Чтобы еси, Господине, такы пошел, и поможешь теби Бог и Троица». (Из грам. Преп. Серия к В. Князю Димитрию, полученной им накануне Куликовской битвы). Воскрес. Летопись. 1.…
Марина Анатольевна Можарова, кандидат филологических наук,  старший научный сотрудник Института мировой литературы РАН Законы миропорядка и роль личности в истории — одна из главных тем русской литературы XIX века. В 1858 году в журнале «Русская беседа»[1] была опубликована повесть И. В. Киреевского «Остров», написанная в 1838 году. В этой «недоконченной повести», как назвал ее автор, рассказывается об уединенной жизни монахов и светских семейств на греческом острове в Средиземном море и о событиях, совершающихся в мире, который эти люди покинули. Повествование выстроено по принципу контраста. Православная Греция — «невежественная земля, угнетенная варварами», — противопоставлена «просвещенной стране человечества» — «образованной Европе», в которой все идет «своим…
Богослужебная практика южно – русской Церкви, не смотря на прямое распоряжение церковно – административной власти отно¬сительно однообразия богослужебных книг для всей русской Церкви, и доселе продолжает сохранять и некоторые разности в тексте церковно – богослужебных книг, и некоторые обряды в церковной практике, и даже целые чинопоследования, кото¬рых северно – русская Церковь никогда не знала и не знает до сего времени. Поставленная когда-то в исключительное и почти независимое положение южно-русская Церковь, благодаря различного рода внутренним и внешним обстоятельствам, вос¬приняла в свою практику многое такое, что не может не бро¬саться в глаза человеку, привыкшему к богослужебным поряд¬кам северно-русской Церкви, но что здесь,…
Содержание Проповедь 59. О Молитве Господней I II III IV V VI VII VIII IX Слово в день Господень Проповедь гвельфербитонская 3. О страданиях Господа I II III IV  От переводчика. Блаженный Августин (354-†430) – епископ Иппонский, учитель Церкви. Родился в Африке, в городе Тагасте. Образование получил в Карфагене. Пройдя сложный путь духовного становления – одно время примыкал к манихеям, позднее его мировоззрение определяла философия неоплатонизма, – в 386 г. Августин под влиянием святителя Амвросия Медиоланского обратился в христианство и принял Святое Крещение в Медиолане накануне Пасхи 387 г. Вскоре умерла его мать Моника. Скорбь сына трогательно изливается в знаменитой…
Одна из первых вещей, которая меня поразила, когда я встретился с евангельским словом, словом, которое Бог говорит человеку, – это слова о том, что Бог сияет Своим солнцем на добрых и на злых, на благодарных и неблагодарных, на любящих и ненавидящих, что для Него все люди – Свои (Мф. 5, 44–46). Мы Ему можем быть чужими, но Он нам – свой; мы можем от Него отвернуться и оказаться предателями в самом последнем смысле слова, а Он останется верным до конца (до какого конца – мне еще было неясно тогда, потому что это было только начало евангельской повести; я потом открыл,…
Эпизод о златнице в житии преп. Льва Оптинского и в романе Ф.М. Достоевского "Бесы" Варвара Викторовна Каширина, д. филол. н. Статья опубликована в сборнике: «Духовная традиция в русской литературе»: Сборник научных статей / Науч. ред., сост. Г.В. Мосалева. Ижевск, 2009. С. 128 – 137. В 1855 г. было опубликовано «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой земле постриженика Святыя горы Афонския инока Парфения», которое стало настоящим открытием для современников. Уже через год вышло второе издание книги. Автор книги о. Парфений (Агеев, 1807–1878) в первой части книги поведал о своей жизни среди раскольников и возвращении в православие,…