Введение 1-ая половина 1-го тысячелетия н.э. - время по своему уникальное. На исторической арене разворачивались два диалектически связанных процесса: завершалась одна и рождалась, вызревала новая эпоха существования цивилизаций. Это было время складывания христианства - одной из трех мировых религий. Стержнем христианского учения (вне зависимости от конфессии) является канон ветхозаветный и новозаветный, или Библия, или Святое Писание - "собрание книг, признаваемых христианской Церковью боговдохновенными, т.е. написанными святыми мужами по внушению и при содействии Духа Божия"1. Слово "канон" по буквальному смыслу означает прямую палку, служащую для опоры, либо для проведения прямой линии, а в переносном- норму для руководства к действию, правило жизни2.…
(Печатается с сокращениями)     Диакониссы Древней Церкви     Бегинки     Сестры Винсента де Поля     Протестантские диакониссы     Флоренс Найтингейл и ее сестры     Первые в России организации по уходу за больными     Сестры милосердия в Крымскую войну (1854-1855)     Общины сестер милосердия перед Русско-турецкой войной     Сестры милосердия в Русско-турецкую войну (1877-1878)     Общины сестер милосердия в последней четверти XIX века     Сестры милосердия в Русско-японскую войну 1904-1905 гг.     Женское медицинское образование в России и за рубежом в XIX - нач. XX вв.     Сестры милосердия в Первую мировую войну 1914-1918 гг.     Положение общин сестер милосердия в…
Доказывается тезис, что использование в качестве источника материалов «Журнала Московской патриархии» позволяет нам проследить развитие церковного духовного образования, отношение к нему правящей иерархии Русской православной церкви, государства и общества. Материалы журнала позволяют судить о динамике и географии открытия духовных учебных заведений, профессорско-преподавательском составе и его научных интересах. Ключевые слова: Русская православная церковь, Журнал Московской патриархии, церковное образование, духовная школа, семинария, богословские курсы, пастырь. Историография исследуемого вопроса достаточно обширна. Практически все ученые. занимавшиеся вопросами истории Русской православной церкви в советское время, в той или иной степени описывали проблемы развития духовного образования в указанный период. Наиболее подробно эти вопросы рассмотрены в работах…
09 января 2012 г. Новозаветных комментариев Оригена сохранилось сравнительно достаточное количество, учитывая значительный объём каждого комментария. В первую очередь следует отметить “Толкование на Евангелие от Матфея”. Вообще можно констатировать, что данное новозаветное писание занимало исключительное место в древнецерковном богословии и письменности, считаясь “Евангелием по преимуществу” (L’Evangile par excellence), содержащим основополагающие для религии Христовой научения1. У Евсевия (Церк. ист. VI,25,3) сохранилось интересное сообщение, гласящее: «В 1-й книге Толкований на Евангелие от Матфея Ориген, придерживаясь церковного канона, свидетельствует, что признаёт только четыре Евангелия, и пишет так: “Вот что из предания узнал я о четырёх Евангелиях, единственных бесспорных для всей Церкви Божией, находящейся…
(Из архива А. В. Муравьева). При нынешних смутных обстоятельствах Европы, когда и на Востоке есть тайное ожидание сильных переворотов, чрезвычайно важно, в политическом отношении, положение Церкви Православной, из которой должна развиться будущая гражданственность, потому что доселе, во все продолжение владычества Оттоманского, в одной лишь Церкви заключалось жизненное начало целого Востока и вся его народность. О Великой Церкви Константинопольской. Так называемая Великая Церковь, т. е. Патриархия Константинопольская, к которой устремлены все взоры и ожидания и отколе истекают доселе все распоряжения церковные и гражданские, не смотря на ее внутреннее неустройство, всегда служила и теперь постоянно служить средоточием для сего православного Восточного мира,…
Господину воистину святому, нами почтительно превыше всего превозносимому и почитаемому благочестивым ликованием, блаженнейшему отцу Августину, Валентин, раб твоей святости, и вся братия, надеющаяся вместе со мной на твои молитвы, шлет приветствие в Господе. <Книга Августина рассеяла скорбь монахов> 1. Досточтимые писания и книгу Твоею Святейшества мы восприняли со столь трепетным сердцем, что. подобно тому как блаженный Илия, ставший у входа в пещер1, покрыл лицо свое при прохождении славы Господней, так и мы закрыли заслужившие упреки глаза, поскольку постыдились мы нашего решения, вызванного невежеством наших братьев; ведь мы побоялись приветствовать Твое Блаженство, воспользовавшись их неожиданным уходом. Ибо «время говорить и время…
Жизнь и деяния аввы Симеона, юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского Оп.: Жития византийских святых. – СПб.: Corvus, Terra Fantastica, 1995. – с. 125-184. Пер. С.Поляковой. Леонтий кипрский († в 620 г.), епископ города Неаполя на о-ве Кипре, автор житий Иоанна Милостивого и Симеона юродивого, догматического сборника и нескольких слов (см. Migne, "Patrologiae" ser. graeca, т. XCIII) (Брокгауз). Полякова указывает (на основании Райден) 641-848 гг. в качестве времени жизни Леонтия. (Текст переведен по изданию: Lennart Ryden. Das Leben d. heil. Narren Symeon v. Leontios v. Neapolis, Uppsala, 1963 = Acta Univ., Upsal. Studia Graeca Upsal., 4) Людям, желающим…
Предисловие Первое окружное послание о девстве, или к девственникам и девственницам Глава I. Глава II. Глава III. Глава IV. Глава V. Глава VI. Глава VII. Глава VIII. Глава IX. Глава X. Глава XI. Глава XII. Глава XIII. Второе окружное послание о девстве, или к девственникам и девственницам. Глава I. Глава II. Глава III. Глава IV. Глава V. Глава VI. Глава VII. Глава VIII. Глава IX. Глава X. Глава XI. Глава XII. Глава XIII. Глава XIV. Глава XV. Глава XVI.  Предисловие Предлагаемые вниманию читателей послания св. Климента Римскаго только в прошлом столетии сделались известными христианской Европе. В 1752 году известный издатель…
Данная публикация представляет собой перевод статьи митрополита Каллиста (Уэра), в которой он выясняет, как православные писатели понимают Священное Предание Церкви, и делает попытку его соотнесения с личным опытом христианина. Рассуждения владыки приводят к выводу, что верность Преданию – это не только свидетельство о богатом наследии предшествующих времен, но нечто гораздо большее. Содержание Старица и башня Три определения Предания Церковная власть и Святой Дух у св. Симеона Святой Григорий Палама и обращение к опыту «Церковь Священного Предания» Старица и башня Среди множества притч и образов книги «Пастырь Ерма» одним из самых ярких является образ Церкви, который встречается в самом начале. Два…
Запевалою или застрельщиком во всех научно-богословских спорах в немецком протестантском мире нашего времени является одно и то же лицо – известный берлинский профессор Адольф Гарнак. Неудивительно, поэтому, если вышеуказанный спор о составных элементах Евхаристии древнейших времен церкви вызван и возбужден тем же Гарнаком. Спор этот, по-видимому, закончился и представляет собой явление, отошедшее в область истории. Под именем спора в настоящем случае не нужно, однако ж, разуметь какое-либо общественное движение, в котором нередко участвуют люди разнородных профессий и неодинаковых интересов. Спор, который мы имеем в виду обозревать, есть спор чисто ученый, плод кабинетной мысли, до которого мало дела так называемой большой…
10-го Октября 1831 года, следовательно, ровно пятьдесят лет пред сим, на горе Почаевской совершилось событие, сразу порешившее историческую судьбу Почаевской обители. То было возвращение, или сказать вернее, воссоединение Почаевской Лавры из унии в православие. В этот день православные приемщики, принимавшие Лавру от базилиан Почаевских, служили первую православную литургию в успенском соборе Лавры, после чего обитель Почаевская снова вошла в семью православных обителей русских, как было сто лет до этого, в течение пяти веков, от основания монастыря Почаевского до завладения его униатами (1200–1720 г.). Теперь, когда взоры наши и мысли невольно обращаются к прошедшему Лавры, служившей в течение веков центром религиозной…
Братия, я хочу напомнить вам о том, что душеполезно и спасительно, поелику, дети, я должен руководить и учить вас, порученную мне паству, как пишет ап. Павел к Тимофею, еп. Ефесскому: чадо Тимофее! «учи, моли, запрети благовременне и безвременне» (2Тим. 4:2). Поэтому, дети, «пусть всякий из вас будет скор на слышание и медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией » (Иак. 1:19–20). Прежде всего, дети, предлагаю вам притчу правдивых уст Спасителя, как Он сказал в Своем Евангелии: «вышел сеятель сеять семя свое. Одно пало при дороге, а другое упало на камень, а иное между тернием,…
Оглавление Смысл Православного почитания святых Январь Святитель Василий Великий Мученица Татьяна Равноапостольная Нина Мученица Леонилла Преподобный Антоний Великий Мученики Инна, Пинна и Римма Преподобный Максим Исповедник Преподобный Геннадий Костромский Преподобная Ксения Римлянина Преподобная Ксения Петербургская Святитель Григорий Богослов Святитель Иоанн Златоуст (13 нояб) Святитель Никита архиеп. Новгородский Февраль Святая Анна Пророчица и праведный Симеон Великомученик Федор Стратилат Мученицы Валентина, Павла и Еннафа Благоверный Всеволод, кн. Псковский Святитель Алексей митроп. Московский Преподобные Зоя, Светлана (Фотиния) и Мартиниан Великомученик Федор Тирон Святитель Лев папа Римский Преподобные жены Марина и Кира Перечень святых в алфавитном порядке   Православное почитание святых Во время крещения…
Божиею милостию смиренный Анастасий, епископ Холмский и Люблинский. Сущим в разсеянии чадам Холмской Церкви. «Сие уже, возлюбленнии, второе вам пишем послание» (2Петр. 3:1) во время вашего великого странствования. Снова приветствуем вас в вашем подвиге, снова призываем на него благословение Того, Кто есть «Путь, Истина и Живот» (Иоан. XIV, 6), снова вверяем вас воле Божией, пославшей вам столь тяжкое испытание. Мужайтесь, дорогие братие и чада! Видит Господь ваши непрекращающияся страдания и не оставит вас без Своей милости. Видит ваши невзгоды и наш дорогой Царь-Батюшка и не покинет вас без своей помощи. Он Сам благоволил ныне придти в ратный стан, чтобы стать…
Подготовка текста и публикация А. Г. Кравецкого Содержание Предисловие к публикации 1. Текстология никоновской справы до работ А. А. Дмитриевского 2. Неосуществлённая работа А. А. Дмитриевского 3. Использование выводов А. А. Дмитриевского позднейшими исследователями 4. Неопубликованная статья А. А. Дмитриевского о никоновской справе 5. Принципы публикации Литература Об исправлении книг при патриархе никоне и последующих патриархах 1. Никоновская справа в трудах историков и литургистов XIX века 2. Различия между греческими и славянскими богослужебными чинами 3. Каким греческим текстом пользовались никоновские справщики 4. Мнение Е. Е. Голубинского о характере исправления богослужебных книг в XVII веке 5. Различия между Никоновским служебником 1655…
По поводу книги иеромонаха Илариона (Алфеева) “Мир Исаака Сирина” Содержание О Церкви Востока Об ортодоксии преподобного Исаака Подведем итоги  Личность и миросозерцание прп. Исаака Сирина всегда были дороги русскому православному человеку, ибо на аскетических творениях его воспиталось не одно поколение наших соотечественников. Естественно поэтому, что публикация переводов новых текстов преподобного о.Иларионом (Преподобный Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. М., 1998) и книга о нем вызывает самый живой интерес у православного читателя. Мы не будем останавливаться на самой публикации, ибо судить о качестве переводов – дело специалистов по сирийскому языку. Наше внимание привлекает преимущественно сама работа…
08 декабря 2012 г. Размышления по поводу книги: Митрополит Сурожский Антоний. Пастырство. Минск, 2005 А судьи кто? А. Грибоедов Хотелось бы предупредить, что все написанное касается исключительно меня, и все возможные неприятные ассоциации мне бы не хотелось перекладывать ни на чью душу, но если вдруг кто-то будет солидарен с моими мыслями, я не возражаю. Принцип, заложенный в основу этих размышлений, сформулирован самим владыкой Антонием: “О чем говорить? Очень просто: проповедь не надо говорить никому, кроме как самому себе... Если слово, которое ты говоришь в проповеди, тебя ударяет в душу, если глубоко вонзается, как стрела, в твое собственное сердце, оно ударит…
Содержание Слово пастырское к духовенству Харьковской епархии. Пастырское увещание. Божиею милостию смиренный Амвросий Архиепископ Харьковский и Ахтырский православным христианам Харьковской епархии. Пастырское увещание. Смиренный Амвросий Епископ Харьковский и Ахтырский возлюбленным чадам моим о Господе, православным христианам паствы Харьковской. Речь произнесенная 23 апреля 1885 г. в Харьковском Дворянском Собрании. Речь произнесенная при открытии в Харькове сельско-хозяйственной выставки, в присутствии Ее Императорского Высочества Воззвание к Харьковской пастве о помощи соотечественникам, бедствующим по случаю бывшего в 1892 году неурожая. Ложные, мысли, бродящие в нашем образованном обществе. 1. 2. 3. 4. Живое слово I. II. III. IV. V. Два публичных чтения о свободе печати…
Очерк Содержание К истории Великого поста Из четырех собеседований (Диалогов) Кесария Мудрейшого, брата святого Гигория Богослова. Иоанна пресвитера Дамаскина о святых постах. Святого священномученика Игнатия, из послания к филиппийцам. Постановления святых Апостолов: Святого Василия Великого из слова: «Против упивающихся». Златоуста из его слова, сказанного при приближении конца поста: Святого Анастасия, Патриарха Константинопольского, из его окружного послания: Святого Епифания Кипрского из его послания к монахам: Иоанна, епископа Афирского: Святого Анастасия, Патриарха Феопилийского, т. е. Сирийской Антиохии: Святого Петра, Патриарха Иерусалимского: К истории Великого поста Общая история Великого поста прекрасно изложена в русском богословии: иеромонахом А. Соловьевым1, протоиереем В. Барсовым2, протоиереем А.…
Не только в России, нo, как оказывается, и на западе некоторым чувствуется не по себе, хотя свое смущение они и пытаются скрыть, если им придется сидеть за столом, где число гостей 13; они не проч, а иногда даже стараются, избежать этой перспективы. Судьба 13-го апостола Иуды Искариотского, когда-то вероятно послужившая первою причиною такой опасливости, теперь, конечно, не приходит на мысль никому, кто и сам не хочет быть 13-м, и никого другого не желает ставить в по¬ложение 13-го; но некоторая, иногда неясная, тревога и даже боязнь пред 13-ью, как числом, предвещающим и даже причиняющим зло, следовательно, роковым в полном смысле этого…