(Несостоятельность основного аргумента отрицательной критики о неподлинности Пятокнижия Моисеева пред лицом новейших историко-археологических открытий) Печально наблюдать, какие усилия новейшая отрицательная критика употребляет к тому, чтобы подорвать в сознании новейшего человечества веру в боговдохновенность Библии. Она стремится к этой цели с достойным лучшего дела усердием и пользуется всяким поводом для того, чтобы набросить тень сомнения, или и совершенно подорвать доверие к тому или другому библейскому факту или к целым священным книгам. Эта печальная работа критицизма началась впрочем уже давно, еще в прошлом веке; но никогда она еще не принимала таких опасных размеров, как именно теперь. В прежнее время результаты отрицательной критики…
Святой Григорий Богослов, прославляя подвиги св. Афанасия Александрийского, в похвальном слове, выразил желание «особым писанием изобразить его доблести, как и он описал жизнь божественного Антония». Важность заслуг Святителя Александрийского для церкви Христовой, – его непоколебимая твердость в защищении истины, сила в обличении лжемудрований еретических, терпение в многократных изгнаниях за чистое исповедание учения Христова, заботливость об умиротворении Церкви, – все это могло расположить св. Григория к более полному начертанию великих подвигов иерарха, неослабно в течении полустолетия действовавшего на многотрудном поприще; по временам оставляемого едва не всеми своими собратьями. И кому лучше было изобразить эти подвиги, как не современнику, хотя и младшему,…
Monday, 19 October 2020 03:36

Барсов М. Апокалипсис.

СБОРНИК СТАТЕЙ ПО ИСТОЛКОВАТЕЛЬНОМУ И НАЗИДАТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ АПОКАЛИПСИСА С БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ УКАЗАТЕЛЕМ Составил Инспектор Симбирской Духовной Семинарии М.Барсов Я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть. Апок. VI. ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА СВЯТО-ТРОИЦЕ-СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ "СКИТ" Оглавление АПОКАЛИПСИС СВ. ИОАННА БОГОСЛОВА Исторические сведения об Апокалипсисе Содержание Апокалипсиса и смысл его таинственных образов О том же, Герике Время и место написания Апокалипсиса. О подлинности Апокалипсиса и каноническом его достоинстве. Внутренние доказательства подлинности Апокалипсиса. Шаффа (перевод Михайловского) Опровержение гипотез о происхождении Апокалипсиса. И. Успенского О том же, Я. Рождественского. (Против Ренана) Кинга Бытия и Апокалипсис. Библиографический указатель к Введению. ГЛАВА…
Публикуемая ниже переписка двух крупнейших иерархов ХХ века митрополита Иосифа (Петровых) (1872 – 1937) и митрополита Арсения (Стадницкого) (1862 – 1936) относится к концу XIX – началу ХХ века. Подлинники писем митрополита Иосифа, в бытность его сначала воспитанником Московской Духовной академии, затем инспектором той же Академии, иеромонахом, архимандритом, настоятелем монастыря и, наконец, епископом, хранятся в фонде митрополита Арсения (Стадницкого) Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ. Ф. 550), а два подлинника – в фонде Московской Духовной академии Центрального исторического архива Москвы (ЦИАМ. Ф. 229). Письма будущего митрополита Арсения представлены в копиях, которые делал сам Владыка для памяти (часто они написаны непосредственно…
Мне бы хотелось свидетельствовать о важном аспекте мысли отца Иоанна Мейендорфа, к которому он часто возвращался на различных этапах своей богословской и литературной деятельности. Речь идет о богословском осмыслении в восточной и западной патристике, у блаженного Августина и его наследников, с одной стороны, и в великой традиции Отцов Востока, с другой – проблемы «первородного греха», или лучше сказать, первоначального греха и его последствий. Вместе с молодыми преподавателями Свято-Сергиевского Института, Иоанном Мейендорфом и Николаем Куломзиным, я оказался на протяжении нескольких лет вовлеченным в работу студентов, готовящих докторскую диссертацию в Школе Высших исследований (одна из секций Сорбонны) . Деятельность этой группы проходила…
Содержание Часть 1 19 января 1922 г. За всенощной в церкви быв. Крестовоздвиженского монастыря 21 января 1922 г. Произнесено в храме Преображения во Спасском за всенощной (на день мученической кончины св. Филиппа, митрополита Московского) 9 марта 1922 г. За пассией в Крестовоздвиженской церкви (на Воздвиженке) перед святынями Большого Успенского собора (пассию совершал Святейший Патриарх Тихон) 6 июля 1922 г. За всенощной в Крестовоздвиженской церкви 3 августа 1922 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной 11 декабря 1924 г. . В Крестовоздвиженской церкви 18 декабря 1924 г. В Крестовоздвиженской церкви за всенощной 21 декабря 1924 г. «Нечаянная радость». В церкви св. Панкратия…
Saturday, 17 October 2020 13:53

Лопухин А. П. Даниил.

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. А. П. Лопухина.   Книга пророка Даниила.   Издание исправленное и дополненное, 2003 год. Интернет-версия под общей редакцией Его Преосвященства Александра (Милеанта), Епископа Буэнос-Айресского и Южно-Американского.     Оглавление. О книге пророка Даниила. Глава 1. 1-7. Отведение Даниила и его друзей в Вавилон. 8. Их жизнь и воспитание при дворе Навуходоносора. 18. Испытание царем мудрости друзей. Глава 2. 1. Сновидение Навуходоносора во второй год царствования.. 2. Бессилие вавилонских мудрецов открыть содержание сна и приказание об их истреблении. 13. Откровение Даниилу сновидения и его благодарственная молитва. 25. Истолкование…
Среди русских провинциальных городов XVIII века одно из первых мест занимала Тверь. С воцарением Петра I город начал расти с особенной быстротой. Тверь поставляла для строительства Петербурга рабочую силу, провиант и материалы. Местоположение между новой столицей и Москвой способствовало росту промышленности и торговли, культурным связям города с центром. В 1763 году тверитян постигла большая беда: пожар уничтожил большую часть города. В дневнике современника, тверского купца Михаила Тюльпина, сохранилось картинное описание этих страшных дней. Пылали целые улицы с деревянными домами и многочисленными церквами. Было немало человеческих жертв. Тверь недолго лежала в руинах. Крупные денежные ссуды и материалы, предоставленные императрицей Екатериной, дали…
Молодежный съезд в монастыре преподобного Иова Почаевского в Мюнхене, декабрь 1984 года. Доклад протосингела Афанасия (Евтича), профессора богословия Духовной Академии в Белграде. Мы тут говорили вчера о святых отцах, про их значение в православии, а сейчас – про их православие, про их учение. Прежде всего, надо сказать, что Бог положил Свое Откровение в личности Сына Своего Единородного. Его откровение, прежде всего, не одно учение, не одна теория, не наука в смысле чего-то независимо данного или объективно данного вне Бога, а суть Божественного Откровения, Его истины в лице Его Единородного Сына, воплощенного как Иисус Христос, исторический богочеловек. Это очень важно для…
Что значит «быть православным» и в чем суть православной миссии в современном западном обществе? Об этом размышляет протопресвитер Борис Бобринский, настоятель франкоязычного прихода Святой Троицы в крипте Александро-Невского собора в Париже (юрисдикция Константинопольского Патриархата), известный богослов, ректор Свято-Сергиевского православного богословского института. Содержание Христос – настоящий Восток О преодолении драматического процесса взаимного отчуждения Встреча с Западом: творческое богословское размышление  Тема «Православие в западном мире» по сути своей лишь один из аспектов проблемы более широкой, включающей вопросы христианской и православной идентичности и прежде всего требующей ответа на вопрос: что значит быть православным христианином в мире. Мы, православные, слишком упрощаем дело, когда противопоставляем…
(Против общей исповеди) Читано в храме св. Панкратия в Великий пост 1926 г. Посвящается приснопамятным столпам православия о. Иоанну Кронштадтскому и духовному отцу моему, оптинскому старцу иеросхимонаху Анатолию Да не подумают однако же, будто бы я утверждаю, что всяким миром надо дорожить. Ибо знаю, что есть прекрасное разногласие и самое пагубное единомыслие; но должно любить добрый мир, имеющий добрую цель и соединяющий с Богом. Св. Григорий Богослов Крайнее нерадение и бессовестие есть некоторых пресвитеров принимать к исповеди многих. «О должностях пресвитеров приходских» Чтение первое Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Я не ставлю себе задачи исторической в собственном…
Лекция памяти Марко Паллиса (Лондон, 9 октября 1996) «Не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам». (Откр. 7:3) «Святые обнимают целый мир своей любовью» Прп. Силуан Афонский († 1938) Содержание Любите деревья. Мир как таинство, или история о двух деревьях Сущность и энергии. Логос и логосы Двойное видение Задание человека: призвание священства Вселенское покаяние Времени больше нет. Любите деревья. На Афоне, Святой Горе, монахи иногда ставят у лесных тропинок специальные таблички, чтобы подбодрить или предупредить проходящего паломника. Одна из таких табличек, которую часто приходилось мне видеть в 1970-е годы, всегда доставляла особенное удовольствие. Надпись на ней была краткой и…
Содержание Предисловие Перед лицом зла и страдания Агнец Божий берет на себя людскую немощь Грех мира Бог принимает вызов зла Он возлюбил нас до конца Вочеловечение Стать грехом Страсти и смерть Иисуса Невеста Агнца Сердце милующее Любовь к врагам в Евангелиях Выход за пределы Моисеева закона Отчее прощение Зародыш зла в сердцах Сражение с врагом Дар Святого Духа Тайна прощения Остави нам долги наша Прощение Божие первично Христова молитва на кресте Измерения греха Уничтожение греха и исцеление Горе́ имеим сердца Покаяние – ключ к прощению Литургия сердца Сердечная молитва перед лицом страдания Собственное и чужое страдание Жить жизнью во Христе…
Справедливо и истинно Святую Марию называем Богородицею, ибо это имя составляет все таинство домостроительства. ПВ III,12 1. Когда при конце своей исповеднической жизни святой Иоанн Дамаскин писал свое самое главное творение – «Точное изложение православной веры»1, он прежде всего подчеркнул Божественное Предание2 Православной Кафолической Церкви. Все, что он пишет о Боге, о Святой Троице, о Христе и о Пресвятой Богородице, черпает он из Божественного Предания, которое нам открыто и передано Богом через все спасительное домостроительство Христово. «Все, что передали нам закон и пророки, Апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаем и почитаем; а выше того ничего не ищем... Это мы должны…
І.– Путь к познанию Бога 2.– Кто был Христос 3.– Исполнимы ли заповеди Христа Содержание Предисловие Лекция первая. Путь к познанию Бога Лекция вторая. Кто был Христос? Лекция третья. Исполнимы ли заповеди Христа?  Предисловие Едва ли кто может оспаривать значение нашей интеллигенции в судьбах России. Она занимает господствующее положение не только в управлении страною, но и в законодательных установлениях, призванных к деятельности державною волею Государя Императора; она командует всеми нашими воинскими силами; она воспитывает народ. Следовательно, от нее во многом зависит как благосостояние России, так и упадок ее; она – кузнец русского счастья и несчастья. А так как деятельность правящей…
Содержание Общее введение 1. Бог есть Троица 2. Троичное богословие и троичное Домостроительство 3. Троичное измерение богословия 4. Откровение и познание троичной тайны 5. Богословское образование Библейское богословие I. Образы и прозрения Ветхого Завета 1. Библейский монотеизм 2. Образ ангела Господня в Ветхом Завете 3. Слово Божие и Дух Божий в Ветхом Завете 4. Премудрость Божия в Ветхом Завете 5. Тайна Божия и богопознание в Ветхом Завете 6. Божественные энергии как формы богооткровения, присутствия и освящения Заключение II. Откровение Пресвятой Троицы в Новом Завете 1. Общие соображения 2. Троичное Откровение в Евангелиях 3. Опыт троичной жизни в апостольских общинах ранней…
Я попробую рассказать об отношении мира и церковной жизни, о возможности влияния мира на церковную жизнь, и о том, какое влияние может оказывать мир на церковную жизнь. Церковь существует в мире и не вне мира. В свете Божественного Откровения, а значит, в свете и Священного Писания, и церковного Предания понятие «мир» имеет два значения. Первое понимание мира, скажем, позитивное, и оно первое. Позитивное – это то, что сказал апостол Иоанн в своем Евангелии: « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына…
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие Биография Введениe Значение и сущность аскетических подвигов: "юродства" и "столпничества". Задачи иcследования Часть первая ГЛАВА I. Исторические данные о святых юродивых. Смысл и значение различных наименований св. юродивых. Определение слова "юродство" *** ГЛАВА II. Смысл употребляемого в Священном Писании слова "буйство", сущеcтвенного признака "юродства". Определение "юродства" в тесном смысле *** ГЛАВА III. Причины "юродства" в связи с вопросом о назначении человека. Реализация священного текста св. юродивыми. Объяснение подражания их Иисусу Христу *** ГЛАВА IV. Сознательно-намеренное принятие святыми юродивыми безумства. Психологический смысл их притворного безумия. Отношение святых юродивых к уму. Скрытность их характера *** ГЛАВА V. Вид физической жизни…
Преподобный отец наш Стефан родом был русин, из славянского народа, из северной страны, называемой Двинской, из города Устюг. Сыном был одного христолюбца, верного христианина, по имени Симеон, клирика великой соборной церкви Святой Богородицы, что на Устюге. Мать его была тоже христианкой, по имени Мария. Еще ребенком, с малолетства отдан он был учиться грамоте, и скоро всю грамоту изучил так, что через год читал каноны и стал чтецом в соборной церкви. Он превосходил многих сверстников хорошей памятью, остроумием и быстротой мысли, в учении преуспевал, рос отроком благоразумным, возрастая разумом душевным, телом и благодатью. К играющим детям не подходил. Тех, кто суетным…
Содержание Памяти Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Преосвященный Василий, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Памяти Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Архиепископ Василий Брюссельский и Бельгийский (в миру Всеволод Кривошеин) был призван ко Господу 22 сентября с.г. (1985) в родном городе Петербурге, где он родился 19 июня 1900 года и где провел всю свою юность вплоть до Первой мировой войны. Его отец А. В. Кривошеин был министром земледелия и землеустройства в царствование императора Николая II. Февральская революция застала его студентом филологического факультета Петроградского университета. Переехав вскоре в Москву, Всеволод решил перебраться на юг и вступить в ряды Добровольческой Армии. Вследствие военных действий Всеволод был…