Религиозно-философское исследование профессора Московского университета Посвящается молодым людям, вступающим в жизнь самостоятельную Предисловие Параграф I II III IV V VI VII VIII IX Главные положения, раскрывающиеся в трактате о жизни: Предисловие Религиозно-философское исследование о жизни составлено было в 1867 году для бывших учеников автора, окончивших курс воспитанников IV выпуска Александровского Военного училища, и тогда же было напечатано в Православном Обозрении (июльская книжка) и отдельными оттисками. Потом оно было перепечатано в Собраниях слов и речей протоирея А. М. Иванцова-Платонова за первое десятилетие священства в 1873 году и за двадцать лет священства в 1883 году. С выходом последнего Сборника исследование «Что такое…
(память 1 января по старому стилю) Священномученик Александр (в миру Александр Иванович Трапицын) родился 29 августа 1862 года в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии в селе Волме Вятского уезда Вятской губернии, "расположенном в долине, покрытой перелесками, при небольшой речке Волме... Главным занятием крестьян было здесь земледелие, но вследствие малоземелья и плохой почвы многие ходили на заработки... ремеслами же почти никто не занимался", - как описывают эти места историки и географы Вятки. У родителей было восемь сыновей, трое из них стали священниками и один епископом. Первоначальное образование Александр получил в Вятском духовном училище, среднее - в Вятской Духовной…
Содержание I. Об авторе Синай и Фавор Три монашеских пути II. Лествица: задача и структура Читатель Иоанна Необходимость личного опыта Стиль и структура: тридцать ступеней III. Духовное учение святого Иоанна Лествичника Подражание Христу, духовность и вероучение, благодать и свободная воля «Радостная печаль»: «Лествица» как «диалектика богословия» «Мой помощник и мой враг»: двойственность тела – чувственная любовь, страсти. Бесстрастие (apatheia) Монах и мир: братство, послушание, духовник Молитва и безмолвие: призывание имени Божественный свет и Божественная любовь IV. Источники и влияние Личный опыт и традиция Классификация пороков Влияние «Лествицы» I. Об авторе Синай и Фавор После Библии и богослужебных книг нет книги,…
Когда в 1909 г. происходил известный монашеский съезд в Троице-Сергиевской Лавре, тогда по всей Руси святой прогремело имя отца Иерона – одного из участников иноческого синклита. Старый, согбенный летами, удрученный многочисленными житейскими заботами, трудами, невзгодами…, он непреклонно отстаивал чистые иноческие интересы, не боясь никого и ничего, не смущаясь, смело, твердо…, с энергией юношеской, голосом мужественным. «На человека не зрелъ"… Казалось, встал из гроба один из древних представителей великого иночества первых христианских веков, времен – преподобных – Антония Великого, Макария Египетского, Пахомия Великого и т. под. Внимание всей Руси родной приковалось к старцу. Все почуяли в нем что-то близкое-близкое, дорогое, бесценное,…
Какую реакцию стоит ожидать, когда наблюдаешь за тем, как ребенок-дэцэпшник (это лишь образ, если что) с серьезным видом выходит на баскетбольную площадку с профессиональными игроками и пытается равноценно участвовать в матче? В начале – жалость и уважение, пиетет к человеческому духу и смелости. Естественно, до того, как сама игра не поведет свой отсчет. Потом, конечно, возникнет искушение насмешки, негодования. И этот соблазн, чтобы пойти на не политкорректный шаг, будет все явственней, чем больше пафоса и серьезности проявится в глазах неумелого игрока. Блин, ну куда он лезет! Есть лишь что-то здесь мизантропическое, в фиксации природного различия? Да вряд ли. Существует объективность…
Содержание Православное учение о Деве Марии Богоматеринство и Богочеловечество Уникальная связь Предвечный выбор «Да будет мне по слову твоему» Дева Мария – тоже дочь Евы Нравственное совершенство Девы Марии Mатерь всех нас  Православное учение о Деве Марии Всё догматическое учение о Владычице нашей выражено в двух Ее именах: Богородица (Theotokos) и Приснодева (aiparthenos). Оба имени получили кафолическое признание, оба приняты Вселенской Церковью. О девственном Рождении Спасителя прямо говорит Новый Завет; этот догмат – неотъемлемая часть церковного Предания. «Воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы» (или «рожденный от Марии Девы»), – говорится в Символе веры. И это не просто утверждение исторического…
Содержание Вступление Судьба Креста Христова, его обретение и воздвижение Крест и распятие Спасителя (Археологический очерк) Голгофа и храм Гроба Господня в Иерусалиме Служба Воздвижению Честного Креста Вечерня Стихиры на Господи воззвах Паремии Стихиры на литии Стихиры на стиховне Тропарь Утреня Седальны по кафисмах Величание Седален по полиелее Прокимен Евангелие Стихира после Евангелия Канон Песнь 1-я Песнь 3-я Седален по 3-й песни Песнь 4-я Песнь 5-я Песнь 6-я Кондак и икос Песнь 7-я Песнь 8-я Песнь 9-я Другая песнь 9-я Светильны Стихиры на хвалитех Вынос и воздвижение креста Стихиры на поклонение кресту Литургия Антифоны Входное Прокимен Апостол Аллилуарий Евангелие Задостойник Причастен…
Содержание Спас Благое Молчание Богоматерь Сретение Господне. Пророк Илия. Алексей Человек Божий Преподобный Иосиф Песнописец Преподобный Иосиф Волоцкий, “Святый Никита Епископ” Преподобный Никита, Епископ Халкинский чудотворец.  Дорогому отцу посвящает эту работу автор Начало церковно-археологическому музею при обществе любителей духовного просвещения положено было в 1872 году, когда при Обществе был образован отдел иконоведения. Так как в отдел стали поступать в значительном количестве старые иконы и другие священные предметы, то, по предложению бывшего настоятеля Данилова монастыря архим. Амфилохия, с утверждения Высокопреосвященнейшего Митрополита Иннокентия образовано было хранилище вышеобозначенных предметов в свободном здании Данилова монастыря. Первыми пожертвованиями для музея были – от Её Императорского…
Содержание: Введение По заповеди Спасителя и Апостолов Степень пользования Ветхим Заветом Понимаешь ли что читаешь? Почему нужно знать Ветхий Завет? Под руководством Церкви Боговдохновенность Писаний Сотворение мира Утро человечества Грехопадение Проблема зла Библейская история и археология Ветхозаветная мудрость Ветхозаветная молитва и песнь Провозвестники Нового Завета Неотъемлемое достояние Церкви   Введение Большое расстояние веков отделяет нас от времени написания книг Ветхого Завета, особенно первых его книг. И уже нелегко нам переноситься в тот строй души и в ту обстановку, в каких создавались эти боговдохновенные книги и какие представлены в самих этих книгах. Отсюда рождаются недоумения, смущающие мысль современного человека. Особенно часто…
«РУССКОЕ ЗЕРЦАЛО» МОСКВА - 1999 Содержание Будь верен Проповедь о Христе – слово крестное Крест Христов – орудие нашего спасения Почему для искупления человеческого рода от греха, проклятия и смерти понадобилась крестная жертва Христа Крест – царей держава Что говорит слово Божие и как учили величайшие отцы церкви о великой тайне искупления Об издательстве   БУДЬ ВЕРЕН                 «Буди верен даже до смерти и дам ти венец живота!»                 (Апокал. 2, 10).                 В переживаемое нами исключительно страшное богоотступническое время, когда открыто провозглашается безбожие, пропагандируемое и поддерживаемое власть имущими, а безумные сатанисты уже не скрывают себя, но выступают явно, демонстрируя…
Wednesday, 25 September 2019 19:37

Мученик Александр Медем.

(память 10 ноября по старому стилю) Мученик Александр Антонович Медем родился в 1877 году в городе Митаве Курляндской губернии в семье сенатора Антона Людвиговича Медема, занимавшего многие видные государственные посты, в частности губернатора Новгородского. Это был человек, о котором народ сохранил самые добрые воспоминания. Во время беспорядков в Новгородской губернии в 1905 году он без всякого сопровождения выезжал на места происшествий. Подъезжал в тарантасе к бунтующей толпе, смело входил в середину ее, раскланивался с народом, снимал фуражку и начинал говорить тихим голосом. Его вид и манера говорить производили ошеломляющее впечатление, сначала поднимался шум, но вскоре все затихали, и люди с…
Вопрос о том, нахожусь ли я в истинной Христовой Церкви, настолько существен для верующего, что, казалось бы, при его решении нет места для какой-нибудь обидчивости или обычного самолюбия. Тот, кто разъяснит мне, что я вне Церкви, и укажет, где ее мне найти, казалось бы, может рассчитывать только на благодарность с моей стороны. На деле же как будто нет вопроса из области вероучительной, который бы так больно затрагивал человеческое самолюбие и сопровождался бы таким взаимным раздражением сторон, как именно этот вопрос. Вероятно, виноваты в том и те обладатели истиной, которые готовы быть милосердным самарянином, но не имеют силы воздержаться от некоторого…
Содержание IV-ая книга V-ая книга VI-ая книга VII-ая книга Без обозначения книги Очерки Климента александрийского на соборные послания I. На первое соборное послание Петра II. На соборное послание Иуды III. На первое послание Иоанна IV. На второе послание Иоанна  Среди произведений Климента александрийского, не сохранившихся до нашего времени в целом своем составе и известных нам только по отдельным фрагментам, первое место принадлежит Ипотипосам (Ὑποτυπώσεις). Название, которое знаменитый катехет усвоил данному произведению, ничего не говорит относительно его содержания. Слово ὑποτύπωσις обозначает краткий эскизный очерк о чем-либо. Сам Климент нередко называет свои Строматы ὑποτύπωσις1, так как в них он, по собственному признанию,…
Выступление в Баламандском монастыре (Ливан, Антиохийский Патриархат) 4 декабря 1999 г. Конец XX столетия и приближение нового тысячелетия – события, которые относятся к нашему условному пониманию времени, а поэтому не имеют фундаментального значения для нас, христиан. Тот факт, что по этому поводу по всему миру проходят разного рода торжества, не должен вводить нас в заблуждение относительно какой-то особой важности смены календарных сроков. Для нас значимые изменения во времени связаны только с великими событиями истории спасения, которые мы литургически переживаем в дни церковных праздников. И все же, даже такие условные смены времен должны побуждать христиан к спокойному размышлению. И не только…
В центре христианства стоит Священное Писание, поэтому христианская экзегети­ка зарождается очень рано. Традиция толкования библейских текстов возникает уже во II в. в писаниях мужей апостольских и ранних апологетов: Климента Римского, Иустина Мученика и др. Аллегорическая экзегеза, т. е. иносказательное переосмысле­ние греческих мифов, была частью еще греческой культуры. Представление о том, что в творениях античных поэтов — Гомера, Гесиода и др. содержатся не только вымыслы, но и глубокие прозрения о природе мира и человеке, очень древнее. Этот метод возник в VI в. до Р. X., а уже во II в. перипатетик Аристобул написал труд об аллегорическом толковании священных законов. Когда образованные…
Библейское мировоззрение вообще, в особенности же миро­воззрение писцов, этих профессиональных служителей и как бы при­ближенных домочадцев Премудрости, создавших так называемую сапиенциальную литературу, каноническую (Иов, некоторые псал­мы, особенно Екклесиаст и Притчи) и девтероканоиическую (Кн. Иисуса, сына Сирахова, Премудрость Соломона), — мировоззрение это обнаруживает одну важную, бросающуюся в глаза и подлежа­щую постоянному учету особенность. Оно систематически рассмат­ривает ценности, которые мы назвали бы интеллектуальными, как нечто несравнимо большее. Тонкость ума, имея своим началом и кор­нем «страх Божий» (Прит. 1:7; 9:10, ср. 15:33 и сл., также Иов 28:28 и проч.), представляет собой прежде всего иного особую чуткость к постижению воли Божьей и особую способность…
(память 10 ноября по старому стилю) Священномученик Августин, архиепископ Калужский и Боровский (в миру Беляев Александр Александрович) родился 28 февраля 1886 года в городе Камышин Саратовской губернии в семье священника. Обучался в Кинешемском Духовном училище и Костромской Духовной Семинарии. В 1911 году окончил Казанскую Духовную Академии со степенью кандидата богословия. С 1911 по 1920-й годы преподаёт в Пензенских мужских и женских учебных заведениях. В 1920 году был рукоположен в сан иерея с назначением в Рождественский храм города Пензы. В 1920 и 1922 годах подвергался кратковременным арестам по обвинению в "агитации против соввласти" и "сопротивлении изъятию церковных ценностей". Пострижен в мантию…
Священномученики Александр (Трапицын), архиепископ Самарский, и иже с ним Иоанн (Сульдин), Иоанн (Смирнов), Александр (Органов), Трофим (Мячин), Александр (Иванов), Вячеслав (Инфантов), Василий (Витебский) и Иаков (Алферов) (память 1 января по старому стилю) Священномученик Александр (в миру Александр Иванович Трапицын) родился 29 августа 1862 года в семье диакона Иоанна Трапицына и его супруги Клавдии в селе Волме Вятского уезда Вятской губернии, "расположенном в долине, покрытой перелесками, при небольшой речке Волме... Главным занятием крестьян было здесь земледелие, но вследствие малоземелья и плохой почвы многие ходили на заработки... ремеслами же почти никто не занимался", - как описывают эти места историки и географы Вятки.…
Оглавление Русские святые. Хронологический список Святой апостол Андрей Первозванный (+ 62) Священномученики Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон, епископы Херсонесские (IV в.) Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские Кирилл (+ 869) и Мефодий (+ 885) Великая княгиня Ольга, во святом крещении Елена (+ 969) Первомученики Феодор и Иоанн Варяжские (+ 983) Святитель Михаил, митрополит Киевский (+ 992) Преподобный Аркадий Новоторжский, Или Вяземский (XI в.) Преподобный Аврамий Ростовский (XI в.) Георгий Угрин, брат преподобного Ефрема Новоторжского (+ 1015) Равноапостольный Великий князь Владимир, во святом крещении Василий (+ 1015) Мученики Благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и…
Праведная дева Иулиания, княжна Ольшанская (XVI в.) Память ее празднуется 6 июля в день обретения мощей, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших После занятия в XIV в. Киева литовцами, править им стала в течение 150 лет православная семья князей Ольшанских. Киевляне полюбили ее и считали своей. В начале XVI в. скончалась шестнадцатилетняя дочь князя Григория Ольшанского Иулиания и была погребена в пещерах. Обрели ее тело нетленным при печерском архимандрите Елисее Плетнецком (+ 1624), когда приготовляли…