В переживаемое нами время, когда столько лживых речей слышится о так называемом «соединении церквей», когда ширится и укрепляется вызывающее восторг многих «экуменическое движение» и периодически собирается на свою очередную «сессию» Ватиканский «Вселенский собор», благовременно будет всем истинно-православным христианам вспомнить, какого мнения держался о римско-католическом папизме наш только что светло прославленный великий праведник и чудотворец святой Иоанн Кронштадтский. Вот так, например, пишет он в своих «Мыслях о Церкви» (стр. 13): «Ни одно исповедание христианской веры, кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другие исповедания, неправославные,содержат истину…
Содержание ВЕТХИЙ ЗАВЕТ Предварительные сведения Почему нам дорого Священное Писание Понятие о Священном Писании О боговдохновенности Святого Писания Первоначальный вид и язык Священного Писания История возникновения ветхозаветных книг Краткие сведения о важнейших переводах Писания Пятикнижие Моисея Обозрение первых пяти книг Библии Святой пророк Моисей Книга Бытия Книга Исход Книги Левит и Числа Второзаконие Пророчества о Мессии в книгах Моисея Библейское повествование о возникновении мира и человека Исторические книги Ветхого Завета Краткий обзор исторических книг Библии Значение ветхозаветных пророков Книга Иисуса Навина Книга Судей Книги Царств Книга Ездры Книга Неемии Книга Есфирь Книга Иудифь Маккавейские книги Последние годы до Спасителя Учительные…
Статья посвящена проблеме атрибуции трапезной Успенского Свенского монастыря XVI в. с церковью Антония и Феодосия Печерских. Сохранившийся фрагмент рукописи монастырского летописца содержит интересные сведения о средневековом строительном процессе и позволяет сделать вывод о том, что строительством трапезной руководил тверской мастер Гаврила Дмитриев, сын Маков. Отправной точкой для настоящей работы стал поиск первоисточника встречающихся в литературе сведений о строительстве собора Успенского Свенского монастыря близ Брянска мастером Гавриилом Маковым из Твери[1]. Как известно, каменный собор XVI в. разрушился вследствие оползней высокого берега Десны, на котором располагался монастырь с комплексом каменных зданий XVI в. (включавшим, помимо собора, трапезную палату с церковью Антония и…
РАЗУМЕЮ такое место, где жили бы только по-Божьи, только для Бога, – где только Бог был бы у людей и на уме, и на языке, – где, поэтому, не было бы ни злобы, ни зависти, ни недоброжелательства, проявлений грубого эгоизма, гордости и прочих подобных страстей и пороков. Такое место было бы раем земным. И оно существует. Это – Валаамская обитель, где мне удалось побывать впервые только в июне текущего 1912 года. Здесь я подышал совсем особой атмосферой духовной, – освежился, набрался энергии, новых сил. Здесь я увидел диковинные вещи, каких уже нигде не надеялся встретить. И это – почти под…
Аз есмь Альфа и Омега (Откр. 1:8). Содержание Воплощение для искупления. Мнения западных богословов. Мнение святого Максима Исповедника. Заключение. Воплощение для искупления Христианское благовестие изначально было вестью о спасении. О Господе свидетельствовали прежде всего как о Спасителе, искупившем люди Своя от рабства греху и тлению. Раннехристианское богословие рассматривает Воплощение именно в перспективе искупления. Ошибочные представления о Личности Христа, с которыми приходилось бороться древней Церкви, она сурово критиковала и отвергала именно потому, что они могли пошатнуть веру в искупление человека. Смысл спасения Церковь видит в восстановлении нарушенной связи человека с Богом, а это значит, что Искупитель — одновременно и Бог и…
§ I § II § III § IV § V Приложение I. Список погостов находившихся в XVI и в XVII веках в северо-восточной и северо-западной частях России (вне Новгородских пятин) Приложение II. Нищенские кельи в погостах § I Летописные известия о погостах – Мнение Неволина о погостах – Распространенность погостов в древнейшую эпоху – Некоторые сведения о значении погостов в древнейшую эпоху – Области в которых погосты были обычным явлением – Разряды земель в погостах – Центральное селение погоста-округа, его церкви и их земли – Торговый характер погоста-местности – Нищенские келии и трапезы – Дворы помещиков и должностных лиц в…
1600 лет протекло с тех пор, как христианство из положения гонимой, запрещенной религии перешло в состояние свободного исповедания, официально дозволенного государственной властью. Это в высшей степени знаменательный факт, – факт исключительной важности. Подчеркнуть его особенно благовременно именно теперь, когда, как увидим дальше христианству снова начинают угрожать с разных сторон и с неослабной энергией, пользуясь всякими средствами, безотносительно к их нравственной ценности. Естественно, посему, что, например, католический мир празднует этот христианский юбилей с необычайной пышностью. Расширив торжество на очень длинный период. Построение храмов, издание специальных сочинений, паломничества и пр. – все это и подобное должно быть проявлением юбилейного торжества1. Пусть видят…
Видение блаженного Августина Карманная Псалтырь Душеспасительные размышления с Молитвенными обращениями к Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице 1. Призывание Всемогущего Бога для стяжания добродетельной жизни 2. Обвинение человека и похвала милосердию Божию 3. Жалобы человека, которому Бог не внимает за непослушание 4. Боязнь Судии 5. Отец призывается через Сына 6. Человек представляет Богу Отцу страдания Сына, как искупительную жертву за себя 7. Человек признает себя причиной страданий Сына 8. Крестные страдания Сына Божия являются причиною примирения человека с Богом 9. Призывание Святого Духа 10. Молитвенное обращение смиренного раба Божия 11. Молитва Святой Троице 12. Исповедание Всемогущего Бога 13. О том,…
Содержание: Пришествие в мир и отрочество Господа Иисуса Христа Предисловие Евангелия: Его достоверность и цель./ Предвечное рождение и воплощение Сына Божия./ Зачатие Предтечи Христова Иоанна./ Благовещение Пресвятой Девы Марии./Свидание Пресвятой Девы Марии с Елисаветой./ Рождество Святого Иоанна Крестителя./Родословие Господа Иисуса Христа по плоти./ Рождество Христово./ Откровение обручнику Иосифу тайны Воплощения./ Обстоятельства времени Рождества Христова./ Обрезание и Сретение Господне./ Поклонение волхвов./ Бегство в Египет и избиение младенцев./Отрочество Иисуса Христа. Общественное служение Спасителя Иоанн Креститель и его свидетельство о Господе Иисусе Христе./ Крещение Господа Иисуса Христа./ Сорокадневный пост и искушение от дьявола./ Первые ученики Христовы./ Первое чудо на браке в Кане Галилейской./…
(Русский текст послания с объяснениями) Содержание: Предварительные сведения Вступление Обращение и намерение посетить Рим Суть Евангельской проповеди Изложение христианской веры Все люди грешны и повинны суду Божию Греховность язычников Бог справедлив Греховность иудеев Вывод: все виновны Спасение только во Христе Необходимость веры Авраам – родоначальник верующих Оправдание кровью Христовой От Адама – смерть, от Христа – жизнь Сила благодати Христовой Возрождающая сила крещения От рабства – к новой жизни Внутренний конфликт Жизнь в Духе Святом Радость усыновления Грядущая слава Любовь Божия – все для нас Призвание Израиля Божий промысл в судьбах народов Беда Израиля – его неверие Грядущее обращение Израиля…
Иконопись Русского Севера на протяжении нескольких десятков лет привлекает внимание исследователей древнерусской живописи. В их поле зрения оказалось иконное наследие северных территорий Великого Новгорода, включавших земли по берегам Онежского озера, Архангельское Поморье и регион с центром в Вологде. Однако до настоящего времени остается недостаточно изученной иконопись отдельных художественных центров, располагавшихся в пределах данных историко-культурных зон. Череповецкий Воскресенский монастырь, возникший во второй половине XIV в. с расположенными близ него небольшими локальными центрами в бассейне реки Шексны, может рассматриваться как особый историко-художественный ареал Русского Севера [7, с. 21; 9, с. 172]. Важным географическим объектом Череповецкого ареала является река Шексна, соединяющая Белое озеро…
АПОКАЛИПСИС: Или Откровения святого Иоанна Богослова. История написания, правила для толкования и разбор текста. Содержание ЗНАЧЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА И ИНТЕРЕС К НЕМУ     О ПИСАТЕЛЕ АПОКАЛИПСИСА  ВРЕМЯ И МЕСТО НАПИСАНИЯ АПОКАЛИПСИСА  ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ И ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ АПОКАЛИПСИСА  ВЗГЛЯД ЦЕРКВИ НА СОДЕРЖАНИЕ АПОКАЛИПСИСА  ПРАВИЛА ДЛЯ ТОЛКОВАНИЯ АПОКАЛИПСИСА  СОДЕРЖАНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА   ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР АПОКАЛИПСИСА Глава первая. НАЗНАЧЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА И СПОСОБ ДАРОВАНИЯ ЕГО ИОАННУ   Глава вторая. НАСТАВЛЕНИЯ МАЛОАЗИЙСКИМ ЦЕРКВАМ: ЕФЕССКОЙ, СМИРНСКОЙ, ПЕРГАМСКОЙ И ФИАТИРСКОЙ   Глава третья. НАСТАВЛЕНИЯ МАЛОАЗИЙСКИМ ЦЕРКВАМ: САРДИЙСКОЙ, ФИЛАДЕЛЬФИЙСКОЙ И ЛАОДИКИЙСКОЙ   Глава четвертая. ВТОРОЕ ВИДЕНИЕ: ВИДЕНИЕ БОГА, СИДЯЩЕГО НА ПРЕСТОЛЕ, И АГНЦА   Глава пятая. ПРОДОЛЖЕНИЕ ВТОРОГО ВИДЕНИЯ: ЗАПЕЧАТАННАЯ КНИГА И АГНЕЦ, КАК…
Аврелий Августин Блаженный (354 – 430) – один из выдающихся мыслителей и отцов католической церкви, причисленный ею к лику святых. Родился в Тагасте, в провинции Нумидия (Северная Африка) Римской империи. Проявил большие способности к наукам, изучал риторику в Карфагене, затем преподавал красноречие в Риме, а позже в Медиолане (Милан). В 387 г. принял христианство. В следующем году возвратился в свой родной город и стал во главе местной общины христиан. В 395 году был посвящен в епископы г. Гипона, руководя всей африканской церковью. Умер во время осады Гипона вандалами. В своей подвижнической деятельности с исключительной умственной энергией отстаивал чистоту учения в…
Составлено по описанию Ворон. Епархии Митр. Евгения, статье г. Германова (в записках географического Сборника) по воронежским актам, старинным бумагам и другим источникам Местность, на которой ныне Воронежская Губерния, в древности известна была под названием поля (Нестор, Летоп. стр. 48 и 59; Татищев, Ист. Рос. ч. 2. стр. 76, Русский Временник, ч. 1. 42 стр.), потому что она была не населена. На сих полях кочевали, переходя с одного места на другое, козары (хазары), печенеги и половцы (Нестор, Лет. 10 и 145. Евгений, Опис. Ворон. Еп. 5 стр.). Козары, или Хазары память о своих кочевьях в нынешней Воронежской губернии оставили под названием…
Событие и предание о нем Будучи итогом жизни, смерть у различных людей должна быть так же не одинакова, как непохожи одна на другую их жизнь и они сами. Отсюда самое естественное предположение, что у такой необыкновенной личности, как Пресвятая Дева, с такой исключительной судьбой, и смерть не могла не быть единственной в своем роде. По убеждению Церкви, не только православной, но и католической, кончина Богоматери и была такой, какой не была ни у кого, кроме Нее. Она не изъята была из закона смерти, как и Сын Ее; но Она, подобно Сыну, восторжествовала над смертью, хотя восторжествовала не так славно, очевидно…
По воззрению Церкви всякое греховное деяние одинаково остается таковым ‒ совершено ли оно волей или неволей, «в ведении или неведении» и, следовательно, сознательно или бессознательно. Применительно к этому, очевидно, и в прощении и разрешении содеянных грехов в одинаковой же мере нуждаются ‒ как человек умственно нормальный, так и человек душевнобольной, ‒ безумный и сумасшедший. ‒ Для возможности получить разрешение в первом случае предполагается, как необходимое условие, ‒ предварительное сознание грехов и раскаяние в них допустившего таковые. ‒ Это и достигается установленною в Церкви исповедью грешника пред духовником. Но по отношению к людям умственно ненормальным, каковы суть безумные и сумасшедшие, такое…
В конце X века одновременно с принятием христианства в Киевской Руси возникает единая церковная организация, начинается строительство храмов, создается клир с его строго выдержанной иерархической структурой, появляются предпосылки для становления и развития церковного пения. Уже в первых летописных сообщениях о принятии на Руси христианства упоминаются церковные певцы. Таково летописное сообщение о том, что киевский князь Владимир после женитьбы на византийской царевне Анне привез с собой из Херсонеса в Киев так называемый царицын хор[1]. Русский историк В. Н. Татищев приводит летописное свидетельство о том, что византийский император прислал Владимиру Святославичу «многи иереи, диаконы и демественники от славян»[2]. В Лаврентьевской летописи упоминается…
Wednesday, 28 August 2019 19:07

Успение Богородицы.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, посвященный событию, о котором не сказано в Евангелии, но о котором хорошо известно из Священного Предания Церкви. Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть», но смерть не в тяжких муках и страданиях, но как легкий сон и безболезненный переход от временной земной жизни к жизни вечной. Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 9 дней попразднества. В этот день заканчивается Успенский пост, но если праздник совпадает со средой или пятницей, то пища разрешается только с рыбой, а разговляются после поста…
(Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.)   1844 год Помяни, яко смерть не замедлит. (Сир. XIV. 12). Это не праздничное слово в праздник, подумают, вероятно, некоторые, услышав сказанное теперь. Для чего уменьшать светлость праздника мрачною мыслию о смерти, к нам поспешающей? Мне, братия, не так думается. Может быть, и в светлое время мрачных видов, и в праздники печальных мыслей достойны мы по делам нашим, согласно с древним прещением Божиим: «зайдет солнце в полудне, и померкнет на земли в день свет, и превращу праздники ваша в жалость, и вся песни ваша в плачь» (Ам. VIII. 9–10). Как бы то ни было, Богопросвещенный…
(По поводу 400-летия со дня кончины) 7-го мая исполняется 400 лет со дня преставления преподобного Нила Сорского. Нельзя не задуматься над судьбой этого человека. Один из замечательных русских подвижников, один из крупных русских умов и выдающихся писателей, он далеко не пользуется той общераспространенной известностью, ни тем общим почитанием, какого его жизнь и деятельность заслуживают. И приходится сказать себе, что он принадлежит к числу тех редких избранников, чье тихое и кроткое свечение останавливает на себе внимание людей, исключительно глубоких и вдумчивых. Они не поражают толпу. Эти люди, как и при жизни, не стягивали к себе множества людей, бежавших за колесницей этой…