Четверть века прошло со дня кончины одного из известнейших православных богословов XX века протопресвитера Александра Шмемана (13.12.1983). Что представляет собой его творчество – «посягательство на устои», апофеоз «розового христианства» или трезвую, искреннюю оценку реального состояния религиозно-общественной жизни и собственного пастырского пути? В своей статье профессор МДА Н.К.Гаврюшин делает попытку раскрыть внутренние мотивы богословских построений Шмемана и дать ответы на вопросы, которые они вызывают. «Богословы связали свою судьбу – изнутри – с “ученостью”. А им гораздо более по пути с поэтами, с искусством. И потому богословие стало пресной академической забавой, не нужной никому ни в Церкви, ни вне ее».  Прот. А.…
(Памяти прот. Петра Скипетрова) Это – протоиерей Петр Иванович Скипетров, трагически скончавшийся 19 января. Воистину мученик! В то время, как, исполняя свой пастырский долг, он увещевал насильников, один из последних в сатанинском озлоблении выстрелил в него в упор, раздробив ему нижнюю челюсть. И добрый пастырь упал. Смерть его была неизбежна. И лучше было-бы, еслиб о. Петр тут-же и скончался. По крайней мере, ему не пришлось-бы ужасно мучиться чуть-ли не десять долгих часов... Не успели забыть мученика о. Кочурова, как пред нами новый мученик о. Петр. Он погиб в стенах столичной Лавры, где, повидимому, всего меньше можно было бы ожидать торжества…
«Ночь будет долгая и темная», — сказал Святейший Патриарх Тихон в день кончины [25 марта (7 апреля) 1925]. С того дня прошло шестьдесят пять лет и как будто уже наметился рассвет... Но это не значит, что мы, церковные люди, будем отныне всегда стоять выше соблазнов и искушений. Период свободы и нового развития может оказаться еще более опасным для Церкви, чем период общественного остракизма и репрессий. Именно поэтому мне показалось уместным обратиться мысленно к исторической личности Святейшего Тихона, не столько для того, чтобы вновь описать внешнюю, фактическую сторону Его жизни как служителя Церкви, как миссионера в Америке и как исповедника веры…
Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Российской Церкви Благодать Вам и мир да умножится (1 Пет. 1,2) Вам всем известны усилия Римского Папы поднять общественное мнение христианских государств против СССР, якобы в защиту нашей Православной веры и Церкви. Выступления Папы, исполненные всякой неправды и преследовавшие цели, совсем, казалось бы, не свойственные смиренному служителю алтаря, вынудили нас в феврале прошлого 1930 года в известной нашей беседе с представителями советской и иностранной печати на эти выступления дать подобающий ответ. Как верные сыны нашей родины, мы не могли промолчать, слыша и читая разные измышления о ней, и всякий, кто искал правды…
Кондак 1 Избранному от пелен в воинство Христово и впи­санному от юности в книгу живота вечнаго, дивному в чудесех, преподобному отцу нашему Нилу, вси, насыщающиися чрез него подавае­мых неоскудно Божиих дарований, сошедшеся воспоем ему, яко ходатаю и молитвеннику о ду­шах наших, в веселии глаголюще: Радуйся, преподобне отче Ниле, Столобенский чудотворче. Икос 1 Ангела Господь Своего посла к тебе, преподобне отче, возвестити, егда узре твое мудрование о небесных, дабы прешел еси из прежния пус­тыни во оную, в нейже подвизался еси; ты же ни места, ни страны оныя ведая, но паче на Пославшаго тя Господа уповая и веруя, яко пернатый потекл еси…
Проблемы истории Русской Церкви эпохи Средневековья и раннего Нового времени в последние 15-20 лет привлекают многих зарубежных авто¬ров 1. В центре их внимания — различные аспекты жизни монастырей, в первую очередь поминальная практика. Этот подход сопровождается активной разработкой соответствующей источниковой базы2. Повышенный интерес к изучению и изданию источников по поминальной практике (кормовых, вкладных книг, синодиков) характерен и для современной отечественной ис- ториографии3, что во многом свидетельствует об общности исследовательских поисков в России и за рубежом. В отечественной науке в последние 20 лет появились разноплановые исследования о прп. Сергии Радонежском и Троице-Сергиевом монастыре4. Особо следует отметить выполненное на высоком археографическом уровне…
Содержание От автора I. Стремление русского общества к преобразованиям в государственном и общественном строе. – Голоса из среды общества и правительства. – Голос с высоты царского престола. – Голоса именитых архипастырей. II. Проявление среди высшего духовенства и светских передовых людей сознания необходимости церковных преобразований III. Возбуждение вопроса в литературе и журналистике о преобразовании в церковно-общественных дела. – Проявление сочувствия в светском обществе к участи духовенства IV. Пробуждение мысли о важном общественном значении «православного прихода» и «православного братства». – Возрождение «православного прихода». – Вопрос о «приходе» в эпоху освобождения крестьян V. Частный почин в деле возбуждения «приходской самостоятельности» и учреждения «православных…
Содержание Прошлое черемис Фетишизм черемисских верований О черемисских богах Важнейшие керемети и жертвы им Места и времена жертвоприношений черемис Заключение  Прошлое черемис По Лаврентьевской летописи черемисы прежде жили на Оке. В Атласе Замысловского под 862 – 1054 гг. черемисы показаны живущими на луговом берегу Волги от устья Суры до Казани. В 1224 г. они отодвигаются на восток, переходят реку Вятку и доходят до Камы, в пределах Сарапульского уезда. По всему протяжению Нижегородской губернии встречаются названия, указывающие на черемис, как бывших обитателей страны. Некогда черемисы жили рядом с мордвою, потому и язык их (особенно горных) более других наречий схож с мордовским;…
В число наиболее влиятельных протестантских мыслителей XX века входит марбургский профессор теологии Рудольф Бультман (1884-1976). В своих богословских исследованиях Бультман близок к установке диалектических теологов, считающих, что человек сам по себе не может ни познать Бога, ни «пережить» Его. Поэтому все человеческие речи о Боге вне веры Бультман, вслед за К. Бартом, считал словами не от Бога, но от диавола. С другой стороны, Бультмана всегда волновал герменевтический вопрос, связанный с тем, как современный человек, обладающий естественнонаучным мировоззрением, может и должен понимать постулаты христианской веры. Теолог исходит из того, что современный человек, впрочем, как и человек любой другой эпохи, стремится к…
Перечень вопросов Предисловие 1. Сколько восприемников при крещении. 2. Коленопреклонение (когда). 3. Когда подавать просфоры. 4. Когда Великим Постом разрешается постное масло, рыба, вино? 5. Крестный ходом на освящение пасок и куличей. 6. Священник Англиканской церкви в алтаре? 7. Правила при несении икон прихожанами во время крестного хода. 8. Отказ от эпитимии. 9. Причащать ли прихожан, пришедших к половине литургии (не быв на всенощной)? 10. Допускать ли к Св. Чаше не живущих в церковном браке? 11. Можно ли причащаться у нас, а на службы ходить в другую церковь? 12. Что можно кропить крещенской водой. 13. Какую пищу можно есть во…
К Серапиону, епископу Тмуйсскому, послание 1-е. против хулителей, утверждающих, что Дух Святый есть тварь 1) Писание священной любви твоей отдано мне было в пустыне. Жестокое воздвигнуто против нас гонение, усильны поиски ищущих смерти моей, но «Отец щедрот и Бог всякие утехи» (2Кор.1:3) утешил меня писанием твоим. Воспоминая любовь твою и любовь всех искренно мне преданных, представлял я тогда себе, что они со мною. И потому весьма обрадован был, держа в руках письмо твое. Но, прочитав написанное, возболел я снова духом, что есть люди, однажды навсегда замыслившие идти против истины. И сам ты, возлюбленный и истинно желаннейший, со скорбью пишешь, что…
Статья будущего святителя архимандрита Илариона (Троицкого) написана к 300-летию Дома Романовых. Автор являлся в период написания этой работы профессором Московской духовной академии. Статья представляет собой обзор главных событий в Русской Церкви за три столетия. В ней раскрываются взгляды священномученика на русскую церковную историю и на отношения Церкви и государства. Триста лет назад русское царство пережило время глубоких и опасных потрясений. Кончилась правящая царская династия Рюриковичей, и наступило «смутное время», время «лихолетья», когда русские люди, особенно принадлежащие к высшим кругам, «измалодушествовались». Но русские люди были тогда глубоко преданы православной вере. Православная Церковь была в Древней Руси могущественной народной и государственной силой;…
    Содержание:   Юродство Христа ради. Сентябрь Преподобный Симеон Столпник Мученица Василисса Праведные Захария и Елизавета Мученица Раиса Праведные Иоаким и Анна Великомученик Никита Мученица Людмила, княгиня Чешская Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София Мученики князь Михаил и боярин Федор Благоверный князь Олег Брянский Святитель Димитрий Ростовский Преподобный Сергий Радонежский Благоверный князь Вячеслав Святитель Михаил, митрополит Киевский Октябрь Преподобный Роман Сладкопевец Преподобный Андрей, Христа ради юродивый Мученицы Домнина, Вероника (Виринея) и Проскудия Преподобная Пелагея Святая Таисия Мученица Зинаида Мученики Косьма, Дамиан и Леонтий Праведный Иоанн Кронштадтский Апостол Иаков, брат Господень Великомученик Димитрий Солунский Великомученица Параскева (Пятница) Преподобномученица Анастасия Римлянина  …
1. Небольшая статья Юнгманна (J.A. Jungmann) “Corpus mysticum”, написанная в связи с Мировым Евхаристическим конгрессом в Мюнхене в 1960 г.2, далеко выходит за пределы этого конкретного случая. Она приобретает исключительное значение не только потому, что она написана литургистом, имеющим мировую известность, а в силу идеи “стацио орбис”, которая, если я не ошибаюсь, была вперыве выдвинута Юнгманном и которая сразу же встретила сочувствие в кругах, близких к организации этого конгресса. Эта идея необычайно важна в экклезиологическом смысле. Я готов утверждать, что идея “стацио орбис” есть самое значительное, что было высказано в области универсальной экклезиологии до настоящего времени. “Подобно тому, как папа,…
I Первый храм во имя Премудрости Божией был воздвигнут в Константинополе самим Константином. Но освящен он был только при Константанции, в 360 г. Не видно, кто дал имя храму. Сократ, наш древнейший свидетель, выражается неясно: "теперь называемая София" - etis Sophia men prosagoreuetai nun (Hist. Eccl. II, 16). Во всяком случае во времена Сократа этот храм назывался Софией. И нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. Это было имя Христа, сына Божия, под именем предвозвещенного в Ветхом Завете (прежде всего в книге Притч); это библейское имя повторяет и апостол Павел (1 Кор. 1, 24). В IV в. много…
Иммануил Кант предложил новый подход, исключающий конфликт между наукой и религией. Он был хорошо знаком с наукой XVIII века и еще до Лапласа выдвинул гипотезу формирования планет солнечной системы из туманности. Однако Кант полагал, что ограниченность научных методов оставляет место для религиозной веры. Сначала мы остановимся на его анализе науки, в котором по-новому синтезируются элементы эмпиризма и рационализма. Кант, подобно Юму, высказал идею, что без опыта нет познания. Однако он был убежден, что разум должен не просто пассивно собирать чувственные данные, но активно их организовывать в соответствии с собственными принципами интерпретации. Кант согласен с Юмом в критике классического аргумента о…
В переживаемое нами время, когда столько лживых речей слышится о так называемом «соединении церквей», когда ширится и укрепляется вызывающее восторг многих «экуменическое движение» и периодически собирается на свою очередную «сессию» Ватиканский «Вселенский собор», благовременно будет всем истинно-православным христианам вспомнить, какого мнения держался о римско-католическом папизме наш только что светло прославленный великий праведник и чудотворец святой Иоанн Кронштадтский. Вот так, например, пишет он в своих «Мыслях о Церкви» (стр. 13): «Ни одно исповедание христианской веры, кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другие исповедания, неправославные,содержат истину…
Содержание ВЕТХИЙ ЗАВЕТ Предварительные сведения Почему нам дорого Священное Писание Понятие о Священном Писании О боговдохновенности Святого Писания Первоначальный вид и язык Священного Писания История возникновения ветхозаветных книг Краткие сведения о важнейших переводах Писания Пятикнижие Моисея Обозрение первых пяти книг Библии Святой пророк Моисей Книга Бытия Книга Исход Книги Левит и Числа Второзаконие Пророчества о Мессии в книгах Моисея Библейское повествование о возникновении мира и человека Исторические книги Ветхого Завета Краткий обзор исторических книг Библии Значение ветхозаветных пророков Книга Иисуса Навина Книга Судей Книги Царств Книга Ездры Книга Неемии Книга Есфирь Книга Иудифь Маккавейские книги Последние годы до Спасителя Учительные…
Статья посвящена проблеме атрибуции трапезной Успенского Свенского монастыря XVI в. с церковью Антония и Феодосия Печерских. Сохранившийся фрагмент рукописи монастырского летописца содержит интересные сведения о средневековом строительном процессе и позволяет сделать вывод о том, что строительством трапезной руководил тверской мастер Гаврила Дмитриев, сын Маков. Отправной точкой для настоящей работы стал поиск первоисточника встречающихся в литературе сведений о строительстве собора Успенского Свенского монастыря близ Брянска мастером Гавриилом Маковым из Твери[1]. Как известно, каменный собор XVI в. разрушился вследствие оползней высокого берега Десны, на котором располагался монастырь с комплексом каменных зданий XVI в. (включавшим, помимо собора, трапезную палату с церковью Антония и…
РАЗУМЕЮ такое место, где жили бы только по-Божьи, только для Бога, – где только Бог был бы у людей и на уме, и на языке, – где, поэтому, не было бы ни злобы, ни зависти, ни недоброжелательства, проявлений грубого эгоизма, гордости и прочих подобных страстей и пороков. Такое место было бы раем земным. И оно существует. Это – Валаамская обитель, где мне удалось побывать впервые только в июне текущего 1912 года. Здесь я подышал совсем особой атмосферой духовной, – освежился, набрался энергии, новых сил. Здесь я увидел диковинные вещи, каких уже нигде не надеялся встретить. И это – почти под…