Наследники экклезиологической концепции св. Киприана Карфагенского. Св. Иларион (Троицкий) как богословский последователь св. Киприана Карфагенского. Экклезиология составляет стержень православия, так как именно церковь призвана соединить Божественное и человеческое и привести человека к спасению. Православная экклезиология, как и вообще все православное богословие, никогда не являвшееся и не являющееся дисциплиной чисто «теоретической», было поставлено логикой самой истории перед животрепещущей проблемой границ Церкви и вопросом о единстве Церкви.[1] «Вопрос о границах Церкви, – пишет протоиерей Владислав Цыпин, – с особенной остротой обсуждался в русском богословии в начале 20-го века. Он ставился в связи с так называемым старокатолическим вопросом, а также в связи с…
Святоотеческое учение о внешних чувствах и их месте в природе человека После того, как во втором веке христианское Евангелие коснулось образованного эллинистического мира, апостольская простота и харизма уступила место утонченному философскому анализу. Богословие становится аристократической дисциплиной[1]. Принявшие благовестие философы пытались объяснить христианское мировоззрение в категориях греческой философии (святой Иустин Философ). Это нужно было для апологии перед язычниками, подвергавшими христиан гонениям и осмеянию, а также для распространения веры. Христианские мудрецы имели отточенную философскую методологию и, разумеется, не видели оснований отказываться от нее. Христианская мудрость вбирала в себя все лучшее, что содержалось в античной мысли и не противоречило Откровению[2]. Достояние античности в…
О своих впечатления о паломничестве в Санкт-Петербург и Печеры поделилась прихожанка нашего храма Елена. В эту поездку я попала совершенно случайно, хотя у Бога случайностей не бывает – значит по воле Божьей. 12 июня в восемь часов вечера мы с моей подругой из Москвы прибыли на место сбора нашей паломнической группы. Это была моя третья паломническая поездка, она оказалась  совершенно  отличной  от двух предыдущих. Не буду описывать дорогу и все  подробности,  постараюсь рассказать о своих ощущениях, вернее о том, с чем я вернулась из этой чудесной поездки. В Свято – Троицком Александро – Свирском  мужском монастыре мы были на Литургии,…
В июне приход блаженной Ксении Петербуржской по уже сложившийся традиции совершил паломническую поездку в Санкт-Петербург и Печеры. Ранним утром, 13 июня, паломники прибыли в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Отслужив молебен и помолившись за Литургией, практически все участники поездки причастились Святых Христовых Тайн. Погода выдалась дождливой, но на душе были ликование и радость от встречи с преподобным! После трапезы для желающих была организована экскурсия по монастырю. По дороге в Санкт-Петербург мы посетили Введено-Оятский женский монастырь, где покоятся мощи преподобных Сергия и Варвары Островских - родителей Александра Свирского. Здесь все смогли окунуться  в святом источнике Иконы Божьей Матери "Живоносный Источник". К…
19 июня в приходе блаженной Ксении Петербургской, кроме праздничной Литургии, прошли веселые троицкие гуляния. На Руси издревле день Святой Троицы был одним из самых любимых праздников, а неделю, сплошную седмицу, после Троицы называли "зелеными Святками". В эту неделю всегда дети и молодежь гуляли, играли, пели. Праздник Троицы - один из главных великих праздников церковного календаря. Ведущие программы поговорили с детьми о смысле отмечаемого события, обратили внимание на то, почему этот день особо почитается христианской Церковью. Дети с азартом отгадывали тематические загадки, проявляя при этом поражающую взрослых сообразительность и кругозор. В этом году на праздник Троицы к нам в гости пришли…
Вопрос о возвращении к допетровской соборности рассматривался с точки зрения государственной стабильности и потому получал однозначный отрицательный ответ. Для Победоносцева было совершенно ясно, что действительная свобода Церкви от государственного влияния возможна лишь в случае ее отделения от государства. Продолжая эту мысль, нетрудно догадаться, что подобное возможно лишь при установлении свободы совести. В православной России практически «отделить» Церковь от государства значило бы подорвать империю изнутри, реальная же свобода Церкви была возможна только в светском государстве. Отказаться от конфессиональной ориентированности имперские власти не собирались. Следовательно, церковная реформа оказалась бы по меньшей мере бесполезной. Но империя в начале 20 века переживала глубокий кризис,…
Влияние В. Соловьева на культуру Серебряного века. Начало 20 века интеллектуально маркирован как период «Серебряного века» в истории достижений русской творческой элиты. Культура Серебряного века очень многолика: в ней слились не только разные стили и жанры, но и самые разные духовные течения, часто трудно между собой совместимые. Эта разнородность состава сказалась и на характере философии: тут присутствует и влияние западной метафизики, прежде всего немецкого идеализма, и восходящее к славянофилам стремление вернуться к христианским истокам и строить философию на религиозном основании, сближая ее с богословием; и мистико-оккультные мотивы, восходящие к гностицизму и усиленные – особенно в начале 20 века – увлечением…
Религиозно-исторический контекст и предпосылки зарождения суфизма Мусульманство появилось в начале VII века н.э. на Аравийском полуострове, который заселяли арабские кочевники-скотоводы. Их племена были слабо связаны с оседлым миром земледельческих и городских цивилизаций, разместившихся преимущественно в южной части полуострова. Кочевые племена бедуинов (в переводе – «жителей пустыни») переживали поздний этап развития родоплеменного строя с традиционными формами патриархальных отношений, соответствующими общественным и хозяйственным укладами. Цепь природных (наводнения, землетрясения) и социальных (войны с эфиопами, иранцами) потрясений VI века подорвала экономические и политические основы государств Южной Аравии, вызвала перенос основных маршрутов караванной торговли в северо-западные регионы и способствовала росту значения городов Мекка и Йасриб…
Церковно-государственные отношения при патриархе Филарете В первой половине XVII-го века, в условиях ослабления централизованного государства, характерна ведущая роль Земских Соборов в решении общерусских вопросов. Роль Боярской Думы в законотворчестве была достаточно велика. Большое политическое значение имела и Церковь, так как судопроизводство осуществлялось преимущественно на основании канонов Церкви, а Кормчая книга являлась основным источником права. Существенным звеном государственного управления в 1-ой половине 17 в. стал Земский собор. Роль и компетенция Земских соборов несомненно возросла (при царе Михаиле собор собирался не менее 10 раз). И тем не менее самостоятельного политического значения соборы все же не имели, поэтому утверждать, что в России была…
6 июня в храме блаженной Ксении Петербуржской г. Твери состоялся престольный праздник – день прославления святой блаженной Ксении.  Святую Ксению Петербургскую очень почитают в России. После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых. День памяти святой был установлен 6 февраля. Прославление в 1988 году состоялось 6 июня, и впоследствии этот день стал еще одним днем памяти святой. Вся жизнь блаженной Ксении была примером верности, преданности и любви. Овдовев в молодом возрасте, она раздала все свое имение и одела вещи покойного мужа, откликалась только на имя Андрей Федорович, бродила по Петербургу, делая добрые дела в память о…
Окончание учебного года Воскресная школа нашего прихода отметила поездкой в Николо-Теребенский женский монастырь, расположенный недалеко от Максатихи. Своими впечатлениями от этой поездки поделилась ученица Воскресной школы Саша Стренакова: "Собрались мы все около магазина «Дары Нептуна». Погода была теплая. Выехали мы, когда солнце уже взошло. Проехав несколько километров от города, мы увидели деревни, которые располагались по краям дороги. Некоторые ребята хотели причаститься, но не все из хотящих смогли это сделать. По дороге очень хотелось кушать и дети решили перекусить. Взрослые терпели, и я старалась тоже терпеть, ведь это такое чудесное событие – причаститься в монастыре.  Остановились мы у больших ворот монастыря.…
«Духовный Регламент» как главный документ церковной реформы Петра IВеликого Петр не отрицал Церкви как учреждения, но обращался к ней с прагматической стороны – как на учреждение, приносящее государству двоякую пользу: в области образования и посредством морального влияния на свою паству. Поэтому Петр последовательно стремился к превращению Церкви в часть государственного управления, имеющего воздействие на народ. Что оправдано с точки зрения рассудочной религиозности, сводившей всю религию и религиозную жизнь к морали. Такое мировоззрение определяло все направлявшиеся им мероприятия духовной власти. Петр и свои обязанности самодержца таким же образом. Долг самодержца: управление народом и преобразование жизни этого народа в направлении, угодном царю.Петр…
Петр Великий и имперское самосознание: трансформация концепции «Москва – третий Рим». Культурные реформы в России начала XVIII века были подчинены логике и воле одного человека – Петра I. «Церемониальные инновации Петра», полагает В. М. Живов, можно интерпретировать «как единый комплекс, связан­ный единством пропагандируемых идей и перепле­тением конкретных действий».[1] Именно такой подход объединяет наиболее плодотворные ис­следования нескольких последних десятилетий, посвященные официальной культуре Петровской эпохи. В работах Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, Г. П. Гребенюка, В. М. Живова, Р. Вортмана Петровская эпоха предстает не причудливым соединением «варварства» и «европейского просвещения», какой она казалась, например, современникам-иностранцам, а воплощени­ем идеологической программы царя. В…
«Иосифлянский» раскол и отношение к нему владыки Иллариона. К весне 1927 года Патриаршая Церковь оказалась в сложном поло­жении. Проводимая властями политика ликвидации ее единого цен­тра (существование которого формально не признавалось) была близка к успеху. Правда, влияние просоветской Синодальной (об­новленческой) Церкви к этому времени уже начало спадать: в янва­ре 1927 доля обновленческих приходов в целом по стране составляла 16,6%. В самой Патриаршей Церкви после смерти Патриарха Тихона нарастали центробежные тенденции. Постоянные аресты иерархов, которые могли возглавить Высшее Церковное Управление, мешали создать стабильный канонический центр. Число Патриарших Местоблюстителей и их Заместителей достигло 13, причем 12 из них находились в ссылке или заключении,…
Понятие «μίμησις» в теологии святого апостола Павла. Теологические и социокультурные предпосылки возникновения богословских взглядов святого апостола Павла. Теологическая система апостола Павла представляет собой внешне сложную (ведь в ее составе переплетаются этические, религиозные, мистические и социальные тематики) и внутренне стройную (это комплексная богословская структура освящается единой интуитивной идеей о принятии благодати Божьей через жизнь во Христе) конструкцию мысли, повлиявшей на всю последующую западную христианскую цивилизацию. Но вместе с историческим развитием западноевропейской культуры изменяется и облик знаменитого апостола в представлениях носителей этой культуры (впрочем, эта всегдашняя судьба всех важнейших исторических фигур). То есть «Павел» Блаж. Августина совершенно не схож на «Павла» Лютера…
Экзегетические школы в христианстве и развитие «Шестодневов» По мере развития жанра, между увеличивающимися в своем числе Шестодневами установились значительные различия. Причины тому были вполне объективные. Поскольку отношение к мирским наукам в средневековье было разное, постольку возникали и разные трактовки Книги Бытия. В зависимости от философско-мировоззренческих ориентаций толкователей обычно выделяют три основных богословских школы: александрийскую, антиохийскую и каппадокийскую, представители которых значительно отличались друг от друга в толковании Священного Писания. Каждая из этих школ представлена целым рядом Шестодневов. В период зарождения и существования ранних богословских школ (II- IV вв.) можно наблюдать у их представителей различные подходы к космологической проблематике. Библейская космология по-разному…
Исайя: о личности великого деятеля допленного профетизма. О пророческом служении. Пророк по-еврейски «nabi» (pl. nebiim); по-гречески – «profetes». Этимология русского слова «пророк» (родственное «прорекать», то есть произносить открытую, сообщенную кем-то истину) точно соответствует этимологии греческого слова (буквально, «тот, кто говорит вместо другого» или «переводчик», «толкователь»). Этимология еврейского слова менее ясна, то есть основания думать, что она тоже содержит идею прорекания или произнесения от лица кого-то или под вдохновением кого-то.[1] Для всех великих религий древности характерно появление вдохновенных людей, утверждавших, что они говорят от имени Бога. На древнем Востоке повсюду были люди, занимавшиеся магией или прорицанием будущего (Числ. 22:5; Дан. 2:2);…
12 мая в МОУ СОШ № 15 прошло награждение победителей традиционного конкурса детского творчества к празднику Пасхи.           О проведении конкурса было объявлено еще в начале Великого поста. На конкурс были представлены  320 работ, выполненные учащимися МОУ СОШ №№ 7, 15, 21, 40, 50, двух детских садов и детского центра «Зернышки», действующего при приходе блаженной Ксении Петербуржской. Такое большое количество работ по сравнению с прошлыми годами говорит о желании подрастающего поколения сохранить православные традиции нашего народа, используя при этом различные виды народного творчества.          В конце поста состоялось заседание жюри, на котором после долгих обсуждений и споров были выбраны…
Вторник, 10 Май 2016 12:10

С Днем Победы!

9 мая приход блаженной Ксении Петербуржской торжественно поздравил ветеранов с 71-й годовщиной Великой Победы нашей Родины в Великой Отечественной войне. После Литургии протоиерей о. Сергий Зиновьев с благословения настоятеля храма иерея Максима Мищенко сердечно поблагодарил старейших прихожан нашего прихода за совершённый подвиг, а работники храма вручили цветы. Поздравления стали приятной неожиданностью для ветеранов и не смогли оставить их равнодушными. Удивление и умиление были заметны на их лицах. Они были признательны за оказанное им внимание и помощь. С праздником, дорогие ветераны!
Четверг, 05 Май 2016 12:40

детские сады в гостях у храма

По уже давно сложившейся традиции приход блаженной Ксении Петербуржской устроил пасхальный праздник для воспитанников детских садов №№ 68, 69 и 145.          У ворот храма детей встречала преподаватель Воскресной школы прихода Елена Валерьевна, которая  в доступной для детей форме донесла до них всю важность этого Праздника, рассказала о правилах поведения в храме. Она поведала детям о главных атрибутах Пасхи – разноцветных яйцах и писанках, о том, что яйцо испокон веков считалось символом жизни.          Даже самые маленькие воспитанники детских садов, затаив дыхание, слушали рассказ Елены Валерьевны, а затем с благоговением прикладывались к праздничной иконе и ставили свечи. Затем Елена Валерьевна…