Биография и сочинения Климента Александрийского. К христианской теологии Климент Александрийский пришел через философию. Это определило стиль и содержание его произведений. Свои разнообразные идеи он воплотил в не менее замысловатую форму. Избегая устоявшихся концепций, он никогда не останавливался в своих поисках. Вопросы, которые он задавал себе, зачастую оставались без ответа, смысл многих его пассажей – загадка для читателя. Однако благодаря подобным качествам Климент сумел в своих произведениях открыть и утвердить многие философские положения, которые впоследствии были унаследованы христианскими теологами. Труды его были весьма популярны, его имя до девятого века можно было встретить в списках святых.[1] Тит Флавий Климент, преемник Пантена, вероятно…
Американская революция и избирательное право Американская революция возникла в определенных условиях и обладала некоторыми особенностями. Первая характерная черта американской революции заключалась в территориальном аспекте, ведь США не проходила через такую социально-историческую формацию, как феодализм. Американское общество было демократично по своей сути. Второй специфической чертой стала обусловленность американской революции национально-освободительными мотивами. Национально-освободительное движение переросло в войну за независимость. Но американская революция не модифицировала рабовладельческую систему Юга, которая продолжительное время сдерживала развитие американского капитализма.[1] Американская революция была следствием назревающего разрыва (экономической и политически-правового) между метрополией и колониями. К тому же и в самих колониях проявлялись классовые противоречия в форме сопротивления малосостоятельных колонистов…
Понедельник, 15 Август 2016 08:17

Этика стоицизма

Этика Стоицизма Школа, которая тоже развивалась в Древней Греции, а потом в Риме и оставившая по сию пору глубокий след в этическом мышлении, была школа стоиков. Основателями ее считают Зенона, жившего в IV и III веках до нашего летосчисления (род. в 340, умер в 208 или 204), а затем в Римской империи те же учения развивали Сенека (с 54 до Р. X. по 36 после Р. X.), особенно же Эпиктет (конец I и начало II века) и Марк Аврелий (121 – 180 гг. после Р. Х.).[1]Стоическая философия возникает в сложный общественный период – период образования Римской империи, сопровождавшийся глубоким обеднением…
История образования церковной реформы 1721 года. § 1. Характеристика личности и служения Феофана Прокоповича. В исторической литературе уже были предприняты попытки обозначить основные типы архиереев Петровской и послепетровской России. Непревзойденными исследованиями по данной теме следует считать труды И. А. Чистовича[1] и К. В. Харламповича[2]. В трудах этих и других авторов была показана недостаточность противопоставления великорусских и малороссийских элементов в деле Петровской церковной реформы. Было также показано, что борьба между Феофаном Прокоповичем и его противниками по вине обеих сторон принимала характер политических интриг, которые для проигравших заканчивались в Тайной канцелярии. Здесь стоит выделить группу последовательных сторонников модернизаторских усилий императора Петра I;…
Учительные книги Ветхого Завета и древневосточная литература Уже традиционным действием в современной библеистике является соотнесение письменности «мудрых» Израиля и родственной ей литературы других стран древнего Ближнего Востока, прежде всего Египта и Вавилона. При этом имеют в виду обычно формальное сходство – письменность мудрых Израиля имеет ту же форму афоризмов, что и соответствующий род литературы Египта и Месопотамии. Однако при таком внешнем сходстве необходимо видеть и принципиальное духовное различие, которое становится ясным, если исследовать духовные корни традиции письменности «мудрых» в средиземноморской культуре. Но обратимся первоначально к видимым сходствам. Произведения «книг Премудрости» были распространены на всем Древнем Востоке. На небосклоне культуры изобильных…
Общее учение святого апостола Павла о браке по Кор. 7:1 – 9 Учение о браке, которому посвящена 7-я глава, вызвано вопросом, поставленным Коринфянами в их письме к ап. Павлу (1 Кор. 7:1). Но оно внутренне связано с темой о телесной чистоте, и этим объясняется то, что Павел касается его именно здесь. С первого взгляда может казаться, что Павел подходит к браку чисто утилитарно. Брак для него средство против блуда (1 Кор. 7:1 – 2, 9).Брак есть средство к достижению некоей высшей цели.[1]Святитель Иоанн Златоуст пишет по поводу(1 Кор. 7:1 – 9): «…коринфяне писали к нему, должно ли воздерживаться от жены,…
Историография о термине «дети боярские» Историография проблематики термина «дети боярские». Историко-социальная категория «дети боярские» продолжительный период были обделены исследовательским вниманием. Историки XVIII в., Ф. И. Миллер, И. Н. Болтин, М. М. Щербатов[1], касались этого историко-общественного термина косвенно, в контексте изучения ими генезиса дворянства. К примеру, Ф. И. Миллер особое место в своем труде уделял формированию современного ему дворянского сословия. При этом именитый историк делал акцент на стихийности процесса образования сословия дворян: «... однако ж удивительно, что сия немаловажная перемена с великим по всей России единомыслием учинилась без особливого на то указа, и без обнародованного от верховных судебных мест о времени…
Не считая экзотических концепций «четвертого измерения», идей о натренированном сверхчеловеке, учении о вечного возвращении, о «головокружительных»[1] путешествиях Г. И. Гурджиева и П. Д. Успенского, при упоминании этих имен на ум часто приходит популяризованные ими идеи об «эзотерическом христианстве» (правда, далеко не системно и целостно выраженные). «Говорить о Гурджиеве и Успенском – значит говорить об эзотерической традиции, которая была лишь фрагментарно раскрыта Гурджиевым при существенной помощи Успенского»[2]. Итак, помимо теософии и антропософии, к числу российских светских эзотерических школ и учений, относится учение Г. И. Гурджиева (1877 – 1949)[3]. Он одним из первых попытался сделать восточные духовные практики подходящими и эффективными для…
Факторы распространения и развития НРД на территории РФ Нет сомнения, что определяющую роль в широком распространении в постсоветской России нетрадиционных религий сыграли особые обстоятельства. Вначале сказалась весьма неблагоприятная социальная и духовная атмосфера 70-х – начала 80-х годов, ее негативное воздействие на настроения в обществе подтачивало высокие нравственные ценности, присущие нашему народу. Затем последовали резкие и глубокие социокультурные изменения конца 80-х – начала 90-х годов, которые значительно усилили и перевели в новую фазу экстремального развития тенденции роста религиозных настроений, наблюдавшиеся еще в годы застоя. Все это подтвердило известную закономерность: углубление кризисных явлений в обществе всегда сопровождается усилением религиозных исканий. Ряд новых…
ВЦУ на юге России. Русская Православная Церковь имеет свою Заграничную часть уже около двух веков. Проповедь Христианства языческим племенам Азии повлекла создание Миссий, сделавшихся с течением времени епархиями, в Китае и Японии. Продолжением проповеди в Азии, явилось распространение Православия среди языческого населения на Алеутских островах и Аляске и создание Миссии в Северной Америке, ставшей затем епархией. В Западной Европе русские церкви устроились, начиная с 18-го века, сначала при Российских посольствах, а затем и отдельно от них, в местах, наиболее посещаемых русскими при поездках заграницу. Все те церкви считались состоящими в ведении Митрополита Петроградского и в последнее перед революцией время находились…
Наследники экклезиологической концепции св. Киприана Карфагенского. Св. Иларион (Троицкий) как богословский последователь св. Киприана Карфагенского. Экклезиология составляет стержень православия, так как именно церковь призвана соединить Божественное и человеческое и привести человека к спасению. Православная экклезиология, как и вообще все православное богословие, никогда не являвшееся и не являющееся дисциплиной чисто «теоретической», было поставлено логикой самой истории перед животрепещущей проблемой границ Церкви и вопросом о единстве Церкви.[1] «Вопрос о границах Церкви, – пишет протоиерей Владислав Цыпин, – с особенной остротой обсуждался в русском богословии в начале 20-го века. Он ставился в связи с так называемым старокатолическим вопросом, а также в связи с…
Святоотеческое учение о внешних чувствах и их месте в природе человека После того, как во втором веке христианское Евангелие коснулось образованного эллинистического мира, апостольская простота и харизма уступила место утонченному философскому анализу. Богословие становится аристократической дисциплиной[1]. Принявшие благовестие философы пытались объяснить христианское мировоззрение в категориях греческой философии (святой Иустин Философ). Это нужно было для апологии перед язычниками, подвергавшими христиан гонениям и осмеянию, а также для распространения веры. Христианские мудрецы имели отточенную философскую методологию и, разумеется, не видели оснований отказываться от нее. Христианская мудрость вбирала в себя все лучшее, что содержалось в античной мысли и не противоречило Откровению[2]. Достояние античности в…
О своих впечатления о паломничестве в Санкт-Петербург и Печеры поделилась прихожанка нашего храма Елена. В эту поездку я попала совершенно случайно, хотя у Бога случайностей не бывает – значит по воле Божьей. 12 июня в восемь часов вечера мы с моей подругой из Москвы прибыли на место сбора нашей паломнической группы. Это была моя третья паломническая поездка, она оказалась  совершенно  отличной  от двух предыдущих. Не буду описывать дорогу и все  подробности,  постараюсь рассказать о своих ощущениях, вернее о том, с чем я вернулась из этой чудесной поездки. В Свято – Троицком Александро – Свирском  мужском монастыре мы были на Литургии,…
В июне приход блаженной Ксении Петербуржской по уже сложившийся традиции совершил паломническую поездку в Санкт-Петербург и Печеры. Ранним утром, 13 июня, паломники прибыли в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Отслужив молебен и помолившись за Литургией, практически все участники поездки причастились Святых Христовых Тайн. Погода выдалась дождливой, но на душе были ликование и радость от встречи с преподобным! После трапезы для желающих была организована экскурсия по монастырю. По дороге в Санкт-Петербург мы посетили Введено-Оятский женский монастырь, где покоятся мощи преподобных Сергия и Варвары Островских - родителей Александра Свирского. Здесь все смогли окунуться  в святом источнике Иконы Божьей Матери "Живоносный Источник". К…
19 июня в приходе блаженной Ксении Петербургской, кроме праздничной Литургии, прошли веселые троицкие гуляния. На Руси издревле день Святой Троицы был одним из самых любимых праздников, а неделю, сплошную седмицу, после Троицы называли "зелеными Святками". В эту неделю всегда дети и молодежь гуляли, играли, пели. Праздник Троицы - один из главных великих праздников церковного календаря. Ведущие программы поговорили с детьми о смысле отмечаемого события, обратили внимание на то, почему этот день особо почитается христианской Церковью. Дети с азартом отгадывали тематические загадки, проявляя при этом поражающую взрослых сообразительность и кругозор. В этом году на праздник Троицы к нам в гости пришли…
Вопрос о возвращении к допетровской соборности рассматривался с точки зрения государственной стабильности и потому получал однозначный отрицательный ответ. Для Победоносцева было совершенно ясно, что действительная свобода Церкви от государственного влияния возможна лишь в случае ее отделения от государства. Продолжая эту мысль, нетрудно догадаться, что подобное возможно лишь при установлении свободы совести. В православной России практически «отделить» Церковь от государства значило бы подорвать империю изнутри, реальная же свобода Церкви была возможна только в светском государстве. Отказаться от конфессиональной ориентированности имперские власти не собирались. Следовательно, церковная реформа оказалась бы по меньшей мере бесполезной. Но империя в начале 20 века переживала глубокий кризис,…
Влияние В. Соловьева на культуру Серебряного века. Начало 20 века интеллектуально маркирован как период «Серебряного века» в истории достижений русской творческой элиты. Культура Серебряного века очень многолика: в ней слились не только разные стили и жанры, но и самые разные духовные течения, часто трудно между собой совместимые. Эта разнородность состава сказалась и на характере философии: тут присутствует и влияние западной метафизики, прежде всего немецкого идеализма, и восходящее к славянофилам стремление вернуться к христианским истокам и строить философию на религиозном основании, сближая ее с богословием; и мистико-оккультные мотивы, восходящие к гностицизму и усиленные – особенно в начале 20 века – увлечением…
Религиозно-исторический контекст и предпосылки зарождения суфизма Мусульманство появилось в начале VII века н.э. на Аравийском полуострове, который заселяли арабские кочевники-скотоводы. Их племена были слабо связаны с оседлым миром земледельческих и городских цивилизаций, разместившихся преимущественно в южной части полуострова. Кочевые племена бедуинов (в переводе – «жителей пустыни») переживали поздний этап развития родоплеменного строя с традиционными формами патриархальных отношений, соответствующими общественным и хозяйственным укладами. Цепь природных (наводнения, землетрясения) и социальных (войны с эфиопами, иранцами) потрясений VI века подорвала экономические и политические основы государств Южной Аравии, вызвала перенос основных маршрутов караванной торговли в северо-западные регионы и способствовала росту значения городов Мекка и Йасриб…
Церковно-государственные отношения при патриархе Филарете В первой половине XVII-го века, в условиях ослабления централизованного государства, характерна ведущая роль Земских Соборов в решении общерусских вопросов. Роль Боярской Думы в законотворчестве была достаточно велика. Большое политическое значение имела и Церковь, так как судопроизводство осуществлялось преимущественно на основании канонов Церкви, а Кормчая книга являлась основным источником права. Существенным звеном государственного управления в 1-ой половине 17 в. стал Земский собор. Роль и компетенция Земских соборов несомненно возросла (при царе Михаиле собор собирался не менее 10 раз). И тем не менее самостоятельного политического значения соборы все же не имели, поэтому утверждать, что в России была…
6 июня в храме блаженной Ксении Петербуржской г. Твери состоялся престольный праздник – день прославления святой блаженной Ксении.  Святую Ксению Петербургскую очень почитают в России. После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых. День памяти святой был установлен 6 февраля. Прославление в 1988 году состоялось 6 июня, и впоследствии этот день стал еще одним днем памяти святой. Вся жизнь блаженной Ксении была примером верности, преданности и любви. Овдовев в молодом возрасте, она раздала все свое имение и одела вещи покойного мужа, откликалась только на имя Андрей Федорович, бродила по Петербургу, делая добрые дела в память о…