Христос Воскресе! Приветствуем Вас и поздравляем с праздником Воскресения Христова! Пасха является важнейшим христианским праздником, она – воистину «праздников праздник и торжество из торжеств». Событие Воскресения Христова ставится во главу угла всего евангельского повествования как начало христианства. Воскресение Иисуса Христа – первичная, универсальная истина, незыблемый догмат, не замутненный идеологией, величайший в истории факт. Абсолютной точкой отсчета новозаветного благовестия является реальность и историчность личности Христа «распятого и воскресшего». Существование Церкви зиждется на тайне смерти и воскресения Господа Иисуса. Богослужения Страстной Седмицы и Пасхи подчеркивают и скорбь по поводу страданий и смерти Иисуса на кресте, и, наконец, величайшую радость Воскресения. Верующие, участвуя…
                                                                                                                   Христос Воскресе!-солнышко играет,    Христос Воскресе !-шелестит листва… После праздничной пасхальной службы под переливчатый колокольный звон с пением Тропаря Пасхи дети воскресной школы храма Святой Блаженной Ксении Петербуржской выходят на импровизированную сцену перед её скульптурой: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и…
Суббота, 30 Апрель 2016 06:30

Великая Суббота

Богослужение Великой субботы это - благоговейное бдение над гробом Господним. В этот день воспоминается пребывание Господа во гробе и сошествие Его во ад. В 7-ый час нощи по Уставу, а по нашему около часа пополуночи совершается утреня Великой субботы. Ныне ее часто совершают в Великую пятницу с вечера. На ней после шестопсалмия, "Бог Господь" и тропарей: "Благообразный Иосиф..." дважды; Слава: "Егда снизшел еси к смерти, животе безсмертный..." И ныне: "Мироносицам женам..." поется 17-ая кафизма: "Блажени непорочнии," причем за каждым стихом этой кафизмы поются или читаются краткие песнопения, называемые надгробными похвалами, в которых прославляется Господь умерший и погребенный. Это как бы…
Пятница, 29 Апрель 2016 09:20

Великая Пятница

История создания службы Великой Пятницы Проводить время в посте и молитве накануне Праздника Пасхи – древнейший обычай, имеющий начало от Святых Апостолов. Он, в свою очередь, идет от заповеди Самого Христа Апостолам - поститься в те дни, “когда отнимется у них Жених” (Мф. 9, 15). О том, что пасхальный пост соблюдали все христиане первых веков, видно из древних церковно-исторических свидетельств. Например, об этом можно узнать из истории пасхальных споров (II в.). Евсевий Кесарийский в своей “Церковной истории” приводит текст письма св. Иринея Лионского к предстоятелю Римской Церкви, папе Виктору, находившемуся тогда в разногласии с Асийскими и сопредельными с ними Церквями…
Среда, 27 Апрель 2016 11:04

О Тайной Вечере

Библеистское определение Тайной Вечери. Тайная Вечеря – это традиционное название последней трапезы Христа Спасителя с учениками. Название ее связано с тем, что из-за угрозы со стороны Синедриона Вечеря должна была происходить втайне. Ее средоточием был священный акт установления Нового Завета, предреченного пророком Иеремией (Иер. 31:31), и таинства евхаристии, которое, по воле Самого Господа, стало совершаться Церковью в «воспоминание» о Нем. Свидетельства о Тайной Вечери содержатся в Мф. 26:17 – 35; Мк. 14:12 – 26; Лк. 22:7 – 39; Ин. 13 – 14; 1 Кор. 11:23 – 25 и в целом совпадают между собой. Различия в рассказах синоптиков незначительны и касаются…
Ветхозаветные пророчества о новом Моисее Одна из наиболее часто используемых ветхозаветных параллелей – это уподобление Мессии «первому спасителю» - Моисею. Среди христиан подобная параллель появляется вместе с заявлением Христа: «...Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» (Ин.5:46). Те, кто слушал Его, бывало, восклицали: «Мы нашли Того, о Котором писал Моисей в законе и пророки...» (Ин. 1:45). Говоря о Мессии, христианские теологи иногда используют такое понятие, как Moses redivivus - «Моисей, возвращенный к жизни» или «новый» Моисей. Это определение основывается на словах Петра и Стефана из Деяний 3:22 и 7:37, ссылавшихся на…
Господь наш Иисус Христос предначал последние дни Своей земной жизни таким действием, в котором явился пред всеми как предвозвещенный пророками и ожидаемый Израилем Спаситель. Пока еще не настало время Его (см.: Ин. 7, 6), пока не пришел час крестного прославления Его (см.: Ин. 17, 1), Он тщательно избегал всех случаев, где народный восторг желал бы видеть исполнение заветной мечты о восстановлении древней славы царства израильского (см.: Ин. 6, 15); с тою же целью, во избежание перетолкований и затемнения истины примесью суетных ожиданий, Он нередко запрещал Своим ученикам и последователям разглашать всенародно, что Он есть ожидаемый Христос Спаситель (см.: Мф. 12, 16;…
Суббота, 23 Апрель 2016 12:01

Вербное воскресенье.

Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, которое описано четырьмя евангелистами (Лк 19, 28-40; Ин 12, 12-19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49; Пс. 8, 2-3; Зах. 9, 9). Воспоминанию этого события посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих. Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его…
Лжедмитрий I как «еретик» на православном троне Привычный для россиян стереотип представлений о царе как центральном участнике церемониальной жизни двора (калька церковного ритуала) был важнейшим фактором идентификации православного царя. Нарушения Лжедмитрием I привычного хода дворовых церемоний были важной чертой неприятия его как православного монарха. Л. Безансон констатирует, что Лжедмитрий I не умеет себя вести с позиции традиций, не соблюдает этикет, не блюдет обрядов.[1] Данный факт был особо подчеркнут в мемуарах и сочинениях о Смуте. Лжедмитрий Iнарушал заветные обычаи священной московской старины. Конрад Буссов отмечал, что Лжедмитрий I решительно отменил обычай, по которому «царь беспрестанно должен был осенять себя крестом и…
Четверг, 14 Апрель 2016 08:12

Екклисиаст: название книги.

Екклисиаст: название книги. Еврейское название книги «Кохэлет» было переведено семьюдесятью толковниками на греческий язык словом Έκκλησιαστής, а латинский язык перенял греческий вариант – ecclesiastes. Это наименование книги по всей вероятности было дано самим автором, потому что Книга надписывается так: Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. (1:1) Весьма ясно, кого автор обозначил словом. Он назвал им сына Давидова, царя в Иерусалиме. Теперь спрашивается: какое значение этого слова? И в каком отношении к этому нему Соломон? Некоторые искали корень этого слова в арабском диалекте. Одни находили его в арабском kehl производя из него существительное «седой, старик» (kahalah — был белым, седым).…
Понедельник, 11 Апрель 2016 19:12

Пролог книги Иова

Пролог Книги Иова. О Боге и сатане. В первых двух главах книги Иова завязывается основной сюжет. Автор книги не желал полемизировать с учителями Закона и поэтому избрал героем иноплеменника, который не знает о Законе и Обетовании. Он исповедник единого Бога, Которого чтит в первобытной простоте. Он праведен по отношению к себе (евр. «там» – непорочен, прост, целен), к людям (евр. «яшар» – справедлив, прям) и по отношению к Богу («богобоязнен и далек от зла»). На престоле, подобно царю, принимающему доклады вельмож, восседает сам Яхве, окруженный своими слугами-ангелами. Святитель Филарет Московский пишет следующее: «Совет Божий о сотворении человека имеет у Моисея…
25-го марта, - Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. - Вспоминается благовестие Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии о рождении от Нее Сына Божия, бывшее в Назарете, в доме обручника Пресвятой Девы св. праведного старца Иосифа. Праздник Благовещения в большинстве случаев приходится в дни Великого поста, начиная с четвертка 3-ей седмицы, может совпадать с Пасхой (это совпадение называется "Кириопасхой"), а самое позднее в среду Светлой седмицы. Поэтому устав службы его чрезвычайно изменчив и требует внимательного каждый раз ознакомления с Марковыми главами. Он имеет только один день предпразднства и один день попразднства, причем, если он случится в Неделю Ваий, или…
Соотношение патриотического и национального воспитания в наследии И.А.Ильина Политико-правовое учение И.А. Ильина уже более десятилетия привлекает внимание исследователей, что во многом связано с тем, что долгие годы в нашей стране философия политики и права были сравнительно мало востребованы. Возрождение интереса к данным дисциплинам сопровождается поиском более адекватного для современного уровня развития науки и общества методологического инструментария изучения проблем политики и права. Революционное время, на которое выпала творческая деятельность молодого ученого И. А. Ильина, внесло свои коррективы. Ни научная, ни общественная деятельность Ивана Ильина не являлась желанной в глазах новой власти, в условиях свершившейся революции. Советскую власть не устраивали не только…
«Обращение» архиепископа Иллариона и «Памятная записка Соловецких к правительству СССР»: предтечи «Декларации» митрополита Сергия. Соблазн – вот то определение, которое было дано в значительной части зарубежной прессы посланию митрополита Сергия, Заместителя Местоблюстителя, от 29 июля 1927 года.[1] Но этот, как и всякий соблазн, есть выявление психического состояния тех, кто соблазняется. Если отнестись вдумчиво к посланию митрополита Сергия, сопоставить его с целым рядом других документов, составляющих один цикл с последним, и, наконец, если восстановить ход событий в жизни русской Церкви в 20-е годы, то не только соблазн, но и сомнения должны рассеяться. А самый факт установления лояльных отношений Церкви к советской…
Теология иконы преп. Иоанна Дамаскина. Св. Иоанн Дамаскин создал ясный и убедительный синтез святоотеческого богословия и аскетики, и прежде всего постхалкидонской энергетической христологии александрийского происхождения. В то же время участие в иконоборческих спорах заставило его, подобно древним антиохийцам, подчеркивать конкретную индивидуальность Иисуса.[1] Огромное значение для преодоления ереси иконоборчества имело творчество преп. Иоанна Дамаскина, который стремился догматически и философски обосновать значимость и необходимость икон в христианской жизни и в богослужении. Трактаты преп. Иоанна Дамаскина о почитании святых икон утвердили его в центре движения 8 столетия, направленного против предрассудков иконоборчества. Это была первая в тот период развернутая апология религиозных изображений, содержавшая подробную…
Епископское служение в богословском наследии священномученика Киприана Карфагенского. Характер западного христианства, в противоположность восточному, определился под влиянием двух личностей – Тертуллиана и Августина, – кроме того, правителя церкви Киприана и политики римской общины и ее епископов, сознательно идущих к своей цели, как в своем подчинении, так и в господстве. В христианстве Тертуллиана господствовали два противоположных течения: древняя строгая вера и антигностический символ. Соответственно своему юридическому образованию, он повсюду искал в религии правовые положения и формулы, и представляли себе отношение между Богом и человеком как частноправовое. Он не философствует, а рассуждает, пользуясь попеременно аргументами «от авторитета» и «согласно здравому смыслу». В…
Теологическая система гностицизма представляет собой внешне сложную (ведь в ее составе переплетаются этические, религиозные, мистические и социальные тематики) и внутренне стройную (это комплексная богословская структура освящается, вероятно, некоей единой интуитивной идеей; к сожалению, нынешние исследователи не могут согласованно и последовательно ее вывести) конструкцию мысли, повлиявшей в некотором смысле на христианскую кафолическую традицию. Интересно, что вместе с историческим развитием изменением христианского кафолического направления в частности и западноевропейской культуры в целом изменяется и облик типичного представителя античного «гностицизма» в представлениях и оценках носителей этой культуры. То есть «гностик» свят. Иринея совершенно не сходен с «гностиком» Бультмана или Гарнака. Теперь очень трудно понять…
Экзегеза Ветхого и Нового Завета св. Кириллом Александрийским Немало потрудился св. Кирилл Александрийский над истолкованием Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Обратимся в начале к толкованиям святителя Кирилла Александрийского на книги Священного Писания Ветхого Завета. Особую склонность к Александрийскому способу истолкования Священного Писания Святитель преимущественно проявил в двух своих сочинениях[1]: а) «О поклонении и служении в духе и истине»; б) «Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия». Из большого количества экзегетических сочинений первым по времени было, скорее всего, «О поклонении и служении в духе и истине», написанное в форме диалога. Это сочинение св. Кирилла Александрийского принадлежит к числу его…
На Реформацию не стоит смотреть как на единичное событие, хронологически ограниченное исключительно XVI веком. Она является разомкнутым движением и первичный замысел ее именно в том, чтобы оставаться открытой, чтобы быть неизменно внимательной к Слову Божию и исправлять саму себя в соответствии с волей Божией. То есть первоначальный замысел церковных реформ довольно оптимистичен, идеалистичен, даже «романтизирован», не склонен сообразовываться со сложными реалиями бытия видимой Церкви. К тому же судить о германской Реформации только по тому, что говорил М. Лютер, было бы неверно ни исторически, ни богословски. Чтобы вполне понять лютеранство, нужно анализировать то, чем была в целом Западная Церковь в XVI…
Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. Сам Спаситель был поведен духом в пустыню, сорок дней искушался дьяволом и ничего не ел в эти дни. Спаситель постом начал дело нашего спасения. Великий пост – пост в честь Самого Спасителя, а последняя страстная седмица этого сорокавосьмидневного поста установлена в честь воспоминания о последних днях земной жизни, страданиях и смерти Иисуса Христа. С особой строгостью соблюдается пост в первую и страстную седмицы. В чистый понедельник принято полное воздержание от пищи. В остальное…