Юбилейный Собор 2000 года: «Устав об управлении Русской Православной Церковью» Юбилейный Собор РПЦ, проходивший в августе 2000 года в Москве по количеству и важности затронутых проблем претендует на значительно место в оценке русской церковной истории. Заседания Собора проходили с 13 по 16 августа 2000 года в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя. В работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря.[1] В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности РПЦ на исходе 2-го тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными…
Пятница, 22 Январь 2016 06:45

Эсхатология старца Филофея

Эсхатологическая схема старца Филофея. «Изложение Пасхалии» и ее переработка вызвали активизацию работы религиозной мысли в направлении судеб будущего русско­го государства. Среди плодов этой работы было «Послание о планитах и зодеях...» – великому князю московскому старца Елизарова монастыря Филофея. Старец Филофей дал особенно четкую, хотя и несколько видоизмененную формулу религиозно-охранительной задачи Руси. В противоположность Иосифу Волоцкому и авторам «Повести о Белом Клобуке» он переносит всю ответственность за охрану православия со всего русского народа, с «русской земли», на но­вый столичный град Москву и на московского государя как верховного носителя власти на православной Руси. Дальше он развивает формулу митрополита Зосимы, говорившего о том,…
Еще задолго до пришествия в мир Спасителя пророк Малахия предсказывал о Предтече Господнем, называя его Ангелом Божиим и вторым Илиею (3, 1; 4, 5), а пророк Исаия, в священном восторге слышал благовествующий глас его, глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего; всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки, и явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие (40, 3–5). Предтеча Господень Иоанн закончил собою длинный ряд древних пророков, возвестив наступление благодатного царства Христова (см.: Мф. 11, 13). Ветхозаветные пророки предвозвещали пришествие…
Введение Основным источником, из которого мы узнаем о событии Крещения Господня, является Евангелие. О факте Крещения Господа нашего Иисуса Христа повествуют все 4 евангелиста (но по содержанию реферата мы рассмотрим свидетельства синоптических евангелий – святые евангелисты Матфей (Мф. 3:13-17), Марк (Мк. 1:9-11), Лука (Лк. 3:21-22)). Это связано, прежде всего, с тем, что Спаситель начал общественное служение после Своего Крещения. Но наиболее подробно это событие описано у евангелиста Матфея. Именно поэтому на Божественной Литургии читается отрывок из этого Евангелия в праздник Богоявления. В особой последовательности все праздники церковного года в Православной Церкви раскрывают верующим «тайну домостроительства спасения человека»[1]. Хотя уже в…
Божественная триада «неисчислима». Между бытием Троицы и небытием нет иного принципа существования, кроме троичного, утверждает о. Павел Флоренский, и поэтому человеческая мысль, принимая откровение, распинается для того, чтобы возродиться в единственном трисолнечном свете истины. И этот свет совершенно трансцендентен всякому философскому представлению. Бог, являясь «одновременно монадой и триадой», оказывается выше математического числа: нельзя сосчитать или перечислить божественные Лица. Божественная триада «неисчислима». В высшей степени характерным фактом является то, что среди разных ересей именно тринитарная ересь была наиболее сурово осуждена церковью, так как надрывала самые основы всякой истины. Естественное стремление разума всегда хотел свести тайну троицы или к единству одной сущности…
Позднеантичные учения о душе связаны с представлениями о чувственно-телесном Космосе. Это вызвано тем, что именно на уровне "души" происходит непосредственный контакт умопостигаемых начал с видимым миром. Душа является для низшего принципом жизни, факт ее бытия имеет отношение к телу, хотя она, несомненно, и превосходит свое "вместилище". Космос, этот "четвертый" момент в триадических картинах мира, является осуществлением всех предшествующих иерархических уровней, но именно как одушевленный Космос. Поэтому «душевное» всегда связано с «телесным» в позднеантичных концепциях. Нас же будет интересовать философская концепция души у самого именитого мыслителя поздней античности – Плотина. Философский язык Плотина формировался на основе текстов Платона и его ближайших…
С пением рождественских колядок появляются участники праздничного представления перед большим количеством зрителей, маленьких и взрослых, собравшихся на рождественский праздник в нашем маленьком храме. Затем проникновенно звучат в детском исполнении слова Тропаря празднику Рождества Христова: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума..." и светлеют лица участников и зрителей, а на импровизированную сцену робко выходят дети младшей группы воскресной школы и трогательно, с детской непосредственностью, знакомят всех с рождественской историей одной маленькой восковой свечечки: "Тоненькие свечи с жёлтым огоньком Зажигаются у всех на Рождество...", и с доброй Мышкой, поделившейся огоньком праздничной свечи с упрямым Сверчком, жившим в углу за печкой,…
В ту эпоху, междузаветный период, языческий мир отчаянно искал новой веры и новых идеалов. Вряд ли в более ранние времена иудаизм смог бы получить такую популярность. Официальный культ римской империи все менее и менее мог удовлетворять религиозные потребности населения. Высшие слои обращались к философии, низшие – к мистическим религиям Востока. Иудаизм, исповедуя веру в Единого Господа, следуя строгому нравственному закону, привлекал симпатии образованных слоев общества. В противоположность расплывчатому синкретизму иудаизм был строг и последователен, обладал Законом и Священной книгой. Иудейство в междузаветный период и его течения Иудейство – условное обозначение религии, традиции и истории того периода Ветхого Завета, который начался…
Некоторые гимны и гимноподобные формы в Новом Завете были известны, можно сказать, всегда. Это псалмы Лк. 1 – 2 и песни хвалы из Откровения. Другие же удалось идентифицировать лишь в XX веке. Это гимны хвалы Христу, прежде всего у Павла или в близкой ему литературе. Нас интересуют гимнографическая традиция, выраженная в евангелии от Луки. Христианская церковь с давних пор включила в свое богослу­жение четыре псалма из Лк. 1 – 2. В Евангелии от Луки прославления Господа встречаются чаще, чем во всех остальных частях Нового Завета. Эта хвала достигает своего апогея в трех великих гимнах, которые пели все поколения христиан –…
Четверг, 07 Январь 2016 10:48

Рождество Христово. 2016 год.

Если можно без труда установить дату крестной смерти Господа по сохранившимся календарным записям, что и повело в древности к празднованию Пасхи, как недвижимого праздника в определенный день года. то день Рождества Христова, Преображения, Рождества Богородицы, Благовещения, Успения и пр. никакими датами установлен быть не может. Отсюда и разногласия в церковном предании: Рождество Христово, по Клименту Александрийскому, было 18-го апреля или 29-го мая; Африканская традиция установила его 28-го марта; по Ипполиту Римскому — 25-го марта; по восточной традиции — 6-го января; по западной, римской — 25-го декабря, день, который впоследствии и был принят всею Церковью, кроме армян, сохранивших 6-е января. В…
Среда, 06 Январь 2016 12:46

С Рождеством Христовым! 2016 год!

Приветствуем Вас и поздравляем с праздником Рождества Христова и Новолетием! «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14). В этой краткой фразе заключена вся глубина того универсального События, которое ныне празднует Церковь. Всю боговдохновенную историю надо понимать, как приготовление события Христа, так как она нацелена на воплощенного и распятого Господа Иисуса. Будущее также следует понимать исходя из подвига Иисуса Христа, как развитие истории спасения. Даже сама смерть Христа – это не событие, имеющее свое особое значение, но завершение самопожертвования, начавшегося уже с Воплощения. Событие Воплощения, которое как временной факт преобразует весь мир (ибо оно является критическим), есть особое послание Иисуса. Рождество есть событие…
Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы: днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается: силы небесныя радуются, и земля с человеки веселится   Стихира праздника Рождества Христова   Всечестные священники и диаконы, досточтимые иноки и инокини, благочестивые миряне Верхневолжья!   С Великой радостью и благоговением обращаюсь к вам в этот светлый день – день, когда мы вместе празднуем величайшее событие в истории человечества – воплощение Сына Божьего, рождение в Вифлееме Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа!   Сегодня мы становимся свидетелями Рождения Спасителя, ангельского славословия, поклонения пастухов и волхвов. Эти события известны нам благодаря Евангелию и отпечатаны в наших сердцах –…
Исследования евангельских притч из того, что этот важнейший «речевой жанр» провозвестия Иисуса Христа по своему происхождению связан с Еврейским «машал»‘ом (на иврите «машал» – сравнение). В еврейской (библейской или талмудической) письменности слово «машал» обозначается целая группа жанровых форм (от благословения и аллегории до загадки, пословицы и насмешливой поговорки-дразнилки), которые обычно так или иначе включают или подразумевают сравнение (например, Числ. 23:7 – 24; 1 Цар. 10:12; Иез. 12:22; 17:2; Притч. 1:6).[1]В Ветхом Завете под словом машал обычно подразумевается афоризм (характерный пример – Книга Притчей Соломона). Подобную же, но более сложную форму притчи мы находим и в Евангелии (например, Мф. 5:13). Там…
Тайна Воплощения Господня. В Священном Писании Ветхого и Нового Завета рождение представляется как дар Божий. Это подчеркивается сказаниями о детях, рожденных от бесплодных или престарелых родителей (например, Исаак, Самуил, Иоанн Креститель). Провиденциально чудесный характер рождения достигает высшей точки в тайне Рождества Христова. Оно является началом нового мира, новым творческим актом, который совершается под воздействием Духа Божьего. Одним из центральных событий Евангельской истории митрополит Антоний рассматривает воплощение Сына Божьего. Рождество Христово, Воплощение Господне – это день, когда мир человеческий посетил Бог видимо, слышимо, осязаемо, вещественно. Это событие рассматривается как кульминационный момент человеческой истории, истории Божьего спасения, дарованного людям, через восприятие Сыном…
Древнеегипетская литература о страдании. «Песне арфиста» и «Диалог разочарованного со своей душой». Сравнение вавилонских кризисных текстов с кризисными текстами Египта («Беседы разочарованного со своею душой», «Пророчество Ипувера», «Песня арфиста») может дать несколько параллелей социально-исторического характера. И в Египте, и в Вавилонии описывается нестабильное состояние общества, которое выражается в отсутствии сильной власти, устойчивой иерархии, а, следовательно – благоприятного предопределения и мирового порядка. В этой ситуации египетский человек хочет покончить с собой, а вавилонянин, больше привыкший к различного рода потрясениям, надеется на милость богов. Однако «Диалог о благе» существенно ближе египетскому именно тем, что в нем проступает отсутствие какой-либо надежды. Господин беден…
Понедельник, 28 Декабрь 2015 20:05

Богословские школы Древней Церкви

Учителя в апостольский век Начнем с апостольской общины во главе с Иисусом Христом. Эта община была первой новозаветной школой, в которой ученики усваивали Божественное Откровение из уст Самого воплотившегося Бога Слова. Именно в усвоении этого опыта и состояло прежде всего ученичество апостолов Христовых. Ученики называли Иисуса "учителем" (didaskalos) и "господом" (kyrios), и Христос принимал это как должное: "Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно делаете, ибо Я точно то" (Ин. 13:13). Задачу учеников Он определял прежде всего как подражание Ему. Умыв ноги ученикам на Тайной вечери, Христос сказал им: "Если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и…
Воскресенье, 27 Декабрь 2015 14:38

Призвание к священству

Во всех курсах пастырского богословия вопросу о призвании уделяется обычно достаточно внимания, но не у всех пасторолистов этот вопрос освещается одинаково. Совершенно ясно, что призвание к какому-нибудь служению является важным залогом для плодотворного его совершения. Любовь к тому делу, которое собирается совершать человек, определяет и отношение к этому делу. Совершать служение с принуждением и без всякого влечения к нему заранее предопределяет это дело на бесплодность и мертвенность. Священнику же при посвящении его вручается в особенно таинственной и благодатной обстановке особый дар или «залог, о немже он истязан имать быти в день Страшного Суда». (Слова после хиротонии при вручении ставленнику частицы…
Милосердие – главнейшая из добродетелей. Милосердие (Мф 5:7) – одна из важнейших Христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесных и духовных. Различен милования образ и широка заповедь сия, - говорит св. Иоанн Златоуст.[1] Дела милости телесной следующие: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве. Духовные дела милости суть следующие: увещанием обратить грешника от заблуждения пути его (Иак. 5:20), неведующего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или не примечаемой им опасности, молиться…
Синоптическая проблема – это историко-литературный вопрос о причинах сходства и различий между синоптическими Евангелиями. Синоптическая проблема не является чисто академической, отвлеченной: изучение ее помогает уяснить сущность Благой Вести, как она отразилась у боговдохновенных составителей Евангелий. К синоптической проблеме тесно примыкают и проблемы датировки и атрибуции первых трех Евангелий. Очевидно и наличие весьма сложного соотношения между текстами самих синоптиков. Прежде всего, бросается в глаза их необычайное сходство. Ещё Евсевий Кесарийский и Блаженный Августин в IV веке отметили родство между многими разделами первых трёх Евангелий. Содержательное и композиционное сходство между тремя первыми Евангелиями очень велико. Многие речения Иисусовы и описание ряда событий…
Ныне весьма актуальным является осмысление и переосмысление судеб Церкви и Государства. Воскрешаются в памяти забытые имена и события. Народ мало знает о своем прошлом, но нужно знать, чтобы не повторять ошибок предков. Проблемы, возникавшие в минувшие столетия, восстают и сейчас. Одна из них, и самая главная – это взаимоотношение с другими христианскими конфессиями. Мы должны помнить и знать жизнь и труды тех архипастырей и пастырей, благодаря деятельности которых Православие живо в нашем Государстве. Главное событие, важное для истории Киевской митрополии – это воссоединение Малороссии с Великой Россией, предвосхитившее начало воссоединения Западнорусской митрополии с Московской, возведенной в 1589-ом году в ранг…