Об актуальности сравнительного анализа книги Иова и древневосточной литературы. С новейших времен, с развитием светских исторических дисциплин на ветхозаветную религию взглянули несколько иначе. Теперь объектом исследования стало как содержание текста Священного Писания, но и его историческим контекст, идейное окружение. С 19 века классическими стали работы, проводящие сравнительный анализ библейских текстов и его древних мифологических аналогов; например, события творения, грехопадения, потопа, изложенные боговдохновенным писателем книги Бытия, приводились в соответствие с параллельными прецедентами из шумеро-вавилонской религиозной культуры.[1] С тех пор данную тему не мог игнорировать даже самый консервативный и традиционный в своих подходах исследователь, не говоря о светских ученых. Хотя рубеж 19…
В патристический период принято выделять две основные экзегетические школы – александрийскую и антиохийскую. По способам толкования Священного Писания они расходятся в начальный период своего становления. В Александрии уже ко времени учеников апостольских приобретает популярность и получает широкое распространение аллегорический метод толкования Священного Писания. «Аллегория... есть иносказание, в котором вообще между тем, что говорится и тем, что разумеется под сказанным, не существует необходимой связи, и эта последняя устанавливается лишь самим аллегористом».[1] Аллегорический метод – один из основных методов толкования Священного Писания, наряду с историко-филологическим (буквально-историческим) и типологическим (феорическим). Прибегая к аллегории, толкователь предлагает рассматривать библейские лица и события в качестве образов,…
Факторы распространения и развития НРД на территории РФ Нет сомнения, что определяющую роль в широком распространении в постсоветской России нетрадиционных религий сыграли особые обстоятельства. Вначале сказалась весьма неблагоприятная социальная и духовная атмосфера 70-х – начала 80-х годов, ее негативное воздействие на настроения в обществе подтачивало высокие нравственные ценности, присущие нашему народу. Затем последовали резкие и глубокие социокультурные изменения конца 80-х – начала 90-х годов, которые значительно усилили и перевели в новую фазу экстремального развития тенденции роста религиозных настроений, наблюдавшиеся еще в годы застоя. Все это подтвердило известную закономерность: углубление кризисных явлений в обществе всегда сопровождается усилением религиозных исканий. Ряд новых…
Воскресенье, 14 Февраль 2016 11:35

О языческих корнях дня св. Валентина

Если открыть православные святцы, найдем сразу трех древних святых мучеников по имени Валентин: мученика Валентина Доростольского, пострадавшего за веру во Христа в 228 году (память 7 мая), священномученика Валентина епископа Италийского, убитого за исповедание Христианства в 273 году (память 12 августа) и священномученика Валентина пресвитера Римлянина, замученного в 269 году (память 19 июля). В западных мартирологах упоминают двух Валентинов, претерпевших мученичество 14 февр.: одного – римского священника, а другого – епископа Интерамны (ныне Терни, Италия). Неясно, были ли эти два Валентина одним и тем же лицом – еп. Интерамны, принявшим смерть в Риме, или двумя разными мучениками, поминаемыми в один…
Вопрос о примате Римского папы был и остается вместе с вопросом о Filioque одним из принципиальных причин разделения Латинской и Православных Церквей и одним из главных препятствий к их соединению. Историки обеих сторон сходятся сегодня в признании того, что особенно начиная с IX века Латинская Церковь выработала такой подход к пониманию папского примата, который сильно отличался от того, каковым он был в предшествующие века. Православная теология подходит к католическому догмату о Папском примате с точки зрения научно-исследовательского метода.[1] Богословская литература пытается не столько опровергать католические утверждения в историко-теологических частностях, сколько вскрыть искаженную сущность (внутреннюю идеологию) католической идеологии. Православные исследователи стремятся…
Понедельник, 08 Февраль 2016 16:12

Престольный праздник, 2016

6 февраля Православная Церковь совершает память святой блаженной Ксении Петербуржской.  К числу лиц истинно-юродивых Христа ради, к числу истинно-блаженных, прошедших весь путь нравственного самоусовершенствования и всецело посвятивших себя на служение Господу Богу, бесспорно принадлежит и столь всем известная и глубоко чтимая подвижница XVIII века Ксения Григорьевна Петрова, почивающая на Смоленском кладбище в Петербурге.   ...Блаженная Ксения Петербургская (XVIII - нач. XIX в.), бывшая юродивой, почиталась еще при жизни и на протяжении XIX-ХХ веков скорой помощницей и чудотворицей. Ради спасения и любви к ближним она взяла на себя подвиг казаться безумною. За свои труды, молитвы, пощения, странничества и претерпевания со смирением…
Юбилейный Собор 2000 года: «Устав об управлении Русской Православной Церковью» Юбилейный Собор РПЦ, проходивший в августе 2000 года в Москве по количеству и важности затронутых проблем претендует на значительно место в оценке русской церковной истории. Заседания Собора проходили с 13 по 16 августа 2000 года в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя. В работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря.[1] В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности РПЦ на исходе 2-го тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными…
Пятница, 22 Январь 2016 06:45

Эсхатология старца Филофея

Эсхатологическая схема старца Филофея. «Изложение Пасхалии» и ее переработка вызвали активизацию работы религиозной мысли в направлении судеб будущего русско­го государства. Среди плодов этой работы было «Послание о планитах и зодеях...» – великому князю московскому старца Елизарова монастыря Филофея. Старец Филофей дал особенно четкую, хотя и несколько видоизмененную формулу религиозно-охранительной задачи Руси. В противоположность Иосифу Волоцкому и авторам «Повести о Белом Клобуке» он переносит всю ответственность за охрану православия со всего русского народа, с «русской земли», на но­вый столичный град Москву и на московского государя как верховного носителя власти на православной Руси. Дальше он развивает формулу митрополита Зосимы, говорившего о том,…
Еще задолго до пришествия в мир Спасителя пророк Малахия предсказывал о Предтече Господнем, называя его Ангелом Божиим и вторым Илиею (3, 1; 4, 5), а пророк Исаия, в священном восторге слышал благовествующий глас его, глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего; всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки, и явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие (40, 3–5). Предтеча Господень Иоанн закончил собою длинный ряд древних пророков, возвестив наступление благодатного царства Христова (см.: Мф. 11, 13). Ветхозаветные пророки предвозвещали пришествие…
Введение Основным источником, из которого мы узнаем о событии Крещения Господня, является Евангелие. О факте Крещения Господа нашего Иисуса Христа повествуют все 4 евангелиста (но по содержанию реферата мы рассмотрим свидетельства синоптических евангелий – святые евангелисты Матфей (Мф. 3:13-17), Марк (Мк. 1:9-11), Лука (Лк. 3:21-22)). Это связано, прежде всего, с тем, что Спаситель начал общественное служение после Своего Крещения. Но наиболее подробно это событие описано у евангелиста Матфея. Именно поэтому на Божественной Литургии читается отрывок из этого Евангелия в праздник Богоявления. В особой последовательности все праздники церковного года в Православной Церкви раскрывают верующим «тайну домостроительства спасения человека»[1]. Хотя уже в…
Божественная триада «неисчислима». Между бытием Троицы и небытием нет иного принципа существования, кроме троичного, утверждает о. Павел Флоренский, и поэтому человеческая мысль, принимая откровение, распинается для того, чтобы возродиться в единственном трисолнечном свете истины. И этот свет совершенно трансцендентен всякому философскому представлению. Бог, являясь «одновременно монадой и триадой», оказывается выше математического числа: нельзя сосчитать или перечислить божественные Лица. Божественная триада «неисчислима». В высшей степени характерным фактом является то, что среди разных ересей именно тринитарная ересь была наиболее сурово осуждена церковью, так как надрывала самые основы всякой истины. Естественное стремление разума всегда хотел свести тайну троицы или к единству одной сущности…
Позднеантичные учения о душе связаны с представлениями о чувственно-телесном Космосе. Это вызвано тем, что именно на уровне "души" происходит непосредственный контакт умопостигаемых начал с видимым миром. Душа является для низшего принципом жизни, факт ее бытия имеет отношение к телу, хотя она, несомненно, и превосходит свое "вместилище". Космос, этот "четвертый" момент в триадических картинах мира, является осуществлением всех предшествующих иерархических уровней, но именно как одушевленный Космос. Поэтому «душевное» всегда связано с «телесным» в позднеантичных концепциях. Нас же будет интересовать философская концепция души у самого именитого мыслителя поздней античности – Плотина. Философский язык Плотина формировался на основе текстов Платона и его ближайших…
С пением рождественских колядок появляются участники праздничного представления перед большим количеством зрителей, маленьких и взрослых, собравшихся на рождественский праздник в нашем маленьком храме. Затем проникновенно звучат в детском исполнении слова Тропаря празднику Рождества Христова: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума..." и светлеют лица участников и зрителей, а на импровизированную сцену робко выходят дети младшей группы воскресной школы и трогательно, с детской непосредственностью, знакомят всех с рождественской историей одной маленькой восковой свечечки: "Тоненькие свечи с жёлтым огоньком Зажигаются у всех на Рождество...", и с доброй Мышкой, поделившейся огоньком праздничной свечи с упрямым Сверчком, жившим в углу за печкой,…
В ту эпоху, междузаветный период, языческий мир отчаянно искал новой веры и новых идеалов. Вряд ли в более ранние времена иудаизм смог бы получить такую популярность. Официальный культ римской империи все менее и менее мог удовлетворять религиозные потребности населения. Высшие слои обращались к философии, низшие – к мистическим религиям Востока. Иудаизм, исповедуя веру в Единого Господа, следуя строгому нравственному закону, привлекал симпатии образованных слоев общества. В противоположность расплывчатому синкретизму иудаизм был строг и последователен, обладал Законом и Священной книгой. Иудейство в междузаветный период и его течения Иудейство – условное обозначение религии, традиции и истории того периода Ветхого Завета, который начался…
Некоторые гимны и гимноподобные формы в Новом Завете были известны, можно сказать, всегда. Это псалмы Лк. 1 – 2 и песни хвалы из Откровения. Другие же удалось идентифицировать лишь в XX веке. Это гимны хвалы Христу, прежде всего у Павла или в близкой ему литературе. Нас интересуют гимнографическая традиция, выраженная в евангелии от Луки. Христианская церковь с давних пор включила в свое богослу­жение четыре псалма из Лк. 1 – 2. В Евангелии от Луки прославления Господа встречаются чаще, чем во всех остальных частях Нового Завета. Эта хвала достигает своего апогея в трех великих гимнах, которые пели все поколения христиан –…
Четверг, 07 Январь 2016 10:48

Рождество Христово. 2016 год.

Если можно без труда установить дату крестной смерти Господа по сохранившимся календарным записям, что и повело в древности к празднованию Пасхи, как недвижимого праздника в определенный день года. то день Рождества Христова, Преображения, Рождества Богородицы, Благовещения, Успения и пр. никакими датами установлен быть не может. Отсюда и разногласия в церковном предании: Рождество Христово, по Клименту Александрийскому, было 18-го апреля или 29-го мая; Африканская традиция установила его 28-го марта; по Ипполиту Римскому — 25-го марта; по восточной традиции — 6-го января; по западной, римской — 25-го декабря, день, который впоследствии и был принят всею Церковью, кроме армян, сохранивших 6-е января. В…
Среда, 06 Январь 2016 12:46

С Рождеством Христовым! 2016 год!

Приветствуем Вас и поздравляем с праздником Рождества Христова и Новолетием! «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14). В этой краткой фразе заключена вся глубина того универсального События, которое ныне празднует Церковь. Всю боговдохновенную историю надо понимать, как приготовление события Христа, так как она нацелена на воплощенного и распятого Господа Иисуса. Будущее также следует понимать исходя из подвига Иисуса Христа, как развитие истории спасения. Даже сама смерть Христа – это не событие, имеющее свое особое значение, но завершение самопожертвования, начавшегося уже с Воплощения. Событие Воплощения, которое как временной факт преобразует весь мир (ибо оно является критическим), есть особое послание Иисуса. Рождество есть событие…
Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы: днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается: силы небесныя радуются, и земля с человеки веселится   Стихира праздника Рождества Христова   Всечестные священники и диаконы, досточтимые иноки и инокини, благочестивые миряне Верхневолжья!   С Великой радостью и благоговением обращаюсь к вам в этот светлый день – день, когда мы вместе празднуем величайшее событие в истории человечества – воплощение Сына Божьего, рождение в Вифлееме Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа!   Сегодня мы становимся свидетелями Рождения Спасителя, ангельского славословия, поклонения пастухов и волхвов. Эти события известны нам благодаря Евангелию и отпечатаны в наших сердцах –…
Исследования евангельских притч из того, что этот важнейший «речевой жанр» провозвестия Иисуса Христа по своему происхождению связан с Еврейским «машал»‘ом (на иврите «машал» – сравнение). В еврейской (библейской или талмудической) письменности слово «машал» обозначается целая группа жанровых форм (от благословения и аллегории до загадки, пословицы и насмешливой поговорки-дразнилки), которые обычно так или иначе включают или подразумевают сравнение (например, Числ. 23:7 – 24; 1 Цар. 10:12; Иез. 12:22; 17:2; Притч. 1:6).[1]В Ветхом Завете под словом машал обычно подразумевается афоризм (характерный пример – Книга Притчей Соломона). Подобную же, но более сложную форму притчи мы находим и в Евангелии (например, Мф. 5:13). Там…
Тайна Воплощения Господня. В Священном Писании Ветхого и Нового Завета рождение представляется как дар Божий. Это подчеркивается сказаниями о детях, рожденных от бесплодных или престарелых родителей (например, Исаак, Самуил, Иоанн Креститель). Провиденциально чудесный характер рождения достигает высшей точки в тайне Рождества Христова. Оно является началом нового мира, новым творческим актом, который совершается под воздействием Духа Божьего. Одним из центральных событий Евангельской истории митрополит Антоний рассматривает воплощение Сына Божьего. Рождество Христово, Воплощение Господне – это день, когда мир человеческий посетил Бог видимо, слышимо, осязаемо, вещественно. Это событие рассматривается как кульминационный момент человеческой истории, истории Божьего спасения, дарованного людям, через восприятие Сыном…