Понедельник, 30 Ноябрь 2015 11:48

"В милую сердцу Оптину Пустынь".

Уже не первый год накануне Родественского поста паломники прихода Святой Блаженной Ксении Петербуржской отправляются в Оптину Пустынь...И едут уже не за впечатлениями, не за тем, чтобы полюбоваться красотой этих дивных мест, а чтобы, хотя бы краешком, прикоснуться к той благодати, которая веет от этого веками намоленного святого места, чтобы хоть чуть-чуть растопить холод наших оледенелых сердец и очерствевших в суете душ...Так и хочется сказать словами даровитого духовного писателя Евгения Поселянина: «Привет тебе, тихое пристанище, где потрудились для Бога в истинном монашестве столько высоких душ, где обрели покой и обновили силы столько мирян! Слава создателям твоей немерцающей духовной славы, слава святым…
Классификация НРД: типы, признаки, функции Классификация НРД – сложнейшая теологическая проблема. Коснемся нескольких подходов к этому до конца не разрешимому вопросу. Ни одну из представленных ниже классификаций нельзя назвать полностью исчерпывающей, подлинно адекватной. К примеру, наиболее распространенная схема деления, все новые религиозные движения делятся на «христианские» (например, ЦХ, «виссарионовцы», мормоны, «Семья», муниты и т.д.), «восточные» (например, кришнаиты, «Дум Синрикё», «Трансцендентальная медитация», «Ананда Марга» и др.), «психологическо-терапевтические» (например, сайентология, «Лайф Спринг», «ЭСТ» и др.) и движение «Нью-эйдж» («Новой эры»).[1] Поэтому для феномена НРД Пол Хилас в 1982 году предложил понятие «self-religion». Понятие «НРД» пришло на смену «секте», а «секта» традиционно понималась…
Общий исторический контекст эпохи Древнего царства Древнейшим государством на территории Северной Африки был Египет. В долине Нила появились первые поселения людей эпохи неолита. В VI – V тыс. до н. э. на территории нынешнего Египта получает развитие земледелие и скотоводство. Египтяне использовали разливы рек, создавали оросительные системы, позволявшие эффективно пользоваться плодородными долинами Нила. Строительство и содержание оросительных каналов требовали значительных затрат и целенаправленной деятельности массы людей. Это привело к созданию т. наз. «номов», которые управляли общественными работами и одновременно осуществляли политическую власть. В IV тысячелетии до нашей эры возникли два египетских государства, враждовавших меж собой: Нижний Египет и Верхний Египет.…
Воскресенье, 22 Ноябрь 2015 18:59

Этические воззрения Канта

        Когда-то философия представляла собой единую науку. Но впоследствии философы пришли к выводу, что ее удобней изучать, если сгруппировать ее проблемы в несколько больших размеров, хотя бы для того, чтобы понимать процесс ее развития. Но только Аристотель авторитетно разделил философские знания на отдельные разделы; с тех пор появился целый ворох дисциплин, в числе которых были «Этика» и «Эстетика». Изучение норматива нравов, то есть рефлексия на образ жизни и действий, относящихся к правилам жизни, к ценностным суждениям, касающимся наших поступков со ссылкой на нормы, составляют мораль, или этику.[1] Мораль регламентирует деятельность человека во внешнем мире и в его внутренней реальности –…
         Обычно, в виде одной из главных причин поразительных военных успехов арабов в VII веке в борьбе с Византией и Персией приводится религиозный энтузиазм мусульман, переходивший часто в религиозный фанатизм, в полную нетерпимость. Арабы будто бы бросились на азиатские и африканские области, выполняя завет пророка, предписывавший обращение всего мира в новую веру, и одержанные арабами победы объяснялись религиозным воодушевлением, заставлявшим фанатиков-мусульман с презрением относиться к смерти и сделавшим, таким образом, их натиск непреодолимым. Эта точка зрения должна быть признана ошибочной. В момент смерти Мухаммеда убежденных мусульман было немного; но и это меньшинство оставалось в Медине до окончания первых великих завоеваний;…
Среда, 18 Ноябрь 2015 14:29

Убедительная педагогика

Убедительная педагогика. «Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергаемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело». Эти строчки новозаветного апостольского послания Иакова могли бы стать эпиграфом. Какая сейчас в школе педагогика? Была советская. На мой взгляд, современная российская школа это - полный постмодернизм. Конечно, всем понятно, что после такого беспорядка в умах, нельзя сразу создать порядок. И все же, в России есть основание, на котором строилось исторически государство. Тысяча лет существует православие на Руси. На всех сферах жизни отразилось оно. И едва ли 70…
Книга Премудрости Соломона и античная философия. Вопрос отношений. В первом параграфе из текста книги Премудрости извлекаются места сходные с суждениями античной философии, и подтверждается, таким образом, особый эллинистически-умозрительный окрас большинства памятников иудейско-александрийской литературы. Во второй же части это суждение отвергается, а влияние философии в книге Премудрости признается незначительным и второстепенным, при этом обсуждаются общие как сходства, так и различия библейского мышления и античной рациональности. О месте и значении античной философии в книге Премудрости Соломона и эллинистическом иудаизме в целом. Секулярный взгляд. Согласно традиционному представлению иудеев, язычество погрязло в идолопоклонстве и пороке. Однако умные и наблюдательные иудеи не могли не заметить,…
Четверг, 12 Ноябрь 2015 11:50

мастер-классы народных ремесел

11 ноября в рамках III Фаддеевских образовательных чтений  в МОУ СОШ № 15 были проведены мастер-классы «ТРАДИЦИИ НАРОДНЫХ РЕМЕСЕЛ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ». Во время мастер-классов около 100 учащихся начальной школы познакомились с традиционными народными промыслами, такими как резьба по дереву, городецкая роспись и кружевоплетение на коклюшках, смогли поучиться азам мастерства. Дети с увлечением знакомились с тонкостями народных промыслов, открыли новые, а по сути, забытые русские традиции. С огромным интересом ребята следили за тем, как деревянные коклюшки переплетают льняные нити в цветной узор, резец в умелых руках мастера проходит рельефным рисунком по деревянной доске, а кисть и краски создают красивую открытку.…
В России, в Древней Руси, идея особого положения русского народа в мире как народа, удостоенного православной веры, развивается уже в первый же век по принятии христианства. Тогда сложилось мнение, что, даровав русской земле православие, Господь будет требовать за это от русского народа больше, чем от других, и будет строже наказывать его за грехи. Мечта о русском патриаршестве неизбежно возникла в половине XV в., в моментосознания русской церковью собственной роли во вселенской миссии Православия,перешедшей к ней после падения Царьграда. Допустим, посольскийтолмач Димитрий Герасимов, автор "Повести о белом клобуке", в своем поэтическом прогнозепророчески предвидит и предсказывает русское патриаршество. Развитие российской государственности в…
Четверг, 05 Ноябрь 2015 08:02

Реформы патриарха Никона.

Повод к реформам патриарха Никона. 17 век вероятно один из самых важных и интересных в истории России. Если его и можно сравнивать с каким-либо иным временем, то лишь с веком двадцатым, веком потрясений и катаклизмов. Как и в нынешнем веке, Церковь Христова пережила бунты, смутные времена, политическую неразбериху, расколы и нестроения. В нашей небольшой работе мы попытаемся увидеть жизнь Церкви и общества тех лет. Более трёхсот лет минуло с тех пор, как в Русской Православной Церкви возник раскол старообрядчества, а последствия этого печального явления церковной жизни продолжают сказываться и до настоящего времени. Много усилий с обеих сторон – «новообрядческой» и…
Среда, 04 Ноябрь 2015 11:01

Казанская икона Божией Матери.

Из службы Владимирской иконе сделаны заимствования для службы Казанской, 8 июля и 22 октября: стихира 1 на «Господи, воззвах» (в малой переделке) и полностью все стихиры литии. О явлении иконы будущий патриарх, свт. Гермоген, тогда митрополит Казанский, составил «Повесть» о Казанской иконе Божией Матери со службой, писанной в 1594 г. В нашей службе два канона: первый – Одигитрии, иером. Игнатия, и второй – к тем же ирмосам, без имени и акростиха, с тропарями, размер которых не считается с ирмосами (преосв. Филарет неверно приписывает оба канона иером. Игнатию). По содержанию и стилю канон очень схож со стихирами, насыщенными догматическим содержанием и…
Понедельник, 02 Ноябрь 2015 18:54

Премудрость как богословская категория

Что означает «мудрость», «мудрый» в ранних текстах литературы Премудрости? «Когда от пророков VIII – VII века переходишь к изречениям приблизительно современных им мудрецов, собранным в Книге Притчей, то получаешь такое впечатление, точно потерян контакт с тем Присутствием, которое отличало Израиль от других народов. Вместо того, самые плоско земные заботы тут как будто завладевают всецело вниманием»[1]. Действительно, тот смысл, который имеет слово «Премудрость» (евр. «hokma») в настоящем лексиконе библейского богословия (как важнейшее свойство Божие, проявление Присутствия Божия, или в конечном, новозаветном итоге – как термин христологии, и уж тем более, еще позднее в святоотеческом богословии – как одно из наименований Второго…
Серебряный век. Феномен «нового религиозного сознания». Влияние В. Соловьева на культуру Серебряного века. Начало 20 века интеллектуально маркирован как период «Серебряного века» в истории достижений русской творческой элиты. Культура Серебряного века очень многолика: в ней слились не только разные стили и жанры, но и самые разные духовные течения, часто трудно между собой совместимые. Эта разнородность состава сказалась и на характере философии: тут присутствует и влияние западной метафизики, прежде всего немецкого идеализма, и восходящее к славянофилам стремление вернуться к христианским истокам и строить философию на религиозном основании, сближая ее с богословием; и мистико-оккультные мотивы, восходящие к гностицизму и усиленные – особенно…
Апостольские правила о второбрачии клириков Каноническая регламентация вопроса второбрачия клириков выглядит следующим образом. Древние каноны разрешали людям, намеревавшимся принять сан священника или епископа, пребывать в браке, если их союз носил вполне христианский характер. Обратимся к фундаментальному каноническому памятнику – к «Правилам святых апостолов». «Правила святых апостолов» («Οἱ κανόνες τῶν Ἁγίων Ἀποστόλων») – важнейший памятник законодательства вселенской Церкви.[1] Правила святых апостолов относятся к наиболее раннему Преданию Церкви и традиционно приписывалось ученикам Иисуса Христа. Однако исследователи полагают, что не все они были сформулированы в известном нам виде апостолами лично. «Апостольские Правила» – это чисто канонический сборник имеющий форму соборных постановлений, общим числом…
Догмат о богодухновенности и каноничности Священного Писания разделяется всеми традиционными христианскими конфессиями. Категория «богодухновенности» восходит к свидетельствам самого Священного Писания. Тоже касается принципа каноничности. Священное Писание было и остается великим источником христианства, и догматически, и духовно. Богословы всех времен черпали из него тот богодухновенный материал, который мы сегодня используем в своей повседневной христианской жизни. Они считали, что в нем, и только в нем, можно найти все, друг от друга неотделимые, элементы истины и жизни. Однако правильнее будет сказать, что источник христианства Православная Церковь видит не только в записанном Слове Божием, но и в устно передаваемом. Притом, такая формулировка не составляет…
Проблема отношения славян к византинизму есть, собственно говоря, пробле­ма исторического выбора славянских народов. В переломные моменты бытия Руси каждый раз неизбеж­но вставал перед нею вопрос об отношении к духовному и культурному наследию Византии. Так было через 100 лет после кончины св. Мефодия, когда киевский князь Владимир оказался на распутье, перед выбором вер, легендарное сообщение о котором отвечает глубокой внутренней правде. Так было во время мощного подъема Московского государства, в период Флорентийского собора, когда нашему церковному и государственному руководству нужно было самому решить вопрос о том, куда идти дальше, и оно приняло решение, отвергнув унию, и в противовес константинопольской Матери-Церкви осталось…
Иоанн IV и превращение России в новое «Ромейское царство». Иван III добился объединения русских земель в рамках единого государства. Но строй и облик этого государства окончательно опре­делились лишь при его внуке Иване IV Васильевиче, получившем прозвище Грозный. Иван родился 25 августа 1530 г. в семье великого князя Василия III. Будучи трех лет от роду он лишился отца, а в не полных восемь лет – матери, Елены Глинской. В соответствии с завещанием Василия III правление государством перешло в руки бояр, которые должны были передать власть княжичу по достижении им совершен­нолетия. Когда Ивану исполнилось 16 лет, митрополит Макарий и Боярская дума короновали…
О происхождении Книги Иова (время и авторство). На сегодняшний день, по мнению большинства исследователей, автор книги не может быть известен достоверно. По А. С. Хомякову автор Книги Иова неизвестен, но она – часть Писания, признанного «подзаконной Церковью», то есть Церковью Ветхого Завета, а от нее Церковью Нового Завета. В самой книги на атрибуцию нет никаких указаний. По обычаю многих восточных писателей он не открыл своего имени, он даже не доставил в заголовке имени Соломона или кого-либо из других авторитетов древности. Это еще более таинственная личность, чем Второисайя, который хотя бы намекал на события своего времени. Поскольку герой ее эдомитянин, житель…
Русское богословие 20 века о крещение еретиков и о границах Церкви. Два противоположных полюса в православной экклезиологии. В преемственности с взглядами папы Стефана на латинском Западе оказалась другая концепция, сформулированная в V в. блаж. Августином, епископом Иппонийским. Блаж. Августин, а за ним вся средневековая латинская схоластика и подражавшая ей «православная» (с XVII века) схоластика – уже положительно утверждал присутствие благодати Св. Духа в еретических таинствах, обосновывая именно этим ненадобность «повторения» крещения над кающимися еретиками. Однако, и он, подобно Стефану, делал это за счет изменения самого понятия «благодать». В его представлении еретики – именно потому, что они получают истинную благодать Святого…
         В последние дни сентября отправились прихожане храма святой блаженной Ксении в паломничество к святыням древнего города Мурома и дивного Дивеева.          Ранним утром, в предрассветной мгле торопимся в святую обитель Петра и Февронии, Троицкий женский монастырь, чтобы принять участие в богослужении, отслужить молебен (к нашей большой радости с нами в паломничество отправился о.Андрей Гайдай) перед ракой с мощами святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.          В этот день как раз отмечался праздник иконы Божией Матери, именуемой "Призри на смирение". А смирения - то как раз больше всего и не достаёт в жизни каждого христианина. Икона очень красива: трудно…