В завершение Крестопоклонной недели приходом святой блаженной Ксении Петербуржской совершена поездка в Годеново для поклонения великой христианской святыне -Животворящему Кресту Господню. Путь туда лежал через Сольбу. Там в 150 километрах от города Твери среди дремучих ярославских лесов и почти непроходимых болот на берегу речки Сольба расположился Николо-Сольбенский женский монастырь, история которого ведётся со второй половины 15 века. Предположительно основан он был одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. За годы безбожия монастырь был обезображен и практически полностью уничтожен. Современное возрождение из того небытия женской обители можно назвать только чудом. Без Божией помощи и усердной молитвы не могли слабые женские руки…
Экзегетическое наследие святителя Кирилла Александрийского Вторая глава является исагогическим экскурсом в экзегетическое творчество святителя Кирилла Александрийского. Она представляет историко-богословские свидетельства относительно толкования на Евангелия от Иоанна в общем контексте экзегетического наследия святителя Кирилла Александрийского. Хотя во второй половине IV-го и первой половине V-го вв. Антиохийская экзегетическая школа имела сильное влияние на ход догматических движений, но стоит заметить, что руководящее значение в этих движениях представленного времени, несомненно, принадлежало Александрийской школе. В ней к V-му веку, по крайней мере, на родине развития оригеновского умозрения и экзегетики, вполне обозначился поворот в сторону библейского реализма и церковного предания. Самым видным представителем этой школы в…
Древневосточная религиозная литература о невинном страдальце. § 1. Важность изучения Древнего Востока для исследований библейского мира. Древним Востоком принято называть группу цивилизаций, развившихся в Восточном Средиземноморье, по берегам Нила и в Передней Азии. (Понятие «Древний Восток» включает также страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.) Чтобы очертить пределы переднеазиатско-египетского Древний Восток, Э. Майе и Б. А. Тураев употребили термин «классический Восток». Именно этот «классический Восток» и был материнским лоном для культуры, в рамках которой сложилось Священное Писание Ветхого Завета. Истоки цивилизаций Древнего Востока уходят в глубокую древность, наивысшего же расцвета они достигли в период между 3 тысячелетием до н.э. и 4…
Глава I. Исагогический и экзегетический анализ рассказа о Потопе. § 1. Вопрос авторства рассказа о Потопе. Вопросы о времени написания и авторстве необходимо рассматривать применительно не только к повествованию о Потопе и к книге Бытия в отдельности, но и применительно ко всему Пятикнижию в целом. Древнее предание однозначно называет автором пророка Моисея. Такие иудейские писатели как Иосиф Флавий и Филон Александрийский также ни сколько не сомневаются в авторстве Моисея. Флавий утверждает: «И вот, так как Моисей захотел дать своим собственным сородичам наставление именно в этом, то он, в противоположность всем прочим, начал не с изложения законов и законоположений, имеющих условное…
Естественный закон до Моисея. Как система правил, регулирующих все стороны жизни, Закон присутствует в каждой «естественной» религии. Это объясняется тем, что поведение, определяемое суммой правил, – наиболее простая и психологически объяснимая форма поведения человека. Позднее, отделившись от религии, закон создает собственную юридическую сферу. В животном мире существуют «ритуалы» знакомства, ухаживания, угрозы, подчинения и демонстрации силы, которые подчас позволяют избегать насилия и сохраняют жизнь. В человеческих обществах, даже «первобытных», мы находим гораздо сложную, но построенную на тех же принципах ритуально-законническую систему. Она подчиняет человека многочисленным табу, вводит аффективные проявления в организованное русло. Вот почему там, где социальная жизнь была неотделима от…
Вторник, 28 Февраль 2017 12:30

Масленица на приходе

Яркое, красочное объявление на дверях храма о праздновании Масленицы 25 февраля, в субботу, привлекло многих жителей микрорайона. И даже хмурая ненастная погода не могла испортить настроение пришедшим на праздник. Здесь их ожидали весёлые масленичные песни и стихи, исполненные учащимися Воскресной школы; весёлые скоморохи-зазывалы; традиционные персонажи: Зима, Весна, Масленица, закружившие в весёлых хороводах и играх и детей, и взрослых. А под конец представления появилась злая Обида, которая хотела изгнать любовь из сердец, не дать возможности простить друг друга перед Великим постом. А добрая румяная Масленица пригласила всех к столу, где ждало угощение из горячих вкусных блинов со сметаной и сгущёнкой и…
19 февраля Церковь почтила память священномученика Василия Московского (Надеждина). В этот день прихожане нашего храма узнали об этом святом. Его  внучка Лариса Павловна, трогательно и с большой любовью рассказала нашим прихожанам о своем дедушке, о его семье, претерпевший в годы гонений большие испытания, но не потерявшей человечности. Ее рассказ никого не оставил равнодушным. Особенно всех тронули строки из письма жене, которое она получила 19 февраля 1930 года в день кончины о. Василия. "...как сладко мне было быть священником! Да простит мне Господь мои слабости и грехи по вашим святым молитвам! Благодарю тебя за твою музыку, за музыку души твоей, которую…
По закону Моисея (см.: Лев. 12, 2–8), мать, родившая младенца мужеского пола, считалась нечистою в продолжение семи дней, и потом тридцать три дня не могла приходить в храм, участвовать в общественном Богослужении и прикасаться к чему?либо священному. По истечении же сорока дней, называвшихся днями очищения, она являлась в храм и приносила очистительную жертву, в случае достатка – однолетнего агнца и голубя или горлицу, а в случае бедности – двух горлиц или молодых голубей. Если младенец был перворожденный, то, кроме обряда очищения матери, совершался еще другой знаменательный обряд посвящения младенца Господу Богу, обращавший мысли народа израильского к первым временам самостоятельной жизни…
Исагогико-экзегетический анализ книги Екклесиаста Екклисиаст: название книги. Еврейское название книги «Кохэлет» было переведено семьюдесятью толковниками на греческий язык словом Έκκλησιαστής, а латинский язык перенял греческий вариант – ecclesiastes. Это наименование книги по всей вероятности было дано самим автором, потому что Книга надписывается так: Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. (1:1) Весьма ясно, кого автор обозначил словом. Он назвал им сына Давидова, царя в Иерусалиме. Теперь спрашивается: какое значение этого слова? И в каком отношении к этому нему Соломон? Некоторые искали корень этого слова в арабском диалекте. Одни находили его в арабском kehl производя из него существительное «седой, старик» (kahalah…
Четверг, 09 Февраль 2017 12:38

Престольный праздник, 2017

6 февраля в храме блаженной Ксении Петербуржской г. Твери состоялся престольный праздник.Богослужения праздника на приходе (праздничное всенощное бдение с акафистом и Божественную литургию) возглавил настоятель храма иерей Максим Мищенко в сослужении духовенства Тверской епархии.В завершении был совершен молебен и вознесена молитва святой блаженной Ксении.По окончании литургии настоятель храма иерей Максима Мищенко обратился к верующим с проповедью, поздравив с престольным праздником всех собравшихся за богослужением. Иерей Максима Мищенко также поздравил всех Ксений с именинами, призвал в жизни следовать примеру горячей веры и благочестия тех святых женщин, чьи имена они носят и чью память Церковь ныне совершает, пожелал всем Божьего благословения, радости…
Понедельник, 30 Январь 2017 11:32

Шатровые храмы в православном зодчестве

Введение Большинство древнерусских храмов построены в византийском стиле (в Киеве Десятинная церковь, Софийский собор, Киево-Печерская лавра, Михайловский монастырь; в Новгороде Софийский собор, в Пскове Собор св. Троицы, во Владимире Успенский собор, в Ростове Успенский собор и другие). Но в русских храмах существовало множество отличий в сравнении с византийскими образцами. Так, вследствие отсутствия мрамора и камня, колонн не было; между прочим, количество каменных храмов было небольшим. Стены храма украшались изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху. В постройке…
Понедельник, 30 Январь 2017 10:27

Рождественский вертеп в Черногубово

Рождественские праздники сразу навевают приятные воспоминания, одно из которых - Рождественские колядования - прославление Иисуса Христа. На колядки можно поехать в деревню к бабушкам и дедушкам и собраться за праздничным столом с родными и друзьями. А можно поехать в соседний православный приход, в котором есть такие же прихожане, чтущие эту традицию. Вот и 29 января группа ребят из нашего прихода и несколько взрослых прихожан ездили колядовать и славить рожденного Иисуса Христа в черногубовский приход храма иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Славили особенным традиционным рождественским спектаклем – вертепом. Это тоже старинная традиция, воссоздавать в представлении то, что свершилось 2017 лет назад…
Преосвященный Илларион (Троицкий) как богослов. Тема Церкви – доминирующий мотив всех работ. Мысль о Церкви и постоянное ощущение трепетным сердцем глубин бытия ее запечатлевали личность владыки Иллариона как бы всецелой и всепоглощающей «экклезиологичностью». Эта главная и сущностная черта личности преосвященного страстотерпца рельефно обнаруживается в одной из самых первых его публикаций - лекции «О церковности духовной школы», которую, несомненно, можно считать своего рода «программой» всей его последующей жизни и творчества. Тогда еще молодой (26 лет) преподаватель Московской Духовной Академии Владимир Троицкий, обращаясь к студентам, сказал: «Всякая деятельность в основе своей имеет дарование Духа, а по своему обнаружению и по целям она…
Введение. В ту эпоху, междузаветный период, языческий мир отчаянно искал новой веры и новых идеалов. Вряд ли в более ранние времена иудаизм смог бы получить такую популярность. Официальный культ римской империи все менее и менее мог удовлетворять религиозные потребности населения. Высшие слои обращались к философии, низшие – к мистическим религиям Востока. Иудаизм, исповедуя веру в Единого Господа, следуя строгому нравственному закону, привлекал симпатии образованных слоев общества. В противоположность расплывчатому синкретизму иудаизм был строг и последователен, обладал Законом и Священной книгой. 1.Иудейство в междузаветный период и его течения Иудейство – условное обозначение религии, традиции и истории того периода Ветхого Завета, который…
На приходе Святой Блаженной Ксении Петербуржской 15 января был проведён (немного с опозданием из-за сильного мороза) детский Рождественский праздник. Перед началом представления дети с родителями с интересом рассматривали замечательный ледяной вертеп, настоящее произведение искусства. То и дело раздавались восхищённые восклицания детей, да и взрослые не могли сдержать своих восторженных эмоций. В красивом праздничном убранстве, со сверкающими на ёлочках огоньками, с Рождественским вертепом в центре храм до отказа был заполнен собравшимися на представление зрителями. Открывают праздник учащиеся старшей группы воскресной школы рождественскими колядками, затем включаются и дети средней группы, с детской непосредственностью рассказывая историю рождественской ёлочки, грустящей о том, что она…
Среда, 18 Январь 2017 09:44

Крещенский сочельник

День накануне праздника Крещения (5 января) именуется навечерием, или крещенским сочельником, и отмечается особой церковной службой. В этот день утром перед Литургией совершается особое чинопоследование Царских часов, на которых читается Евангелие. Затем совершается Литургия по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней; в конце Литургии совершается Великое водоосвящение по особому чину. Если праздник Крещения выпадает на воскресенье или понедельник, то Царские часы совершаются в пятницу, причем Литургии в этот день не бывает. В день навечерия служится Литургия св. Иоанна Златоустого, после которой совершается великая вечерня праздника и Великое водоосвящение. В самый же день праздника совершается в этом случае Литургия…
АПОСТОЛ АМЕРИКИ СВЯТИТЕЛЬ ИННОКЕНТИЙ Положение дел в миссии кардинально меняется с прибытием в 1824 году на Алеутские острова миссионера из белого духовенства – священника Иоанна Вениаминова, труды которого в течение более четверти века принесли ему титул «Апостола Аляски».[1] В начале 1823 года епископ Иркутский Михаил (Бурдуков) получил Синодальный указ отправить одного миссионера на о. Уналашку. Владыка обратился к духовенству епархии с воззванием, но желающих не нашлось. Было решено метать жребий среди дьяконов. Тот, на кого пал жребий заявил: «Лучше я пойду в солдаты, чем поеду в Америку».[2] Отказался сначала и о. Иоанн. В это время в Иркутске находился Иван Крюков…
Есть прекрасная старинная традиция – под Рождество ставить вертеп. Это модель Вифлеемской пещеры. Той пещеры, в которой родился Христос. В Европе эта традиция никогда не прерывалась, ей уже много веков. Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. В России вертепы были популярны до революции. К сожалению, в советское время эта традиция была забыта. Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы в основном силами фольклористов. В самых холодных регионах на городских площадях и у церквей можно увидеть очень красивые вертепы изо льда или снега. Снежные вертепы-пещеры выглядят очень таинственно. Необыкновенную по красоте…
Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе,  да поет же имени Твоему, Вышний. (Прокимен на Литургии в день Рождества Христова) Возлюбленные о Господе досточтимые пресвитеры  и диаконы, всечестные иноки и инокини,  боголюбивые миряне древней Тверской земли! День Рождества Христова – это день радости, день благодарности Всевышнему Богу. Мы собираемся в храмах, чтобы воспеть хвалу Господу нашему Иисусу Христу, родившемуся более двух тысячелетий назад в городе Вифлееме. Евангелист Лука повествует, что тогда пастухам явилось «многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:13-14). Однако этой радости, этому ликованию земного…
Пятница, 06 Январь 2017 08:57

С Рождеством Христовым! 2017 год

С Рождеством Христовым! Возрадуемся и возвеселимся о Господе, дорогие братия и сестры, и наполнимся духовными дарами, ведь настал срок нового искупления и боговдохновенного замысла! Через круговорот дней вновь явлено нам таинство рождения Спасителя. Устремленные ввысь сердца православных христиан славят ныне великую милость Божью – тайну Богомладенца. Сия тайна заключена в нерасторжимой связи Слова и тела. Мы продолжаем неустанно почитать единую Личность – Возлежащего в яслях и Восседающего на престоле величия Отчего. Рождество Господа Иисуса Христа превзошло всякое понимание, оно преодолело узкие рамки обыденного опыта. Рождение Спасителя прославляется нами не только как Событие прошедшее. Рождество – это частица настоящего, отзвук вневременной…