К библейскому понятию «Премудрости». О жанре «учительных» книг. Понятие «Премудрости», по-еврейски «хохма», по-гречески «софиа», является основным понятием дидактической письменности. Употребление этого слова мы встречаем с самых ранних книг Ветхого Завета, где оно имеет значение: умственная и сердечная мудрость человека, а также всякое человеческое знание и искусство. В толковом словаре русского языка мы читаем: премудрость есть «высшая мудрость, согласующая плотскую жизнь человека с бытием духовным».[1] В книгах Ветхого Завета термин «премудрость» имеет различное значение в разных местах, и религиозная ценность премудрости выявилась не сразу. Он означает способность к управлению страной (Быт. 41:32; Втор. 1:13), большое мастерство (Ис. 28:3; 40:20); эта способность…
Понедельник, 24 Апрель 2017 11:47

Пасхальный утренник в приходе

Красочное объявление в ярких солнечных тонах приглашало всех желающих прийти на Пасхальный детский праздник с театрализованным представлением, играми и соревнованиями, да к тому же обещали деток и на ослике покатать. Но погода в этот день совершенно не задалась: солнышко выглядывало лишь на краткий миг из-за туч, а шквальный ветер принёс дождь со снегом и градом. Поэтому по благословлению настоятеля проведение перенесли в храм, который до отказа заполнился артистами и зрителями. И вот под его сводами зазвучали радостные детские голоса, славящие Господа и Воскресенье Христа. Девочки в красивых новых красных платьицах во главе с Пасхой Красной ведут праздничный хоровод через красивые…
20 апреля, в четверг Светлой Седмицы, храм блаженной Ксении Петербуржской пригласил в гости воспитанников детских садов №№ 68, 69 и 145, а также учащихся близлежащих школ, которые принимали участие в Пасхальном конкурсе-ярмарке декоративно-прикладного творчества «Пасхальная лужайка», организованном приходом. У ворот храма детей встречали преподаватели Воскресной школы. Они провели небольшую экскурсию по храму, во время которой дети смогли позвонить в колокола, поставить свечи, узнали о главном смысле Праздника Пасхи. После экскурсии и веселых игр семейная этностудия «Матица» познакомила детей с народными волочебными песнями. В конце праздника состоялось церемония награждения победителей Пасхального конкурса. Авторы лучших конкурсных работ получили грамоты, сладкие призы и…
Вторник, 11 Апрель 2017 11:24

Обозрение кантианской концепции

Иммануил Кант (Immanuel Kant, первоначально Cant) – основатель философского критицизма, представляющего поворотную точку в истории человеческой мысли. Согласно собственному сравнению с Коперником, Кант не открыл для ума новых миров, но поставил самый ум на такую новую точку зрения, с которой все прежнее представилось ему в более истинном ракурсе. Великие мыслители XIX века попытались выйти из тупика, в котором оказалось Просвещение, определив религии особое место в жизни человека. Хронологически и идейно Кант стоит ближе к Просвещению, чем Гегель и Шлейермахер. Об интеллектуальной близости свидетельствует его предпочтение этики в качестве основной сферы интересов религии, столь характерное для идеалов Века разума. Однако его…
К вопросу об историческом изучении личности Лжедмитрия I Историографический интерес к личности Лжедмитрия I возник в XVIII в., когда российские монархи заинтересовались историей. Век Просвещения привнес новые сомнения в правдивости официальной версии о Самозванце, стимулировал попытки докопаться до сути явления Лжедмитрия I. Петр I, которого оппозиционная молва тоже объявила самозванцем, усматривал какое-то родство своей судьбы с царем Дмитрием. Царица Анна Иоанновна приказала изучить заново вопрос о смерти царевича Дмитрия, о его канонизации. Екатерина II, заинтересовавшись тайной Лжедмитрия I, специально вызвала к себе известнейшего в то время историка Г. Ф. Миллера. Миллер в приватных беседах считал Лжедмитрия I настоящим сыном Грозного,…
       В завершение Крестопоклонной недели приходом святой блаженной Ксении Петербуржской совершена поездка в Годеново для поклонения великой христианской святыне -Животворящему Кресту Господню. Путь туда лежал через Сольбу. Там в 150 километрах от города Твери среди дремучих ярославских лесов и почти непроходимых болот на берегу речки Сольба расположился Николо-Сольбенский женский монастырь, история которого ведётся со второй половины 15 века. Предположительно основан он был одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. За годы безбожия монастырь был обезображен и практически полностью уничтожен. Современное возрождение из того небытия женской обители можно назвать только чудом. Без Божией помощи и усердной молитвы не могли слабые женские руки…
Экзегетическое наследие святителя Кирилла Александрийского Вторая глава является исагогическим экскурсом в экзегетическое творчество святителя Кирилла Александрийского. Она представляет историко-богословские свидетельства относительно толкования на Евангелия от Иоанна в общем контексте экзегетического наследия святителя Кирилла Александрийского. Хотя во второй половине IV-го и первой половине V-го вв. Антиохийская экзегетическая школа имела сильное влияние на ход догматических движений, но стоит заметить, что руководящее значение в этих движениях представленного времени, несомненно, принадлежало Александрийской школе. В ней к V-му веку, по крайней мере, на родине развития оригеновского умозрения и экзегетики, вполне обозначился поворот в сторону библейского реализма и церковного предания. Самым видным представителем этой школы в…
Древневосточная религиозная литература о невинном страдальце. § 1. Важность изучения Древнего Востока для исследований библейского мира. Древним Востоком принято называть группу цивилизаций, развившихся в Восточном Средиземноморье, по берегам Нила и в Передней Азии. (Понятие «Древний Восток» включает также страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.) Чтобы очертить пределы переднеазиатско-египетского Древний Восток, Э. Майе и Б. А. Тураев употребили термин «классический Восток». Именно этот «классический Восток» и был материнским лоном для культуры, в рамках которой сложилось Священное Писание Ветхого Завета. Истоки цивилизаций Древнего Востока уходят в глубокую древность, наивысшего же расцвета они достигли в период между 3 тысячелетием до н.э. и 4…
Глава I. Исагогический и экзегетический анализ рассказа о Потопе. § 1. Вопрос авторства рассказа о Потопе. Вопросы о времени написания и авторстве необходимо рассматривать применительно не только к повествованию о Потопе и к книге Бытия в отдельности, но и применительно ко всему Пятикнижию в целом. Древнее предание однозначно называет автором пророка Моисея. Такие иудейские писатели как Иосиф Флавий и Филон Александрийский также ни сколько не сомневаются в авторстве Моисея. Флавий утверждает: «И вот, так как Моисей захотел дать своим собственным сородичам наставление именно в этом, то он, в противоположность всем прочим, начал не с изложения законов и законоположений, имеющих условное…
Естественный закон до Моисея. Как система правил, регулирующих все стороны жизни, Закон присутствует в каждой «естественной» религии. Это объясняется тем, что поведение, определяемое суммой правил, – наиболее простая и психологически объяснимая форма поведения человека. Позднее, отделившись от религии, закон создает собственную юридическую сферу. В животном мире существуют «ритуалы» знакомства, ухаживания, угрозы, подчинения и демонстрации силы, которые подчас позволяют избегать насилия и сохраняют жизнь. В человеческих обществах, даже «первобытных», мы находим гораздо сложную, но построенную на тех же принципах ритуально-законническую систему. Она подчиняет человека многочисленным табу, вводит аффективные проявления в организованное русло. Вот почему там, где социальная жизнь была неотделима от…
Вторник, 28 Февраль 2017 12:30

Масленица на приходе

Яркое, красочное объявление на дверях храма о праздновании Масленицы 25 февраля, в субботу, привлекло многих жителей микрорайона. И даже хмурая ненастная погода не могла испортить настроение пришедшим на праздник. Здесь их ожидали весёлые масленичные песни и стихи, исполненные учащимися Воскресной школы; весёлые скоморохи-зазывалы; традиционные персонажи: Зима, Весна, Масленица, закружившие в весёлых хороводах и играх и детей, и взрослых. А под конец представления появилась злая Обида, которая хотела изгнать любовь из сердец, не дать возможности простить друг друга перед Великим постом. А добрая румяная Масленица пригласила всех к столу, где ждало угощение из горячих вкусных блинов со сметаной и сгущёнкой и…
19 февраля Церковь почтила память священномученика Василия Московского (Надеждина). В этот день прихожане нашего храма узнали об этом святом. Его  внучка Лариса Павловна, трогательно и с большой любовью рассказала нашим прихожанам о своем дедушке, о его семье, претерпевший в годы гонений большие испытания, но не потерявшей человечности. Ее рассказ никого не оставил равнодушным. Особенно всех тронули строки из письма жене, которое она получила 19 февраля 1930 года в день кончины о. Василия. "...как сладко мне было быть священником! Да простит мне Господь мои слабости и грехи по вашим святым молитвам! Благодарю тебя за твою музыку, за музыку души твоей, которую…
По закону Моисея (см.: Лев. 12, 2–8), мать, родившая младенца мужеского пола, считалась нечистою в продолжение семи дней, и потом тридцать три дня не могла приходить в храм, участвовать в общественном Богослужении и прикасаться к чему?либо священному. По истечении же сорока дней, называвшихся днями очищения, она являлась в храм и приносила очистительную жертву, в случае достатка – однолетнего агнца и голубя или горлицу, а в случае бедности – двух горлиц или молодых голубей. Если младенец был перворожденный, то, кроме обряда очищения матери, совершался еще другой знаменательный обряд посвящения младенца Господу Богу, обращавший мысли народа израильского к первым временам самостоятельной жизни…
Исагогико-экзегетический анализ книги Екклесиаста Екклисиаст: название книги. Еврейское название книги «Кохэлет» было переведено семьюдесятью толковниками на греческий язык словом Έκκλησιαστής, а латинский язык перенял греческий вариант – ecclesiastes. Это наименование книги по всей вероятности было дано самим автором, потому что Книга надписывается так: Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. (1:1) Весьма ясно, кого автор обозначил словом. Он назвал им сына Давидова, царя в Иерусалиме. Теперь спрашивается: какое значение этого слова? И в каком отношении к этому нему Соломон? Некоторые искали корень этого слова в арабском диалекте. Одни находили его в арабском kehl производя из него существительное «седой, старик» (kahalah…
Четверг, 09 Февраль 2017 12:38

Престольный праздник, 2017

6 февраля в храме блаженной Ксении Петербуржской г. Твери состоялся престольный праздник.Богослужения праздника на приходе (праздничное всенощное бдение с акафистом и Божественную литургию) возглавил настоятель храма иерей Максим Мищенко в сослужении духовенства Тверской епархии.В завершении был совершен молебен и вознесена молитва святой блаженной Ксении.По окончании литургии настоятель храма иерей Максима Мищенко обратился к верующим с проповедью, поздравив с престольным праздником всех собравшихся за богослужением. Иерей Максима Мищенко также поздравил всех Ксений с именинами, призвал в жизни следовать примеру горячей веры и благочестия тех святых женщин, чьи имена они носят и чью память Церковь ныне совершает, пожелал всем Божьего благословения, радости…
Понедельник, 30 Январь 2017 11:32

Шатровые храмы в православном зодчестве

Введение Большинство древнерусских храмов построены в византийском стиле (в Киеве Десятинная церковь, Софийский собор, Киево-Печерская лавра, Михайловский монастырь; в Новгороде Софийский собор, в Пскове Собор св. Троицы, во Владимире Успенский собор, в Ростове Успенский собор и другие). Но в русских храмах существовало множество отличий в сравнении с византийскими образцами. Так, вследствие отсутствия мрамора и камня, колонн не было; между прочим, количество каменных храмов было небольшим. Стены храма украшались изящной отделкой и окнами с красивой резьбой из камня или с изразцовыми наличниками. Рядом с храмом или вместе с храмом над его притвором воздвигается высокая шатровая колокольня с крестом наверху. В постройке…
Понедельник, 30 Январь 2017 10:27

Рождественский вертеп в Черногубово

Рождественские праздники сразу навевают приятные воспоминания, одно из которых - Рождественские колядования - прославление Иисуса Христа. На колядки можно поехать в деревню к бабушкам и дедушкам и собраться за праздничным столом с родными и друзьями. А можно поехать в соседний православный приход, в котором есть такие же прихожане, чтущие эту традицию. Вот и 29 января группа ребят из нашего прихода и несколько взрослых прихожан ездили колядовать и славить рожденного Иисуса Христа в черногубовский приход храма иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет». Славили особенным традиционным рождественским спектаклем – вертепом. Это тоже старинная традиция, воссоздавать в представлении то, что свершилось 2017 лет назад…
Преосвященный Илларион (Троицкий) как богослов. Тема Церкви – доминирующий мотив всех работ. Мысль о Церкви и постоянное ощущение трепетным сердцем глубин бытия ее запечатлевали личность владыки Иллариона как бы всецелой и всепоглощающей «экклезиологичностью». Эта главная и сущностная черта личности преосвященного страстотерпца рельефно обнаруживается в одной из самых первых его публикаций - лекции «О церковности духовной школы», которую, несомненно, можно считать своего рода «программой» всей его последующей жизни и творчества. Тогда еще молодой (26 лет) преподаватель Московской Духовной Академии Владимир Троицкий, обращаясь к студентам, сказал: «Всякая деятельность в основе своей имеет дарование Духа, а по своему обнаружению и по целям она…
Введение. В ту эпоху, междузаветный период, языческий мир отчаянно искал новой веры и новых идеалов. Вряд ли в более ранние времена иудаизм смог бы получить такую популярность. Официальный культ римской империи все менее и менее мог удовлетворять религиозные потребности населения. Высшие слои обращались к философии, низшие – к мистическим религиям Востока. Иудаизм, исповедуя веру в Единого Господа, следуя строгому нравственному закону, привлекал симпатии образованных слоев общества. В противоположность расплывчатому синкретизму иудаизм был строг и последователен, обладал Законом и Священной книгой. 1.Иудейство в междузаветный период и его течения Иудейство – условное обозначение религии, традиции и истории того периода Ветхого Завета, который…
На приходе Святой Блаженной Ксении Петербуржской 15 января был проведён (немного с опозданием из-за сильного мороза) детский Рождественский праздник. Перед началом представления дети с родителями с интересом рассматривали замечательный ледяной вертеп, настоящее произведение искусства. То и дело раздавались восхищённые восклицания детей, да и взрослые не могли сдержать своих восторженных эмоций. В красивом праздничном убранстве, со сверкающими на ёлочках огоньками, с Рождественским вертепом в центре храм до отказа был заполнен собравшимися на представление зрителями. Открывают праздник учащиеся старшей группы воскресной школы рождественскими колядками, затем включаются и дети средней группы, с детской непосредственностью рассказывая историю рождественской ёлочки, грустящей о том, что она…