В Псалтири встречаются несколько «царских» песней, принадлежащих к разным лицам псалмов. Они заключают молитвы (напр., в Пс. 20, 61, 72) и благодарения за царя (Пс. 21), являются прорицаниями (Пс. 2 и 110), царской песнью восхождения (Пс. 132) и так далее. Быть может, они были псалмами восшествия на престол. Несмотря на использо­вание общей для данной эпохи фразеологии, израильское представление о царе во многом отличается, напр., от египетского или месопотамского. Царь избранного народа – Помазанник Ягве (по-еврейски – «Мессия», по-гречески – «Христос»). Помазание превращает его как бы в наместника Ягве на земле. Он называется приемным сыном Божиим, царствование которого не будет иметь…
Критика Н.О. Лосским основных гносеологических направлений Как отмечают исследователи Дж. П. Скенлен и Н. Н. Старченко, Лосский разрабатывал мировоззрение, необычное для русской мысли своим высоким уровнем систематичности и логической обоснованности, после длительной духовной эволюции, придя к твердому убеждению в истинности христианского вероучения, и стремясь подкрепить и дополнить его философскими аргументами[1]. Систематическое философское учение Н. О. Лосского было высоко оценено его современниками. С. А. Левицкий относит его труды, наряду с его западными аналогами (Этикой Гартмана и Двумя источниками морали и религии Бергсона) к числу лучших систем, созданных в ХХ веке[2]. Как известно, рождение любой философской системы невозможно без критического осмысления предыдущего…
Четверг, 22 Декабрь 2016 21:32

Эфиопская Церковь в ХХ веке.

ВВЕДЕНИЕ Эфиопская Церковь имеет весьма давнюю историю и тесно связана с Коптской Церковью. Ещё с XV века до Р.Х. в этом направлении с Ближнего Востока происходило движение семитов. Народность, которая постепенно образовалась от смешения семитов и негроидов, арабы начали называть «хабеш» (в переводе означает «смесь»). Португальцы, имевшие с XVI века с ними тесные отношения, слово хабеш изменили на «хабекс», а немцы на «абессинен». Отсюда получилось название страны Абиссиния, которое употребляется наравне с нынешним названием Эфиопия. Наименование «Эфиопия» произошло от греческого слова «эфиопос», что означает «лицо, обожженное солнцем». В Эфиопской Церкви есть предание, согласно которому первый властитель Эфиопии Менелик I родился…
Учение святого апостола Павла о смешанных браках по 7:12 – 17 В смешанных браках, где один из супругов уверовал во Христа, а другой остался язычником, Апостол высказывается против расторжения брака, в надежде, что верующий супруг может обратить неверующего (1 Кор. 7:12 – 16). «Прочим же я говорю, а не Господь, если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его» (1 Кор. 7:12 – 13). Святитель Иоанн Златоуст толкует эти слова следующим образом: «Если говорит апостол,…
Вторник, 13 Декабрь 2016 11:07

Мастер-классы по народным ремеслам

В рамках IV Фаддеевских образовательных чтений на базе МОУ СОШ № 7, 12 декабря с 10 часов утра в течение учебного дня  были  организованы и проведены мастер-классы народных ремесел «Традиции и инновации». В мастер-классах приняли участие учащиеся младшей школы.  Ребята и педагоги узнали много нового об истории  ремесел.  Они смогли не только попробовать свои силы в традиционных народных промыслах, таких как кружевоплетение на коклюшках и резьба по дереву, но и посмотреть небольшую выставку работ. 
РЕАБИЛИТАЦИЯ НОВОМУЧЕНИКОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМИССИИ ПО КАНОНИЗАЦИИ В наши дни церковный календарь заметно пополнился именами святых XX в., прежде всего именами новомучеников и исповедников, причисленных к лику святых собором Русской православной церкви в 2000 г.[1] Собор был приурочен к празднованию юбилея Рождества Христова, и грандиозная канонизация стала важнейшим событием юбилейных торжеств. По словам протоиерея Г. Митрофанова, члена Комиссии по канонизации святых, прославление новомучеников «является одним из важнейших духовных начинаний, призванных преобразить церковную жизнь современной России»[2]. С тех пор термин «новомученик» стал сравнительно часто употребляться не только в церковных изданиях, но и в научной литературе, и даже в сообщениях СМИ. Канонизация…
Русская Церковь в России и за границей в период с 1934 по 1943 годы. Постановление от 22 июня 1934 года Митрополита Сергия и священного Синода РПЦ. Отправление в запрет «карловацкого» епископата. 22 июня 1934 года Митрополит Сергий и Священный Синод Русской Православной Церкви постановили запретить в священнослужении карловацких епископов и находящихся в общении с ними клириков и предать их церковному суду; запрещение это носило временный характер, являясь предусмотренной канонами предсудебной мерой. И это спустя шесть лет после постановления Митрополита Сергия от 9 мая 1928 года (№104) о немедленном роспуске карловацкой организации. Столь большой разрыв между временем принятия постановления и наказанием…
Понедельник, 05 Декабрь 2016 11:32

И вновь благословенная Оптина!

«Саров и Оптина-вот два самых жарких костра, у которых грелась вся Россия!»(С.А.Нилус). Чтобы собрать расхристанную житейской суетой душу, умягчить очерствевшее сердце, паломническая группа прихода Святой Блаженной Ксении Петербуржской ежегодно в начале Рождественского поста отправляется в Оптину . Путь наш к ней лежит через Калужскую Свято-Тихонову пустынь. Ранним утром подъезжаем к скиту в честь иконы «Живоносный Источник», чтобы поклониться этому святому месту подвигов величайшего аскета и молитвенника земли русской преподобного Тихона Калужского. Многие из паломников принимают купель в цельбоносных водах его святого источника, пьют и набирают живительной влаги с собой. А какая здесь стоит поразительная тишина! И красота заснеженных деревьев и…
Церковная печать начала 20 века о насущных реформах. Конец 19 века как начало пересмотра победоносцевских взглядов. Понятия о том, что необходимо разделять церковное от светского, у императора Николая Второго мы не находим. Он полагает, что вправе самостоятельно принимать решения, напрямую затрагивающие интересы церкви, и при этом не согласовывать их с иерархами и Синодом. Практически все самодержцы были едины, предпочитая поддерживать связь с «церковным правительством» при помощи светского чиновника. Фальшивость положения обер-прокурора не могла укрыться от архиереев: ведь с одной стороны, обер-прокурор был ничто в Синоде, так как не имел там права голоса. С другой стороны он был там все, ибо…
Религиозно-исторический контекст и предпосылки зарождения суфизма Мусульманство появилось в начале VII века н.э. на Аравийском полуострове, который заселяли арабские кочевники-скотоводы. Их племена были слабо связаны с оседлым миром земледельческих и городских цивилизаций, разместившихся преимущественно в южной части полуострова. Кочевые племена бедуинов (в переводе – «жителей пустыни») переживали поздний этап развития родоплеменного строя с традиционными формами патриархальных отношений, соответствующими общественным и хозяйственным укладами. Цепь природных (наводнения, землетрясения) и социальных (войны с эфиопами, иранцами) потрясений VI века подорвала экономические и политические основы государств Южной Аравии, вызвала перенос основных маршрутов караванной торговли в северо-западные регионы и способствовала росту значения городов Мекка и Йасриб…
Предварительные сведения о научном сочинении “Хотя ректор и считал кандидатскую работу готовой для напечатания, -  пишет один из исследователей, - сам автор предъявлял к себе гораздо более высокие требования... Свою диссертацию он называет скромнее - “Очерки из истории догмата о Церкви”. Он не мог успокоится, пока не отшлифовал до конца свой труд, который стал самым крупным бриллиантом в венце русской богословской мысли”[1]. “История раскрытия самосознания Церкви в первые пять веков ее существования, в связи с еретическими мнениями тех времен, - такой подзаголовок можно было бы поставить к этой замечательной книге”, - пишет митрополит Владимир (Сабодан)[2]. Причину, по которой Владимир Алексеевич…
Религиозно-философские собрания 1901 – 1903 годов. Религиозно-философские собрания в Санкт-Петербурге в 1901-1903 годах были встречей богоискательской русской интеллигенции и Православной Церкви. РФС воплотили перемену интересов части интеллигенции от материализма, позитивизма и атеизма к религиозно-философским вопросам. На фоне огромных успехов теоретической и прикладной науки к концу XIX в. нарастает чувство неудовлетворенности «научным мировоззрением». Вера в прогресс не могла заменить веры в Бога. Такое достаточно массовое религиозное пробуждение русской интеллигенции появилось не на голом месте. Достаточно вспомнить П.Я. Чаадаева, Н.В. Гоголя, славянофилов, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского и др. Н.А. Бердяев отводил здесь особую роль Л.Н. Толстому: «Всеми признается, что зачинателем религиозного брожения…
Свойства Церкви Каждое из свойств Церкви перечисленное в Никео-Цареградском символе веры единство, святость, соборность и апостольство привлекает внимание владыки Илариона. Наибольшее внимание рассмотрению свойств Церкви уделяется в магистерской диссертации святителя. Его оппонент на магистерском диспуте проф. М.Д. Муретов ставит даже в вину автору повышенное внимание к истории полемики о свойствах Церкви[1]. Однако, почтенный профессор отмечает, что в магистерском сочинении отграничивается совершенно определенное поле работы в почти необъятной области экклезиологии через исследование полемики против тех движений и расколов, которые прямо затрагивали вопросы о частных, названных в Символе, предикатах Церкви - апостоличности, единства, святости и частью - кафоличности, по связи с единством[2].…
Для многих православных теологов католичество ассоциируется с папизмом, так как догмат о главенстве папы проник во все сферы религиозной жизни католика: догматика, этика, каноника, культ. Насколько показывает история, догмат о Папском примате был камнем преткновения не только во взаимоотношениях Восточной и Западной Церквей, но и был соблазном для епископской иерархической системы внутри самого католицизма. Сама история католичества – это противоречивая история принятия и отвержения папского примата, это сосуществование абсурда папского абсолютизма и теологического протеста против папистского волюнтаризма (Констанцский и Базельский Соборы). В правильной интерпретации доктрины о Папском примате заключена расшифровка всего католичества. Идея иерархического главенства над церковным обществом была присуща…
Введение В России, в Древней Руси, идея особого положения русского народа в мире как народа, удостоенного православной веры, развивается уже в первый же век по принятии христианства. Тогда сложилось мнение, что, даровав русской земле православие, Господь будет требовать за это от русского народа больше, чем от других, и будет строже наказывать его за грехи. Мечта о русском патриаршестве неизбежно возникла в половине XV в., в момент осознания русской церковью собственной роли во вселенской миссии Православия, перешедшей к ней после падения Царьграда. Допустим, посольский толмач Димитрий Герасимов, автор "Повести о белом клобуке", в своем поэтическом прогнозе пророчески предвидит и предсказывает русское…
Очерк старообрядческого раскола и реформ патриарха Никона. С конца 16 в. утверждается патриаршество, что Церкви принесло практически полную самостоятельность. Но уже в 16 в. поднимается вопрос об исправлении церковных книг и некоторых обрядов. До появления книгопечатания церковные книги переписывались от руки, и в них вкрались ошибки и описки, в церковных обрядах тоже появились некоторые отклонения от греческих обрядов и текстов. Приезжавшие на Русь греческие архиереи и монахи обращали внимание русской высшей иерархии на эти отклонения, и потому уже до Никона делались попытки исправления, но безуспешно. Развитие книгопечатания позволяет осуществить это дело. Нужно было сверить с греческими оригиналами, внести исправления, а…
Значение и деятельность II Ватиканского собора. Обстоятельства созыва II Ватиканского собора. Определение папской непогрешимости на Первом Ватиканском Соборе не положило конец спорам в римско-католической церкви. Во время правления преемника Пия, Льва XIII (1878 – 1903), зародилось движение «католического модернизма». Это был римско-католический эквивалент протестантского либерализма. Его лидерами стали Альфред Луази и Джордж Тиррелл. Эти деятели поддерживали самые скептические утверждения библейского критицизма. Они вообще отвергали идею о том, что какая-либо догма может быть непогрешимой, исходит ли она из Библии, от церкви или от папы. С другой стороны, они защищали римско-католическую церковь от нападок Гарнака и других, но делали они это, исходя…
О самобытности экономической этики в России. В России исторически сложилась самобытная национальная традиция отношения к труду, собственности, получению образования и накоплению богатства, основанная на органическом сочетании материальных и духовно-нравственных критериев, причем последние были преобладающими.[1] Каковы же особенности православной трудовой этики, ее отличительные черты? В Православной доктрине Библия как основной источник духовно-экономических знаний дает фундаментальные принципы экономического развития, которые, по мнению религиозных исследователей, в решающей степени определили облик экономики стран христианской цивилизации. Многие из этих принципов были изложены уже в Пятикнижии Моисея. Первый, и важнейший из них, заключается в том, что экономикой управляет Бог. Такое управление осуществляется посредством: закона – то…
Экзегетический опыт первой части книги пророка Исайи (1-39 гл.) Первая часть книги пророка Исайи содержит следующие основные темы: 1) вступительные речения, направленные против грехов Иудеи (1 – 5); 2) мессианские пророчества, которые открываются видением Господа в Храме (6 – 12); 3) суд над языческими народами (13 – 23); 4) эсхатологические пророчества, или «Апокалипсис Исайи» (24 – 27); 5) надежда на Бога – единственный оплот. Пророчества, перемежающиеся историко-биографическими эпизодами (28 – 33); 6) суд и возрождение (34 – 35); 7) исторический эпилог, содержащий повествование о пророке Исайе и царе Езекии.[1] Хронологическая непоследовательность книги пророка Исайи демонстрирует то, что составитель сборника думал…
Дореволюционное обновленчество: историческая оценка Большинство авторов совершенно негативно оценивают послереволюционное «обновленческое» движение (сама «обновленческая» церковь не просуществовала и полстолетия, поэтому не оставила своих апологетов), выявляя всю «пошлость и фальшь политического приспособленчества живоцерковников и других групп советских обновленцев, которых не приняло большинство церковного народа». Находят многие глубокие различия, которые существовали между дореволюционным движением за церковное обновление и «советскими» обновленцами. До революции виден протест против государственного пленения Церкви и засилья светского чиновничества в синодальном руководстве. Советские «обновленцы», напротив, желали государственной опеки и соглашались на контроль безбожного большевистского «обер-прокурора» из ГПУ[1]. Но не все исследователи одинаково положительно относились к дореволюционному обновленческому движению, есть…