Христианские писатели III века об иерархических служениях История Оригена и утверждение воззрения о различиях клира и мирян В III веке и даже в конце II века, начинают высказываться воззрения о преимущественных достоинствах клира, каких не могут иметь обыкновенные миряне. Центр тяжести церковной жизни переносится с большинства общины на одну точку ее – на клир. Писатели начинают приводить воззрения, имеющие целью указать значительное пространство, разделяющее духовенство от мирян. Стремление выделить клир от мирян становится типической чертой III века; и это стремление высказывается очень многими и очень часто. Еще в конце II века начинают раздаваться голоса, выражающие указанные наклонности. В так называемых…
Четверг, 08 Сентябрь 2016 12:04

В гостях у преподобного Сергия

В субботу 3 сентября 2016 года прихожане храма блаженной Ксении Петербуржской совершили паломническую поездку в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, Гефсиманский скит, Хотьково и Радонеж.  Наше паломничество началось с участия в божественной Литургии в Троицком соборе. Многие исповедались и причастились Святых Христовых Таин. Прославленная обитель Живоначальной Троицы была основана преподобным Сергием Радонежским в 1337г. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых русских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви. В Гефсиманском скиту глубокое впечатление на нас произвело посещение пещерных храмов и монашеских келий. Главной святыней монастыря является чудотворная Черниговско-Гефсиманская икона…
Анализ Лютеранского учения о Евхаристии Возникновение лютеранства как особой конфессии внутри христианства стало тем результатом Реформации, которого не хотел и не предвидел ни сам Лютер, ни кто-либо из его единомышленников. Лютер, когда он 31 октября 1517 года прибыл к дверям церкви в Виттенберге текст 95 тезисов «Диспута о прояснении действенности индульгенций», желал очистить всю католическую церковь от лжеучения, будто, купив индульгенцию, можно на какой-то срок избавиться от загробных мучений, назначенных Богом в наказание за безобразия, совершенные в земной жизни. В 1537 году лютеране с энтузиазмом отнеслись к идее созыва Вселенского собора, надеясь убедить всю церковь в своей правоте. Лютеранство же…
Свидетельства отцов и учителей Церкви о гностицизме. Общая характеристика гностицизма. До середины 19 века знания о гностицизме в основном извлекались из полемических произведений отцов Церкви и древних церковных писателей[1]. Эти сведения создают довольно пеструю картину сект, учений и школ, системы которых часто противоречат друг другу. В то время, когда христианские апологеты 2 века полагали столько усилий, чтобы своими произведениями содействовать церкви в ее борьбе с языческим правительством, языческим обществом, народной религией и современной философией, другие церковные писатели посвятили себя на служении Церкви в ее борьбе с доктринальными заблуждениями, угрожавшими ее вере, которые не отрицали права Церкви на существование, но стремились…
Вторник, 06 Сентябрь 2016 12:17

молебен на начало учения

В последний день лета, 31 августа, в храме блаженной Ксении Петербуржской традиционно был отслужен праздничный молебен на начало учения. Храм был полон. Школьники, студенты, их родители и бабушки с дедушками, преподаватели и воспитатели детских садов, учащиеся Воскресной школы прихода вместе со своими учителями собрались на богослужение, ведь молебен об учащихся и учащих – одно из самых любимых богослужений церковного года. В этот день каждый из присутствующих молился о даровании внимания к преподаваемому учению и любви к познанию. Особенно много было на молебне будущих первоклассников. Ведь для них начало учебного года – это новая ступенька взросления, открытие новых возможностей, приобретение новых…
Составление обширного толкования на Евангелие от Иоанна в 12 книгах св. Кириллом Александрийским относят к разным хронологическим периодам (из VII-ой и VIII-ой книг сохранились только отрывки, катены). Точно датировать это классическое экзегетическое сочинение весьма проблематично. Одна группа исследователей относит его написание ранее 428 г. Однако уже существуют меты «антинесторианской» полемики: «Никто, думаю, если он имеет здравый ум, не станет от Логоса Божия отделять храм (воспринятый им) от Девы, поскольку это относится именно к сыновству, ибо один Господь Иисус Христос (1 Кор. 8, 6), но слову Павла. А кто разделяет Единого и Единственного на двоицу сынов, тот да знает, что он…
Вторник, 30 Август 2016 10:04

Мессианское учение в Пятикнижии

Мессианское учение в Пятикнижии. Пятикнижие представляют собой синтез религиозных преданий Израиля, отредактированных и дополненных боговдохновенным автором. Господь – Творец всего человечества, а Его воля состоит в том, чтобы все народы земли стали причастниками тех обетований, которые Он дал Адаму, Ною, а затем Аврааму, отцу всех верующих. Основная идея Пятикнижия имеет две составляющих: единое происхождение всего человечества и обетование спасения всему человечеству. Задолго до возникновения Пятикнижия в его сегодняшней форме, в еврейской традиции существовали уже отдельные письменные источники и устные предания, повествующие о сотворении Богом мира, о блаженной жизни людей в Эдеме, об истории человеческого рода после грехопадения. Так евреи передавали…
Исагогический и экзегетический анализ рассказа о Потопе. § 1. Вопрос авторства рассказа о Потопе. Вопросы о времени написания и авторстве необходимо рассматривать применительно не только к повествованию о Потопе и к книге Бытия в отдельности, но и применительно ко всему Пятикнижию в целом. Древнее предание однозначно называет автором пророка Моисея. Такие иудейские писатели как Иосиф Флавий и Филон Александрийский также ни сколько не сомневаются в авторстве Моисея. Флавий утверждает: «И вот, так как Моисей захотел дать своим собственным сородичам наставление именно в этом, то он, в противоположность всем прочим, начал не с изложения законов и законоположений, имеющих условное среди людей…
Биография и религиозное становление митрополита Антония (Блума). Пять лет тому назад 4 августа 2003 г. отошел к Господу Высокопреосвященнейший Антоний, митрополит Сурожский. В те недалекие нам дни глубоко скорбела вся Православная Церковь.Скончался великий человек, христианин, который к началу третьего тысячелетия христианства показал всей своей жизнью, что существует и в XX веке архипастырское призвание и возможны первосвященнические труды.Содержанием всей жизни митрополита Антония (Блума) был неустанный труд ради Святого Православия в далекой нам Западноевропейской стране, проповеднический и архипастырский труд, открывший особую главу в истории православной духовной культуры и увенчавшийся рождением (фактическим, а не формальным) и возрастанием Православной Церкви в стране инославной –…
Митрополит Антоний Вадковский и попечение о будущем Поместном Соборе Русской Православной Церкви С надеждой на Собор С наступлением ХХ века, когда особенно остро стали чувствоваться растерянность и раздор в русском обществе, окончательная утраты силы традиции, и начало распада Русского государства, председатель Кабинета министров граф С. Ю. Витте и другие государственные деятели активно высказывались за созыв Поместного Собора. Православная Церковь в лице такого выдающегося иерарха, как митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) указывал на необходимость созыва подобного Собора. И можно с уверенностью сказать, что деятельность митрополита Антония (Вадковского) и Председателя Комитета Министров С. Ю. Витте, представлявших два класса (церковный и светский), сыграли решающую…
Биография и сочинения Климента Александрийского. К христианской теологии Климент Александрийский пришел через философию. Это определило стиль и содержание его произведений. Свои разнообразные идеи он воплотил в не менее замысловатую форму. Избегая устоявшихся концепций, он никогда не останавливался в своих поисках. Вопросы, которые он задавал себе, зачастую оставались без ответа, смысл многих его пассажей – загадка для читателя. Однако благодаря подобным качествам Климент сумел в своих произведениях открыть и утвердить многие философские положения, которые впоследствии были унаследованы христианскими теологами. Труды его были весьма популярны, его имя до девятого века можно было встретить в списках святых.[1] Тит Флавий Климент, преемник Пантена, вероятно…
Американская революция и избирательное право Американская революция возникла в определенных условиях и обладала некоторыми особенностями. Первая характерная черта американской революции заключалась в территориальном аспекте, ведь США не проходила через такую социально-историческую формацию, как феодализм. Американское общество было демократично по своей сути. Второй специфической чертой стала обусловленность американской революции национально-освободительными мотивами. Национально-освободительное движение переросло в войну за независимость. Но американская революция не модифицировала рабовладельческую систему Юга, которая продолжительное время сдерживала развитие американского капитализма.[1] Американская революция была следствием назревающего разрыва (экономической и политически-правового) между метрополией и колониями. К тому же и в самих колониях проявлялись классовые противоречия в форме сопротивления малосостоятельных колонистов…
Понедельник, 15 Август 2016 08:17

Этика стоицизма

Этика Стоицизма Школа, которая тоже развивалась в Древней Греции, а потом в Риме и оставившая по сию пору глубокий след в этическом мышлении, была школа стоиков. Основателями ее считают Зенона, жившего в IV и III веках до нашего летосчисления (род. в 340, умер в 208 или 204), а затем в Римской империи те же учения развивали Сенека (с 54 до Р. X. по 36 после Р. X.), особенно же Эпиктет (конец I и начало II века) и Марк Аврелий (121 – 180 гг. после Р. Х.).[1]Стоическая философия возникает в сложный общественный период – период образования Римской империи, сопровождавшийся глубоким обеднением…
История образования церковной реформы 1721 года. § 1. Характеристика личности и служения Феофана Прокоповича. В исторической литературе уже были предприняты попытки обозначить основные типы архиереев Петровской и послепетровской России. Непревзойденными исследованиями по данной теме следует считать труды И. А. Чистовича[1] и К. В. Харламповича[2]. В трудах этих и других авторов была показана недостаточность противопоставления великорусских и малороссийских элементов в деле Петровской церковной реформы. Было также показано, что борьба между Феофаном Прокоповичем и его противниками по вине обеих сторон принимала характер политических интриг, которые для проигравших заканчивались в Тайной канцелярии. Здесь стоит выделить группу последовательных сторонников модернизаторских усилий императора Петра I;…
Учительные книги Ветхого Завета и древневосточная литература Уже традиционным действием в современной библеистике является соотнесение письменности «мудрых» Израиля и родственной ей литературы других стран древнего Ближнего Востока, прежде всего Египта и Вавилона. При этом имеют в виду обычно формальное сходство – письменность мудрых Израиля имеет ту же форму афоризмов, что и соответствующий род литературы Египта и Месопотамии. Однако при таком внешнем сходстве необходимо видеть и принципиальное духовное различие, которое становится ясным, если исследовать духовные корни традиции письменности «мудрых» в средиземноморской культуре. Но обратимся первоначально к видимым сходствам. Произведения «книг Премудрости» были распространены на всем Древнем Востоке. На небосклоне культуры изобильных…
Общее учение святого апостола Павла о браке по Кор. 7:1 – 9 Учение о браке, которому посвящена 7-я глава, вызвано вопросом, поставленным Коринфянами в их письме к ап. Павлу (1 Кор. 7:1). Но оно внутренне связано с темой о телесной чистоте, и этим объясняется то, что Павел касается его именно здесь. С первого взгляда может казаться, что Павел подходит к браку чисто утилитарно. Брак для него средство против блуда (1 Кор. 7:1 – 2, 9).Брак есть средство к достижению некоей высшей цели.[1]Святитель Иоанн Златоуст пишет по поводу(1 Кор. 7:1 – 9): «…коринфяне писали к нему, должно ли воздерживаться от жены,…
Историография о термине «дети боярские» Историография проблематики термина «дети боярские». Историко-социальная категория «дети боярские» продолжительный период были обделены исследовательским вниманием. Историки XVIII в., Ф. И. Миллер, И. Н. Болтин, М. М. Щербатов[1], касались этого историко-общественного термина косвенно, в контексте изучения ими генезиса дворянства. К примеру, Ф. И. Миллер особое место в своем труде уделял формированию современного ему дворянского сословия. При этом именитый историк делал акцент на стихийности процесса образования сословия дворян: «... однако ж удивительно, что сия немаловажная перемена с великим по всей России единомыслием учинилась без особливого на то указа, и без обнародованного от верховных судебных мест о времени…
Не считая экзотических концепций «четвертого измерения», идей о натренированном сверхчеловеке, учении о вечного возвращении, о «головокружительных»[1] путешествиях Г. И. Гурджиева и П. Д. Успенского, при упоминании этих имен на ум часто приходит популяризованные ими идеи об «эзотерическом христианстве» (правда, далеко не системно и целостно выраженные). «Говорить о Гурджиеве и Успенском – значит говорить об эзотерической традиции, которая была лишь фрагментарно раскрыта Гурджиевым при существенной помощи Успенского»[2]. Итак, помимо теософии и антропософии, к числу российских светских эзотерических школ и учений, относится учение Г. И. Гурджиева (1877 – 1949)[3]. Он одним из первых попытался сделать восточные духовные практики подходящими и эффективными для…
Факторы распространения и развития НРД на территории РФ Нет сомнения, что определяющую роль в широком распространении в постсоветской России нетрадиционных религий сыграли особые обстоятельства. Вначале сказалась весьма неблагоприятная социальная и духовная атмосфера 70-х – начала 80-х годов, ее негативное воздействие на настроения в обществе подтачивало высокие нравственные ценности, присущие нашему народу. Затем последовали резкие и глубокие социокультурные изменения конца 80-х – начала 90-х годов, которые значительно усилили и перевели в новую фазу экстремального развития тенденции роста религиозных настроений, наблюдавшиеся еще в годы застоя. Все это подтвердило известную закономерность: углубление кризисных явлений в обществе всегда сопровождается усилением религиозных исканий. Ряд новых…
ВЦУ на юге России. Русская Православная Церковь имеет свою Заграничную часть уже около двух веков. Проповедь Христианства языческим племенам Азии повлекла создание Миссий, сделавшихся с течением времени епархиями, в Китае и Японии. Продолжением проповеди в Азии, явилось распространение Православия среди языческого населения на Алеутских островах и Аляске и создание Миссии в Северной Америке, ставшей затем епархией. В Западной Европе русские церкви устроились, начиная с 18-го века, сначала при Российских посольствах, а затем и отдельно от них, в местах, наиболее посещаемых русскими при поездках заграницу. Все те церкви считались состоящими в ведении Митрополита Петроградского и в последнее перед революцией время находились…