Введение. Экономическая доктрина христианства охватывает две различные области: духовную область, в которой раскрываются задачи людей по достижению духовых целей, а именно спасение, и экономическую область, в которой реализуются процессы производства, обмена, распределения и потребления материальных и иных благ, необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности людей в условиях их земного существования. Соотнесение духовной и экономической областей в свою очередь означает признание, что обе эти области существуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи, так что духовное состояние общества оказывает влияние на экономику, а его экономическое состояние – на духовность общества. На современном уровне развития и познания экономики ее характеристика дается…
ВВЕДЕНИЕ До сих пор остается востребованной проблематика объективной оценки теологической системы, разработанной о. Сергием Булгаковым, ввиду необходимости для богословской мысли заново поставить перед собой проблему о Боге в отношении к миру. Краеугольным камнем оценки богословия прот. С. Булгакова является тот факт, что существуют два официальных документа 1935 года: определение Карловацкой церкви заграницей и указ митр. Сергия (Страгородского), обвиняющие учение о. Сергия Булгакова в отступлении от православия. С другой стороны, стоит отметить особый (направленный к миру) характер булгаковской теологии. К примеру, представители Свято-Сергиевского института считали, что богословие должно необходимо совмещать в себе два качества: быть укорененным в традиции и в то…
В современном  мире каждый день происходит что-то негативное: транспортные катастрофы, землетрясения, наводнения, террористические нападения и много всего подобного. Христос сказал ученикам, чтобы они не боялись,  т.к. всему этому надлежит быть, потому что перемешано в мире добро и зло, но горе тем, через кого зло приходит. Другими словами, не может не быть в мире соблазнов, но лучше не родиться тому, через кого идет соблазн. Вспомните судьбу Иуды Искариотского, предав Учителя за деньги, ужаснувшись своего поступка, бросил деньги, и не веря в Божье милосердие, удавился. Какая бесславная смерть! А ведь он был учеником Христа.   Впрочем, мы сами не лучше, нарушая заповеди…
   Введение Опыт мировой и еврейской истории показывает, что существованию народа может угрожать не только насильственный «вызов» извне, угроза физического истребления. Не менее опасным может стать сугубо мирный культурный «вызов», т. е. встреча с чужой и привлекательной своей чуждостью, новизной цивилизацией. Именно такая опасность появилась для древних евреев, когда произошла их встреча с эллинистической культурой. Древняя Греция и древние греки не были чем-то совсем незнакомым для мира и людей Ветхого Завета. Найденные в Палестине греческие керамические изделия, предметы роскоши, монеты и т.д. показывают, что уже в допленное, но особенно в персидское время у евреев имелись контакты с древнегреческим миром. Этих…
XVII столетие – период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства. С другой стороны, именно из Оружейной палаты исходили всяческие новшества, именно в кремлевских мастерских появлялись произведения, сводившие на нет строгую опеку и регламентацию. Здесь работали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера, нередко знакомые с искусством Запада, и…
Евангелие апостола Павла Евангелие апостола Павла не только формально, но и по существу является органической частью Библии, обоих ее Заветов. Тем не менее, оно имеет собственный облик, отличающий его от богословия других священных писателей, например, апостолов Иакова или Иоанна. Впрочем, привести его в стройную логическую систему до конца едва ли возможно. Апостол Павел, как и большинство библейских авторов, не был философом или теологом систематиком. Поток его мысли – живое целое, полное антиномий, диалектики, парадоксов, многозначных понятий. В целях полемики апостол нередко заострял свою мысль, что подчас приводило к ее одностороннему пониманию (против такого искажения мысли Павла направлено Иак. 2:14-26).[1] По­пытки…
140 лет со Дня рождения великого английского писателя Г.К. Честертона исполнится 29 мая этого года. 26 мая на базе филологического факультета Тверского государственного университета состоялся коллоквиум, посвященный жизни и писательской деятельности Честертона. В коллоквиуме приняли участие клирики Тверской епархии и студенты. Настоятель прихода блаженной Ксении Петербургской иерей Максим Мищенко выступил с докладом о современных философских трактовках Г. К. Честертона.
Тропарь, глас 4 Возне?слся еси? во сла?ве, Христе? Бо?же наш, ра?дость сотвори?вый ученико?м обетова?нием Свята?го Ду?ха, извеще?нным им бы?вшим благослове?нием, а?ко Ты еси? Сын Бо?жий, Изба?витель мира. Кондак, глас 6 Е?же о нас испо?лнив смотре?ние и я?же на земли? соедини?в небе?сным, возне?слся еси во сла?ве, Христе? Бо?же наш, ника?коже отлуча?яся, но пребыва?я неотсту?пный, и вопия? лю?бящим Тя: Аз есмь с ва?ми, и никто?же на вы. Мк. 16, 15–20; Лк. 24,42–53; Деян. 1, 4?12 Наступил сороковой день по воскресении Господа. Апостолы опять собрались в Иерусалим. Приближалось время исполнения обетований, данных ученикам Господом накануне дня страданий и смерти Его (см.: Ин. 14,…
РАЗГОВОР СО СТАРЕЙШИНАМИ  СВИДЕТЕЛЕЙ ИЕГОВЫ СИ Роман:  Мы приходим, чтобы передать человеку знание Библии. Я: Многие свидетели, когда они видят, что убедить человека в чем-то у них не получается, в этом случае они прекращают всякие отношения. Просто общаться они не хотят. СИ Роман: Это объяснимо. Я: Понятно, что это объяснимо. Но, может быть,  человек изменится. Простое человеческое общение, возможно, позволит ему лучше понять собеседника и найти точки соприкосновения. СИ Виктор: Но сердце  меняется  не от человеческого общения. Простое общение не повлияет на Вас.  Человека меняет  только Слово Бога. Я: У православных  тоже есть учение о благодати Божией, которая действует через…
Особые Воспоминания в Дни Пятидесятницы. Песнопения дня св. Пасхи, хотя и не с такой полнотой, как на Светлой седмице, поются потом в течение всего остального периода времени до дня отдания праздника Пасхи, которое совершается в среду на 6-ой седмице по Пасхе накануне праздника Вознесения Господня, совершаемого всегда в четверток 6-ой седмицы и, следовательно, в 40-ый день по Пасхе. Так, до отдания Пасхи, каждое богослужение, после возгласа священника, начинается пением или чтением троекратного: "Христос воскресе," причем в тех случаях, когда богослужение начинается чтением или пением "Царю небесный," то "Христос воскресе," заменяет собой эту молитву Св. Духу; когда же богослужение начинается с…
О «Церковной истории» Филосторгия. Острая борьба между представителями различных религиозных течений в христианстве неминуемо должна была привести к появлению церковной историографии еретического характера. До нас дошли в фрагментарном виде сочинения представителей арианского, несторианского и монофизитского направления, противостоя­щих ортодоксальной церкви. Они свидетельствуют об острейших религиозных столкновениях в империи в период станов­ления и окончательного оформления по­бедившего в конечном счете ортодоксального христианства. Однако именно в силу неортодоксальности этих сочинений они длительное время оставались в тени или даже всячески третировались в церковной исто­риографии. Такая судьба, например, постигла выдающееся для своего времена произведение Филосторгия.[1] «Церковная история» Филосторгия дошла до нас в большей своей части лишь…
О происхождении ессейства Мировоззрение и Устав общины Мессианские представления ессеев Кумраниты в свете христианства   Религиозно-политические течения и стремления эпохи сошествия на землю Господа Иисуса Христа нашли свое выражение в деятельности современных религиозных партий.[1] Среди таковых была одна, учение и организация которой имеют отношение (хотя и во многом спорное) к истокам христианства. Это ессеи, о которых рассказывают древние авторы (Иосиф Флавий, Филон из Александрии, римский писатель Плиний Старший) и к которым, по мнению большинства ученых, принадлежали члены религиозной группы, чьи рукописи, а затем и поселения были обнаружены в районе Мертвого моря после второй мировой войны. Община эта обычно называется в…
Смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа в проповедях митрополита Антония Сурожского В Евангелии от Иоанна о единстве Отца и Сына часто говорит Сам Христос. Он есть дверь к Отцу, и Он же всегда пребывает с Ним. Но подобное мистическое восприятие личности Христа не мешает евангелисту видеть в Нем подлинного человека (у святого евангелиста Иоанна говорится о Его усталости, о Его любви к Лазарю, над могилой которого Он плачет, о Его душевном томлении). В рассказе о воскрешении Лазаря Спаситель плакал о том, что Лазарь должен был умереть, потому что мир во зле лежит и всякий человек в силу греха смертен.…
 Обсуждаемые  темы:   Многобожие. Крещение умерших. Степени славы. Великое отступничество. Церковь. Живые пророки. Книга Мормона.   Я: По вашему  совету я читал книгу Мормона и у меня появились вопросы.   Мормон: Какие вопросы?   Я:  В книге Алма 11,26-27 я прочитал: «И вот, Зизром сказал: Есть ли больше, чем один Бог? И он (Амулек) ответил: Нет». В прошлый раз вы говорили, что существуют три Бога: Элохим – Отец, Иегова – Иисус Христос и Бог  - Святой Дух.   Мормон: Да. Но помни, что я сказал. Когда говорится о Боге, используются разные  образы. Хотя мы и говорим, что существует много богов,…
К весне 1927 года Патриаршая Церковь оказалась в сложном положении. Проводимая властями политика ликвидации ее единого центра (существование которого формально не признавалось) была близка к успеху. Правда, влияние просоветской Синодальной (обновленческой) Церкви к этому времени уже начало спадать: в январе 1927 доля обновленческих приходов в целом по стране составляла 16,6%. В самой Патриаршей Церкви после смерти Патриарха Тихона нарастали центробежные тенденции. Постоянные аресты иерархов, которые могли возглавить Высшее Церковное Управление, мешали создать стабильный канонический центр. Число Патриарших Местоблюстителей и их Заместителей достигло 13, причем 12 из них находились в ссылке или заключении, а последний – архиепископ Угличский Серафим (Самойлович)[1] оказался…
«Церковь едина» «Церковь едина», - именно в этом утверждении наиболее адекватно выражена ее природа. Это единство охватывает время и пространство, земное и небесное, Церковь людей и Церковь ангелов. «Разве разделился Христос?» (1Кор. 1:12-13), - спрашивает апостол Павел, так как сама идея Тела противостоит всякому разделению. Множественность автокефальных Церквей оставляет нетронутым историческое разнообразие языков и культур, но, совсем как многоголосая симфония, Церковь по существу едина в учении и в таинствах. Она исповедует всегда и везде одну и ту же веру, «как если бы, рассеянная по миру, она обитала бы в одном доме». В апостольское время слово «Церковь» указывало на те места,…
Обзванивая религиозные организации Смоленска, узнавая место и расписание собраний, я решил позвонить Свидетелям Иеговы. Совершенно случайно нашел телефон в интернете и позвонил по указанному номеру. На этот раз, в отличие от баптистов, пятидесятников и адвентистов, место и время проведения собраний мне не сказали, но обещали приехать ко мне в деревню. Когда я сказал, что это далеко от Смоленска, меня успокоили и сказали, что это не моя проблема. Иегова хочет, чтобы люди знали Библию, и мне перезвонят и приедут туда, где я живу. Оказалось, свято место пусто не бывает. Ближайшие Свидетели находились от меня всего в 15 минутах езды на машине.…
Экклезиология составляет стержень православия, так как именно церковь призвана соединить Божественное и человеческое и привести человека к спасению. Православная экклезиология, как и вообще все православное богословие, никогда не являвшееся и не являющееся дисциплиной чисто «теоретической», было поставлено логикой самой истории перед животрепещущей проблемой границ Церкви и вопросом о единстве Церкви.[1] «Вопрос о границах Церкви, – пишет протоиерей Владислав Цыпин, – с особенной остротой обсуждался в русском богословии в начале 20-го века. Он ставился в связи с так называемым старокатолическим вопросом, а также в связи с зарождавшимся тогда экуменическим движением. При обсуждении его высказывались разные точки зрения, порой весьма крайние и…
Когда пару недель назад  я звонил и спрашивал о времени начала собрания, приятный женский голос ответил, что собрание по вторникам начинается в 18.00 в Доме Культуры. Как выяснилось позднее, здесь же в другие дни собираются Свидетели Иеговы. Я решил прийти к концу, и пришел  в начале седьмого.  К сожалению, служение еще не начиналось, на улице шел дождь, было темно, поэтому пришлось присутствовать с самого начала. В собрании было всего восемь  человек:  три женщины, одной лет 65, другой лет 50, третьей лет 45, две девчонки  лет по 15-16 и три парня лет по 18-19. Возглавлял служение мужчина лет 30-35 по имени…
Древние христианские школы ориентировались на единую цель: обучить христианскому вероучению и этике. В виду территориальных и национальных различий школы отличались в средствах обретения этой цели, так как формы и методы школьной работы предопределены местными традициями и локальными особенностями. Так, ранние христианские школы предназначались для обращаемых, или «катехуменов», желающих принадлежать Церковному сообществу, но еще не знакомых с христианским вероучением и моральным кодексом. Стержнем учебной программы катехизической школы было начальное ознакомление со Священным писанием Ветхого и Нового Завета. Институт катехизации в период II – III вв. существенно отличается от канонических форм классической огласительной практики IV века. Мы располагаем довольно пространным учебным пособием…