Содержание Введение Глава 1. Пневматология ветхозаветных авторов 1.1. Пятикнижие 1.2. Исторические книги 1.3. Пророки 1.3.1. Пророки до вавилонского плена 1.3.2. Пророки после вавилонского плена 1.4. Учительные книги Глава 2. Мужи апостольские о Святом Духе 2.1. «Учение двенадцати апостолов» (Дидахи) 2.2. Послание Псевдоварнавы 2.3. Послания Климента 2.3.1. Первое послание к Коринфянам 2.3.2. Второе послание к Коринфянам (неподлинное) 2.3.2.1. Пневматология гностиков 2.4. Пастырь Ерма Выводы к главам 1 и 2 Глава 3. Особенности пневматологии апостола Иоанна 3.1. Современные подходы к исследованию Евангелия от Иоанна 3.2. Структура и форма Евангелия от Иоанна 3.2.1. О соотношении формы и содержания 3.2.2. Понятия параллелизма и хиазма…
“В Духе Святом познается Господь, и Дух Святой бывает во всем человеке: и в душе, и в уме, и в теле. Так познается Бог и на небе и на земле”1, – этими словами преподобного Силуана Афонского можно начать исследование экзистенциального подхода в богословии его ученика архимандрита Софрония применительно к темам Нетварного Света и обожения человека. Значительное количество работ современных православных богословов (архиепископ Василий (Кривошеин), отец Георгий Флоровский, В. Н. Лосский, отец Иоанн Мейендорф, архимандрит Киприан (Керн), епископ Каллист (Уэр), митрополит Иерофей (Влахос), Христос Яннарас, Георгиос Мантзаридис, отец Думитру Станилоэ, отец Иоанн Романидис и другие), опубликованных по означенным темам, заставляет искать те особенности, благодаря которым изложение духовного опыта отца Софрония, с одной стороны,…
В статье анализируются документы, с помощью которых Церковь предпринимала попытки регулировать собственную информационно-издательскую деятельность в начале XX в. Научно-технический прогресс эпохи влиял на разные стороны общественной жизни, в том числе на церковное служение в обществе. На этом фоне Церковь Российской империи предпринимала попытки выстроить свою миссионерско-просветительскую работу в разных направлениях: создать типографский центр для богослужебных изданий, наладить рецензирование учебной литературы для церковно-приходских школ, духовных училищ и семинарий. Несколько лет не утихали споры о целесообразности заключения в одном органе наблюдения за всей издательской деятельностью. На Соборе 1917—1918 гг. на издательско-информационную сферу возлагались большие надежды по расширению просветительской миссии в обществе, одержимом…
Аннотация. Автор представляет историю международных отношений Московского царства с Османской империей и народами Ближнего Востока в XVII в., после окончания Смутного времени. В статье описаны дипломатическая деятельность русского правительства и отечественных посланников в Османской империи, зарубежная торговля русских купцов, а также паломнические поездки духовенства и простых мирян к святым местам Вселенского Православия. Ключевые слова: Московское царство, Русская Православная Церковь, Патриарх Московский и всея Руси, Константинопольский Патриархат, паломничество, Православный Восток, Ближний Восток. После возведения на московский престол царя Михаила Федоровича 11(21) июня 1613 г. начали постепенно оживать международные связи Московского царства. Уже летом того же года к наиболее важным для Московского…
 На коленях в огороде Лебеду полю. А. Ахматова      Самые разные люди в самые разные минуты своей жизни могут найти в Библии ответы на свои вопросы, даже если вопросы эти и не осознаются. Более того — человек меняется, и соответственно с этим меняется и его прочтение Библии; в нее, как в реку, нельзя войти дважды так, чтобы она оказалась одной и той же. Но аналогия с рекой — чисто внешняя, словесная, она, как и всякая языческая мудрость, нуждается в христианском осмыслении; Библия всегда одна и та же, а меняемся мы, и характер нашего изменения не в последнюю очередь зависит от…
Monday, 20 January 2025 16:57

Жизнь Иисуса Христа.

КРАТКИЙ ОБЗОР ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ ИИСУСА ХРИСТА В греко-римском мире пользовались несколькими календарными эрами. Наиболее распространенной была эра ab urbe condita (A.U.C.), то есть «от основания города» (Рима). В первой половине VI века н. э. новый метод исчисления был предложен скифским монахом Дионисием. Возможно, он был небольшого роста, ибо обычно его называют Дионисием Малым. Глубоко уважаемый как богослов, математик и астроном, Дионисий предложил брать за отправную точку рождество Иисуса Христа. В соответствии с этой эрой, годы стали обозначать буквами A.D. (лат. Anno Domini, т. е. «года Господа»). Ко временам Карла Великого (ок. 800 н. э.) система Дионисия уже вытеснила эру ab…
Жизнь и деяния аввы Симеона, юродивого Христа ради, записанные Леонтием, епископом Неаполя Критского Оп.: Жития византийских святых. – СПб.: Corvus, Terra Fantastica, 1995. – с. 125-184. Пер. С.Поляковой. Леонтий кипрский († в 620 г.), епископ города Неаполя на о-ве Кипре, автор житий Иоанна Милостивого и Симеона юродивого, догматического сборника и нескольких слов (см. Migne, "Patrologiae" ser. graeca, т. XCIII) (Брокгауз). Полякова указывает (на основании Райден) 641-848 гг. в качестве времени жизни Леонтия. (Текст переведен по изданию: Lennart Ryden. Das Leben d. heil. Narren Symeon v. Leontios v. Neapolis, Uppsala, 1963 = Acta Univ., Upsal. Studia Graeca Upsal., 4) Людям, желающим…
    Репринт. Печатается по изданію: Творенiя иже во святыхъ отца нашего Григорiя Богослова, Архiепископа Константинопольскаго. Томъ I. — СПб.: Издательство П. П. Сойкина, 1910. — С. 3-16. I. Григорій Богословъ, великій отецъ и учитель Церкви, родился въ юго-западной части Каппадокіи, въ имѣніи своихъ родителей, недалеко отъ города Назіанза. Каппадокія не пользовалась у современниковъ хорошей репутаціей. Ея обитатели не безъ основанія считались вѣроломными, лживыми и хитрыми. О нихъ существовала даже пословица, что змѣя, укусивъ каппадокійца, умерла. Кромѣ того, Каппадокія въ IV вѣкѣ являлась гнѣздомъ аріанства. Но она дала трехъ великихъ каппадокійцевъ — Василія Великаго, Григорія Богослова и Григорія Нисскаго, брата Василія, прославившихъ…
Содержание Глава I Глава II Глава III «Он жил во славу Божию – гласит надгробная надпись о приснопамятном старце Варнаве, блаженно и столь благолепно почивающем в тиши пещерной часовенки «у Черниговской». И кто-же из знавших почившего старца – утешителя, духовного отца, печальника многотысячной семьи народной, не признает в сих золотых словах конечного заключения славной повести о его «житии» и не скажет от чистого сердца: воистину так, – он жил во славу Божию?! Кто из духовных чад его при сем не даст славы Богу, прославившему верного раба Своего дивными делами Своея любви и милости?! Велегласно хвалит Господа и любимейшее детище блаженного…
В мире Герасим Иванов Туманов, сын государственных крестьян Тверской губернии Бежецкаго уезда Ивана и Евдокии Тумановых. Он был единственный сын у родителей и любимец отца. Неизвестно, по какой причине жил несколько времени в Петербурге в услужении по найму у одного богатого немца-лютеранина, в доме которого постов никто не соблюдал. Потому и Герасиму Иванову, как после вспоминал он, по необходимости приходилось нарушать установленные Святой Церковью посты; и только говел он на первой и страстной седмицах Великого поста. Но скоро ему наскучил этот, вводящий в пагубу, широкий путь жизни, и он решился, с одним единодушным товарищем, покинуть веселую столицу и повседневный разгул.…
Содержание Предисловие I. Детство и отрочество старца иеромонаха Варнавы, в мире Василия Ильича Меркулова – Поступление его в братство Троице-Сергиевой Лавры II. Жизнь послушника Василия в Гефсиманском скиту под руководством старцев. Начало старческого служения народу по завету наставников. Основание Иверской обители (при селе Выксе) III. О. Василий, в монашестве Варнава, – иеромонах и народный духовник. Его внешний вид, келейная обстановка и обыденная жизнь. IV. Старец о. Варнава на служении миру. Несколько случаев прозорливости его и молитвенной помощи; устные и письменные советы и наставления V. Старец –„кормильчик“. Три года скорби для обители Иве рекой и ее „кормильчика“. Труды и заботы по…
Житие и подвизи и чудотворение преподобнаго и богоноснаго отца нашего Авраамия архимандрита Богоявленскаго ростовского чудотворца. Благослови прочести, отче. (РНБ, Тит., 3691. Жития Авраамия и Иринарха Ростовских. XVII в.) л.1. Еже дивитися святых трудом добро есть, а еже ревновати спасению, ходатайственно. Похвалим же и писати чудное их по Бозе житие и еже от Святаго Духа дарованием действуемая в них чудеса Богу угодно и полезно. Понеже и древле Духом (л.1об.) Святым речено бысть пророком: Память праведнаго с похвалами. И похваляему праведнику, возвеселятся людие. Не убо требуют от нас святии никия похвалы, но и удаляются от них: возненавидеша бо мир и яже суть…
Макарий Калязинский (в миру Матвей) родился в 1402 г. в семье тверского дворянина Василия Кожина. По генеалогической легенде дед его был выходцем из Швеции. По другой легенде его отец получил прозвище Кожа, участвуя в войне великого князя Василия Темного против Дмитрия Шемяки; в битве ему удалось вырвать кусок кожи у вражеского коня. О Макарии писали его современники — Иосиф Волоцкий, племянник Иосифа Волоцкого Досифей Топорков, Вассиан Патрикеев. Иосиф Волоцкий в своей Духовной грамоте писал о Макарии как о ревнителе святой жизни, ссылаясь на свидетельство старца Митрофана Бывальцева, девять лет прожившего на Афоне и решившего в конце концов, что «всуе трудихся…
Содержание Предисловие Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V Глава VI Предисловие Один из великих Оптинских старцев схиархимандрит Варсонофий (1845–1913), старчествовал в Скиту Козельской Введенской Оптиной Пустыни в 1907–1912 годах, когда в монастыре и его Скиту подвизались и другие старцы, правда, старчествовавшие в разное время, – некоторые одновременно с о. Варсонофием, как о. Анатолий (Потапов) или заканчивавший тогда свой благодатный старческий путь о. Иосиф, другие позже, как о. о. Нектарий и Феодосий. Именно в эти годы ближайшим учеником отца Варсонофия был один из последних старцев Оптиной о. Никон, подробный дневник которого донес до нас многие дела и…
ЗАПИСАННЫЕ преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным ОГЛАВЛЕНИЕ О КНИГЕ ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО ИГУМЕНА СЕРГИЯ ЧУДОТВОРЦА, написанное Епифанием Премудрым (по изданию 1646 года) ГЛАВА 1 Вступление ГЛАВА 2 Начало жития Сергия ГЛАВА 3 О Том, как Варфоломею было даровано познание грамоты от Бога, а не от людей ГЛАВА 4 Об отрочестве ГЛАВА 5 О переселении родителей святого ГЛАВА 6 О пострижении Варфоломея, которое стало началом иноческой жизни святого ГЛАВА 7 О прогнании бесов молитвами святого ГЛАВА 8 О начале игуменства святого ГЛАВА 9 Об Иване, сыне Стефана ГЛАВА 10 Об изобилии всего нужного…
Дивен Бог во святых Своих! С преподобным преподобен будеши... Пс. 17, 26   Кому из православных христиан не известно имя великого подвижника и чудотворца рос­сийского, игумена Троицкой Лавры Препо­добного Сергия? Кто из нас не бывал в его святой обители, не припадал к его честным мощам или, по крайней мере, не призывал его в своих мо­литвах? Всякий, от малого до великого, от убогого бедня­ка и до знатного богача, — всякий знает и почитает Препо­добного Сергия, но не каждому, и даже очень немногим, известна его святая, богоугодная жизнь. А жизнь этого святого угодника Божия поистине должна быть дорога и поучительна для каждого…
Кто убо исповедати возможет многая и великая Божиа дарованиа, яже дарует содержащим добродетель, и в нынешнем веце и в будущем? Блажении суть воистинну добродетели причастницы и блазии делателие заповедем Господним; понеже память их пребывает во век века. Въспомянем, братие, колицы силнии и богатии и пищницы от века быша и ни единого их память с похвалением бысть; но с веком сим и привременным сим житием купно разрушишася и погибоша. Едина же добродетель бесмертна есть и вечна вещ, и присносущна; и та есть едина достойна ублажению и похвалению; и похваляющеи сих веселятся и играют духовно, и радуются. Веселим бо ся въистинну и…
Cвященномученик Андроник (в миру Владимир Александрович Никольский) родился 1 августа 1870 года в селе Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика Александра Георгиевича Никольского. Александр Георгиевич стал служить псаломщиком в Преображенском храме села Поводнево с 1867 года, когда ему исполнился двадцать один год. Его отец, Георгий Гаврилович Никольский, был священником села Княжево Мышкинского уезда. В Поводневе в то время было около сорока домов, в которых проживало примерно двести пятьдесят жителей, а весь приход состоял из восемнадцати деревень, где жило около тысячи прихожан. В 1880 году Владимир Никольский поступил в Угличское Духовное училище, а по окончании его, в 1885 году…
Преподобный Василий Поляномерульский (Пояномерульский) родился около 1692 года. До переселения в Валахию Святой жил В России и в Мошенских горах недалеко от Киева. По-видимому, Святой покинул Родину в 20-х годах XVIII века, когда для монашества в России наступили трудные времена, особенно после реформы 1724 года, запрещавшей жительство монахов в пустынях. В сложном положении находились и украинские обители на территории Польши из-за притеснений со стороны католиков и униатов. На протяжении XVIII века многие русские и украинские иноки переселялись в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с монахами Михаилом, Стефаном, Онуфрием и Варфоломеем преподобный Василий поселился…
В царствование Греческого императора Льва Великого – Мудрого, сына императора Василия Македонянина [1], жил в Константинополе некий муж по имени Феогност. Он купил множество рабов, в числе коих находился один отрок, славянин родом, по имени Андрей [2]. Сей отрок был прекрасен собою и отличался добрым нравом. Феогност полюбил его больше других рабов, назначил его своим довереннейшим слугою и отдал его для обучения священным книгам. Изучив Священное Писание, Андрей часто ходил по церквам, молился Богу и читал священные книги. Однажды ночью, когда он стоял на молитве, злокозненный дьявол, видя сие, позавидовал сему доброму делу и стал сильно ударять в двери той…
Page 1 of 155