Как известно, в наших нынешних Минеях под пятым числом сентября месяца находится в честь пророка Захарии и праведной Елизаветы две службы: из них одна простая с стихирами на шесть и во всем почти сходная с своим греческим оригиналом1, а другая оригинально-русская, полная служба со стихирами на „Господи воззвах“ на восемь, с паремиями, с величанием, избранным псалмом с величанием и особым тропарем. История происхождения этой „иной“ службы весьма любопытна и поучительна, а посему мы и намерены проследить судьбу её на основании тех данных, которые содержатся в архиве типографской библиотеки. Одно простое внимательное чтение нынешней службы: „и́на служба того же святого пророка…
(Археологический этюд) Митра1 составляет ныне неотъемлемое головное украшение наших епископов во время богослужений, но, как богослужебная принадлежность высшего в иерархии сана, она – явление сравнительно позднего времени. Правда, в археологической науке делаются попытки вынести время появления этой богослужебной принадлежности в глубокую христианскую древность, и прототипом ее желают видеть даже в том увясле, которым украшал свою голову первоиерарх Сионской церкви св. апостол Иаков, брат Господень. Но митры нашего времени и даже более раннего ничего не имеют родственного с увяслом или тюрбаном св. апостола ни по форме, ни по украшениям. На всем протяжении истории христианской церкви трудно установить даже хотя бы и…
Содержание 1. Оккупация греческими и болгарскими войсками св. Афонской горы 2. Новый строй жизни Афонской горы при изменившихся политических обстоятельствах 1. Оккупация греческими и болгарскими войсками св. Афонской горы Недавно законченная балканская война союзных христианских народностей против исконного врага православия – Турции с целью силою оружия даровать своими соплеменникам и единоверцам в Старой Сербии п Македонии свободу веры п политической гражданской жизни, естественным ходом событий и счастливых победоносных успехов союзников, привела к занятию св. Афонской горы и к необходимому изменению па ней гражданского строя жизни. Оккупация св. Афонской горы греческими войсками совершилась, как и подобало этому тихому уголку земного шара…
Введение Святейший Синод, для пользы духовных и прочих знаний, признав нужным привести в ближайшую известность, что содержится в древнем Его книгохранилище, наследованном от святейших Патриархов, определил и предписал составить полное учёное описание Славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. Соответственно сему назначению предпринятое описание не должно было явиться в виде простой описи, служащей к охранению рукописей, или подробного перечня заключающихся в них статей. Нужно было представить более отчётливое о них понятие, в соображении с вопросами учёной изыскательности, обращающей внимание и на содержание, и на язык древних памятников письменности. При этом, по характеру сих памятников, большею частью церковных, учёные изыскания преимущественно должны были…
(в великий пяток 4 д. апреля 1683 г.). Сей блаженный Павел родом был русский. Еще в детстве из отечества своего отведен он в рабство татарами, у которых впоследствии купил его один христианин, и продержав у себя в услужении много лет, отпустил на волю. Павел вступил в брак с одной соотечественницею своей, которая также уведена была в рабство из России, и потом отпущена на волю: и жил с нею благочестиво. По естественной ли какой причине, или по действию беса (что также бывает нередко), впал он в помешательство ума; и поелику болезнь продолжалась, припадки безумия повторялись ежедневно, то для исцеления сего умопомешательства…
(в мае 1730 года) Сказание сие извлечено из похвального слова Преподобному мученику Пахомию, помещенного в книге под заглавием «Священная труба». Мощи Святого ныне находятся в святой обители Иоанна Богослова, на острове Патмосе. Всечестный Отец сей был родом из Малой России, сын благородных родителей. В ранней молодости взят он в плен татарами, которые продали его одному турку, ремеслом кожевнику. Турок, взяв его, увез на родину, в местечко, называемое Узаки, и находящееся в Филадельфийской области. Там старался он научить юного Пахомия не только ремеслу своему, но и вере своей. Видя же, что ремесло он перенимает, а веру ненавидит и гнушается ею, наказывал…
Переведено из той же книги Νέον Μαρτιρολόγιον, из которой заимствованы повествования о страданиях мучеников, помещенные в XI части Прибавлений к Изд. Твор. Св. Отцов, 1852 г. стр. 471, 644 и 649. (скончавшегося в Смирне, мая 26 дня 1794 года.) Сей достославный мученик родом был из города Фессалоники; родители его жили при монастыре Лаодигийском, обыкновенно называемом Лагодианой, при котором мать его живет еще и доныне1. Так как Александр был не только молод, но и благообразен лицом, то не было почти возможности не подвергнуться искушению по причине насилий, какие позволяли себе в этом городе агаряне; посему, родители его, как свидетельствует о сем…
Житие св. Ионы, часто встречающееся в рукописях, составлено, вероятно, в половине XVI-го столетия. Оно напечатано в Степенной Книге Ч. II. стр. 69–97. Дополнением к нему, при составлении сего жизнеописания, служили современные летописи и акты, изданные Археографической Комиссией. Святой Иона родился близ Солигалича, ныне уездного города Костромской губернии, в селении, которое, по прозванию отца его, благочестивого Феодора Одноуша, называлось Одноушевым1. Год рождения св. Ионы неизвестен: но вероятно он родился в последней четверти XIV столетия2. Еще в юности он пожелал оставить дом родительский. Двенадцати лет постригся в одном из монастырей земли Галичской, которыми она была богата3. Из неизвестной Обители Промысл Божий вскоре…
В конце XIII столетия престол Митрополии Всероссийский был перенесен из Киева во Владимир на Клязьме. До 1299 года Митрополит Максим оставался еще в Киеве; но в сем году он переселился со всем клиром своим в северную столицу Великих Князей Русских, а Владимирского Епископа перевел в Ростов1. Князья Галицкие, господствовавшие тогда на юге России, не равнодушно смотрели на сие удаление от них Митрополита. Посему, когда Митрополит Максим скончался, Князь Галицкий Юрий Львович отправил к Константинопольскому Патриарху посольство с просьбою об учереждении особой Митрополии для южных областей Русских. Сие поручение возложено было на игумена Ратскаго монастыря в Волыни, Петра, о котором Князь…
Неблагоприятно встретили Киприана в России, когда он в первый раз явился туда, чтобы занять престол митрополии (1377). В то время еще жив был верховный пастырь Церкви Русской св. Алексий, пред которым благоговела вся Русь. Получив от архиепископа новгородского отрицательный ответ на свое предложение о принятии в звании митрополита, Киприан остановился в Киеве, выжидая более благоприятных обстоятельств в будущем. Прошло около года. Св. Алексий преставился (12 февр. 1380 г.). Великий Князь Димитрий Иоаннович совсем не думал приглашать к себе Киприана. Он хотел иметь у себя митрополитом своего духовного отца и любимца, Спасского архимандрита Михаила1. Правда, ни Епископы, ни прочее духовенство не…
Нижеследуюшее послание заимствовано из Сборника Московской Синодальной Библиотеки , в 4 д., XVI в., по каталогу 1823 г. под N 935. Сборник сей в надписи на книге называется: блаженного Кирилла собрания разных дел. Надпись сделана в XVII столетии , вероятно , по указанию какого-нибудь малороссийского ученого. Слова: разных дел явно указывают на подражание латинскому: varia opera, то есть, разные сочинения. Имя блаженного Кирилла поставлено здесь по первой статье, которая надписывается: «Слово блаженного Кирилла , поучение о чернеческом житии», и издана между творениями св. Кирилла Туровского (в Памятник. Росс. Словесности XII в. М. 1821. стр. 102). Но нельзя сказать об этом…
С падением греческой империи под владычество турок, наступили тяжкие времена для христиан греческой Церкви. Уничижение пред поклонниками лжепророка, воспрещение воздвигать новые храмы и возобновлять прежние, стеснение в исполнении обязанностей веры и благочестия, прельщение выгодами житейскими, клеветы и насилия в неустроенном государстве, – все вооружалось против исповедников имени Христова. Но Церковь, страждущая в огне искушений, мужественно преодолевала и преодолевает все ухищрения духа злобы и лукавства. Между ее пастырями, иноками и мирянами, никогда не было недостатка в таких мужах, которые при встрече с затруднительными обстоятельствами, подобно древним мученикам, отвергая льстивые предложения и не страшась никаких лишений, скорее соглашались жертвовать своей жизнью, нежели…
1. Исцеление больного М. А. С., отчаянно больного, о котором просил молитв Владыки брать его и которого имя Владыка приказал записать для него. Больной сам во сне был извещен о действии молитвы Святителя. 2. В 1855 декабре исцеление К. И. М., больного горячкой, который во сне видел Святителя служащим всенощное бдение в церкви Николы – большого креста на полиелее кадившего. 3. Исцеление Е. С. Б. в 1857 г.; больная уже была особорована. Владыка чрез дочь ее прислал ей образок пр. Сергия. 4. Тоже в Спб. больной преподано исцеление через образок Спасителя. 5. Исцеление дочери Дьякона, который пред литургией просил Владыку…
Высокопреосвященнeйший Владыко, Милостивевший Архипастырь и Отец! По приказанею Вашего Высокопреосвященства, благопокорнейше представляю при сем «замечания, на некоторые места в книге о белом и черном духовенстве2, касающияся Московской Д. Академии», и «выписку мест из той же книги», раскрывающих некоторые догматические возрения автора. В руку Вашею, Милостивейший Архипастырь, жребии наши. – Но нынешнее начальство наше в СПб, заставляет нас страшиться слишком строгих распоряжений. Не­давно Св. Синод, как сказано в бумаге, „по заключенею Духовно-учебнаго Управления», – приказал уволить в Яро­славской семинарии двоих профессоров (один из них служил более тридцати лет, с отличием), не совсем одобрительно рекомендованных Епархиальным Преосвященным3, – и одного учителя Перервинскаго…
Предуведомление Между памятниками древности Русской встречается в наших рукописях слово: о законе Моисеевом данном ему и о благодати и истине Иисусом Христом бывшим, к которому присовокуплена похвала Князю нашему Владимиру, именно Св. Владимиру, просветившему крещением землю Русскую1 Но не во всех списках оно встречается в полном, первоначальном своем виде. Из четырех списков, нами виденных, в трех не достает обширного заключения, в котором проповедник, обращаясь к Св. Владимиру, просит его воззреть на украшающего престол земли Русской сына Владимирова Георгия или Ярослава, супругу его Ирину, их детей и внуков, и приносить молитву Господу Иисусу Христу о благоденствии новопросвещеннаго народа Русского. «В таком…
Сей воистину Божий человек, учитель и проповедник, Косма, родом из Этолии, из одного небольшого селения, именуемого Мегадендрон, был сын благородных родителей. Воспитанный и наставленный ими, по апостольскому слову, в наказании и учении Господни (Еф.6:4), когда совершилось ему двадцать, а может быть, и более лет, начал обучаться грамматике под руководством архидиакона Анании Дервишана. поелику же в то время было в великой славе ватопедское на Святой Горе училище; то Косма со многими другими своими соучениками перешел в оное. Там докончил он изучение грамматики под руководством учителя Панагиота Паламы, а потом выслушал и логику от учителя Николая Царцулия из Мецовы, который с ученейшим…
Письмо * Замечания Предполагаемое письмо не столько важно по вопросу, в разрешения которого оно писано, сколько по обстоятельствам, которых касается ответ. Оно заимствовано из рукописи Московской Синодальной Библиотеки в 4 д. под № 927, XVI в., содержащей в себя разные статьи, относящиеся до Иосифова Волоколамскаго монастыря, и писанной рукою Вотьмицкого Архимандрита Вассиана, как сие означено в самом начале рукописи. Сей Архимандрит, по монашеству, был учеником старца Волоколамского Фотия, который сам в свою очередь пользовался духовными наставлениями сподвижника Иосифова Кассиана Босого. Настоятель Вотьмицкий переписал в свою книгу краткий патерик Волоколамский: житие Пр. Иосифа, описанное Саввою Крутицким, и надгробное ему слово Досифея…
Необыкновенные, сверхъестественные события, сопровождавшие явление Сына Божия на земле, скоро сделались известными миру иудейскому и языческому при посредстве проповеди Евангельской, которая возложена была самим Господом Иисусом Христом на избранных Его учеников. Желание иметь более точные и удостоверительные сведения об этих событиях вызвало многих к письменному их засвидетельствованию и изложению учения Христа Спасителя. Св. Евангелист Лука говорит, что когда он приступил к написанию своего Евангелия, тогда уже многие начали составлять повествование о событиях, совершенно известных между верующими во Иисуса Христа, и что сам он принял на себя этот труд с той целью, чтобы доставить своему возлюбленному Феофилу твердое основание того учения,…
Предисловие Приняв в описании Славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки за основание к разделению содержание рукописей, ко второму отделу Описания относим мы рукописи, содержащие в себе писания Святых Отцов и учителей Церкви. Между творениями Отцов в Описании даём первое место их толкованиям на Свящ. Писание. За тем будут следовать догматические и духовно-нравственные писания святых Отцов. К сему, по тождеству или близости содержания, особою частью, приложено будет описание рукописей, содержащих в себе разные Богословские сочинения, оставленные известными и неизвестными учителями и писателями Церковными. Описание рукописей, содержащих в себе толкования святых Отцов на Свящ. Писание, в полном виде или в извлечении, следует порядку…
История Собора Иерусалимского, бывшего назад тому двести лет, не чужда интересов настоящего времени. Важность догматических определений, этим собором постановленных и всею восточной Церковью признанных, дает им в Церкви православной значение символическое, и в споре с двумя главнейшими вероисповеданиями в христианстве, устанавливает наши отношения к их учениям по многим пунктам, которых древние вселенские соборы не касались в своих рассуждениях. Между тем, возникающие в последнее время новые сношения наши с членами того или другого исповедания заставляют нас искать твердых, незыблемых опор для установления наших отношений к ним, и невольно обращают наши взоры к тому времени, когда те же вероисповедания, наперерыв одно перед…
Page 1 of 101