Thursday, 01 December 2022 16:20

Лебедев А. П. Марция

(Эпизод из истории христианства времен царствования Коммода, II-го века) Марция, находившаяся в весьма близких, интимных отношениях к императору языческому конца II-го века, Коммоду, известна в качестве покровительницы и благодетельницы римских христиан того времени. Этот факт достаточно прочно засвидетельствован историей и споров он никаких не возбуждает. Но что побуждало Марцию относиться с симпатиями к христианам: была ли она сама христианкой или имела к нему лишь некоторое расположение и наклонность, – этот вопрос в новейшей исторической литературе решается далеко неодинаково. Посмотрим, как решается он в новейшей ученой литературе, причем будем иметь в виду исключительно литературу западную, преимущественно французскую, так как в нашей…
Содержание Глава I Глава II Глава III Глава IV Глава V «Тысячу раз доказано самым делом, что нет ничего столько вредного торжеству истины, как слепая ревность неразумных защитников ее, проявляющаяся в упорном повторении неудовлетворительных, односторонних и, как всегда бывает при этом, совершенно излишних доказательств» Профессор И. В. Чельцов. («История», стр. 5). «Нет ни одного исторического труда, против которого критика не могла бы сделать замечаний. Нет ни одного исторического произведения, о котором бы можно было сказать, что оно вполне совершенно и окончательно воспроизводит известный факт или известную эпоху и, что далее по этому предмету не нужны и невозможны никакие новые, более…
(Вступительная лекция по «Истории церкви, прочитанная в Московском Университете 11–го октября 1895 года)1. Церковно-историческая наука в нашем отечестве по своему развитию и успехам стоит на незначительной высоте. Она далеко остается позади церковно–исторической науки запада – не только позади первенствующих западных национальностей: немецкой, французской, английской, но уступает по своему значению и национальностям второстепенным – итальянской, шведо-норвежской. Одною из главных причин такого явления нужно признать слишком позднее включение церковно–исторической науки в состав прочих богословских наук, преподававшихся в русских духовных школах. В то время, как на западе давно уже ввели церковно–историческую науку в программу богословских школ, у нас едва начали помышлять о том…
Св. Кирилл принадлежит к числу замечательнейших мужей христианской церкви IV века. Впрочем, историческия известия о нем необильны. На основаиии некоторых соображений догадываются, что св. Кирилл родился в 315 году; но о месте рождения, его родителях, его воспитании и способах образования его ничего достовернаго не сохранилось. Во всяком случае можно полагать, что он родился или в самом Иерусалиме, месте его архипастырского служения, или же в окрестностях св. города. Св. Кирилл рано начал вести жизнь аскетическую. Около 335 года он был посвящен Макарием, архиепископом Иерусалимским, во диакона, а около 345 года преемником Макария, архиепископом Максимом, удостоен пресвитерской степени. Когда св. Кирилл был…
Спекулятивное мышление представляет собой обширную область без определенных границ, без верных дорог, где могут являться всевозможные теории и расходиться по любым направлениям Буасье Мы имеем ввиду русский перевод превосходной книги Буасье (Boissier), появившийся в 1878 (Москва) и тоже превосходный. Сочинение это до перевода и, в особенности, после перевода обратило на себя общее внимание в светской литературе. Книгу рассматривали с различных сторон и везде она с замечательным успехом выдержала критику. И неудивительно, книга замечательная и, в высшей степени, серьезная. Но, к немалому нашему изумлению, о книге доселе не появилось ни одной строки на страницах духовных журналов, несмотря на то, что книга…
1) Monuments pour servir a l’histoire de L’Egypte chretienne aux IV et V siecles par E. Amelineau. (Memoires de la mission archeologique francaise au Caire). Paris, 1888. fr. 60 2) Monuments pour servir a P histoire de P Egypte chretienne au IV siecle: Histoire de saint Pakhome et de ses communautes. Documents Coptes et Arabe inedits, publies et traduits par E. Amelineau. (Annales du Musee Guimet). Paris, 1889. fr. 60 Было время, когда изучение истории древней церкви представлялось трудом сравнительно легким. Занимающиеся древней церковной историей, ограничивались изучением лишь греческих и латинских источников. Знающие греческий и латинский язык, считали себя обладающими…
(Основание протестантского богословского факультета в Тюбингене. Профессорат и дух. должности. Герцогский стипендиум и его назначение. Споры профессоров с герцогом. Вакации Борьба тюбингенских богословов с ересями и предосторожности против вторжения ересей в среду студентов. Требования от профессора. Временный упадок университета. Господство полемического богословия. Широта лекций. Восстановление значения библейского экзегеза. Борьба богословов с вольфианцами. Малочисленность слушателей. Меры к посещению лекций студентами. Упадок старой Тюбингенской школы. Новая Тюбингенская школа. Взгляд Тюбингенцев на Неандера. Избрание Баура и его деятельность). В 1877 году Тюбингенский университет праздновал свое четырехсотлетнее существование. По этому случаю один из профессоров богословского факультета этого университета Вейцзеккер, преемник знаменитого Баура на церковно-исторической…
профессор Алексей Петрович Лебедев История разделения церквей в IX-м, X и XI веках С подробным указанием русской литературы, относящейся к этому предмету с 1841 года по 1900 годы. Содержание От автора Век девятый I. Отношения Византии и Рима с начала патриаршества Фотия до собора 861 года II. Константинопольский собор 861 года, именуемый Перво-вторым или Двукратным и стали рассматривать как вторичный собор по одному и тому же делу, а отсюда возникло и самое название его: Перво-второй или Двукратный (Hergen. I, 438). III. Борьба папы Николая I-го с патриархом Фотием IV. Начальные годы (867 – 869) второго патриаршества Игнатия V. Константинопольский собор…
Lechler. Urkundenfunde zur Geschichte des christlichen Altertums. Leipz. 18861 (Полная рукопись, так называемых, Климентовых Гомилий (Климентивы)). – Записки Авксентия об Ульфиле, епископе Готском, – «Обличение всех ересей» (Философумены). – Памятники на Сирском языке: три послания Игнатия Богоносца в Сирском тексте; Мелитона Сардийского – «Речь (апология) к императору Антонину»; Вардезана – «Законы стран»; Афанасия Великого – «Пасхальные письма»; Иоанна Эфесского– «Церковная История». – Послание Ап. Варнавы. – Ерма – «Пастырь». – Полная рукопись, так называемых, двух посланий Климента Римского. – Тациана – «Диатессарон», открытый в комментариях Ефрема Сирина. – Евсевия – Церковная история в Сирском и Армянском переводе. – «Учение Двенадцати…
Содержание Значение соборов древней Церкви вообще и соборов Константинопольских второй половины IX века в частности. Новая династия на константинопольском императорском престоле (Василий Македонянин) Обстоятельства, при которых Фотий снова сделался патриархом Первое заседание собора: появление папских легатов на соборе Промежуток между третьим и четвертым заседаниями собора Перво-второй Константинопольский собор (Двукратный) Значение соборов древней Церкви вообще и соборов Константинопольских второй половины IX века в частности. Значение соборов древней Церкви вообще и соборов Константинопольских второй половины IX века в частности. – Партии игнатиан и фотиан – главный предмет деятельности этих последних соборов. – Происхождение партий игнатиан и фотиан: споры и разногласия при патриархе…
Содержание История запрещенных книг на Западе до начала XVII в. История запрещенных книг в Западной церкви от начала XVII в. до настоящего времени Итальянское духовенство в одну из средневековых эпох Глава I II. Умственное состояние духовенства и суеверия III. Нравственная жизнь духовенства IV. Бытовая сторона духовенства Ватиканский папский «Вселенский» собор 1870 г. Сведения и отзывы о современном состоянии христианского Востока. (Библиографические заметки) Глава I Глава II Несколько сведений из истории нравов греческого высшего духовенства в турецкий период История Тюбингенской богословской школы Столетний юбилей Фердинанда Христиана Баура Великая церковь и Святая гора. (Мысли и впечатления двух путешественников-иноверцев) Глава I Глава II…
Содержание Введение Обзор источников истории Греко-Восточной церкви I. Последние византийские историки. II. Источники для изучения греческой церковной истории XV и XVI вв. III. Источники для изучения Греческой церкви XVII в. IV. Источники для изучения той же истории XVIII в. V. Источники для изучения Греческой церкви XIX в. Взаимные отношения Оттоманской Порты и подвластных ей христиан Греко-Восточной церкви I. Отношения Оттоманской Порты к греческой иерархии II. Отношения Оттоманской Порты к христианскому народу греко-восточной веры III. Отношение иерархии Греко-Восточной церкви и народа к турецкому правительству Константинопольская патриархия I. Константинопольская патриархия по ее интеллектуальной стороне II. Нравственный облик, церковно-общественная деятельность нестроения и злополучия…
Содержание Краткие сведения о распространении монофизитства после IV-го Вселенского собора Спор о трех главах и пятый Вселенский собор I. Происхождение спора II. История спора о трех главах V Вселенский собор Монофелитство и VI Вселенский собор I. Монофелитство и поборники православия до VI -го Вселенского собора А. Монофелитство Б. Поборники православия II. Константинопольский VI Вселенский собор 680 года Иконоборство и VII Вселенский собор I. Происхождение иконоборства II. Господство иконоборства (741– 775г.) III. Никейский Вселенский собор 787 год IV. Последние времена иконоборства Приложения к «Истории Вселенских соборов» Никейский собор по тексту коптскому Константинопольский собор 448 года против Евтихия Собор разбойничий 449 года,…
Содержание От автора Взгляд на взаимные отношения церкви Греческой и Латинской Религиозно-нравственный характер Византийской империи от конца XI до середины XV вв Отношение государственной власти к церкви Иерархи, преимущественно Константинопольские, и их церковно-общественная деятельность Духовное просвещение и богословская наука Падение Константинополя (в 1453 г.) Приложение. Общество Любителей Духовного Просвещения в Византии давнего времени.  От автора Предлагаемая вниманию читателя, книга представляет собой, по изложеню, удобопонятные для любителя церковно-исторической науки и для каждого образованного человека «Очерки», утверждающиеся на строго-научных основаниях, и составляет продолжение, впрочем имеющее вид самостоятельного сочинения, под заглавием: Очерки истории Византийско-восточной церкви в IX, X, XI веках». Цель теперь издаваемой…
(обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ александрийской и антиохийской) Сочинение на степень доктора Богословия. Содержание От автора Вместо предисловия I. Никейский первый Вселенский собор II. Географическое распределение защитников Никейского собора, никейцев и противников его, антиникейцев III. Черты догматики никейцев и антиникейцев между I и II вселенскими соборами. IV. Константинопольский второй вселенский собор. V. Христологические споры и Ефесский третий вселенский собор. VI .Православная уния 433 хода в Александрии или уния антиохийцев с александрийцами. VII. Торжество приверженцев унии над ее врагами на Константинопольском соборе 448 года. VIII. Противодействие и торжество врагов унии над ее приверженцами на соборе разбойничьем 449…
(от времён апостольских до IX века) А. П. ЛЕБЕДЕВ (1845–1908): ЕГО ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ I. Харизматические учителя первенствующей Церкви I и II веков II. Взаимоотношение епископа и диакона в глубокой древности III. Пресвитеры во времена глубокой древности IV. «Нижние чины» клира в древности ОТДЕЛ ВТОРОЙ I. Духовенство и народ и их взаимные отношения во II и III веках II. Духовенство и народ и их взаимные отношения в IV-VIII веках III. Епископия и епископское управление церковью IV. Митрополическая система церковного управления во II и III веках и ее происхождение V. Происхождение и характеристика древнейших соборов VI. Патриаршая система…
Содержание 1. Евсевий Глава первая Глава вторая Глава третья 2. Сократ, Созомен и Феодорит Глава первая: общие сведения о них Глава вторая: Сократ Глава третья: Созомен Глава четвертая: Феодорит епископ Кирский Глава пятая. Компиляторы Сократа, Созомена и Феодорита Евагрий Схоластик    Греческая церковь древних времен создала богатую церковную литературу и оставила ее в наследство последующим векам и ученым новейшего времени. В состав этого наследства входит и церковно-историческая литература, резвившаяся в IV, V и VI веках древней Греческой церкви. Древнегреческие церковные историки не потеряли своего значения и для нашего времени. Нет такого богослова: исследователя св. Писания, патролога, канониста, церковного археолога, историка проповеди…
Два пионера церковно-исторической науки у нас и немногие сведения о жребиях их преемников: [I. Мефодий (Михаил) Смирнов; II. Иннокентий (Иларион) Смирнов] В далекие старые времена в греческой Церкви церковная историография имела многих примечательных представителей. Эта область богословских наук возделывалась с удивительной энергией. То ли видим в новейшее время? Ничего похожего. Можно быть уверенным, что редко кому известен даже по имени хоть один греческий церковный историк новейшего времени. Это не потому, что в наше время больше обращают внимание на западных историков и их изучают, оставляя в стороне греческих. Нет, греки ничего не дают сколько-нибудь примечательного в данном отношении. Нам равно нечему…
В 1878 году профессор Ф. А. Терновский (в сотрудничестве с братом его С. А. Т.) издал сочинение под заглавием: Три первые века христианства1. Явившееся в нынешнем году сочинение того же автора: Греко-восточная церковь в период вселенских соборов представляет собою продолжение прежнего труда. Между прежним трудом почтенного ученого и недавно изданным есть различия, о которых мы и скажем прежде всего. Прежний труд, несмотря на богатство материалов, относящихся ко временам первых трех веков христианства, имел очень небольшие размеры (всего 256 стр.). Новый же труд представляет собой обширное сочинение (он имеет в себе до 600 стр. текста и, но заявлению автора, будет иметь…
Материализм никогда не был направлением мысли, самостоятельно развившейся в данную систему. В древнем Греко-Римском мире материализм сложился в более или менее определённое направление под влиянием философских идей Демокрита и Эпикура. Но вот эти философские идеи теряют свой кредит и материализм надолго замирает в истории мысли человеческой. Он возрождается во времена французских энциклопедистов, но опять потому, что литература этой эпохи своим характером благоприятствовала его появлению; отсюда – как прежде в древнем Греко-Римском мире он облекается в одежду философии, так здесь он внедряется и разносится в обществе чрез собственно литературные сочинения. Эпоха Гегеля подняла философию на высоту, на которой она никогда, быть…
Page 1 of 105