В кн.: Археологические открытия 1976 года. М., 1977. С. 47–48 Продолжены поиски археологических памятников на юго-востоке Владимирской области в Меленковском и Муромском районах. В Меленковском р-не разведками пройдены бассейны рек Унжи, Салки, Ястребки, Скоморошки, а также левый берег Оки. Выявлены 22 новых разновременных памятника. Наибольший интерес представляют городища эпохи раннего железа близ сел Архангел (р. Унжа), Воютиново1, Дмитриевы горы и Муратово. Городище у с. Воютиново отличается редкой для владимирских памятников дьяковской культуры системой оборонительных сооружений. С напольной стороны мыс отсечен двумя параллельными валами, причем внутренний вал насыпан из раннего слоя самого укрепленного поселения. Насыпь наружного вала имеет в основании угольную…
В сб.: Археология и история Пскова и Псковской земли. Краткие тезисы докладов научно-практической конференции. Вып. 2. Псков, 1988. 1. Историческая топография древнерусских городов была предметом изучения целого поколения русских краеведов и историков. Особенно значительны исследования членов Владимирской Ученой архивной комиссии, которые занимались публикацией архивных документов и их интерпретацией. Благодаря их работе был заложен фундамент знаний по истории Владимира XII—XVIII вв. Собрание рукописей частных лиц, архивы монастырей и церквей нашли свое место на страницах Владимирских губернских и епархиальных ведомостей, в специальных выпусках Трудов Владимирской архивной комиссии. Здесь были опубликованы работы А. Н. Артлебена, К. Н. Тихомирова, В. В. Касаткина, В. Д.…
В рукописной коллекции Государственного архива Тверской области (ГАТО) сохранились списки ряда литературных памятников по истории Смутного времени (1606-1612 гг.), большая часть из которых не введена в научный оборот. Прежде всего, следует назвать списки летописей. Так, в Тверском архиве выявлено три списка Нового летописца разной сохранности: ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 66. Л. 1-81 об. (с утратами) (3-я четверть XVII в.; рукопись кратко описана, см.: Сперанский М. Н. Описание рукописной коллекции Тверского музея. М., 1891. Вып. 1. С. 74); Там же. Д. 133. Л. 174-180 об., 211-345 (2-я четверть XVII в.; фрагмент, текст со слов: «да д(ь)яка Ивана Болотникова, а…
В статье, на материале житий тверских святых, рассматривается круг вопросов, связанных с использованием агиографического материала в богословских и церковно-исторических сочинениях XVI - XIX веков. Предметом исследовательского интереса являются роль и место житийных текстов среди других источников, привлекаемых авторами известных трудов по экклезиологии. В работе подводятся итоги преднаучного периода в изучении агиографических памятников и обозначаются возможные пути и перспективы дальнейших исследований в этой области. В отличие от летописных и актовых материалов до середины XIX в. агиографическая литература практически не привлекала внимания российских ученых. На основные причины ее невостребованности указал Н.А. Попов: с одной стороны, свойство самих памятников, принадлежащих «не только к…
І.– Путь к познанию Бога 2.– Кто был Христос 3.– Исполнимы ли заповеди Христа Содержание Предисловие Лекция первая. Путь к познанию Бога Лекция вторая. Кто был Христос? Лекция третья. Исполнимы ли заповеди Христа?  Предисловие Едва ли кто может оспаривать значение нашей интеллигенции в судьбах России. Она занимает господствующее положение не только в управлении страною, но и в законодательных установлениях, призванных к деятельности державною волею Государя Императора; она командует всеми нашими воинскими силами; она воспитывает народ. Следовательно, от нее во многом зависит как благосостояние России, так и упадок ее; она – кузнец русского счастья и несчастья. А так как деятельность правящей…
Беседа первая 1. Человек никогда не мог помириться с мыслью, что смерть – конец его существованию. Сравнение живого человека с его трупом должно было приводить даже первобытных людей к заключению, что, с наступлением смерти, „нечто“ оставляет человека, выходит из него, и что, с уходом этого „нечто” от живого человека остается лишь тело его, начинающее тотчас же разлагаться, превращаться в прах. Но что такое это „нечто“, куда уходит оно и где пребывает? Вот загадка, на которую надо было дать ответ. И первым человеком, стоявшим в недоумении пред этой загадкой, был, несомненно, Адам, рыдавший над трупом убитого Авеля. Вопросы о том, что…
История Дмитриевского собора богата перестройками и ремонтами, которые были обусловлены в основном пожарами, “обветшанием” здания и приспособлением его под те или иные церковные нужды. В настоящее время исследователи2 сходятся во мнении, что сразу после возведения собор не имел белокаменных башен и галерей, а на хоры вела деревянная лестница с северного фасада, т. е. собор имел, исключая лестницу и заложенные первоначальные входы на хоры, современный вид. Но очень скоро, после пожара 1229 г.3, когда деревянная лестница сгорела, собор приобрел белокаменные галереи и башни4, пристроенные к стенам собора без какой-либо перевязки, с посводными кровлями, оставляющими открытой резьбу аркатурно-колончатого пояса четверика. Доказательством этого служат…
В кн.: Материалы конференции «История и культура Ростовской земли», 2002. Ростов, 2003. С. 48-53. В предлагаемом исследовании дается обобщающий анализ тимпанных композиций резной фасадной декорации собора св. Димитрия на основе выявленного в них нами ветхозаветного и новозаветного подтекстов1. Тимпанные композиции занимают верхние зоны прясел под закомарами на трех фасадах – северном, южном и западном. Всего одно фигурное изображение имеет восточный фасад в одном из многочисленных тимпанов аркатуры. Это погрудный образ Богоматери в среднем тимпане аркатуры южной апсиды2. По одной сюжетной фигурной композиции представлено в тимпанах северного и южного порталов. В вершине северного портала помещены образы трехчастного Деисуса3, а в вершине…
В кн.: Церковные древности. Сборник докладов конференции (27 января 2000 г.). М., 2001, с. 116—131. Димитриевский собор, возведенный Всеволодом III во Владимире, количеством своего рельефного декора и его развернутой иконографической программой выходит за рамки Владимиро-Суздальского княжества и всей Северо-Восточной Руси (ил.1). Тот факт, что и европейское средневековое искусство не знает таких масштабных храмовых декораций, позволяет рассматривать владимирский памятник как воплощение общесредневековой идеи воссоздания разрушенного храма Соломона, а также как отражение общерусской идеи преемственности византийского Православия в рамках темы «Русь - новая Византия»1. В рамках этого явления Владимиро-Суздальскому княжеству отводится особая роль в христианском мире, оно осмысляется новым Иерусалимом2. Храм Димитрия…
В кн.: Исследование и консервация памятников культуры. Памяти Леонида Аркадьевича Лелекова (1934-1988). М., 2004. Проблема наличия или отсутствия изначальной покраски фасадов Дмитриевского храма связана не только с воссозданием художественного облика памятника. Это вопрос исторического подхода к сохранению рельефного убранства храма и его строительного материала - известняка. К сожалению, на данном этапе, при отсутствии химических анализов состава покрасок, о покрытии фасадов каким-либо красящим пигментом в качестве консервирующего материала приходится говорить лишь на теоретическом уровне. Но, с другой стороны, при выполнении технологических исследований собранные документальные данные могут и должны рассматриваться в качестве их теоретической базы1. Первоочередной задачей нашего исследования было обращение к…
Благодаря реставрационным открытиям последних десятилетий, в провинциальных музеях нашей страны были выявлены многочисленные самобытные произведения иконописи, которые нуждаются в детальном изучении, атрибуции, классификации и систематизации. Искусствоведческой науке представлен богатейший материал для исследования. Наряду с известными ранее крупными иконописными центрами можно установить существование сравнительно небольших центров художественной культуры, которые развивали свои иконописные традиции, опираясь на наследие ведущих иконописных школ. Как правило, сложение художественных традиций в этих центрах происходило позднее, чем в центре Руси. В Череповецком крае иконописание возникает в эпоху, когда, по словам П.А. Флоренского, «от XIV века к XVI идет процесс духовного самопознания и самоосознания Руси, организация всей жизни по…
Иконопись Русского Севера на протяжении нескольких десятков лет привлекает внимание исследователей древнерусской живописи. В их поле зрения оказалось иконное наследие северных территорий Великого Новгорода, включавших земли по берегам Онежского озера, Архангельское Поморье и регион с центром в Вологде. Однако до настоящего времени остается недостаточно изученной иконопись отдельных художественных центров, располагавшихся в пределах данных историко-культурных зон. Череповецкий Воскресенский монастырь, возникший во второй половине XIV в. с расположенными близ него небольшими локальными центрами в бассейне реки Шексны, может рассматриваться как особый историко-художественный ареал Русского Севера [7, с. 21; 9, с. 172]. Важным географическим объектом Череповецкого ареала является река Шексна, соединяющая Белое озеро…
Одним из ярких событий в церковной жизни Петрограда первых послереволюционных лет была деятельность Петроградского Богословского института (1920—1923) '>. С инициативой его создания весной 1919 года выступил И. П. Щербов1. В Петрограде в это время особенно чувствовалась необходимость в высшем богословском учебном заведении, поскольку из четырех Духовных академий старой России свою деятельность в 1918 году прекратила лишь Петроградская 2). По благословению митрополита Петроградского Вениамина И. П. Щербов разработал проект Положения о Богословском институте. 13 октября 1919 года была образована Комиссия духовно-учебных заведений, председателем которой стал протоиерей Василий Акимов2. Эта комиссия занялась непосредственной подготовкой открытия института. 23 октября центральный жилишный отдел по…
Опубликовано: Вестник Ленинградской духовной академии. 1990. № 2. С. 36-59. Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013 Проф. прот. (В. Сорокин, А. А. Бовкало, А. К. Галкин Духовное образование в Русской Православной Церкви при святейшем патриархе Московском и всея России Тихоне (1917-1925) Октябрь 1917 года открыл новую страницу в истории Русской Православной Церкви. Внешние условия ее существования определил декрет Совета Народных Комиссаров от 20 января 1918 года «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Один из пунктов этого декрета гласит: «9. Школа отделяется от Церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведений, где преподаются общеобразовательные…
Книга выпущена 12 лет назад, и авторы с тех пор развили и уточнили многие, поднятые в ней вопросы, так что не следует воспринимать эту книгу как их последнее слово по данным темам; лишь в качестве введения в проблематику эта книга может иметь какую-то пользу. Более углубленно точка зрения на те или иные вопросы, поднимаемые авторами, представлена в их последующих работах, а также в тех обсуждениях, которые имели место в Живом Журнале (см. авторов под никами tugodum и benev).                                  Кроме того, авторы хотели бы обратить внимание на то, что тема любви к ближнему, заявленная в конце Беседы 2, не была…
События 1053-1054 гг., ставшие своего рода символической вехой в церковном разделении Константинополя и Рима, хорошо изучены. Мы лишь совсем кратко остановимся на их истории, недавно вновь реконструированной в отечественной литературе А. В. Барминым с учетом максимального числа известных на сегодня источников[1], чтобы обратиться далее к содержательной стороне этой полемики. В 1053 г. в ходе начавшегося церковного противостояния за влияние в Италии папы Римского Льва IX и патриарха Константинопольского Михаила Кирулария[2] последний поручает архиепископу Охридскому Льву составить послание против латинян, в котором порицалось бы применение опресноков, пост в субботы Великого поста (такой же строгий, как в остальные будние дни), то, что…
Протоиерей Александр Ветелев принадлежал к поколению священнослужителей, пришедших на служение Церкви в славные и трагические годы ее послевоенного возрождения. В памяти его учеников и духовных детей он остался человеком, связывавшим церковную молодежь второй половины 1940–1950-х гг. с поколением мучеников 1930-х, вновь открытые духовные школы – с традицией дореволюционного духовного образования. Протоиерей Александр Андреевич Ветелев (*23 ноября/6 декабря 1892 – †28 июня 1976) родился в селе Черное Балахнинского уезда Нижегородской губернии. Окончив церковно-приходскую школу (1900–1903), затем духовное училище (1903–1907) и семинарию в Нижнем Новгороде (1907–1913), он поступил на казенный кошт в Казанскую Духовную академию на словесно-философское отделение. Во время учебы в…
Alexey Beglov All-Russian Church Council of 1917—1918 as a Phenomenon of the Conciliar Practice of the Church Alexey Beglov — Institute of World History, Russian Academy of Science; National Research Nuclear University MEPhI (Moscow, Russia). This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. The author considers All-Russian Church Council of I9iy—I9l8th as a special phenomenon of the conciliar practice of the Orthodox Church. He analyses the composition and arrangement of the Council in its historical context, paying particular attention to the role of the laity and bishops. A strong representation of laity allowed to avoid the conflict between married and monastic clergy. In addition, this system of…
   Как известно, греческий язык Нового Завета изобилует семитизмами — словами, выражениями, конструкциями, литера­турными приемами, отражающими особенности древнееврей­ского и арамейского языков. В западной новозаветной библеистике существует множество исследований в области новоза­ветных семитизмов1. Однако на русском языке до сих пор не существует ни переводов этих работ, ни сколь-нибудь исчер­пывающих самостоятельных исследований по данной теме; можно указать лишь на отдельные работы С. В. Лезова, свя­щенника Леонида Грилихеса, А. Вдовиченко и некоторых других авторов2.    Вопрос о происхождении новозаветных семитизмов очень непростой и требует специального исследования, но предвари­тельную их классификацию можно провести независимо от его решения. Во-первых, можно выделить древнееврейские и ара­мейские семитизмы3.…
Античная философия и формирование тринитарной доктрины в латинской патристике Содержание Введение 1. Постановка проблемы и предмет исследования 2. История изучения вопроса в отечественной и зарубежной литературе 3. Цели и задачи исследования 4. Актуальность и новизна исследования 5. Источники и методы исследования 6. Основные результаты исследования и тезисы, выносимые на защиту 7. Апробация и научно-практическая значимость исследования 8. Структура работы Глава I. Предпосылки возникновения тринитарной доктрины в библейской, иудео – эллинистической и раннехристианской религиозно – философской мысли 1. Библейское учение о Боге (Ветхий Завет) 2. Учение о Божественной Премудрости и Логосе в эллинистическом иудаизме III в. до н. э. – I…
Page 1 of 135