Как только проникли в обществе слухи о предстоящей реформе духовно-учебных заведений, сейчас же всюду стали появляться различного рода проекты, имевшие своею целью помочь делу. К настоящему времени накопилась масса предлагаемого авторами проектов материала, в которой разобраться – великая трудность, тем более, что дело не обошлось без противоречий одних лиц другим и остального в этом роде. Проекты касались, между прочим, и нравственного богословия. Впрочем, касались они большею частью лишь случайно. Это объяснялось главным образом тем прочным и определенным положением, какое завоевало себе нравственное богословие в наших духовно-учебных заведениях. Однако, нашлись и такие лица, которые считают преподавание данной науки в академиях излишним:…
РАЗУМЕЮ такое место, где жили бы только по-Божьи, только для Бога, – где только Бог был бы у людей и на уме, и на языке, – где, поэтому, не было бы ни злобы, ни зависти, ни недоброжелательства, проявлений грубого эгоизма, гордости и прочих подобных страстей и пороков. Такое место было бы раем земным. И оно существует. Это – Валаамская обитель, где мне удалось побывать впервые только в июне текущего 1912 года. Здесь я подышал совсем особой атмосферой духовной, – освежился, набрался энергии, новых сил. Здесь я увидел диковинные вещи, каких уже нигде не надеялся встретить. И это – почти под…
(по поводу исполнившегося 50-летия со дня окончания им академического курса). В списке магистров ХVIII-го курса спб. духовной академии, окончивших последнюю в 1849 г., первое место занимает «Иван Янышев»1. Это – и поныне здравствующий о. протопресвитер придворного духовенства Иоанн Леонтьевич – доктор богословских наук. 50-летний период, истекший со времени окончания достопочтенным о. Иоанном Леонтьевичем академического курса, стадия огромная в скоротечной человеческой жизни. В течении этого периода о. Иоанн Леонтьевич заявил о себе в различных сферах деятельности и с разнообразных сторон2. Обозрение последней, во всем её объеме, дело и в высшей степени трудное, и, как всякому решительно ясно, вполне преждевременное. И если…
Многие просят указать книги, существующие на русском языке и помогающие разобраться в социалистической доктрине надлежащим образом. С удовольствием исполняю просьбу и назову те из русских книг и брошюр, а отчасти и статей журнальных, которые, по моему мнению, могли бы быть в различной степени полезны вопрошающим, – могли бы наводить хотя бы на размышления небеpплодные и поучительные... В ответ на аналогичные просьбы уже было мною кое-что сделано, во-первых, на страницах «Колокола» (1906 г., № 237, № 263...) и, во-вторых, в особенности в журнале «Церковные Ведомости» (1907 г., № 6). Так как вопрошающие меня – большей частью сельские батюшки, имеющие в своем…
По поводу литографированнаго письма графа Л. Толстого к одному англичанину («Патриотизм или мир»), отвечающего на вопрос положительно. К вопросу о патриотизме граф Толстой обращался не раз: трактовал о нем в сочинение: «В чем моя вера», писал о нем и в специально посвященной данному предмету брошюрке: «О патриотизме (письмо к одному поляку)», читанной нами в 1896 г. в книжных магазинах г. Вены; о том же рассуждает он, наконец, и в упомянутом нами письме к какому-то, не называемому здесь, англичанину. Положения, имеющиеся в первом сочинении Толстого, уже давно рассмотрены и оценены критикою [:чит., напр., книгу проф. А. Ф. Гусева: «Основныя правила в…
(Памяти прот. Петра Скипетрова) Это – протоиерей Петр Иванович Скипетров, трагически скончавшийся 19 января. Воистину мученик! В то время, как, исполняя свой пастырский долг, он увещевал насильников, один из последних в сатанинском озлоблении выстрелил в него в упор, раздробив ему нижнюю челюсть. И добрый пастырь упал. Смерть его была неизбежна. И лучше было-бы, еслиб о. Петр тут-же и скончался. По крайней мере, ему не пришлось-бы ужасно мучиться чуть-ли не десять долгих часов... Не успели забыть мученика о. Кочурова, как пред нами новый мученик о. Петр. Он погиб в стенах столичной Лавры, где, повидимому, всего меньше можно было бы ожидать торжества…
(22 августа 1905 г.) Сегодня (22 августа 1905 г.) истек первый год по смерти незабвенного профессора Спб. Духовной Академии и редактора журнала „Странник» – Александра Павловича Лопухина. Время пролетело быстро. Кажется, лишь вчера только покойный беседовал с нами, – так свежи еще воспоминания о нем у всех его знавших..., – но в действительности успел уже окончиться целый годичный круг времени. Проживи почивший еще год, – и он узнал бы о разрешении русско-японской войны, которою так горячо интересовался при жизни чуть ли не в самые последние её минуты... Да, мало ли что узнал бы он: так много событий огромной важности случилось…
Здесь мы даем лишь сравнительно беглую и краткую заметку, имея в виду со временем (если позволят нам обстоятельства) по святить этике В. С-на особый – специальный этюд, материал для которого у нас уже весь в руках. В конце августа возвратившись в СПБ., мы только теперь получили возможность воздать некоторый долг почившему русскому философу-моралисту. Если западная философская этика богата всевозможного рода исследованиями из ее области, захватывающими и части ее, и целое, то специально русская сравнительно бедна еще (при желании, впрочем, можно было бы выразиться и сильнее). Справедливо игнорируя переводные иностранные этические исследования, а равно те из отечественных, которые представляют собою характеристику…
(Мысли и чувства по поводу недавно появившегося сочинения Брегенцера: «Животная этика. Изложение нравственных и правовых отношений между человеком и животным». Бамберг. 1894 г.)1· Вопросы нравственного свойства, как близкие сердцу каждого человека, всегда пользовались вниманием последнего. С особенною любовью они рассматриваются и решаются в настоящее время как призванными, так и непризванными мыслителями, как компетентными, так и некомпетентными лицами. Некоторые ученые, оставив рассуждения о нравственных отношениях человека к Богу, себе самому и ближним, с особым жаром веялись за решение вопроса об отношении человека к животным и обратно. Вопрос, бесспорно, не лишен большого интереса и имеет полное право занять известное место в этике,…
В жизни каждого человека бывают минуты, когда пред ним стоит несколько обязанностей, требующих от него их удовлетворения. Человек сознает, что в данный момент все эти обязанности одинаково важны, что права их одинаково сильны. Но он не менее ясно сознает также и то, что не в силах одновременно осуществлять более какой-либо одной из них. Положение его в данном случае – весьма затруднительно. Потребна большая тщательность и осторожность в решении вопроса: исполнение какой из предлежащих обязанностей должно быть предпочтено осуществлению другой или других? При недостаточно осмотрительном освещении дела человек поступит нравственно-дурно... Да и вообще каждый должен выяснить себе вопросы: что надлежит ему…
(Общедоступное разъяснение заключающегося в нём смысла и несколько «исторических» данных и соображений, имеющих прямое отношение к «слову»). Бесспорно, нет другого проповеднического «слова», которое было бы так общеизвестно в среде нашего православного русского народа, как общеизвестно в ней вышеназванное. Почему это – так, понятно без труда, если принять во внимание, что «огласительное слово » св. Иоанна Златоуста читается в храме во время богослужения и, при том, не в какой-либо другой день, а в первый день св. Пасхи (в конце пасхальной утрени), когда все – и старый, и малый, и здоровый, и даже немощный, и богатый, и бедный, и наслаждающийся земными благами,…
27 февраля 2022 года, в Неделю о Страшном суде, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) священник Максим Мищенко возглавил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста. В храме молились прихожане Преображенской церкви. На сугубой ектеньи были произнесены особые прошения о мире на Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. После Божественной литургии было совершено благодарственное молебное пение и заупокойная панихида. По окончании богослужений отец Максим поздравил молящихся с праздником и объяснил слушателям евангельское чтение о Страшном суде. Всем собравшимся отец Максим пожелал здравия, долголетия, мира, радости, благословения Божьего. Накануне, в субботу вечером, было отслужено…
26 февраля 2022 года, в седмицу мясопустную, во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу, в Преображенской церкви г. Смоленска (ул. Реввоенсовета, 13) священник Максим Мищенко возглавил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста и заупокойную литургию. Во время богослужения отец настоятель вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании Божественной литургии по сложившейся традиции была отслужена заупокойная панихида в память о всех, от века усопших православных христиан, отец и братий наших. По завершении панихиды всем участникам богослужения раздавалось коливо, над которым во время панихиды произнесена молитва в память усопших. Далее отец настоятель обратился к молящимся с проповедью, в которой рассказал о значении…
ТОЛЬКО что окончился XIX-й век и наступил ХХ-й. Истекший век знаменит был различными открытиями и изобретениями в самых разнообразных областях. В настоящее время всюду подводятся итоги сделанного в прошедшем столетии и в непосредственной связи с этим обстоятельством намечаются ближайшие задачи для будущих деятелей в той или иной сфере. Все это естественно и само собой понятно: можно с успехом двигаться вперед, лишь оглядываясь назад; иначе придется повторять прежние ошибки, делать вновь то, что уже сделано раньше и проч. Имеем самое законное основание оглянуться назад, в частности, и мы, прикосновенные к науке, известной у нас под именем Нравственного Богословия. Что из себя…
В современном обществе, слушающем проповеди то одного, то другого непризнанных моралистов, противоречащих себе, ложно толкующих христианские нравственные принципы и т.д., сплошь и рядом встречается удивительно нелепая путаница по части понимания сущности христианской нравственности. На днях нам пришлось вести беседу с одним, по-видимому, интеллигентным человеком о так называемых адиафорах. Из беседы обнаружилось, что, зная весьма многое его лично не касающееся, многое – совершенно никуда неприложимое, он не интересуется и не знает того, что касается его ближайшим, непосредственнейшим образом, а если, что и знает, то нередко в привратном виде. В его беседе постоянно приходилось слышать выражения: «это – безразлично», «это – все…
Содержание Протоиерей Иоанн Беляев. Учение св. Апостола Павла о вере М.М. Тареев. Искушение Господа нашего Иисуса Христа Протоиерей Иоанн Беляев. Учение св. Апостола Павла о вере Это обширное сочинение в 482 страницы плотного шрифта невольно обращает на себя внимание высокою важностью обсуждаемого в нем предмета. Знакомство с ним показывает, что последний рассматривается здесь в трех частях с достаточною всесторонностью. Равным образом несомненно, что автор располагал и пользовался довольно обширным кругом пособий многоразличного свойства, и на страницах 410–414-й мы находим «алфавитный перечень 99 произведений, ссылки на которые встречаются в сочинении» о. Беляева. Все это возвышает интерес книги, и тем тяжелее разочарование…
Материал на основании которого можно познакомиться с нравственным учением преп. Макария Египетского, достаточно обширен1. Обследование его в целом объёме может быть сделано только в пространном специальном сочинении2, а не в журнальной статье. Для цели последней нам естественнее ограничиться лишь некоторою частью того материала, по чему-либо сравнительно более интересного: или по новизне его, или по значению... Отсюда, опуская материалы, в той или другой степени небезызвестные русской публике3 , а также не имеющее бо¬лее или менее существенного значения4 , равно как и то, совместное рассмотрение которых с игнорируемыми у нас (по указанным причинам) было бы целесообразнее 5 , будем иметь дело только…
КАКИХ только небылиц не взводилось на Господа нашего в текущем хотя бы столетии, особенно с тех пор, как вошла в моду так называемая «свобода» от «совести»?! Все силы ада вырвались из преисподней и ринулись на Христа, чтоб извратить Его святое Евангелие, исказить Его учение, расшатать Его Церковь, ниспровергнуть христианство... Достаточно припомнить хотя бы появление на русском книжном рынке следующих, напр. изданий: Густава Френсена «Рукопись из романа Hilligenlei (Жизнь Иисуса)», Спб., 1907 г.; Вилегельма Вейтлинга «Евангелие бедного грешника» (Спб., 1907 г.); Ива Гюйо «Социальные учения христианства» (Спб., 1907 г.); проф. Ф. Зелинского «Соперники христианства» («Из жизни идей»; т. 3-й), Спб., 1907…
Несколько лет назад появившаяся в свет пятиактная драма Л. Толстого «Власть тьмы» в своё время наделала достаточно шуму. Уже тогда предпринимались попытки провести драму на сцену казённого театра, чтобы публика, так сказать, увидела «товар лицом». Но поговорили, пошутили… и по некоторыми причинам замолкли. Нынешнею осенью драма снова заявила о себе: начиная с казённого театра, её ставят всюду, где только есть малейшая к тому возможность. Опять поднялись усиленные о ней толки как в лагерь толстофилов, так равно и в противном ему: пишутся специально по поводу драмы брошюры (напр., г. Бабкиным1 , г. Л-тиным2 и др.), печатаются на столбцах газет (напр., «Петербургской"…3)…
По поводу некоторых странных притязаний детерминистов истекающего века Свобода воли вообще, в частности – нравственная является первым из существенных элементов нравственности. Когда речь идет о нравственности, о нравственном поступании человека, то, конечно, вопрос о свободе, как факте несомненном, должен быть твердо установлен прежде всех других; прежде всего должно быть обстоятельно доказано, что нравственная свобода – не призрак, а неотъемлемая человеческая принадлежность. Не будь свободы, не останется смысла и у нравственности, так как понятия: нравственного и вынужденного безусловно несовместимы. Вся важность данного вопроса сознавалась всеми и всегда. Но точки зрения, с каких на него смотрели исследователи, были разнообразны. Отсюда таковы же…
Page 1 of 98