ПОДОБНО большинству восточных Учителей Церкви первого тысячелетия, святой Максим Исповедник по-настоящему постиг значение церковного примата Рима тогда, когда ему самому пришлось вступить в борьбу за сохранение чистоты исповедания веры Церкви. Уже в первых творениях Максима Исповедника содержится ясное понимание сущности первенства апостола Петра. Максим называет Петра "экзархом, или главой, и акротесом, или вершиной, апостолов", а также "креписом, или великим основанием, Церкви". Максим исправляет то предвзятое толкование речения из Еванг. от Матфея, гл. 16, ст. 23, которое, вероятно, уже тогда своим острием было направлено против Рима: "Вопреки мнению некоторых, Господь назвал Петра сатаной не для того, чтобы оскорбить его ... Он…