Второе пришествие Христа не имеет точной даты и места, но оно наделено множеством признаков и свойств, событий и явлений, его предваряющих. Об этих эсхатологических признаках часто в своих посланиях говорил св. ап. Павел. Проповедь Евангелия при кончине мира. Учение ап. Павла о распространении Евангелия среди народов как эсхатологическом знамении с особенной выразительностью высказывается в его послании к Римлянам. Во времена Св. Апостолов уже как бы прообразовательно свершилось дело всемирного распространения веры во Христа. Дар языков, ниспосланный св. апостолам в день Пятидесятницы и многочисленное собрание лиц из разных стран и народов, открыли первую возможность ко всемирному распространению проповеди Евангелия. Особенно сильно…
Вопрос о смысле и значении генеалогий Иисуса Христа, содержащихся в Евангелиях от Матфея и Луки, обсуждался еще с первых веков Христианства. Среди писателей Древней Церкви, так или иначе, следует назвать Юлия Африканского, Оригена,[1] свт. Епифания Кипрского,[2] свт. Иоанна Златоуста,[3] прп. Иоанна Дамаскина,[4] блж. Феофилакта, архиепископа Болгарского[5] и др. В русской богословской литературе также можно встретить историко-экзегетические исследования родословия Господа. Так, в XVIII в. свт. Димитрий Ростовский в "Четьях Минеях" указывает происхождение Иосифа Обручника, анализируя родословия у Матфея и Луки.[6] В XIX–XX вв. оценка генеалогических таблиц Евангелий производилась в основном в курсах по общей библейской и евангельской истории[7], а также в…
23 сентября 2021 года в 14.00, в церкви св. ев. Луки г. Твери (4-я горбольница) будет прочитана лекция «Таинство Евхаристии в Средневековой Церкви. К истории Византийского церковного обряда» (лектор: священник Максим Мищенко, @otez_maksim_mishchenko). Мероприятие состоится в рамках церковно-образовательного лектория «Миссия сегодня». Проект курирует настоятель церкви св. ев. Луки г. Твери иерей Антоний Русакевич. Византийский литургический обряд сложился в раннее средневековье в Византийской империи. Многие элементы византийского обряда восходят к древней богослужебной практике Антиохийской Церкви. К концу 1 тысячелетия стал доминирующим в Константинопольской и других Восточных Церквах. В последние века в Православной Церкви является практически единственным литургическим обрядом (исключение составляют единичные…
«Веруем в единого нерожденного Бога Отца, имеющего бытие от Себя»[1] (Святитель Афанасий Великий). «Веруем в единого Отца, начало всего и причину».[2] (Преподобный Иоанн Дамаскин). Бог Отец есть истинный Бог. В этой истине не сомневался никто и никогда, даже такие еретики, которые отвергали Божество Сына и Святого Духа[3]. О Божестве Отца свидетельствует почти каждая страница Священного Писания, Христос прославляет Отца, «Господь неба и земли», открывающего Свои тайны незлобивым простецам-Апостолам (Мф.11:25). Он же учит об Отце, Который так возлюбил мир, что «отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16). Апостол Павел возвещает, что у нас «один Бог Отец, из Которого все и мы для…
16 сентября 2021 года в 15.00, в церкви св. ев. Луки г. Твери (4-я горбольница) будет прочитана лекция «Нужна ли Церкви философия и наука?» (лектор: священник Максим Мищенко, @otez_maksim_mishchenko). Мероприятие состоится в рамках церковно-образовательного лектория «Миссия сегодня». Проект курирует настоятель церкви св. ев. Луки г. Твери иерей Антоний Русакевич. Роль, которую сыграла античная философия в становлении христианского богословия, часто оценивается неадекватно. Со стороны ученых атеистов можно наблюдать попытки свести достижения богословия к философским наработкам прежних веков, со стороны некоторых их оппонентов – наоборот, принизить значимость философского аппарата, на котором формировалось богословие. Поэтому представляется важным правильно расставить акценты в разговоре о…
Человек – существо не самобытное, и поэтому источник его существования находится не в нем самом, а в чем-то высшем и совершеннейшем чем он, то есть в Боге. Бог – это полнота жизни, это полнота бытия и существования, и поэтому чем мы ближе к Богу, тем мы существеннее и реальнее. Другими словами, источником нашей жизни, пищей нашей жизни служит Сам Господь, к Которому теснейшим и реальнейшим образом мы приобщаемся в таинстве Святой Евхаристии. «Божественную жизнь подает (Божие слово) посредством того, что дает Себя в снедь (верным) Ему Одному ведомым образом,… Который ради обожения вкушающих усвояет им (Свое) божественное свойство, поскольку Он…
Смерть является следствием греха, который, как страшная ядовитая ржавчина, проник все человеческое существо и породил в нем бесчисленные страсти, болезни, скорби и уродливость. Смерть – это глобальная катастрофа человечества, которая, возникнув однажды, распространяется на весь человеческий род. Смерть – это величайший раскол в человеческом существе, «это отделение души от тела», «это разрушение души и тела» . Это явление в жизни человечества настолько серьезно и глубоко, что приходится самому Богу низойти до человеческой немощи и уврачевать его, прикоснувшись к смерти. Христос не только прикасается к человеческой немощи, но Он отдает свою Жизнь и Кровь, для уврачевания нашей жизни и для очищения…
Тверская епархия с момента возникновения и до учреждения на Руси патриаршества, которое произошло в конце XVI в., управлялась архипастырями в сане епископа. Среди архиереев периода существования независимого Тверского княжества было немало примечательных личностей. Что касается Симеона, первого епископа Тверского, то в исторических источниках он также упоминается как Симеон Полоцкий. Ещё до возведения на тверскую кафедру он какое-то время был архипастырем в этом западнорусском городе, где успел даже основать монастырь. По одной из версий, оставить Полоцк владыку заставило усиление католического влияния, которое происходило при всесторонней поддержке местного правителя. После вынужденного отъезда епископа князь Ярослав Ярославич предложил ему перебраться в Тверь, и тот…
I Тверская епархия относится к древним и прославленным епископским кафедрам Северо-Восточной Руси. Время ее возникновения приходится на вторую половину XIII в. Вероятнее всего, она выделилась из состава Владимиро-Суздальской епархии, однако есть гипотеза, согласно которой ее территория прежде входила в состав Полоцкой епархии. О точном времени возникновения Тверской епархии можно говорить лишь предположительно, однако несомненным фактом является ее существование в 1271 г. В летописном рассказе о смерти великого владимирского князя Ярослава Ярославича в 1271/1272 г. содержится первое упоминание о тверском епископе. Троицкая летопись сообщает, что, когда тело почившего привезли в Тверь, то «епископ Семен, игумени и попове, певше над ним обычныа…
Наша главная задача – жить достойно благовествования Христова. И одним из главных источников для руководства нашими поступками является Библия, Слово Божие. На ее страницах содержится огромное количество советов, полезных для спасения души. Именно Книга книг может научить христианина стать по-настоящему волевым человеком. Для того чтобы убедиться в истинности сказанного, обратимся к текстам Священного Писания: 1. «… явилась благодать Божия, спасительная для всех людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно и праведно и благочестиво жили в нынешнем веке... » (Тит. 2. 11-12). Ключевая мысль этого текста в том, что мы призваны проводить жизнь богоугодную и ограничивать плоть.…
Thursday, 26 August 2021 15:13

Единство Церкви.

В количественном отношении Господь Иисус Христос создал только одну Церковь: «… Я создал Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Своей целью Господь называет создание Церкви, а не церквей. Апостол Павел также говорит о Церкви в единственном числе. Несомненно, он мыслит Церковь как нечто нумерически единое (Рим. 12, 5; 1 Кор. 12, 13; Еф. 4, 4 – 6) . однако, единство Церкви есть нечто больше, чем нумерическое единство. Церковь не просто одна, она едина, единство – это принцип ее бытия. Мысль Апостола Павла обращается к Церкви – Телу Христову. Тело христово, в силу органического соединения со…
20 век оказался одним из самых неоднозначных и парадоксальных столетий в истории цивилизации. Научно-технический прогресс, облегчивший жизнь миллионам людей, соседствовал со страшными тоталитарными режимами, закончившимися множеством невинных жертв. Роль христианской религии и богословия в 20 веке оказалась также неоднозначной. Так называемый проект Модерна, атеистический по сути, постулировал конечное увядание религиозности под давлением научной эволюции. В итоге само явление Модерна рассыпалось, а религиозность продолжила оставаться одним из важнейших феноменов человеческой цивилизации. Но стоит отметить, что подобная победа над атеистическим Модерном не означает сохранение социального и культурологического статус-кво для традиционных религий. Возникает острая дилемма между традицией и обновлением в богословской плоскости. Выживание…
Предательство во все времена считалось поступком недостойным и низким, причинявшим предаваемому тяжелые душевные страдания. Подвергался этому испытанию царь Давид, предан был Своим учеником и Господь. Об этом свидетельствует нам Священное Писание: Книги Царств и Евангелие. Всю горечь своих страданий от предательства царь Давид излил в Псалмах. Эти слова горечи являются пророческими. Будучи гоним и предаваем самыми близкими людьми, царь Давид от лица Спасителя с особенной болью пророчествует о предательстве Иуды: «Яко аще бы враг поносил Ми, претерпел бых убо: и аще бы ненавидяй Мя на Мя велеречевал, укрыл бых ся от него. Ты же, человече равнодушне, владыко Мой и знаемый…
Так украшенный и возведенный в святилище готовится к служению. Первое прошение, повеленное от Господа произносить ему: «Да святится имя Твое».  Святитель Григорий задается вопросом: Зачем побораемым множеством искушений молиться такими словами? Чем они могут помочь нам? Или если не будет этого сказано, возможно ли имени Божиему не быть святым? Имя Божье само по себе вечно свято и славно без нашего прославления. Но жизнью верующих оно может прославляться (Мф. 5,16) и хулится мерзкими поступками, вызывающими соблазн у неверующих людей: «Горе тем, их же ради имя мое хулится во языцех (Ис. 52,5). Поэтому Господь и внушает тем, которые называют Бога Отцом своим…
Tuesday, 18 May 2021 16:11

Преподобный Макарий.

Почитание Макария Калязинского началось со времени обретения его мощей. В 20-е годы XVI в. иноками монастыря были написаны первые иконы, Служба на обретении мощей преподобного Макария и Сказание о чудесах. Вероятно, в Чудовом монастыре было составлено Сказание об обретении мощей святого, первоначально принимавшееся за его житие. Тогда же для служебных нужд кто-то из столичных монахов составил Проложное житие, повествующее о западном происхождении подвижника. Поскольку обязательное для прославления святого Житие к Собору в 1522/23 г. составлено не было, сразу после Собора начались изыскания сведений о жизни и деятельности калязинского чудотворца. Сохранившийся рассказ старицы Евфросинии, свидетельствует о том, что в сборе биографических…
МАТВЕЙ ИЗ РОДА КОЖИНЫХ Макарий Калязинский, в миру – Матвей, по рассказам Иосифа Волоцкого, происходил из рода кашинских бояр Кожиных и был «сродником болшим бояром тверьским», среди которых старшим назван Захарий Бороздин. Родной брат Захария – Савва Бороздин прославился своей подвижнической жизнью на Новгородской земле под именем Савва Вишерский. Младенец названный Матвеем, вероятно, был крещен по святцам в честь апостола Матфея, день памяти которого приходился на 16 ноября, и, следовательно, родился в ноябре 1401 г. в имении отца Василия Ананьевича в с. Гридково (позднее Кожино). Согласно грамоте, хранившейся в семье, дед Матвея, родоначальник фамилии Кожиных, был выходцем из Швеции –…
Когда и в связи с чем богослужение Великого Пятка появилось? Кем и в течение какого времени оно создавалось? Исследование этого вопроса показывает, что из всех богослужебных чинопоследований Постной Триоди самыми древними являются службы Великого Пятка и Великой Субботы. Прежде чем кратко изложить историю создания рассматриваемого нами богослужения (Великой Пятницы), нужно указать на то, что послужило причиной к его появлению. Проводить время в посте и молитве накануне Праздника Пасхи – древнейший обычай, имеющий начало от Святых Апостолов. Он, в свою очередь, идет от заповеди Самого Христа Апостолам — поститься в те дни, “когда отнимется у них Жених” (Мф. 9, 15). О…
Обряд этот совершается в настоящее время в различных местах русской Церкви различно. В иных местах Плащаница устрояется среди храма тотчас после часов и народ, пришедший к вечерне, видит уже ее, лежащую на особом, для сего случая устроенном, стол, лобызает и ставит свечи еще до прихода священника. В частности, подобное приготовление Плащаницы можно видеть в большом Московском Успенском соборе, хотя и с довольно любопытными особенностями. «На вечерне Великого пятка, – читаем мы в книжке: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в большом Успенском соборе», архиерей, войдя в церковь, возшед на место, облачается в постное облачение среди церкви и, облачась, идет во гроб…
О чтении евангелий в первые три дня Страстной седмицы в нынешнем Типиконе на л. 384 (изд. Киевск. 1824 года) мы находим самые ясные и определенные указания. „И абие (т. е. после чтения Богородична третьего часа: „Богородице ты еси лоза истинная“) украшену аналогию, читаем мы в нынешнем Уставе, полагается на нем верху святое тетроевангелие, и лампады возжжены, и кадит иерей окрест аналоя, и олтарь, и Церковь всю, и братию по чину“. Известно будет, прибавляет Устав, как евангелие от Матфея все читается, подобно и от Марка, и от Луки, от Иоанна тоже читается до начала святых страстей, истинно как до „Ныне прославися…
По книге ЕПИСКОП ВЕНИАМИН (МИЛОВ). ЧТЕНИЯ ПО ЛИТУРГИЧЕСКОМУ БОГОСЛОВИЮ. "Великий покаянный Канон" св. Андрея, Архиепископа Критского, представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви. Это бессмертное творение содержит 250 тропарей и читается за православным богослужением в первую и пятую седмицы великого поста. Нить мыслей св. Андрея о покаянии пред Богом развивается на основе многочисленных библейских примеров святой и греховной жизни древних людей. Чудный сладкопевец Критской Церкви призывает в Каноне всякого человека бегать зла, ревновать вседушевно о добре и всегда прибегать к Богу с исповеданием своих грехов и слезами раскаяния. Речь св. Андрея настолько трогательна, что потрясает самые жестокие души, умиляет и смягчает…
Page 1 of 90