№№ 22, 24, 25, 26, 27. V. ЛИЯ И РАХИЛЬ      Иаков направился в Месопотамию. Господь обнадежил его Своим покровительством в его странствовании, открыл ему тайну Своего благодатного смотрения о людях и подтвердил обетования, данные Им Аврааму. Иаков испытал то религиозное волнение, которое заставляет биться сердца тех, кому Бог открывает Свои намерения. Полный горячей веры и надежды, он пришел в Харран.      Мирная картина предстала его глазам. На поле вокруг источника лежали три стада овец в ожидании водопоя. Пастухи, отвечая на вопросы Иакова, известили его, что они знают Лавана и что живет он хорошо. Они указали ему на Рахиль, его дочь, которая…
№ 5 / 1994 ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ Книги Иисуса Навина, Судей израилевых, Руфи и Царств В еврейской Библии эти книги называются книгами “ранних пророков”, а книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и другие пророческие книги (“двенадцать пророков”) – книгами “поздних пророков”. Такое наименование объясняется традицией, согласно которой эти книги принадлежат пророкам: книга Иисуса Навина – Иисусу Навину, книга Руфь и первые две книги Царств – Самуилу, Третья и Четвертая книги Царств – Иеремии. Особенности религиозного характера, свойственные этим книгам, полностью оправдывают такое определение, поскольку основная тема этих книг (их еще часто называют историческими книгами) – это отношения Израиля с Богом, его…
Содержание От составителя Неделя Антипасхи В субботу вечера На малей вечерни На велицей вечерни На утрени На Божественной Литургии В Неделю Антипасхи вечера На вечерни Неделя третия по Пасхе, святых жен мироносиц и Иосифа Праведнаго В субботу вечера на малей вечерни На велицей вечерни На утрени На Божественной Литургии Неделя четвертая по Пасхе o расслабленном В субботу вечера на малей вечерни На велицей вечерни В Неделю на утрени На Божественной Литургии Преполовение Пятдесятницы Во вторник вечера В среду Преполовения, на утрени На Божественной Литургии Неделя пятая по Пасхе, o самаряныни В субботу вечера на малей вечерни На велицей вечерни На…
Содержание От составителя Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи о мытаре и фарисее Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие притчи о блудном сыне Неделя мясопустная В неделю сыропустную, изгнание Адамово В туюжде неделю сырную вечера Неделя первая святаго поста, в нюже православие воспоминается Последование молебнаго пения в Неделю православия Неделя первая торжества провославия Неделя вторая святых постов поется настоящее последование, во святых отца нашего Григория архиепископа, фессалонитскаго чудотворца, Паламы В туюжде неделю вечера Неделя третья Святых Постов. Поклонение празднуем Честнаго и Животворящего Креста В туюжде неделю вечера Неделя четвертая Святых Постов. Инии типицы определиша петися…
В статье на примере Вятской губернии рассматриваются вопросы взаимодействия России и Афона во второй половине XIX — начале ХХ в. Автором выявлены факторы, которые обусловили тесные связи Вятки со Святой Горой, в частности, показано значение «Писем Святогорца», автором которых был вятчанин иером. Серафим (Веснин). Личность вятского святогорца и его литературные произведения оказали значительное влияние на формирование устойчивой традиции активного паломничества вятчан на Афон, многие из которых приняли там монашеский постриг. В статье раскрывается процесс влияния паломников и монахов-афони-тов на духовную жизнь края, благодаря которым на Вятке складывается особый слой из духовенства и мирян, избравших в качестве образца афонский духовный опыт.…
В статье в контексте общероссийских процессов рассматривается история создания женских общин в Сарапульском уезде Вятской губернии в начале ХХ в. В основе исследования лежат документы Центрального государственного архива Удмуртской Республики. Анализируются социально-экономические процессы, оказавшие влияние на бурный рост женских общин и монастырей в России. Показана двойственная роль государства, которое в зависимости от политической ситуации в стране корректировало свою политику в отношении женского монашества. Рассматривается порядок создания общин в Сарапульском уезде. В центре внимания автора стоит круг проблем, с которым столкнулись члены общин при их создании, включая юридические, экономические, бюрократические и субъективные. Показано, как насельницы преодолевали сложившиеся трудности и добивались открытия…
Анализируются составленные в 1724 г. ведомости монашествующих монастырей Вятской и Великопермской епархии, которые стали одним из первых массовых источников по истории русского монашества. При использовании статистических методов они позволяют рассмотреть широкий круг вопросов внутренней жизни монастырей, выделить как общероссийские процессы, происходившие в приуральских монастырях в первой четверти XVIII в., так и особенности пермских и вятских обителей. В то же время признается, что сведения ведомостей, которые не всегда достоверны, должны проверяется и уточняться через сравнение с актовыми источниками, документами монастырского и писцового делопроизводства. Ключевые слова: монашество, Вятская и Великопермская епархия, монастырское делопроизводство, Петровские реформы, ведомости 1724 г., социальная структура, достоверность, методы…
Не успел завершиться католический "Год веры" (11 октября 2012 г. - 24 ноября 2013 г.), главной сенсацией которого стала "революция милосердия" папы Римского Франциска, как из "Нового Рима - Константинополя" прозвучало эхо. Эхо, долгожданное в самом что ни на есть прямом смысле: речь идёт о назначении даты Всеправославного собора, не созывавшегося со времён VII Вселенского собора, который состоялся в 787 г. в городе Никея (ныне - турецкий Изник), недалеко от тогдашней Византии. Тот давний собор вошёл в историю с эпитетом "торжество православия". Он осудил иконоборчество - уничтожение икон, предпринятое по приказу императора Льва Исавра, который рассчитывал облегчить таким образом христианское…
Аннотация. В статье анализируются последствия двух исторических событий 2016 года - Гаванской встречи патриарха Московского с папой Римским и Всеправославного собора. Автор задается вопросами: Что же помешало состояться форуму, которого ждали более 1200 лет? Преодолимы ли "разномыслия" внутри вселенского православия в условиях соперничества двух "сверхцерквей": первого по чести Константинопольского патриархата и Русской православной церкви? Для анализа путей поиска идентичности русским и вселенским православием в статье используются исторический и социологический методы, а сами последствия религиозных событий рассматриваются в контексте как межправославных отношений, так и в целом контексте межхристианского диалога. Автор отмечает, с одной стороны, положительные последствия Гаванской встречи для отношений православия…
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Е.А. КРИВЕЦ кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Тел. (495) 679 99 80 Кривец Е. А. Социально-политические и религиозные последствия завоеваний Египта в средние века. К XIV в. христианство в Египте приходит в упадок вследствие сильного давления на церковь со стороны мусульманских властей. Духовный и интеллектуальный, а затем уже и экономический кризис коптской церкви в средние века привел к исламизации коптского населения, разрушению церквей и монастырей, ликвидации богословской школы, угасанию монашества, общему упадку веры и нравов, низведению христианства на уровень одного из признаков национальной самоидентификации. Ключевые слова: копты, Египет, христианский, церковь, исламизация. В 640…
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ Е.А. КРИВЕЦ кандидат исторических наук, научный сотрудник Института востоковедения РАН This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Тел. (495) 679 99 80 Кривец Е. А. Исторические реалии и перспективы взаимоотношения церкви и государства в Египте. В VII в. христианский Египет был завоеван арабами. С тех пор однородное по религиозному составу население начинает разделяться на христиан и мусульман. Только к XIV в. христиане-копты становятся меньшинством, и с этого времени благополучие коптской общины зависит от отношений с мусульманской властью. Несмотря на непрекращающееся давление на христиан, в XXI в. коптский патриарх занял позицию сохранения «худого мира» какому-либо противостоянию или враждебности с государством. Ключевые слова: копты, мусульмане, меньшинство,…
Кафедра церковной истории продолжает традиции, заложенные 70 лет назад, при возрождении Ленинградской духовной академии. В статье восстанавливается процесс рождения этой школы на материалах архива СПбДА. Прослеживаются приглашение профессоров для преподавания церковно-исторических дисциплин, организация учебного процесса, защита квалификационных научных работ — магистерских и кандидатских диссертаций. Возрождение духовных школ в городе на Неве привело к доминированию церковно-исторического подхода к изучению церковных дисциплин и появлению самобытной, научно состоятельной школы, которая смогла сохраниться в атеистическом советском государстве. Ключевые слова: Ленинградская духовная академия, церковная история, дисциплина, диссертация, профессор, С. А. Купрессов, прот. В. Верюжский, Н. Д. Успенский, А. И. Макаровский. Весной 1946 г. вновь созданный…
История славянского текста Символа веры практически не изучена. Единственное исследование А. Гезена было посвящено абстрактной проблеме «восстановления первоначального текста» Символа веры. В данной статье проблема представлена с иного ракурса — история развития текста анализируется на широком историческом фоне, а «точкой отсчета» послужили события раскола ХVII в., когда были созданы неизменные старообрядческая и новообрядческая редакции текста Символа веры. Поскольку причины раскола затрагивали основы церковного мировоззрения русских людей на стыке русского Средневековья и Нового времени, когда Россия стала частью политически единого европейского пространства, в статье делается попытка определить мировоззренческую суть разногласий сторонников старого и нового обрядов на материале истории текста Символа веры.…
Статья посвящена участию в жизни Ленинградских — Санкт-Петербургских духовных школ архиепископа Михаила (Мудьюгина), в 1966-1968 гг. занимавшего должность ректора, а с 1980 по 1999 г. — профессора ЛДА. На основе материалов (студенческого и преподавательского дел) из архива СПбПДА впервые представлен развернутый очерк его учебы, преподавания и руководства в ЛДА - СПбПДА. Статья подготовлена к 100-летию со дня рождения. Ключевые слова: архиепископ Михаил, ректор, профессор, Санкт-Петербургская духовная академия, Ленинградская духовная академия, студент, протоиерей, история Русской Православной Церкви. Архиепископ Михаил (Мудьюгин; 12.05.1912 - 28.02.2000), проживавший на покое в Санкт-Петербурге с 1993 по 2000 г. и похороненный на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, памятен…
Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 4 (37). С. 88-125 Саратовская епархия в 1917—1930 гг. Мемориальная записка А. А. Соловьева В данной публикации приводится хранящаяся в архиве М. Е. Губонина записка церковного деятеля Саратовской епархии А. А. Соловьева о тайных архиерейских хиротониях в 1923 г. и борьбе с «живоцерковниками» в Саратовской епархии в 1917—1930 гг. К столетию со дня рождения св. Патриарха Тихона, в 1965 г. Михаил Ефимович Губонин подготовил сборник из двух частей «Современники о Святейшем Патриархе Тихоне» в машинописном виде, полностью готовый к печати. В первую часть вошли воспоминания о Патриархе, а во вторую…
Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви 2006. Вып. 2 (19). С. 215-225 Религиозные диспуты в Москве в 1923 году Одной из особенностей религиозной жизни Москвы 1920-х гг. являлись религиозные диспуты, проходившие в больших московских залах — Консерватории, Политехническом музее, театре Зимина и других, — собиравшие большое количество слушателей и участников. Первое время эти диспуты поднимали вопросы существования религии и велись в основном между верующими и атеистами, причем со стороны атеистов часто выступали такие видные деятели советской власти, как Луначарский, Шпицберг и другие. Но со второй половины 1922 г., когда возникло обновленческое движение, подобные диспуты-споры начали проводиться и между…
Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви 2006. Вып. 2 (19). С. 141-160 Кривошеева Н. А. Преследования Патриарха Тихона начались с первых дней избрания его на патриарший престол 5 (18) ноября 1917 г. старец Зосимовой Пустыни Алексий (Соловьев) вынул жребий с именем нового Всероссийского Патриарха — Тихона, митрополита Московского. Торжественная делегация членов Собора направилась на Троицкое подворье, где в этот день молился владыка Тихон, и митрополит Владимир (Богоявленский) благовестил: «Преосвященный митрополит Тихон, Священный и Великий Собор призывает твою святыню на патриаршество...» «...Благодарю, приемлю и немало вопреки глаголю» — ответил Избранник Божий и, приняв приветствия от членов Собора, обратился к…
Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2009. Вып. 11:1 (30). С. 37-72 Кривошеева Н. А. Последнее Деяние Священного Собора 1917-1918 гг. (Окончание) 32. Председательствующий [митрополит Арсений (Стадницкий)]. Теперь Священному Собору предстоит обсудить доклад 18 отдела об устроении Святой Церкви в Закавказье в связи с объявленной грузинами автокефалией своей Церкви. Докладчиком по этому делу избран отделом прот[оиерей] А. И. Юницкий. Так как подлежащий обсуждению вопрос касается ближайшим образом высокопреосвященного митрополита Тифлисского Кирилла [Смирнова]1, то я, с благословения Его Святейшества, передаю председательствование митрополиту Кириллу. 33. Докладчик прот[оиерей] А. И. Юницкий. Священному Собору в настоящий раз предстоит выразить свою волю —…
Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви 2006. Вып. 2 (19). С. 209-214 «Довести до Вашего сведения...» № 1 Обращение во ВЦИК членов обновленческого Священного Синода по поводу поминовения ЗА БОГОСЛУЖЕНИЯМИ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА ТИХОНА 17 сентября 1924 г. Во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет тов. Смидовичу Священный Синод Российской Православной Церкви, препровождая при сем рапорт Владимирского Епархиального Управления1, каковой является одним из многих поступивших в Священный Синод с мест о том, что местная гражданская власть никак не реагирует на распоряжение НКЮ (циркуляр № 54 от 1923 г. и № 51 от 1924 г.) по вопросу о публичном поминовении бывшего патриарха…
Косик Ольга Владимировна, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Хайлова Ольга Игоревна, науч. сотр. Отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Письма священноисповедника Афанасия (Сахарова) из архива священномученика Серафима (Самойловича) (вступ. Ст. , публ. И примеч. О. В. Косик, О. И. Хайловой) Публикация посвящена неизвестным письмам священноисповедника Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, к священномученику митрополиту Кириллу (Смирнову) и преподобномученику архимандриту Неофиту (Осипову), которого близкие называли Аввой. В письме к митрополиту Кириллу святитель Афанасий дословно излагает содержание не дошедшего до нас своего письма к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). В этом письме епископ сообщает о причинах…
Page 1 of 139