Уездный город Молога, находящийся въ 114,5 верстах. от губернскаго своего города Ярославля, расположенъ под 58° 13' с.ш. и 56° 7' в. д., в местности богатой водами, при слияния р. Мологи с Волгой*. Самый город находится на довольно значительной и ровной возвышенности и тянется по правому берегу Мологи и по левому Волги. До железнодорожных сообщений, причем Молога осталась в стороне от них, пролегал здесь, очень бойкий, Петербургский почтовый тракт.     *Ширина Мологи против города 130 саж., глубина от4 до 16 арш. Ширина Волги здесь до 250 саж., глубина от 3 до 12 арш.     К городу издавна, еще с ХVII века, прачисляется слобода…
(комментарий в свете веры) 2 марта 2006 года в Гефсиманском Черниговском скиту торжественно отметят 100-летие кончины старца Варнавы. Как известно, в прошлом году 19 июля исполнилось 10 лет со дня прославления в лике Радонежских Святых народного духовника Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры преподобного Варнавы, еще при жизни названного «старцем-утешителем». Во исполнение завета своих духовных наставников, батюшка Варнава смолоду поступил на служение народу и с полным самоотвержением послужил ему до конца своей жизни. Имя его во второй половине XIX – начале XX века было широко известно, пользовалось народной любовью и уважением по всей Руси Православной. За духовным советом и утешением тек…
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И СОЗДАННАЯ ИМ ТРОИЦКАЯ ЛАВРА О значении преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества1 Московская духовная академия, которая сегодня имеет честь приветствовать вас как ее посетителей, находится в стенах лавры, под кровом преподобного Сергия, с 1814 года,– следовательно, вот уже 78 лет. Такое продолжительное время дает академии право, а вместе с тем вменяет ей и в обязанность считать лавру своим родным местом. Считая лавру своим родным местом, академия не может не принимать сердечного участия во всех ее радостях. Вчера лавра имела великую радость праздновать пятисотлетие кончины преподобного Сергия, иначе сказать, великую радость воздавать хвалы и благодарения угоднику…
Анализируется развитие представлений о Библии как о предмете популярного изложения и разъяснения. Данные представления складывались в Киевской традиции академического православного богословия в конце ХІХ - начале ХХ ст. в процессе сопоставления опыта академического научно-богословского исследования Библии с опытом массовых церковных практик – религиозно-просветительской и миссионерской. Ключевые слива: Библия, библеистика, библейская герменевтика, религиозное просвещение, духовное образование, миссионерство, Киевская духовная академия. Взгляд на Библию не только с точки зрения её академического изучения и преподавания, но и популярного изложения и разъяснения был характерным мотивом развития библеистики в Киевской духовной академии второй половины ХIХ – начала ХХ ст. Учитываем тут статус самой Академии как…
Московская Сретенская духовная семинария, Москва, ул. Большая Лубянка, 19, с. 3 Nik. This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Анализируется церковно-административная деятельность епископов восточно-украинских епархий в 1958-1962 гг. Особое внимание уделено отчетно-информационным докладам и докладным запискам уполномоченных по делам Русской православной церкви в областях Восточной Украины. Делается вывод об определяющей роли личных и деловых качеств правящего архиерея в диалоге Церкви и государства. Ключевые слова: Русская православная церковь, история церкви, епископ, «оттепель», Восточная Украина, СССР. В секретном постановлении ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О записке Отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам» были сформулированы задачи в области атеистической пропаганды - усилить, активизировать и…
ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА Протоиерей Петр Викторович Гнедич происходил из известной дворянской фамилии Гнедичей, давшей русской литературе знаменитого поэта и переводчика «Илиады» Н. И. Гнедича и писателя П. П. Гнедича (автора «Истории искусств»). Петр Викторович родился в семье юриста в 1904 году, он получил высшее гуманитарное образование, работал в научных библиотеках, затем по непростым обстоятельствам времени перешел на экономическую работу. Петр Викторович был одним из первых учеников возрожденных Московских духовных школ. В 1946 году он поступил в Московскую духовную академию, которую успешно закончил в 1949 году со степенью кандидата богословия. Его кандидатская работа стала началом многолетнего труда, итог которого представлен в настоящем издании.…
ФГБУ«Национальный научно-практический центр сердечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева» Минздрава России; Россия, 121552, Москва, Рублевское шоссе, 135 Контакты: Сергей Павлович Глянцев, This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Свой самый знаменитый хирургический труд — «Очерки гнойной хирургии» — доктор медицины В. Ф. Войно-Ясенецкий, а позднее профессор хирургии и архиепископ Лука, причисленный к лику святых как святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский (1877—1961), начал писать в 1916 г. в Переславле-Залесском. Там он работал главным врачом и хирургом больницы, превращенной в военный госпиталь. Материалы для книги Валентин Феликсович отобрал из своих наблюдений времен русско-японской войны 1904—1905 гг. Первый вариант труда был подготовлен в 1920—1923 гг, но в связи с…
Людмила Викторовна Гладкова, старший научный сотрудник ИМЛИ РАН Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010 В 2010 г. впервые выходят в свет в полном объеме воспоминания «Моя жизнь» С.А. Толстой, жены Льва Толстого. Мемуары были написаны в 1904—1916 гг. и охватывают период с 1844 по 1901 г. При написании их С.А. Толстая использовала семейную переписку, дневники свои и мужа, приводила обильные цитаты из них. В ее воспоминаниях большое место уделено духовной жизни семьи, посещениям святых мест, начиная с детских воспоминаний о паломничестве в 1857 г. вместе с матерью, сестрами и…
ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ   СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ 1. ОТ КАЛИНИНА ДО КОНАКОВА Калинин — древняя Тверь. Перестройка Твери в XVIII веке. «Путевой дворец». Дом Арефьева. Церковь Белой Троицы. Собор Отроча монастыря. Церкви в селах Власьеве и Ново-Семеновском. Оршин монастырь. Древняя церковь в селе Городня. Усадьба Карачарово. Конаково. Фаянсовый завод име­ни М. И. Калинина. 2.КИМРЫ И ИХ ОКРЕСТНОСТИ Усадьба Усть-Дубна. Город Кимры. Музей местного края. 3.КАШИН Церковь в селе Кожине. Древний Кашин. Кашинский музей. 4.КАЛЯЗИН. ОКРЕСТНОСТИ УГЛИЧА Соборная колокольня в Калязине. Калязинский музей. Углич. Усадьба Григорьевское. Села и церкви в окрестностях Углича. 5.МЫШКИН И ЕГО ОКРЕСТНОСТИ История и планировка Мышкина.…
Серия «Русский путь». Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): Pro et contra. Личность и творчество архимандрита Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 1997 Газеты сообщили, что на днях скончался Александр Матвеевич Бухарев. Мы его знали близко, когда он был первоначальным Александром Матвеевичем Бухаревым; знали довольно, когда он стал отцом Феодором, иеромонахом и потом архимандритом; и раз видели накануне возвращения из о. Феодора снова в Александра Матвеевича. Жизнь его полна поучений. Воспитанник Духовной академии, еще не кончивший курса, 21 года, почти мальчик, поступает в монахи. Начальство радовалось, залучив даровитого воспитанника в сонм равноангельских;…
Оп.: «СИМВОЛ» №39. Июль 1998. Стр. 7-27 Предисловиеi Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. 10, 9). Этот выпуск открывается ссылкой на речение апостола Павла (Рим. 10, 9), которое было выбрано нами потому, что оно, в краткой форме, резюмирует нашу веру, — форме, в которой экзегеты признают исповедание древнейшей Церкви. Бог действует во Иисусе из Назарета, и это утверждение веры и надежды относит в прошлое факт смерти, чтобы провозгласить действительность пасхального события: «Если... будешь... сердцем твоим веровать... то спасешься». Здесь у Павла нет намерения подтвердить или представить…
Magistra УШв: электронный журнал по историческим наукам и археологии. 2017. № 1. С. 69-74. Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия. This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Предпринята попытка изложить события, происходившие в Русской Православной Церкви после Февральской революции 1917 г. на основе документальных материалов Рязанской епархии. Свержение монархии сопровождалось довольно сложными и болезненными процессами переформатирования государственно-церковных отношений. В условиях демократической эйфории была предпринята попытка изменения традиционных основ организационного управления Церковью. Конфликтно эти процессы протекали в 11 епархиях, включая Рязанскую, длительное время лишенную правящего архиерея. По итогам нескольких епархиальных съездов руководитель епархии так и не был избран. По причине процедурных нарушений Синод не…
Содержание Об авторе Предисловие Черты жизни преподобного Иоанна Лествичника Лествица преподобного Иоанна Лествичника Часть I. Подвиги предуготовительные Степень I Степень II Степень III Степень IV Степень V Степень VI Степень VII Часть II. Подвиги самоочищения от нечистоты греховной жизни, или подвиги совлечения ветхого человека Подвиги против пороков сердца Степень VIII Степень IX Подвиги против пороков языка Степень X Степень XI Степень XII Подвиги против пороков чрева, или похоти плотской Степень XIII Степень XIV Степень XV Подвиги против пороков похоти очес Степени XVI и XVII Подвиги против пороков духовных Степень XVIII Степени XIX и XX Степень XXI Степень XXII Степень XXIII…
Митрополит Георгий (Ходр) – один из старейших архиереев Антиохийской Православной Церкви. Он известен как активный проповедник, чьи работы опубликованы на арабском, французском, английском и других языках. Здесь предложена, с небольшими сокращениями, его статья, посвященная значению таинства Евхаристии в жизни православного христианина. Кроме того, в ней излагается взгляд митрополита Георгия на то, каким должно быть отношение православного христианина к частной собственности, политике, культуре, социальной несправедливости; наконец, автор рассказывает и о некоторых особенностях внутренней жизни в современной Антиохийской Православной Церкви. Есть ли некое родство или связь между Евхаристией и стремлением к свободе – в социополитическом смысле? Вот тема этих размышлений. Мы далеки…
В 90-х годах прошлого века, когда во всех епархиях Русской Православной Церкви начался активный сбор материалов для предстоящей канонизации новомучеников и исповедников, не была ещё дана окончательная оценка многих событий церковной истории 20–50-х годов, да и до сих пор исследователи не пришли к единому мнению об этом сложном времени, которое принято называть теперь периодом богоборческих гонений. Речь идет, прежде всего, об эпохе церковных расколов («разделений»), признании истинного мученичества в «разделениях», отношении к советской власти и т.д. На прошлых Рождественских Чтениях так или иначе уже затрагивались проблемы подготовки к канонизации новомучеников и исповедников. Одним из острых вопросов является отношение священнослужителей и…
Содержание Собственноручная записка затворника, найденная в его бумагах. 1 Памятная записка. 3 Речь к Святому Георгию от грешника Егора. 3 Молитва к Св. Великомученику Георгию.. 4 Разные выписки из книг и собственные размышления. 4 1. В назидание душе моей. 4 2. О мучениях св. мученицы Агафии. 7 3. Об антихристе. 7 4. О разумении Писания по прочтении «Исповеди» блаженного Августина. 8 5. Продолжение Исповедания блаж. Августина. 9 6. О любви и радости от Бога и от мира и греха. 9 7. Выписка из сочинения Св. Тихона. 9 8. О видениях и прославлении св. Тихона. 9 9. Исповедания самого себя по…
Вышла, наконец, в свет книга о. Николая Афанасьева: Церковь Духа Святого. Это его большая работа, известная до сих пор лишь по некоторым, более или менее случайным отрывкам. Написать настоящую рецензию на этот многолетний и многосторонний труд покойного учителя означало бы написать новое, довольно объемистое исследование. Столько здесь затрагивается важнейших богословских вопросов. Надо однако, прежде всего остановиться перед тем живым образом большого православного богослова, который снова перед нами встает со страниц этой книги. Можно сказать, что богословское творчество о. Николая зиждется преимущественно на двух основах. Это — постоянное обращение к первоисточникам и живая богословская интуиция тайны Церкви — Тела Христова. О.…
ПОДОБНО большинству восточных Учителей Церкви первого тысячелетия, святой Максим Исповедник по-настоящему постиг значение церковного примата Рима тогда, когда ему самому пришлось вступить в борьбу за сохранение чистоты исповедания веры Церкви. Уже в первых творениях Максима Исповедника содержится ясное понимание сущности первенства апостола Петра. Максим называет Петра "экзархом, или главой, и акротесом, или вершиной, апостолов", а также "креписом, или великим основа­нием, Церкви". Максим исправляет то предвзятое толкование речения из Еванг. от Матфея, гл. 16, ст. 23, которое, вероятно, уже тогда своим острием было направлено против Рима: "Вопреки мнению некоторых, Господь назвал Петра сатаной не для того, чтобы оскорбить его ... Он…
Это слово числится как первое среди изданных Мнср. Жюжи в хронологическом порядке сохранившихся проповедей св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского.1 Произнесено оно было, как полагает издатель его, 25 марта 1437 г.2 Произнесено оно было в торжественной обстановке в царских палатах, в присутствии царя Иоанна VIII Палеолога и всего сената, как и иные проповеди, принадлежавшие его, так сказать, дворцовому периоду. И те времена св. Геннадий был еще мирянином, философом, аристократом, занимавшим высокие государственные посты. Он был тогда сравнительно молодым человеком. Слово на Благовещение написано по всем правилам ораторского искусства: предисловие, изложение, полемика (хотя и в малой степени) и эпилог. Слово…
Введение В последние годы в прессе появилось несколько интригующих статей о современных язычниках. Однако журналистские эссе не могут охарактеризовать это явление в целом, а православные издания чаще всего дают амбициозные оценки неоязычеству, выступая с жесткой его критикой. Данная работа посвящена появившейся в конце 1980-х гг. неоязыческой субкультуре и набирающей силу в конце 1990-х молодежной неоязыческой субкультуре. По данной теме существуют немногочисленные научные публикации, защищена кандидатская диссертация. Однако, в отношении определения термина "неоязычество" в отечественной науке не сложилось устойчивого понимания. Российский политолог В.В. Прибыловский называет неоязыческими некоторые политические организации России, однако, не определяет само понятие. Религиоведы видят в неоязычестве "новые религиозные…
Page 1 of 152