Оглавление 1. Тебя ищу, Жизнь моя: без Тебя умираю.. 1 2. Тебе поведаю бедность мою: помоги Твоему созданию! 2 3. О, Свете мой, просвети тьму мою! 3 4. Горе мне без Тебя, Господи! 3 5. Без Тебя я - ничто. 4 6. Без Тебя враги одолели меня. 5 7. Откуда мне сие, что так возлюбил Ты меня, Господи?. 5 8. По единой благости Твоей—я разумное творение. 7 9. Не мне хвалить Тебя: Ты Сам похвала моя! 7 10. По благости создал Ты меня, но благости и спаси. 8 11. Много сетей, много врагов: не покинь меня. 8 12. О, Свете…
• Предисловие • Общий строй Тавеннисиотских монастырей • Главный Авва • Аввы монастырей • Вторствующий по Авве в обители • Смотритель дома • Вторствующий по смотрителе • Эконом и расходчик • Прочие служебные и распорядительные лица по обителям • Прием в обитель • Иноческое одеяние • Молитвословие • Причащение Святых Христовых Таин • Работы • Пища • Сон • Внутренняя жизнь: созидание духа истиною • Нравственное преспеяние • Больные и больница • Странноприимство • Посещения и отлучки • Похороны братий • Замечание о детях воспитывавшихся в монастыре • О благочинии отроковиц или инокинь • Епитимии • Краткие наставления пр. Пахомия…
Но, если Господь принял неправедную казнь от еврейских шовинистов-революционеров, то казнь эта была неправедна вдвойне, потому что Спаситель был тоже иудейским патриотом и Его учение не исключает преимущественной любви к отечеству и своему народу, но велит соединять ее с любовью ко всему человечеству и с ревностью о всеобщем спасении, как Он пояснил жене самарянской (Ин. 4, 21-23) и как чувствовали, мыслили и действовали и продолжают действовать истинные русские патриоты. 13 мая 1921 г. I Всем известно, что евангельские сказания о земной жизни Господа Иисуса почти одинаковы в первых трех Евангелиях, но разнятся по содержанию от четвертого; не в том, конечно,…
Первая публикация: Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть 176 (1874 г.), Отд. II, 105-144. Часть 177 (1875 г.), Отд. II, стр. 394-451. Часть 178 (1875 г.), Отд. II, стр. 76-152. /106/ — начало страницы первой публикации (с точностью ± полстроки). Оцифровано по изданию: Труды В.Г. Васильевского, Том I, СПб., 1908 г. [177] — начало страницы переиздания. (об изменениях в переиздании см. предисловие). Орфография частично осовременена. Постраничная (звездочками) нумерация сносок заменена сквозной. OCR Сергей Трофимов. Сканы предоставил Bewerr. К рецензии Д.И. Иловайского. I. Положение вопроса о Византийских Варангах и источники для его решения. Один из главных борцов-противников норманской теории, С. А. Гедеонов1)…
От переводчика Св. Николай Кавасила (церковная память 20 июня) родился в Фессалониках около 1320-1323 года. Принадлежа к аристократическому роду, он по Св. Николай Кавасила (церковная память 20 июня) родился в Фессалониках около 1320-1323 года. Принадлежа к аристократическому роду, он получил блестящее как светское, так и богословское образование; кроме духовных сочинений, известны его труды по астрономии. Молодым человеком поступил на службу императору, избрав политическую и дипломатическую карьеру. Был одним из трех кандидатов, предложенных Синодом в 1353 г. (будучи еще, по-видимому, мирянином) для канцелярии Вселенского патриарха. Однако избран он не был, и у нас нет никаких свидетельств о его хиротонии; говорят, что…
КНИГА ПЕРВАЯ О СОБЫТИЯХ ВО ВРЕМЕНА ИГНАТИЯ И ФОТИЯ, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ ПАТРИАРХОВ Знаменитейший и благочестивейший Властитель! (Под именем этого Властителя надобно разуметь господаря Валахии, князя Константина Бранкована, который был весьма благорасположен к Илие Минятию, долгое время держал его при своем дворе и давал ему многие важные поручения. Примечание переводчика.) Ты желал обстоятельно узнать от меня, что именно разделяет две Церкви, Восточную и Западную, то есть узнать причину сего разделения и разность их догматов. С совершенным удовольствием желая сделать угодное тебе, постараюсь по возможности удовлетворить твоему любопытству. Чтобы узнать начало сего несчастного разделения, нужно обстоятельно изложить, что происходило между Игнатием и Фотием,…
Каким Бог создал человека, и чем воздал человек Богу! В раю сладости, взяв прах от земли, Своими руками образовал Бог тело человека, вдохнув в него дыхание жизни, почтил его Своим образом и создал его человеком! Человек на Голгофе так поступил с Господом, что Он стал без вида, бездыханным, весь – в крови, весь – в язвах, пригвожден был к кресту... Там, в раю, я вижу Адама, как создал его Бог, оживотворенным образом Божиим, увенчанным славой и честью, самодержавным царем над всеми созданиями в поднебесной, в наслаждении всем земным блаженством. Здесь, на Гологофе, я вижу, до чего довел Иисуса Христа человек…
Святой Григорий Палама и Фома Аквинский — две значительные фигуры в истории христианской богословской мысли. Будучи представителями двух различных богословских традиций — восточной и западной, — они оба признают важность действия Святого Духа в жизни христианина. Однако между ними существуют некоторые различия в понимании того, каким образом Святой Дух совершает Своё спасительное действие, пребывая в человеке. Что отличает и что объединяет подходы двух выдающихся богословов в вопросе учения о Святом Духе — этот вопрос исследует кандидат богословских наук Иван Петрович Булыко.  Святитель Григорий Палама и Фома Аквинский являются выдающимися богословами своего времени. Первый из них был представителем Восточной богословской традиции,…
А ввечеру, когда зашло солнце, к Нему стали приносить всех больных и одержимых, и весь город собрался у дверей. И Он исцелил многих больных, страдавших разнообразными недугами. Мк. 1:32-34 Не надо думать, будто во времена, предшествовавшие новоевропейскому рационализму, тема чудотворства была безопасной. Она могла быть прямо-таки скандальной. Без определенных презумпции, даваемых верой и вероучением, сюжет чудотворства вызывает неизбежные ассоциации с действиями и притязаниями мага — самозваного или, еще того тревожнее, настоящего. Что можно сказать по этому вопросу специально о времени и месте, в которые происходило становление христианской литературы? Если скептический при всем своем легковерии адепт греко-римской культуры склонен в то…
В исторической литературе, посвященной завоеванию арабами восточных провинций Византийской империи, много внимания уделяется отношению местного монофиситского населения к завоевателям. Широко распространена концепция, согласно которой монофиситы Сирии и Египта повсеместно встречали завоевателей с распростертыми объятиями, рассматривая их как освободителей от ига ромейского государства и гонений со стороны официальной церкви. Это обстоятельство якобы и послужило одной из важнейших причин потери Византией ее восточных провинций. В последние годы данная концепция стала подвергаться пересмотру в трудах некоторых исследователей. Д. Константелос на основе анализа хроники Иоанна Никиусского показал, что в Египте были монофиситы, враждебно настроенные по отношению к арабским завоевателям. В дальнейшем Дж. Мурхед развил…
Проясняя характер исторического познания, профессор В.В. Болотов исходит, в частности, из закрепленного древними языками различения «знания» (γιγνώσκω) и «ве́дения» (οἴδα). Человек, как разумное существо, хочет знать, но еще более хочет «ве́дети». Знание есть знание научное, а ве́дение есть знание, в котором примешан сильный эстетический или волевой момент; ве́дение – это импульс человеческой жизни. Человек хочет быть при самом событии, чтобы все видеть собственными глазами1. Греческое ιστορία, в значительной степени, и соответствует этому стремлению «быть при событии», наблюдать его непосредственно и воспринимать лично. Опыт «истора» отягощен субъективностью и, часто, недостаточно прозрачен для смысла, для сколько-нибудь общезначимого понимания, но зато он экзистенционально полновесен и, так…
В науке было высказано мнение, что Тертуллиан, первый писавший по-латыни христианский автор конца II - начала III века из Карфагена, «не знает или не хочет знать» труды своего современника Климента Александрийского [1]. Попробуем выяснить, было ли возможно такое знакомство в принципе. Известно, что Тертуллиан следил за происходящими в мире событиями: его заметки в «Апологетике» (далее - Apol.) об одном эпизоде войны с маркоманнами и о смерти Марка Аврелия около Сирмия говорят в пользу того, что он был осведомлен в международных делах (Apol., 5, 6; 25, 5) [2]. О том, что он знал о положении вещей в Империи, можно заключить также…
Древнерусское искусство тесно связано с богословскими смыслами, присутствующими в традиции Русской Православной Церкви. Одна из линий этой традиции складывалась в Великом Новгороде. В частности, это отразилось в символике т. наз. новгородских кратиров, а также в иконе «Знамение». Данная статья посвящена исследованию возможного происхождения вышеназванных предметов церковного искусства из окружения известного деятеля Великого Новгорода XII в. Петрилы Микульчича. Кроме того, автор высказывает мнение, что как кратиры (евхаристические чаши), так и икона «Знамение Пресвятой Богородицы» не только несут в себе смыслы, связанные с Боговоплощением, но и являются религиозными символами таинства Евхаристии. Высказывается осторожное предположение о функциональном использовании кратиров в Литургии. Иконописец круга…
  Священное Предание не имеет до сих пор в Православной Церкви своего точного списка, перечисляющего элементы его содержания; для него не составлен канон, как для Священного Писания, даже для той области, которая уже закреплена в письменности. Обширность, разносторонность и богатство Священного Предания в практике церковной жизни не позволяет свести все составные части его содержания в простой и ограниченный каталог наставлений, правил, постановлений и повествований. Немногочисленны те утверждения Священного Предания, которые отшлифованы общецерковной работой Вселенских Соборов и заключены в оправу писанного обязательного догмата; и эти законченные труды оставляют по себе множество сопутствующих мелких подробностей, однородных по внутреннему смыслу с выработанными положениями,…
Аннотация: Православный подход к проблеме осмысления преступности является возрождением и продолжением традиционного для российской юриспруденции в целом и криминологии в частности, религиозно-философского понимания природы добра и зла. Этот подход вписывается в общие положительные тенденции к переосмыслению российским обществом духовно-религиозного богатства русской культуры, права и государственности. Ключевые слова: православие; преступность; сакральная криминология; духовно-нравственный кризис. 1. ОБОСНОВАНИЕ ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРЕСТУПНОСТИ Криминология по существу является учением о зле в крайних формах его проявления.[1] Д.А. Шестаков Ввиду того, что современное российское общество и государство пребывают в глубоком духовно-нравственном кризисе, повлекшем за собой их криминализацию и необычайный рост преступности, автором была поставлена перед собой…
      БОЛОННИКОВ А. С., секретарь Ученого Совета Минской Духовной Академии и Семинарии     Поводом для изложения догмата Искупления архиепископу Феофану послужила та самая "злоба дня" , в ответ на которую были составлены практически все его богословские сочинения. А в данном случае таковым явилось отступление митрополита Антония (Храповицкого) "от догматического учения Православной Церкви" , что "мы, - писал Преосвященный Феофан, - прежде всего и главным образом утверждаем относительно догматического учения его об Искуплении".1      Решительность тона его "утверждений" объясняется исключительной важностью вопроса, от правильности или ошибочности понимания которого зависит принятие или отвержение человеком единственно верного пути ко спасению - "никто не приходит…
Географический обзор Селигерский край с древнейших времен до середины 19 века Город и уезд в 1770-1917 годах Послереволюционный период истории Современный Осташков Выдающиеся люди города и района Приложения Географический обзор Осташковский район образован в 1929 г. Он граничит с Пеновским, Селижаровским, Кувшиновским и Фировским районами Тверской области и Новгородской областью. Его территория занимает 3201 км2, на ней находится 223 сельских населённых пункта и 14 сельских округов. Основной чертой рельефа являются моренные холмы. На севере на его территорию заходит Валдайская моренная гряда, которая уступами спускается к озеру Селигер. Высокие холмы тянутся через Осташков и носят название Осташковская гряда. Климат района умеренно-холодный,…
ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ V века, получившие разрешение на III (Эфесском, 431 г.) и особенно IV (Халкидонском, 451 г.) Вселенских Соборах, как известно, раскололи христиан Востока. Среди непринявших постановления этих Соборов оказались прежде всего восточные сирийцы — несториане и монофизиты, а также западные сирийцы, армяне и копты, образовавшие так называемые "дохалкидонские" церкви[1]. Подвижничество в древних восточных церквах основано на общих для всего христианского мира аскетических принципах. Но в нем ярко выразились как этнические и культурные особенности народов этого региона, так и крайности тех учений, которые в свое время отделили их от вселенского православного единства, — несторианства и монофизитства. Монахи-несториане ведут свое начало…
ПОДОБНО большинству восточных Учителей Церкви первого тысячелетия, святой Максим Исповедник по-настоящему постиг значение церковного примата Рима тогда, когда ему самому пришлось вступить в борьбу за сохранение чистоты исповедания веры Церкви. Уже в первых творениях Максима Исповедника содержится ясное понимание сущности первенства апостола Петра. Максим называет Петра "экзархом, или главой, и акротесом, или вершиной, апостолов", а также "креписом, или великим основа­нием, Церкви". Максим исправляет то предвзятое толкование речения из Еванг. от Матфея, гл. 16, ст. 23, которое, вероятно, уже тогда своим острием было направлено против Рима: "Вопреки мнению некоторых, Господь назвал Петра сатаной не для того, чтобы оскорбить его ... Он…
Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Вечная жизнь как высшее благо. ОТ РЕДАКЦИИ. Публикуя эту работу Патриарха Сергия (Cтрагородского, 1867-1944), мы хотим обратить внимание читателей на богословское наследие двенадцатого Патриарха Московского и всея Руси. Невозможно отрицать, что владыка Сергий был крупнейшим православным сотериологом XX в., что его магистерская диссертация "Православное учение о спасении" (Сергиев Посад, 1895, последнее издание - М., 1991) исчерпывающим образом раскрывает эту тему, столь трудную для понимания людей, далеких от Церкви. Учение о спасении - это та точка преткновения, в которой наиболее ярко проявляется различие современного общественного нецерковного мышления - пусть сколь угодно широкого, открытого и…