Кто такие пророки? О пророческом служении. Пророки – религиозные деятели, боговдохновенные учители и проповедники ветхозаветного времени. Книги пророков-писателей составляют значительную часть ветхозаветного канона. Еврейское слово «наби», пророк, не означает только предсказателя будущего. Хотя точная его этимология не установлена, общий смысл термина может быть передан как «призванный посланник» (ср. аккадское «набу» – призывать). В греческом языке слово наби переводится как «профетес» – как человек, говорящий от чьего-то лица (в данном случае – от лица Божия), вестник (отсюда и термин «профетизм», означающий пророческое движение в целом и его доктрину).[1] Кроме слова «нави», в Ветхом Завете к пророкам прилагались и другие названия (например,…
Что такое антропология? Антропология (англ. anthropology; от греч. «Anthropos» - человек + «logos» – слово) – комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека и человеческого общества. Различается несколько в определенной степени отдаленных друг от друга дисциплин. Это – физическая антропология (основной предмет ее составляют человек как биологический вид и его ближайшие родственники – современные и ископаемые человекообразные приматы), включая палеоантропологию и прикладную дисциплину судебной антропологии; социальная и культурная антропология (здесь представлено сравнительное изучение человеческих обществ, то есть как дисциплина близкая этнологии), включая лингвистическую, когнитивную, политическую и экономическую антропологию. Особняком стоит так называемая философская антропология, представляющая собой не столько эмпирическую науку, сколько смесь…
Большинство исследователей считает, что Лжедмитрием в действительности был Юрий Отрепьев, который принял монашество с именем Григорий, в сане диакона служил в Чудовом монастыре, занимаясь также переписыванием книг, и был близок к патриарху Иову.[1] С. М. Соловьев свидетельствовал о тождестве Лжедмитрия и Григория Отрепьева: «Очевидцы признавали в первом Лжедмитрии великороссиянина[2] и грамотея[3], который бегло и красноречиво изъяснялся на московском наречии, как на родном, четко и красиво писал, латинскую же грамоту знал плохо»[4].Современный историк М. И. Зарезин[5] констатирует, что иностранные историки того времени по-разному интерпретировали официальную версию московского правительства по поводу идентичности Лжедмитрия I и Григория Отрепьева (беглый инок Чудова монастыря): Исаак…
«Протестантизм восточного обряда» и 19 век. Начнем же наше повествование со ставшего уже классическим мнения о. Г. Флоровского относительно вопроса преобразований в церковной жизни РПЦ 19 века: «Вопрос о реформах в церковной жизни и в самом церковном управлении был задан и поставлен совсем открыто. В частности, был очень остро поставлен вопрос о преобразовании церковного суда. Все эти вопросы обсуждались в печати, прямо или косвенно, с большим увлечением и даже горячностью. Особое возбуждение вызывали книги бывшего профессора Д. И. Ростиславова и священника Беллюстина, изданные тогда заграницей, в Берлине и Лейпциге. Это была желчная и не добрая критика существующих порядков, часто верная…
Понятие «μίμησις» в античной философской литературе. Этимология слова «μίμησις». Этимология слова «μίμησις» неясна, и параллелей в других индоевропейских языках оно, вероятно, не имеет.[1] В пользу предположения, что это слово из языка догреческого населения, говорит тот факт, что в эпической поэзии оно не встречается. Учитывая, что все ранние места, где встречается данное слово, имеют отношение к танцу, высказывается предположение, что «mimoi», о которых говорит Эсхил («Страбон», X 3, 16), – это актеры дионисийского оргиастического культа. Такое предположение одним разом устраняет многие трудности. Ведь Дионис – не собственно греческий бог, это пережиток древнейшей догреческой религии. Таким образом, «μίμησις» есть первоначально танцевальное представление,…
Возникновение иудейско-эллинистической литературы. Филон Александрийский. Эллинское просвещение, эллинская культура, коснувшаяся всех народов средиземноморского бассейна, проникла и в иудейство. Универсальный принцип разума и слова встретился лицом к лицу с религиозным началом абсолютного, универсального монотеизма. Рассеянные по всей вселенной, иудеи не могли оставаться чуждыми культурной силе, завоевавшей мир, и в то же время, усвоив ее, они должны были так или иначе определить свое к ней отношение или ее отношение к своей вере, которую они должны были поведать миру. Точки соприкосновения с эллинизмом находились всюду, и космополитическое «рассеяние», естественно, должно было испытать на себе его влияние, усвоив себе греческий язык, ставший международным, и…
Американская революция и избирательное право Американская революция возникла в определенных условиях и обладала некоторыми особенностями. Первая характерная черта американской революции заключалась в территориальном аспекте, ведь США не проходила через такую социально-историческую формацию, как феодализм. Американское общество было демократично по своей сути. Второй специфической чертой стала обусловленность американской революции национально-освободительными мотивами. Национально-освободительное движение переросло в войну за независимость. Но американская революция не модифицировала рабовладельческую систему Юга, которая продолжительное время сдерживала развитие американского капитализма.[1] Американская революция была следствием назревающего разрыва (экономической и политически-правового) между метрополией и колониями. К тому же и в самих колониях проявлялись классовые противоречия в форме сопротивления малосостоятельных колонистов…
«Славяне, Византия и Христианство». Духовное возрождение целого народа, как и одного человека, совершается не одинаково, в ином народе оно совершается ранее, в другом – позднее, в одном – быстро, в другом – медленно. Преподобный Нестор повествует, что апостол Андрей из Синопы через Корсунь, или Херсон, доходил берегом Днепра до Киевских гор, благословил их и водрузил там крест, сказав: «На сих горах воссияет благодать Божия». Оттуда он отправился на север, до берегов Волхова и озера Ильмень, а оттуда – в Рим. Но в летописи Нестора не упомянуто, чтобы путешествие Первозванного Апостола оставило по себе следы на почве Киевской Руси. К подобным…
Saturday, 07 March 2015 12:03

Храм Соломона

Во всех религиях храм считается священным местом, где Божество являет свое присутствие людям, чтобы принимать их поклонение, выражаемое в культе и делать их причастниками своей милости и жизни. Его обычное местопребывание не принадлежит земному миру, но храм до некоторой степени отождествляется с ним, так что благодаря храму человек вступает в связь с миром богов. Такую первоначальную символику мы находим в Ветхом Завете. Иерусалимский храм знаменует присутствие Бога среди людей. Но это всего лишь знамение временного характера, которое заменится в Новом Завете знамением иного рода: Телом Христа и Его Церковью.[1] Евреи патриархальных времен не знали храма. У них были священные места,…
Нагорная проповедь. Урок 1. « Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его». ( Мф. 5:1) Важно сразу определиться в одном вопросе. Божьи заповеди даны всем людям без исключения. Заповеди блаженства - для учеников. Христос учил их, взошедши на гору. Гора обозначает некую высоту над землей. Духовно необходимо оторваться от земли, от привычных правил. Моисеевы заповеди являются законом для ветхозаветного человечества. Нагорная проповедь направлена новому человеку, новой твари во Христе. Странно звучит эта проповедь для слуха ветхого человека. Если раньше было сказано: «око за око, и зуб за зуб», то теперь Христос говорит: «не противься злому».…
Thursday, 26 February 2015 11:20

Устав Церковного звона

Устав Церковного звона Порядок церковного звона (уставные рекомендации):      Молитвы звонаря      Названия колоколов      Виды звонов. Благовест      Виды звонов. Трезвон      Виды звонов. Перезвон      Виды звонов. Перебор      Звоны воскресные. Всенощное бдение      Звоны воскресные. Литургия      Звоны будничные      Звоны Великого Поста. Общие положения      Звоны Великого Поста. 1 седмица      Звоны Великого Поста. 2 седмица      Звоны Великого Поста. 3 седмица      Звоны Великого Поста. 4 седмица      Звоны Великого Поста. 5 седмица      Звоны Страстной седмицы      Звоны на Пасху и Светлую седмицу      Звоны на Архиерейских богослужениях Сегодня, как никогда, остро стоит вопрос…
священник Геннадий Орлов. Песнопения Страстной седмицы. Введение Великий пост — это особое время покаяния и исправления. Во время Страстной седмицы в храме молитвенно вспоминаются события спасительной Жертвы Богочеловека Христа. Богослужебные тексты этого периода содержат драгоценные духовные сокровища, которые могут несказанно обогатить всех желающих приобщиться к ним. Страстная седмица у древних христиан называлась «неделей святых страстей», «неделей спасительных страстей», «Пасхою крестною». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В сию великую неделю разрушено долговременное царство диавола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие, отверст рай и небо стало доступно человекам. Царь и Бог мира умирил вместе и небесное, и земное; посему эта седмица и называется…
Следует иметь в виду, что святоотеческая космология может дать нам правильную перспективу для рассмотрения важнейших вопросов происхождения и существования вселенной, мироздания. Эта перспектива основана на Священном Писании, она позволяет нам адекватно подходить к осмыслению сложнейших явлений, которые фиксирует современная наука. Кроме того, в связи с научной революцией в точных областях знания, свершившейся в XX столетии, возникает необходимость вновь обратиться к святоотеческому наследию, чтобы найти там понятийный язык для мировоззренческой интерпретации научных фактов. В связи с этим необходимо подчеркнуть важность того положения, что святыми отцами выработана совершеннейшая богословская терминология и язык, которые позволяют нам осмысливать физическую реальность, выявляемую в современных научных…
  Кант считал основой религии опыт нравственного обязательства. В этом случае постулировалось существование особой религиозной сферы, которая не конкурирует с областью науки. Такая попытка оправдать религиозную веру с помощью нравственного и религиозного опыта получила дальнейшее развитие в XIX веке и внесли свой вклад в становление протестантского либерализма. Этику Канта следует рассматривать и как результат, и одновременно как исходный пункт его теоретической философии, так как именно проблема человека и его свободы явились побудительным мотивом всего философского творчества мыслителя. Замысел так называемой метафизики нравственности возник у Канта еще в 1760-е годы. Написав «Критику чистого разума», он вновь возвращается к этике, которой посвящены…
«Евангелие» св. ап. Павла не только формально, но и по существу является органической частью Библии, обоих ее Заветов. Тем не менее, оно имеет собственный облик. Впрочем, привести его в стройную логическую систему до конца едва ли возможно. Апостол Павел, как и большинство библейских авторов, не был философом или теологом-систематиком. Поток его мыслей – живое целое, полное антиномий, диалектики, парадоксов, многозначных понятий. В целях полемики апостол нередко заострял свою мысль, что подчас приводило к ее одностороннему пониманию (против такого искажения мысли Павла направлено Иак. 2:14 – 26). Попытки до конца исчерпать глубину Откровения ап. Павла так и не дали полных результатов,…
Человеческая природа после грехопадения. Почему же столь сильное расстройство вошло в человеческую природу через грех первочеловека? Адам отпал от предназначенного пути, и произошли такие страшные последствия. Его потомки постоянно нарушают заповеди подчас страшными грехами, но столь сильных изменений не происходит. Для ответа на этот вопрос надо рассмотреть вообще, как действует грех. Иер. 17:1: «Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их». Святитель Григорий Богослов определяет грех как «нечто разрушающее нашу природу». Святитель Григорий Нисский: «Зло некоторым образом растворяется с естеством чрез тех, которые первоначально допустили в себе страдания, преслушанием вселили в…
Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. Он именовался Максим Макарьев, сын Попов. Поставленный в иерея, в течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, совершенно пренебрегал заботами о своем теле. Праведный священноиерей Максим уже при жизни своей был отличен благо­дат­ными дарами от Бога. Он почил в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Тружени­ческая и святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от его гроба, по­слу­жили побуждением к составлению письменного сказания о нем, но ска­зание это…
«Стефан, греко-язычный еврей, первый христианин, погибший за веру. Один из семи служителей, избранных апостолами заботиться о раздаче пищи нуждающимся в иерусалимской церкви. Стефан проповедовал Благую Весть и творил чудеса. Старейшины и книжники схватили его. На суде Стефан обвинил иудеев в убийстве Сына Божия. Пришедшие в ярость иудеи побили его камнями. Стефан же, умирая, просил Бога о прощении своих убийц. При казни Стефана присутствовал Савл (Павел), в то время ревностный гонитель христиан».[1] Так оценивает «Библейская энциклопедия» личность знаменитого перводиакона, чья фигура оказалась центральной в трагическом столкновении богословских взглядов относительно Храмового богослужения между иудеохристианами и христианами из эллинистов. Среди Семи Стефан явно…
Sunday, 29 June 2014 13:58

Декалог. Уроки.

  Декалог. Урок 1 Жизнь человека непостоянна, изменяема. Он испытывает громадное количество  мыслей; совершает кучу противоречивых поступков, действий; ощущает в себе ураган  различных чувств. Постоянная изменяемость… Жизнь человека можно сравнить с волнующимся морем, с зыбучими песками. При такой бесконечной смене мыслей, поступков и чувств  необходимо иметь нечто стабильное, постоянное, прочное и неизменное. Известно, что мир находится в постоянном движении и опереться в мире не на что, следовательно, нужно искать  вне видимого материального мира. Неизменная, непознаваемая, невидимая сущность есть Бог, Творец. Он отличен от всего мира. Нам не приходит в голову, что сложные вещи получились сами собой, например компьютер сам сделался…
Поместный Собор 1917 – 1918 гг. и его учение о взаимоотношениях Церкви и государства Православная Церковь находилась в двусмысленном положении: с одной стороны, она продолжала готовиться к созыву Собора, а с другой – понимала, что ее перспективы не ясны и даже сомнительны. В таком положении, с грузом старых нерешенных проблем, Церковь встретила 1917 год. Собор, голоса которого в России не слышали более 200 лет, так и не был созван, Патриарха не избрали, животрепещущие вопросы реформы прихода, духовной школы, организации митрополичьих округов, а также многие другие, оказались отложенными императорским повелением «до лучших времен»[1]. Придя к власти, Временное Правительство в своем стремлении…