Тит Флавий Климент, преемник Пантена, вероятно был афинянином, из семьи язычников. Хорошо начитанный в греческой литературе и прекрасно разбираясь во всех существовавших тогда философских системах, он не нашел во всем этом ничего, что могло бы дать постоянное удовлетворение. Уже взрослым он воспринял христианство и в дальних странствиях на Запад и Восток искал самых мудрых учителей. Приехав в Александрию около 180 года по Р. Х., он стал учеником Пантена. Плененный личностью своего учителя, которого он привык называть «блаженный пресвитер», Климент стал пресвитером в александрийской церкви, помощником Пантена, а около 190 года – его преемником. Климент продолжал трудиться в Александрии. Он обращал…
Роман «Сила и слава» английского писателя Г. Грина – классическое произведение мировой литературы XX в. Это один из самых знаменитых романов, дающий широкую и неоднозначную трактовку традиционных гриновских тем – греха и благодати, стойкости и предательства, пределов оправданности активного вмешательства в ход исторического процесса, правомерности высшего суда и возмездия. Действие происходит в Мексике, где Грин побывал в 1937 – 1938 гг. Сюжет романа строится на противостоянии двух персонажей, приверженцев конкретного и абстрактного гуманизма. Писатель ставит своих персонажей в экстремальные обстоятельства, способствующие раскрытию их нравственной сущности, заставляющие делать выбор между верностью и предательством. Грина волновало, как те или иные моральные категории…
Thursday, 16 April 2015 11:27

Книга Иова

Книга Иова – это драматическая поэма, посвященная извечной проблеме человеческих страданий. В ней рассказывается о добром человеке, Иове, потерявшем все, кроме веры в Бога. История Иова ставит вечный вопрос: если Бог справедлив, то почему страдают праведники? Иов убежден, что страдает отнюдь не за какой-то совершенный им грех, но не может найти Бога, чтобы защитить перед Ним свою праведность. Бог открывает ему, и Иов получает ответ в личной встрече с Самим Богом – во всей своей силе и премудрости.[1] Книга Иова издавна привлекала богословов и философов, художников и поэтов своей удивительной красотой, силой и бесстрашием. Ее перелагал Ломоносов, Гете использовал ее…
Ап. Павел в своем послании к Филиппийцам после впечатляю­щего призыва к братской любви, единодушию и жертвенности предлагает знаменитый гимн о Христе, одно из наиболее рельеф­ных мест Н.З., очень по-разному, правда, оцениваемое. Это несомненно наивысший момент исповедания Христа, и он представляет собой, как мы уже показали в рамках христологического развития, первую из доступных нам развернутую христологическую концеп­цию, т.к. здесь ясно засвидетельствованы три модуса бытия Христа: Его предсуществование, Его земной статус и Его после­пасхальное прославление. Путь, пройденный Христом нашего ради спасения, здесь изложен и доведен до верующего сознания осо­бенным, в виде гимна, языком, пробуждающим множество ассо­циаций. Из-за относительно богатого языка и богатства…
История создания службы Великой Пятницы Перед рассмотрением богослужения Великого Пятка с догматической точки зрения важно узнать историю его появления: когда и в связи с чем оно появилось, кем и в течение какого времени оно создавалось. Исследование этого вопроса показывает, что из всех богослужебных чинопоследований Постной Триоди самыми древними являются службы Великого Пятка и Великой Субботы. Прежде чем кратко изложить историю создания рассматриваемого нами богослужения (Великой Пятницы), нужно указать на то, что послужило причиной к его появлению. Проводить время в посте и молитве накануне Праздника Пасхи – древнейший обычай, имеющий начало от Святых Апостолов. Он, в свою очередь, идет от заповеди…
Тайная вечеря как первая Евхаристия. «Таинства – вот путь, который начертал нам Господь, дверь, которую Он нам открыл. Вновь проходя по этому пути и через эту дверь, Он возвращается к людям» (св. Николай Кавасила «О жизни во Христе»). Истоки Церковных таинств коренятся в Ветхом Завете, где еще до Боговоплощения являла себя сила Духа Божьего. Но если в Ветхом Завете священнодействия имели характер прообразов, то в христианских Церковных таинствах силою Духа Божьего Церковь реально приобщается к благодати Иисуса Христа.[1] По всеобщему суждению, евхаристия (греческое слово «благодарение»), самая первая Литургия была совершена Господом Иисусом Христом в Сионской горнице во время Тайной Вечери…
Слово «евхаристия» само по себе значит: признательность, благодарность, отсюда – благодарение. Этот самый обычный в разговорном греческом языке смысл встречается в греческой Библии, в особенности, когда говорится о человеческих взаимоотношениях. По отношению к Богу благодарение принимает обычно форму молитвы. Оно в таких случаях, естественно совпадает с благословением, восхваляющим «чудные дела Божьи», ибо для человека эти чудные дела выражаются в благодеяниях, вдохновляющих благодарственную хвалу; при этих условиях благодарение сопровождается «анамнесисом», которым в памяти воскрешается прошлое, и благодарение приравнивается к благословению. Эта «евлогия-евхаристия» имеет место, в частности во время еврейских трапез, благословения которых восхваляют и благодарят Бога за пищу, данную им людям.[1]…
13 глава евангелия от Марка сильно отличается от остальных его частей, потому что у нее совершенно особое содержание: здесь Иисус говорит о конце мира на языке апокалиптики. Речь яв­но носит составной характер, так как в ней соединены во­едино речения, которые, вероятно, некогда были самостоя­тельными. Этот вывод можно сделать из Матфея и Луки, у которых некоторые речения находятся в другом месте и помещены в другой контекст (см. Мф 10.19-20; Лк 12.11-12; Мф 10.22; Лк 17.31; 23.29). Другой особенностью этой главы является трудность в определении ее жанра, так как в ней соединены элементы речи-завещания, пророчества и апокалиптического видения. В Священном Писании великий…
Кто такие пророки? О пророческом служении. Пророки – религиозные деятели, боговдохновенные учители и проповедники ветхозаветного времени. Книги пророков-писателей составляют значительную часть ветхозаветного канона. Еврейское слово «наби», пророк, не означает только предсказателя будущего. Хотя точная его этимология не установлена, общий смысл термина может быть передан как «призванный посланник» (ср. аккадское «набу» – призывать). В греческом языке слово наби переводится как «профетес» – как человек, говорящий от чьего-то лица (в данном случае – от лица Божия), вестник (отсюда и термин «профетизм», означающий пророческое движение в целом и его доктрину).[1] Кроме слова «нави», в Ветхом Завете к пророкам прилагались и другие названия (например,…
Что такое антропология? Антропология (англ. anthropology; от греч. «Anthropos» - человек + «logos» – слово) – комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека и человеческого общества. Различается несколько в определенной степени отдаленных друг от друга дисциплин. Это – физическая антропология (основной предмет ее составляют человек как биологический вид и его ближайшие родственники – современные и ископаемые человекообразные приматы), включая палеоантропологию и прикладную дисциплину судебной антропологии; социальная и культурная антропология (здесь представлено сравнительное изучение человеческих обществ, то есть как дисциплина близкая этнологии), включая лингвистическую, когнитивную, политическую и экономическую антропологию. Особняком стоит так называемая философская антропология, представляющая собой не столько эмпирическую науку, сколько смесь…
Большинство исследователей считает, что Лжедмитрием в действительности был Юрий Отрепьев, который принял монашество с именем Григорий, в сане диакона служил в Чудовом монастыре, занимаясь также переписыванием книг, и был близок к патриарху Иову.[1] С. М. Соловьев свидетельствовал о тождестве Лжедмитрия и Григория Отрепьева: «Очевидцы признавали в первом Лжедмитрии великороссиянина[2] и грамотея[3], который бегло и красноречиво изъяснялся на московском наречии, как на родном, четко и красиво писал, латинскую же грамоту знал плохо»[4].Современный историк М. И. Зарезин[5] констатирует, что иностранные историки того времени по-разному интерпретировали официальную версию московского правительства по поводу идентичности Лжедмитрия I и Григория Отрепьева (беглый инок Чудова монастыря): Исаак…
«Протестантизм восточного обряда» и 19 век. Начнем же наше повествование со ставшего уже классическим мнения о. Г. Флоровского относительно вопроса преобразований в церковной жизни РПЦ 19 века: «Вопрос о реформах в церковной жизни и в самом церковном управлении был задан и поставлен совсем открыто. В частности, был очень остро поставлен вопрос о преобразовании церковного суда. Все эти вопросы обсуждались в печати, прямо или косвенно, с большим увлечением и даже горячностью. Особое возбуждение вызывали книги бывшего профессора Д. И. Ростиславова и священника Беллюстина, изданные тогда заграницей, в Берлине и Лейпциге. Это была желчная и не добрая критика существующих порядков, часто верная…
Понятие «μίμησις» в античной философской литературе. Этимология слова «μίμησις». Этимология слова «μίμησις» неясна, и параллелей в других индоевропейских языках оно, вероятно, не имеет.[1] В пользу предположения, что это слово из языка догреческого населения, говорит тот факт, что в эпической поэзии оно не встречается. Учитывая, что все ранние места, где встречается данное слово, имеют отношение к танцу, высказывается предположение, что «mimoi», о которых говорит Эсхил («Страбон», X 3, 16), – это актеры дионисийского оргиастического культа. Такое предположение одним разом устраняет многие трудности. Ведь Дионис – не собственно греческий бог, это пережиток древнейшей догреческой религии. Таким образом, «μίμησις» есть первоначально танцевальное представление,…
Возникновение иудейско-эллинистической литературы. Филон Александрийский. Эллинское просвещение, эллинская культура, коснувшаяся всех народов средиземноморского бассейна, проникла и в иудейство. Универсальный принцип разума и слова встретился лицом к лицу с религиозным началом абсолютного, универсального монотеизма. Рассеянные по всей вселенной, иудеи не могли оставаться чуждыми культурной силе, завоевавшей мир, и в то же время, усвоив ее, они должны были так или иначе определить свое к ней отношение или ее отношение к своей вере, которую они должны были поведать миру. Точки соприкосновения с эллинизмом находились всюду, и космополитическое «рассеяние», естественно, должно было испытать на себе его влияние, усвоив себе греческий язык, ставший международным, и…
Американская революция и избирательное право Американская революция возникла в определенных условиях и обладала некоторыми особенностями. Первая характерная черта американской революции заключалась в территориальном аспекте, ведь США не проходила через такую социально-историческую формацию, как феодализм. Американское общество было демократично по своей сути. Второй специфической чертой стала обусловленность американской революции национально-освободительными мотивами. Национально-освободительное движение переросло в войну за независимость. Но американская революция не модифицировала рабовладельческую систему Юга, которая продолжительное время сдерживала развитие американского капитализма.[1] Американская революция была следствием назревающего разрыва (экономической и политически-правового) между метрополией и колониями. К тому же и в самих колониях проявлялись классовые противоречия в форме сопротивления малосостоятельных колонистов…
«Славяне, Византия и Христианство». Духовное возрождение целого народа, как и одного человека, совершается не одинаково, в ином народе оно совершается ранее, в другом – позднее, в одном – быстро, в другом – медленно. Преподобный Нестор повествует, что апостол Андрей из Синопы через Корсунь, или Херсон, доходил берегом Днепра до Киевских гор, благословил их и водрузил там крест, сказав: «На сих горах воссияет благодать Божия». Оттуда он отправился на север, до берегов Волхова и озера Ильмень, а оттуда – в Рим. Но в летописи Нестора не упомянуто, чтобы путешествие Первозванного Апостола оставило по себе следы на почве Киевской Руси. К подобным…
Saturday, 07 March 2015 12:03

Храм Соломона

Во всех религиях храм считается священным местом, где Божество являет свое присутствие людям, чтобы принимать их поклонение, выражаемое в культе и делать их причастниками своей милости и жизни. Его обычное местопребывание не принадлежит земному миру, но храм до некоторой степени отождествляется с ним, так что благодаря храму человек вступает в связь с миром богов. Такую первоначальную символику мы находим в Ветхом Завете. Иерусалимский храм знаменует присутствие Бога среди людей. Но это всего лишь знамение временного характера, которое заменится в Новом Завете знамением иного рода: Телом Христа и Его Церковью.[1] Евреи патриархальных времен не знали храма. У них были священные места,…
Нагорная проповедь. Урок 1. « Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его». ( Мф. 5:1) Важно сразу определиться в одном вопросе. Божьи заповеди даны всем людям без исключения. Заповеди блаженства - для учеников. Христос учил их, взошедши на гору. Гора обозначает некую высоту над землей. Духовно необходимо оторваться от земли, от привычных правил. Моисеевы заповеди являются законом для ветхозаветного человечества. Нагорная проповедь направлена новому человеку, новой твари во Христе. Странно звучит эта проповедь для слуха ветхого человека. Если раньше было сказано: «око за око, и зуб за зуб», то теперь Христос говорит: «не противься злому».…
Thursday, 26 February 2015 11:20

Устав Церковного звона

Устав Церковного звона Порядок церковного звона (уставные рекомендации):      Молитвы звонаря      Названия колоколов      Виды звонов. Благовест      Виды звонов. Трезвон      Виды звонов. Перезвон      Виды звонов. Перебор      Звоны воскресные. Всенощное бдение      Звоны воскресные. Литургия      Звоны будничные      Звоны Великого Поста. Общие положения      Звоны Великого Поста. 1 седмица      Звоны Великого Поста. 2 седмица      Звоны Великого Поста. 3 седмица      Звоны Великого Поста. 4 седмица      Звоны Великого Поста. 5 седмица      Звоны Страстной седмицы      Звоны на Пасху и Светлую седмицу      Звоны на Архиерейских богослужениях Сегодня, как никогда, остро стоит вопрос…
священник Геннадий Орлов. Песнопения Страстной седмицы. Введение Великий пост — это особое время покаяния и исправления. Во время Страстной седмицы в храме молитвенно вспоминаются события спасительной Жертвы Богочеловека Христа. Богослужебные тексты этого периода содержат драгоценные духовные сокровища, которые могут несказанно обогатить всех желающих приобщиться к ним. Страстная седмица у древних христиан называлась «неделей святых страстей», «неделей спасительных страстей», «Пасхою крестною». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В сию великую неделю разрушено долговременное царство диавола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие, отверст рай и небо стало доступно человекам. Царь и Бог мира умирил вместе и небесное, и земное; посему эта седмица и называется…