(память 9 июня по старому стилю) Московский старец, в миру отец Алексий Мечёв, родился 17 марта 1859 года в благочестивой семье регента кафедрального Чудовского хора. Отец его, Алексей Иванович Мечёв, сын протоиерея Коломенского уезда, в детстве был спасен от смерти на морозе в холодную зимнюю ночь святителем Филаретом, митрополитом Московским и Коломенским. В числе мальчиков из семей духовенства Московской епархии, отобранных по критерию достаточной музыкальности, он был привезен поздним вечером в Троицкий переулок на митрополичье подворье. Когда дети ужинали, владыка митрополит вдруг встревожился, быстро оделся и вышел осмотреть прибывший обоз. В одних санях он обнаружил спящего мальчика, оставленного там по…
Священномученик Александр родился в 1847 году в семье диакона Степана Гурьевича Миропольского, служившего в Покровском храме в селе Белая Гора Чистопольского уезда Казанской губернии. Начальное образование Александр получил в духовном училище, где учителя говорили ему, что он имеет исключительные способности к изучению языков, и советовали ему поступать в университет; как способному ученику, они усердно преподавали ему французский и немецкий языки. По окончании училища Александр поступил в Казанскую Духовную семинарию и, проучившись в ней некоторое время, принял твердое решение стать священником. Учась в семинарии, он присмотрел себе и невесту, предполагая сразу по выходе из семинарии жениться. В 1868 году Александр окончил…
священноисповедник Сергий Правдолюбов Священномученик Александр Маккавеевский (профессор МДА А. М. Туберовский) Священномученик Александр Туберовский родился 8 марта 1881 года в семье священника Покровской церкви села Маккавеева Рязанской губернии Касимовского уезда. Дед о. Александра служил много лет псаломщиком этого же храма и похоронен недалеко от алтаря к югу от храма. Дом в поселке Сынтул, в котором жил сщмч. Александр (напротив Покровской церкви) Детство в священнической семье давало очень много для воспитания подлинной веры и желания послужить Церкви Божией. С самых юных лет Александр был дружен с другим Александром, сыном местного диакона Василия Орлова. Удивительно, что оба Александра стали святыми – и…
(память 7 августа по старому стилю) Священномученик Арефа Валаамский (в миру Митренин Александр Фёдорович) родился 21 ноября 1879 года, в городе Кронштадт. Поступил в Валаамский монастырь 26 мая 1902 года. Зачислен в послушники 20 марта 1906 года. Пострижен в монашество с именем Арефа 22 мая 1910 года. Рукоположен в сан иеродиакона 30 июля 1915 года. Посвящён в сан иеромонаха - 28 апреля 1921 года. С февраля 1917 года проходил клиросное послушание на Московском подворье, правил череду священнослужения. В 1925 году он выехал в Финляндию, в Валаамский монастырь, откуда 22 октября был выслан за верность Русской Церкви и Юлианскому календарю. С…
«Опасный метод» Дэвида Кроненберга – спокоен, ригористичен, выдержан в минималистских тонах. Главное в одном из последних шедевров канадского маэстро – сама структура киноповествования. Кроненберг на основании отображения фрагментов «жизненного мира» г-на Юнга создаёт визуализацию фрейдовской психоаналитической триады. Довольно размеренный нарратив, камуфлирующийся под документальность и «биографичность» (жизнь двух столпов психоанализа сама по себе эффектно смотреться в глазах аудитории) и не предполагающий неожиданных сценарных твистов, в своей структуре скрывает кроненбергскую обманку. Оказывается, что вся сюжетная канва житейских коллизий Юнга-Фрейда – лишь событийное обрамление главного замысла режиссера: визуальной интерпретации основ психоанализа. Кроненберг препарирует жизни двух гигантов психоаналитического дискурса через сам психоанализ. Конечно, режиссёр…
(память 10 ноября по старому стилю) Мученик Аполлон (Аполлон Ксенофонтович Бабичев) родился 30 марта 1874 года в городе Калуге. Окончил городское училище и служил в Георгиевском храме псаломщиком. 16 октября 1937 года власти арестовали его. На следствии он сразу занял твердую позицию, настаивал на точной записи ответов и ставил после каждого ответа подпись. - Вы арестованы и обвиняетесь в контрреволюционной деятельности, дайте правдивые показания по существу, - потребовал следователь. - Контрреволюционной деятельностью я не занимался. - Напрасны ваши запирательства, следствие располагает достаточными данными, уличающими вас в контрреволюционной деятельности, которую вы проводили совместно с церковными лицами, предлагаю говорить правду. - Вновь…
Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский, священномученики Митрофан (Вильгельмский), Александр (Ерошов), Михаил (Дейнека), Матфей (Вознесенский), Виктор (Каракулин), Ипполит (Красновский), Николай (Садовский), Василий (Иванов), Николай (Кулаков), Максим (Богданов), Александр (Саульский), Павел (Попов), Павел (Брянцев) и мученики Михаил (Вознесенский) и Григорий (Богоявленский) (память 19 мая по старому стилю) Священномученик Антоний (в миру Василий Александрович Панкеев) родился 1 января 1892 года в селе Садовом Херсонского уезда Херсонской губернии в семье священника, умершего от тифа в 1919 году. В 1912 году он окончил Одесскую Духовную семинарию по первому разряду и поступил в Киевскую Духовную академию. В 1915 году между Киевской и Петроградской академиями состоялся обмен…
(память 25 января по старому стилю) Священномученик Алексий (в миру Петр Филиппович Бельковский) родился в 1842 году в селе Рождествино Каширского уезда Тульской губернии в семье священника Филиппа Евфимовича Бельковского. Священник Филипп Бельковский (1813-1878) был сыном пономаря из села Белькова Московской губернии; он служил более сорока лет на одном месте, в храме села Рождествино. Интересны воспоминания о нем, из которых становится ясно, в какой обстановке провел свое детство архиепископ Алексий. Семья священника Филиппа была бедная, и, как вспоминают знавшие его, "в жизни своей Филипп Евфимович не испытал и не знал, что такое роскошь, или богатство, или слава - не любил…
Тема 1. БИБЛИЯ. 1.1. Откровение.      Слово "Библия" в переводе с греческого означает "книги" (в малоазийском городе Библос производились папирусы для древних книг). Множественное число в этом названии первоначально подчеркивало структуру Священного Писания иудеев, состоящего из многих книг, но со временем приобрело другой, величественный смысл: что-то вроде "Книга книг", или "всем книгам - Книга". После многих лет атеистической идеологии и в годы пришедшего ей на смену духовного плюрализма правильное понимание Библии становится для православного христианина не столько признаком образованности, сколько одним из условий спасения. В духовной литературе часто употребляется термин "откровение". В каком-то смысле его синонимами являются "открытие", если речь…
Докладъ Архіепископа Аверкія на пастырскомъ совѣщаніи духовенства Сѣверной Америки и Канады 21 августа / 3 сентября 1969 года.   Ничего нѣтъ на свѣтѣ выше пастырскаго служенія, ибо пастырское служеніе есть служеніе самому великому и святому дѣлу — дѣлу спасенія душъ человѣческихъ. Спасенія отъ чего? Отъ грѣха — отъ того грѣховнаго устроенія души, съ которымъ послѣ грѣхопаденія нашихъ прародителей раждается въ міръ каждый человѣкъ, — и отъ той вѣчной погибели, къ которой ведетъ человѣка грѣхъ. Высочайшую цѣль ставитъ себѣ поэтому пастырское служеніе — цѣль, съ которой не можетъ сравниться никакое другое земное дѣланіе. Истинное пастырствованіе такъ опредѣляетъ великій Апостолъ языковъ св. Павелъ въ своемъ посланіи къ Ефесянамъ (4, 12-13): оно есть…
I Готовясь говорить о Софии, Премудрости Божией, мы должны вспомнить слова Писания: «Начало Премудрости — страх Господень» (Пс 111:10; Притч 1:7; 9:10). Готовясь говорить о Деве Марии, Матери Божией, мы должны вспомнить слова из гимна св. Иоанна Дамаскина, почитаемого церковной традицией Востока и Запада: Stergein men hmaV wV akindunon fobw Paon siophn. Tw poqw de Parqene UmnouV ufoinein suntonw teqhgmenouV ErgwdeV estin. Alla koi, Migthr. sqegoV Osh pefuken h proairesiV, didou. («Для нас безопаснее и не так страшно избрать [буквально — возлюбить] молчание; но по понуждению любви слагать пространные хвалы — дело трудное. Так дай, Матерь, и силу, соразмерную воле».)…
(память 7 августа по старому стилю) Священномученик Александр Хотовицкий, протопресвитер, родился 11 февраля 1872 года в городе Кременце в благочестивой семье ректора Волынской Духовной Семинарии протоиерея Александра, память о котором как о добром пастыре хранилась в сердцах православных жителей Волыни. Родители дали отроку доброе христианское воспитание, внушили ему любовь к Православной Церкви и народу Божию. Образование будущий пастырь получил в Волынской Семинарии и Петербургской Духовной Академии, которую закончил магистрантом в 1895 году. По окончании Академии он был направлен в Северо-Американскую епархию в Нью-Йорк. В 1896 году псаломщик Александр был рукоположен в сан пресвитера в кафедральном соборе в Сан-Франциско. С 1896…
(память 10 ноября по старому стилю) Мученик Алексий родился 5 февраля 1892 года в деревне Куровской Калужской губернии в семье крестьянина Григория Горбачева. Окончил сельскую школу. С 1911 года Алексей Григорьевич служил в храме села Мурманцево псаломщиком. Осенью 1937 года власти арестовали его. Допрошенный по обвинению в контрреволюционной деятельности, Алексей Григорьевич виновным себя не признал. 19 ноября 1937 года Тройка НКВД приговорила архиепископа Августина (Беляева), архимандрита Иоанникия (Дмитриева), протоиерея Иоанна Сперанского, псаломщиков Алексея Горбачева, Аполлона Бабичева и члена церковного совета Михаила Арефьева к расстрелу, они были расстреляны 23 ноября 1937 года и погребены в общей безвестной могиле. Причислен к лику…
(память 1 марта по старому стилю) Преподобномученица Анна родилась 5 ноября 1892 года в селе Константинове Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Алексея Макандина. Окончила сельскую школу. В 1914 году Анна Алексеевна поступила послушницей в Алексеевский монастырь в Москве, располагавшийся в то время на Верхней Красносельской улице. Во все время жизни в монастыре она исполняла послушание на кухне. В 1924 году монастырь был безбожной властью закрыт, и послушница Анна поселилась вместе с монахинями монастыря на квартире; они сохраняли монашеские правила и устав. Зарабатывали они на жизнь шитьем одеял. В 1930 году власти приняли решение об аресте всех насельников и…
Священномученик Иаков родился в 1896 году в городе Бежецке в семье священника Иакова Бойкова. С детства любимым занятием его было чтение духовных книг, а любимой игрой — «игра в храм». На чердаке дома он оборудовал себе небольшую библиотеку и устроил «церковь» — повесил иконы, колокольчики и утром, когда наступало время службы, звонил. Все окружающие думали, что мальчик посвятит свою жизнь сугубо служению Богу и скорее всего в монашеском звании, и, когда он впоследствии женился, были весьма удивлены. Яков окончил духовное училище, поступил в Тверскую Духовную семинарию, а по окончании ее в 1915 году — в Московскую Духовную академию. После государственного…
Кь изданiю Св. Троiцкимь монастырем учебников русского языка. Не так давно, по настойчивым просьбам многих верующих рус- ских людей, Св. Троицким монастырем издан ряд учебников рус­ского языка: Этимологш Русского Языка для низших классов гимназШ — А. Кирпичникова и 0. Гилярова (перепечатка с 46 издашя 1918 г.) — ц’Ьна 50 центов; Сттаксис Русского Языка применительно к правописанш — А. Кирпичникова (перепечатка с 40 издашя 1912 г.) — цена 25 центов; Русская Грамматика с болыпим количеством письменных упражнешй. Руководство для учеников младших классов средних учебных заведешй и низших училищ. Составил Я. Максимов (пере­печатка с 27 издашя) — цена 75 центов и Русская…
Сопоставление бергсонизма с русским интуитивизмом более чем показательно. Бергсона, Лосского, Франка сроднила реалистическая установка, требующая отказаться от разрыва между субъектом и объектом, следствием коего является гносеологический субъективизм. В поисках коренного субъект-объектного единства вырастала идея интуиции как непосредственного созерцания предмета или проникновения в него. Русские интуитивисты по примеру славного француза занялись гносеологическим и онтологическим изучением возможностей интуиции, поиском истоков пред-знания, оснований собственных позиций (например, генезис древнего представления «мир как органическая целостность»).[1] Первую попытку онтологического обоснования интуитивизма Бергсон предпринял еще в «Материи и памяти», а целостно подошел к данному вопросу уже в «Творческой эволюции». Результаты этих изысканий стали важным источником в творчестве…
ВВЕДЕНИЕ До сих пор остается востребованной проблематика объективной оценки теологической системы, разработанной о. Сергием Булгаковым, ввиду необходимости для богословской мысли заново поставить перед собой проблему о Боге в отношении к миру. Краеугольным камнем оценки богословия прот. С. Булгакова является тот факт, что существуют два официальных документа 1935 года: определение Карловацкой церкви заграницей и указ митр. Сергия (Страгородского), обвиняющие учение о. Сергия Булгакова в отступлении от православия. С другой стороны, стоит отметить особый (направленный к миру) характер булгаковской теологии. К примеру, представители Свято-Сергиевского института считали, что богословие должно необходимо совмещать в себе два качества: быть укорененным в традиции и в то…
(память 27 июня по старому стилю) Священномученик Амвросий, епископ Сарапульский, Свияжский и Казанский (в миру Василий Гудко) родился в Люблинской губернии в 1867 году. В 1889 году Василий поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, где принял монашеский постриг в 1891 году, а через два года был рукоположен в иеромонаха. После окончания Академии со степенью кандидата богословия, отец Амвросий был назначен заведовать миссионерским училищем на Алтае. Служил в Корейской Духовной Миссии, затем был смотрителем Московского Донского духовного училища, а с 1901 года являлся ректором Волынской Духовной Семинарии. В 1904 году состоялась хиротония архимандрита Амвросия во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. С 1909…
Содержание. Глава 1. Вечному и духовному люди плотские не верят, потому что не знают по опыту того, что слышат о духовном.. 1 Глава 2. О том, что и неверующий имеет веру. 1 Глава 3. О том, что сотворены троякого рода духи жизни. 2 Глава 4. О словах Соломона: случай (конец) сынов человеческих и случай скотский, случай един им   2 Глава 5. Существует ли душа, когда ее нельзя видеть при исходе из тела?. 3 Глава 6. Как жизнь души, находящейся в теле, познается из движения членов, так жизнь души по смерти тела святых познается из чудес. 3 Глава 7. Об исходе…