Введение В нынешнее время Русская Православная Церковь возрождается после длительного периода гонений. Вся богатая церковная жизнь дореволюционной России была разрушена, многие традиции оказались утерянными, множество людей, воспитанных в советском обществе ничего не слышали ни о православной вере, ни о христианской Церкви. Богатый опыт церковных богослужений, духовной жизни ушел в прошлое. Все это очень неблагоприятно отражается и на простых верующих, и на священнослужителях. Ныне мы видим, что характерная черта современной церковной жизни – это тяжелейший разрыв преемства. «Огромная часть прихожан и духовенства являются новоначальными в вере»[1]. Основы православной веры и церковной жизни, которые раньше закладывались у людей с детства, в семейном…
(Записки соловецкого узника) М.: Крутицкое Патриаршее подворье. Общество любителей церковной истории, 1997. Подг. текста М.И.Одинцова. 259 с. Серия "Материалы по истории церкви", кн. 13. Номер страницы после текста на ней. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие. От публикатора. Введение Глава I Побег. Глава II Очерки религиозно-церковной жизни в России (1917-1931 гг.)s Глава III Соловки Концентрационный военный лагерь особого назначения. Глава IV Религия, Церковь и большевизм в России до 1931 года. Глава V Отношение христианской культуры и ее насадителя, руководителя и хранителя Христианской Церкви к богоборческой коммунистической власти — насадителю материалистической культуры. Возможно ли между ними «мирное» сожительство как в России, так и в международном…
Самое полное собрание, некоторые письма публикуются впервые Предисловие Настоящее собрание писем Архиеп. Феофана Полтавского является самым полным из известных. В него вошли все уже опубликованные письма, но ряд писем – №№ 7, 11, 15, 62 – публикуются впервые. Джорданвилль, 1976 Основой для собрания писем послужило Джорданвилльское издание 1976 г., которое начиналось следующим введением: “Высокопреосвященнейший Феофан, Архиепископ Полтавский и Переяславский получил свое монашеское имя в память глубоко почитавшегося им приснопамятного святителя Феофана, Вышенского Затворника. В них обоих чрезвычайно много общего, сродного по духу. И Архиепископ Феофан, подобно святителю Феофану Затворнику, был таким же глубоким богословом и вместе с тем непоколебимым и…
Господину блаженнейшему отцу, невыразимо дивному, несравненно чтимому, изрядному покровителю [нашему] Августину, Проспер. 1. Хотя я и не знаком тебе лично, но уже до некоторой степени, если ты помнишь, известен мыслями и словом, ведь я отправил тебе письма и получил [ответ] через святого брата моего диакона Леонтия: так что и ныне также дерзну я написать Твоему Блаженству, не только для того, чтобы поприветствовать, как было тогда, но и по побуждению веры, которой живет Церковь. Ибо поскольку неусыпное усердие твое постоянно печется о всех членах тела Христова и сражается силой истины против козней еретических учений, я подумал, что не нужно мне бояться…
Описание рукописной службы святителю Амвросию епископу Медиоланскому Литургический и нравственно-богословский комментарий Иеромонах Никон (Скарга), насельник Оптиной Пустыни  Служба использовалась в келейном обиходе преподобного старца Амвросия Оптинского. По ней совершали всенощное бдение в день памяти святителя Амвросия – день Ангела старца Амвросия. Служба Свт. Амвросию Медиоланскому Первые сведения о службе встречаются в Летописи скита Оптиной Пустыни. 31 августа (по ст.ст.) 1870 г. Белевской сборщицей матерью Рахилью (Розовой) был привезен старцу Амвросию крест с частицами мощей. Одна из частиц была свт. Амвросия, еп. Медиоланского, духовного покровителя старца Амвросия. «В тот же день, – читаем в Летописи, – у батюшки совершено бдение келейное…
Мысли и суждения о Русском народе, об Евразийстве, о Братстве Русской Правды. А. С. Пушкин. Ф. М. Достоевский. Царская власть и Св. Православие. Христолюбивое Русское Воинство. Русcкой молодежи. Содержание От автора I. О русском народе 1. Православная культура 2. Христианство и культура 3. Могучая сила русскаго быта и заботы о его сохранении в эмиграции Окружное послание к русской заграничной пастве 4. Принятие русским народом христианства 5. Необходимость духовнаго возрождения 6. Неистребимое благочестие русскаго народа 7. Крайняя необходимость нарочитаго прославления Святаго Равноапостольнаго Великаго Князя Владимира русской эмиграцией Св. Равноапостольный Великий Князь Владимир 8. Главная воспитательная сила русскаго народа – монастыри и…
День рождения Церкви Праздник Святой Троицы, называемый еще Пятидесятницей, посвящен сошествию Святого Духа на апостолов в пятидесятый день после воскресения Христова. Сошествием Святого Духа утверждается в мире христианская вера и начинает свое бытие Церковь Христова. В праздник Пятидесятницы Церковь подводит своих чад к порогу своей благодатной жизни и призывает их обновить и укрепить в себе дары Духа Святого, полученные ими в таинстве Крещения. Без благодати Божией невозможна духовная жизнь. Эта таинственная сила обновляет и преображает весь внутренний мир христианина. Все самое возвышенное и ценное, что только каждый может желать, – подает ему Дух Святой. Вот почему праздник Святой Троицы так торжественно и радостно встречается…
От­ве­ча­ет Сер­гей Ху­ди­ев На пя­ти­де­ся­тый день (от­сю­да и на­зва­ние празд­ни­ка) по­сле вос­кре­се­ния Хри­ста и по­сле иудей­ской Пас­хи апо­сто­лы со­бра­лись в Си­он­ской гор­ни­це в Иеру­са­ли­ме, где на них со­шел Свя­той Дух. Од­ним из Его да­ров бы­ла спо­соб­ность го­во­рить на раз­ных язы­ках для про­по­ве­ди Еван­ге­лия. В чем смысл это­го со­бы­тия, и что Пи­са­ние го­во­рит нам о Свя­том Ду­хе? 1. По­че­му Пя­ти­де­сят­ни­цу ино­гда на­зы­ва­ют Днем Рож­де­ния Церк­ви? Цер­ковь — это не про­сто со­бра­ние вер­ных, а Те­ло, ор­га­низм, в ко­то­ром стру­ит­ся жизнь Хри­сто­ва. И этот ор­га­низм со­зи­да­ет­ся Свя­тым Ду­хом, как пи­шет апо­стол, Ибо, как те­ло од­но, но име­ет мно­гие чле­ны, и все чле­ны од­но­го…
творение преподобных и богоносных отцов наших Космы епископа Маюмского и Иоанна Дамаскина, инока и пресвитера лавры Саввы Освященного церковно-славянский текст с переводом и комментарием священноинока Симеона Божественного Духа нашедшая сила, раздельшиися древле глас, зле согласившихся, во единомыслии Божества совокупи, разум наставляющи верных к Троице, о Ней же утвердихомся Предисловие Православное богослужение, как оно дошло до нас в литургических книгах и церковных уставах, в лучших памятниках гимнографии, иконописи и храмовой архитектуры, есть чудный плод самых высоких устремлений человеческого духа, озаренного благодатными лучами Святого Духа Божия. Это живое, яркое и многогранное свидетельство нашей веры и жизни по вере, выражение многовекового исторического опыта Церкви.…
Как сошествие Святого Духа на апостолов изображалось в разные эпохи Православные иконы  условно можно разделить  на два типа. К первому относятся  изображения, которые содержат минимум деталей и вполне понятны всем молящимся. Во вторую группу входят иконы, имеющие многоплановую структуру, насыщенные множеством символов, не всегда понятных. Как правило, простые иконы — это изображения святых, одиночные или групповые. Радикальным образом от них отличаются праздничные композиции. Они зачастую настолько сложны для понимания, что, подобно трудным местам Священного Писания, нуждаются в толковании. Такова, например, икона, которая рассказывает нам о важнейшем событии в истории Церкви — сошествии Святого духа на апостолов. Смысл праздника Пятидесятницы Праздник…
С. Ванюков Оглавление I. История праздника в святоотеческой традиции II. Богослужение праздника в византийской и славянской традиции а) Иерусалимская традиция (IV-V века) б) Константинопольская традиция (IX век) 1. Соборно-кафедральное богослужение 2. Монастырское богослужение 2. 1. Студийский Ипотипосис (IX век) 2. 2. Евергетидский Типикон (XI век) 2. 3. Студийско-Алексиевский Типикон (XI век) 2. 4. Афоно-Студийский Типикон 2. 5. Южно-итальянские типиконы 2. 6. Иерусалимский Типикон III. Заключение   ^ I. История праздника в святоотеческой традиции Пятидесятница (греч. – Κυριακή της ἁγίας Πεντηκοστής; лат. – Pentecoste) является одним из древнейших праздников Христианской Церкви. Имеющий свой прообраз в Ветхом Завете (Числ. 34:22; Втор. 16:10) и будучи установлен там в память дарования Синайского…
А.А. Лукашевич Оглавление Из истории богослужения на праздник Святой Пятидесятницы Молитвы коленопреклонения на вечерне Пятидесятницы Из истории богослужения на праздник Святой Пятидесятницы^ Праздник Пятидесятницы имеет свои корни в Ветхом Завете. Согласно книге Исход (Исх.23:14-16), для древнего Израиля были установлены три важнейших праздника: праздник опресноков (в 15-й день 1-го месяца еврейского календаря), праздник жатвы первых плодов (через пятьдесят дней после Пасхи; также «праздник седмиц») и праздник собирания плодов (в конце года). В эти три праздника должен являться весь мужской пол твой пред лице Владыки, Господа твоего (Исх. 23:17). Праздник седмиц, к которому восходит Святая Пятидесятница, первоначально отмечался через семь недель после начала жатвы (Втор.…
Глава I Уважение к св. Василию в древней Церкви. — Знаменитость его предков и их благочестие. — Домашнее воспитание Василия у бабки Макрины. — Внушения матери его. — Предметы обучения в кесарийском училище — Уроки в Константинополе и Афинах. — Прием Василию в афинском училище и первые его впечатления. — Образ жизни его здесь и дружба с Григорием Назианзином. — Прощание с училищем — Взгляд сестры его Макрины на первые его занятия по возвращении из Афин — Путешествие Василия по монастырям[1] Святитель Василий Великий принадлежит к числу тех пастырей Церкви, которые пользовались уважением и любовью не только при жизни своей…
Рассказ многогрешного инока Кирилла Печерскому игумену Василию о человеке бельце и чернечестве, и о душе, и о покаянии В некотором граде был царь, очень кроткий, хороший и милостивый, хорошо заботился о своих людях; только лишь одним он не был разумен, – тем, что не боялся нападения, не держал ратного оружия, не предполагая, что кто-то придет на него <войной>. Имел при себе тот царь много друзей и советников и одну, по-мужски умную, дочь. Был среди тех советников один мудрый и благоразумный, что всегда печалился о царском легкомыслии и искал благоприятное время, когда б сказать царю, чтобы готовился он к битве. Внезапно…
Литературное наследие преподобного Варсонофия Оптинского Священник Илия Ничипоров, клирик Никольского храма Красногорска Московской епархии, преподаватель Коломенской Православной духовной семинарии, доцент МГУ им. М.В.Ломоносова, доктор филологических наук Важное значение Свято-Введенской Оптиной Пустыни для отечественной культуры ярко проявилось в  ее обширном, многожанровом и пока еще недостаточно изученном литературном наследии[1]. В жанрово-тематическом отношении литературное творчество оптинских подвижников включает в себя аскетические произведения, эпистолярий (например, обширная переписка старцев Льва, Макария, Амвросия), разноформатные дневниковые записи, жития, летописи, многообразные сборники духовного содержания, исторические, поэтические сочинения, а также записи бесед старцев, сделанные их духовными чадами. Оптинское литературное наследие нуждается в комплексном филологическом, богословском, историческом осмыслении. В качестве…
Содержание Предуведомление I. Сведения об основании Саровской пустыни и первоначальник ее иеросхимонах Иоанн II. Димитрий, строитель саровской пустыни III. Филарет IV. Маркелл V. Исаакий VI. Ефрем VII. Пахомий VIII. Строитель иеромонах Исаия IX. Игумен Нифонт X. Валаамский игумен Назарий XI. Духовные наставления старца Назария XII. Духовник саровской братии иеромонах Иларион Наставления новоначальным иеромонаха Илариона XIII. Иеромонах Евгений XIV. Настоятель игумен Исаия XV. Настоятель игумен Серафим XVI. Взгляд на состояние обители при нынешнем настоятеле игумене Иосифе XVII. Об иночестве Краткое сказание о жизни и подвигах старца саровской пустыни иеромонаха Серафима с приложением его наставлений Духовные наставления отца Серафима Предуведомление Помня заповедь…
По благословению Епископа Саратовского и Вольского ЛОНГИНА Объяснение литургии в вопросах и ответах Содержание ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ Часть первая О ПРОСКОМИДИИ Часть вторая О ЛИТУРГИИ ОГЛАШЕННЫХ Часть третья О ЛИТУРГИИ ВЕРНЫХ ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛЬ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ЧТЕНИЙ ЦЕРКОВНЫХ ВВЕДЕНИЕ В ИЗЪЯСНЕНИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ Вопрос. Что называется литургией? Ответ. Литургией называется то общественное Богослужение, в котором совершается Таинство Причащения. Вопрос. Почему литургия называется обедней? Ответ. Название обедня произошло от обыкновения древних христиан по окончании литургии из остатков принесенных даров хлеба и вина учреждать братолюбную трапезу, или общественный обед, в части храма, которая потому ныне и называется трапезною. Вопрос. Что должно знать о месте,…
(Из Нибурова предисловия к боннскому изданию Corpus scriptorum historiae byzantinae. Pars I. Pag. XXX) Малх был уроженцем города Филадельфии. Известно несколько городов этого имени; из имени Малх, которое есть сирийское, Фабриций справедливо выводит, что он был родом из Филадельфии палестинской. Он был софистом в Константинополе 1. Он продолжал историю Приска с 474 года (семнадцатого года царствования императора Леонта, или Льва) до смерти Непота 2, убитого в 480 году 3. Фотий прочел эту историю семилетия, которая содержалась в 7 книгах под заглавием «События, или Дела византийские» (Βυζαντιακά). И выписки о посольствах, {219} и те, которые сохранены Суидой из других статей (отделов, титулов 4), вращаются в…
• Соловецкий монастырь. По рисунку А.И.Хамцова.      Соловецкий монастырь - один из крупнейших ансамблей каменного зодчества XVI - XIX веков на севере Руси. К сожалению, правильному представлению о его древних сооружениях мешают утраты и переделки, которые при недостаточной изученности построек внесли в накопившуюся по Соловкам литературу много неверных утверждений, неточностей и малообоснованных догадок. В настоящее время в связи с натурными исследованиями зданий, сопутствующими их реставрации, стало возможным дать более подробное и документированное описание построек и сделать некоторые выводы по архитектуре этого интереснейшего комплекса. Первое общее впечатление об ансамбле мы получаем с воздуха или с воды. Сверху он неожиданно возникает как небольшой…
Содержание I. О местоположении, Софрониевой Пустыни II. О начале и распространении Софрониевой Пустыни III. Описание зданий Софрониевой Пустыни IV. О Чудотворных Иконах, Св. Мощах и драгоценных утварях в Софрониевой Пустыне V. О правах и преимуществах Софрониевой Пустыни VI. Об Уставе Софрониевой Пустыни VII. О Козначействе Софрониевой Пустыни VIII. О владениях Софрониевой Пустыни прежних и нынешних IX. О Покровителях и Благодетелях Софрониевой Пустыни X. О Настоятелях Софрониевой Пустыни  Благодатная, радуйся! с Тобою Господь, поваяй мирови Тобою велию милость. Успен. Стихи́ры. Радуйся Пустыня жаждущая! да веселится пустыня, и да цветёт яко крин (Исаии 35:1). Аще возлюбиши слушати, приимеши: и аще приклониши ухо…