священник Геннадий Орлов. Песнопения Страстной седмицы. Введение Великий пост — это особое время покаяния и исправления. Во время Страстной седмицы в храме молитвенно вспоминаются события спасительной Жертвы Богочеловека Христа. Богослужебные тексты этого периода содержат драгоценные духовные сокровища, которые могут несказанно обогатить всех желающих приобщиться к ним. Страстная седмица у древних христиан называлась «неделей святых страстей», «неделей спасительных страстей», «Пасхою крестною». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В сию великую неделю разрушено долговременное царство диавола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие, отверст рай и небо стало доступно человекам. Царь и Бог мира умирил вместе и небесное, и земное; посему эта седмица и называется…
Следует иметь в виду, что святоотеческая космология может дать нам правильную перспективу для рассмотрения важнейших вопросов происхождения и существования вселенной, мироздания. Эта перспектива основана на Священном Писании, она позволяет нам адекватно подходить к осмыслению сложнейших явлений, которые фиксирует современная наука. Кроме того, в связи с научной революцией в точных областях знания, свершившейся в XX столетии, возникает необходимость вновь обратиться к святоотеческому наследию, чтобы найти там понятийный язык для мировоззренческой интерпретации научных фактов. В связи с этим необходимо подчеркнуть важность того положения, что святыми отцами выработана совершеннейшая богословская терминология и язык, которые позволяют нам осмысливать физическую реальность, выявляемую в современных научных…
  Кант считал основой религии опыт нравственного обязательства. В этом случае постулировалось существование особой религиозной сферы, которая не конкурирует с областью науки. Такая попытка оправдать религиозную веру с помощью нравственного и религиозного опыта получила дальнейшее развитие в XIX веке и внесли свой вклад в становление протестантского либерализма. Этику Канта следует рассматривать и как результат, и одновременно как исходный пункт его теоретической философии, так как именно проблема человека и его свободы явились побудительным мотивом всего философского творчества мыслителя. Замысел так называемой метафизики нравственности возник у Канта еще в 1760-е годы. Написав «Критику чистого разума», он вновь возвращается к этике, которой посвящены…
«Евангелие» св. ап. Павла не только формально, но и по существу является органической частью Библии, обоих ее Заветов. Тем не менее, оно имеет собственный облик. Впрочем, привести его в стройную логическую систему до конца едва ли возможно. Апостол Павел, как и большинство библейских авторов, не был философом или теологом-систематиком. Поток его мыслей – живое целое, полное антиномий, диалектики, парадоксов, многозначных понятий. В целях полемики апостол нередко заострял свою мысль, что подчас приводило к ее одностороннему пониманию (против такого искажения мысли Павла направлено Иак. 2:14 – 26). Попытки до конца исчерпать глубину Откровения ап. Павла так и не дали полных результатов,…
Человеческая природа после грехопадения. Почему же столь сильное расстройство вошло в человеческую природу через грех первочеловека? Адам отпал от предназначенного пути, и произошли такие страшные последствия. Его потомки постоянно нарушают заповеди подчас страшными грехами, но столь сильных изменений не происходит. Для ответа на этот вопрос надо рассмотреть вообще, как действует грех. Иер. 17:1: «Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их». Святитель Григорий Богослов определяет грех как «нечто разрушающее нашу природу». Святитель Григорий Нисский: «Зло некоторым образом растворяется с естеством чрез тех, которые первоначально допустили в себе страдания, преслушанием вселили в…
Праведный Максим был священником в городе Тотьме в первой половине XVII века. Он именовался Максим Макарьев, сын Попов. Поставленный в иерея, в течение 45 лет он проходил добровольный подвиг юродства Христа ради и пребывал в непрестанной молитве, в посте, наготе, совершенно пренебрегал заботами о своем теле. Праведный священноиерей Максим уже при жизни своей был отличен благо­дат­ными дарами от Бога. Он почил в глубокой старости 16 января 1650 года и был погребен при Воскресенской Варницкой церкви города Тотьмы. Тружени­ческая и святая жизнь его и чудесные исцеления, истекавшие от его гроба, по­слу­жили побуждением к составлению письменного сказания о нем, но ска­зание это…
«Стефан, греко-язычный еврей, первый христианин, погибший за веру. Один из семи служителей, избранных апостолами заботиться о раздаче пищи нуждающимся в иерусалимской церкви. Стефан проповедовал Благую Весть и творил чудеса. Старейшины и книжники схватили его. На суде Стефан обвинил иудеев в убийстве Сына Божия. Пришедшие в ярость иудеи побили его камнями. Стефан же, умирая, просил Бога о прощении своих убийц. При казни Стефана присутствовал Савл (Павел), в то время ревностный гонитель христиан».[1] Так оценивает «Библейская энциклопедия» личность знаменитого перводиакона, чья фигура оказалась центральной в трагическом столкновении богословских взглядов относительно Храмового богослужения между иудеохристианами и христианами из эллинистов. Среди Семи Стефан явно…
Sunday, 29 June 2014 13:58

Декалог. Уроки.

  Декалог. Урок 1 Жизнь человека непостоянна, изменяема. Он испытывает громадное количество  мыслей; совершает кучу противоречивых поступков, действий; ощущает в себе ураган  различных чувств. Постоянная изменяемость… Жизнь человека можно сравнить с волнующимся морем, с зыбучими песками. При такой бесконечной смене мыслей, поступков и чувств  необходимо иметь нечто стабильное, постоянное, прочное и неизменное. Известно, что мир находится в постоянном движении и опереться в мире не на что, следовательно, нужно искать  вне видимого материального мира. Неизменная, непознаваемая, невидимая сущность есть Бог, Творец. Он отличен от всего мира. Нам не приходит в голову, что сложные вещи получились сами собой, например компьютер сам сделался…
Поместный Собор 1917 – 1918 гг. и его учение о взаимоотношениях Церкви и государства Православная Церковь находилась в двусмысленном положении: с одной стороны, она продолжала готовиться к созыву Собора, а с другой – понимала, что ее перспективы не ясны и даже сомнительны. В таком положении, с грузом старых нерешенных проблем, Церковь встретила 1917 год. Собор, голоса которого в России не слышали более 200 лет, так и не был созван, Патриарха не избрали, животрепещущие вопросы реформы прихода, духовной школы, организации митрополичьих округов, а также многие другие, оказались отложенными императорским повелением «до лучших времен»[1]. Придя к власти, Временное Правительство в своем стремлении…
Синайский Завет и Моисеево законодательство: назначение, прообразовательный смысл. Как система правил, регулирующих все стороны жизни, Закон Моисеев присутствует в каждой «естественной» религии. Это объясняется тем, что поведение, определяемое суммой правил, – наиболее простая и психологически объяснимая форма поведения человека. Позднее, отделившись от религии, закон создает собственную юридическую сферу. В животном мире существуют «ритуалы» знакомства, ухаживания, угрозы, подчинения и демонстрации силы, которые подчас позволяют избегать насилия и сохраняют жизнь. В человеческих обществах, даже «первобытных», мы находим гораздо более сложную, но построенную на тех же принципах ритуально-законническую систему. Она подчиняет человека многочисленным табу, вводит аффективные проявления в организованное русло. Вот почему там,…
Седьмой Вселенский Собор и богословское влияние преп. Иоанна Дамаскина. В 787 г. Седьмой вселенский собор в Никее сформулировал православное вероучение о священных изображениях и иконопочитании, исходя из учения св. Иоанна Дамаскина. Епископы-иконоборцы получили на Соборе прощение, а на последних заседаниях было составлено определение о почитании икон, где говорилось: «Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и не письменно. Одно из них заповедает делать живописные церковные изображения, так как это согласно с историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог-слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам». Иконы были признаны «напоминательными начертаниями» – почести им разрешалось воздавать…
Рождество Господа Иисуса Христа в проповедях митрополита Антония Сурожского. В Священном Писании Ветхого и Нового Завета рождение представляется как дар Божий. Это подчеркивается сказаниями о детях, рожденных от бесплодных или престарелых родителей (например, Исаак, Самуил, Иоанн Креститель). Провиденциально чудесный характер рождения достигает высшей точки в тайне Рождества Христова. Оно является началом нового мира, новым творческим актом, который совершается под воздействием Духа Божьего. Одним из центральных событий Евангельской истории митрополит Антоний рассматривает воплощение Сына Божьего. Рождество Христово, Воплощение Господне – это день, когда мир человеческий посетил Бог видимо, слышимо, осязаемо, вещественно. Это событие рассматривается как кульминационный момент человеческой истории, истории Божьего…
Исайя (Ис. 7:1 – 17): мессианское предсказание о Деве и Эммануиле Такая важная составляющая Ветхого Завета как мессианизм, мессианские пророчества, впервые явственно зазвучала в проповеди Исайи. Термин «мессианизм» происходит от еврейского слова «Мессия» (Машиах), что буквально означает «Помазанник». Термином «мессианизм» выражается идея надежды на то, что народ действительно придет к познанию истинного Бога и к необходимости жить в соответствии с этим познанием, то есть в Завете с Богом. И случится это может, если на то будет помазан, то есть избран и поставлен, некто достойный и верный своему Богу. В контексте описанных столичных традиций, и для Исайи в том числе, таким…
Период Смуты и патриаршество Филарета (Романова) Создание русского патриархата, поднявшего авторитет русской церкви и, казалось, подтвердившее учение об особом избрании Руси для хранения православия, всего лишь на несколько десятилетий предшествовало трагическим событиям Смуты. Этот тяжелый кризис русского государства начался сейчас же после кончины царя Федора, которого патриарх Константинопольский Иеремия назвал в своем письме «единственным христианским царем во всей вселенной». Со смертью царя Федора прервалась династия Рюриковичей, которая возглавляла русское государство около семи веков. Наступило время полузаконных и совсем незаконных царей и иностранной интервенции. На несколько лет не только прекратилось легитимное возглавление русского государства, но и сама столица Руси вместе с…
Икона как славословие Божье. Икона является славословием, она источает славу Божью и воспевает ее присущими ей средствами. Истинная красота не нуждается в доказательствах, она является свидетельством, воздвигнутым как иконописный аргумент божественной истины. Умопостигаемое содержание икон является догматическим, и поэтому прекрасна не сама икона  как произведение искусства, а ее истина. Икона никоим образом не может быть «красивой», – она прекрасна, но требуется духовная зрелость, чтобы это признать. Свет есть атрибут божественной славы. Нимбы, окружающие иконописные лики, являются вовсе не отличительными признаками святости, а сиянием их светоносности. Для святых слова «вы – свет мира» являются онтологически определяющими. Правда каждого существа  говорит через…
Вернадский В. И. Учение о ноосфере. Истинное величие Вернадского выясняется только теперь. Оно – в его глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего человечества. Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах по естествознанию раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Широк круг вопросов, затрагиваемых Вернадским в своих работах. Но везде он пытался найти то главное, что, по его мнению, имеет отношение к устройству окружающего пространства в глобальном масштабе. Из всего частного он пытался выделить то общее, что проясняло бы картину мира, в центре которого находится…
О священстве и других церковных установлениях, имеющих Божественное происхождение. Хотя между двумя Заветами несомненно существовала преемственность, структура их священства различна. В Ветхом Завете сперва происходит постепенное установление культа и «С ряда, и только затем Бог сходит, дабы пребывать в них. Церковь, таким образом, возникает как завершение формальных установлений: «И освящу скинию собрания и жертвенник; Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовав Мне; и буду обитать среди сынов Израилевых и буду им Богом» {Исх. 29:44-45). Но это устройство, подобно закону, есть только «тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Евр 10:1); это еще не «вещь» сама по себе, но…
Введение. Вера в Церковь – это один из краеугольных камней всего богословия. Поэтому тема о Церкви и духовенстве всегда современна и своевременна, а в наши дни она приобрела особое значение и актуальность. Апостол Павел говорит о Церкви, используя различные образы, сравнения, с помощью которых выражает ту или иную сторону или совокупность сторон многогранного и неисчерпаемого самого понятия Церкви. Такие сравнения, впрочем, в приложении к Церкви – не голые метафоры, но реальные, по существу свойственные Церкви, ее жизни, строю и деятельности особенности, только мыслимы в духовном плане. Церковь есть богочеловеческая реальность. Для раскрытия этой реальности перед человеческим сознанием Апостол Павел использует…
Tuesday, 16 December 2014 15:31

Католическая Мариология

  Исключительное значение матери Иисуса Христа в христианском предании было предначертано уже в Писании. Ев. Марк  ограничивается двукратным упоминанием о матери Иисуса Христа. Внимание ев. Матфея сосредоточено на Иосифе, потомке Давида, получающем откровение свыше и нарицающем Младенцу Девы имя Иисус. У ев. Луки облик Девы Марии предстает в полном свете; в самом начале Евангелия, им написанного, Она – уже определенно выраженная личность, занимаю­щая первое место; Она же, при возникновении Церкви, вместе с учениками участвует в молитве в Сионской горнице (Деян. 1:14). Наконец, ев. Иоанн как бы обрамляет описание общественной жизни Иисуса двумя рассказами о событиях, в которых Дева Мария играет…
Общий исторический контекст эпохи Древнего царства Древнейшим государством на территории Северной Африки был Египет. В долине Нила появились первые поселения людей эпохи неолита. В VI – V тыс. до н. э. на территории нынешнего Египта получает развитие земледелие и скотоводство. Египтяне использовали разливы рек, создавали оросительные системы, позволявшие эффективно пользоваться плодородными долинами Нила. Строительство и содержание оросительных каналов требовали значительных затрат и целенаправленной деятельности массы людей. Это привело к созданию т. наз. «номов», которые управляли общественными работами и одновременно осуществляли политическую власть. В IV тысячелетии до нашей эры возникли два египетских государства, враждовавших меж собой: Нижний Египет и Верхний Египет.…