Первоначальная реакция в церквах Реформации на церковную реформу Петра I носила положительный характер, поскольку эта реформа имела явный отпечаток протестантской традиции. Позднее, в процессе становления большей самостоятельности этих церквей в отношениях с государственной властью, в них начало определяться более сдержанное отношение к положению Православной Церкви Российском империи. Закономерна резко отрицательная реакция на церковную реформу Петра Первого со стороны представителей Римско-Католической Церкви, а позднее и Старокатолической, особенно в лице одного из ее родоначальников Игнатия Деллингер.[1] Несправедливо утверждать, что церковное общество в России было единодушно в своем отрицании петровской реформы. Ярким сторонником реформы и противником восстановления патриаршества в жизни РПЦ был выдающийся…
Как мы помним, в Евангелии приведены слова Иисуса, произнесенные им после воскресения: «И сказал им: вот то, о чем я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному обо мне в Законе Моисеевом, и в Пророках, и Псалмах» (Лук. 24:44). До наших дней Священное Писание сохранило это давнее трехчастное деление Ветхого Завета: Закон Моисеев (первые пять книг Библии) – תורה «Тора», книги Пророков – נביאים ‹Невиим› и Писания – כתובים ‹Кетувим›. Сокращенное название всех трех разделов – תנ״ך ‹Танах›. Кроме того, стоит вспомнить, что подобное деление Священного Писания на три части упоминается в Книге Иисуса, сына Сирахова…
Корень всякого греха – гордость. Грех одного ангела. Грехи можно делить по содержанию и по степени виновности. По содержанию разделение грехов произведено ап. Иоанном: все в мире похоть плотская, и похоть очей, и гордость житейская (1Ин. 2:16). Гордостью житейской назван грех высокомерия – гордость и гнев. Похотью плоти назван грех плотоугодия, или страсть к чувственным наслаждениям, чревоугодию и сладострастию; а похотью очей названы грехи алчности, любостяжания и зависти. Таким образом, существует шесть главных грехов, из которых рождаются все другие. Если присоединим к ним еще один грех, именно леность как боязнь духовно-нравственного напряжения, то получим семь главных грехов[1], согласно разделению символических…
«Знаковое» и «символичное» церковные искусства. Знак информирует, сообщает, указывает. Символ находится в отношениях принадлежности и сущностной причастности к символизируемому, символизируемое присутствует в своем собственном смысле. Мы встречаем в искусстве катакомб чисто «знаковое» искусство. Его цель проста и непосредственна: оно возвещает спасение, и с помощью тайных знаков изображает средства к его достижению. Их можно разбить на три группы: 1) все, что относится к воде, Ноев ковчег, Иона, Моисей, рыбы, якорь; 2) все, что относится к хлебу и вину, - умножение хлебов, хлебные колосья, виноградная лоза; 3) образы спасения и спасенных – отроки в печи, Даниил среди львов, птица Феникс, воскресший Лазарь,…
Как оценивать историософскую концепцию «Москва – третий Рим». С тех пор как смиренный инок Филофей объявил в письме к Василию III Москву третьим Римом, который никогда не будет сменен четвертым, видение святой Руси не переставало занимать и тревожить как нашу историософскую мысль, так и чаяния наших писателей и поэтов. Славянофилы и Достоевский неоднократно именуют Россию святой Русью. В. Соловьев, веруя в религиозное призвание России, ставит ей задачу объединения обезбоженной культуры Запада с враждебной человеческому творчеству религией мусульманского Востока. Тютчев утверждает, что Европа живет надеждой, что Россия спасет Европу от дальнейшего революционного разрушения. Мережковский утопически мечтает о руководимой Россией социальной –…
Трудно судить по отрывочным данным о строительной деятельности израильтян в первой половине 10 века до Р. Х. Создается впечатление, что принципы ее лишь вырабатывались с использованием традиций предшественников, соседей и противников. Вероятно, мизерность строительных свидетельств времени Саула и Давида[1] может быть связана с неослабевающим военным напряжением, отнюдь не способствующим ни созданию, ни сохранности архитектурных комплексов. Более стабильное, отмеченное установлением широких, распространившихся до Киликии, Египта, Месопотамии и Южной Аравии торговых и культурных связей время Соломона (965-928 гг. до Р.Х.) могло обусловить заметную активизацию, как строительной деятельности, так и прочих ремесел. В подтверждение этого уместно вспомнить слова Соломона, обращенные к другу Давида…
Введение: нравственный закон до Моисея и раннее развитие библейской этики. Как система правил, регулирующих все стороны жизни, Закон присутствует в каждой «естественной» религии. Это объясняется тем, что поведение, определяемое суммой правил, – наиболее простая и психологически объяснимая форма поведения человека. Позднее, отделившись от религии, закон создает собственную юридическую сферу. В животном мире существуют «ритуалы» знакомства, ухаживания, угрозы, подчинения и демонстрации силы, которые подчас позволяют избегать насилия и сохраняют жизнь. В человеческих обществах, даже «первобытных», мы находим гораздо сложную, но построенную на тех же принципах ритуально-законническую систему. Она подчиняет человека многочисленным табу, вводит аффективные проявления в организованное русло. Вот почему там,…
Формирование древних патриархатов Уже в первые три века проявляется в церкви сильное стремление к централизации. Важнейшим актом такой централизации было митрополическое устройство. Дальнейшим актом той же централизации в IV и V веках были патриаршества. В эпоху II и в особенности III века митрополитов было много; вероятно, столько же, сколько и гражданских митрополий или главных городов провинций. Но их, митрополитов, конечно, было менее, чем простых епископов. Следовательно, в лице митрополитов церковь начинает централизоваться около известных епископских кафедр высшего ранга, кафедр митрополичьих, но некоторые из этих кафедр митрополичьих выдвигаются из ряда прочих, возвышаются за счет других таких же митрополичьих кафедр, получают преимущественное…
Характеристика личности и служения Феофана Прокоповича. В исторической литературе уже были предприняты попытки обозначить основные типы архиереев Петровской и послепетровской России. Непревзойденными исследованиями по данной теме следует считать труды И. А. Чистовича[1] и К. В. Харламповича[2]. В трудах этих и других авторов была показана недостаточность противопоставления великорусских и малороссийских элементов в деле Петровской церковной реформы. Было также показано, что борьба между Феофаном Прокоповичем и его противниками по вине обеих сторон принимала характер политических интриг, которые для проигравших заканчивались в Тайной канцелярии. Здесь стоит выделить группу последовательных сторонников модернизаторских усилий императора Петра I; именно к таковой, на наш взгляд, можно отнести…
Saturday, 27 September 2014 10:33

Этика Оригена

Этика Оригена Исходным пунктом мировоззрения Оригена является учение о противоположности между духом и материей. Мир – место низложения духа, по своем падении принявшего чуждую своей сущности оболочку тела. Жизнь человека в этом миру есть томление материализовавшегося духа в чужеземном плену по своему отечеству. В своем стремлении к чисто-духовной жизни человек прежде всего должен отрешиться от чувственно-материальной стороны бытия. Отсюда – необходимость мироотречения, аскетическое самоумервщление и катартический характер этики Оригена. Но аскетизм и необходимость, так сказать, дематериализации духа только условия восхождения души на те идеальные высоты, с которых она некогда ниспала. Самое восхождение совершается по ступеням веры-гнозиса. Началом восхождения служит вера.…
К эллинистической культуре ап. Павел должен был приобщиться в своем родном городе. Тарс был одним из выдающихся центров элли­нистической культуры. В нем был университет. Послания и речи ап. Павла показывают, что он был знаком с греческой поэзией. Одного греческого поэта он цитирует в своей Афинской речи (Деян. 17:28), другого – в послании к Титу (1:12). Последнюю цитату оказалось возможным отожествить. Цитату Афинской речи отожествляют по-разному. Это неудивительно: многие произведения древних поэтов до нас не дошли вовсе. Еще большее число дошло в незначительных отрывках. Вполне допустимо и то, что эти стихи носились в воздухе, как например пословица 1 Кор. 15:33, которую…
Monday, 15 September 2014 19:05

Седмеричность таинств

«Таинства – вот путь, который начертал нам Господь, дверь, которую Он нам открыл. Вновь проходя по этому пути и через эту дверь, Он возвращается к людям» (Высказывание св. Николая Кавасилы «О жизни во Христе»). Христос возвращается в таинственном домостроительстве святого Духа, которое продолжает Его видимое присутствие в истории. Но к тому же таинства Церкви занимают место чудес, совершенных во время воплощения. Более классическим является определение, данное в «Исповедании православной веры»: «Таинство есть священнодействие, в котором под видимым знаком верующему сообщается невидимая благодать Божья». Единство видимого и невидимого свойственно самой природе Церкви. Будучи непрестанной Пятидесятницей, Церковь изливает преизбыток благодати через все…
«Похвала Глупости» (либо «Похвальное слово Глупости»; «Moriae Encomium, sive Stultitiae Laus») – одно из центральных произведений Эразма Роттердамского (1469 – 1536) – нидерландского гуманиста Возрождения. Первая публикация этого произведения была осуществлена в 1511 году, а всего было выпущено около 40 прижизненных изданий. Эта единственная книга Эразма, которая и в наше время находит читателей. «Похвала Глупости» во многом обязана своим существованием длительному путешествию Эразма по Европе. Замысел книги зародился у него в 1509 году, когда он пересекал Альпы по пути из Италии в Англию. Книга была в короткий срок написана в Лондоне, в доме Томаса Мора, которому была посвящена с шутливым…
Thursday, 11 September 2014 15:24

Иисус Навин

Введение. Краткая характеристика Иисуса Навина в истории. Иисус Навин (Иехошуа бин-Нун) – наследник Моисея, лично назначенный им (Втор. 31:1 – 8; 34:9), харизматический вождь израильтян в период завоевания ими Ханаана после выхода из Египта. Имя «Иехошуа» означает Яхве-спасение. Это имя, родственное по смыслу именам «Осия» и «Исайя», носило несколько ветхозаветных лиц. По повелению Божию оно было дано и Тому, Кто явился истинным Спасителем мира (Лк. 1:31).[1] Иисуса Навина избрали предводителем израильского войска еще в пустыне. Из двенадцати лазутчиков, побывавших по приказу Моисея в Ханаане, только Иисус и Халев верили, что израильтяне смогут с Божьей помощью завоевать эту страну. Бог наградил…
Крестовые походы – походы (1096 – 1270) на Ближний Восток (в Сирию, Палестину, Северную Африку), организованные западноевропейскими феодалами и католической церковью для восстановления и расширения влияния христианского вероучения под лозунгами борьбы против «неверных» (мусульман), освобождения «гроба Господня» и «Святой земли» (Палестины). 1-й крестовый поход (1096 – 99) завершился захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. 2-й (1147 – 49) и 3-й  (1189 – 92) походы были безрезультатными. 4-й крестовый поход (1202 – 04) был направлен (главным образом усилиями венецианского купечества) против Византии, на части территории которой после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя (1204 – 61). Последние…
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ МЕРАМИ ИМПЕРАТОРОВ ТРАЯНА И МАРКА АВРЕЛИЯ И ОГРАНИЧИВАЮТСЯ ПРЯМЫЕ ВРАЖДЕБНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РИМСКОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 2 ВЕКА К  ХРИСТИАНАМ. ТОЛЬКО УЖЕ В СЕРЕДИНЕ 3 ВЕКА МЫ ВСТРЕЧАЕМСЯ СНОВА С ТАКИМИ ЖЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ МЕРАМИ, НАПРАВЛЕННЫМИ К СТЕСНЕНИЮ ХРИСТИАНСТВА. ЭТО БЫЛО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ПРИ ИМПЕРАТОРЕ ДЕКИИ (249-251). ЛАКТАНЦИЙ, ПИСАТЕЛЬ НАЧАЛА 4 ВЕКА, ГОВОРИТ: «ПОСЛЕ МНОГИХ ЛЕТ СПОКОЙСТВИЯ ЦЕРКВИ БОГОНЕНАВИСТНЫЙ ДЕКИЙ ВООРУЖИЛСЯ ПРОТИВ ХРИСТИАНСТВА. ОН КАК БУДТО БЫ ДЛЯ ТОГО И ДОСТИГ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬСЯ ГОНИТЕЛЕМ ХРИСТИАН, И КАК СКОРО ВОЦАРИЛСЯ, ЯРОСТЬ ЕГО ПРОТИВ ХРИСТИАН ВОСПЛАМЕНИЛАСЬ». ГОНЕНИЕ ДЕКИЯ ПО СВОЕЙ СИЛЕ И НАПРЯЖЕННОСТИ ПРИНАДЛЕЖИТ К ЧИСЛУ НЕМНОГИХ.  ОНО ВЫТЕКАЛО ИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О…
Вопрос об именах Божиих, о том, как называть Бога – далеко не праздный. Это вопрос о том, что открывает Бог человеку о себе и как, какими словами человек может это выразить. Следует задуматься над русским словом «Бог» и его эквивалентами в библейском изложении. В представлении древних имя совсем не было условным обозначением; но определяло место, которое должен занимать в мире его носитель.[1] Бог завершает творение, нарекая имена элементам творения: дню, ночи, небу земле, морю (Быт.1.2-10), называя каждое светило его именем (Ис. 40.26) и этим определяет место положения во вселенной этих элементов мироздания. Или, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным…
Искупление рода человеческого Иисусом Христом является важным учением Христианской религии. Ибо оно составляет по существу все содержание новозаветного благовестия. Проблемой догмата искупления занималось и занимается довольно большое количество христианских богословов и мыслителей, как западных так и восточных, почти на протяжении тысячи лет. Самые глубокие и плодотворные исследования проблемы заключены в работах русских богословов и религиозных мыслителей ХIX – XX веков. Самые крупные из них: «Догматическое богословие» Митрополита Макария (Булгакова), «Опыт православного Догматического Богословия» епископа Сильвестра (Малеванского), «Значение Креста в деле Христовом: Опыт изъяснения догмата искупления» протоиерея Павла (Светлова), «Православное учение о спасении» патриарха Сергия (Страгородского), статьи протоиерея Сергия (Булгакова), «О…
Тит Флавий Климент, преемник Пантена, вероятно был афинянином, из семьи язычников. Хорошо начитанный в греческой литературе и прекрасно разбираясь во всех существовавших тогда философских системах, он не нашел во всем этом ничего, что могло бы дать постоянное удовлетворение. Уже взрослым он воспринял христианство и в дальних странствиях на Запад и Восток искал самых мудрых учителей. Приехав в Александрию около 180 года по Р. Х., он стал учеником Пантена. Плененный личностью своего учителя, которого он привык называть «блаженный пресвитер», Климент стал пресвитером в александрийской церкви, помощником Пантена, а около 190 года – его преемником. Климент продолжал трудиться в Александрии. Он обращал…
Христианство не является теоретическим учением, но есть сама жизнь. Новозаветное повеление дано каждому, проверять себя тщательно, действительно ли мы есть то, чем должны быть по сути. Современное образование предполагает сумму знаний, полученных в результате учения. По православному, это слово имеет другой смысл. Любому человеку от сотворения задан образ Божий, который в результате грехопадения был замутнен, помрачен, но не пропал совсем. Образование есть восстановление в каждом человеке заложенного образа. Как неисчерпаем Бог, так и неисчислимы   образы Его в нас. Восстановление происходит через воплощенного Бога Иисуса Христа и никак иначе. По образу Пресвятой Троицы обновлением ума, стремлением к осуществлению воли Божьей и…