Аз есмь Альфа и Омега (Откр. 1:8). Содержание Воплощение для искупления. Мнения западных богословов. Мнение святого Максима Исповедника. Заключение. Воплощение для искупления Христианское благовестие изначально было вестью о спасении. О Господе свидетельствовали прежде всего как о Спасителе, искупившем люди Своя от рабства греху и тлению. Раннехристианское богословие рассматривает Воплощение именно в перспективе искупления. Ошибочные представления о Личности Христа, с которыми приходилось бороться древней Церкви, она сурово критиковала и отвергала именно потому, что они могли пошатнуть веру в искупление человека. Смысл спасения Церковь видит в восстановлении нарушенной связи человека с Богом, а это значит, что Искупитель — одновременно и Бог и…
АПОКАЛИПСИС: Или Откровения святого Иоанна Богослова. История написания, правила для толкования и разбор текста. Содержание ЗНАЧЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА И ИНТЕРЕС К НЕМУ     О ПИСАТЕЛЕ АПОКАЛИПСИСА  ВРЕМЯ И МЕСТО НАПИСАНИЯ АПОКАЛИПСИСА  ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ И ЦЕЛЬ НАПИСАНИЯ АПОКАЛИПСИСА  ВЗГЛЯД ЦЕРКВИ НА СОДЕРЖАНИЕ АПОКАЛИПСИСА  ПРАВИЛА ДЛЯ ТОЛКОВАНИЯ АПОКАЛИПСИСА  СОДЕРЖАНИЕ И РАЗДЕЛЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА   ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР АПОКАЛИПСИСА Глава первая. НАЗНАЧЕНИЕ АПОКАЛИПСИСА И СПОСОБ ДАРОВАНИЯ ЕГО ИОАННУ   Глава вторая. НАСТАВЛЕНИЯ МАЛОАЗИЙСКИМ ЦЕРКВАМ: ЕФЕССКОЙ, СМИРНСКОЙ, ПЕРГАМСКОЙ И ФИАТИРСКОЙ   Глава третья. НАСТАВЛЕНИЯ МАЛОАЗИЙСКИМ ЦЕРКВАМ: САРДИЙСКОЙ, ФИЛАДЕЛЬФИЙСКОЙ И ЛАОДИКИЙСКОЙ   Глава четвертая. ВТОРОЕ ВИДЕНИЕ: ВИДЕНИЕ БОГА, СИДЯЩЕГО НА ПРЕСТОЛЕ, И АГНЦА   Глава пятая. ПРОДОЛЖЕНИЕ ВТОРОГО ВИДЕНИЯ: ЗАПЕЧАТАННАЯ КНИГА И АГНЕЦ, КАК…
Событие и предание о нем Будучи итогом жизни, смерть у различных людей должна быть так же не одинакова, как непохожи одна на другую их жизнь и они сами. Отсюда самое естественное предположение, что у такой необыкновенной личности, как Пресвятая Дева, с такой исключительной судьбой, и смерть не могла не быть единственной в своем роде. По убеждению Церкви, не только православной, но и католической, кончина Богоматери и была такой, какой не была ни у кого, кроме Нее. Она не изъята была из закона смерти, как и Сын Ее; но Она, подобно Сыну, восторжествовала над смертью, хотя восторжествовала не так славно, очевидно…
По воззрению Церкви всякое греховное деяние одинаково остается таковым ‒ совершено ли оно волей или неволей, «в ведении или неведении» и, следовательно, сознательно или бессознательно. Применительно к этому, очевидно, и в прощении и разрешении содеянных грехов в одинаковой же мере нуждаются ‒ как человек умственно нормальный, так и человек душевнобольной, ‒ безумный и сумасшедший. ‒ Для возможности получить разрешение в первом случае предполагается, как необходимое условие, ‒ предварительное сознание грехов и раскаяние в них допустившего таковые. ‒ Это и достигается установленною в Церкви исповедью грешника пред духовником. Но по отношению к людям умственно ненормальным, каковы суть безумные и сумасшедшие, такое…
Wednesday, 28 August 2019 19:07

Успение Богородицы.

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — один из двунадесятых (от славянского «дванадесять» — двенадцать), то есть самых больших православных праздников, посвященный событию, о котором не сказано в Евангелии, но о котором хорошо известно из Священного Предания Церкви. Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть», но смерть не в тяжких муках и страданиях, но как легкий сон и безболезненный переход от временной земной жизни к жизни вечной. Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) и имеет 1 день предпразднества и 9 дней попразднества. В этот день заканчивается Успенский пост, но если праздник совпадает со средой или пятницей, то пища разрешается только с рыбой, а разговляются после поста…
(Напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.)   1844 год Помяни, яко смерть не замедлит. (Сир. XIV. 12). Это не праздничное слово в праздник, подумают, вероятно, некоторые, услышав сказанное теперь. Для чего уменьшать светлость праздника мрачною мыслию о смерти, к нам поспешающей? Мне, братия, не так думается. Может быть, и в светлое время мрачных видов, и в праздники печальных мыслей достойны мы по делам нашим, согласно с древним прещением Божиим: «зайдет солнце в полудне, и померкнет на земли в день свет, и превращу праздники ваша в жалость, и вся песни ваша в плачь» (Ам. VIII. 9–10). Как бы то ни было, Богопросвещенный…
Предание старца Нила Сорского (Пустынника) своим ученикам; и всем полезно его иметь Вседействием Господа Бога, Спаса нашего Иисуса Христа и вспоможением Пречистой Его Матери написал я писание душеполезное для себя и для господ братий моих ближних, которые одного со мною духа, ибо так я именую вас, а не учениками. Ведь один у нас Учитель - Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, давший нам Божественное Писание; есть и святые апостолы, и преподобные отцы, научившие и научающие спасению человеческий род, - все они прежде сами исполнили добродетели и так иных научили. Я же не делаю ничего доброго, но только Божественные Писания пересказываю…
Событие праздника и его эортологическая динамика В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание, в частности такие пространные апокрифические сказания, как «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), слова преподобного Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три слова преподобного Иоанна Дамаскина. Все эти источники датируются VIII веком. Однако существуют и более ранние свидетельства. Обстоятельства Успения Божией Матери известны в Православной Церкви от времен апостольских. В I веке об Ее Успении писал священномученик Дионисий…
Творение преподобных и богоносных отцов наших Козмы, епископа Маюмского, и Иоанна Дамаскина, инока и презвитера лавры Саввы освященного церковнославянский текст с переводом и комментарием священноинока Симеона Предисловие Вниманию читателя предлагается второй выпуск из серии комментированных изданий канонов на двунадесятые праздники. Первым выпуском в 2004 году были напечатаны текст и комментированный перевод канонов праздника Пятидесятницы. Идея такого издания зародилась в 1997 – 1999 годах, когда мне довелось преподавать в Духовном училище при Старообрядческой Митрополии Московской и всея Руси. Именно таким образом, как я пытаюсь это делать теперь в брошюрах, объяснял я тогда сложные тексты праздничных канонов. Это были занятия по церковно-славянскому языку.…
Содержание Первое слово * Второе слово * Третье слово Слово первое  1. «Память праведных с похвалами» (Притч. 10:7), – говорит премудрый Соломон. «Честна пред Господом смерть преподобных Его» (Пс. 115:6), – сказал ранее Богоотец Давид. Итак, если память всех праведных совершается с похвалами, то кто не принесет восхваление источнику праведности и сокровищнице святости не с тем, чтобы прославить, но самому быть прославленным вечной славой? Ибо не нуждается в прославлении от нас Божия Скиния, град Божий, о котором славное возвещается, как сказал о нем божественный Давид: «Славное возвещается о тебе, град Божий!» (Пс. 86:3). Ведь кого же подразумевать нам под градом невидимого и неописуемого Бога, все содержащего в Своей горсти, как не Ту…
Протодиакон  Владимир  Василик, Русская народная линия 30.08.2011 Гимнографическая программа Успения в контексте других праздников …     Памяти о. Иоанна Мейендорфа Успение Божией Матери среди двунадесятых праздников занимает особое место как одно из наиболее чтимых церковных торжеств на христианском Востоке. Существует немало работ, посвященных празднованию Успения[1]: над этой темой работали такие видные литургисты, историки, богословы, исследователи агиографии, как Михаил Скабалланович[2], Ванже[3], Мартин Жюжи[4], отец Михаил Ван Эсбрук[5]. Однако немногие исследователи останавливались на гимнографии праздника, на ее истоках и программе. Между тем, как мы постараемся показать, гимнографические элементы праздника несут в себе весьма архаический материал и отличаются глубоким богословием. Напомним вкратце священные…
День пятнадцатый УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТЫЯ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЯ БОГОРОДИЦЫ и ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ ‎о совершении Господом спасения рода человеческого и вознесении Его на Небо, Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Матерь Божия и Ходатаица нашего спасения, среди первых христиан жила довольно продолжительное время; Она исполнялась великой духовной радости, взирая на расширение по всей вселенной церкви Христовой и на распространение до пределов земли славы Сына и Бога Своего; в эти начальные дни жизни Церкви Христианской Пресвятая Богородица воочию увидела исполнение Своих слов, что Ее будут ублажать все роды[1], — христиане, повсюду славившие Христа Бога, ублажали и Его Пречистую Матерь, тогда еще обитавшую на земле. Пресвятая Богородица приблизилась к…
ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ V века, получившие разрешение на III (Эфесском, 431 г.) и особенно IV (Халкидонском, 451 г.) Вселенских Соборах, как известно, раскололи христиан Востока. Среди непринявших постановления этих Соборов оказались прежде всего восточные сирийцы — несториане и монофизиты, а также западные сирийцы, армяне и копты, образовавшие так называемые "дохалкидонские" церкви[1]. Подвижничество в древних восточных церквах основано на общих для всего христианского мира аскетических принципах. Но в нем ярко выразились как этнические и культурные особенности народов этого региона, так и крайности тех учений, которые в свое время отделили их от вселенского православного единства, — несторианства и монофизитства. Монахи-несториане ведут свое начало…
Введение Великий пост — это особое время покаяния и исправления. Во время Страстной седмицы в храме молитвенно вспоминаются события спасительной Жертвы Богочеловека Христа. Богослужебные тексты этого периода содержат драгоценные духовные сокровища, которые могут несказанно обогатить всех желающих приобщиться к ним. Страстная седмица у древних христиан называлась «неделей святых страстей», «неделей спасительных страстей», «Пасхою крестною». Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В сию великую неделю разрушено долговременное царство диавола, истреблена смерть, уничтожен грех, снято проклятие, отверст рай и небо стало доступно человекам. Царь и Бог мира умирил вместе и небесное, и земное; посему эта седмица и называется великою седмицею”[1] . Именно грех является…
К 100-летию со дня кончины 100 лет назад, 17 (30 по нов. ст.) марта 1908 года, отошел ко Господу замечательный духовный писатель архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин), посвятивший свою жизнь собиранию материалов о русских подвижниках благочестия. Русская церковно-историческая наука со второй половины XIX века переживала необыкновенный подъем. Один за другим выходили фундаментальные труды архиепископа Филарета (Гумилевского), архимандрита (впоследствии митрополита) Макария (Булгакова), профессора Е.Е. Голубинского. Русская Церковь накануне грядущих потрясений XX века, уже прозреваемых духовно одаренными ее подвижниками, словно бы подводила итог своему многовековому существованию. Но как Церковь есть единение всех, Христа исповедующих, так и ее история есть во многом…
Благоволением Бога Отца Вседержителя, помощью Единородного Сына Его, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и содействием Пресвятого и Животворящего Духа была написана эта книга о житии Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, чудотворца, а написал ее спустя двадцать шесть лет по преставлении святого ученик его Епифаний Премудрый, как написано в его книге. Потом, спустя несколько лет, иеромонах Пахомий тоже вспомнил о его преподобном житии и о чудесах, происходящих от его мощей. А после того было явлено еще большее, неисчислимое количество чудес всем приходящим к нему с верою, причем люди получали исцеление от самых разнообразных болезней, и не только там,…
В составе св. книг Ветхого Завета есть два послания, носящия на себе имя пророка Иеремии. Одно из них заключается в 29-й главе канонической книги пр. Иеремии по счету глав, принятому в еврейской библии, – в 36-й по переводу LXX-ти; оно носит и соответствующее своему литературному характеру надписание: «и вот слова письма, которое пророк Иеремия послал из Иерусалима к остатку старейшин между переселенцами, и к священникам, и к пророкам, и ко всему народу... чрез Элеасу, сына Сафанова, и Гемарию, сына Хелкиина» – при Седекии, царе иудейском (ст. 1–3). Другое послание представляет отдельный и самостоятельный письменный памятник; оно сохранилось только в греческой…
Первое рассуждение на Послание Иоанна к Парфянам От переводчика. “Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам” (In Epistolam Iohannis ad Parthos) – это десять гомилий, которые Августин произнес перед гиппонской паствой в 407 году, причем восемь или даже девять первых были произнесены на Пасхальной неделе. Посланием к Парфянам Августин называет Первое послание Иоанна; название это почти нигде более не засвидетельствовано и скорее всего возникло в результате недоразумения (впрочем, Августин нисколько не касается смысла приводимого им названия). По общему мнению знатоков творчества гиппонского Учителя, эти десять гомилий – шедевр августиновской гомилетики: нигде с такой полнотой и проникновенностью не выражено его учение о…
Перечень вопросов Предисловие 1. Сколько восприемников при крещении. 2. Коленопреклонение (когда). 3. Когда подавать просфоры. 4. Когда Великим Постом разрешается постное масло, рыба, вино? 5. Крестный ходом на освящение пасок и куличей. 6. Священник Англиканской церкви в алтаре? 7. Правила при несении икон прихожанами во время крестного хода. 8. Отказ от эпитимии. 9. Причащать ли прихожан, пришедших к половине литургии (не быв на всенощной)? 10. Допускать ли к Св. Чаше не живущих в церковном браке? 11. Можно ли причащаться у нас, а на службы ходить в другую церковь? 12. Что можно кропить крещенской водой. 13. Какую пищу можно есть во…
Июль.   Святитель   Филипп,   митроп. Московский.   Преподобный   Андрей   Критский.   Преподобный   Прокопий   Устюжский.   Преподобные   Антоний   и   Феодосий   Печерские.   Равноапостольная   княгиня   Ольга.   Равноапостольный   кн.   Владимир.   Мученица   Марина.   Преподобный   Серафим   Саровский.   Праведная   Милица.   Пророк   Илия.   Равноапостольная   Мария   Магдалина.   Мученица   Христина.   Страстотерпцы   князья   Борис   и   Глеб.   Святая   Олимпиада,   диаконисса.   Великомученик   и   целитель   Пантелеймон.   Священномученик   Валентин.   Август.   Преподобный   Василий,   Христа   ради   юродивый.   Праведная   Нонна.   Мученица   Сусанна   (Сосанна).   Святитель   Тихон   Задонский.   Мученики   Адриан   и   Наталия.   Благоверный   князь   Александр   Невский.   Святитель Филипп Митрополит Московский 16 июля, 22 янв. (3 июля, 9 янв. по церк. кал.) После радостных для отечества событий — завоевания казанского и астраханского царств в середине…