Перечень вопросов Предисловие 1. Сколько восприемников при крещении. 2. Коленопреклонение (когда). 3. Когда подавать просфоры. 4. Когда Великим Постом разрешается постное масло, рыба, вино? 5. Крестный ходом на освящение пасок и куличей. 6. Священник Англиканской церкви в алтаре? 7. Правила при несении икон прихожанами во время крестного хода. 8. Отказ от эпитимии. 9. Причащать ли прихожан, пришедших к половине литургии (не быв на всенощной)? 10. Допускать ли к Св. Чаше не живущих в церковном браке? 11. Можно ли причащаться у нас, а на службы ходить в другую церковь? 12. Что можно кропить крещенской водой. 13. Какую пищу можно есть во…
Июль.   Святитель   Филипп,   митроп. Московский.   Преподобный   Андрей   Критский.   Преподобный   Прокопий   Устюжский.   Преподобные   Антоний   и   Феодосий   Печерские.   Равноапостольная   княгиня   Ольга.   Равноапостольный   кн.   Владимир.   Мученица   Марина.   Преподобный   Серафим   Саровский.   Праведная   Милица.   Пророк   Илия.   Равноапостольная   Мария   Магдалина.   Мученица   Христина.   Страстотерпцы   князья   Борис   и   Глеб.   Святая   Олимпиада,   диаконисса.   Великомученик   и   целитель   Пантелеймон.   Священномученик   Валентин.   Август.   Преподобный   Василий,   Христа   ради   юродивый.   Праведная   Нонна.   Мученица   Сусанна   (Сосанна).   Святитель   Тихон   Задонский.   Мученики   Адриан   и   Наталия.   Благоверный   князь   Александр   Невский.   Святитель Филипп Митрополит Московский 16 июля, 22 янв. (3 июля, 9 янв. по церк. кал.) После радостных для отечества событий — завоевания казанского и астраханского царств в середине…
Противоречия в природе человека и их разрешение в вере Христовой Предисловие Неведомый гений написал когда-то на фронтоне Дельфийского храма: "Познай самого себя", - гений же потом и объяснил грекам таинственный смысл этой надписи. Сократ первый увидел в ней глубочайшую загадку о человеке и первый догадался, что в решении этой загадки должна заключаться вся полнота человеческой мудрости. Он сделался горячим проповедником своего открытия, говорил о нем везде, и всем, кто только хотел его слушать. Из его бесед греки услышали, что он - мудрейший из афинян, по суждению оракула - решительно отвергает в отношении себя справедливость этого суждения и считает себя круглым…
Кодификация библейских книг и создание канона Священного Писания Ветхого Завета сопровождались запрещением и изъятием литературных произведений, которые по тем или иным соображениям были признаны не соответствующими еврейскому вероучению. Не включенные в библейский канон произведения получили название «внешних» или «посторонних книг» («сефарим хицоним»). Более распространенное их греческое название – апокрифы (т. е. «скрытые» или «укрытые книги») и псевдоэпиграфы («ложно надписанные»), то есть приписываемые тем или иным, в большинстве случаев легендарным, библейским героям.[1] Что же такое апокрифы и псевдоэпиграфы с этимологической точки зрения? «Произведения на библейскую тему, - читаем у С. И. Ожегова, - признаваемые недостоверными и отвергаемые Церковью». Точнее формулирует «Энциклопедический…
Часть 1    Слово первое на день Рождества Христова и воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык    Слово второе в день Рождества Христова    Слово третье на Рождество Христово    Слово четвертое на второй день Рождества Христова    Слово пятое на Рождество Христово    Слово шестое в день Рождества Христова    Слово первое в навечерие нового года    Слово второе в навечерие нового года, на всенощном бдении    Слово первое на новый год    Слово второе на новый год    Слово третье на новый год    Слово четвертое на новый год   …
Казалось бы, русская революция в обоих ее фазисах — февральском и октябрьском — должна была бы опытным путем протрезвить сознание всех русских людей, в том числе и русской эмиграции, подведя это сознание в упор к живой жизни. Но, к сожалению, такого протрезвления не случилось. Русская эмиграция не только не утратила в значительной своей части вкуса к абстрактным разрешениям конкретных вопросов, но, оторванная от своего народа, оказавшаяся «без руля и ветрил», она с особенным увлечением ударилась в область безответственных химерических планировок русского будущего. Объектом такой критики с самого начала русской революции стала Русская Церковь. Величайшая духовная сила — Она единственная устояла…
Событие праздника и его эортологическая динамика Данный праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36. В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да…
Память 6 августа Приближаясь к вольным ради нашего спасения страданиям, Господь наш Иисус Христос начал говорить ученикам, что «должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту» (Мф.16:21); Он сказал это в Кесарии Филипповой5001 после исповедания Его Апостолом Петром Христом, Сыном Бога живого, – «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф.16:16). Шел уже последний год трилетней проповеди Иисуса Христа и тридцать третий от рождения Его Пречистою Девою. Слова Христовы сильно опечалили учеников и особенно – Апостола Петра, который и начал прекословить Господу, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф.16:22). Заметив скорбь учеников и желая…
На святое Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; в ней доказывается, что Свет, бывший при Преображении, является несозданным153 Рассматривая сие великое дело Божие, я имею в виду – все видимое творение, мы хвалим его и восхищаемся им; но и еллинские (языческие) мудрецы также хвалят его и восхищаются им; но мы это делаем во славу Создавшего, а они – противно славе Создателя. Потому что несчастным образом они «послужиша твари паче Творца» (Рим.1:25). Так и мы растолковываем пророческие и апостольские и отеческие слова, но делаем это на пользу людям и во славу Духа, вещавшего чрез Пророков и Апостолов и Отцев. Берутся…
с переводом и комментарием Предлагаемая брошюра представляет собою третий по счету выпуск комментированных изданий богослужебных канонов на важнейшие праздники церковного календаря. Первые два, вышедшие в 2004 и 2006 гг., были посвящены канонам Пятидесятницы и Успения Пресвятой Богородицы. Теперь мы снова имеем дело с творениями двух выдающихся песнописцев-богословов – прп. Иоанна Дамаскина и прп. Козмы Маюмского. Жизнь обоих замечательных церковных поэтов представляет из себя удивительный пример духовного братства и, одновременно, многолетнего песенного сотворчества. Выросшие под одним кровом (Козма был приемным воспитанником в доме родителей Иоанна), среди мусульманского окружения имевшие счастье получить разностороннее образование в строго православном духе, оба они в зрелые годы вступили…
В этот день праздновался древний праздник "кущей" или "возведения шалашей", которые строили перед приближающейся осенью. Иисус Христос взошел вместе со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на "гору высокую", чтобы помолиться. И вдруг "просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет". Рядом с Христом явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия. Взволнованный Петр предложил сделать для них три кущи.   Символические три кущи в греческом православном монастыре на вершине горы Фавор Фото 26 января 2014 г. © Фото православного паломнического центра "Россия в красках" в Иерусалиме  А из светлого облака, осенившего их, раздался голос Бога-Отца: "Сей есть Сын Мой…
30 апреля 311 года в Никомидии был опубликован эдикт императора Галерия, в котором христианам предоставлялось право открыто исповедовать свою религию и не быть преследуемыми за это исповедание. Вскоре христианам была предоставлена и свобода совершения богослужений, которая предполагала свободу собраний и наличие специальных мест, в которых эти собрания могли происходить. Инициатива принадлежала императору Константину. Она возникла в результате его соглашения с императором Ликинием, достигнутого 9 января 313 года во время встречи в Милане. Согласно этому соглашению, известному под названием «Миланский эдикт», христианский культ получил официальное признание и христианам было возвращено общественное имущество, в том числе и недвижимость, конфискованное во время гонений.…
епископ Каменец-Подольский и Брацлавский (память 7 декабря по старому стилю) Священноисповедник Амвросий (в миру Александр Алексеевич Полянский) родился 12 ноября 1878 года в селе Петелино Елатемского уезда Тамбовской губернии в семье священника. Род Полянских издавна был священническим, и они отличались христианским благочестием. Начальное образование Александр получил в церковноприходской школе в родном селе. Когда ему исполнилось девять лет, отец отдал его учиться в духовное училище в городе Шацке Тамбовской губернии. Свое образование он продолжил в Тамбовской Духовной семинарии, которую окончил в 1899 году, и в тот же год поступил в Казанскую Духовную академию. В 1901 году он был пострижен в монашество…
I. Размышления над пророчеством Исайи[1] И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. Ис 6:8      Исторически эти слова относятся к ситуации, в которой оказался еврейский народ в момент смерти царя Озии. Вскоре царь Израиля Ахаз пошел на Иерусалим с враждебными намерениями. Пророк Исайя был послан Богом, чтобы говорить с ним и просить о пощаде Иерусалима. Отсюда — исторический смысл и буквальное значение этого †“Кого Мне послать?” и ответа “Вот я, пошли меня”. Но есть у этих слов и другое значение, вечное. Прежде всего — это вечное…
Заметки о состоянии христианской жизни Киевской Руси в X в. (до смерти вел. князя Святослава)  (Православный собеседник № 2(7) - 2004) Понять крещение Руси и последовавшие после него события невозможно, «отвлекаясь от предшествующего <…> распространения христианства среди восточных христиан»1, как об этом пишет И.Я. Фроянов. Также развитие христианства как религиозного института не может быть правильно оценено вне его связи с нуждами молодого Киевского государства. Не только христианское богословие находилось в зависимости от процессов формирования древнерусской нации2. Сама система хозяйственных, юридических, социальных и политических отношений, существовавших в церкви и в ее отношениях с государством, испытывала самое сильное влияние со стороны институтов…
(Письма св. Василия Великого частично расставлены по классификации, предложенной в книге «Письма» издательства Московского подворья Свято-Троицкой Лавры, М.,2007. Общепринятая нумерация писем сохранена) Распространение идеалов христианской нравственности и аскетизма является основной задачей большинства писем Святителя к монашест­вующим, клиру и церковному народу. Василий утешает отпавших от Церкви и приглашает их обратно в ее лоно во имя новой жизни, уве­щевает епископов и священников, призывает их к добросовестному исполнению своих обязанностей, демонстрируя пути и средства для достижения совершенства и превознося монашескую жизнь с большим энтузиазмом. Оглавление 2. К Григорию Богослову (Св. Григорию, который желал знать образ жизни и препровождение времени в Василиевой пустыне, по…
(память 15 октября по старому стилю) Родился будущий епископ Афанасий (Сергей Григорьевич Сахаров) 2 июля (ст. ст.) 1887 года, в праздник Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Родители Сергия, Григорий и Матрона, жили во Владимире. Отец, уроженец Суздаля, был надворным советником, мать происходила из крестьян. Их доброта и благочестие стали благодатной почвой, на которой взрастали духовные дарования их единственного сына. Нареченный в честь печальника земли Русской Преподобного Сергия Радонежского, будущий владыка глубоко воспринял беззаветную любовь к Церкви и Отечеству, которая так отличала Преподобного. Детские и юношеские годы Сергия Сахарова прошли в древнем и святом граде Владимире-на-Клязьме. Трудности и испытания…
Географические пределы рассматриваемого в этой статье материала ясны: речь идет об огромном и пестром регионе, возникшем на исходе существования Римской империи и в ее пределах - от Египта на юге до Британии на севере, от Сирии на востоке до Испании на западе. При этом, что весьма важно, судьбы двух составных частей этого региона - греко-сирийско-коптского Востока и латино-кельто-германского Запада - со временем все больше и больше расходятся, так что к концу переходной эпохи перед нами стоят два разных мира. Но до этого момента мы вправе говорить - с некоторыми оговорками - о культурном единстве в пределах всего региона. Еще сложнее…
Если бы все органы тела моего, подобно языку, служили мне для выражения мыслей: и тогда я не мог бы сказать ничего достойного блаженной Павлы. Знаменитая своим родом, она еще знаменитее стала своим благочестием. Славная некогда своими богатствами, ныне еще славнее сделалась она нищетою Христовою. Отрасль Гракхов и Сципионов, наследница Павла Емилия, имя которого и сама носила, истинная и достойная ветвь Марции Папирии, матери Африканского, она предпочла Вифлеем Риму и блиставшие золотом палаты променяла на убогую хижину. Не будем, однако же, сетовать, что утратили такую особу; но будем благодарны за то, что сожительствовали ей и даже еще теперь сожительствуем: ибо у…
 «Польские шайки в конце владычества самозванцев и особенно с воцарением Михаила Феодоровича, разбиваемые в населенных центрах Русского государства, бродили по отдаленным местностям и причиняли беззащитным жителям всякие разорения и злодейства. Такие шайки появились и в Олонецком крае. Одна из них в 1613 году устремилась на разорение Свирского монастыря. Бывший в то время настоятелем обители игумен Паисий с братией не могли оказать никакого сопротивления разбойникам. Злодеи вошли в монастырь и посредством истязаний и пыток стали требовать от монахов монастырских сокровищ, но никто не решился выдать разбойникам монастырской казны, которая была спрятана в Покровской церкви под кирпичным полом. В этих пытках было…