23 сентября 2021 года в 14.00, в церкви св. ев. Луки г. Твери (4-я горбольница) будет прочитана лекция «Таинство Евхаристии в Средневековой Церкви. К истории Византийского церковного обряда» (лектор: священник Максим Мищенко, @otez_maksim_mishchenko). Мероприятие состоится в рамках церковно-образовательного лектория «Миссия сегодня». Проект курирует настоятель церкви св. ев. Луки г. Твери иерей Антоний Русакевич. Византийский литургический обряд сложился в раннее средневековье в Византийской империи. Многие элементы византийского обряда восходят к древней богослужебной практике Антиохийской Церкви. К концу 1 тысячелетия стал доминирующим в Константинопольской и других Восточных Церквах. В последние века в Православной Церкви является практически единственным литургическим обрядом (исключение составляют единичные…
«Веруем в единого нерожденного Бога Отца, имеющего бытие от Себя»[1] (Святитель Афанасий Великий). «Веруем в единого Отца, начало всего и причину».[2] (Преподобный Иоанн Дамаскин). Бог Отец есть истинный Бог. В этой истине не сомневался никто и никогда, даже такие еретики, которые отвергали Божество Сына и Святого Духа[3]. О Божестве Отца свидетельствует почти каждая страница Священного Писания, Христос прославляет Отца, «Господь неба и земли», открывающего Свои тайны незлобивым простецам-Апостолам (Мф.11:25). Он же учит об Отце, Который так возлюбил мир, что «отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16). Апостол Павел возвещает, что у нас «один Бог Отец, из Которого все и мы для…
16 сентября 2021 года в 15.00, в церкви св. ев. Луки г. Твери (4-я горбольница) будет прочитана лекция «Нужна ли Церкви философия и наука?» (лектор: священник Максим Мищенко, @otez_maksim_mishchenko). Мероприятие состоится в рамках церковно-образовательного лектория «Миссия сегодня». Проект курирует настоятель церкви св. ев. Луки г. Твери иерей Антоний Русакевич. Роль, которую сыграла античная философия в становлении христианского богословия, часто оценивается неадекватно. Со стороны ученых атеистов можно наблюдать попытки свести достижения богословия к философским наработкам прежних веков, со стороны некоторых их оппонентов – наоборот, принизить значимость философского аппарата, на котором формировалось богословие. Поэтому представляется важным правильно расставить акценты в разговоре о…
Человек – существо не самобытное, и поэтому источник его существования находится не в нем самом, а в чем-то высшем и совершеннейшем чем он, то есть в Боге. Бог – это полнота жизни, это полнота бытия и существования, и поэтому чем мы ближе к Богу, тем мы существеннее и реальнее. Другими словами, источником нашей жизни, пищей нашей жизни служит Сам Господь, к Которому теснейшим и реальнейшим образом мы приобщаемся в таинстве Святой Евхаристии. «Божественную жизнь подает (Божие слово) посредством того, что дает Себя в снедь (верным) Ему Одному ведомым образом,… Который ради обожения вкушающих усвояет им (Свое) божественное свойство, поскольку Он…
Смерть является следствием греха, который, как страшная ядовитая ржавчина, проник все человеческое существо и породил в нем бесчисленные страсти, болезни, скорби и уродливость. Смерть – это глобальная катастрофа человечества, которая, возникнув однажды, распространяется на весь человеческий род. Смерть – это величайший раскол в человеческом существе, «это отделение души от тела», «это разрушение души и тела» . Это явление в жизни человечества настолько серьезно и глубоко, что приходится самому Богу низойти до человеческой немощи и уврачевать его, прикоснувшись к смерти. Христос не только прикасается к человеческой немощи, но Он отдает свою Жизнь и Кровь, для уврачевания нашей жизни и для очищения…
Тверская епархия с момента возникновения и до учреждения на Руси патриаршества, которое произошло в конце XVI в., управлялась архипастырями в сане епископа. Среди архиереев периода существования независимого Тверского княжества было немало примечательных личностей. Что касается Симеона, первого епископа Тверского, то в исторических источниках он также упоминается как Симеон Полоцкий. Ещё до возведения на тверскую кафедру он какое-то время был архипастырем в этом западнорусском городе, где успел даже основать монастырь. По одной из версий, оставить Полоцк владыку заставило усиление католического влияния, которое происходило при всесторонней поддержке местного правителя. После вынужденного отъезда епископа князь Ярослав Ярославич предложил ему перебраться в Тверь, и тот…
I Тверская епархия относится к древним и прославленным епископским кафедрам Северо-Восточной Руси. Время ее возникновения приходится на вторую половину XIII в. Вероятнее всего, она выделилась из состава Владимиро-Суздальской епархии, однако есть гипотеза, согласно которой ее территория прежде входила в состав Полоцкой епархии. О точном времени возникновения Тверской епархии можно говорить лишь предположительно, однако несомненным фактом является ее существование в 1271 г. В летописном рассказе о смерти великого владимирского князя Ярослава Ярославича в 1271/1272 г. содержится первое упоминание о тверском епископе. Троицкая летопись сообщает, что, когда тело почившего привезли в Тверь, то «епископ Семен, игумени и попове, певше над ним обычныа…
Наша главная задача – жить достойно благовествования Христова. И одним из главных источников для руководства нашими поступками является Библия, Слово Божие. На ее страницах содержится огромное количество советов, полезных для спасения души. Именно Книга книг может научить христианина стать по-настоящему волевым человеком. Для того чтобы убедиться в истинности сказанного, обратимся к текстам Священного Писания: 1. «… явилась благодать Божия, спасительная для всех людей, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно и праведно и благочестиво жили в нынешнем веке... » (Тит. 2. 11-12). Ключевая мысль этого текста в том, что мы призваны проводить жизнь богоугодную и ограничивать плоть.…
Thursday, 26 August 2021 15:13

Единство Церкви.

В количественном отношении Господь Иисус Христос создал только одну Церковь: «… Я создал Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18). Своей целью Господь называет создание Церкви, а не церквей. Апостол Павел также говорит о Церкви в единственном числе. Несомненно, он мыслит Церковь как нечто нумерически единое (Рим. 12, 5; 1 Кор. 12, 13; Еф. 4, 4 – 6) . однако, единство Церкви есть нечто больше, чем нумерическое единство. Церковь не просто одна, она едина, единство – это принцип ее бытия. Мысль Апостола Павла обращается к Церкви – Телу Христову. Тело христово, в силу органического соединения со…
20 век оказался одним из самых неоднозначных и парадоксальных столетий в истории цивилизации. Научно-технический прогресс, облегчивший жизнь миллионам людей, соседствовал со страшными тоталитарными режимами, закончившимися множеством невинных жертв. Роль христианской религии и богословия в 20 веке оказалась также неоднозначной. Так называемый проект Модерна, атеистический по сути, постулировал конечное увядание религиозности под давлением научной эволюции. В итоге само явление Модерна рассыпалось, а религиозность продолжила оставаться одним из важнейших феноменов человеческой цивилизации. Но стоит отметить, что подобная победа над атеистическим Модерном не означает сохранение социального и культурологического статус-кво для традиционных религий. Возникает острая дилемма между традицией и обновлением в богословской плоскости. Выживание…
Предательство во все времена считалось поступком недостойным и низким, причинявшим предаваемому тяжелые душевные страдания. Подвергался этому испытанию царь Давид, предан был Своим учеником и Господь. Об этом свидетельствует нам Священное Писание: Книги Царств и Евангелие. Всю горечь своих страданий от предательства царь Давид излил в Псалмах. Эти слова горечи являются пророческими. Будучи гоним и предаваем самыми близкими людьми, царь Давид от лица Спасителя с особенной болью пророчествует о предательстве Иуды: «Яко аще бы враг поносил Ми, претерпел бых убо: и аще бы ненавидяй Мя на Мя велеречевал, укрыл бых ся от него. Ты же, человече равнодушне, владыко Мой и знаемый…
Так украшенный и возведенный в святилище готовится к служению. Первое прошение, повеленное от Господа произносить ему: «Да святится имя Твое».  Святитель Григорий задается вопросом: Зачем побораемым множеством искушений молиться такими словами? Чем они могут помочь нам? Или если не будет этого сказано, возможно ли имени Божиему не быть святым? Имя Божье само по себе вечно свято и славно без нашего прославления. Но жизнью верующих оно может прославляться (Мф. 5,16) и хулится мерзкими поступками, вызывающими соблазн у неверующих людей: «Горе тем, их же ради имя мое хулится во языцех (Ис. 52,5). Поэтому Господь и внушает тем, которые называют Бога Отцом своим…
Tuesday, 18 May 2021 16:11

Преподобный Макарий.

Почитание Макария Калязинского началось со времени обретения его мощей. В 20-е годы XVI в. иноками монастыря были написаны первые иконы, Служба на обретении мощей преподобного Макария и Сказание о чудесах. Вероятно, в Чудовом монастыре было составлено Сказание об обретении мощей святого, первоначально принимавшееся за его житие. Тогда же для служебных нужд кто-то из столичных монахов составил Проложное житие, повествующее о западном происхождении подвижника. Поскольку обязательное для прославления святого Житие к Собору в 1522/23 г. составлено не было, сразу после Собора начались изыскания сведений о жизни и деятельности калязинского чудотворца. Сохранившийся рассказ старицы Евфросинии, свидетельствует о том, что в сборе биографических…
МАТВЕЙ ИЗ РОДА КОЖИНЫХ Макарий Калязинский, в миру – Матвей, по рассказам Иосифа Волоцкого, происходил из рода кашинских бояр Кожиных и был «сродником болшим бояром тверьским», среди которых старшим назван Захарий Бороздин. Родной брат Захария – Савва Бороздин прославился своей подвижнической жизнью на Новгородской земле под именем Савва Вишерский. Младенец названный Матвеем, вероятно, был крещен по святцам в честь апостола Матфея, день памяти которого приходился на 16 ноября, и, следовательно, родился в ноябре 1401 г. в имении отца Василия Ананьевича в с. Гридково (позднее Кожино). Согласно грамоте, хранившейся в семье, дед Матвея, родоначальник фамилии Кожиных, был выходцем из Швеции –…
Когда и в связи с чем богослужение Великого Пятка появилось? Кем и в течение какого времени оно создавалось? Исследование этого вопроса показывает, что из всех богослужебных чинопоследований Постной Триоди самыми древними являются службы Великого Пятка и Великой Субботы. Прежде чем кратко изложить историю создания рассматриваемого нами богослужения (Великой Пятницы), нужно указать на то, что послужило причиной к его появлению. Проводить время в посте и молитве накануне Праздника Пасхи – древнейший обычай, имеющий начало от Святых Апостолов. Он, в свою очередь, идет от заповеди Самого Христа Апостолам — поститься в те дни, “когда отнимется у них Жених” (Мф. 9, 15). О…
По книге ЕПИСКОП ВЕНИАМИН (МИЛОВ). ЧТЕНИЯ ПО ЛИТУРГИЧЕСКОМУ БОГОСЛОВИЮ. "Великий покаянный Канон" св. Андрея, Архиепископа Критского, представляет драгоценность литургического богословия Православной Церкви. Это бессмертное творение содержит 250 тропарей и читается за православным богослужением в первую и пятую седмицы великого поста. Нить мыслей св. Андрея о покаянии пред Богом развивается на основе многочисленных библейских примеров святой и греховной жизни древних людей. Чудный сладкопевец Критской Церкви призывает в Каноне всякого человека бегать зла, ревновать вседушевно о добре и всегда прибегать к Богу с исповеданием своих грехов и слезами раскаяния. Речь св. Андрея настолько трогательна, что потрясает самые жестокие души, умиляет и смягчает…
О протоиерее Валентине Николаевиче Амфитеатрове Валентин Николаевич Амфитеатров родился 1 сентября (по старому стилю) 1836 года в селе Высоком Орловской губернии. Он происходил из известного священнического рода, давшего русской Церкви таких видных иерархов, как митрополит Киевский Филарет и архиепископ Казанский Антоний.       В 1860 году после окончания семинарии и академии Валентин Амфитеатров был рукоположен в иерея и получил свое первое назначение на приход в калужский Благовещенский храм, но прослужил там недолго: вскоре - уже в сане протоиерея - его перевели в собор города Лихвина Калужской губернии. Он был смотрителем духовного училища в Мещевске, потом - настоятелем храма Поливановской учительской семинарии…
По книге ЕПИСКОП ВЕНИАМИН (МИЛОВ). ЧТЕНИЯ ПО ЛИТУРГИЧЕСКОМУ БОГОСЛОВИЮ. Православно-христианское учение о посте, как земном подвиге, обязательном для всех верующих во Христа, по-видимому совершенно понятно без каких-либо дополнительных объяснений. Фактически оно оказывается гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Углубление в смысл и задачи поста открывает здесь много новых подробностей, касающихся настроения постящегося, конечных целей и благодатных даров постничества. Авторитетно-твердое и исчерпывающе-полное истолкование понятия о посте мы находим в православной литургической письменности или в церковно-богослужебных молитвах, песнопениях и канонах. На основании отрывочных замечаний о посте церковных песнопевцев можно вскрыть подлинную точку зрения Церкви: 1. на существо телесного и 2. душевного…
По изображению святого евангелиста Луки, в первый раз событие Благовещения радостно праздновалось ещё в доме праведных Захарии и Елисаветы (Лк. 1, 39-45), однако его литургическое становление (вместе с другими Богородичными праздниками) происходило гораздо позднее. Пытаясь установить начало церковно-богослужебного празднования Благовещения, необходимо учесть общеисторическую проблематику христианских праздников как таковых. Глубокая древность этих торжеств является причиной того, что мы не знаем подробно истории их установления. Дата Благовещения Днем Благовещения как на Западе, так и на Востоке (за некоторыми исключениями) считается 25 марта. С одной стороны, эта дата отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря, которое не позднее IV века сначала на…
Saturday, 10 April 2021 14:39

Событие Благовещения.

В день Благовещения Пресвятая Дева Мария услышала от Архангела Гавриила благую весть о том, что Она избрана Господом стать Матерью Спасителя мира, Который принесет людям освобождение от рабства греху и вечной смерти. С момента явления Архангела Деве Марии в жизни человечества началась новая, светлая эра. В Благовещении совершилось вочеловечение Божие – Таинство, превышающее всякие границы человеческого сознания. Второе Лицо Святой Троицы, Бог Слово, становится Человеком наитием Духа Святого, посланного от Отца. «Сын Божий неописанным существом воплотился от Девы», исткал себе печать от Её крови и «не только заимствовал тело от Пречистой, но и душу, и все человеческое».  Творческое Слово, Которое…