Под ред. прот. Александра Шаргунова. М. «Новая Книга», 1998 — 80 с. Сдано в набор 22.07 .97 . I 1одписапо и печать 9.12.97. Формат 84x108 /32- Бумага офсетная. 1 1ечать офсетная Гарнитура Академическая. Усл. печ. л. 2,5. Тираж 20 000 экз. Заказ № 77621. Предисловие Воспоминания матушки Анны, которые вы прочтете, стоят в одном ряду с воспоминаниями матушки Надежды о Марфо-Мариинской обители, с чудесами Царственных мучеников, с рассказами ин. Марии (Ольги Николаевны Вышеславцевой)2. Мы познакомились с ее дочерью во время паломнической поездки в Святую Землю. И вот мы сидим за чаем в их подмосковном домике, наполненном тишиной и молитвой —…
Предисловие Названное сочинение принадлежит перу покойного иеромонаха Тарасия (Курганского); оно было его кандидатской работой в 1899-1900 годах, когда он в сане иеромонаха оканчивал курс Казанской духовной академии, имея 25 лет от роду, - и впервые было напечатано в "Миссионерском Обозрении" за 1903 год под заглавием: "Великороссийское и малороссийское богословие XVI и XVII веков". Иеромонах Тарасий был одарен блестящим талантом и обладал огромной начитанностью с детства, которое проводил в Москве в старообрядческой семье у отца и матери. Окончив курс Московской гимназии, он поступил в духовную академию, а затем, побыв полгода духовником при каторжной тюрьме в Зерентуе за Нерчинском, поступил на духовно-учебную…
Историческая судьба Александрийской кафедры до Халкидонского Собора представляет особый интерес по двум важным причинам. Во-первых, Александрийская кафедра к середине V века явила христианскому миру исторически первый и характерный вид восточного "папизма". Это понятие уже давно прилагается к западной части Христианского мира, однако все существенные его признаки историки различают и на Востоке, – в церковной политике Константинопольских Предстоятелей после эпохи Вселенских Соборов [1]. Но не составляет особенного труда различить признаки папизма и в действиях Александрийской кафедры более раннего времени. Поэтому научный интерес представляет выявление его причин в начальной, "александрийской" стадии, что мы и постараемся сделать. Во-вторых, история Александрийской кафедры в этот…
Введение Целостность - существенный признак религиозного сознания, оно возводит все существующее к единому Началу - Богу, Творцу неба и земли и в этом контексте рассматривает все многообразие проблем человека. Вот почему предметом глубокой, "настоящей" религиозной проповеди часто является антропология - целостное учение о человеке в его отношении к Богу, миру и самому себе. Вместе с тем целостность религиозного сознания - особого рода. Мировоззренческая картина антропологии охватывает грандиозные временные рамки - от "внеисторического" бытия первозданного человека в раю до (тоже "внеисторического") преображенного существования в жизни будущего века, за эсхатологическими пределами мира. Это, конечно, открывает новые горизонты исследования и заставляет взглянуть совершенно…
1) Настоящим разумным, как было первоначально, кому-либо быть, или сделаться невозможно, прежде стяжания чистоты и безстрастия, из коих первая отъята чувственными неразумными наклонностями, а второе – растленным состоянием плоти.       2) Настоящие разумные суть одни те, кои явились святыми чрез стяжание чистоты. Чистаго разума никто из мудрых в слове не имел, потому что они от рождения разумную силу свою растлевают помыслами (непотребными). Чувственный и многоречивый дух мудрости века сего, богатящий словами, призрачно лишь являющими многоведение, и наполняющий помыслами наидичайшими, творит в них себе обитель. лишив существенной премудрости, истиннаго созерцания и ведения нераздельнаго и единичнаго.       3) Под ведением истины разумей…
святитель Григорий Турский (30 ноября 538 или 539–17 ноября 593 или 594) День памяти: 17(30) ноября (Зап.) Святитель Григорий Турский (лат. Gregorius Turonensis) происходил из знатной галло-римской фамилии из сенаторской аристократии Оверни. Многие представители его семьи были епископами в Туре и ряде других епархий. Настоящее его имя — Георгий Флоренций. Заботливо воспитан Галлом (фр.), епископом клермонтским. Григорий в 573 г. получил сан епископа турского по желанию меровинского монарха, и несмотря на враждебно настроенное к нему население города был произведён в ранг епископа вне стен Тура, причём вопреки тому, что это противоречило христианским принципам назначения епископа. Он пользовался большим почетом у…
Лурье В.М. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте: Т. 1. - СПб.: Алетейя, 2000. - 250 с. 1500 экз. К оглавлению Монашество прежде монашества 1.1     Подвижническая жизнь в Ветхозаветной Церкви предхристианской эпохи В середине I в. по Р. Х. иудейский писатель Филон Александрийский – чьи написанные на прекрасном греческом языке произведения сохранились лишь у христиан, а иудеями утрачены – в сочинении «О жизни созерцательной»[1] описал жизнь египетских «терапевтов» (буквально, «служителей»[2]). Правила этой жизни были так близки к позднейшему христианскому общежительному монашеству, что в первой пол. IV в. Евсевий Памфил написал в своей Церковной истории (II, 16–17), будто…
На рубеже III и IV вв. в Египте вырабатывается совершенно особенный интститут христианской жизни, получивший название монашества. Прежде этого во всем христианском мире сложились институциализированные формы жизни, "посвященной Богу" - безбрачной и часто подразумевавшей жизнь в особых общинах. В подобных институтах поддерживались некоторые основные принципы понимания христианской жизни и природы Церкви, и они дали то основание, но котором египетские отцы IV в. построили свое учение о монашестве и уставы созданных ими общин. Подвижническая жизнь в Ветхозаветной Церкви дохристианского времени В середине I в. по Р. Х. иудейский писатель Филон Александрийский - чьи написанные на прекрасном греческом языке произвения сохранились лишь…
Для всего Христианского Востока сирийский исихазм представляет собой значительнейшее явление, объясняющее многие черты развития православного исихазма вообще. В научном обиходе, вообще говоря, более распространен термин «сирийское аскетическое учение» или просто «мистическое учение»27. Истоки учения о молитве и аскезе у сирийцев представляются недостаточно хорошо изученными ввиду некоторой неясности точки отсчета. Основы этого учения в их наиболее общей форме характерны для всего Христианского Востока, так что уже с первыми переводами Священного Писания (особенно Нового Завета) сироязычный мир получает основные положения аскетического учения. Однако среди ученых нет единого мнения о том, где искать корень тех специфических форм этого учения, что отличают именно сирийский…
Преподобный Макарий, Калязинский чудотворец, известен как основатель и игумен Троицкого монастыря, располагавшегося на северо-востоке Тверского великого княжества в устье р. Жабни (Жабны), правого притока Волги. Позднее за монастырем закрепилось название Троицкий Макарьев Калязин (Колязин) монастырь. К материалам, сохранившим сведения о преподобном Макарии Калязинском, в первую очередь следует отнести так называемую «Записку о Макарии Калязинском», его житие, рассказ об обретении мощей и чудесах. Текст рукописных вариантов собственно жития преподобного Макария Калязинского до сих пор не опубликован, но в XIX в. было издано несколько составленных по разным источникам его житий1. Преподобный Макарий (в миру — Матвей) родился в Тверском великом княжестве, в…
1. Два образа молитвы Существуют два образа единения [с Богом] или, лучше, с двух сторон входы умной молитвы, движимой в сердце Духом. Благодаря им или ум предвосхищает молитву там [в сердце], прилепляясь, по Писанию, к Господу (см.: Пс. 72, 28), или предшествующее проявление действия [Святого Духа] привлекает ум огнем веселия и привязывает его к призыванию и единению с Господом Иисусом. Хотя Дух на каждого действует своеобразно, как желает (см.:1 Кор. 12, 11), по слову апостола, но случается, что у некоторых одно действие Духа предшествует другому, соответственно тем образам [молитвы], о которых мы сказали. Иногда действие совершается в сердце — разумеется,…
«Маттоидизм – это сочетание слабоумия с манией величия, представляет чрезмерное развитие гордости и честолюбия, на почве слабоумия. В их сочинениях встречаются стремление к несбыточному, постоянные противоречия, многословие и над всем этим царит хвастовство». Чезаре Ломброзо Явление расологии народу В середине 1990-х годов в среде русских националистов, деморализованных событиями осени 1993 года, происходила перегруппировка сил. Тогда среди сторонников «Русской идеи» наметилось размежевание по социально-классовым симпатиям; возникли движения, начавшие прямо ассоциировать себя либо с национал-капитализмом, либо с национал-социализмом [1]. Первых представляли, так называемые, национал-демократы. Среди их идеологов выделялись Сергей Городников, Петр Хомяков и Александр Севастьянов. Одним из организаторов движения стал Виктор Давыдов,…
Themelios 10.1 (Сентябрь 1984): 22-27. Др. Ямаучи, профессор истории в Университете Миами в Оксфорде, Огайо, является председателем Института Библейских Исследований, американского аналога Товарищества Тиндейла для Библейских и Теологических Исследований. Эта статья переработана из лекции, в декабре 1983 года предложенной Институту Библейских Исследований в Далласе, Техас, и взята из второго издания его книги Pre-Christian Gnosticism (Grand Rapids: Baker Book House, 1983) с разрешения издателей. Первое издание появилось в 1973 году (London: Tyndale Press и Grand Rapids: Eerdmans). В это десятилетие поток сочинений о гностицизме, в значительной степени вытекающий из открытия в 1945 году коптских рукописей в Наг-Хаммади, достиг размеров, достаточных, чтобы…
Содержание     Книга первая          II         III       IV       VI       VII      VIII    X         XI       XII      XIII    XV      XVI    XVII            XVIII XIX    XX Книга вторая          III       IV       VII      VIII    IX       Х Книга третья           II         III       IV       V         VI       VII      VIII    IX       X         XI       XII Книга четвертая     II         III       IV       V         VI       VII      VIII    IX       XI       XII      XIII    XIV Книга пятая II         III       IV       V         VI       VII      VIII    IX       X         XI       XII      XIII    XIV Книга шестая          II         III       IV       V         VI       VII      VIII    IX       X         XI       XII      XIII    XIV            XV      XVI Книга седьмая        II         III       IV       V         VI       VII      VIII    IX       Х         XI      …
Оглавление 1. Тебя ищу, Жизнь моя: без Тебя умираю.. 1 2. Тебе поведаю бедность мою: помоги Твоему созданию! 2 3. О, Свете мой, просвети тьму мою! 3 4. Горе мне без Тебя, Господи! 3 5. Без Тебя я - ничто. 4 6. Без Тебя враги одолели меня. 5 7. Откуда мне сие, что так возлюбил Ты меня, Господи?. 5 8. По единой благости Твоей—я разумное творение. 7 9. Не мне хвалить Тебя: Ты Сам похвала моя! 7 10. По благости создал Ты меня, но благости и спаси. 8 11. Много сетей, много врагов: не покинь меня. 8 12. О, Свете…
• Предисловие • Общий строй Тавеннисиотских монастырей • Главный Авва • Аввы монастырей • Вторствующий по Авве в обители • Смотритель дома • Вторствующий по смотрителе • Эконом и расходчик • Прочие служебные и распорядительные лица по обителям • Прием в обитель • Иноческое одеяние • Молитвословие • Причащение Святых Христовых Таин • Работы • Пища • Сон • Внутренняя жизнь: созидание духа истиною • Нравственное преспеяние • Больные и больница • Странноприимство • Посещения и отлучки • Похороны братий • Замечание о детях воспитывавшихся в монастыре • О благочинии отроковиц или инокинь • Епитимии • Краткие наставления пр. Пахомия…
Но, если Господь принял неправедную казнь от еврейских шовинистов-революционеров, то казнь эта была неправедна вдвойне, потому что Спаситель был тоже иудейским патриотом и Его учение не исключает преимущественной любви к отечеству и своему народу, но велит соединять ее с любовью ко всему человечеству и с ревностью о всеобщем спасении, как Он пояснил жене самарянской (Ин. 4, 21-23) и как чувствовали, мыслили и действовали и продолжают действовать истинные русские патриоты. 13 мая 1921 г. I Всем известно, что евангельские сказания о земной жизни Господа Иисуса почти одинаковы в первых трех Евангелиях, но разнятся по содержанию от четвертого; не в том, конечно,…
КНИГА ПЕРВАЯ О СОБЫТИЯХ ВО ВРЕМЕНА ИГНАТИЯ И ФОТИЯ, КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИХ ПАТРИАРХОВ Знаменитейший и благочестивейший Властитель! (Под именем этого Властителя надобно разуметь господаря Валахии, князя Константина Бранкована, который был весьма благорасположен к Илие Минятию, долгое время держал его при своем дворе и давал ему многие важные поручения. Примечание переводчика.) Ты желал обстоятельно узнать от меня, что именно разделяет две Церкви, Восточную и Западную, то есть узнать причину сего разделения и разность их догматов. С совершенным удовольствием желая сделать угодное тебе, постараюсь по возможности удовлетворить твоему любопытству. Чтобы узнать начало сего несчастного разделения, нужно обстоятельно изложить, что происходило между Игнатием и Фотием,…
Каким Бог создал человека, и чем воздал человек Богу! В раю сладости, взяв прах от земли, Своими руками образовал Бог тело человека, вдохнув в него дыхание жизни, почтил его Своим образом и создал его человеком! Человек на Голгофе так поступил с Господом, что Он стал без вида, бездыханным, весь – в крови, весь – в язвах, пригвожден был к кресту... Там, в раю, я вижу Адама, как создал его Бог, оживотворенным образом Божиим, увенчанным славой и честью, самодержавным царем над всеми созданиями в поднебесной, в наслаждении всем земным блаженством. Здесь, на Гологофе, я вижу, до чего довел Иисуса Христа человек…
А ввечеру, когда зашло солнце, к Нему стали приносить всех больных и одержимых, и весь город собрался у дверей. И Он исцелил многих больных, страдавших разнообразными недугами. Мк. 1:32-34 Не надо думать, будто во времена, предшествовавшие новоевропейскому рационализму, тема чудотворства была безопасной. Она могла быть прямо-таки скандальной. Без определенных презумпции, даваемых верой и вероучением, сюжет чудотворства вызывает неизбежные ассоциации с действиями и притязаниями мага — самозваного или, еще того тревожнее, настоящего. Что можно сказать по этому вопросу специально о времени и месте, в которые происходило становление христианской литературы? Если скептический при всем своем легковерии адепт греко-римской культуры склонен в то…