Посмертное издание под редакцией Андрея К. Фирилласа, преподавателя Патрологии в Русском Православном Богословском Институте в Париже " Ubi enim Ecclesia, ibi et Spiritus Dei, et ubi Spiritus Dei, illic Ecclesia et omnis gratia ". Ириней Лионский, "Против Ересей" - Ш, 24, 1. YMCA-PRESS 11, rue de la Montagne-Ste-Genevieve, Paris-5 Париж, 1971. (репринт., Рига, 1994). Предисловие. [Миряне:]- I. Царственное священство. - II. Поставление лаиков. - III. Служение лаиков. - IV. Дело служения: особые служения - апостол - евангелист - пророк - учитель. [Священники:] V. Предстоятели в Господе. - VI. "Приносящий благодарение". [Епископы:] VII. Епископ. VIII. Власть любви. Библиография и указатели. (опущен…
«Цепной пес расы»: диванная расология как защитница «белого человека» «Маттоидизм – это сочетание слабоумия с манией величия, представляет чрезмерное развитие гордости и честолюбия, на почве слабоумия. В их сочинениях встречаются стремление к несбыточному, постоянные противоречия, многословие и над всем этим царит хвастовство». Чезаре Ломброзо Явление расологии народу В середине 1990-х годов в среде русских националистов, деморализованных событиями осени 1993 года, происходила перегруппировка сил. Тогда среди сторонников «Русской идеи» наметилось размежевание по социально-классовым симпатиям; возникли движения, начавшие прямо ассоциировать себя либо с национал-капитализмом, либо с национал-социализмом [1]. Первых представляли, так называемые, национал-демократы. Среди их идеологов выделялись Сергей Городников, Петр Хомяков и…
Писатель, канд.филос.наук, доцент Харьковского Национального университета им. В.Н.Каразина. Миниатюра занимает особое место среди других жанров и видов средневекового искусства. В отличие от живописи, архитектуры или монументальной пластики, миниатюра раннего средневековья как бы "повисает в воздухе", не имея прямой жанровой предшественницы в искусстве античности. В самом деле, архитектурная форма раннего христианского храма наследует римской базилике, фреска – достаточно последовательно развивается из настенных росписей античных светских зданий. Расцвет же миниатюры тесно связан с книгой в современном понимании слова, то есть с блоком листов (первоначально – пергаментных, очень редко – папирусных), собранных под одной обложкой. Подобная форма книги, именуемая кодексом (лат. codex), возникла только…
Cегодня издание нового толкования на Евангелие от Иоанна не нуждается в каком-то особом оправдании: каждое поколение христиан должно для себя и по-своему прочитать духовное Евангелие. Однако может возникнуть вопрос: почему мы избрали толкование, которое в. основном было составлено между 1958 и 1960 гг., т. е., принимая во внимание ритм, в котором развивается современная экзегетика, очень давно? Действительно, с той поры изменилась проблематика, стала иной природа споров, а прежде всего была проделана огромная работа. Иоанновские штудии — многочисленны и глубоки. И почему бы не обратиться к исследованиям более поздним, учитывающим все современные работы по Евангелию от Иоанна? Например, к исследованиям о.…
Предисловие переводчика Издательство Святая Гора выпустило в свет перевод официального обращения, изданного Свящ. Кинотом Афона в Карее в феврале 2003 г. под названием "ПРАВДА О "ГОНЕНИЯХ" НА ЗИЛОТОВ, ЗАНИМАЮЩИХ МОНАСТЫРЬ ЭСФИГМЕН НА СВЯТОЙ АФОНСКОЙ ГОРЕ". Издательский Дом "Святая Гора", 2003 г. Перевод предваряет краткое предисловие издателей, объясняющее цель издания этой книги. А именно русские издатели обеспокоены вниманием российских СМИ к церковному конфликту на горе Афон, обострившемуся в начале 2003 г. между афонскими зилотами, занимающими Эсфигмен, и вселенской патриархией и Свящ. Кинотом (или управлением) Св. Горы. По мнению издателей, авторы публикаций в российской прессе тенденциозно и некомпетентно трактуют факты и неоправданно…
Еще задолго до установления евхаристии Господь постепенно открывал человечеству значение Таинства, то есть подготовлял к его приятию. Весь мир задуман как «Космическая Литургия. Мир создан, чтобы быть – и стать Церковью, телом Христовым».[1] Уже в раю человеку был дан символ и прообраз Евхаристии. Отец Церкви преподобный Иоанн Дамаскин называет рай «священным храмом»[2], а преподобный Ефрем Сирин говорит, что «самый рай был подобен трапезе»[3], здесь человек получил пищу не только для тела, но и для духа: «через посредство всех творений возвысься ко Мне – Творцу и от всего забери себе один плод: Меня, Который есть истинная жизнь; все это приносит тебе…
Взаимоотношения Церкви и государства развивались в контексте истории, в ходе развития которой государство постоянно изменялось. Государство, как необходимый элемент жизни в мире после события грехопадения, является тем ограждающим компонентом от всевозможных проявлений греха. Церковь предписывает христианам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, а также молиться за власть, «дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2:2). Исходя из развитого канонического сознания, Церковь не должна брать на себя государственные функции: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя политических функций, предполагающих принуждение или ограничение. Но Церковь имеет право…
Митрополит Евгений (Болховитинов) принадлежит к числу знаменитых иерархов Русской Православной Церкви первой половины XIX столетия. Более 30 лет он служил в архиерейском сане в разных местах России и был свидетелем важнейших событий в ее церковной и общественной жизни, во многих из них принимая самое деятельное участие. Родился он в 1767 году в семье священника, учился в семинарии в Воронеже (1778—1785), а затем продолжил образование в Московской Славяно-греко-латинской академии (1785—1788). Пребывание в Москве благотворно отразилось на всей его последующей деятельности; здесь он почувствовал влечение к церковно-историческим исследованиям. В январе 1804 года архимандрит Евгений был возведен во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии,…
Sunday, 04 August 2019 17:27

Август. Праздники.

6-го августа. - Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. - Вспоминается, как в последний год Своей земной жизни Господь Иисус Христос, желая укрепить веру в Себя в Своих учениках, дабы она не поколебалась в них во время Его крестных страданий, преобразился перед ними на горе Фавор, показав им славу Своего Божества. Это великий праздник, принадлежащий к числу Господских двунадесятых. Он имеет один день предпразднства 5 августа и семь дней попразднства. Отдание совершается 13 августа. От первого августа до Преображения, на самый день Преображения и в день отдания, поется катавасия Воздвижения: "Крест начертав Моисей..." но в дни попразднства…
Такая важная составляющая Ветхого Завета как мессианизм, мессианские пророчества, впервые явственно зазвучала в проповеди Исайи. Термин «мессианизм» происходит от еврейского слова «Мессия» (Машиах), что буквально означает «Помазанник». Термином «мессианизм» выражается идея надежды на то, что народ действительно придет к познанию истинного Бога и к необходимости жить в соответствии с этим познанием, то есть в Завете с Богом. И случится это может, если на то будет помазан, то есть избран и поставлен, некто достойный и верный своему Богу. В контексте описанных столичных традиций, и для Исайи в том числе, таким избранником и помазанником мог быть только царь, царствующий в Иерусалиме. Посмотрим,…
Безобразов П. Материалы для истории византийской империи, IV. Не изданная обвинительная речь против патриарха Михаила Кируллария // Журнал министерства народного просвещения. Ч. 264. 1889. Фототипически (с греческим текстом!) - в Описи А №1990. Не изданная обвинительная речь против патриарха Михаила Кируллария. Не смотря на то, что Константинопольский патриарх Михаил Кирулларий помог Исааку Комнину свергнуть с престола императора Михаила VI, между новым императором и патриархом вскоре начались несогласия. Дело дошло до того, что 18-го ноября 1058 года император Исаак приказал варяжской дружине схватить Кируллария и отвести его на остров Приконнис, где он был заточен. Но так как император желал отделаться от…
После того, как прародители согрешили, Господь дает им обетование, которое, по мнению святых отцов, является «первым и незыблемым пророчеством»: «И сказал Господь... вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). В этих немногих, кратких, словах заключается главное и великое начало всей нашей религии. Они составляют, так сказать, корень и сущность всех пророчеств и обетовании во все последующие времена. Была объявлена непримиримая вражда между грехом и праведностью, вражда непрерывно продолжавшаяся с того самого времени (Рим 7:23). Сын Божий и…
Содержание СВЯТЫЕ ОТЦЫ О МОЛИТВЕ Святитель Иоанн Златоуст о молитве Святитель Василий Великий о молитве Преподобный Серафим Саровский о молитве Праведный Иоанн Кронштадтский о молитве Наставления преподобного Марка Подвижника Святитель Феофан Затворник о духовной жизни Преподобный Никодим Cвятогорец о молитве О молитве (из писем игумена Никона (Воробьева)) Праведный Иоанн Кронштадтский о молитве Афонские старцы о молитве Святые отцы о молитве Святые отцы о Всеобщем Суде Божием Преподобный Исаак Сирин о молитве Праведный Иоанн Кронштадтский о Богослужении и молитве общественной и частной Наставления преподобного Еваргия Монаха Преподобный Нил Синайский о молитве Святые отцы о посте (препп. Варсонофий и Иоанн, преп. Симеон…
«Мы иногда с ним шутили: вздумала же судьба, чтобы тому из нас, кто с чисто славянской фамилией, — быть лютеранским богословом, а кто с чисто немецкою — православным!» — Так вспоминает о своих встречах с о. Иоанном знаменитый протестантский теолог, историк Церкви Ярослав Пеликан. Но протоиерей Иоанн Мейендорф был уж не первым из носителей этой чисто немецкой фамилии, чья истовая приверженность миру Православия и России служила предметом удивления. Еще в 90-х годах прошлого столетия в высших петербургских кругах немало шучивали по адресу начальника Императорского конвоя барона А.Е. Мейендорфа, что сжился со своими лейб-казаками до полной от них неотличимости, включая и…
XVII столетие – период решительного столкновения исключающих друг друга художественных устремлений. Эта противоречивость ярко выразилась в художественной практике. Руководство искусством было централизовано, изменения в нем регламентировались властью. Архитекторы, живописцы, мастера других видов искусства сосредоточились в Приказе каменных дел и в Оружейной палате в Кремле. Последняя стала своеобразной школой, где объединялись лучшие художественные силы. Для всех русских земель Москва была непререкаемым авторитетом в области искусства. С другой стороны, именно из Оружейной палаты исходили всяческие новшества, именно в кремлевских мастерских появлялись произведения, сводившие на нет строгую опеку и регламентацию. Здесь работали украинские, белорусские, литовские, армянские мастера, нередко знакомые с искусством Запада, и…
Но, если Господь принял неправедную казнь от еврейских шовинистов-революционеров, то казнь эта была неправедна вдвойне, потому что Спаситель был тоже иудейским патриотом и Его учение не исключает преимущественной любви к отечеству и своему народу, но велит соединять ее с любовью ко всему человечеству и с ревностью о всеобщем спасении, как Он пояснил жене самарянской (Ин. 4, 21-23) и как чувствовали, мыслили и действовали и продолжают действовать истинные русские патриоты. 13 мая 1921 г. I Всем известно, что евангельские сказания о земной жизни Господа Иисуса почти одинаковы в первых трех Евангелиях, но разнятся по содержанию от четвертого; не в том, конечно,…
Связи С. Ф. Платонова с тверскими краеведами отличаются особой теплотой, а их результаты столь масштабные, что их трудно переоценить по степени значимости в культурно-просветительском плане. Они же отличаются и многообразием форм сотрудничества, а своим влиянием охватывают не только любителей-историков, краеведов, археологов, архивистов, деятелей образования и музейного дела, представителей духовенства Твери, но и названную аудиторию всего центрально-волжского региона. 1890 г. ознаменован в жизни С.Ф.Платонова важнейшим карьерным ростом, можно говорить об определенном трамплине в его научной и административной карьере. Он стал профессором кафедры русской истории Санкт-Петербургского университета, 19 декабря назначен членом Ученого комитета Министерства Народного просвещения (УК МНП), приглашен на должность помощника…
Доклад на международной богословско-философской конференции "Пресвятая Троица". Москва, 6-9 июня 2001 г. Между Троицей и адом нет никакого иного выбора. Священник Павел Флоренский Наша социальная программа - это учение о Троице. Николай Федоров Что значит исповедовать Троицу? "Христиане, несмотря на то, что все они исповедуют ортодоксальную веру в Троицу, в своем религиозном опыте по существу остаются настоящими "монотеистами". Можно даже смело сказать, что если бы учение о Троице было отвергнуто как ложное, бОльшая часть религиозной литературы была бы сохранена почти в неизменном виде" [1]. Это сказал римо-католический богослов Карл Ранер, и мы, к сожалению, должны признать правоту его слов. Слишком…
Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову или духовная деятельность современных пустынников Россия погибнет, если перестанет почитать имя Божие (Предупреждение Афонских подвижников в начале XX века) Содержание Предисловие автора ко 2-му изданию. Здесь, прежде всего, показано высокое достоинство Иисусовой молитвы и ея необходимость в деле нашего вечнаго спасения; частию показано значение имени "Иисус" Старческое слово к юным подвижникам Общее замечание о Иисусовой молитве Глава  1. Восход пустынножителя на горы и поэтическое описание горной красоты, открывшейся его взору Глава  2. Замечательная встреча со старцем пустынножителем, и начало беседы с ним о духовном деле…
Отечественные исследователи истории архивного дела имеют определенный опыт по изучению архивов приказов1, приказных изб2, монастырей3 и частных лиц4. Однако до сих пор эти архивы не сравнивались между собой. Следует отметить, что к учреждениям XVII в. зачастую применялось современное деление на местную и центральную власть, государственную и церковную сферы. О тесной взаимосвязи государства и Церкви в рассматриваемый период говорит интерес царской власти к описаниям монастырей, которые в XVI-XVII вв. находились в ведении Приказа Большого дворца5. Именно царские дворецкие по решению Стоглавого собора 1551 г. должны были6 контролировать описание монастырского имущества при передаче его новому настоятелю . На практике описания хозяйства и казны проводились…