Петр Великий и имперское самосознание: трансформация концепции «Москва – третий Рим». Культурные реформы в России начала XVIII века были подчинены логике и воле одного человека – Петра I. «Церемониальные инновации Петра», полагает В. М. Живов, можно интерпретировать «как единый комплекс, связанный единством пропагандируемых идей и переплетением конкретных действий».[1] Именно такой подход объединяет наиболее плодотворные исследования нескольких последних десятилетий, посвященные официальной культуре Петровской эпохи. В работах Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, Г. П. Гребенюка, В. М. Живова, Р. Вортмана Петровская эпоха предстает не причудливым соединением «варварства» и «европейского просвещения», какой она казалась, например, современникам-иностранцам, а воплощением идеологической программы царя. В…