Биографический очерк Его биографические данные и «послужной список» достаточно полно представлены в брошюре «Пятидесятилетний юбилей духовника Их Императорских Величеств, члена Святейшего Синода, господина главного священника войск гвардии и гренадер, протопресвитера Василия Борисовича Бажанова» (СПб, 1873): «Протопресвитер Василий Борисович Бажанов, сын дьякона, родился в 1800 году, в Тульской губернии, в Алексинском уезде. Первоначальное образование получил в Тульской духовной семинарии, а окончательное в Санкт-Петербургской духовной академии. По окончании курса наук со степенью магистра в 1823 году, определен был бакалавром в оной академии. В 1826 году рукоположен в священника в церкви 2-го кадетского корпуса и определен законоучителем в корпусе и в дворянском полку.…
Наш век - это эпоха апостасии, о которой говорит Апостол во втором Послании к Солунянам. Я знаю, что "умные люди", "мудрецы", "ученые" снисходительно улыбнутся в ответ на мое утверждение. Люди "ученые" не допускают столь рискованных заявлений, особенно когда дело касается эсхатологии. Но я - не "умник", и я слышал, что Господь говорит нам: "От смоковницы научитеся притчи: егда уже ваия ея будут младаи листвие прозябнет, ведите, яко близ есть жатва. Тако и вы, егда видите сия вся, ведите, яко Сын Человеческий близ есть, при дверех". И вот, следуя заповеди Господа, я делаю мой вывод, поскольку вижу "сия вся". До наступления…
Казалось бы, русская революция в обоих ее фазисах — февральском и октябрьском — должна была бы опытным путем протрезвить сознание всех русских людей, в том числе и русской эмиграции, подведя это сознание в упор к живой жизни. Но, к сожалению, такого протрезвления не случилось. Русская эмиграция не только не утратила в значительной своей части вкуса к абстрактным разрешениям конкретных вопросов, но, оторванная от своего народа, оказавшаяся «без руля и ветрил», она с особенным увлечением ударилась в область безответственных химерических планировок русского будущего. Объектом такой критики с самого начала русской революции стала Русская Церковь. Величайшая духовная сила — Она единственная устояла…
Nicolas Kazarian The Pan—Orthodox Council: Shaping New Orthodox Geopolitics Nicolas Kazarian — French Institute for International and Strategic Affairs; St. Sergius Orthodox Theological Institute in Paris and Catholic University of Paris (France). This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. The Orthodox Church is a complex geopolitical reality, and it does not constitute a homogenous block. On the contrary, the rise of irreden-tism during the 19th century has created the basis for constant territorial fragmentation throughout the 20th century. Surprisingly, the worldwide Orthodox population continues to increase. The convergence of these two phenomena is a starting point for a reinvestigation of Orthodox power in international affairs, as…
В России существует несколько династий Филомафитских — выходцев из духовного сословия, которые не состоят в кровном родстве друг с другом. Это объясняется тем, что фамилия имеет семинарское («искусственное») происхождение. Данная статья посвящена роду Филомафитских, представители которого были священно- и церковнослужителями различных храмов Санкт-Петербурга и Петербургской губернии в XIX — начале XX вв. Первые носители фамилии происходили из прихода села Оятского Новоладожского уезда. Служение второго поколения Филомафитских протекало в исторических районах Петербурга, которые до революции составляли его ближайшие предместья — в Лесном, на Пороховых и в Рыбацком. К третьему поколению династии принадлежали трое священников, которые служили в различных храмах по всей…
В России существует несколько династий Филомафитских — выходцев из духовного сословия, которые не состоят в кровном родстве друг с другом. Это объясняется тем, что фамилия имеет семинарское («искусственное») происхождение. Данная статья посвящена роду Филомафитских, представители которого были священно- и церковнослужителями различных храмов Санкт-Петербурга и Петербургской губернии в XIX — начале XX вв. Первые носители фамилии происходили из прихода села Оятского Новоладожского уезда. Служение второго поколения Филомафитских протекало в исторических районах Петербурга, которые до революции составляли его ближайшие предместья — в Лесном, на Пороховых и в Рыбацком. К третьему поколению династии принадлежали трое священников, которые служили в различных храмах по всей…
Источник: Кавельмахер В.В., Чернышев М.Б. Древний Борисоглебский собор в Старице. М., 2008. Все права сохранены.     Аннотация Исследование В.В. Кавельмахера и М.Б. Чернышева посвящено всестороннему обзору архитектурной истории Борисоглебского собора в Старице (1558–1561 гг.) – одного из замечательных сооружений Московской Руси, не сохранившегося до наших времен и незаслуженно обойденного вниманием историков древнерусского зодчества. В 1977–1979 годах авторы провели археологические разведки, позволившие открыть множество дотоле неизвестных страниц истории этого храма и его уникального керамического декора. Исследования отнесли Борисоглебский собор к той же группе зданий, принадлежащих замыслу одного зодчего, что и собор Покрова на Рву и Предтеченская церковь в Дьякове. Снимается проблема происхождения «старицко-дмитровской керамики», так…
Источник: Кавельмахер В.В. О позднеготических истоках и мастерах Покровского собора на Рву, Борисоглебского собора в Старице и церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Скомпоновано из черновых рукописей 1997–2004 гг. (не имевших названия). Все права сохранены. Компоновка, научное и литературное редактирование рукописей, сканирование, форматирование, присвоение названия, добавление иллюстраций и размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено С.В.Заграевским в 2008 г. Все права сохранены.     Борисоглебский собор в Старице 1558–1561 годов – младший современник величайшего архитектурного сооружения нашей древности, Покровского собора на Рву 1555–1561 годов. Оба здания, как и полная их современница пятибашенная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, – памятники…
(Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония)1 Молитвенно и легко перешел в другой мир Блаженнейший Митрополит Антоний. Принадлежа весь другому миру, он в этом мире жил миром другим. Ходил по земле, а жизнь его вся была сокрыта со Христом в Боге. Размышлял о том, что вверху, и небесным измерял земное, и временное оценивал по сравнению с вечным. Смерть вскрыла сосуд его тела, и блаженный радостно переселился в свою небесную обитель, нерукотворную и вечную. А он только об этом и мечтал. Ибо жил в теле как путник, который проходя через этот мир, спешит к своему вечному отечеству, на небе которого незаходимо светится неугасимое солнце…
Евангелие тетр. Москва. Начало XV в.Середина ХIХ века была временем бурного развития филологии в отечественной науке. Своим расцветом эта наука во многом обязана замечательному ученому Александру Христофоровичу Востокову. Этот филолог-славист, исследователь древнерусской литературы, поэт и переводчик сделал множество открытий в области филологического знания. Ему принадлежат труды по сравнительной грамматике славянских языков, лексикографии церковнославянского и русского языков, палеографии.1 А.Х. Востоков был первым представителем сравнительно-исторической школы в русском языкознании. В своих трудах он занимался вопросами происхождения старославянского языка, соотношения церковнославянского языка и светских славянских языков и т.п. Сравнивая данные различных языков, устанавливая их родство, А.Х. Востоков разработал новый для того времени метод,…
В редакцию «Русского пастыря» попало несколько экземпляров листка «По стопам Христа» (Беркли, Калифорния). В этом листке мы нашли некоторые отрывки из воспоминаний игумении Иулиании, написанных в 1950–1953. Об игумении Иулиании (Невакович) нам известно только то, что она жила в России, была старшей сестрой храма Христа-Спасителя, сидела в Соловецком концлагере, а последние годы своей жизни провела в Успенской обители г. Калистоги (Северной Калифорния). Скончалась она 5 декабря 1972 году и похоронена на Сербском кладбище г. Сан-Франциско. Нехватающие части воспоминаний были нам предоставлены дочерью протоиерея Николая Вейгласа, издателя «По стопам Христа». Редакция. Содержание Митрополит Арсений Новгородский Епископ Павел Кратиров Митрополит Московский Макарий…
Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний Красноярская и енисейская епархия Резюме. В статье архиепископа Красноярского и Енисейского изложены деяния духовные, врачебные, пастырские святителя целителя Луки, бывшего архиепископа, доктора медицинских наук, профессора Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, главного хирурга эвакогоспиталя 1515 в г. Красноярске в 1942-1943 годах. Свидетельства написаны на основе воспоминаний красноярцев. Ключевые слова: Войно-Ясенецкий, святой целитель архиепископ Лука, исповеднический подвиг, память о его делах, Красноярск. Общеизвестно, что никакая модель - ни политическая, ни экономическая - без возрождения духовности работать - не будет. Мне представляется, что именно по этому поводу собрал нас святой Архиепископ и хирург Лука (Войно-Ясенецкий). Архиепископ Лука - это личность…
СОДЕРЖАНИЕ     Преподобный Исаак Сирин     О терпении     О молитве     О любви     О вере и надежде     Заповеди Божии     Ангелы    О страстях     Страх Божий     О добродетелях     О посте     О покаянии     Гееннские мучения     О смирении     О скорбях     Об искушениях     О Боге и человеке     О слезах     О благодарности     О воскресении Исаак Сирин (епископ Ниневийский) — великий подвижник, жил в Сирии в VII веке. Оставил много сочинений, в которых говорит об искусстве духовной жизни, об опасностях, ждущих христианина на пути к совершенству, о способах их…
Составил преподаватель Киевской Духовной семинарии священник Х.Орда Si sacerdos Psalterium ignorat, nomen sacerdotis vix constabit in co. B. Augustin. Содержание Предисловие Введение Первая книга Псалтири. Псалмы 1-40 Вторая книга Псалтири. Псалмы 41-71 Третья книга Псалтири. Псалмы 72-88 Четвертая книга Псалтири. Псалмы 89-105 Пятая книга Псалтири. Псалмы 106-150 Аннотация к изданию 2000 г. Во славу Святой, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, в похвалу святым угодникам Божиим, при патриархе Московском и всея Руси Алексии II, по благословению архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя миссионерского отдела Московского Патриархата в лето от сотворения мира 7508-е, в год празднования…
На вопрос сарацина: «Кого ты считаешь виновником добра и зла?», – христианин отвечает: «Мы говорим, что только Бог и никто другой есть виновник всяческих благ, но не зла». На это сарацин говорит: «Кого ты называешь виновником зла?» Xристианин: Разумеется, того, кто по своей воле диавол, и нас, людей. Сарацин. Из-за чего? Xристианин: Из-за свободной воли. Сарацин. Так что, ты свободен, и что хочешь, можешь делать и делаешь? Xристианин: Я сотворен Богом свободным лишь для двух вещей. Сарацин. Для каких? Xристианин: Для злодеяния и для благодеяния, что есть добро и зло. Поэтому, делая зло, я несу наказание от закона Божия, а…
Содержание Книга первая. О Сусанне и Данииле. Видение первое О Сусанне и двух старейшинах. Видение второе Книга вторая. Об истукане, который воздвиг. Царь Навуходоносор Видение третье. Объяснение сна (Навуходоносора) Видение четвертое. Об истукане и трех отроках Книга третья. О Навуходоносоре и Данииле, когда он был брошен львам. Видение пятое. О видении дерева и о том, как был изгнан Навуходоносор Видение шестое. О запястии руки Видение седьмое. О том, как ввержен был Даниил в ров ко львам Книга четвертая. О видении пророка Даниила. Видение восьмое. О четырех зверях Видение девятое. Об овне и козле Видение десятое. О семидесяти седминах Видение одиннадцатое.…
• Слово в день Рождества Христова • Слово в день Сретения Господня • Слово в неделю Фомы • Слово в день Вознесения Господня • Слово первое в день сошествия Святого Духа • Слово второе в день сошествия Святаго Духа • Слово в день святого благоверного князя Александра Невского • Слово в день введения во храм Пресвятой Богородицы • СЛОВА В ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА      1. Сколько благочестивая верность народа возвышает царство, столько царь, верный Богу, возвышает народ свой и самого себя      2. Путь, дела и слова праведные примиряют человека с Богом      3. Мир внешний…
Часть 1    Слово первое на день Рождества Христова и воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык    Слово второе в день Рождества Христова    Слово третье на Рождество Христово    Слово четвертое на второй день Рождества Христова    Слово пятое на Рождество Христово    Слово шестое в день Рождества Христова    Слово первое в навечерие нового года    Слово второе в навечерие нового года, на всенощном бдении    Слово первое на новый год    Слово второе на новый год    Слово третье на новый год    Слово четвертое на новый год   …
Предисловие Преосвященный Иоанн (Соколов), епископ Смоленский, по окончании курса в Московской духовной академии вторым магистром в 1842 году, оставлен был при академии бакалавром по нравственному и пастырскому богословию, откуда через два года с небольшим переведен в Петербургскую академию на церковное законоведение, и здесь был назначен инспектором. В 1853 г. получил степень доктора богословия за сочинение: «Опыт курса церковного законоведения». Затем он был ректором Петербургской семинарии (1855–57 г.), Казанской академии 7 лет (1857–1864 г.) и, наконец, Петербургской академии, оставаясь в то же время профессором богословия. В 1865 г. он посвящен в епископа, с назначением викарием Выборгским, а в 1866 году назначен…
Период правления Бурджитов1 (1382-1389) составляет второй, завершающий этап истории независимых мамлюкских султанов в Египте. Политическую элиту страны в это время составляли в основном выходцы с Кавказа, преимущественно черкесы [1, с. 139-140; 3, с. 108]. Основателем Бурджитского, или Черкесского султаната по праву считается султан Баркук (1382-1399). Баркук начал военную карьеру, когда ему было, по-видимому, чуть больше двадцати лет. В юности он попал в рабство (возможно, был захвачен пиратами), приблизительно в 1362-1363 г. известный в мамлюкской среде перекупщик невольников 'Усман б. Мусафир продал его в Каире атабеку Йалбуге аль-'Умари аль-Хассаки ан-Насири. В известном смысле Баркуку повезло, поскольку его новый хозяин был одним…