«Славяне, Византия и Христианство». Духовное возрождение целого народа, как и одного человека, совершается не одинаково, в ином народе оно совершается ранее, в другом – позднее, в одном – быстро, в другом – медленно. Преподобный Нестор повествует, что апостол Андрей из Синопы через Корсунь, или Херсон, доходил берегом Днепра до Киевских гор, благословил их и водрузил там крест, сказав: «На сих горах воссияет благодать Божия». Оттуда он отправился на север, до берегов Волхова и озера Ильмень, а оттуда – в Рим. Но в летописи Нестора не упомянуто, чтобы путешествие Первозванного Апостола оставило по себе следы на почве Киевской Руси. К подобным…
В настоящее время в условиях стремительных перемен среди исследователей возрастает интерес к изучению исторических аспектов образа жизни крестьянского населения. С этой позиции актуальным является дополнение исследований о промысловой деятельности населения историко-статистического характера историко-культурными, изучение данной проблемы в системе социальных отношений, общественных связей [12, с. 4]. Тверская губерния, расположенная в бассейне верхнего течения реки Волги, входила в состав Центрального промышленного района России, отличавшегося развитием среди населения промысловой деятельности. В условиях малоземелья и низкой плодородности почв губернии, среди тверских крестьян широкое распространение получили различные местные промыслы и ремёсла, составлявшие вторую по доходности статью крестьянского хозяйства [20, с. 5]. Анализ развития крестьянской промышленности…
Археология и история Пскова и Псковской земли. Краткие тезисы докладов научно-практической конференции (сборник 2). Псков, 1988. Городище и примыкающее к нему селище расположены в 12 км северо-восточнее г. Пинска на левобережье р. Ясельды в д. Городище. Укрепленное поселение возведено на восточном берегу Городищенского озера на высоком мысу между двумя небольшими оврагами. С западной и северной сторон имеет довольно крутые, видимо, искусственно подрезанные склоны. Следы вала на поверхности не прослеживаются. Овальная в плане площадка имеет размеры 27X22 м. Осмотр памятника и поверхностные сборы на нем проводили Р. Горошкевич (1928), Ю. В. Кухаренко (1961), Л. Д. Поболь (1964), В. Б. Короткевич (1970),…
Журнал Московской Патриархии, 1971, № 6, с. 65-68; № 7, с. 78-79 Наше понимание взаимоотношения между Богом, человеком и миром имеет решающее значение для христианской мысли и духовности Эта тема на первый взгляд может показаться слишком абстрактной, чтобы иметь какое-то практическое значение. Однако я полагаю, что причину многих смущений современной богословской мысли можно усмотреть в неправильном понимании этих основополагающих взаимоотношений. Я выбрал святого Григория Нисского, чтобы осветить сущность проблемы, потому что из всех великих вселенских отцов и учителей христианской Церкви святой Григорий мыслил наиболее проницательно в этом вопросе. Были и другие, такие, как блаженный Августин Иппонский, Максим Исповедник и Фома…
Статья посвящена взаимоотношениям Русской православной церкви и Советской власти сразу после ее установления. Раскрываются такие шаги антицерковной политики новой власти, как вскрытие святых мощей, изъятие церковных ценностей. Приводятся конкретные факты по Ярославской губернии, почерпнутые из архивных материалов, государственных декретов, официальных документов. Встречная реакция Русской православной церкви характеризуется через обращение к ее указам, постановлениям и выступлениям Ярославского духовенства и прихожан, в основном, в Рыбинском, Ростовском и Любимском уездах. Излагаются события, происшедшие с 1919 по 1922 г, участниками которых стали митрополит Агафан-гел, архиепископ Иосиф. Приводятся примеры сопротивления священнослужителей, монашества изъятию предметов церковного богослужения, перечень лиц, подвергшихся репрессиям. Основной пафос статьи заключается в…
Оглавление Введение    2 Русско-греко-болгарские церковные и общественные связи (предыстория церковного вопроса)  43 §. Константинопольский патриархат и интеграция культур внутри и вне его территории 43 §. Россия в системе религиозных взаимоотношений греков и болгар         54 Константинопольская патриархия и Россия во второй половине XIX века 78 §. Нравственное состояние Константинопольской церкви во второй половине XIX века     78 §. Материальное положение Константинопольской патриархии во второй половине XIX века     92 Этнофилетизм, прозелитизм и религиозная пропаганда в Константинопольском патриархате во второй половине XIX века     105 §. Болгарский этнофилетизм и 1реко-сяавянский раскол 1872 года            105 §. Зарождение католического прозелитизма в Константинопольской церкви во второй…
Преосвященнейший Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский, профессор, кандидат богословия Священная Библейская История Нового Завета Владивосток, Издательство Дальневосточного гос. университета, 2000 Содержание: Предисловие. Введение. Краткие Сведения о Евангелии. Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Евангелие от Луки. Евангелие от Иоанна. 2. Евангелие - Книга Жизни. 3. Палестина во Время Иисуса Христа. Историко-географическое описание Палестины. Политическое положение Палестины. 4. Религиозное Состояние Еврейского. Глава I. Рождество Христово и Его Жизнь до Начала Общественного Служения. Рождество Богородицы, Ее воспитание при храме и жизнь в Назарете. Благовестие Захарии. Благовещение Деве Марии. Посещение Девой Марией Праведной Елисаветы. Рождение Иоанна Предтечи. Откровение Праведному Иосифу о Боговоплощении. Рождество…
Существует немало подходов к осмыслению истории культуры. Нет двух одинаковых взглядов на её процессы, каждый автор рассматривает историю сквозь призму своего видения и понимания её законов. Одним из самых интересных является взгляд на историю М. Мак-Люэна. Относительно эволюции цивилизации он выделил три основных этапа: • первобытная дописьменная культура с устными формами связи и передачи информации. Основы этой культуры заключались в принципах коллективного образа жизни, мировосприятия и понимания законов природы; • письменно-печатная культура («галактика Гутенберга»), эпоха дидактизма и национализма, заменившая естественность и коллективизм индивидуализмом, деколлективизацией; • современный этап «глобальной деревни», возвращающий человека к естественному пространственному восприятию мира через его аудиовизуальное наполнение.…
Актуальность темы обусловлена повышенным общественным и исследовательским интересом к проблемам истории средневековой Руси. В последнее время наметились новые подходы к изучению процесса образования Российского государства. Но историки расходятся в оценке отдельных личностей, стоявших во главе этого процесса, и их политики. Изучение конкретных фактов эпохи Дмитрия Донского и Василия I может внести коррективы в популярную ныне идею об особом, «деспотическом» пути русской средневековой государственности. К последней четверти XIV в. Русь по-прежнему оставалась раздробленной, но ее общая политическая карта значительно упростилась. Вместо множества мелких княжеств мы видим теперь шесть крупных государственных образований: Московское, Тверское, Рязанское, Суздальско-Нижегородское великие княжества, Новгородскую и Псковскую вечевые…
Общий исторический контекст эпохи Древнего царства Древнейшим государством на территории Северной Африки был Египет. В долине Нила появились первые поселения людей эпохи неолита. В VI – V тыс. до н. э. на территории нынешнего Египта получает развитие земледелие и скотоводство. Египтяне использовали разливы рек, создавали оросительные системы, позволявшие эффективно пользоваться плодородными долинами Нила. Строительство и содержание оросительных каналов требовали значительных затрат и целенаправленной деятельности массы людей. Это привело к созданию т. наз. «номов», которые управляли общественными работами и одновременно осуществляли политическую власть. В IV тысячелетии до нашей эры возникли два египетских государства, враждовавших меж собой: Нижний Египет и Верхний Египет.…
Архипов А.Ю. - с. 404; Абакумова Н.А. - с. 353, 362; Амбарцумов Ф.Н. - с. 388; Анашкин Д.П. - с. 385; Анненков В.И. - с. 357; Ахиезер А.С. - с. 415; Бабушкин В.У., Ляхов И.И. - с. 432; Баева Л.В. - с. 421; Баширов Л.А. - с. 346; Белоножко Е.П. - с. 366; Бендин А.Ю. - с. 370; Бобринский Б. - с. 392; Бубнов Ю.А. - с. 422; Васильева Е.Е. -с. 360; Васильева О.Ю. - с. 339, 340, 344, 345, 347, 451, 463; Воробьева Н.В. - с. 367; Гостев А.А., Соснин В.А. - с. 383; Громов М.Н. - с. 416;…
Первая публикация: Журнал Министерства Народного Просвещения. Часть 176 (1874 г.), Отд. II, 105-144. Часть 177 (1875 г.), Отд. II, стр. 394-451. Часть 178 (1875 г.), Отд. II, стр. 76-152. /106/ — начало страницы первой публикации (с точностью ± полстроки). Оцифровано по изданию: Труды В.Г. Васильевского, Том I, СПб., 1908 г. [177] — начало страницы переиздания. (об изменениях в переиздании см. предисловие). Орфография частично осовременена. Постраничная (звездочками) нумерация сносок заменена сквозной. OCR Сергей Трофимов. Сканы предоставил Bewerr. К рецензии Д.И. Иловайского. I. Положение вопроса о Византийских Варангах и источники для его решения. Один из главных борцов-противников норманской теории, С. А. Гедеонов1)…
Ист.: archipelag.ru, не позднее 2009 Не говорите: иначе нельзя было быть. Коли было это правда, то историк был бы астроном и события жизни человечества были бы предсказаны в календарях, как и затмения солнечные. Но провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая – мощного, мгновенного орудия провидения (1). А.С. Пушкин С опорой в первую очередь на статьи "Повести временных лет" (ПВЛ) под 986 и 987 годы, содержащие рассказ о так называемом выборе (испытании) вер великим князем…
Оп.: интернет-журнал "Махаон", №10, июль-август 2000. http://history.machaon.ru/all/number_10/analiti4/paganism_print/index.html Постоянное исследовательское внимание к восточнославянскому язычеству присуще палеославистике, в первую очередь отечественной, практически с момента ее зарождения. Ныне данной проблематикой занимаются представители различных отраслей гуманитарного знания: историки, языковеды, археологи, этнолингвисты, этнографы, искусствоведы и др. И это закономерно. "Славянское язычество существенно и интересно для науки не только само по себе как форма и система культурных ценностей древних славян (праславян), - писал Н.И. Толстой в связи с рассмотрением вопроса о роли язычества в славянской культурной традиции, - но и как важный компонент культуры последующих эпох, как генетическая основа славянской народной культуры и фольклора"1. Обращение к…
ВВЕДЕНИЕ Мир сей, в котором мы живем, не был сотворен Богом: Бог зла не творил, а в мире сем, как мы все знаем, зла хоть отбавляй. Его источник не Бог, а "князь мира сего" (Ин.12:31; 16:11). Но есть Мир Истинный - подлинный мир Божий, вышедший из Его "рук" в Божественном творческом акте, в самом начале всего, в том истинном творческом действии, после которого сказал Бог: "Хорошо весьма". Так откуда же взялся тот "смешанный" мир, в котором доброе и злое, жизнь и смерть так переплелись? Из Св. Писания мы знаем о грехопадении и об изгнании из Рая первых людей. Трагическое событие…
От редакции: публикуемая статья директора Суздальского музея А. Д. Варганова представляет краткое изложение выводов, сделанных автором на основании тщательных и систематических наблюдений во время земляных работ, производившихся в Суздале в 1941 г. Современный Суздаль расположен по обеим сторонам реки Каменки. Более заселенная его часть находится на левом, довольно высоком берегу; правая часть, менее заселенная, представляет ряд возвышенностей, полого спускающихся к пойме. В южной части города на возвышенном берегу находится кремль, обнесенный земляными валами; с юга, запада и севера он омывается рекой, с востока его отделяет сухой ров. В восточной части, за кремлевским рвом и валом, расположен посад-острог 3), сохранивший остатки валов…
Оп.: Континент, 1975, №3. Автор род. в 1909 г., в 1970-е г. работал в Мюнхене, готовил материалы для венгерской редакции "Радио Свобода". Ум. 27.6.1987 в Мюнхене, Договорим: «пока однажды не вспыхнуло восстание». Описание восстания заключенных Кингирского лагеря, продолжавшегося с 15 мая по 27 июня 1954, — самое главное в книге его участника, венгерского врача Франца Варкони. Это восстание было следствием бунтов на Воркуте и, в свою очередь, вызвало аналогичную вспышку в соседних Джезказганских лагерях. Это восстание сыграло свою роль в крушении империи ГУЛага, в «борьбе с культом», в том лозунге «соблюдайте вашу собственную конституцию!», которым началось освободительное движение. Книга Варкони…
«Молитва требует покоя, а у вас его сейчас нет. Вас тащат в разные стороны. Потом устаете физически очень. При этом молитва не пойдет. Первое для нее – покой, чтобы не тащили никуда, не теребили бы. Когда так жизнь идет, то молиться нужно умом, не обращая внимания, что душа не отвечает. Вникайте в слова молитвы. Ничего, пусть умом, пусть как-нибудь, но молитесь, молитесь. Не спрашивайте с себя того, что вы сейчас не можете дать. Не приходите в отчаяние. Успокоится ваша жизнь, тогда можно будет, а теперь нет». Такое состояние, о котором говорил отец Алексий (Мечев), теперь знакомо многим. Покоя в жизни…
В рамках данной статьи мне хотелось бы осветить некоторые вопросы, связанные с правовым положением позднеантичного (IV – первая половина VII века) монастыря. Временными рамками исследования, соответственно terminus post quem и terminus ante quem, являются время возникновения монашества, т. е. конец III – начало IV века, и – арабское завоевание восточных провинций Византии в первой половине VII века. Географические рамки работы – территория Восточной Римской империи,  в основном Египет, Палестина и Сирия, Малая Азия. Первый вопрос, на который следует ответить: что такое «монастырь». Под монастырем мы будем понимать общежительный монастырь, киновию, будь то  пахомианские монастыри и общины Василия Великого, или же…
На научно-практической конференции «Монашество в истории. Актуальные проблемы и новые методы в исследованиях», прошедшей в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре 6 февраля 2017 года, большой интерес вызвал доклад кандидата исторических наук, научного сотрудника ИВИ РАН А.Б. Ваньковой «Византийские монахи и их объединения с точки зрения светского права». Доклад [1] основывался на материалах исследований, недавно представленных автором в сборниках научных трудов. Публикуя сегодня одну из статей, мы предполагаем в дальнейшем продолжить знакомство читателей с темой правового положения ранневизантийского монашества. Появившееся в конце III в. монашество стало вызовом для законодателей, как церковных, так и светских, которые с очень большим запозданием отреагировали на возникновение…