В центре христианства стоит Священное Писание, поэтому христианская экзегети­ка зарождается очень рано. Традиция толкования библейских текстов возникает уже во II в. в писаниях мужей апостольских и ранних апологетов: Климента Римского, Иустина Мученика и др. Аллегорическая экзегеза, т. е. иносказательное переосмысле­ние греческих мифов, была частью еще греческой культуры. Представление о том, что в творениях античных поэтов — Гомера, Гесиода и др. содержатся не только вымыслы, но и глубокие прозрения о природе мира и человеке, очень древнее. Этот метод возник в VI в. до Р. X., а уже во II в. перипатетик Аристобул написал труд об аллегорическом толковании священных законов. Когда образованные…
Оп.: ж-л "Старинная музыка", 2003 г., № 1. http://stmus.nm.ru/cur/cur/313.htm 1. Предыстория Мир Киевской Руси – мир полулегендарный. Выглядит он так не только благодаря своей древности, но и потому, что количество сохранившихся источников по его истории столь невелико, что часто заставляет исследователей ограничиваться смутными предположениями и догадками. Но даже по небольшому объему дошедших до нас исторических свидетельств известно, что Киевское государство было вовлечено в широкую сеть династических, военных и торговых связей сo Скандинавией, Византией, славянскими землями и романо-германским миром [1] . Эти связи существовали и в сфере церковной культуры. Как и другие государства Центральной и Восточной Европы, Киевская Русь на пути…
На центральном плоскогорье Восточно-Европейской равнины расположен один из древнейших лесных массивов. В «Повести временных лет» этот лес назван Оковским. Здесь записано так: «Днепр бо потече из Оковъскаго леса, и потечёшь на полъдне, а Двина ис того же леса потечёшь, а идёшь на полунощье и внидеть в море Варяжъское. Ис того же леса потече Волга на въсток». Уже в середине первого тысячелетия новой эры в этой местности по берегам многочисленных рек жили племена кривичей, которые соорудили не менее шести волоков для связи между тремя морями: Балтийским, Черным и Каспийским. Недалеко от истоков Волги на берегу реки Пырышни было построено укреплённое городище,…
«... Чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас» (Гал. 4:19). Отец Павел Флоренский, в примечании к изданным им в 1917 году письмам к казанским друзьям архимандрита Феодора, пишет: «Говорит о важности понимания этой высокой и благородной личности едва ли требуется; но изучающему духовные течения XIX века не может, кроме того, не навязываться та мысль, что архимандрит Феодор – одно из наиболее важных бродильных начал этого века в Русской культуре. Однако, он – более того, он – явление прогностическое. Мое убеждение, что будущему еще предстоит открыть архимандрита Феодора Бухарева и, за мало привлекательной оболочкой его сочинений, увидать нечто,…
Церковь Петра Митрополита в Переславле-Залесском стоит в ряду шатровых храмов XVI века. Весь этот ряд, как известно, имеет в своей основе деревянный прототип. Связь с отправными деревянными конструкциями заметна не только в первых звеньях этого ряда, где она подтверждается письменными источниками (церковь в Коломенском), но и в замыкающих звеньях, каким является собор Покрова на рву, построенный первоначально из дерева, а затем перестроенный в камне. Церковь Петра Митрополита тоже была построена на месте деревянной церкви, существовавшей с XIV века на княжьем, позднее --- государевом дворе в Переславле-Залесском. Родство с деревянным прототипом подтверждается не только формами и конструктивной схемой здания, но и…
«Вложили деньги в вечность», — так говорят монахи Ниловой пустыни о купцах, которые возводили храмы обители в дореволюционное время. Сегодня уникальный островной монастырь на озере Селигер нуждается в финансовой поддержке. Ожидает благотворителя и главная святыня этих мест — разрушенный в 30-е годы XX века Иоанно-Покровский храм над кельей преподобного Нила Столобенского. «Блаженнее давать, нежели принимать» Деян. 20,35 Хрустальным куполом России, землей Истока называют среднюю полосу нашей страны на юго-восточных склонах Валдайской возвышенности, на стыке Новгородской, Тверской и Смоленской областей. Здесь, в Око-вецких лесах берут начало три реки — Волга, Днепр, Западная Двина. Здесь расположена цепочка серебристых озер, главное из которых…
В статье рассматриваются идейные источники философских взглядов Ж. Бодрийяра. Проведен анализ структурализма, марксизма и психоанализа как теоретических и методологических основ творчества философа. In the article the sources of Baudrillaid's ideas are being considered. The analysis of structuralism, Marxism, psychoanalysis as theoretical and methodological bases of philosopher's creative wok is done. Ключевые слова: Бодрийяр, структурализм, марксизм, психоанализ, постмодернизм, французская философия; Baudrillard, structuralism, Marxism, psychoanalysis, post-modernism, French philosophy. Философские идеи Бодрийяра, включающие в себя разработку таких понятий, как симулякр, симуляция, гиперреальность, символический обмен, все чаще используются исследователями при анализе процессов и явлений, выходящих за пределы собственно философской проблематики. Стремясь к «прикладному» использованию…
Биографический очерк Его биографические данные и «послужной список» достаточно полно представлены в брошюре «Пятидесятилетний юбилей духовника Их Императорских Величеств, члена Святейшего Синода, господина главного священника войск гвардии и гренадер, протопресвитера Василия Борисовича Бажанова» (СПб, 1873): «Протопресвитер Василий Борисович Бажанов, сын дьякона, родился в 1800 году, в Тульской губернии, в Алексинском уезде. Первоначальное образование получил в Тульской духовной семинарии, а окончательное в Санкт-Петербургской духовной академии. По окончании курса наук со степенью магистра в 1823 году, определен был бакалавром в оной академии. В 1826 году рукоположен в священника в церкви 2-го кадетского корпуса и определен законоучителем в корпусе и в дворянском полку.…
Наш век - это эпоха апостасии, о которой говорит Апостол во втором Послании к Солунянам. Я знаю, что "умные люди", "мудрецы", "ученые" снисходительно улыбнутся в ответ на мое утверждение. Люди "ученые" не допускают столь рискованных заявлений, особенно когда дело касается эсхатологии. Но я - не "умник", и я слышал, что Господь говорит нам: "От смоковницы научитеся притчи: егда уже ваия ея будут младаи листвие прозябнет, ведите, яко близ есть жатва. Тако и вы, егда видите сия вся, ведите, яко Сын Человеческий близ есть, при дверех". И вот, следуя заповеди Господа, я делаю мой вывод, поскольку вижу "сия вся". До наступления…
Казалось бы, русская революция в обоих ее фазисах — февральском и октябрьском — должна была бы опытным путем протрезвить сознание всех русских людей, в том числе и русской эмиграции, подведя это сознание в упор к живой жизни. Но, к сожалению, такого протрезвления не случилось. Русская эмиграция не только не утратила в значительной своей части вкуса к абстрактным разрешениям конкретных вопросов, но, оторванная от своего народа, оказавшаяся «без руля и ветрил», она с особенным увлечением ударилась в область безответственных химерических планировок русского будущего. Объектом такой критики с самого начала русской революции стала Русская Церковь. Величайшая духовная сила — Она единственная устояла…
Nicolas Kazarian The Pan—Orthodox Council: Shaping New Orthodox Geopolitics Nicolas Kazarian — French Institute for International and Strategic Affairs; St. Sergius Orthodox Theological Institute in Paris and Catholic University of Paris (France). This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. The Orthodox Church is a complex geopolitical reality, and it does not constitute a homogenous block. On the contrary, the rise of irreden-tism during the 19th century has created the basis for constant territorial fragmentation throughout the 20th century. Surprisingly, the worldwide Orthodox population continues to increase. The convergence of these two phenomena is a starting point for a reinvestigation of Orthodox power in international affairs, as…
В России существует несколько династий Филомафитских — выходцев из духовного сословия, которые не состоят в кровном родстве друг с другом. Это объясняется тем, что фамилия имеет семинарское («искусственное») происхождение. Данная статья посвящена роду Филомафитских, представители которого были священно- и церковнослужителями различных храмов Санкт-Петербурга и Петербургской губернии в XIX — начале XX вв. Первые носители фамилии происходили из прихода села Оятского Новоладожского уезда. Служение второго поколения Филомафитских протекало в исторических районах Петербурга, которые до революции составляли его ближайшие предместья — в Лесном, на Пороховых и в Рыбацком. К третьему поколению династии принадлежали трое священников, которые служили в различных храмах по всей…
В России существует несколько династий Филомафитских — выходцев из духовного сословия, которые не состоят в кровном родстве друг с другом. Это объясняется тем, что фамилия имеет семинарское («искусственное») происхождение. Данная статья посвящена роду Филомафитских, представители которого были священно- и церковнослужителями различных храмов Санкт-Петербурга и Петербургской губернии в XIX — начале XX вв. Первые носители фамилии происходили из прихода села Оятского Новоладожского уезда. Служение второго поколения Филомафитских протекало в исторических районах Петербурга, которые до революции составляли его ближайшие предместья — в Лесном, на Пороховых и в Рыбацком. К третьему поколению династии принадлежали трое священников, которые служили в различных храмах по всей…
Источник: Кавельмахер В.В., Чернышев М.Б. Древний Борисоглебский собор в Старице. М., 2008. Все права сохранены.     Аннотация Исследование В.В. Кавельмахера и М.Б. Чернышева посвящено всестороннему обзору архитектурной истории Борисоглебского собора в Старице (1558–1561 гг.) – одного из замечательных сооружений Московской Руси, не сохранившегося до наших времен и незаслуженно обойденного вниманием историков древнерусского зодчества. В 1977–1979 годах авторы провели археологические разведки, позволившие открыть множество дотоле неизвестных страниц истории этого храма и его уникального керамического декора. Исследования отнесли Борисоглебский собор к той же группе зданий, принадлежащих замыслу одного зодчего, что и собор Покрова на Рву и Предтеченская церковь в Дьякове. Снимается проблема происхождения «старицко-дмитровской керамики», так…
Источник: Кавельмахер В.В. О позднеготических истоках и мастерах Покровского собора на Рву, Борисоглебского собора в Старице и церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Скомпоновано из черновых рукописей 1997–2004 гг. (не имевших названия). Все права сохранены. Компоновка, научное и литературное редактирование рукописей, сканирование, форматирование, присвоение названия, добавление иллюстраций и размещение электронной версии материала в открытом доступе произведено С.В.Заграевским в 2008 г. Все права сохранены.     Борисоглебский собор в Старице 1558–1561 годов – младший современник величайшего архитектурного сооружения нашей древности, Покровского собора на Рву 1555–1561 годов. Оба здания, как и полная их современница пятибашенная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, – памятники…
(Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония)1 Молитвенно и легко перешел в другой мир Блаженнейший Митрополит Антоний. Принадлежа весь другому миру, он в этом мире жил миром другим. Ходил по земле, а жизнь его вся была сокрыта со Христом в Боге. Размышлял о том, что вверху, и небесным измерял земное, и временное оценивал по сравнению с вечным. Смерть вскрыла сосуд его тела, и блаженный радостно переселился в свою небесную обитель, нерукотворную и вечную. А он только об этом и мечтал. Ибо жил в теле как путник, который проходя через этот мир, спешит к своему вечному отечеству, на небе которого незаходимо светится неугасимое солнце…
Евангелие тетр. Москва. Начало XV в.Середина ХIХ века была временем бурного развития филологии в отечественной науке. Своим расцветом эта наука во многом обязана замечательному ученому Александру Христофоровичу Востокову. Этот филолог-славист, исследователь древнерусской литературы, поэт и переводчик сделал множество открытий в области филологического знания. Ему принадлежат труды по сравнительной грамматике славянских языков, лексикографии церковнославянского и русского языков, палеографии.1 А.Х. Востоков был первым представителем сравнительно-исторической школы в русском языкознании. В своих трудах он занимался вопросами происхождения старославянского языка, соотношения церковнославянского языка и светских славянских языков и т.п. Сравнивая данные различных языков, устанавливая их родство, А.Х. Востоков разработал новый для того времени метод,…
В редакцию «Русского пастыря» попало несколько экземпляров листка «По стопам Христа» (Беркли, Калифорния). В этом листке мы нашли некоторые отрывки из воспоминаний игумении Иулиании, написанных в 1950–1953. Об игумении Иулиании (Невакович) нам известно только то, что она жила в России, была старшей сестрой храма Христа-Спасителя, сидела в Соловецком концлагере, а последние годы своей жизни провела в Успенской обители г. Калистоги (Северной Калифорния). Скончалась она 5 декабря 1972 году и похоронена на Сербском кладбище г. Сан-Франциско. Нехватающие части воспоминаний были нам предоставлены дочерью протоиерея Николая Вейгласа, издателя «По стопам Христа». Редакция. Содержание Митрополит Арсений Новгородский Епископ Павел Кратиров Митрополит Московский Макарий…
Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний Красноярская и енисейская епархия Резюме. В статье архиепископа Красноярского и Енисейского изложены деяния духовные, врачебные, пастырские святителя целителя Луки, бывшего архиепископа, доктора медицинских наук, профессора Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, главного хирурга эвакогоспиталя 1515 в г. Красноярске в 1942-1943 годах. Свидетельства написаны на основе воспоминаний красноярцев. Ключевые слова: Войно-Ясенецкий, святой целитель архиепископ Лука, исповеднический подвиг, память о его делах, Красноярск. Общеизвестно, что никакая модель - ни политическая, ни экономическая - без возрождения духовности работать - не будет. Мне представляется, что именно по этому поводу собрал нас святой Архиепископ и хирург Лука (Войно-Ясенецкий). Архиепископ Лука - это личность…
СОДЕРЖАНИЕ     Преподобный Исаак Сирин     О терпении     О молитве     О любви     О вере и надежде     Заповеди Божии     Ангелы    О страстях     Страх Божий     О добродетелях     О посте     О покаянии     Гееннские мучения     О смирении     О скорбях     Об искушениях     О Боге и человеке     О слезах     О благодарности     О воскресении Исаак Сирин (епископ Ниневийский) — великий подвижник, жил в Сирии в VII веке. Оставил много сочинений, в которых говорит об искусстве духовной жизни, об опасностях, ждущих христианина на пути к совершенству, о способах их…