Кости сухие! Слушайте Слово Господа! (Иез. 37). Чудесное видение было открыто Пророку. Рукою Божией пророк Иезекииль был взят в долину смерти, долину отчаяния, мертвенной пустоты. Ничего здесь не имело в себе дыхания жизни.         Вокруг только высохшие кости, “весьма” высохшие кости и ничего более. И это все, что осталось от некогда живого. Жизнь ушла. А пророку был предложен вопрос: “Оживут ли кости сии?” (Иез. 37:3). “Может ли вернуться снова жизнь?” Ответ любого был бы вполне очевиден — нет. Жизнь никогда не возвращается назад. Умершее однажды — умерло навсегда. Прах и пепел не могут быть источником жизни. “Мы умрем и будем…
Один любитель Сибирской старины, но не совсем знакомый с нею, сказал: «Нужно думать, что театр в Сибири существует с давних пор, но известий о нем за старые годы не сохранилось.» Вместо этих неопределенных слов, сообщаю самые точные известия о театре в Сибири в старые годы. Может быть, они для кого-нибудь, со временем, и пригодятся. Театр в Сибири существует со времен Петра Великого, с самых первых годов 18-го столетия. Начало ему здесь, по крайней мере в главном Сибирском городе, Тобольске, как в Малороссии, в Белоруссии и в Москве, да и во всей России, положено духовенством, и именно Митрополитом Тобольским, Филофеем Лещинским,…
Митрополит Тобольский, Филофей Лещинский, Челобитная которого представляется теперь любопытству читателей, родился в 1650 году, в Малороссии; образование получил в знаменитой в свое время, Киевской Академии, был несколько времени Священником, но, по вдовстве, вступил в Киевопечерскую Лавру и довольно долгое время был Экономом, а следовательно, и главным управителем обширных имений этой обители, и в то же время Наместником, зависевшего от Лавры, Брянского Свенского монастыря, в сане Архимандрита, а по другим сведениям, в звании Строителя. Избрание Филофея в Митрополита Сибирского не из числа обыкновенных избраний. Петр I возымел мысль просветить светом Евангельского учения Сибирских инородцев и соседственных с Сибирью Китайцев. Для осуществления…
Русские с самого начала покорения Сибири старались обращать сибирских инородцев к вере во Иисуса Христа. – Когда только что учреждалась для Сибири в Тобольске епархия (в сентябре 1620 г.), архипастырям ее уже поставлялось от правительства в непременную обязанность подражать просветителю зырян, св. Стефану, епископу велико-пермскому, – обращать сибирских неверующих к вере в истинного Бога. Об этой святой обязанности правительство и впоследствии напоминало почти каждому из сибирских преосвященных, в особенности при их назначений на Тобольскую или другую какую-либо сибирскую кафедру. И школы духовные и семинарии от Государей российских, начиная с Петра I, предписывалось сибирским архиереям заводить именно с тою целию, чтобы…
Введение ко 2-му изданию Митрополит Сибирский и Тобольский Филофей, в схиме Феодор, по фамилии Лещинский, был один из самых достойных пастырей Русской Православной Церкви. Справедливо сего архипастыря можно назвать просветителем Сибири, по крайней мере, по отношению к туземному народонаселению. При всем том жизнь и дела святителя Филофея описаны и оценены еще весьма недостаточно. Главный недостаток всех печатных о нем сведений – их краткость и неполнота, а затем есть в них неточности, ошибки, даже явные несправедливости. Предлагается новая, подробнейшая биография преосвященного Филофея, подробнейшая особенно там, где говорится о трудах его в распространения Евангелия между сибирскими инородцами; быть может, эта лепта пригодится…
Иоанн Максимович, митрополит Тобольский и всея Сибири, родился в Малороссии в городе Нежин1, в декабре 1651 года. Родители Иоанна Максимовича были: малороссийский шляхтич, т. е. дворянин, Максим и Евфросиния. Родовая фамилия отца Иоаннова была Васильковский, но он чаще назывался и писался Печерским по месту жительства своего, особенно во вторую половину жизни, в Киеве, подле Печерской лавры; а его дети, внуки и вообще все потомки приняли фамилию Максимовичей собственно от его имени. Пропитание снискивал Максим Печерский для своего многочисленного семейства (одних сыновей у него было семь) тем, что брал на аренду у Киево-Печерской лавры принадлежавшие ей мельницы, перевозы и др. оброчные…
1. На сложные и ответственные проблемы, поставленные западной библейской наукой в области ветхозаветной исагогики[1] и экзегетики, истории израильского народа и ветхозаветного богословия, православные библеисты еще не дали своего ответа. Современные православные ветхозаветники почти не могут пользоваться опытом своих предшественников. Слабое развитие библейской дисциплины в Православной Церкви, объясняющееся между прочим и отсутствием интереса к Ветхому Завету, печально отражается и на состоянии православной апологетики.      2. Нельзя утверждать, что традиционная консервативная школа православных ветхозаветников может почитаться исчерпывающе выражающей учение Церкви и сокрушившей все построения критической школы. Ее ответы на поставленные западной критической школой проблемы исагогики имеют источником патристическую письменность, пользовавшуюся часто в…
Источниками информации о положении Российской Церкви являются зарубежные, русские и иностранные газеты, дающие кое-какие сведения, часто противоречивые, из источников разной степени достоверности, а также и советские газеты, которые, в течение некоторого  времени, почти ничего не писали о религии и Церковных делах, но которые, в последнее время, в связи с обсуждением новой конституции С.С.С.Р., общей переписью в Январе 1937 года и усилением антирелигиозной кампании, сообщают некоторые интересные сведения, большею частью, местного  характера. Некоторые материалы можно почерпнуть из специальной, антирелигиозной прессы, в частности, из журнала «Антирелигиозник», который в начале 1937 года, стал выходить ежемесячно (раньше выходило 6 номеров в год). Церковных изданий…
(Сокращенный вариант исследовательской статьи Б. И. Сове, известного библеиста, историка и литургиста Русского Зарубежья «Русский Гоар и его школа», опубликованной в 4-ом томе «Богословских трудов»,1968. СС. 39–84) В марте исполнилось 150 лет со дня рождения одного из крупнейших русских церковных ученых с мировым именем Алексея Афанасьевича Дмитриевского. Выдающийся литургист и византолог XIX-XX веков, он стал основоположником русской православной исторической литургики и воспитал целую плеяду ученых-литургистов в духовных академиях Русской Православной Церкви. За свой неутомимый, самоотверженный труд и крупномасштабные исследования, которые А.А.Дмитриевский вел на протяжении всей своей жизни во многих странах православного Востока, он получил наименование «русского Гоара», в честь величайшего…
В великий день таинственной Пятидесятницы было положено начало новому благодатному царству – обществу Нового Израиля, Церкви Христовой – мистическому телу Христову. В Церкви воссоздано единство человеческого естества, расчлененного грехом. Горделивому строительству вавилонской башни, смешению языков и разделению человечества в богослужении Пятидесятницы противопоставляются огненные языки Св. Духа и богочеловеческое соборное тело Церкви, соединенное воедино любовью. «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17, 21), – молился Христос своему Отцу в первосвященнической молитве. Эта молитва и предшествующая ей прощальная беседа Христа с собеседниками – друзьямиапостолами в Сионской…
Статья посвящена начальному этапу формирования в российской высшей духовной школе литургики как самостоятельной академической дисциплины и области богословия. Это формирование происходило в первые десятилетия XIX в. и завершилось учреждением особой кафедры — литургики и церковной археологии — при проведении духовно-академической реформы 1869 г., а в дальнейшем — заметными успехами «исторической литургики». Но предшествующий период истории этой богословской дисциплины в российских духовных академиях (1810-1860) изучен недостаточно. Поэтому неизбежно встает вопрос: является ли активное введение исторических методов после 1869 г. импульсом Запада, принципиально изменившим традицию русского богословия и поставившим достижения второй половины XIX в. в принципиальное противоречие к богословским трудам первой половины…
Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. Вып. 5 (48). С. 25-38 Ученые российских духовных академий и Святая земля (XIX — начало XX в.)1 Н. Ю. Сухова Статья посвящена научно-богословской деятельности российских ученых, связанной со Святой землей прежде всего библейским, литургическим и церковно-историческим исследованиями. В центре внимания — преподаватели и выпускники российской высшей духовной школы, четырех духовных академий: Санкт-Петербургской, Московской, Киевской и Казанской. Святая земля имеет особое значение в жизни каждого христианина. С первых веков христианства на Руси связь с Палестиной была неотделима от русской веры и благочестия наших предков, входила и в непосредственные задачи государственной власти. Однако…
Вестник ПСТГУ II: История. История Русс кой Православной Церкви 2007. Вып. 4 (25). С. 28-45 Обсуждение проблем высшего богословского образования на Поместном Соборе 1917—1918 ГГ. Н. Ю. Сухова магистр богосл., к.и.н. доцент ПСТГУ Священный Поместный Собор 1917—1918 гг. явился событием, завершившим синодальный период истории Русской Православной Церкви. На Соборе обсуждались конкретные проблемы, стоявшие перед Русской Церковью в начале XX в., но при решении этих проблем использовался весь церковный опыт, накопленный за столетия, выработанные, но так и не использованные проекты, мнения, идеи. Участники Собора понимали, что эти обсуждения являются своеобразным подведением итогов синодального периода — во многом критикуемого, но, без сомнения,…
«Человек не есть только факт этого эмпирического мира, но и имеющая быть осуществленной идея, имеющий раскрыться замысел Божий о лучшем из Его созданий...» (Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Поломы. Гл. VIII: Обожение человека) Настоящая статья посвящена одному из представителей «русского парижского» богословия — профессору Свято-Сергиевского Православного Богословского института (ССПБИ) архимандриту Киприану (Керну). Богослов, патролог, литургист, пасторолог, церковный историк, пастырь, преподаватель, архимандрит Киприан был одной из заметных фигур «русского Парижа» 1930—1950-х гг. даже на фоне блестящей плеяды таких богословов, как епископ Кассиан (Безобразов), протоиереи Сергий Булгаков, Георгий Флоровский, Василий Зеньковский, Николай Афанасьев, А. В. Карташев, Б. П. Вышеславцев, В. Н.…
Статья посвящена представителям Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей, обучавшимся во второй половине XIX — начале XX в. в российских духовных академиях. Автор восстанавливает их имена, дальнейшие судьбы и изучает проблемы, связанные с духовно-учебными контактами Православных Поместных Церквей. В статье приведены конкретные примеры церковного служения, просветительской и научной деятельности выпускников духовных академий сирийского происхождения, подтверждающие плодотворность духовно-учебной помощи Русской Православной Церкви Православному Востоку. Автор считает, что система, разработанная для образования сирийского и палестинского юношества в российских духовных школах, не исчерпала своего потенциала и в перспективе могла бы принести большую пользу богословской науке в области востоковедения, библейской археологии, церковной археологии, церковной истории,…
В публикации представлены письма одного из известнейших иерархов Русской Православной Церкви конца XIX — начала XX в. митрополита Антония (Храповицкого), относящиеся к раннему периоду его духовно-учебной и архиерейской деятельности (1886— 1900 гг.). Письма адресованы архимандриту, а с марта 1886 г. епископу Борису (Плотникову) — выпускнику и преподавателю Казанской духовной академии, затем инспектору Московской духовной академии, ректору Киевской духовной семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии. Автор писем касается проблем ученого монашества в России, духовной школы и общего состояния в духовной жизни российского общества 1880—1890-х гг. Так, митрополит Антоний выказывает свою концепцию воспитания священства и консолидацию сил ученого монашества, которое, с точки зрения…
НАРОД, ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО Социально-политические воззрения И.С. Аксакова Общество наше, или, по крайней мере, эти господа доктринеры не прочь и теперь возобновить эпоху Петра I, разумеется, в других формах, в том же духе презрения к народной жизни. И.С. Аксаков, 1859 г. Источники: Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? / И.С. Аксаков. – М.: РОССПЭН, 2002; Аксаков И.С. Письма из провинции. Присутственный день в уголовной палате / И.С. Аксаков. – М.: Правда, 1991; Аксаков И.С. Письма к родным: 1844 – 1849 / И.С. Аксаков. – М.: Наука, 1988; Аксаков И.С. Письма к родным: 1849 – 1856 / И.С. Аксаков.…
АБСОЛЮТИЗМ ГОСУДАРСТВА Политическая философия Томаса Гоббса АБСОЛЮТИЗМ ГОСУДАРСТВА Политическая философия Томаса Гоббса Осторожно! Ты уже, вероятно, что-то слышал о великом Левиафане и тебя тянет почитать эту книгу? Осторожно, любезнейший! Это совершенно эзотерическая книга, и ее имманентная эзотерика увеличивается по мере того, как ты в нее вчитываешься. Карл Шмитт, Предисловие к немецкому переизданию «Левиафана», 1938 Когда весь мир окажется перенаселенным, тогда останется как самое последнее средство – война, которая заботится о всяком человеке, давая ему победу или смерть. Томас Гоббс, «Левиафан», XXX Источники: Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс. – М.: Соцэкгиз,…
МИФ «ОБЩЕЙ ВОЛИ» Политическая теория и риторика чувств Жан-Жака Руссо Великие истины, развитые в «Общественном договоре», как ни очевидны, как ни просты представляются они нам сейчас, произвели в свое время мало впечатления. Их недостаточно поняли, чтобы ими воспользоваться или их бояться. В известном смысле революция объяснила нам «Общественный договор». Лаканаль Речь при перенесении праха Руссо в Пантеон, 1794. Источники: Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. В 3 т. / Ж.-Ж. Руссо. – М.: Художественная литература, 1961; Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре / Ж.-Ж. Руссо. – М.: КАНОН-пресс-Ц, 1998; Руссо Ж.-Ж. Трактаты / Ж.-Ж. Руссо. – М.: Наука, 1968. Литература: Верцман И.Е. Жан-Жак…
01 декабря 2012 г. Fecisti nos ad te, et inquietum est cor nostrum, donec requiescat in te1 . В Церковь всегда приходили и будут приходить люди, для которых вхождение в храм Божий является шагом трудным и зачастую непонятным, потому что это первый опыт в их жизни, сопряженный с неизведанным для них стоянием пред лицом Божиим. В наши дни это особенно актуально, потому что в значительной степени утрачена преемственность поколений, но еще не полностью потеряна тяга к подлинно духовной жизни. И от того, какой ответ получит человек в стенах Церкви, часто зависит, останется ли он там или нет. Православная жизнь строится…