Слово "консерватизм" происходит от латинского conservare - охранять, сохранять. Что же старается охранить и сохранить консерватизм? В первую очередь те позитивные традиции и ценности, освященные авторитетом предков и древностью, которые обеспечивают органичное и нравственное развитие общества. Поэтому одной из важнейших ценностей для консерватизма является религия, которая, обеспечивая связь человека с Творцом, освящает Божественный порядок и его основные установления, хранит мистическую связь с бесчисленными поколениями предков, сплачивает и очищает общество, указуя ему высшие ценности, придающие смысл истории и отдельной человеческой жизни.    Для консерватизма характерно благоговение перед бытием и таинственным Источником его, бережное отношение к созданному Творцом миру и обществу,…
Михаил Леонтьевич Магницкий являлся видным государственным деятелем в царствование Александра I. Он оказал существенное влияние на формирование правительственного курса в области науки, образования, цензуры и религиозной политики. Первоначально Магницкий являлся сторонником просветительских и конституционных идей, членом масонской ложи «Полярная звезда», ближайшим сподвижником лидера российских либералов М.М. Сперанского. Во время ссылки в 1812—1816 гг. Магницкий пережил духовный переворот, который привел его к религии. Магницкий осуществил ряд мероприятий в Казанском университете, которые должны были внедрить религиозную компоненту в науку и образование. Взгляды его первоначально были далеки от православия и развивались в русле модного тогда среди интеллектуальной и политической элиты протестантского мистицизма. Полный…
Содержание Пример просвещенной религиозности и смиренной учености Введение Глава I. Детство и юность 1. «Не красна изба углами…» 2. В святилище русской богословской науки 3. Бумага – верный друг, буквы – история сердца Глава II. Ученая и педагогическая деятельность 1. Всенощное бдение в честь истины 2. Учитель, который учит словом и жизнью 3. Идеальный библиотекарь Глава III. Научное руководство профессора А. В. Горского 1. Для славы Божией и братнего блага 2. Русский Оксфорд 3. Кормчий ученых 4. Гордость русской науки Глава IV. Исполин знания 1. Лекционные курсы А. В. Горского. Методология церковной истории 2. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки…
«Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох.» (2Тим.4:7) В истории русской духовной мысли, да и всего русского богословия одним из самых сильных примеров нравственных и поучительных предстают перед нами взаимоотношения двух выдающихся личностей – святителя Филарета Московского и протоиерея Александра Васильевича Горского. Святитель Московский и Коломенский Филарет (Дроздов), без сомнения, является крупнейшим деятелем в истории Русской Церкви ХIХ столетия. Соединив в себе черты церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Святитель Филарет Московский (1782–1867) прожил долгую жизнь: «Буквально от…
Латинская патрология В статье содержатся сведения о сочинении свт. Амвросия Медиоланского «О Святом Духе» («De Spiritu Sancto»), написанного по просьбе императора Грациана в 381 году. Через призму триадологического учения в трактате изложе¬но учение о третьем Лице Св. Троицы. Статья предваряет публикацию впервые выполненного перевода первой книги этого трактата на русский язык. По меткому выражению М. Казакова, «IV век по значимости для судеб христианства и его дальнейшей истории можно поставить на второе место после времени самого Христа и века апостолов»1. Эта неоднозначная эпоха характерна тем, что росчерком пера Феодосия Великого была окончатель¬но легализована в пределах империи христианская Церковь, поставленная в ходе…
В контексте становления и развития учения Церкви о Святом Духе и общей политической картины эпохи Содержание I. Этапы становления и развития пневматологии в IV в. Иларий Пиктавийский Свт. Афанасий Александрийский Письма свт. Афанасия к Серапиону Аргументы свт. Афанасия Пневматология свт. Афанасия После «Писем к Серапиону» Александрийский собор 362 года Пневматомахи Дидим как последователь свт. Афанасия Некоторые сходства у свт. Афанасия и Дидима Беспристрастие Дидима Трактат Дидима Причина написания Богословие Дидима II. Трактат свт. Амвросия Медиоланского «De Spiritu Sancto» Свт. Амвросий – политический и церковный лидер эпохи Причины написания трактата и общая политическая обстановка «Ad Gratianum Augustum» Борьба за базилику Свт.…
В статье исследуется история подготовки в духовных учебных заведениях кандидатов на священно-церковнослужительские должности в двух уездных городах Тверской губернии — Ржеве и Осташкове. На рассмотрение выносятся вопросы о количестве в этих городах клириков, получивших специальное образование или не имевших его, влиянии окончания различных классов семинарии или духовного училища на получение приходских должностей и на дальнейшее прохождение службы. Тема духовного образования в России не раз становилась предметом рассмотрения специалистов. Это объясняется не только вниманием исследователей к истории Русской Православной Церкви и «духовного сословия», но также и особым значением самих духовных школ. На протяжении достаточно долгого времени наряду с учебными заведениями для…
В статье рассматривается неизученная проблема о награждении скуфьями православных священников в XVIII в. Многие исследователи ранее считали, что скуфьи как особый вид награды появились только в конце XVIII в. — в царствование императора Павла I. Вместе с тем в 1860-е гг. в одном из региональных изданий («Вологодские епархиальные ведомости») развернулась полемика об употреблении скуфей православными священниками в России, в ходе которой были высказаны разнообразные соображения по этому вопросу, хотя авторы так и не смогли прийти к единому мнению о времени превращения скуфьи в награду для православного духовенства. В публикуемой статье приводятся результаты изучения сохранившихся среди делопроизводственных материалов Тверской духовной консистории…
Рец.: Из истории провинциального духовенства: записки священника В. Ф. Владиславлева: Хрестоматия. Сост.: Д. А. Беговатов, Т. Г. Леонтьева. Тверь: СФК-офис, 2012. 302 с. Книга является четвертым выпуском серии «Тверская епархия в прошлом и настоящем», вот уже несколько лет выпускаемой историческим факультетом Тверского государственного университета и Научно-исследовательским центром церковной истории и православной культуры имени В. В. Болотова. Ответственным редактором серии является декан исторического факультета Тверского университета Татьяна Геннадьевна Леонтьева, которая также выступила в качестве составителя настоящего сборника совместно с аспирантом университета Дмитрием Александровичем Беговатовым. В книге опубликованы три рукописи, автором которых выступает В. Ф. Владиславлев: его дневник за несколько месяцев 1852…
В период власти Н. С. Хрущева Русская православная церковь подверглась новым гонениям. В ходе «хрущевской» антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. власть опиралась на часть склонного к конформизму епископата. В связи с этим в зарубежной публицистике был создан миф о «предательстве» высшим церковным руководством интересов Церкви. Документы свидетельствуют о несправедливости данной точки зрения. Многие епископы Московской Патриархии оказали сопротивление властям и мужественно защищали церковную жизнь своих епархий. Архиереи препятствовали закрытию храмов, активизировали деятельность подчиненного им духовенства и верующих, игнорировали распоряжения органов государственной власти, осуществлявших антицерковные акции. Однако сопротивление епископов не могло в полной мере предотвратить тяжелые последствия «хрущевских» гонений, ставших следствием коренных…
Аннотация. В статье рассматриваются жизненный путь и деятельность выдающегося уральского миссионера протоиерея Стефана Александровича Луканина (1841-1904), возглавлявшего противораскольниче-скую миссию Пермской епархии с 1885 по 1900 гг. Авторы раскрывают личностные качества миссионера, позволившие ему достигнуть значительных успехов в миссионерском служении, освещают важнейшие этапы его служебной карьеры. Дан анализ состояния старообрядчества в Пермской губернии: обзор основных согласий и толков, локализация старообрядческих анклавов на территории Пермской губернии. Авторами приводится богатый статистический материал о численности старообрядцев и единоверцев, проживавших в различные исторические периоды на территории Пермской губернии, что позволяет проследить динамику распространения старообрядческого раскола и выяснить степень эффективности работы епархиальных миссионерских учреждений. На примере…
Протоиерей Алексей Марченко, д-р ист. наук, д-р церк. истории, зав. кафедрой теологии Регионального института непрерывного образования Пермского государственного национального исследовательского университета, Министерство образования и науки РФ This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Отношение игумена Серафима (Кузнецова) к обновленческому расколу по материалам переписки из Иерусалима с тихоновским духовенством Пермской епархии 1927-1931 гг. Обновленческое раскольническое движение, возникшее в Русской Церкви в 1920-е гг., неожиданно получило поддержку Восточных Патриархатов — Константинопольского и Иерусалимского. Преследуя свои политические и экономические интересы, Восточные Патриархи установили отношения с обновленческим «Священным Синодом», тем самым поставив каноническую Российскую Православную Церковь в двусмысленное положение. Московская Патриархия всеми способами стремилась предотвратить дальнейшие авантюры обновленцев на уровне…
Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 1 (216). История. Вып. 43. С. 114-123. Православное духовенство города Ирбита в первой трети XIX века (на основе данных клировых ведомостей) В статье рассматриваются изменения, происходящие в замещении штатных мест в храмах г. Ирбита в первой третиXIXв., когда на смену праву наследования приходит назначение на места в соответствии с образовательным уровнем кандидатов. Прослежены изменения в личном составе городских клириков. Ключевые слова: духовное образование, наследование церковных мест, церковные штаты. В первой трети XIX в. в Пермской епархии сложилась уникальная ситуация с занятием штатных церковных мест. Препятствиями для традиционного закрепления мест за семьей священника становятся законодательное…
В статье рассматривается материальное положение православного приходского духовенства Екатеринбургского уезда накануне проведения церковных реформ правительством Александра II. Автор сравнивает ситуацию на городских, сельских и заводских приходах (рассматриваются как казенные, так и частные заводы). Статья основана на материалах клировых ведомостей Екатеринбургского уезда Пермской губернии. Клировые ведомости имеют высокий информационный потенциал, позволяют выявить основные официальные источники доходов приходского духовенства. Приводятся данные о получаемом причтами казенном жалованье. В статье анализируется степень обеспечения приходских при-чтов земельными наделами (пашней и покосами), жильем, которые могли компенсировать нехватку жалования и натуральных выплат. Кроме того, сравнивается оценка причтами своего материального положения накануне реформ и после их проведения (в…
ГРИГОРИЙ-ВАСИЛИЙ-ВАДИМ ЛУРЬЕ Его сайт http://hgr.narod.ru/ блог hgr.livejournal.com/ Род. 1962, назван Вадим (Вадим Миронович). Предпочитал называться Димой. Крестился в 1982 с именем Василий. В 1984 г. женился, дочь, в 1994 г. разошелся с женой. Работает в СПб. Перешел в юрисдикцию еп. Валентина Русанцева. Прихожанин убитого о. Александра Жаркова. Рукоположен в сентябре 1999 г. В 2000 г. принял монашество с именем Григорий. Занимается историей христианского богословия, аскетики и богослужения на негреческом Востоке. 20 июля 2005 г. Русанцов запретил в служении Лурье за пропаганду антицерковных учений (упоминается имяславие). После чего перешёл к еп. Севакстиану. В 2007 г. именовался: "председатель Временного церковного совета РПАЦ".…
Монашество прежде монашества 1.1     Подвижническая жизнь в Ветхозаветной Церкви предхристианской эпохи В середине I в. по Р. Х. иудейский писатель Филон Александрийский – чьи написанные на прекрасном греческом языке произведения сохранились лишь у христиан, а иудеями утрачены – в сочинении «О жизни созерцательной»[1] описал жизнь египетских «терапевтов» (буквально, «служителей»[2]). Правила этой жизни были так близки к позднейшему христианскому общежительному монашеству, что в первой пол. IV в. Евсевий Памфил написал в своей Церковной истории (II, 16–17), будто Филон говорил о первых христианских монахах. На заре научной патрологии – в XVII в. – ученые поверили Евсевию, но уже в XIX в. они…
(фрагменты) Св. Ириней Лионский Св. Киприан Карфагенский и экклезиологические проблемыIII-IV веков Обзор ересей III-IV веков. Триадологические споры IV века Христологические споры IV века Евагрий Понтийский и систематизация аскетического учения в IV веке Преп. Макарий Египетский и Corpus Macarianum Опровержение несторианства и III Вселенский Собор Богословие св. Кирилла Александрийского Богословие святого патриарха Фотия Великого Положение на негреческом христианском востоке в XI-XIII веках Обзор состояния православного богословия сер. XV - кон. XIX века. Св. Ириней Лионский 1. Жизнь и творения Св. Ириней Лионский принял мученическую кончину в 202 г. или ок. этого времени. О его биографии сведения крайне скудны. Почему епископ города…
Великий русский математик и изобретатель Пафнутий Львович Чебышев (1821-1894) как-то решил прочитать лекцию, посвя­щенную математическим основам раскройки платья. Но со­бралась не совсем предвиденная аудитория: портные, модные барышни... Тогда Чебышев решил начать следующей фразой: «Предположим для простоты, что человеческое тело имеет фор­му шара...» Помогло (аудитория поредела)[1]. Обращаясь к православной догматике, мы, конечно же, долж­ны помнить, что мнение, будто человеческое тело имеет форму шара, хотя бы и только лишь по воскресении, было анафематство- вано поместным собором в Константинополе в 543 году в числе заблуждений оригенистов (см. ниже, с. 243). Кто именно из ори- генистов пытался ввести это заблуждение в христианство, мы так…
Кебра Негест («Слава царей», далее КН)[1] — универсальная книга эфиопской культуры, в которой своеобразно отразилась эфиопская история с VI по XIV в. Компилятивный характер ее очевиден (в частности, потому, что она распадается на несколько крупных «блоков», почти не связанных по содержанию), однако, хронологическая стратификация ее материалов представляет большую сложность. КН появляется в своей окончательной редакции сразу по выходе эфиопской истории из ее «темных веков» (до конца XIII в.) — из того периода, о котором сохранилось ничтожное количество исторической информации. Именно в «темные века» уходит КН своими корнями — и именно это, несмотря на сложность, делает ее материалы особенно привлекательными для…
Критическая агиография в первом приближении (9) Благодарности (13) Список сокращений (15) 1 Введение. Критическая агиография накануне своего четырехсотлетия 1.1 «Алхимический» период критической агиографии (16) 1.2 Период «химический»: Узенер и кризис болландистской науки (18) 1.3 Рождение критической агиографии из духа математики (21) 1.4 Идея критической агиографии в ее первой редакции (у Делеэ) (23) 1.5 Who Was Who после Делеэ (30) 2 Агиографический язык и агиографический текст 2.1 Понятие агиографического документа (35) 2.2 Типы агиографических документов (37) 2.3 Взаимоотношение агиографических документов и богослужебных текстов (41) 2.4 «Агиографическое литературоведение» и «агиографическая лингвистика» (42) 2.5 «Агиографическое литературоведение»: Делеэ и после Делеэ (44) 2.6 Символизм…