Проблема благотворительности и милосердия Русской православной церкви по отношению к обездоленным и нуждающимся является одной из самых заслуживающих внимание российских и зарубежных исследователей. Забайкальская епархия в годы гражданской войны сыграла свою заметную роль в оказании посильной помощи беженцам духовного звания и ведомства западных, центральных и сибирских епархий России. Ключевые слова: духовенство, епархия, беженцы, комитет, помощь. V.I. Kosyh Chita Zabaikalien diocesan council activity in assisting to the clergy fugitives in 1919-1920 The charity and mercy of the Russian Orthodox Church to the destitute and indigent is one of the worthiest aspects for Russian and foreign researchers. During the civil war the…
В собрании Государственного Эрмитажа имеется группа икон (более 100) с изображением русских монастырей и их основателей. Большинство этих икон никогда не публиковалось и не экспонировалось. В условиях проводимой в настоящее время реставрации сохранившихся монастырских комплексов, активного изучения архивных материалов по истории исчезнувших монастырей и забытых исторических личностей введение в научный оборот значительного нового источника по иконографии монастырских комплексов представляется весьма своевременным. На иконах эрмитажного собрания представлены изображения 24 монастырей: Александров-Успенский Куштский; Александро- Ошевенский ; Александро-Свирский ; Артемьев-Веркольский ; Боголюбое; Валаамский Преображенский; Варламиев-Хутынский Спа- со-Преображенский; Дорофеевский Югский; Киево-Печерский (Лавра); Кири л ло- Белозерский Успенский; Кирилло-Новоезерский; Клопский Троицкий Михайловский; Макарьев Желтоводский; Николаево-Верхотурский;…
(† 12 ноября 1894г.). «Старость честна не многолетна, ниже в числе лет изсчитается.» (Прем. 4, 8.) Эти слова Премудрого вполне применимы к почившему 12 ноября сего 1894 года протоиерею Александру Михайловичу Иванцову-Платонову, который скончался далеко не в глубокой старости, всего на 59-м году от рождения, но который пользовался широкой известностью и глубоким от всех близко знавших его уважением; ибо, кроме того, что был заслуженным протоиереем, он имел звание заслуженного ординарного профессора Императорского Московского Университета и ученую степень доктора богословия, был почетным членом многих ученых, благотворительных и иных обществ и учреждений, учено-литературной известностью пользовался широкой не только в России, но и…
Статья представляет собой отзыв на книгу, рассматривающую проблемы церковной дипломатии в ХХ веке: Мазырин А., свящ, Кострюков А. А. Из истории взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ХХ веке. М.: Изд-во ПСТГУ, 2017. 376 с. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви / редкол.: прот. В. Воробьев (гл. ред.) и др.). ключевые слова: церковная дипломатия, Константинопольская Церковь, Русская Православная Церковь, автокефалия, Фанар, церковная диаспора, Вселенский Престол, патриархия. Полемика по вопросам истории Русской Церкви в ХХ столетии по-прежнему выступает заметным явлением жизни духовных школ и научно-церковных изданий современной России. Примером живого обсуждения проблем церковной истории стала монография научных сотрудников московского Православного…
Этот доклад посвящен отношению предстоятелей римской епископской кафедры, то есть Папского престола, к раннему западному монашеству. Представления римских епископов о монашестве и вообще об аскезе получили отражение в декреталиях. Декреталиями принято называть послания Римского папы, которые имели каноническое значение, точнее, получили такое значение со временем, когда их стали рассматривать как правовые канонические тексты. Папские декреталии можно условно сопоставить с так называемыми канонами святых отцов, которые содержались в византийских канонических сборниках и вошли в русскую «Книгу правил»1. В отличие от многих посланий святых отцов, папские послания создавались как нормативные тексты, поэтому они подражали по форме и по стилю римским императорским рескриптам.…
Доклад, прочитанный на заседании общества «Традиции Востока» 3 октября 2001 года «Последуя святым отцам», халкидонское вероопределение, научало «исповедовать… одного и того же истинно Бога и истинно человека. Единосущного Отцу по Божеству и единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, Рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни нас ради и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству. Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не нарушается различие естеств, но скорее сохраняется особенность каждого естества, они соединяются в единое Лицо…
«Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1Кор. 7;2), – говорит св. Апостол Павел, самой причиной дозволения побуждая супругов к воздержанию в браке, [1] ибо «если брак позволяется во избежание блудодеяния, то соединенные браком уже не должны совокупляться между собою без всякой умеренности». [2] Но как определяется эта умеренность? На подобный вопрос многие сегодня, почти не задумываясь, ответят, что супругам необходимо друг от друга воздерживаться во все установленные Церковью посты и большие праздники или, говоря точнее, их отношения в браке возможны только в те дни, в которые разрешено венчание. Кроме того, если супруги (или только…
Корецкий В. И. Новгородские грамоты XV века из архива Палеостровского монастыря // Археографический ежегодник за 1957 г. М. 1958. Новгородские грамоты представляют большой интерес для изучения социально-экономической и политической истории Новгорода до его включения в состав Русского государства. В основной массе новгородские грамоты изданы С. Н. Валком 1. Несколько новгородских грамот, не вошедших в это издание С. Н. Валка, напечатаны А. А. Зиминым 2. В 1956 г. С. Н. Валк опубликовал три новгородские грамоты, относящиеся к истории новгородско-псковских связей с Прибалтикой 3. Ряд актов на бересте был обнаружен А. В. Арциховским во время раскопок в Новгороде 4. В 1955 г.…
Статья посвящена одному из малоизвестных эпизодов истории контактов России и Православного Востока в конце XIX в. На примере «триполийской церковной распри» анализируется внутренняя жизнь Антиохийской церкви при патриархе Герасиме и русское влияние на нее. Акцентируется внимание на проблеме греко-арабского противостояния в Антиохийском патриархате. Ключевые слова: Россия и Православный Восток, Сирия, Антиохийский патриархат, «триполийская церковная распря», патриарх Герасим. The article covers one of the obscure episodes of the history of Russia-Orthodox East contacts in late 80s-early 90s of the 19th century. The article dwells on the inner life of the Patriarchate of Antioch and Russian influence on it under Patriarch Gerasimos…
ХРИСТОЛОГИЧЕСКИЕ СПОРЫ V века, получившие разрешение на III (Эфесском, 431 г.) и особенно IV (Халкидонском, 451 г.) Вселенских Соборах, как известно, раскололи христиан Востока. Среди непринявших постановления этих Соборов оказались прежде всего восточные сирийцы — несториане и монофизиты, а также западные сирийцы, армяне и копты, образовавшие так называемые "дохалкидонские" церкви[1]. Подвижничество в древних восточных церквах основано на общих для всего христианского мира аскетических принципах. Но в нем ярко выразились как этнические и культурные особенности народов этого региона, так и крайности тех учений, которые в свое время отделили их от вселенского православного единства, — несторианства и монофизитства. Монахи-несториане ведут свое начало…
Издревле мир воспринимался человеком как откровение Божие. "Мир есть таинство Божественного присутствия, средство единения с Богом. Нас окружает не мертвая материя, а живая и трепетная, пронизанная токами Божественной благодати, реальность, - говорит епископ Диоклейский Каллист. - Вся вселенная - тот куст, перед которым стоял Моисей в священном трепете, неопалимая Купина, исполненная пламенем Божественной силы и славы"[1]. Однако, несмотря на открытость и оче-видность мира, в нем есть некая тайна - не загадка, но именно тайна. Глубинную разницу между ними прекрасно поясняет В. С. Непомнящий: "Тайна - это не количество, а качество, не сумма и сложность, а целостность и простота. В тайну…
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия. This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. Рассматриваются основные этапы появления мужских и женских монастырей на Урале, их развития и функционирования в ходе русской колонизации края в дореволюционный период. В ходе русской (восточнославянской) колонизации Урала происходила сакрализация пространства, территорий, на которых оседали переселенцы. Ее основные этапы определяли такие события, как возведение часовен, строительство церквей, основание монастырей. Первые монастыри на Западном Урале появляются в XIV в. На восточном склоне Урала монастырское строительство разворачивается с начала XVII в., когда был основан Николаевский монастырь в Верхотурье. Первые монастыри Урала были мужскими, поскольку возникали в зоне фронтира. На маскулинности уральского монашества Средних веков и Нового…
Посвящается профессору Леонарду Леопольдовичу Гиршману ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ Летом 1890 г. в Петербурге состоялся четвертый международный тюремный конгресс, связанный с чествованием памяти знаменитого английского филантропа Джона Говарда, умершего в России в 1790 г. Предполагая произнести при открытии заседания конгресса речь о заслугах Говарда, автор предлагаемого очерка занялся собиранием сведений о русских его последователях. Нездоровье воспрепятствовало осуществлению этого предположения, но между сведениями о тех, кто шел у нас по стопам Говарда, пришлось встретиться с данными, относящимися к деятельности главного врача московских тюремных больниц с 1829 по 1853 г. — доктора Федора Петровича Гааза. Чем дальше шло ознакомление с разбросанными по…
УДК 37.36 ББК 74.200.54г(2) Рачинский С. А. Формирование духовно-нравственной культуры личности является одной из основных задач современной школы, в связи с этим, автор рассматривает в своей статье идей С. А. Рачинского (1833-1902), предложившего систему воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей личности, включающую в себя православные, общечеловеческие, педагогические аспекты. Ключевые слова: С. А. Рачинский; нравственное воспитание; духовное воспитание. N. N. Konshin The originality of the content OF EDUCATIONAL SUBJECTS ARTISTIC AND AESTHETIC DIRECTIONS SCHOOL OF S.A.RACZYNSKI The problem of spiritual and moral up-bringing of the young generation first appeared in the 19th century. Rachinsky (1833-1902) realized the danger of spiritu-alistic ideas…
Коншин Н. Н. Сергей Александрович Рачинский 1833-1902 гг. (к 180-летию со дня рождения) особенности организации обучения и воспитания в Татевской школе, направленные на становление духовнонравственных ценностей личности Сегодня, когда формирование духовно-нравственной культуры личности является одной из основных задач современной школы, автор статьи рассматривает историко-педагогический опыт, взгляды и идеи С. А. Рачинского (1833—1902), предложившего систему воспитательной работы по формированию духовно-нравственных ценностей личности, включающую в себя православные, общечеловеческие, педагогические аспекты. Изучение этой системы воспитания важно при выборе пути развития современной школы в России. Ключевые слова: нравственное воспитание; духовное воспитание; христианская вера; вера в промысел Божий; любовь ко Христу; Евангелие; церковная служба; церковные…
Для современного этапа развития общества характерно широкое использование симуляций, которые распространились на все сферы жизни социума. Применение симуляции в масс-медийной практике, в частности с целью манипулирования общественным сознанием, в корне трансформирует функциональные характеристики СМИ. Цель исследования заключается в осмыслении основных положений теории симуляции Ж. Бодрийяра, установлении особенностей использования симулякров в коммуникационных процессах современного общества, в исследовании влияния симулякров на трансформацию функций СМИ. При проведении исследования используются методы: описательный, сопоставление, анализ, синтез. Результаты. СМИ и официальные источники широко используются с целью создания и поддержания иллюзии истинности, реальности целей общественных процессов как в прошлом, так и современности, объективности фактов и их документального…
Утром, 8 июля настоящего года, после тяжелой и продолжительной болезни скончался заслуженный ординарный профессор Александр Федорович Гусев. В лице почившего Казанская Академия потеряла одного из видных и талантливых работников в области богословия. Его имя было известно не только духовной школе, но и обществу, потому что А. Ф. не был кабинетным богословом, а писателем, внимательно следящим за течением современной ему общественной жизни. Долго болел А. Ф., но никто не ожидал скорой развязки: все думали, что покойный „переутомился“, надеялись на летний каникулярный отдых, да и самому А. Ф. не хотелось умирать в глухую академическую пору, когда в академии не осталось ни одного…
В кн.: Советская археология. М. 1966. № 1. С. 77-91.  Понятие «рабочий метод зодчих» объединяет приемы построения архитектурной формы, которыми пользовались мастера при создании своих произведений. В результате исследований К.Н. Афанасьева1 были выяснены некоторые основные закономерности построения архитектурной формы в русском искусстве XI–XII вв. В настоящей статье автор ставил задачу произвести более детальное исследование тех же вопросов на материале зодчества Владимиро-Суздальского княжества. *          *          * В 1152 г. в Переславле-Залесском был построен собор Спасо-Преображения. План храма представляет собой точный квадрат (без абсид) (рис. 1). Толщина стен равна толщине столбов, сторона подкупольного квадрата больше этой величины в четыре раза, вынос лопаток столбов равен ¼ их…
Sunday, 23 February 2025 01:09

Кириков Б. М. Кашин.

    Источник: Кириков Б.М. Кашин. Л., 1988.   Исторический очерк Е.Д.Камеженков. Вид города Кашина. 1789. Фрагмент       Кашин, небольшой город Калининской области, по праву можно назвать заповедным. История его насчитывает по меньшей мере семь столетий. Старинный город Тверской земли, центр удельного княжества, он с конца XV века вошел в состав централизованного Московского государства. Сохранившиеся в Кашине памятники зодчества, живописи и декоративного искусства XVII - XX веков, а также произведения древней иконописи, ныне экспонируемые в крупнейших музеях страны, составляют его заметный вклад в культурное наследие России.     Здания и ансамбли города не принадлежат к числу общепризнанных шедевров. Но их значимость и…
В статье освещаются суждения Г.В. Вернадского, касающиеся развития русской цивилизации под влиянием монгольского завоевания. Раскрывается суть концепции историка, его неординарные взгляды на формирование российской государственности, которые основаны на осмыслении истории с точки зрения евразийства. Тема отечественной истории занимала центральное место в общетеоретических построениях евразийцев. С нее начинались и ей заканчивались все их суждения о евразийской природе русской культуры. В русской истории отыскивали они ключ к объяснению своеобразия отечественной культуры, ее евразийского содержания. В прошлом черпали они смысл своего видения настоящего и будущего страны [1. С. 116]. Г.В. Вернадский взял на себя миссию разработать историческую часть евразийской концепции. Для него в…