Ростовский институт Всероссийского государственного университета юстиции, Россия, 344000, Ростов-на-Дону, 14-я линия, 50 Осмысление феномена человека в экономике является одной из ключевых проблем современной науки. Междисциплинарные исследования, посвященные моделям экономического человека, нашли свое распространение во второй половине ХХ века. Т ак, Жан Бодрийяр рассматривал «человека экономического» в рамках тенденции постмодерна. Человек Бодрийяра -это потребитель, живущий в обществе изобилия. Автор статьи рассматривает основные черты современного человека, представленные в работах Бодрийяра. Анализируются особенности общества потребления, сложившегося в ХХ веке после революции благосостояния, определяются критерии и процедуры выбора человеком благ, а также их дальнейшее потребление. Особое внимание уделяется сущности потребления как процесса и самоцели,…
Олег Станиславович Климков, священник, ок. кафедру философской антропологии СпбГУ. Оп.: Климков О. Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов. СПб: Алетейя , 2001 . - 285 с. Византийская библиотека. Тир. 1 200 экз. От автора Основной целью предлагаемой Вашему вниманию книги было искреннее желание автора осмыслить глубинную сущность православной духовности, ярко выраженную в мистико-психологическом явлении, известном под названием "исихазма". Аскетическая практика очищения сердца от страстей, соединенная с "умным деланием" Иисусовой молитвы существовала в Православии с незапамятных времен. Однако, лишь в XIV веке она получила фундаментальное богословско-философское осмысление в трудах св. Григория Паламы, поводом к чему послужили так называемые "исихастские споры",…
Доклад преподавателя МДА М. В. Ковшова на VI Всероссийских научно-образовательных Знаменских чтениях (г. Курск, 22 марта – 25 марта 2010 г.) Публикация осуществлена при финансовой поддержке РГНФ, проект No. 10-04-00133а. 13 апреля 2010 г. Понятие общения занимает центральное место в известных философских направлениях XX в., среди которых нельзя не упомянуть православное богословие личности. В этой связи особый интерес представляет новозаветное понимание общения, в особенности в посланиях святого апостола Павла, в которых данная категория употребляется чаще всего (13 раз из 19). В греческом тексте Нового Завета слову «общение» соответствует греческий термин koinōnia. Сам по себе данный термин не является ни христианским,…
Введение Основным источником сведений о жизни Преподобного Сергия Радонежского является Житие святого. Составленное в первоначальном виде в 1418 г. учеником Сергия, монахом основанной им Лавры, выдающимся писателем Средневековой Руси Епифанием Премудрым, Житие является и ценным историческим источником о Московской Руси XIV века, и ярким памятником агиографической литературы, оказавшим ощутимое влияние на последующие произведения этого жанра. В историографии данной проблематики не сложилось установившихся взглядов на количество редакций Жития Сергия Радонежского и на принадлежность их перу Епифания Премудрого или переработавшего его творение южнославянского агиографа Пахомия Логофета, прибывшего на Русь во второй половине 30–х годов XV века. Так, В. О. Ключевский (основываясь на…
На основе новых и малоизвестных архивных материалов определяются последствия и значение «монастырского» законодательства петровского времени для монашества Русской православной церкви в Олонецком уезде; рассматривается ранее не изучавшийся вопрос о том, каким образом «антимонашеская» политика царя-реформатора сказалась на судьбах конкретных насельников, живших в монастырях Олонецкого уезда в первой половине XVIII века. В ходе анализа приведенных данных выясняется, что ужесточение государственной политики в отношении монашества привело на локальном уровне к резкому сокращению размеров братских общин. Ключевые слова: православные монастыри, православное монашество, Олонецкий уезд, законодательство Петра I, история Русской православной церкви в первой половине XVIII века Первая половина XVIII века - время тяжелых…
Е.В. Афонасин. "СТРОМАТЫ" КЛИМЕНТА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО (Предисловие к книге: Климент Александрийский. Строматы. СПб., 2003) I Климент Александрийский и его время К христианской теологии Климент Александрийский пришел через философию. Это определило стиль и содержание его произведений. Свои комплексные и разнообразные идеи он воплотил в не менее комплексную и замысловатую форму. Избегая торных путей и устоявшихся концепций, он никогда не останавливался в своих поисках. Вопросы, которые он задавал себе, зачастую оставались без ответа, смысл многих его пассажей - загадка для читателя. Однако несмотря на подобные свои качества, а возможно, благодаря им, Климент сумел в своих произведениях открыть и утвердить многие философские положения, которые…
Предисловие Первое окружное послание о девстве, или к девственникам и девственницам Глава I. Глава II. Глава III. Глава IV. Глава V. Глава VI. Глава VII. Глава VIII. Глава IX. Глава X. Глава XI. Глава XII. Глава XIII. Второе окружное послание о девстве, или к девственникам и девственницам. Глава I. Глава II. Глава III. Глава IV. Глава V. Глава VI. Глава VII. Глава VIII. Глава IX. Глава X. Глава XI. Глава XII. Глава XIII. Глава XIV. Глава XV. Глава XVI.  Предисловие Предлагаемые вниманию читателей послания св. Климента Римскаго только в прошлом столетии сделались известными христианской Европе. В 1752 году известный издатель…
Благополучное четвертьвековое существование Спасо-Преображенского монастыря на острове Валаам в Финляндской Республике, прерванное вследствие советско-финляндской Зимней войны 1939-1940 гг., продолжилось в имении Папинниеми, приобретенном монастырем после его эвакуации. Однако последовавшее уже осенью 1941 г. отвоевание Финляндией своих исторических территорий позволило начать работы по подготовке обители к возвращению братства. С начала 1942 и до 1944 гг. монастырь размещался и осуществлял хозяйственную деятельность на двух территориях — на острове Валаам, куда переместилась малая часть братии, и в имении Папинниеми. В настоящей работе использованы прежде не привлекавшиеся исследователями материалы архива Валаамского монастыря в Финляндии, частных архивов во Франции и периодические издания русской эмиграции в…
Николай Андреевич Клепинин (17 января 1899, Пятигорск—28 июля 1941, Орёл) — писатель, историк, старший брат священника Димитрия Клепинина, соратника матери Марии. Жена: Клепинина Нина (Антонина) Николаевна (1894—1941) — искусствовед, из дворян, выпускница Смольного, внучатая племянница вице-адмирала В.А.Корнилова, героя Севастопольской обороны. Дочь: Клепинина Софья Николаевна — журналистка, научный сотрудник Музея-квартиры М. Цветаевой в Болшеве. Биография Николай Андреевич родился в семье архитектора. Принимал участие в Гражданской войне на стороне Добровольческой армии как офицер Лейб-гвардии Конно-гренадёрского полка. 1920 — эмигрировал из России в Белград. Принимал участие в Русском студенческом христианском движении (РСХД). 1925 — в Хопове выступает с докладом на Третьей общей конференции…
Содержание Обзор литературы Человек как высшая часть творения Божия, как соединение земного и небесного Изначальная «доброта» телесной природы человека Происхождение зла и его действие в природе человека Древо познания добра и зла Понятие «кожаных риз» Обожение плоти и ее воскресение Выводы  В статье показано, что полноценный анализ представлений свт. Григория Нисского о назначении материальной природы человека проведен до сих пор не был. Этот анализ особенно актуален ввиду крайней спиритуализации воззрений святителя на воскресшее тело человека в работах современных исследователей. Даже у православных авторов мы встречаем мнение о том, что появление чувственного в космосе и в природе человека у свт. Григория…
Вопрос о влиянии обновленчества на широкую народную среду в регионах и народном противодействии обновленчеству, пока не попадал в поле зрения исследователей, наверное, по причине скудости фактов1. В данной статье ставится задача ввести в научный оборот новый тип источника «отчеты обновленческих архиереев 1930-х годов», и на их основе охарактеризовать религиозную ситуацию Воронежско-Тамбовском регионе в один из самых темных исторических отрезков советского перио-да2. Организованное противодействие обновленчеству в сельской среде - яркая страница церковной истории, позволяющая во многом по-новому взглянуть на процесс выживания Русской Православной Церкви в годы гонений. Первый серьезный отпор обновленчеству был дан в Петрограде и Москве. Действуя под руководством энергичных…
Статья посвящена рассмотрению участия Русской православной церкви в международном взаимодействии. Представлен обзор деятельности Московского патриархата как актора мировой политики, разобрана социальная концепция Русской православной церкви, дан анализ деятельности её заграничных учреждений. Йвадцать первый век — не только эпоха переосмысления исторического процесса, но и период изменения самой политической струк-ира. Среди характерных тенденций развития мировой политики стоит выделить одну, связанную с изменением характера властных отношений в целом, уменьшением военной составляющей в политических процессах. Как отмечает П.А. Цыганков, приводя идеи Дж. Ная1, сегодня «все чаще используется понятие «power shift», означающее перераспределение силы во взаимодействии международных акторов: перемещение соперничества между ними из военной сферы…
Кекелидзе, Корнилий (Корнелий) Самсонович [18(30).4.1879, с. Тобаниери, ныне Ванского района,-7.6.1962, Тбилиси]- исследователь памятников древнегрузинской церковной письменности, протоиерей. Окончил киевскую духовную академию. Состоит профессором богословия и истории христианской церкви на тифлиских высших женских курсах. Главные научные работы Кекелидзе: "Литургические грузинские памятники в отечественных книгохранилищах и их научное значение" (Тифлис, 1908, магистерская диссертация); "К вопросу о времени празднования Рождества Христова в древней церкви" (Киев, 1905); "Иерусалимский Канонарь VII века" (Тифлис, 1912); "Древнегрузинский архиератикон" (ib., 1912); "Из литургической деятельности католикоса Антония I" (на грузинском языке, Тифлис, 1914), "Новооткрытый агиологический памятник иконоборческой эпохи" (житие святого Романа Нового) в "Трудах Киевской Духовной академии" (1910, июнь);…
В центре христианства стоит Священное Писание, поэтому христианская экзегети­ка зарождается очень рано. Традиция толкования библейских текстов возникает уже во II в. в писаниях мужей апостольских и ранних апологетов: Климента Римского, Иустина Мученика и др. Аллегорическая экзегеза, т. е. иносказательное переосмысле­ние греческих мифов, была частью еще греческой культуры. Представление о том, что в творениях античных поэтов — Гомера, Гесиода и др. содержатся не только вымыслы, но и глубокие прозрения о природе мира и человеке, очень древнее. Этот метод возник в VI в. до Р. X., а уже во II в. перипатетик Аристобул написал труд об аллегорическом толковании священных законов. Когда образованные…
Оп.: ж-л "Старинная музыка", 2003 г., № 1. http://stmus.nm.ru/cur/cur/313.htm 1. Предыстория Мир Киевской Руси – мир полулегендарный. Выглядит он так не только благодаря своей древности, но и потому, что количество сохранившихся источников по его истории столь невелико, что часто заставляет исследователей ограничиваться смутными предположениями и догадками. Но даже по небольшому объему дошедших до нас исторических свидетельств известно, что Киевское государство было вовлечено в широкую сеть династических, военных и торговых связей сo Скандинавией, Византией, славянскими землями и романо-германским миром [1] . Эти связи существовали и в сфере церковной культуры. Как и другие государства Центральной и Восточной Европы, Киевская Русь на пути…
На центральном плоскогорье Восточно-Европейской равнины расположен один из древнейших лесных массивов. В «Повести временных лет» этот лес назван Оковским. Здесь записано так: «Днепр бо потече из Оковъскаго леса, и потечёшь на полъдне, а Двина ис того же леса потечёшь, а идёшь на полунощье и внидеть в море Варяжъское. Ис того же леса потече Волга на въсток». Уже в середине первого тысячелетия новой эры в этой местности по берегам многочисленных рек жили племена кривичей, которые соорудили не менее шести волоков для связи между тремя морями: Балтийским, Черным и Каспийским. Недалеко от истоков Волги на берегу реки Пырышни было построено укреплённое городище,…
«... Чадца моя, имиже паки болезную, дóндеже вообразится Христос в вас» (Гал. 4:19). Отец Павел Флоренский, в примечании к изданным им в 1917 году письмам к казанским друзьям архимандрита Феодора, пишет: «Говорит о важности понимания этой высокой и благородной личности едва ли требуется; но изучающему духовные течения XIX века не может, кроме того, не навязываться та мысль, что архимандрит Феодор – одно из наиболее важных бродильных начал этого века в Русской культуре. Однако, он – более того, он – явление прогностическое. Мое убеждение, что будущему еще предстоит открыть архимандрита Феодора Бухарева и, за мало привлекательной оболочкой его сочинений, увидать нечто,…
Церковь Петра Митрополита в Переславле-Залесском стоит в ряду шатровых храмов XVI века. Весь этот ряд, как известно, имеет в своей основе деревянный прототип. Связь с отправными деревянными конструкциями заметна не только в первых звеньях этого ряда, где она подтверждается письменными источниками (церковь в Коломенском), но и в замыкающих звеньях, каким является собор Покрова на рву, построенный первоначально из дерева, а затем перестроенный в камне. Церковь Петра Митрополита тоже была построена на месте деревянной церкви, существовавшей с XIV века на княжьем, позднее --- государевом дворе в Переславле-Залесском. Родство с деревянным прототипом подтверждается не только формами и конструктивной схемой здания, но и…
«Вложили деньги в вечность», — так говорят монахи Ниловой пустыни о купцах, которые возводили храмы обители в дореволюционное время. Сегодня уникальный островной монастырь на озере Селигер нуждается в финансовой поддержке. Ожидает благотворителя и главная святыня этих мест — разрушенный в 30-е годы XX века Иоанно-Покровский храм над кельей преподобного Нила Столобенского. «Блаженнее давать, нежели принимать» Деян. 20,35 Хрустальным куполом России, землей Истока называют среднюю полосу нашей страны на юго-восточных склонах Валдайской возвышенности, на стыке Новгородской, Тверской и Смоленской областей. Здесь, в Око-вецких лесах берут начало три реки — Волга, Днепр, Западная Двина. Здесь расположена цепочка серебристых озер, главное из которых…
В статье рассматриваются идейные источники философских взглядов Ж. Бодрийяра. Проведен анализ структурализма, марксизма и психоанализа как теоретических и методологических основ творчества философа. In the article the sources of Baudrillaid's ideas are being considered. The analysis of structuralism, Marxism, psychoanalysis as theoretical and methodological bases of philosopher's creative wok is done. Ключевые слова: Бодрийяр, структурализм, марксизм, психоанализ, постмодернизм, французская философия; Baudrillard, structuralism, Marxism, psychoanalysis, post-modernism, French philosophy. Философские идеи Бодрийяра, включающие в себя разработку таких понятий, как симулякр, симуляция, гиперреальность, символический обмен, все чаще используются исследователями при анализе процессов и явлений, выходящих за пределы собственно философской проблематики. Стремясь к «прикладному» использованию…