ПРЕДИСЛОВИЕ Автор настоящей книги — известный специалист-кавказовед, имя которого, к сожалению, мало известно русскому читателю. Дэвид Лэнг с отличием закончил колледж Святого Георгия и был оставлен там в качестве преподавателя, а затем стал профессором. Во время Второй мировой войны Лэнг служил в Иране. После окончания войны его пригласили преподавателем грузинского языка в Лондонский институт восточных и африканских исследований. Там он прошел путь от преподавателя до профессора кафедры кавказоведения. В 1952–1954 гг. он проходил стажировку в Институте российской истории Колумбийского университета в Нью-Йорке. Вернувшись в Англию, Лэнг публикует свою первую большую работу — книгу «Жития и легенды о грузинских святых» (1956), в…
Предлагается анализ стратегий эстетического производства в обществе потребления на основании работ ведущих критиков современности - Ж. Бодрийяра, Э. Фромма и др. Обосновываются характеристические свойства производства и потребления произведений искусства на примере поп-арта, а также предлагаются важнейшие следствия из анализа порядка дискурса «общества благоденствия« и легитимности высказывания в нем. Ключевые слова: имманентный миф, общество потребления, поп-арт, эстетика индустриального общества. Тенденции развития искусства ХХ-ХХ1 вв., по-видимому, идут рука об руку с тенденциями развития и самого общества, самой культуры. Это означает, что «обогнать время«, стать несовременным и несвоевременным сегодня невозможно; больше, вероятно, наше культурное сообщество (а это значит - мы все) не пропустит…
Притча о званых на вечерю Неделя 28 по Пятидесятнице Слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне Ангел: «Напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца», и сказал мне: «Сии суть истинные слова Божии» (Апок. 19; 6-9). Блаженны званые на брачную вечерю Агнца. О ней и сказал Господь Свою притчу. В…
О толкованиях на псалмы преподобного Амвросия старца Оптинского иеродиакон Лука (Филатов), насельник Московского Свято-Данилова монастыря, аспирант общецерковной аспирантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Доклад прочитан на секции "Оптина Пустынь в истории России: опыт для будущего" во время работы Оптинского форума-2010  1. Общие наставления преподобного Амвросия о чтении псалмов Книга псалмов занимает особое место в Священном Предании, благодаря глубокому богословскому содержанию, обилию мессианских пророчеств, прекрасной художественной форме. Псалтирь была основой Ветхозаветного богослужения, позже составила большую часть последования Богослужения Христианской Церкви. Толкованием псалмов занимались великие святые древности: Василий Великий, Афанасий и Кирилл Александрийские, Иоанн Златоуст. Среди экзегетов Византийского периода необходимо отметить…
Содержание Истоки Академическая деятельность Ученики и последователи Принятые сокращения Статья соискателя ученой степени кандидата богословия, студента III курса Московской Духовной Академии Лужнова Романа посвящена вкладу профессора Киевской Духовной Академии А. А. Олесницкого в становление отечественной школы библейской археологии. Научный руководитель: преп. свящ. Александр Тимофеев. Статья публикуется в авторской редакции. Истоки Профессор Аким Алексеевич Олесницкий (1842–1907) – один из замечательных представителей дореволюционной русской богословской науки, чье имя может быть по праву вписано золотыми буквами в историю мировой библеистики. «Это был ученый с очень широким кругозором, сразу и археолог, и гебраист, и богослов; и за долгие годы своего преподавания в Киевской академии…
Статья соискателя ученой степени кандидата богословия, студента III курса Московской Духовной Академии Лужнова Романа посвящена вкладу профессора Киевской Духовной Академии А.А. Олесницкого в изучение монументальных памятников Святой Земли. Научный руководитель: преп. свящ. Александр Тимофеев. Статья публикуется в авторской редакции. В конце XIX – начале XX века русская богословская наука находилась на весьма высоком уровне, успешно конкурируя с западной, а в некоторых областях и превосходя ее. Однако атеистические гонения, имевшие место после Октябрьской революции 1917 года, обернулись для русской церковной науки подлинной трагедией. В России, ставшей к началу прошлого века главным богословским центром православия, большевиками была сделана попытка последовательного и методичного…
Византийский временник. Т. LXXX (1994). В литературе отношения Византии с Западной церковью при Мануиле II (1391-1425) и Иоанне VIII (1425-1448) представляются результатом политики императорского двора, в русле которой пассивно следовала патриархия. Эта трактовка событий имеет давнюю традицию: еще в XV в. Сильвестр Сиропул сетовал на "порабощение" церкви императором при подготовке объединительного собора. Впрочем, Сиропул пытался оправдать патриархию после случившегося во Флоренции позора. Нам же, ввиду активной оппозиции греческой церкви униатской политике Иоанна V (1354-1391) и Флорентийской унии, кажется сомнительным ее безразличие в ходе подготовки Ферраро-Флорентийского собора. Ниже мы рассмотрим те моменты его предыстории, которые позволяют проследить соотношение позиции патриархии и…
Ист.: http://www.chinese.orthodoxy.ru/RUSSIAN/kb1/History1.htm, 2002 (Китайский благовестник, №1, 1999). Существует предание, что христианство было проповедано в Китае еще апостолом Фомой. Традиционно считается, что мученичество св. Фомы имело место в Индии в Мадрасе в 53 г. н.э. Таким образом, первый контакт христианства с цивилизацией Китая должен был состояться незадолго до этого времени. Основывая свои выводы на изучении требника основанной Фомой древней сирийской церкви из Малабара, работавший в Китае иезуитский миссионер Николя Триго в 1615 г. приписывал происхождение китайского христианства проповеди апостола Фомы. В приводимом Н.Триго тексте упоминалось, что апостол Фома "обратил к истине китайцев и эфиопов", его усилиями "царство Божие пришло в Китай"…
Опубликовано: Журнал Московской Патриархии, 1971, 12, с. 64-67. В 1971 году исполнилось полвека со дня кончины выдающегося русского библиолога и слависта, доктора богословия, профессора С.-Петербургской (Петроградской) духовной академии Ивана Евсеевича Евсеева. Он является представителем той замечательной плеяды ученых-богословов, которые своими трудами прославили русскую богословскую науку конца XIX - начала XX века, достигшую в то время небывалого расцвета. Жизнь И.Е. Евсеева была примером необычайной целеустремленности. Поставив себе в самом начале своей научной деятельности одну великую задачу - всестороннее изучение славянской Библии, он до последних дней трудился почти исключительно в этом направлении, лишь изредка обращаясь к другим темам. Результатом такой целеустремленности были работы,…
в кн.: Проблемы теологии. Вып. 3. Материалы Третьей международной богословской научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа, 2-3 марта 2006 г. Часть 1. Патриарх Геннадий Схоларий был сторонником политического сотрудничества византийцев с турецкой властью. Не случайно исследователи символически называют его "последним византийцем и первым эллином". Схоларию как первому патриарху при турецком владычестве было необходимо заключить политический союз с турками, так как от этого зависела дальнейшая судьба православной Церкви и христианского населения бывшей Византийской империи. Геннадий был очень увлечен западной схоластикой и особенно учением Фомы Аквинского. На церковном соборе во Флоренции он выступал за заключение унии. Но в…
Содержание Введение Глас первый На малой вечерне На великой вечерни Канон полунощницы На утрени Глас вторый На малой вечерне На великой вечерни Канон полунощницы На Утрени Глас третий На малой вечерне На великой вечерни Канон полунощницы На утрени Глас четвертый На малой вечерни На великой вечерне Канон полунощницы На утрени Глас пятый На малой вечерни На великой вечерни Канон полунощницы На Утрени Блаженны на литургии Глас шестый На малой вечерни На великой вечерни Канон полунощницы На утрени Блаженны на литургии Глас седьмый На малой вечерне На великой вечерни Канон полунощницы На утрене Блаженны на литургии Глас осьмый На малой вечерни…
Эту церковь знают многие угличане и посещающие город туристы. Она высится на высоком берегу Волги в одном из самых красивых мест. Рядом живописные громады древнего Воскресенского монастыря, внушительные здания ГЭС, царящий облагороженный человеком простор реки - и одним из компонентов этого замечательного пейзажа является гармоничный изысканный и сложный по силуэту Предтеченский храм. Его по праву можно назвать одной из жемчужин Углича.     Но он возник не сразу. В конце XVI века здесь, в западной части посада невдалеке от кремля, находились два прихода. В одном из них были деревянные церкви "Рождество святого Иоанна Предтечи и Симеона Столпника". В другом - Спаса…
1.Спасо-Преображенский собор В кремле на самом берегу Волги возвышается внушительное пятиглавое здание – Спасо-Преображенский собор, главный храм Углича. За этим храмом тянется длинная нить истории, почти такая же длинная, как и тысячелетняя история Углича. По легенде когда-то на рубеже X-XI веков ростовский князь Борис Владимирович, впоследствии ставший святым, строит в подвластном ему Угличе деревянный соборный храм Царя Константина и матери его Елены с приделом Похвалы Богородицы, ставший одним из первых христианских храмов северо-восточной Руси. Потом в первой половине XIII века при князе Владимире Константиновиче рядом с прежней церковью строится новый Спасо-Преображенский собор. Он и становится навсегда главным угличским храмом, а…
С сайта Студенч. научного об-ва, sno.nm.ru, 2004. Целью настоящей статьи мы видим рассмотрение архитектуры и мозаик храма Св. Полиевкта в контексте столичного строительства и церковной истории Византии VI века. Интерес к церкви Св. Полиевкта, построенной Аникией Юлианой, обусловлен множеством причин. Во-первых, это архитектурные особенности постройки: до сравнительно недавнего времени место ключевой и самой значительной постройки византийского Константинополя – турецкого Стамбула было отведено храму Св. Софии, построенному Юстинианом [11,71–80; 8]. До обнаружения в 1960 году нового объекта ранневизантийской археологии Константинополя и публикации материалов его раскопок линия развития столичной архитектуры имела длительный перерыв почти в 90 лет: от строительства базилики в Студийском…
Оп.: Византия и Русь // Отв. ред. Г. Е. Вагнер (М., 1989), стр. 65-90. "Русская мысль", 15.6.2000, интервью с директором Центра восточнохристианской культуры Алексеем Мих. Лидовым, его зам. археолог Леонид Беляев, призывает к выработке особого научного аппарата, не западного, для изучения восточного христианства. Реликвия "это то, что заключает в себе божественную благодать и соответственно способность чудотворения". С центром постоянно сотрудничает 40-50 специалистов среднего возраста. Издали сборник о чудотв. иконах, правосл. храме, иконоcтасе, теперь о реликвиях, финансируются грантами, в т.ч. от фонда Сороса и Росс. гуман. науч. фонда. Росписи Софии Охридской, созданные по заказу архиепископа Льва (1037—1056), занимают исключительно важное место…
Данные для настоящей статьи заимствованы по большей части из «Исторической записки о состоянии Казанской Духовной Академии после её преобразования. 1870–1892». Проф. С.А, Терновского. Стр. 385–388. Казань. 1892 г. и из «Православной Богословской Энциклопедии», изд. Под ред. Проф. А.Е. Лопухина. Т. IV. Столб. 1105–1108. Петроград. 1903 г. Алексей Афанасьевич Дмитриевский родился в г. Астрахани в половине 50-х годов XIX столетия. Первоночальное образование получил в местном духовном училище, а среднее в Астраханской духовной семинарии в которой окончил курс в 1878 г. вторым студентом. В том же 1878 году поступил в казанскую духовную академию, где состоял на церковно-практическом отделении, на 4 курсе изучал…
Храм — пространственная и ментальная доминанта культуры. Его форма отражала представления о мироздании, а семантика посвящений — актуальные в конкретный исторический период тенденции политической и религиозной жизни, особенно государства. С развитием в XVII в. частного храмостроения на территории городских посадов крупных торговых центров в символических программах усадебных церквей начинает доминировать выражение честолюбивых амбиций ктиторов (лиц, выделивших средства на ремонт или строительство православного храма). В результате чего сам храм перестает быть только сакральным знаком определенного локуса, но становится одним из значимых способов репрезентации личности в культуре. Эта тенденция в большей или меньшей степени определяет посадское храмовое строительство в столице и регионах:…
История Санкт-Петербургской духовной академии Статья посвящена исследованию научных командировок за рубеж преподавателей и стипендиатов Санкт-Петербургской духовной академии (1869-1917). Зарубежные командировки являлись важной составляющей в развитии как российской научно-образовательной системы XIX - начала XX века в целом, так и высшей духовной школы в частности. Командировки преподавателей и кандидатов на кафедры анализируются по своей организации, мотивации, документации, целям и задачам, финансовой поддержке, географическим и тематическим направлениям, системе отчетности и контроля. Выявляется роль в их организации Святейшего Синода, Учебного комитета при Синоде, совета академии, самих преподавателей и стипендиатов. Особое внимание обращается на результаты зарубежных командировок и их значение для богословской науки и высшего…
Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1995. Т. III. С. 348-353 БОГОЧЕЛОВЕК (веау&ратоб). Так как Св. Писание Нового Завета признает Иисуса Христа и Богом, и человеком, то оба определения естественно соединяются в одно - «Богочеловек». В настоящее время это наименование является обычным определением понятия о лице Иисуса Христа и служит для выражения двух следующих частных положений: 1) в Иисусе Христе два совершенных естества - истинное божество и истинное человечество, 2) эти два естества соединены ипосгасно, т.е. составляют единое лицо. I. Учение Откровения о лице Иисуса Христа. 1)               Истина о божеств, достоинстве Иисуса Христа засвидетельствована Его собственными многократными указаниями на Свое отношение полнейшего…
Ключевые слова: теория государства и права, Декалог, источник права, объективная основа права, духовная мера права. Аннотация: в работе в качестве объективной основы права рассматриваются десять библейских заповедей; внимание акцентируется на их ценностном характере; делается попытка поисков духовного измерения права через ценностную призму Декалога. Российское общество и ценностные переориентации: вызовы XXI века Начало нового столетия в России, да и не только России, ознаменовалось культом индивидуализма. Основным ценностным ориентиром и даже самоцелью стала личностная самореализация. Формы коллективного сознания стали второстепенными, приверженность к тем или иным корпорациям перестала быть главной характеристикой личности. Сегодня сказать о ком-то «марксист», «западник» или «анархист» значит вызвать ироническую…