Содержание О происхождении человека Заключение Откуда жизнь?  Сказание Моисея о шестидневном творении мира в течение многих веков и тысячелетий служило камнем преткновения и соблазна для всех людей: для верующих и для неверующих, для образованных, и необразованных, для мудрых и для простых. Все соблазнялись о нем, все находили в нем массу внутренних противоречий и научных несообразностей, не признавали за ним подлинно-исторического характера и видели в нем не более, не менее, как миф или восточную легенду. Словом, ни по одному вопросу св. Писания Ветхого Завета не писали и не говорили так много, ни одно библейское повествование не подвергалоcь такой ожесточенной, беспощадной критике,…
Содержание Предисловие II. Об отношении к сектантам III. Недочёт нашей полемики ΙV. Летучие отряды V. Что тормозит борьбу с сектантством VΙ. Жизнь пастырей VII. Что предпочесть? VIII. Дети и сектанты IX. С чего начинать X. Нравственное оздоровление народа XI. He с того конца XII. Главная приманка сектантов XIII. Достойно подражания XIV. Как упорядочить беседы XV. Противо-сектантские и противо-православные листки XVI. О книгоношах XVII. На что обращают внимание опытные миссионеры XVIII. Что пастыри церкви должны иметь в виду при борьбе с сектантством XIX. Испытанное средство XX. Большой промах XXI. Полезная мера XXII. Экономический гнёт сектантов XXIII. Оригинальный приём полемики ΧΧΙV. Общецерковное…
К читателю Издаваемые здесь три письма к H. В. Гоголю, составляют собственно исследовательное сочинение о Гоголе, о его литературном деле и значении, только писанное собеседовательно с самим Гоголем как вообще для оживления речи, так в особенности по приспособлению к известному его желанию, чтобы писали к нему о его деле. Это сочинение было писано еще при жизни покойного, за двенадцать лет доселе по следующим обстоятельствам и побуждениям. Известно, что, когда покойный Гоголь издал «выбранныя места» из своей переписки, образовалось общее почти мнение, будто он отказывается от своих прежних творений, как уже противных новому его направлению. Одни, именно прежние его поклонники, считали…
Серия «Русский путь». Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): Pro et contra. Личность и творчество архимандрита Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 1997 Странники мы в земной жизни потому, что, по словам Апостола Павла, не имамы зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем (Евр. 13, 14), – не находим здесь полного и решительного успокоения своему сердцу и уму, совершенного удовлетворения потребностей и стремлений нашего духа; а надеемся и ищем этого удовлетворения и успокоения в открытой славе Христовой, в будущей жизни. Но при этом не забудем и других слов того же Апостола о верующих:…
Содержание Обозрение содержания книги Пр. Иезекииля Руководственное значение кн. Иезекииля Иезекииль призван был к пророческому служению уже в плену, куда он был отведен вместе с 10-ю тысячами других Иудеев и с самим царем Иехониею1. Это было третье переселение Иудеев в Вавилон, бывшее до разрушения Иерусалима еще за 12 лет. Призвание Иезекииля к пророческому служению последовало уже на 5 году его плена, за 7 лет до решительного опустошения Иудеи; и проходил он пророческое свое служение по крайней мере до 28 г. своего плена (см. XXIX), и следовательно в продолжение по крайней мере 22-х лет. И так он был отчасти современником Иеремии.…
Содержание Время и обстоятельства пророческого служения Иеремии Личные обстоятельства и свойства Пророка Иеремии Содержание книги Святого Пророка Иеремии § I § II § III § IV Характер книги Руководственное значение книги Время и обстоятельства пророческого служения Иеремии Пророк Иеремия должен был проходить свое служение в последнее время пред пленом Вавилонскими среди самых обстоятельств, какими приготовляло, началось и наконец, вполне отяготело над Иудейским царством это великое бедствие. Это продолжалось более 40 лет, начиная от времени Царя Иосии, когда Иеремия был призван к своему служению, – до совершенного опустошения Иудеи и разорения Иерусалима с храмом, когда Пророк был увлечен в Египет бежавшими…
Содержание Личные свойства пророка Исаии; возведение его на пророческое поприще; пророческое его служение; написание им книги пророчеств Обозрение содержания книги пр. Исаии I. Пророчественные обличения и угрозы II. Предречения о Христе, Его благодати и царстве III. Утешения, увещания и молитвы Пророка Характер книги Руководственное значение книги прор. Исаии  Обстоятельства служения пр. Исаии; современное внутреннее и внешнее состояние избранного народа и всего современного пророку мира; нужды церкви Исайя, книга которого в ветхом и в новом завете признавалась церковью всегда за книгу Слова Божия1, пророчествовал в Иудее и главным образом для иудеев2, но его богопросвещенный взор обнимал и весь мир. Посему обратим…
<Ростов-Ярославский> 28 июня 1867 г. ...Препровождая к вам две мои статьи, покорнейше прошу не отказать поместить их в вашем журнале – в заботливом внимании к важности настоящей минуты в ходе дела русской мысли и жизни1. Вам легко удостовериться, что мои статьи не лишни в вашем издании и после помещенных уже в нем критических статей о последних произведениях Тургенева и Достоевского2,– напротив, нужны по своему направлению к тому, чтобы журналистика не пустилась опять по прежней дороге эгоистической полемики, ровно ничего не выяснившей нашему обществу. Такие честные дельцы мысли, как г. Страхов, стоят лучшего дела, чем бороться против своих, как и «Отечественные…
Содержание Особенные духовные свойства Даниила и внешние обстоятельства его жизни Содержание книги пр. Даниила I. Дела и откровения Божии, простирающиеся через Израиля и на язычников II. Откровения, данные собственно для Иудеев Характер книги Св. Пророка Даниила Руководственное значение книги  Служение св. Пророка Даниила простирается чрез все продолжение Вавилонского плена; в его книге есть откровения, данные ему с одной стороны еще в первых годах царствования Навуходоносора, а с другой уже на третьем году владычества Кирова. Обстоятельства этого времени весьма важны в истории не только Евреев, но и всего рода человеческого. Это было не просто эпоха очистительного наказания иудеев пленом, но такое…
Письмо первое С Божиим благословением, мой друг, хочу приняться за исполнение данного тебе моего обещания поговорить с тобой о благодати святых таинств нашей православной церкви. Молим, говорит нам Апостол Павел, не вотще благо дать Божию прияти (2Кор. 6:1). Видишь, что можно и принять благодать, сообщаемую нам главным образом в таинствах, но принять вотще, напрасно. Надо пользоваться благодатью таинств, возгревать ее в себе, по апостольскому выражению (2Тим. 1:6), или приводить ее в себе в живое движение и действие; а для этого надо нашей вере знать, какие именно дары благодати сообщаются нам в таинствах. Вот я и желаю разъяснить тебе, по возможности,…
Содержание I. Очерк св. книги «плача Иеремии» II. Очерк св. книги «Песни песней» Предварительные замечания о названии и писателе книги «Песни песней»; исследование о ее составе и таинственном смысле По каким потребностям церкви и в каких личных обстоятельствах Соломона написана им «Песнь песней» Главная мысль «Песни песней»; образ раскрытия этой мысли: обозрение содержания книги по отделам III. Общие соображения об Апокалипсисе Замечания о происхождении Апокалипсиса от Св. Апостола Иоанна Богослова; о времени и обстоятельствах его происхождения: сличение этого времени с нашею современностью Обозрение содержания Апокалипсиса. IV. Соображение 3-й книги Ездры с содержанием Апокалипсиса Воскресни Боже, суди земли: яко Ты наследиши…
Содержание Разговор о должном поминовении усопших I II Разговор о связи и внутреннем соотношении между состоянием и судьбою усопших, и состоянием и жизнью живущих, между миром загробным и земным Разговор о содействии упокоению усопших нашею жизнью и деятельностью, располагаемою в надлежащем порядке Христовой благодати Разговор о том, как и мирским, поминать своих покойников не менее чем духовные, как и духовным, поминая своих покойников, способствовать чрез это упокоению и прочих усопших Разговор о том, как слушать духовных наставников и как находить духовное наставление иногда даже в мирских обществах, с пользою для близких сердцу усопших Разговор о связи науки с благочестием, открывающей…
Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властем и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6:12). Эти слова Апостола Павла напоминают нам, что было время, или даже был длинный ряд времен, когда человек – не разумея вполне самого существа Божией истины, а воспринимая ее более или менее в гаданиях и образах чувственных предметов – не вполне понимал и то, что для него было, поистине, опасно и враждебно. Тогдашний, именно ветхозаветный человек в чувственных своих врагах и в чувственных видах зла, большею частью, видел то, против чего ему надлежало вести брань для…
Содержание О состоянии и потребностях Римской Церкви О личных обстоятельствах самого Апостола при написании послания к Римлянам Содержание послания О характере послания Руководственное значение послания к Римлянам Изъяснение послания к Римлянам Вступление Учение об оправдании и спасении во Христе верою Происхождение послания к Римлянам от Апостола Павла доказано нами уже вместе с подлинностию всех вообще его посланий. Оно выше всякого сомнения,– и оспаривать его так же невозможно, как и подлинность посланий Павловых вообще: ибо подлинность происхождения послания этого от блаженного учителя языков утверждается на твердых доказательствах, именно: на внутренних признаках и внешних свидетельствах. Так, посмотрим, во-первых – на внутренние признаки…
Содержание I. О подлинности соборных апостольских посланий О подлинности соборных посланий вообще 1. О подлинности посланий ап. Иакова 2. О подлинности 1-го послания ап. Петра О подлинности 2-го Петрова послания 3. О подлинности 1-го послания Иоаннова 4. О втором и третьем посланиях Иоанна 5. О подлинности послания ап. Иуды II. О подлинности и целости посланий Св. апостола Павла I. О подлинности соборных апостольских посланий Соборных апостольских посланий, как известно, семь: одно апостола Иакова, два Петровы, три Иоаннова послания, одно ап. Иуды. Значение их, как книг слова Божия, основывается на происхождении их подлинно от писателей боговдохновенных, именно от св. апостолов, с…
Содержание Предисловие Духовные нужды и обстоятельства времени открытия Нового завета в мире Основание и устроение Господом новозаветного порядка вещей Порядок открытия и первоначального распространения в мире новосозданной христовой церкви, и новых откровений через святых Апостолов Порядок начертания новозаветных откровений в письменах через известных св.писателей, с известным характером, содержанием и значением книг нового завета Предисловие Дети Православной отечественной Церкви получают, в настоящее время, от своей Матери дар и утешение – читать новый завет Господа нашего Иисуса Христа на простом русском языке. Правда, есть между ними такие, которые не совсем рады и переводу слова Божия на общедоступную речь: они опасаются, как бы…
Вместо предисловия. Отрывок из письма Картина Иванова, плод свыше двадцатилетних трудов покойного, стоит изучения во всех отношениях. Предмет картины взят из Духовной действительности и едва ли не более всего требует изучения, верно ли этой действительности он выполнен художником. Но с этой стороны слишком мало и иногда совсем ошибочно судят о картине. Иным, напр., показалось, что изображается Господь, идущий еще креститься от Иоанна; тогда как здесь Креститель уже указует на Агнца Божия, как ему вполне ведомого, а до крещения Господня такого ведения не было у него: аз не ведех Его, говорит сам Иоанн (Ин. 1:33), но пославый мя крестити водою. Той…
Содержание Статья первая. Святой апостол Павел в своих посланиях Статья вторая. Церковные обстоятельства и нужды времени, когда апостол Павел проходил свое служение и писал послания Статья третья. Обстоятельства и свойства Апостола Павла, – апостольские его труды и послания Статья четвертая. Учение апостола Павла об оправдании деятельною во Христе верою, а не делами закона Статья пятая. Учение апостола Павла о Ветхом Завете по отношению к оправданию Статья шестая. Учение апостола Павла о тайне призвания язычников Статья седьмая. Учение апостола Павла о внутреннем и внешнем порядке Церкви Статья восьмая. Учение ап. Павла об отношении Церкви и веры к миру и природе Статья…
Серия «Русский путь». Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): Pro et contra. Личность и творчество архимандрита Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. Издательство Русского Христианского гуманитарного института, Санкт-Петербург, 1997 Когда, окончательно приготовив книгу «О современных духовных потребностях...» к изданию, я задумался об ожидавшей ее судьбе по выходе в свет, то мне припомнилось, каким истязательным, мучительским перетолкам ругателей подверглась первая моя книга – «О православии в отношении к современности», при совершенном почти равнодушии к этому со стороны нашего общества и литературы. Судя по господствующим направлениям русской мысли, я не мог не видеть, что мне еще нельзя надеяться признанья в…
Выступая впервые на этом съезде, который призван посильно выявить разум и самосознание поместной русской церкви, я испытываю потребность говорить прежде всего не о частных ее нуждах, но о самоопределении церковном пред лицом современности. Одним из камней преткновения на этом пути является здесь могучий духовный соблазн, вызывающий двусмысленности, смешения и подмены и настоятельно требующий устранения, разъяснения и договоренности. Таким соблазном для церковного самосознания нашего времени, духовным его идолом, бесспорно, является «демократия». Итак, речь моя будет о церкви и демократии. Значение переворота, происшедшего в России, не ограничивается русской жизнью, он есть грандиозное событие и во всей мировой истории, ее всеобщий сдвиг. Весь…