Магистерская диссертация Вместо предисловия Источники и пособия Введение 1. Личность священного писателя книги. Имя пророка 2. Время написания книги пророка Аввакума в связи с общей характеристикой религиозно-нравственного состояния иудейского народа, современного пророку 3. Единство книги пророка Аввакума. Ее содержание 4. Строение книги пророка Аввакума и ее язык Толкование Реальное и типологическое толкование нашей книги Глава первая Надписание книги Сетования пророка на нечестие современников пред Господом Призыв ко вниманию (ст. 5) Ответ Господа пророку (ст. 6–11) Второе воззвание пророка к Господу (ст. 12–17) Глава вторая Господь призывает пророка быть внимательным к видению (ст. 1–4) Горе Халдеям (ст. 5–20) Первое горе (ст.…
Возможна ли кремация усопшего православного исповедания? Не будет ли это противоречием с господствующей традицией Церкви придания тела умершего земле? Дело в том, что как свидетельства Священного Писания, так и исторический опыт Церкви, не предполагают четкого запрета относительно практики кремации (сжигания тела усопшего). Тем не менее, Церковь считает, что самым естественным способом погребения является придание тела умершего земле. Что касается отношения Русской Православной Церкви к практике кремации в дореволюционный период, то оно оставалось строго нейтральным. Об этом свидетельствуют как сформулированное постановление специальной комиссии при Св. Синоде в 1909 г., так и рекомендации, высказанные в ходе дискуссий относительно этого вопроса в окружении…
Содержание   Введение Что душа видит в "том" мире Оценка современных рассказов о жизни после смерти Рассказы самоубийц Православное учение о жизни после смерти Душа на своем пути к Небу Рай и ад Заключение Приложение. Критика учения о перевоплощении Библиография Введение "Я лежал в кабинете скорой помощи (intensive care) в Сеаттлийской детской больнице, - рассказывает шестнадцатилетний мальчик Деан, у которого перестали работать почки, - как вдруг я почувствовал себя в вертикальном положении, двигающимся с невероятной скоростью вдоль какого-то темного пространства. Я не видел вокруг себя стен, однако мне казалось, что это было что-то вроде туннеля. Ветра я не ощущал, однако…
профессор Александр Фёдорович Гусев Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству Содержание Глава I. Религиозно-нравственные воззрения индийцев, предшествующие буддизму. Глава II. Личность основателя буддизма и его биография Глава III. Религиозно-теоретическое учение буддизма Глава IV. Религиозно-нравственное учение буддизма Глава V. Сопоставление буддийского нравоучения с христианским §1 Христианский взгляд на добро и зло §2  Буддизм представляет собой одну из замечательнейших религиозных систем древнего языческого мира. Происхождение этой религии, как полагает большинство ее исследователей, восходит к первой половине VII века до Рождества Христова. Число ее исповедников и по настоящее время поразительно велико и превышает количество последователей других религий, взятых в отдельности. Макс…
Источниками информации о положении Российской Церкви являются зарубежные, русские и иностранные газеты, дающие кое-какие сведения, часто противоречивые, из источников разной степени достоверности, а также и советские газеты, которые, в течение некоторого  времени, почти ничего не писали о религии и Церковных делах, но которые, в последнее время, в связи с обсуждением новой конституции С.С.С.Р., общей переписью в Январе 1937 года и усилением антирелигиозной кампании, сообщают некоторые интересные сведения, большею частью, местного  характера. Некоторые материалы можно почерпнуть из специальной, антирелигиозной прессы, в частности, из журнала «Антирелигиозник», который в начале 1937 года, стал выходить ежемесячно (раньше выходило 6 номеров в год). Церковных изданий…
Monday, 09 November 2020 16:41

Старец о. Варнава.

Содержание Родители благочестивого старца Дни послушания Келья старца Старец Варнава – строитель Выксунского Иверского монастыря Посещение обители старцем Кончина старца Дом призрения Осиротелая обитель  17 февраля тихо в Бозе почил молитвенник земли русской, маститый старец пещер Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонах отец Варнава. Подвижническая иноческая жизнь этого выдающегося молитвенника православной церкви хорошо известна даже в отдалённых уголках России. При массе добрых дел, почивший старец действовал чисто по-евангельски и был чужд всяких реклам о своей жизни и деятельности, на которых так падки все нынешние общественные деятели. Много газетных писателей пытались приблизиться к почившему пастырю, чтобы описать его жизнь, но он…
Автор не пропагандист, прельщаемый и прельщающий, но проповедник, исповедующийся и исповедующий, – проповедник бесконечно искренний. митр. Антоний (Храповицкий). «Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям. Ф. М. Достоевского» Богослов, публицист, прозаик и драматург Валентин Павлович Свенцицкий родился в Казани 30 ноября 1881. В 6-м классе гимназии стал духовным чадом прп. Анатолия (Потапова). Оптинский старец утвердил ищущую душу на спасительном пути ко Христу, и для юноши с несомненностью определилось, что в христианстве заключена полнота истины, выяснились задача и смысл существования. Поступив в 1903 на историко-филологический факультет Императорского московского университета, Валентин обрёл любимого преподавателя – С. Н. Трубецкого, учился ораторскому мастерству у…
Богословие в современном мире – это творчество, академическая наука или стержень живой христианской жизни? Как в среде русской эмиграции переживалось литургическое возрождение? Об этом и многом другом в интервью интернет-изданию «Татьянин день» рассказал протопресвитер Борис Бобринский, заведующий кафедрой догматического богословия Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Содержание Что есть Церковь? Нескончаемая Пятидесятница Святость – это горение духом  * * * – Что такое богословие? – Богословие – это наука о жизни вечной. Не надо бояться этого слова, но не надо и злоупотреблять им, потому что слово «наука» часто извращается ... Конечно, чтобы быть ученым, надо иметь диплом, огромную эрудицию, но это…
Содержание а) Ректора Академия Епископа Феодора б) Экстраординарного профессора священника П. А. Флоренского  Журналы собраний Совета императорской Московской духовной Академии за 1915 год Сергиев Посад Типография Св. – р. Сергиевой Лавры. 1917. Стр.166–189 О сочинении студента иеромонаха Варнавы (Беляева) на тему: „Св. Варсануфий Великий. Его жизнь и учение“ а) Ректора Академия Епископа Феодора „Автор видимо, обладает всеми данными для серьезной научной работы. По крайней мере первая часть его сочинения „Жизнь Св. Варсануфия“ (1–216 стр.) свидетельствует о несомненной способности автора к научному анализу, к способности ориентироваться в материале источников и пособий и к самостоятельной оценке данных этого материала. И вот очень…
Содержание Опыт прочтения советской утопии. 1950–1960 Павел Проценко. Советские 1950-е глазами епископа Варнавы /Беляева/ Страна великих свершений Летописцы земного рая Репортаж христианина из запретной зоны Краткая биографическая справка Миру – мир Космополитизм как вызов и космополитизм как диверсия Борцы за мир в священном сане Сталинский Град – город счастливых Стремление к смерти (сталинская мистика) Вперед, к боли Любовь слабых Верность «человеческому» Несостоявшаяся встреча В дыму благоухающего ладана Ключи к наследию У врат  Опыт прочтения советской утопии. 1950–1960 В «Записных книжках» епископ Варнава создал макет позднего сталинизма. Поздний сталинизм – эта вершина Советской империи – был царством декларируемого, провозглашаемого всеобщего счастья.…
В публикуемой статье монах Иаков (Савельев) рассматривает основные схемы описания главных греховных страстей, известные в аскетической науке. Автор публикации обращает отдельное внимание на то, кому принадлежит авторство тех или иных схем, а также на их географическое распространение. Исследование включает в себя небольшой анализ используемой святыми отцами терминологии для обозначения страстей. На первый взгляд человеку, не занимавшемуся серьезно этим вопросом, может показаться, что проблемы здесь нет. Схема восьми главных греховных страстей, взятая из сочинений свт. Игнатия (Брянчанинова) и печатаемая во многих руководствах и пособиях к исповеди, а также в иной литературе, известна всем или практически всем. Но если попытаться разобраться с…
Дела  или  вера? Епископ Александр (Милеант)   “Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Мат. 5:16).   Две крайности         Многовековый диспут не утихает; каждая из воюющих сторон прочно окопалась на своих позициях и не уступает ни на дюйм. Римо-католическая церковь утверждает, что спасение — это заслуга человека. Своими делами и трудами человек не только может покрыть свои грехи, но еще собрать избыток, который может пойти на пользу других. В подтверждение правильности своей концепции они приводят те места Писания, где говорится о необходимости добрых дел, как например: “Мы —…
Содержание            [1834 г.]. Мои фантазмы. [1833 г.] Общий недуг, которыми немощствует душа и тело,-нерадение о своем спасении [1838 г. ] О молитве. [1839 г.] Письмо Ректору Иркутской Семинарии. Петру Осип. Словцову. Неизданные места из „дневника” А. В. Горского Книга 34-ая. Книга 35-ая. [1834 г.]. Мои фантазмы. Еще юность ли лет, в которые душа любит жить в идеалах, более ли истинная и прочная неудовлетворимость ума и чувства на основании коренных начал добра утвержденная,-увлекают меня иногда далеко за пределы действительного и возбуждают желать во многом его преобразования. Есть искусительное стремление к устроению своей судьбы будущей:-Будущее, как говорят, не от нас зависит, но…
Введение Подзаголовок этой статьи, может статься, не для каждого читателя одинаково ясен. Чтобы сделать недоразумения не­возможными, поспешим (испросив прощение у тех, кто в та­кой подсказке не нуждается) сейчас же напомнить, что в ин­тересующую нас эпоху сирийская литература[1] — это литера­тура отнюдь не на арабском, а на особом сирийском языке[2], который представлял собой определенную стадию развития одного из диалектов арамейского языка (когда-то канцеляр­ского языка древнеперсидской империи, позднее, между про­чим, разговорного языка в Палестине евангельских времен) и оставался языком христианской литературы под верховен­ством ислама вплоть до XIV в.; что «копты» (от араб, «аль- кубт», «аль-кобт» или «аль-кыбт») — это принявшие христи­анство египтяне, прямые…
Б.А. Тураев – профессор Петроградского университета и преподаватель Богословского института, с 1918 г. – академик Российской академии наук. Основоположник египтологии в России, создатель отечественной школы истории Древнего Востока, признанный знаток христианского богослужения. Член Императорского православного палестинского общества и участник Поместного Собора Русской Церкви 1917–1918 гг. Автор свыше 150 работ по Древнему Египту, Эфиопии, Двуречью, истории религии. Статья посвящена анализу церковной деятельности известного ученого. Насколько наука светская отделена от веры в Бога? Насколько велико было отступление интеллигенции от Церкви в прошлом столетии? Есть ли у нас ориентиры, соединяющие высокую нравственность с успехами в науке? В настоящее время эти вопросы вызывают немало…
Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия На правах рукописи Научный руководитель: игум. Даниил (Василенко) Сергиев Посад 2014 Содержание Введение Актуальность темы Обзор источников Степень научной разработанности темы Цель и задачи Предмет и объект исследования Методология Научная новизна диссертации Практическая значимость диссертации Апробация результатов исследования Структура диссертации Глава 1. Жизнеописание епископа Варнавы (Беляева) Глава 2. Отношение еп. Варнавы к различным авторам, произведения которых он цитирует при изложении аскетического учения § 1. Возможные письменные источники знаний в области аскетики § 2. Отношение еп. Варнавы к Священному Писанию § 3. Отношение еп. Варнавы к Святым Отцам, подвижникам благочестия и церковным писателям §…
БЕСЕДА ПЕРВАЯ Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Приступая к беседам о преподобном Серафиме, я испытываю чувство особого волнения... И это не потому только так, что вновь как бы переживаешь всё недавно пережитое при нашем паломничестве в Саровскую пустынь. Да, всё пережитое останется навсегда в нашей памяти. И при имени преподобного Серафима мы всегда будем ощущать особое движение души. Нам будет вспоминаться дорога в Саров, песнопения в открытом поле, Саровский лес, в котором жил преподобный, дорога, по которой ходил он, пустынь, источник, камень, на котором он молился. Нам будет вспоминаться и вновь будет охватывать нас то чувство радости…
Кандидатская диссертация студента Петроградской Духовной Академии В. С. Веревкина Содержание От составителей От издательства Вступительное слово митрополита Германа Предисловие ко второму изданию Глава 1. «Добротолюбие» – фундаментальный источник учения о молитве 1.1. Введение 1.2. История создания «Добротолюбия» 1.3. «Добротолюбие» – сборник, ярко живописующий неизреченную красоту жизни во Христе 1.4. Всестороннее рассмотрение молитвы на страницах «Добротолюбия» Глава 2. Сущность молитвы и многообразие ее видов 2.1. Определения, данные молитве святыми отцами 2.2. Божественное установление молитвы 2.3. Многообразие видов молитвы 2.4. Общедоступная молитва устами Глава 3. Первая степень молитвы – молитва устами 3.1. Борьба с помыслами во время молитвы 3.2. Молитвенное правило, его…
Содержание Предисловие I. Детство и отрочество старца иеромонаха Варнавы, в мире Василия Ильича Меркулова – Поступление его в братство Троице-Сергиевой Лавры II. Жизнь послушника Василия в Гефсиманском скиту под руководством старцев. Начало старческого служения народу по завету наставников. Основание Иверской обители (при селе Выксе) III. О. Василий, в монашестве Варнава, – иеромонах и народный духовник. Его внешний вид, келейная обстановка и обыденная жизнь. IV. Старец о. Варнава на служении миру. Несколько случаев прозорливости его и молитвенной помощи; устные и письменные советы и наставления V. Старец –„кормильчик“. Три года скорби для обители Иве рекой и ее „кормильчика“. Труды и заботы по…
БЕСЕДА ПЕРВАЯ Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Отец Иоанн Кронштадтский в истории Церкви – явление необычайное. История Церкви знает подвижников величайших, более великих, чем отец Иоанн, история Церкви знает молитвенников более великих, чем отец Иоанн. Святая Церковь знает угодников Божиих, каковым Святая Церковь по сие время ещё не называет отца Иоанна, но это явление необычайное в истории Церкви потому, что никогда подвиг молитвы не совершался в таких условиях жизни мирской, в каких совершал его Иоанн Кронштадтский. Подвиг молитвы соборного протоиерея, подвиг молитвы четвёртого священника в штате, каковым начинал отец Иоанн. Много невольных сомнений возникло о самой возможности…