Содержание Предисловие Путь от Лавры О призывании святых Церковь Православная О чествовании Св. мощей Преподобный Даниил Переяславльский Переяславль и Ростов О православном зодчестве храмов О православном иконописании О чествовании святых икон Ордынский царевич Петр Ярославль О поминовении усопших Кострома и Ипатьевский монастырь О достоинстве Царей Православных Нижний Новгород Печерская обитель Кремль и его соборы Село Лысково Казань Святитель Гурий Дворец с Кремлем Краткая Летопись Казани Святитель Варсонофий О Крестных ходах Чудотворные иконы Казанская и Одигитрия Зилантов Монастырь Праздник Всемилостивого Спаса. Судьба Православия на Востоке Прощание с Казанью Арзамас Саровская пустынь Об иночестве Возвращение в Нижний Новгород О посте Владимирский собор…
Кто бы мог угадать в смиренном отце Иоанне Вениаминове, с которым я нечаянно познакомился в 1839 г. в Преображенском соборе во время всенощной храмового праздника будущего епископа Америки! Он только недавно приехал тогда и еще никому почти не был известен. Мы с ним опять встретились в октябре того же года в церкви обер-священника Армии и Флотов, протоиерея Кутневича, при крещении еврейского раввина Левинсона, приехавшего из Веймара принять исповедание православия. Отцу Иоанну, крестившему стольких диких язычников, любопытно было видеть крещение еврея. При сем случае он познакомился с некоторыми из благочестивых и именитых особ столицы. Я предварил о нем митрополита Московского, который…
Содержание Вступление Первый член Второй член Третий член Четвертый член Пятый член Шестой член Седьмой член Восьмой член Девятый член Десятый член Одиннадцатый и двенадцатый члены О литургии  Вступление       Православный Христианин должен, для своего спасения, иметь правую веру и добрые дела: ибо праведный от веры жив будет, (Евр. 10:38) говорит Св. Писание, и: как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Иак. 2:26) Но чтобы вера сия, руководствующая делами, была непогрешительна, он должен твердо держаться учения Православной Кафолической Церкви, которая утверждена на основании Апостолов и Пророков, имея краеугольным камнем самого Иисуса Христа. (Ефес. 2:20) Истина её…
(Из архива А. В. Муравьева). При нынешних смутных обстоятельствах Европы, когда и на Востоке есть тайное ожидание сильных переворотов, чрезвычайно важно, в политическом отношении, положение Церкви Православной, из которой должна развиться будущая гражданственность, потому что доселе, во все продолжение владычества Оттоманского, в одной лишь Церкви заключалось жизненное начало целого Востока и вся его народность. О Великой Церкви Константинопольской. Так называемая Великая Церковь, т. е. Патриархия Константинопольская, к которой устремлены все взоры и ожидания и отколе истекают доселе все распоряжения церковные и гражданские, не смотря на ее внутреннее неустройство, всегда служила и теперь постоянно служить средоточием для сего православного Восточного мира,…
«Ночь будет долгая и темная», — сказал Святейший Патриарх Тихон в день кончины [25 марта (7 апреля) 1925]. С того дня прошло шестьдесят пять лет и как будто уже наметился рассвет... Но это не значит, что мы, церковные люди, будем отныне всегда стоять выше соблазнов и искушений. Период свободы и нового развития может оказаться еще более опасным для Церкви, чем период общественного остракизма и репрессий. Именно поэтому мне показалось уместным обратиться мысленно к исторической личности Святейшего Тихона, не столько для того, чтобы вновь описать внешнюю, фактическую сторону Его жизни как служителя Церкви, как миссионера в Америке и как исповедника веры…
В течение всей истории православного или «кафолического» христианства вера была неотделима от молитвы и богослужения, а богослужение выражало веру Церкви. Эту неотделимость Lex orandi от Lex credendi знало древнее монашество — авва Евагрий писал: «Кто молится, тот богослов», а наше Восточное Православие испытало на опыте и испытывает по сей день, как вера действительно сохраняется в богослужении Церкви. В течение многих веков православное богослужение сохраняло Православие на Ближнем Востоке, под турецким игом. О силе богослужения как выражения веры и верности хорошо знает и русская Церковь. Но эта неразрывность церковной веры и церковного богослужения предполагает верное ощущение самой Церкви, верный церковный опыт,…
В 140-м выпуске "Вестника" напечатана статья за подписью С.Т. Богданова, озаглавленная "Священство православных и баптистов". Своим содержанием и тематикой статья касается современно-жгучей проблемы Церкви, в связи с ростом в сегодняшней России баптизма, отрицающего традиционные православные формы церковности, но в то же время, как правильно (и часто остроумно) подчеркивает С. Т. Богданов, усваивающего организацию, структуру и дисциплину Церкви, только в новых, более секулярных формах. Именно в такой плоскости и возможен диалог между Православием и Баптизмом, хотя спокойный диалог — без страха и полемики — нелегко осуществить в современных условиях. Серьезной богословской литературы нет, а власти, допускавшие широкое развитие Баптизма в 20-х…
I. Флоренция: осуществившиеся надежды Византии. II. Чего не произошло во Флоренции. III. Православный мир около 1440 года и Русь. IV. Что же произошло во Флоренции?         Современный диалог  между  католичеством  и  православием  неизбежно базируется на фактах христианской истории -  истории  церковного  единства между так называемым Востоком и Западом в  течение  первого  тысячелетия  и   начавшегося   в   XI   веке  постепенного   отчуждения  и  схизмы.  Те,  кто  действительно  озабочен   вопросом    христианского    единства,    стремятся  реконструировать  главные  богословские  и  экклезиологические  установки, благодаря которым было возможно церковное общение и  общность  исповедания  в  течение первой половины христианской  истории,  в тот период,  когда,  по  слонам  Иоанна-Павла  II,  "церковь  дышала …
Вопрос о взаимоотношении мирян и церковной иерархии является одним из наиболее актуальных для современного православного сознания. Обсуждается он и в католической церкви. С ним связано решение многих практических проблем повседневной жизни Церкви, ее миссионерской и социальной деятельности, ее свидетельства перед миром. В русской церковной литературе этот вопрос занял основное место в спорах, возникших в связи с подготовкой Поместного Московского Собора 1917—1918 гг.. Собор вынес всем известные постановления об участии мирян в церковном управлении. Но православное сознание еще не вынесло окончательного суда над этими постановлениями. Еще не произошла их полная рецепция и многие спрашивают себя; находятся ли эти постановления в согласии…
Для меня является огромной радостью возможность духовного и интеллектуального общения с вами! Еще несколько лет назад это было невозможно даже представить. Первоначально я был во Франции, а затем — в Соединенных Штатах, занимаясь науками и служа в церкви... И для меня весь "русский мир" в целом представлялся лишь чем-то несбыточным, относящимся только к прошлому и какому-то эсхатологическому будущему. В настоящем не было никаких живых возможностей общения с ним. И то, что теперь эти возможности появились, является действительно величайшим чудом XX века. Позвольте мне начать с этого рассказ на столь широкую тему как духовное и культурное возрождение XIV века и судьбы…
Оп.: Прот. Иоанн Мейендорф. Иисус Христос в восточном православном богословии / Пер. с англ. свящ. Олега Давыденкова, при уч. Л.А.Успенской, примеч. А.И.Сидорова. М, ПСТБИ, 2000. Введение «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» — на этот вопрос Иисуса ученикам на пути в Кесарию Филиппову Петр ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16,13–16). Однако ответ Петра понимался различно и не предотвратил позднейших расколов. И действительно, споры о Лице Иисуса Христа, которые продолжались в течение первых веков христианской истории, не носили отвлеченного, академического характера. Ведь слова и деяния Иисуса имеют различную значимость и различную силу в зависимости от того, исходят ли они…
Протоиерей Иоанн Мейендорф Православие и современный мир (Лекции и статьи) По благословению Высокопреосвященного Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси © Текст лекций, читанных в Белорусском Экзархате Московского Патриархата, оформление. Белорусский Экзархат Русской Православной Церкви, 1995. © «Лучи Софии», Минск, 1995. © Библиотека Веб-Центра «Омега». Содержание Об авторе Православное свидетельство в современном мире Духовное и культурное возрождение XIV века и судьбы восточной европы Православное богословие в современном мире I           II         III Св. Григорий Палама, его место в Предании Церкви и в современном богословии 1. Биографические сведения. Св. Григорий Палама и Варлаам Калабриец 2. О "священно-безмолвствующих" 3. Сущность и…
Антон Владимирович Карташёв родился в семье рудокопа в селе Киштьме на Урале. При существовавшем тогда в народе страхе перед детской смертностью его крестили в день рождения 11 июля 1875 года. Счастливым – и необычным для рабочей среды – оказалось его определение в духовное училище. После него он окончил Пермскую семинарию и поступил в Петербургскую Духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1899 году. Русская интеллигенция, как до революции, так и теперь, плохо представляет себе всесторонность образования, получаемого в старых духовных школах. Древние языки – греческий и латинский, основы общего образования, подробнейшее изучение Ветхого и Нового Заветов, требовательный подход…
Введение Все православные катехизисы говорят о браке как о «таинстве», т. е. о «тайне» Церкви. На первый взгляд такое определение кажется странным: брак существовал и у христианских народов, и у нехристианских, он известен был многим и многим поколениям людей, в том числе и атеистам. Человек рождается, вступает в брак, рождает детей и умирает. Это законы природы, которые установил и благословил Бог. Но брак особенно выделен Церковью. Особое благословение, которое преподается мужчине и женщине, вступающим в брак, называется «таинством». Почему же? О браке писали очень много, писали люди различных исповеданий и убеждений: католики и протестанты, психологи, психиатры, социологи, юристы. Наш век…
Мейендорф Иоанн, протоиерей. Антоний, патр. Соборное определение о низложении митрополита Пимена и о восстановлении Киприана в звании митрополита Киевского и всея Руси, с тем, чтобы впредь навсегда соблюдаемо было единство русской митрополии Б Соборное определение патриарха Антония о низложении митрополита Пимена и о восстановлении Киприана в звании митрополита Киевского и всея Руси, с тем, чтобы впредь навсегда соблюдаемо было единство русской митрополии. (февраль 1389 г.) СОБОРНОЕ ДЕЯНИЕ О РУССКОМ [МИТРОПОЛИТЕ] КИР КИПРИАНЕ Изначала установлено, чтобы вся русская церковь была пасома и управляема одним митрополитом: [так пошло] с того времени, когда русские сподобились получить именование по Христу и подчинились нашей Великой…
Мазырин А. Вопрос о взаимоотношениях священномученика митрополита Петра (Полянского) с "правой" церковной оппозицией и митрополитом Сергием (Страгородским) // Богословский сборник. №10. М.: Правосл. Свято-Тихоновский богосл. ин-т, 2002. С. 386-431. Номер страницы перед текстом 386 Вопрос о взаимоотношениях священномученика митрополита Петра с «правой» оппозицией, с одной стороны, и с митрополитом Сергием, с другой, представляется принципиально важным. Вступивший в соответствии с завещанием святого Патриарха Тихона в апреле 1925 года в исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, святитель Петр был признан в этом качестве всей полнотой Русской Православной Церкви1. Арест митрополита Петра в декабре 1925 года не при- 1 Необходимость вступления митрополита Петра в должность…
Публикация вводит в научный оборот малоизвестное полемическое письмо главы возникшего в декабре 1925 г. григорианского раскола архиепископа Григория (Яцковского) Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Письмо было послано адресату в начале марта 1926 г., в момент, когда раскольники еще сохраняли надежду на благоприятное для них развитие событий. Документ выявлен в фонде архиепископа Серафима (Самойловича), хранящемся ныне в Церковно-историческом архиве ПСТГУ. Архиепископ Серафим в 1926 г. был убежденным сторонником митрополита Сергия, и, по-видимому, копия письма архиепископа Григория была направлена ему с целью изменить его позицию. Документ позволяет уточнить ряд важных деталей, касающихся истории первых месяцев григорианского раскола и попыток ОГПУ втянуть…
Публикация вводит в научный оборот малоизвестное полемическое письмо главы возникшего в декабре 1925 г. григорианского раскола архиепископа Григория (Яцковского) Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому). Письмо было послано адресату в начале марта 1926 г., в момент, когда раскольники еще сохраняли надежду на благоприятное для них развитие событий. Документ выявлен в фонде архиепископа Серафима (Самойловича), хранящемся ныне в Церковно-историческом архиве ПСТГУ. Архиепископ Серафим в 1926 г. был убежденным сторонником митрополита Сергия, и, по-видимому, копия письма архиепископа Григория была направлена ему с целью изменить его позицию. Документ позволяет уточнить ряд важных деталей, касающихся истории первых месяцев григорианского раскола и попыток ОГПУ втянуть…
Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. Вып. 11:1 (34). С. 41-58 Участие украинских архиереев в делах высшего управления Русской Православной Церкви в 1925-1937 гг.1 Священник Александр Мазырин В статье рассматриваются различные, в основном нелегальные, проявления участия архиереев Украины в делах высшего церковного управления при Патриаршем Местоблюстителе митрополите Петре (Полянском) и его заместителях митрополите Сергии (Стра-городском) и архиепископе Серафиме (Самойловиче). Материалы статьи показывают, что степень вовлеченности украинских епископов в общецерковные дела была весьма высока, а в отдельных эпизодах им и вовсе принадлежала решающая роль в развитии событий. В новейшей истории Русской Православной Церкви можно выделить период особого влияния…
Аннотация. Предлагаемая статья посвящена теме борьбы за единство Русской Православной Церкви в условиях враждебной ей политики советской власти в 1920-е гг. Проблема рассматривается применительно к русскому церковному зарубежью, в котором она была особенно остра. Показывается, что даже в самых сложных, с политической точки зрения, условиях эта проблема имела решение, примером чего стала выверенная позиция священномученика архиепископа Рижского Иоанна (Поммера). На основании ранее засекреченных документов ОГПУ выявляются задачи советской власти по расколу Русской Православной Церкви на почве легализации Московской Патриархии, обязательным условием которой была безоговорочная лояльность, вплоть до согласия с негласным вмешательством органов госбезопасности во внутрицер-ковные вопросы. Патриарх Тихон в такой…