Содержание Слово произнесенное при первом служении в харьковском кафедеральном соборе, 31-го октября 1882 года О любви Поучение произнесенное в церкви св. Великомученицы Варвары при Харьковском женском епархиальном училище, 4 декабря 1882 года Об особенных нравственных свойствах детей Слово на Новый 1883 год О молитве за отечество Речь воспитанникам Харьковской Духовной Семинарии в день храмового праздника Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. 1883 г Слово произнесенное в церкви св. Антония Великого при Харьковском университете, 17 Января 1883 года О верности в малом Слово в день совершения Священного Коронования Их Императорских Величеств Благочестивейшего Государя Императора Александра Александровича и Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии…
Проповеди Амвросия епископа Дмитровского, викария Московского, за последние годы служения его в Москве, за 1873–1882 Содержание Слово в день рождения благочестивейшей государыни императрицы Марии Александровны о назначении женщины Слово по случаю празднования пятидесятилетия служения в сане священства протоиерея И. А. Благовещенского Слово в день восшествия на престол благочестивейшего государя императора Александра Николаевича о начальных приемах христианского воспитания Слово в день восшествия на престол благочестивейшего государя императора Александра Николаевича о свободе совести Слово в неделю православия и в день празднования восшествия на престол благочестивейшего государя императора Александра Николаевича о правах совести Слово на освещении московской Троицкой, в полях, церкви Слово в…
Содержание Слово пастырское к духовенству Харьковской епархии. Пастырское увещание. Божиею милостию смиренный Амвросий Архиепископ Харьковский и Ахтырский православным христианам Харьковской епархии. Пастырское увещание. Смиренный Амвросий Епископ Харьковский и Ахтырский возлюбленным чадам моим о Господе, православным христианам паствы Харьковской. Речь произнесенная 23 апреля 1885 г. в Харьковском Дворянском Собрании. Речь произнесенная при открытии в Харькове сельско-хозяйственной выставки, в присутствии Ее Императорского Высочества Воззвание к Харьковской пастве о помощи соотечественникам, бедствующим по случаю бывшего в 1892 году неурожая. Ложные, мысли, бродящие в нашем образованном обществе. 1. 2. 3. 4. Живое слово I. II. III. IV. V. Два публичных чтения о свободе печати…
Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 1 «О Тимофее, предание сохрани, уклоняяся скверных суесловий и прекословий лжеименнаго разума: о нем же нецыи хвалящеся, о вере погрешиша» (1Тим. 6, 20–21). В последнее время наши свободные мыслители, вслед за новыми учеными христианскаго запада, стали не только не благоговейно, но и не уважительно относиться к догматам православной веры. Одни из них отрицают догматы, как верования принимаемыя без разсуждения и не имеющия для себя научных оснований. Другие принимают их по выбору, с ограничениями, произвольными толкованиями, и пытаются применить их к современным условиям знания и жизни и в этом направлении пополнять и развивать их.…
Содержание На новый год В день восшествия на престол благочестивейшего государя императора Александра Николаевича В день тезоименитства благочестивейшего государя императора Александра Николаевича В день тезоименитства благочестивейшего государя императора Александра Николаевича В день восшествия на престол благочестивейшего государя императора Александра Николаевича В день тезоименитства благочестивейшего государя императора Александра Николаевича В день священного коронования благочестивейшего государя императора Александра Николаевича В день тезоименитства благочестивейшего государя императора Александра Николаевича На новый год В день благодарственного воспоминания избавления благочестивейшего государя императора Александра Николаевича от угрожавшей его величеству опасности В день празднования первой годовщины братства святителя Николая В день празднование пятой годовщины братства святителя Николая В…
«Обличи, запрети, умоли» (2Тим 4, 2) В наших городских церквах православный священник, выходя из св. алтаря к налою для произнесения проповеди, почти всегда бывает свидетелем странного явления: простой народ подвигается к налою, а многие из людей так называемых образованных (по крайней мере судя по одежде) из всех концов церкви устремляются к дверям, поднимают шум, шарканье ногами и хлопанье дверьми. А бывает и то, что иные, простоявши всю литургию пред самым алтарем, при начале проповеди тотчас поворачиваются к алтарю и священнику спиною, начинают расталкивать и с серьезным видом людей недовольных и обиженных идут к дверям церковным. Все эти господа и госпожи…
Опыт внешней истории Исследование преимущественно по рукописям Специальные уставы, отдельные молитвословия и церковно-гражданские постановления, относящиеся к исповеди Содержание Глава I. Уставы совершения исповеди при особых случаях Глава II. Специальные уставы, соприкасающиеся с исповедью Глава III. Отдельные молитвы, относящиеся к исповеди Глава IV. Исповедники  В настоящей книге, как дано понять в предварительных замечаниях к I тому, – предлагается обозрения – с одной стороны, – специальных уставов и отдельных молитвенных злементов, с другой – церковно-гражданских постановлений, – относящихся к исповеди. В первом отношении мы сообщаем здесь сведения об уставах исповеди при исключительных случаях, о специальных уставах, только соприкасающихся с исповедью, и, наконец,…
Содержание Предисловие Глава 1. Краткий очерк внешней исторической судьбы исповеди в древней Восточной церкви (I-IX в.) Глава 2. Устав совершения исповеди в Греческой церкви с X в. до настоящего времени Глава 3. Историческая судьба исповедного чина в практике Юго-славянской церкви Глава 4. Последование исповеди в Русской церкви по рукописным памятникам Глава 5. Метод самой исповеди и дополнительные статьи к исповедному уставу по русским рукописным памятникам Глава 6. Устав исповеди в Русской церкви со времени появления его в печати Предисловие В русской церковно-практической литературе не имеется исследований, нарочито посвященных вопросу истории тайной исповеди. Правда, в последнее время у нас появились отдельные…
Церковно–археологический очерк Весьма часто касаясь в своих записках вообще богослужения Русской церкви, западные иностранцы, посещавшие Россию в 16–17 вв., с преимущественным вниманием останавливались на совершении таинств. Нечего и говорить, что сообщаемые ими здесь сведения во многих случаях страдают неточностью, не имеют достоверности и должны почитаться плодом поверхностного отношения к делу. При всем том, между ними немало имеется и таких известий, которые – или отвечают свидетельствам древне – русских литургико – канонических памятников, или говорят о действительной практике при совершении в прежнее время того или другого таинства. С точки зрения подобных известий общий обзор сообщений, отмеченных в заглавии нашего очерка, в…
(Греческое последование по рукописи 17 в.). По воззрению Церкви всякое греховное деяние одинаково остается таковым ‒ совершено ли оно волей или неволей, «в ведении или неведении» и, следовательно, сознательно или бессознательно. Применительно к этому, очевидно, и в прощении и разрешении содеянных грехов в одинаковой же мере нуждаются ‒ как человек умственно нормальный, так и человек душевнобольной, ‒ безумный и сумасшедший. ‒ Для возможности получить разрешение в первом случае предполагается, как необходимое условие, ‒ предварительное сознание грехов и раскаяние в них допустившего таковые. ‒ Это и достигается установленною в Церкви исповедью грешника пред духовником. Но по отношению к людям умственно ненормальным,…
(Малоизвестный памятник права Греческой церкви XV века) Сообщаемый ниже памятник церковного права не относится к числу совершенно неизвестных. Канонисты знают его, и в отечественных трудах по церковному праву даже имеются на него ссылки1. При всем том, как отмечено нами в заглавии, издаваемые теперь канонические ответы – именно памятник «малоизвестный», – малоизвестный, не смотря даже на то, что отчасти он и опубликован в печати. Последнее сталось во времена очень давние от нас – еще в 1574 г. Изданы тогда были эти ответы не самостоятельно, а в виде особого приложения к книге, напечатанной в Венеции и озаглавленной – «Ἡ θεῖαλειτουρηία μετὰ ἐξηγήσεων..."2.…
(Заметки и памятники) Предлагаемый очерк не имеет своей задачей обнять группу молитв на разные случаи, иначе – на «различные потребы», – в полном ее объеме; – выполнение такой задачи потребовало бы очень обширного исследования. Мы имеем в виду здесь, – с одной стороны, дать общую характеристику указываемых молитв, как они были и имеются в русском требнике, а с другой – остановить особое внимание только на исключительных из них, более характерных – или со стороны их назначения, или со стороны их исторической судьбы. Кто заглядывал когда-либо в наш требник, тот, конечно, не мог не обратить внимания, что молитв на «различные потребы»…
Содержание Введение Глава I. Установление крещения и происхождение его существенной формы Глава II. Оглашение, как наставление готовящихся ко крещению Глава III. Место огласительного наставления. Глава IV. Активное участие оглашенных лиц при их наставлении Глава V. Обрядовая сторона оглашения. Историческое обозрение чина принятия в оглашенные Глава VI. Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осьмый день рождения своего Глава VII. Принятие имени при вступлении в христианское общество Глава VIII. Заклинание Глава IX. Отречение от диавола и сочетание Христу Глава X. Исповедание веры Глава XI. Историческое обозрение собственно крещального акта. Вопрос о веществе крещения. Глава XII. Помазание елеем Глава XIII. Форма…
(Вид «Божьего суда» для обличения вора) Греческий устав совершения его по рукописи XVII в., с кратким историческим очерком Недостаточность и нередкая безрезультатность обыкновенных мер и средств к обнаружению преступника из глубокой давности породили в человечестве верование в возможность достигнуть в подобном случае указания на виновника средствами, так сказать, сверхъестественными. При применении таких чрезвычайных средств предполагается, что преступник – совершенно ли ускользнувший от правосудия, или в точности не обнаруживаемый обыкновенными способами, доступными органам правосудия – или обязательно получит возмездие свыше, от Божества, или по крайней мере будет обнаружен Божеством. Так как здесь, как Фактору правосудия, исключительное значение усвояется Богу, то соответственно…
Содержание I. Взаимоотношение двух изданий (1872 и 1897 г.) исследования А. С. Павлова о Номоканоне при Б. Требнике II. «Номоканон при Б. Требнике», как литературное целое в формальном и материальном отношениях III. Вопросы внешней истории Номоканона при Требнике в его оригинале (место и время его происхождения, составитель и метод составления, источники его содержания и сведения об его редакциях) IV. Вопросы внутренней истории Номоканона при Требнике в греческой церкви (отношение его к другим покаянным номоканонам и практическое значение) V. «Номоканон при Требнике» в славянском переводе VI. Вводная часть Номоканона при Требнике VII. Номоканон при Требнике в собственном смысле и примечания к…
Saturday, 08 July 2023 10:29

Алкуин. Стихотворения.

Послание к королю Стихи героические1 Пусть прочитает меня, кто мысль хочет древних постигнуть: Тот, кто меня поймет, грубость отбросит навек. Я не хочу, чтобы был мой читатель лживым и чванным, - Преданной, скромной души я возлюбил глубину. Пусть же любитель наук не брезгует этим богатством, Кое привозит ему с родины дальней пловец2. Пусть прочитает меня, кто древних язык изучает: Кто не за мною идет, хочет без правил болтать3. 779 Послание к Коридону* Вот твой Альбин восвояси, злых волн избежав, возвратился5; Высокостольный помог путнику благостный бог. Ныне он рад тебя при-пилигримским-зывать6 песнопеньем, О, Коридон, Коридон, о, многосладостный друг. Ты же порхаешь…
1. П и п и н. Что такое буква? - А л к у и н. Страж истории. 2. П и п и н. Что такое слово? - А л к у и н. Изменник души. 3. П и п и н. Кто рождает слово? - А л к у и н. Язык. 4. П и п и н. Что такое язык? - А л к у и н. Бич воздуха. 5. П и п и н. Что такое воздух? - А л к у и н. Хранитель жизни. 6. П и п и н. Что такое жизнь? - А…
Friday, 07 July 2023 16:19

Алкуин. Письма.

Письмо к Карлу Великому (796 г.) ...Никогда не пропадала за Богом награда за добрую волю и добрые усилия: чем кто больше трудится, сообразно с Божией волей, тем более будет награжден в царстве небесном. Время здешней жизни быстро бежит, убегает и не возвращается никогда; но неизрекаемое милосердие Божие позаботилось о роде человеческом и определило ему трудиться кратковременно, а награждаться вечно. Потому время земной жизни для нас драгоценно: не потеряем по небрежности той вечной награды, которой мы можем достигнуть кратковременною добродетельною жизнью. Не возлюбим чего-нибудь преходящего на земле так, как можно будет только на небе любить то вечное блаженство: кто желает достигнуть…
1. После того как Господь наш Иисус Христос, словно победитель вознесся в небесную высь и как Бог воссел в величии Отца, Он даровал, словно светильники, многих учителей мира, пока не обратит повсюду народы к познанию Истинного Света и мрак невежества не рассеется. Как звезды 5* 737 сверкают в различных частях Неба, так и святые учители возблистали в различных частях мира, чтобы всем открылся путь спасения и воссиял свет Истины. По этой причине Господь привел в области Галлии и блаженнейшего Мартина, чтобы он озарил лучами Истины народы, цепенеющие в ужасном мраке, исхитил многих из пасти древнего врага и присоединил их к…
1. Пусть согласятся в церквях всего мира всенародно отмечать праздники святых, восхвалять их победы, подражать их жизни; и так как по всей земле прошла речь их и до пределов вселенной - слова их, во всякой земле их должно хвалить согласным хором всех живущих. Но в отдельных местностях по причине чьего-то близкого знакомства с их жизнью и по причине присутствия святых мощей, которые дарованы в утешение людям, знавшим святых, или обитателям этих местностей, жители более сердечно почитают некоторых святых особенным почитанием. Город Рим, глава мира, особо радуется славным победам блаженных апостолов Петра и Павла. По этой причине и племена и народы…