Экзегеза Ветхого и Нового Завета св. Кириллом Александрийским Немало потрудился св. Кирилл Александрийский над истолкованием Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Обратимся в начале к толкованиям святителя Кирилла Александрийского на книги Священного Писания Ветхого Завета. Особую склонность к Александрийскому способу истолкования Священного Писания Святитель преимущественно проявил в двух своих сочинениях[1]: а) «О поклонении и служении в духе и истине»; б) «Глафиры, или искусные объяснения избранных мест из Пятикнижия». Из большого количества экзегетических сочинений первым по времени было, скорее всего, «О поклонении и служении в духе и истине», написанное в форме диалога. Это сочинение св. Кирилла Александрийского принадлежит к числу его…
Формирование идеи о высшем Божьем избранничестве Руси. Не без влияния западноевропейс­кого гуманизма зародилась и стала активно разви­ваться в Московии публицистика[1], в том числе церковная, стремящаяся дать богословскую интерпретацию событиям своего времени и актив­но влиять на формирование общественной идеологии (например, сочинения Федора Курицына, Максима Грека). Появление «ересей» в Московской Руси, униональные притязания Рима на запад­норусскую Церковь и реформационное движение вызывают к жизни широкую литературно-богословскую полемику (преп. Иосиф Волоцкий, Вассиан Патрикеев, Сте­фан Зизаний, Петр Скарга и др.). Полемическим пафо­сом проникнуты и сочинения, посвященные вопросам церковной жиз­ни и монастырского устройства. В это время среди восточных славян появляют­ся авторы, способные писать не только отдельные…
Лучшая критика любого ложного и влиятельного явления – это низведение его патетического нутра до простых, доходчивых объяснений. Здесь необходима требовательная суровая редукция, не предполагающая дальнейших жарких дискуссий. Когда обсуждаешь антинаучность столь популярной в информационный век астрологии (сайты и странички с гороскопами более востребованы своих «научных собратьев»), ставишь себя в заведомо проигрышное положение; сколь долго не отрицай присутствие вменяемых закономерностей в этой «традиционной дисциплине», в ответ застучит бойкий горох от невменяемых шарлатанов с их околонаучный лексикой и, что более грозно, массы хорально возопиют: «минуточку, подождите, но на прошлой недели прогноз сошелся, как с этим быть?». Поэтому большинство, собственно говоря, аморфная «научность»…
Авраам,[1] родоначальник избранного народа, занимает особое место в домостроительстве нашего спасения. Его призвание было не только первым этапом в осуществлении замысла Божия, но оно установило уже и его основную направленность. Книга Бытия – не просто хроника жизни, но религиозное повествование, в котором заметны следы трех течений предания: «яхвистского», подчеркивающего благословения и обетования Божьи, элогистского – непоколебимую веру праотца, и священническую – завет и обрезание. В этом освещении Авраам встает перед нами как человек, которого Бог привлек к Себе и затем подверг испытанию, чтобы сделать его безмерно благословенным отцом бесчисленного народа. Вся жизнь Авраама протекает под знаком свободного почина со стороны…
Введение Искупительные теории представляют собой теологические концепции о событии Спасения, указывают на избавление человеческой природы от греха, проклятия и смерти. Разнообразные теории Искупления говорят об одном и том же в русле сотериологической тематики, но расставляют разные акценты в самом феномене спасения человечества. К примеру, правовые теории Искупления (юридическая концепция Искупления) делают ведущими категориями – «проклятие», «отчуждение от Бога», являющиеся для человека губительным. Соответственно спасение рассматривалось как избавление от страдания, причиненного грехом. Таким образом, сущность и понимание греха ускользает от сознания некоторой категории людей, и поэтому способ избавления от греха рассматривается неправильно, односторонне. Юридизм, не понимая смысла и последствий греха, объясняет…
Биография и сочинения Климента Александрийского. К христианской теологии Климент Александрийский пришел через философию. Это определило стиль и содержание его произведений. Свои разнообразные идеи он воплотил в не менее замысловатую форму. Избегая устоявшихся концепций, он никогда не останавливался в своих поисках. Вопросы, которые он задавал себе, зачастую оставались без ответа, смысл многих его пассажей – загадка для читателя. Однако благодаря подобным качествам Климент сумел в своих произведениях открыть и утвердить многие философские положения, которые впоследствии были унаследованы христианскими теологами. Труды его были весьма популярны, его имя до девятого века можно было встретить в списках святых.[1] Тит Флавий Климент, преемник Пантена, вероятно…
Храм Иерусалимский: исторический экскурс Евреи патриархальных времен не знали храма. У них были священные места, где они «призывали имя Яхве». Затем у Израиля появляется переносное святилище, благодаря которому Бог может постоянно пребывать среди Своего народа, ведомого Им через пустыню. Скиния Завета, идеализированное описание которой, отчасти внушенное будущим храмом, мы видим в Исходе 26-27, есть место встречи народа с Богом. Бог обитает в ней между херувимами, над очистилищем, покрывающим ковчег Завета. Бог там прорицает: отсюда имя, данное скинии: «Скиния свидетельства». Присутствие Божие там одновременно ощутимо и скрыто: за облаком скрывается Его сияющая слава. Таким образом, память о Синайском Завете поддерживается в…
Monday, 29 February 2016 15:33

Искусство ставить цели

Именитому Марку Твену принадлежит шутливое феноменологическое описание планирования. Оно выражено в следующем высказывании: «Когда мы окончательно потеряли цель, мы удвоили свои усилия». И действительно, без постановки целей, без планирования деятельности издержки резко увеличиваются – так менеджеры способны впустую тратить время и энергию своих подчиненных. Так в комплексном процессе стратегического планирования нас будет интересовать начальный этап целеполагания, или постановки целей, той выработки стратегических целей на основе видения будущих перспектив. Правильно выработанные цели организации репрезентируют собой иерархическую структуру: цели нижнего уровня детерминируют состояние целей высшего уровня. Основная стратегическая цель подразумевает под собой несколько подцелей, то есть фундаментальная цель дифференцируется на несколько мелких,…
Индуизм – общее духовное наследие народов и, ядром которого является санскритская культура, представляющая собой совокупность научных, философских, религиозно-мифологических, эстетических, социологических, правовых и этических знаний и норм. Индуизма придерживается большая часть населения Индии, признающая авторитет Вед, Шастр, Агам, Тантр, Итихас и Пуран и противопоставляемая, как, например, в Акте от 1955, кодифицировавшем индусское гражданское право, мусульманам, зороастрийцам, евреям, христианам, а иногда также буддистам, джайнам и сикхам. В Индии (где его испо­ит приблизительно 83% населения) и Непале Индуизм имеет статус национальной религии. Кроме того, Индуизм – из самых распространенных мировых религий наряду с буддизмом, христианством и исламом, имеющая многочисленных последователей в Шри-Ланке, Пакистане,…
Об актуальности сравнительного анализа книги Иова и древневосточной литературы. С новейших времен, с развитием светских исторических дисциплин на ветхозаветную религию взглянули несколько иначе. Теперь объектом исследования стало как содержание текста Священного Писания, но и его историческим контекст, идейное окружение. С 19 века классическими стали работы, проводящие сравнительный анализ библейских текстов и его древних мифологических аналогов; например, события творения, грехопадения, потопа, изложенные боговдохновенным писателем книги Бытия, приводились в соответствие с параллельными прецедентами из шумеро-вавилонской религиозной культуры.[1] С тех пор данную тему не мог игнорировать даже самый консервативный и традиционный в своих подходах исследователь, не говоря о светских ученых. Хотя рубеж 19…
В патристический период принято выделять две основные экзегетические школы – александрийскую и антиохийскую. По способам толкования Священного Писания они расходятся в начальный период своего становления. В Александрии уже ко времени учеников апостольских приобретает популярность и получает широкое распространение аллегорический метод толкования Священного Писания. «Аллегория... есть иносказание, в котором вообще между тем, что говорится и тем, что разумеется под сказанным, не существует необходимой связи, и эта последняя устанавливается лишь самим аллегористом».[1] Аллегорический метод – один из основных методов толкования Священного Писания, наряду с историко-филологическим (буквально-историческим) и типологическим (феорическим). Прибегая к аллегории, толкователь предлагает рассматривать библейские лица и события в качестве образов,…
Факторы распространения и развития НРД на территории РФ Нет сомнения, что определяющую роль в широком распространении в постсоветской России нетрадиционных религий сыграли особые обстоятельства. Вначале сказалась весьма неблагоприятная социальная и духовная атмосфера 70-х – начала 80-х годов, ее негативное воздействие на настроения в обществе подтачивало высокие нравственные ценности, присущие нашему народу. Затем последовали резкие и глубокие социокультурные изменения конца 80-х – начала 90-х годов, которые значительно усилили и перевели в новую фазу экстремального развития тенденции роста религиозных настроений, наблюдавшиеся еще в годы застоя. Все это подтвердило известную закономерность: углубление кризисных явлений в обществе всегда сопровождается усилением религиозных исканий. Ряд новых…
Если открыть православные святцы, найдем сразу трех древних святых мучеников по имени Валентин: мученика Валентина Доростольского, пострадавшего за веру во Христа в 228 году (память 7 мая), священномученика Валентина епископа Италийского, убитого за исповедание Христианства в 273 году (память 12 августа) и священномученика Валентина пресвитера Римлянина, замученного в 269 году (память 19 июля). В западных мартирологах упоминают двух Валентинов, претерпевших мученичество 14 февр.: одного – римского священника, а другого – епископа Интерамны (ныне Терни, Италия). Неясно, были ли эти два Валентина одним и тем же лицом – еп. Интерамны, принявшим смерть в Риме, или двумя разными мучениками, поминаемыми в один…
Вопрос о примате Римского папы был и остается вместе с вопросом о Filioque одним из принципиальных причин разделения Латинской и Православных Церквей и одним из главных препятствий к их соединению. Историки обеих сторон сходятся сегодня в признании того, что особенно начиная с IX века Латинская Церковь выработала такой подход к пониманию папского примата, который сильно отличался от того, каковым он был в предшествующие века. Православная теология подходит к католическому догмату о Папском примате с точки зрения научно-исследовательского метода.[1] Богословская литература пытается не столько опровергать католические утверждения в историко-теологических частностях, сколько вскрыть искаженную сущность (внутреннюю идеологию) католической идеологии. Православные исследователи стремятся…
Юбилейный Собор 2000 года: «Устав об управлении Русской Православной Церковью» Юбилейный Собор РПЦ, проходивший в августе 2000 года в Москве по количеству и важности затронутых проблем претендует на значительно место в оценке русской церковной истории. Заседания Собора проходили с 13 по 16 августа 2000 года в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя. В работе Архиерейского юбилейного Собора участвовали 144 архипастыря.[1] В первый день заседаний Патриарх Алексий огласил доклад «Русская Православная Церковь на рубеже веков», в котором дал характеристику деятельности РПЦ на исходе 2-го тысячелетия и привел статистические данные: к 2000 г. в Московский Патриархат входило 130 епархий, возглавлявшихся 128 епархиальными…
Эсхатологическая схема старца Филофея. «Изложение Пасхалии» и ее переработка вызвали активизацию работы религиозной мысли в направлении судеб будущего русско­го государства. Среди плодов этой работы было «Послание о планитах и зодеях...» – великому князю московскому старца Елизарова монастыря Филофея. Старец Филофей дал особенно четкую, хотя и несколько видоизмененную формулу религиозно-охранительной задачи Руси. В противоположность Иосифу Волоцкому и авторам «Повести о Белом Клобуке» он переносит всю ответственность за охрану православия со всего русского народа, с «русской земли», на но­вый столичный град Москву и на московского государя как верховного носителя власти на православной Руси. Дальше он развивает формулу митрополита Зосимы, говорившего о том,…
Еще задолго до пришествия в мир Спасителя пророк Малахия предсказывал о Предтече Господнем, называя его Ангелом Божиим и вторым Илиею (3, 1; 4, 5), а пророк Исаия, в священном восторге слышал благовествующий глас его, глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего; всяка дебрь наполнится, и всяка гора и холм смирится, и будут вся стропотная в право, и острая в пути гладки, и явится слава Господня, и узрит всяка плоть спасение Божие (40, 3–5). Предтеча Господень Иоанн закончил собою длинный ряд древних пророков, возвестив наступление благодатного царства Христова (см.: Мф. 11, 13). Ветхозаветные пророки предвозвещали пришествие…
Введение Основным источником, из которого мы узнаем о событии Крещения Господня, является Евангелие. О факте Крещения Господа нашего Иисуса Христа повествуют все 4 евангелиста (но по содержанию реферата мы рассмотрим свидетельства синоптических евангелий – святые евангелисты Матфей (Мф. 3:13-17), Марк (Мк. 1:9-11), Лука (Лк. 3:21-22)). Это связано, прежде всего, с тем, что Спаситель начал общественное служение после Своего Крещения. Но наиболее подробно это событие описано у евангелиста Матфея. Именно поэтому на Божественной Литургии читается отрывок из этого Евангелия в праздник Богоявления. В особой последовательности все праздники церковного года в Православной Церкви раскрывают верующим «тайну домостроительства спасения человека»[1]. Хотя уже в…
Божественная триада «неисчислима». Между бытием Троицы и небытием нет иного принципа существования, кроме троичного, утверждает о. Павел Флоренский, и поэтому человеческая мысль, принимая откровение, распинается для того, чтобы возродиться в единственном трисолнечном свете истины. И этот свет совершенно трансцендентен всякому философскому представлению. Бог, являясь «одновременно монадой и триадой», оказывается выше математического числа: нельзя сосчитать или перечислить божественные Лица. Божественная триада «неисчислима». В высшей степени характерным фактом является то, что среди разных ересей именно тринитарная ересь была наиболее сурово осуждена церковью, так как надрывала самые основы всякой истины. Естественное стремление разума всегда хотел свести тайну троицы или к единству одной сущности…
Позднеантичные учения о душе связаны с представлениями о чувственно-телесном Космосе. Это вызвано тем, что именно на уровне "души" происходит непосредственный контакт умопостигаемых начал с видимым миром. Душа является для низшего принципом жизни, факт ее бытия имеет отношение к телу, хотя она, несомненно, и превосходит свое "вместилище". Космос, этот "четвертый" момент в триадических картинах мира, является осуществлением всех предшествующих иерархических уровней, но именно как одушевленный Космос. Поэтому «душевное» всегда связано с «телесным» в позднеантичных концепциях. Нас же будет интересовать философская концепция души у самого именитого мыслителя поздней античности – Плотина. Философский язык Плотина формировался на основе текстов Платона и его ближайших…